Жилищно-коммунальное хозяйство. Водный налог характеристика

Водный налог характеристика

Дата документа 29.05.2019
Метки Методика

СОБСТВЕННЫЕ СКВАЖИНЫ С УЧЕТОМ ВОДНОГО НАЛОГА

Практически все природные источники воды, используемые для целей водоснабжения, можно разделить на две основные группы — поверхностные источники и подземные источники. К подземным источникам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Как правило, подземные источники водоснабжения отличаются более стабильными характеристиками качества воды и относительной защищенностью от загрязнения с поверхности.
Для забора воды в водопроводные системы используются разнообразные водозаборные сооружения — скважины, колодцы, галереи и иные гидротехнические сооружения. Такие сооружения, в частности скважины, имеются на балансе организаций жилищно-коммунального хозяйства. Как правило, такими организациями являются организации водопроводно-канализационного хозяйства.
О том, как учитываются скважины, мы расскажем в этой статье. Также остановимся на вопросах исчисления и уплаты водного налога.

Скважина водозаборная — это разведочно-эксплуатационная скважина, предназначенная для добычи воды из водоносного горизонта, глубина которой зависит от глубины залегания водоносных горизонтов, в которых и находится артезианская вода. Водозаборная скважина является подземным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения на водозаборных сооружениях, которые более известны как водозаборный узел.
Водозаборные узлы состоят из целого ряда объектов: артезианских скважин с погруженным водоподъемным оборудованием, павильонов с емкостями, в которых хранится пожарный или хозяйственно-питьевой запас с насосным оборудованием, объектов водоподготовки для доведения качества воды до норм питьевой воды, насосной станции для поддержания давления и подачи воды потребителю в требуемом объеме, узла учета воды из водосчетчиков. Водозаборные узлы оснащены также контрольно-измерительными приборами и автоматикой, которые следят за работоспособностью оборудования, регулируют расход воды, ведут журналы изменений характеристик — уровней, расхода воды, аварийных ситуаций и тому подобное.
Большие водозаборные сооружения могут иметь и собственную инфраструктуру, в частности, электрическую подстанцию, газораспределительную подстанцию, котельную, диспетчерский пункт.

Итак, водозаборная скважина — это скважина для забора подземных вод. Как учитываются скважины?
Обратимся, прежде всего, к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. N 2019-ст, а также к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 (далее — Классификация основных средств). В соответствии с названными документами скважина водозаборная по коду 220.42.21.13.110 относится к сооружениям и включается в шестую амортизационную группу, куда входит имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

В целях бухгалтерского учета водозаборная скважина относится к объектам основных средств и амортизируемому имуществу, что подтверждает Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 г. N А33-357/2008-03АП-2829/2008.
Единые требования к бухгалтерскому учету установлены, как Вы знаете, Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные пунктом 6 статьи 21 Закона N 402-ФЗ, рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2020 гг. утверждена Приказом Минфина России от 18.04.2019 г. N 83н. Предполагаемая дата вступления в силу для обязательного применения стандарта «Основные средства» — 2020 год.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные до его вступления в силу, то есть до 01.01.2013 г., причем положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Характеристика федеральных налогов

Вернуться назад на Федеральные налоги

Федеральные налоги — это налоги, устанавливаемые федеральным законами. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг), налог на прибыль, налог на доходы от капитала, НДФЛ, ЕСН, государственная пошлина, таможенная пошлина и сборы, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

Основной формой прямого налогообложения является налог на прибыль. В зависимости от плательщиков налога он подразделяется на два вида:

– с юридических лиц;
– с физических лиц.

Налог на прибыль имеет определённую ставку – 24%.

Подоходный налог – основной прямой налог с физических лиц. Плательщиками налога являются физические лица независимо от возраста, гражданства и других признаков, имеющие самостоятельный источник доходов.

Объектом налогообложения являются: совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (состоящий из месячных совокупных налогооблагаемых доходов), полученный из разных источников. Подоходный налог из совокупного налогооблагаемого дохода граждан по месту основной работы исчисляется в размере 13%.

Налог на добавленную стоимость является видом универсального акциза, который устанавливается по единой ставке ко всему обороту. Это основной вид косвенного налогообложения, который обеспечивает основную массу налоговых поступлений в бюджет. Его налоговая база – стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара.

