ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. Налог за паевые земли

Часть вторая НК РФ в редакции №239 от 25.12.2019

Глава 31 НК РФ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Ст.387 Общие положения

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Ст.388 Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Ст.389 Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) утратил силу с 1 января 2013 года.

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Ст.390 Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Ст.391 Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

4. Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2019 года.

6. Утратил силу с 1 января 2019 года.

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Ст.392 Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности

1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Ст.393 Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе не устанавливать отчетный период.

Ст.394 Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Ст.395 Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

Смотрите еще:  Приговор суда по ч. Статья 327 ук рф часть 2

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Ст.396 Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Утратил силу с 1 января 2011 года.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11 — 13. Утратили силу.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Ст.397 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Ст.398 Налоговая декларация

1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

2. Утратил силу с 1 января 2011 года.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Изучить основные положения этого документа Вы можете при помощи слайдов, на которых информация представлена в сжатом виде с применением схем и практических примеров.

© 2014-2019. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон: +7 (952) 288-61-20

E-mail: [email protected]

Вложился в ПИФы, есть вопросы

Я уже год — клиент крупной управляющей компании. Дважды в месяц перевожу туда часть дохода и покупаю паи ПИФов. Есть ряд вопросов:

  1. Я покупаю паи через сайт УК . Оплачиваю в интернет-банке. В личном кабинете есть сведения о покупке паев, но бумажных документов у меня нет. Можно ли получить документальные подтверждения того, что я клиент этой УК и владелец паев?
  2. Как мои наследники в случае чего получат эти паи? И что они получат, паи или деньги за них по текущей стоимости?
  3. Как удерживаются налоги при погашении паев, в том числе при частичном погашении (не все сразу)?
  4. Могут ли у меня забрать паи, например, за долги или штрафы по аналогии с принудительным списанием денег с банковского счета?

Артем, для начала отмечу, что регулярное инвестирование части дохода — хорошее решение, повышающее шансы на успех. Теперь по порядку отвечу на вопросы о ПИФах.

Как подтвердить, что вы купили ПИФ

У каждого ПИФа есть регистратор — юридическое лицо с особой лицензией, которое ведет реестр пайщиков и учитывает все операции с паями.

По любой операции с паями, будь то приобретение, обмен или погашение, регистратор формирует подтверждающий документ — уведомление. Если проводить операции с паями в офисе УК или ее агента, бумажные уведомления придут в офис или на ваш почтовый адрес. Раз вы покупаете паи в личном кабинете на сайте, бумажные документы УК может и не прислать, ограничившись электронными уведомлениями.

Если вам нужны уведомления на бумаге с печатями и подписями, обратитесь в управляющую компанию. Сообщите УК , за какой период вам нужны уведомления и по каким фондам, на какой почтовый адрес отправить письмо.

Так выглядит бумажное уведомление о покупке паев

Можно также запросить выписку о состоянии лицевого счета. В ней будет указано, какие паи у вас есть.

По ст. 1112 ГК РФ , наследуются вещи и другое имущество. Паи ПИФа — ценные бумаги, это тоже имущество.

Можно включить паи в завещание. Либо наследники могут получить их, пройдя обычную процедуру принятия наследства. Понадобится свидетельство о праве на наследство, его может оформить нотариус. Он же может сделать запрос в УК и узнать точное количество паев, которые оформлены на ваше имя.

Наследник должен подать в управляющую компанию заявление с просьбой переоформить паи на него в связи с вашей смертью. В заявлении необходимо указать, в каких ПИФах есть паи, сколько паев причитается наследнику. Надо приложить свидетельства о смерти пайщика и о праве на наследство — оригиналы или заверенные копии.

Через несколько дней после получения заявления регистратор управляющей компании должен переоформить паи на имя наследника. Наследник получит паи, а не деньги. После этого наследник может обратиться в УК , погасить паи и получить деньги за них на свой банковский счет, а может и дальше владеть паями, если захочет.

Хорошая идея — составить завещание и перечислить в нем все имеющиеся у вас активы. Ну или хотя бы скажите наследникам, в каких банках и УК есть ваши деньги и ценные бумаги и в каком количестве. Это упростит поиск вашего имущества для наследования.

Как устроено налогообложение ПИФов

С дохода от продажи паев нужно платить налог: 13% для резидентов России и 30% — для нерезидентов. Но есть льготы.