Добавленная стоимость (прирост стоимости) включает заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт и др. В цену товара входит общая сумма НДС, внесенная производителем на всех стадиях продвижения товара к потребителю; таким образом, потребители являются плательщиком (носителем) этого налога.

В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности НДС выступает как один из наиболее эффективных фискальных инструментов. Это определяется тем, что НДС присуща высокая эластичность: изменение конъюнктуры рынка и уровня цен мало отражается на налоговой базе, поскольку НДС устанавливается в виде процентной надбавки к цене. Плательщиком НДС являются все юридические и физические лица, осуществляющие от своего имени производственную или иную предпринимательскую деятельность.

Объект налогообложения. В НДС различают номинальный и реальный объект налогообложения. Номинальный, по определению законодательством – это выручка от реализации товаров, работ, услуг. Реальным объектом налогообложения является добавленная стоимость – т.е. сумма заработной платы и прибыли, поскольку при уплате налога вычитается та его сумма, которая была уплачена плательщиком своим поставщикам.

Порядок исчисления и уплаты. НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется как разница между суммой НДС с реализации товаров, работ и услуг, и суммой НДС в приобретенных материальных ресурсах, энергии, оплаченных услугах и т.п.

НДС уплачивается в бюджет декларациями и месячными платежами в зависимости от среднемесячной суммы налога (НДС может уплачиваться и ежеквартально).

Акцизный сбор. Он является видом специфических акцизов, которые устанавливаются по индивидуальным ставкам для каждого товара.

Акциз – это косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары, который включается в виде надбавки в цену товара и оплачивается в конечном итоге потребителем товара, а не его производителем.

Плательщиками акцизного сбора являются отечественные производители подакцизных товаров и субъекты, которые импортируют или реализуют эти товары.

Объектом налогообложения являются: обороты с реализации подакцизных товаров, а для импортных – их таможенная стоимость.

Ставки акцизного сбора устанавливаются в процентах и твердых размерах. Процентные ставки применяются относительно к объему реализации в ценах, включающих акцизный сбор. Твердые ставки установлены в Евро на единицу товара либо определенную величину его измерения.

Исчисление и уплата акцизного сбора осуществляется двумя методами. Для вино-водочных и табачных изделий установлена уплата налога с помощью специальных акцизных марок. Для остальных товаров исчисление акцизного сбора осуществляется по установленным ставкам к объему реализации за соответствующий период.

Единый социальный налог (платежи в ФСС, ФФОМС, ТФОМС, ПФ). Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов.

Региональные являются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

• Налог на имущество организаций, уплачивают следующие субъекты:

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.).

Не являются объектами налогообложения:

•земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы;
•имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Налоговый период — календарный год. Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Напоминаем, что в России прекратили действовать игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не имеющие разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне. Налоговая база — определяется по каждому объекту налогообложения отдельно. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.

Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса.

Налоговый период — календарный месяц.

3.Транспортный налог; Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а также физические лица, которым переданы транспортные средства на основании доверенности. Налоговый период — календарный год.

Так же к региональным налогам и сборам можно еще отнести:

– налог на недвижимость;
– дорожный налог;
– налог с продаж;
– региональные лицензионные сборы.

Местными являются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

1. Земельный налог: Налогоплательщики земельного налога организации и физические лица, имеющие земельные участки:

• на праве собственности;
• на праве постоянного (бессрочного) пользования;
• на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица за земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды.

Для всех физических лиц — налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 394 НК РФ принятые ставки за земли, находящиеся в пределах границ муниципальных образований, не могут превышать:

— 0,3%
а) за земельные участки, отнесенные к землям сельхоз назначения или в составе зон сельхоз использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,
б) за участки, занятые жилищным фондом и его объектами инженерной инфраструктуры, а также за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства,
в) за земельные участки, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства;
— 1,5% — за прочие земельные участки.

За земельные участки, приобретенные в собственность для жилищного строительства, в т.ч. для индивидуального, суммы налога рассчитываются с учетом коэффициентов, значения которых зависят от сроков проектирования и строительства. Муниципальные образования могут установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.

2. Налог на имущество физических лиц. Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Уплачивают налог в соответствии с налоговым уведомлением, утвержденным Приказом ФНС РФ N ММВ-7-11/479. В случае общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Налог исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Так же выделяют:

– налог на рекламу;
– налог на наследование или дарение;
– местные лицензионные сборы.

Налоговый доход
Налоговый кодекс РФ
Налоговый контроль
Налоговый учет
Налоговое обязательство

Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2012 году»

5.2.1. Водный налог и платежи за пользование водными объектами и платежи за негативное воздействие на эти объекты

В соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд. руб., 2006 г. – 14,3 и в 2007 г. – 14,8 млрд. руб. В 2008 г. эта величина уменьшилась до 13,0 млрд. руб., а в 2009 г. – до 8,1 млрд. руб. В 2010 г. поступления от водного налога в федеральный бюджет составили менее 6,2 млрд. руб., в 2011 г. – 3,9 млрд. руб., а в 2012 г. – 2,8 млрд. руб. (табл. 5.5 и рис. 5.1-5.2).

Администратором водного налога являлась и продолжает оставаться Федеральная налоговая служба России.

Данный налог полностью перечисляется в федеральный бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом обеспечивает государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Таблица 5.5 – Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного водопользования

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Млрд. рублей
Всего поступлений в доходную часть бюджета 14,79 15,45 15,79 14,33 15,22 14,65 14,52
в том числе: водный налог 14,25 14,84 13,02 8,09 6,17 3,86 2,76
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 0,01 2,13 5,47 8,29 9,88 10,81
платежи за негативное воздействие на водные объекты* 0,54 0,60 0,64 0,77 0,76 0,91 0,95
% к налогам, сборам и регулярным платежам за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами
Всего поступлений в доходную часть бюджета 1,24 0,99 0,91 1,34 1,04 0,69 .
в том числе: водный налог 1,19 0,95 0,75 0,76 0,42 0,18 .
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности 0,00 0,12 0,51 0,57 0,47 .
платежи за негативное воздействие на водные объекты [*] Данные рассчитаны, исходя из общей суммы соответствующих платежей, поступивших в бюджеты различных уровней управления, на основе материалов Росстата (без учета платежей небольших водопользователей). Общая сумма соответствующих платежей по всем объектам-природопльзователям по предварительной оценке в 2012 г. несколько превышала 1 млрд. руб. 0,045 0,04 0,04 0,07 0,05 0,04 .

Одновременно, в соответствие со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. было предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как и порядок расчета и взимания этой платы регулируются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления.

Рисунок 5.1 – Динамика поступлений в федеральный бюджет доходов от платного водопользования в России, млрд. руб.

Рисунок 5.2 – Динамика поступления платы за пользование водными объектами в России, млрд. руб.

Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов. При этом уточнение и развитие процесса администрирования систематически продолжается. В частности, в 2010 г. вышел приказ Агентства «О порядке организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (от 30.09.2010 г. № 263).

Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении одного и того же водопользования по одному и тому же водному объекту.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 876 (с последующими дополнительными изменениями), а порядок расчета соответствующих платежей – Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 764.

В 2007 г. суммарная величина поступлений в федеральный бюджет в качестве платы за пользование водными объектами предполагала незначительную величину. Фактическое поступление оказалось на уровне 9 млн. руб. В 2008 г. величина платежей за пользование водными объектами составила уже более 2,1 млрд. руб., а в 2009 г. – почти 5,5 млрд. руб. В 2010 г. рассматриваемая величина была на уровне 8,3 млрд. руб., в 2011 г. – 9,9 млрд. руб., а в 2012 г. она составила уже 10,8 млрд. руб. (см. табл. 5.5 и рис. 5.1).

Абсолютная часть данных поступлений приходится на саму плату по договорам водопользования, а порядка 1% – на пени, штрафы за превышение допустимого объема забора воды и плату по аукционам.