Смотрите еще:  Увольнение по сокращению штата: выплаты и компенсации. Расчет выходного пособия при сокращении штата в 2019

Если владеть паями хотя бы 3 года с даты приобретения, можно не платить НДФЛ с дохода от погашения паев. Эта льгота действует только на паи открытых ПИФов, которые куплены позднее 1 января 2014 года. От НДФЛ можно освободить доход, предельный размер которого считается как число полных лет владения паями ? 3 млн рублей. Иными словами, за 3 года владения от налогов можно освободить доход до 9 млн рублей, за 4 года — до 12 млн и так далее.

Поскольку вы приобретали паи много раз, налоги будут считаться по методу FIFO : купленное первым будет погашено первым. Чтобы не платить НДФЛ , нужно гасить не больше паев, чем вы купили 3 года назад или еще раньше.

FIFO = First In, First Out. В Налоговом кодексе обозначен как ФИФО

В любом случае ваш налоговый агент — управляющая компания. УК рассчитает и удержит НДФЛ при погашении паев, если это нужно. От вас ничего не потребуется.

Имейте в виду, что можно обменять паи одного ПИФа на паи другого в рамках одной УК . Налог платить не нужно, комиссии за это обычно нет, а трехлетний срок для льготного налогообложения при этом считается с даты покупки паев, а не обмена.

Могут ли паи взыскать

Раз паи — это вид имущества, их могут изъять или арестовать, если есть соответствующее решение суда. По долгам владельцев инвестиционных паев взыскание обращается на эти паи.

Правда, федеральный закон об исполнительном производстве предусматривает, что взыскания налагаются в первую очередь на денежные средства, а вот если их не хватило, то на другое имущество. Значит, в случае чего сначала будут списаны деньги с ваших счетов, а если этого недостаточно, то приставы переключатся на паи, ценные бумаги на брокерском счете и прочее.

Чтобы не лишиться паев, вовремя платите по своим обязательствам.

Земельный налог — это налог, определяемый исходя из налогооблагаемой цены земли, который Налогово-таможенный департамент исчисляет на основании полученных от местных самоуправлений данных. Земельный налог поступает в полном объеме в бюджеты единиц местного самоуправления.

1. Кто обязан платить земельный налог

Соответственно Закону о земельном налоге платить земельный налог должны:

1.1. собственник земли или
1.2. если землепользование не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, то земельный налог платит пользователь земли;
1.3. если земля обременена правом застройки, то земельный налог платит застройщик, а не собственник земли;
1.4. если земля обременена пользовладением, то земельный налог платит пользовладелец, а не собственник земли;
1.5. в случае отвода недвижимой вещи, находящейся в государственной или муниципальной собственности, для добычи полезных ископаемых земельный налог уплачивает лицо, получившее право землепользования.

Государство платит земельный налог с находящейся в его собственности земли, в отношении которой представлено либо ходатайство о возврате, замене или её компенсации; либо земля была компенсирована, но никем не была взята в пользование; либо в отношении земли не было представлено ходатайства о возврате, замене или её компенсации и которая никем не была взята в пользование.

2. Объект земельного налога

  • земли, на которой законом или в установленном законом порядке запрещена хозяйственная деятельность;
  • земли природных резерватов и зон специального режима заповедников, а также земли зон специального режима постоянных местообитаний;
  • земли, относящейся к зданиям дипломатических и консульских представительств иностpанных госудаpств или к их частям;
  • земли, находящейся в пользовании иностранного государства или международной организации на основании договора, заключенного между Правительством Республики и иностранным государством или международной организацией;
  • земли под церквями и молитвенными домами приходов;
  • муниципальной земли, расположенной на административной территории соответствующей единицы местного самоуправления, за исключением случая, когда эту землю использует лицо, чье землепользование еще не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, или если эта земля обременена правом застройки или пользовладения;
  • земли под публичными водоемами, водоемами публичного пользования и дорогами публичного пользования;
  • земли, находящейся в пользовании международных военных штаб-квартир;
  • с находящейся в собственности государства земли с целевым назначением земли для общественных строений;
  • земли с целевым назначением земли общего пользования (в т. ч. земли кладбищ).

С земель, установленных Законом об охране природы, таких как зоны с ограниченным режимом природопользования, заказники, земли постоянных местообитаний и земли, относящиеся к зонам с ограниченным режимом природопользования отдельных охраняемых природных объектов, земельный налог уплачивается в размере 50 процентов от ставки земельного налога.