Таким образом, суммарная величина доходов федерального бюджета в виде водного налога и платежей по договорам за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, составила в 2006 г. около 14,3 млрд. руб., в 2007 г. – 14,8 млрд. руб., в 2008 г. – свыше 15 млрд. руб., в 2009 г. – 13,6 и в 2010 г. – порядка 14,5 млрд. руб. В 2011 г. эта сумма составила 13,7 млрд. руб., а в 2012 г. – 13,6 млрд. руб.

Следует отметить, что в общей сумме доходов федерального бюджета суммарные поступления от платного водопользования в последние годы составляли в среднем менее 0,2% (в 2012 г. – 0,1%). По отношению к совокупным поступлениям от налогов, сборов и платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами водный налог и соответствующие платежи в последние годы находились в пределах 1 % (в 2012 г. – 0,6%).

Примечание – Анализируя динамику поступлений в бюджет доходов от платного водопользования, следует учитывать, что в соответствии с Водным кодексом 2006 года часть полномочий в области водных отношений предана уполномоченным органам власти субъектов Российской Федерации, в том числе – предоставление права пользования водными объектами (за исключением водохранилищ). Таким образом, начиная с 2007 г., администраторами платы за пользование водными объектами по заключаемым договорам водопользования являются не только федеральные, но и региональные органы власти. Учитывая, что 100% указанных платежей подлежит перечислению в федеральный бюджет, качество реализации переданных полномочий органами власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения собираемости доходов требует отдельного анализа.

Значительный рост объема поступившей платы за пользование водными объектами во многом обусловлен досрочным прекращением частью предприятий пользования водными объектами на основании лицензий (т.е. связано с уплатой водного налога) и приобретения ими права пользования этими объектами на основе договоров водопользования (с перечислением в доход федерального бюджета платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности).

Около двух третей всех бюджетных доходов от платы за пользование водными объектами в 2008 г. приходилось на платежи водопользователей в зоне деятельности Енисейского (33%), Донского (17%) и Ниже-Волжского (12%) бассейновых водных управлений. В 2009 г. лидировали Енисейское БВУ – 27%, Нижне-Волжское БВУ – 12% и Донское БВУ – 9%. В 2010 г. объекты в зоне ответственности Енисейского БВУ обеспечили поступление 21% общего объёма платежей, Нижне-Волжского БВУ – 12% и Двинско-Печерского БВУ – 10%, а в 2011 г. – соответственно 21%, 15% и более 8%. Таким образом, концентрация всех платежей по стране в этих трех бассейновых водных управлениях ощутимо снизилась – с 62% в 2008 г. до 43% в 2010 г. и 44% в 2011 г.

За четыре года суммарный объем поступлений в федеральный бюджет от платного водопользования незначительно увеличился в ценах соответствующих лет – с 14,3 млрд. руб. в 2006 г. до 14,5 млрд. руб. в 2010 г. В 2011 и 2012 гг. этот объем уменьшился до соответственно 13,7 и 13,6 млрд. руб. Одновременно в 2007-2012 гг. общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта, возрос примерно в два раза. Таким образом, в реальном исчислении объем соответствующих налогов и платежей (оцененный по возможности их дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода их «покупательной» способности) уменьшился почти наполовину. Перспективы и порядок упорядоченной индексации водного налога и соответствующих платежей обсуждаются заинтересованными органами.

В 2010 г. свыше трех четвертей поступлений от платежей за пользование водными объектами приходилось на забор воды, используемой в производственных целях и на нужды населения, около 22% – на использование воды для целей гидроэнергетики. В 2011 г. эти доли были на уровне почти 81% и около 18,5%, а в 2012 г. – соответственно 85% и около 14%.

Как уже отмечалось выше, доля налога и платежей за использование акватории водоемов, не связанного с изъятием воды, а также пеней, штрафов, поступлений от аукционов была и остается весьма незначительной (порядка 1%). При этом обращают на себя внимание факты как ограниченности участков, поступающих в аренду, так и незначительности взимаемых при этом средств. Об их величине можно судить, в частности, по результатам открытых аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования.

Например, в середине 2012 г. по Камскому бассейновому водному управлению был выставлен на аукцион участок Камского водохранилища площадью 0,000603 км 2 (т.е. 603 м 2 ) с начальной ценой предмета аукциона 80 коп. и шагом аукциона в 4 коп. Размер задатка для участия в аукционе – 20 коп.

По Невско-Ладожскому БВУ на аукцион выставлялся участок Финского залива (бухта Изгибина) площадью 0,000672 км 2 ( 672 м 2 ) с начальной ценой в 1,2 руб., шагом – 0,1 руб. Задаток по условиям аукциона не требовался. По этому же бассейновому управлению был выставлен участок Онежского озера (в г. Петрозаводске) площадью 0,002 км 2 ( 2000 м 2 ). Стартовая цена была установлена на уровне 3,4 руб., шаг аукциона – 0,17 руб. Задаток также не требовался.

Как уже указывалось, роль водного налога и платежей за пользование водными объектами среди всех доходов федерального бюджета остается весьма незначительной. При этом зачастую темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений превышают темпы увеличения поступлений от водного налога в совокупности с платежами за пользование водными объектами. Заметна также небольшая колебательная тенденция в области отношения водного налога и водных платежей к общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами.

Водный налог, как и платежи за пользование водными объектами, не являются единственными источниками бюджетных доходов от водопользования. В частности, в 2005-2010 гг. в бюджеты всех уровней управления ежегодно поступало от 3 до 4 млрд. руб., в 2011 г. – более 4,5 и в 2012 г. – около 5 млрд. руб. платежей за негативное воздействие на водные объекты, т.е. за их загрязнение вредными веществами (табл. 5.6). При этом несколько сотен миллионов рублей (в 2009-2012 гг. – порядка 800-950 млн. руб.) ежегодно перечислялись в федеральный бюджет.

Таблица 5.6 – Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты в Российской Федерации, в бюджеты всех уровней управления, в текущих ценах [*] По данным Росстата. Без учета небольших (мелких) хозяйственных объектов, платежи которых составляют по оценке 6-8% от общей суммы рассматриваемых выплат.

Платеж 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, млн. руб. 11745 11995 14671 17547 17000 19780 19155 29742
в % к 2005 г. 100 102 125 149 145 168 163 253
в том числе: платежей за негативное воздействие на водные объекты — всего, млн. руб. 3219 2691 2981 3193 3858 3788 4558 4743
в % к 2005 г. 100 84 93 99 120 118 142 147
из них: в пределах нормативов загрязнения, млн. руб. 1309 932 954 996 1227 1255 1798 1347
в % к 2005 г. 100 71 73 76 94 96 137 103
за сверхнормативное загрязнение, млн. руб. 1910 1759 2027 2197 2631 2533 2760 3396
в % к 2005 г. 100 92 106 115 138 133 145 178

Данные, более подробно характеризующие рассматриваемые платежи в отраслевом разрезе, представлены в табл. 5.7.

Таблица 5.7 – Платежи за негативное воздействие на водные объекты по видам экономической деятельности в России, в ценах соответствующих лет, млн. руб. (по данным Росстата) [*] Без учета небольших (мелких) объектов. Суммарно по платежам за сброс вредных веществ в пределах нормативов и за сверхнормативный сброс этих веществ.

79

Вид деятельности (отрасль) 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Всего 2691 2981 3193 3858 3788 4558 4743
в том числе по предприятиям (организациям): сельского хозяйства, охоты и представление услуг в этих областях
добычи полезных ископаемых 419 290 277 510 418 418 531
обрабатывающих производств 1063 965 996 1260 1025 1340 1294
производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды 310 311 655 514 535 523 932
водопроводно-канализационного хозяйства (забор, распределение и очистка воды и удаление и обработка сточных вод) 559 795 738 768 1140 1567 1278
транспорта и связи 136 101 85 260 212 247 246

Анализ имеющихся данных свидетельствует, что в целом платежи за негативное воздействие на окружающую среду за последние годы в стране ощутимо возросли. В тоже время платежи за негативное воздействие на водные объекты имели колебательный характер – снижение в 2006-2007 гг. и постепенный рост в 2008-2009 гг. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечено повторное и небольшое снижение объема этих платежей. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом отмечен рост данного показателя как в номинальном, так и в физическом объеме (с поправкой на фактическую инфляцию). В 2012 г. отмечен незначительный рост величины рассматриваемых платежей в номинальном исчислении, который по оценке отставал от среднего роста цен в стране.