3. Ставка земельного налога

Ставка земельного налога составляет 0,1–2,5 процентов от цены налогообложения земли в год .

Ставка земельного налога с используемых для производства сельскохозяйственной продукции обрабатываемых земель и естественных лугов составляет 0,1–2,0 процента от цены налогообложения земли в год.

Ставки налога устанавливает на своей административной территории собрание местного самоуправления не позднее 31 января года налогообложения. Собрание местного самоуправления может установить ставки налога диференцированно по ценовым зонам в установленных законом пределах. Измененные ставки налога применяются с начала года.

Ставки земельного налога (на эст. языке)

4. Представление местным самоуправлением данных

В случае изменения ставок налога единица местного самоуправления представляет сведения об измененных ставках земельного налога в информационную систему земельного налога (MAKIS) не позднее 1 февраля года налогообложения. Если к установленному сроку измененные ставки не будут представлены, то Налогово-таможенный департамент исчисляет земельный налог по ставкам предыдущего года.

Единица местного самоуправления представляет помимо налоговых ставок к 1 февраля года налогообложения посредством информационной системы земельного налога (MAKIS) в Налогово-таможенный департамент исходные данные, необходимые для вычисления земельного налога.

5. Возникновение налоговой обязанности

Для определения величины налоговой обязанности по земельному налогу Налогово-таможенный департамент берет за основу наличие права собственности или пользовладения по состоянию на 1 января налогового года. Налогово-таможенный департамент выставляет налоговое извещение лицу, являющемуся собственником или пользователем земли по состоянию на 1 января (в пунктах 1.2–1.5 перечисленные лица). При приобретении земли или возникновении права пользования в середине года, у старого владельца или пользователя сохраняется обязанность по земельному налогу до конца года, и налоговая обязанность нового собственника или пользователя земли возникает с 1 января года, следующего за годом приобретения земли или возникновения пользовладения.

6. Льгота по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом

Для получения льготы по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом, необходимо выполнение четырёх условий одновременно п о состоянию на 1 января :

  • лицо должно быть землевладельцем или землепользователем по смыслу ст. 10 Закона о земельном налоге (лица, перечисленные в п. 1.1–1.4 этой инструкции);
  • земля должна использоваться с целью жилой застройки на ней или в качестве приусадебного участка, входящего в состав доходной сельскохозяйственной земли;
  • на земле находится здание;
  • постоянное место жительства землевладельца или землепользователя находится в здании, расположенном на земле, соответственно данным об его местожительстве, которые внесены в регистр народонаселения.
  • Освобождение от уплаты земельного налога можно получить только с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой, в том числе в городе, внутриволостном городе, поселке городского и сельского типа, а также на территории, которая определена по общей планировке единицей местного самоуправления или по уездной планировке уездным старейшиной в качестве территории с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара.

    От уплаты земельного налога освобождены собственники земельной единицы, находящейся в их общей долевой или совместной собственности, на вышеуказанных условиях с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара. Это положение не применяются в отношении собственников квартирной собственности; это обозначает, что в квартирном товариществе рассчитывается освобождение от уплаты налога для каждой квартирной собственности.

    Члены товарищества собственников зданий из числа физических лиц также приравнены к землепользователям. Таким образом, освобождается от уплаты земельного налога земля, используемая под жилую застройку на ней, которая принадлежит товариществу собственников зданий, в пропорциональной части паёв членов товарищества собственников зданий из числа таких физических лиц, место жительства которых соответственно данным об их местожительстве внесено в регистр народонаселения и находится в здании, расположенном на этой земле (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара, в расчёте на каждого члена товарищества собственников зданий, соответствующего названным признакам.

    Землевладелец или землепользователь, названный в ст. 10 Закона о земельном налоге, не должен представлять заявление для получения налоговой льготы. Налоговая льгота рассчитывается автоматически.

    7. Уплата земельного налога

    Земельный налог за землю, расположенную в единице любого местного самоуправления, в размере до 64 евро следует уплатить к 1 апрелю 2019 года. Если сумма земельного налога превышает 64 евро, то к 1 апрелю 2019 года следует уплатить как минимум половину суммы, но не менее 64 евро. Остальную часть земельного налога следует уплатить не позднее чем к 1 октября 2019 года.