Обращает внимание тот факт, что колебательная (во многом маятниковая) тенденция была характерна как для выплат за вредное воздействие в пределах нормативов, так и сумм, выплаченных за сверхнормативное загрязнение водных ресурсов.

Примечание. Причинами данного явления могут одновременно служить сразу несколько факторов – от общего экономического кризиса до регулирования рассматриваемых платежей, а также от согласованного с природоохранными и иными органами снижения фискальной нагрузки на объекты, осуществляющие водоохранные и водосберегающие мероприятия, и реструктуризации платежей до изменений в нормировании, корректировок в статистическом учете и изменений в охвате единиц статнаблюдения и др.

В этой связи было бы целесообразно в ближайшее время организовать дополнительный, целевой и более детальный анализ, подробно и пофакторно раскрывающий соответствующие причинно-следственные связи.

Следует учитывать, что динамика анализируемых платежей представлена в ценах соответствующих лет, т.е. с учетом ежегодно проводимой индексации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако эта индексация далеко не полностью соответствует реальному росту цен в стране (см. об этом далее).

Имеющиеся статистические и аналитические материалы свидетельствуют как о стабильности, так и об изменениях отраслевой структуры рассматриваемых платежей в конце первого – начале второго десятилетия XXI в.

В частности, доля объектов, относящихся к видам экономической деятельности – «сельское хозяйство, охота и представление услуг в этих областях», «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «транспорт и связь», «производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», а также водопроводно-канализационное хозяйство («сбор, очистка и распределение воды» плюс «удаление и обработка сточных вод») – в общей сумме платежей в 2011 г. по сравнению с 2006 г. практически не изменилась. И в том, и в другом году эта доля превышала 90%. Однако, внутри этой ограниченной группы отраслей наблюдаются определенные подвижки. В частности, доля объектов коммунального водопровода и канализации возросла с 21% в 2006 г. до более 34% в 2011 г.; в 2012 г. она вновь сократилась до 27%. Одновременно и соответственно колебались доли добывающей и обрабатывающей промышленности.

Динамика анализируемых платежей представлена в настоящем статсборнике (см. раздел «Финансирование водохозяйственной деятельности. Мероприятия по охране водных ресурсов») в ценах соответствующих лет, с учетом ежегодно проводимой индексации ставок платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду в целом и на водные объекты в частности, установленные в 2003 г. специальным постановлением Правительства страны, были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, установленные в 2005 г. аналогичным целевым постановлением Правительства сраны – с коэффициентом 1,15. В бюджете на 2011 г. эта индексация составила соответственно 1,93 и 1,58; в бюджете- 2012 г. – 2,05 и 1,67; в бюджете-2013 – 2,20 и 1,79 (рис. 5.3 и 5.4).

Рисунок 5.3 – Соотношение между индексацией нормативов платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленных в 2003 г., и фактической динамикой цен в России ( 2003 г. = 1)

Рисунок 5.4 – Соотношение между индексацией нормативов платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленных в 2005 г., и фактической динамикой цен в России ( 2005 г. = 1)


Как показывают расчеты, масштабы индексации в 2003-2008 гг. значительно отставали от реальной динамики цен на товары и услуги. При этом «вилка» расхождений от года к году нарастала. В 2009 г. удалось несколько переломить ситуацию, главным образом, из-за замедления темпов роста цен в целом по Российской Федерации. Однако, в 2011-2012 гг. положение вновь ухудшилось.

В результате вместо 100 руб. платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду (в т.ч. за загрязнение водных объектов), выплаченных в 2003 г., в 2009 г. в реальном исчислении было выплачено в среднем лишь 67 руб. То есть данные платежи потеряли порядка трети своего «веса». К концу 2010 г. это соотношение по оценке несколько улучшилось: 100 руб. платежей 2003 г. составляли примерно 72 руб. в «ценах» 2003 г. Однако, в 2011-2012 гг. инфляционное влияние усилилось. В результате упомянутые 100 руб. составляли на конец 2012 г. всего лишь порядка 66 руб. в «ценах» 2003 г.

Примерно такая же ситуация складывается в отношении индексации платежей по ставкам, утвержденным в 2005 г. (см. рис. 5.3).

Все вышеизложенное свидетельствует, что значение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в целом и за негативное воздействие на водные объекты, в частности, в качестве инструмента, стимулирующего природо/водоохранную деятельность, или значительно снижалось, или росло запаздывающими темпами. Однако повышение этой роли сопряжено с решением как общих проблем действующего эколого-экономического механизма, так и вопросов в области водного налога/платежей за использование водных объектов. В первую очередь это касается необходимости адекватного повышения тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения (сдерживание их неоправданного роста), а также регулирование влияния на общий рост цен (особенно по отдельным видам деятельности и некоторым регионам страны).

Приведенные замечания свидетельствуют о том, что экономические регуляторы водопользования должны дополняться другими инструментами, в том числе нерыночного характера. Последнее должно быть связано с прямым увеличением бюджетного финансирования, придания этому увеличению необратимого, обязательного, повсеместного и строго контролируемого характера. Определенное участие в целевом финансировании водохозяйственных и водоохранных мероприятий обязаны также нести негосударственные предприятия и организации (например, на кооперационной основе и с долевым финансированием строительства коммунальных сооружений по очистке сточных вод).

Как уже отмечалось, требуется организация более детальных прикладных исследований в рассматриваемом направлении. Это диктуется, в том числе, предполагаемым резким возрастанием платежей за негативное воздействие на окружающую среду, возможным расширением страхования от чрезвычайных ситуаций из-за вредного воздействия вод, созданием системы государственно-частного партнерства (ГСЧ) в водопроводно-канализационном хозяйстве крупных городов и появлением иных новационных факторов.

Основные принципы уплаты водного налога и налога на лодочный мотор в 2019 году

В статье будет рассказано о налогах, связанных с водными ресурсами. В первую очередь, речь пойдет о водном налоге, который обязаны уплатить все организации и ИП, использующие водные ресурсы РФ. Далее будут рассмотрены нюансы уплаты налога на лодочный мотор.

Водный налог 2019 года

Водный налог в России является обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют государственные водные ресурсы для забора воды или использования акваторий, а также для обеспечения гидроэнергетики и сплава древесины. В последнем случае исключение будет составлять лесосплав в плотах и кошелях.

Водный налог за 2019 год будет рассчитываться, как и в прежние отчетные периоды, ориентируясь на отдельные виды водопользования, а также на ставки, установленные на различные водные объекты. В случае, если организация или предприниматель пользуется несколькими видами водных объектов с разными ставками, то налог будет рассчитываться с учетом использованных кубометров с каждого водного объекта.

Для предпринимателей, которые занимаются забором воды, налоговой базой является объем кубометров, подсчитанный специальными водоизмерительными приборами. В том случае, если данные приборы отсутствуют, налоговая база будет исчисляться, ориентируясь на время работы и производительность имеющихся технических средств. Еще одним, дополнительным вариантом, является учет норм водопотребления.

При работе с акваторией налог будет начисляться, исходя из площади водного пространства, которое предоставляется согласно лицензии. В случае отсутствия лицензии, будут учитываться материалы соответствующей документации.

При использовании водных объектов для гидроэнергетики используется несколько другая схема, а именно: подсчитывается количество выработанной электроэнергии, но при условии, что деятельность проводилась без забора воды.

Отдельным пунктом идет сплав древесины в плотах и кошелях, который определяется от использования акватории. А точнее, рассчитывается объем древесины и расстояние, на которое она сплавляется. Полученные показатели умножаются друг на друга и делятся на 100. Именно эта формула используется при подсчете налога в данном случае.

Довольно часто возникают вопросы относительно принадлежности водного налога. Многие не могут разобраться, является этот сбор региональным или все-таки федеральным.

Итак, если посмотреть налоговое законодательство, то все вопросы сразу отпадают, поскольку в главе 25.2 Налогового кодекса прописано, что это федеральный налог. Следовательно, сбор за использование воды организации и ИП перечисляют в федеральную казну.

В настоящее время налоговые периоды не отличаются от предыдущих лет и по-прежнему придерживаются поквартальной оплаты. Декларация подается в срок, установленный для уплаты сбора. И этим он отличается от остальных налоговых сроков, к которым многие уже привыкли. Однако несвоевременное представление отчетности и уплаты платежей несет такую же административную ответственность, как и в остальных случаях.

Налог на моторные лодки в 2019 году

Еще одним налогом для работающих с водной стихией является налог на моторные лодки. К слову, этот сбор относится к региональным сборам, а не к федеральным. Кроме того, он распространяется не только на организации и ИП, но и на физических лиц, которые являются владельцами водного транспорта, подходящего под характеристики налогообложения.

Налог на водный транспорт распространяется на следующие категории: теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, буксируемые судна и другие транспортные средства, зарегистрированные в соответствующем порядке.

Корреспондент информационного агентства «Экспресс-Новости» обращает внимание читателя, что полного перечня налогооблагаемых объектов в законодательстве по-прежнему нет, поскольку НК РФ подчеркивает тот факт, что перечень водного транспорта имеет открытый характер. Следовательно, определять объект необходимо с учетом терминов и понятий определенных отраслей законодательства.

В той же статье, которая относится к перечню налогооблагаемых объектов (ст. 358 НК РФ), во втором пункте перечисляются объекты, освобожденные от данного сбора. В первую очередь, это лодки с веслами и двигателями до 5 лошадиных сил. Также к данному списку будут относиться промысловые морские и речные суда, стационарные плавучие платформы и морские передвижные буровые установки. Не платят сбор и предприниматели, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов на морских или речных судах, приобретенных в собственность.

Как уже говорилось выше, налог региональный, а потому, все владельцы водных транспортных средств должны регулярно уточнять информацию об изменении налоговой ставки, которая зависит от региона проживания гражданина. Кроме налоговой ставки, необходимо уточнить и характеристики, от которых зависит сумма налога. Согласно законодательству, плательщиками в данном случае будут являться те, на чье имя зарегистрирована лодка или судно.

Для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уведомление о начисленном налоге присылает ФНС. Уплатить сбор, согласно уведомлению, гражданин обязан не позднее 1 июня следующего за налоговым периодом года.

А вот организации используют авансовую систему уплаты сбора. Аванс вносится после каждого квартала. Крайним сроком авансового взноса является последний день месяца, следующего за каждым отчетным периодом. Итоговая сумма сбора исчисляется, учитывая данные, указанные в декларации, и должна быть выплачена организацией не позднее 10 февраля года, который следует за налоговым периодом.

Как не переплачивать налог на лодочный мотор в 2019 году

  1. Двойная оплата налога

Хотя законодательство изменило правила уплаты налога еще в 2013 году, до сих пор некоторым могут прийти 2 квитанции. Конечно, учитывая прошедшее время, такие ошибки крайне редки. Но все же, если они случаются, стоит знать, как решается вопрос двойной оплаты налога. Дело в том, что раньше сбор уплачивался по месту регистрации судна, а теперь он платится по месту регистрации владельца.

Поэтому, если плательщик получил 2 квитанции, ему необходимо подать заявление в налоговую службу о перерасчете. Однако, если налог уже уплачен по обеим квитанциям, то придется подавать заявление либо лично, либо заказным письмом. Также можно воспользоваться электронной формой заявления на сайте nalog.ru, но для этого необходимо подтверждение личности электронной подписью.

  1. Налог на проданную лодку
  2. Учитывая, что выплачивается налог за предыдущий год владения транспортным средством, все чаще бывают случаи, когда приходят квитанции на уже проданную моторную лодку. В такой ситуации стоит известить сотрудников ФНС о продаже, подтвердив свое заявление договором купли-продажи и судбилетом, где четко прописана дата снятия с учета.

    В случае, если вы стали обладателем квитанции на несуществующую лодку, необходимо написать соответствующее письмо в налоговую службу, для исключения плавсредства из списка налогооблагаемых объектов. При получении данного письма инспектор ФНС в течение 30 дней проверяет информацию в ГИМС и вносит соответствующие поправки. После чего гражданина извещают о внесенных изменениях в письменной форме.

    Смотрите еще:  Формула изобретения Текст научной статьи по специальности - Государство и право. Германский патент