    Налогово-таможенный департамент высылает налогоплательщику налоговое извещение о подлежащей к уплате сумме земельного налога не позднее 15 февраля. Пользователю e-maksuamet/e-toll, электронный адрес которого известен налоговому управляющему, извещение о земельном налоге высылается только электронным путем.

    Налог не назначается и налоговое извещение не высылается, если сумма налога ниже 5 евро.

    Налогоплательщик, не получивший налоговое извещение к 25 февраля, обязан известить об этом Налогово-таможенный департамент в течение 30 дней. В этом случае налогоплательщику высылается новое налоговое извещение.

    Если налогоплательщик не получил ни одного платёжного извещения о земельном налоге, то он обязан сообщить в письменной форме или в электронном виде в волостную или городскую управу по месту своего жительства о размере и целевом назначении земли, находящейся в его владении или пользовании.

    Если в платёжном извещении представлены неточные данные о налогоплательщике или его налогооблагаемом землепользовании, то ему необходимо обратиться для уточнения земельных данных в волостную или городскую управу по месту своего жительства.

    Контроль за уплатой земельного налога осуществляет Налогово-таможенный департамент.

    8. Освобождение от земельного налога пенсионера или репрессированного

    Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога как лицо, получающего пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании; так и лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара.

    Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога также репрессированного или лицо, приравненного к нему по смыслу Закона о лицах, репрессированных оккупационными режимами; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле.

    Лицо, получающее пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании, лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность, а также репрессированный или лицо, приравненное к нему, должны представить заявление для получения освобождения от уплаты налога в местное самоуправление.

    9. Поступление земельного налога

    Земельный налог поступает в полном объёме в местное самоуправление.

    Земельный налог — 2019: основы

    Плательщики земналога

    Общие требования. Правила взимания платы за землю в 2019 году практически не были изменены по сравнению с прошлым годом. То есть, как и в 2019 году, плату за землю субъекты хозяйствования — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

    — арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

    В этой публикации сосредоточимся на порядке взимания одной из составляющих платы за землю — земельного налога.

    Этот местный налог, как и в прошлые годы, должны платить (п. 269.1 НКУ):

    собственники земли, то есть владельцы земельных участков или земельных долей (паев);

    постоянные землепользователи, то есть лица, имеющие бессрочное право владеть и пользоваться земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности (ч. 1 ст. 92 ЗКУ). Перечень предприятий, которые приобретают право на постоянное землепользование, определен ст. 92 ЗКУ.

    Если предприятие арендует земельный участок, то уплачивать за него земельный налог оно точно не будет

    А вот является такое предприятие плательщиком другой части платы за землю (арендной платы) или нет, зависит от того, кто является арендодателем. Если это орган местного самоуправления или исполнительной власти, который передал в аренду земли государственной или коммунальной собственности, то однозначно само предприятие должно уплачивать арендную плату в бюджет. О правилах ее начисления и уплаты вы сможете прочитать на с. 15.

    Если же предприятие арендует землю у юридического или физического лица, то оно уплачивает арендодателю указанную в договоре сумму. Такая плата не является налоговым платежом. А потому связывать ее с платой за землю не нужно.

    Земля под многоэтажками. Несколько слов нужно сказать и о том, выступают ли предприятия, владеющие нежилой недвижимостью в многоквартирных домах, плательщикам земналога. Напомним, что в соответствии с п.п. 287.8 НКУ собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земельного налога. При этом уплачивать он должен налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

    В то же время эта норма является исключением из общего правила. Она обязывает уплачивать земналог лиц, которые непосредственно под определение его плательщика не попадают. Как мы сказали выше, плательщиками налога на землю являются собственники земли и землепользователи (п. 269.1 НКУ), а основанием для его начисления являются данные Госземкадастра (п. 286.1 НКУ).

    Поэтому достаточно долго велся спор с фискалами по поводу того, должен ли владелец нежилой недвижимости платить земналог на землю под многоэтажкой, если он не имеет права собственности на такую землю. В Госкадастре информации о том, что земля под многоэтажным домом закреплена за владельцем нежилой или жилой недвижимости, не содержится.

    У фискалов были по этому поводу как негативные разъяснения для плательщиков налога (категория 112.06 БЗ), в которых они требовали, чтобы земналог за часть земли под жилой многоэтажкой уплачивал владелец такой недвижимости, так и позитивные (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 21.06.2017 г. № 759/ІПК/04-36-12-23-19), в которых они заявляли, что плательщиками земналога за землю под многоэтажкой являются предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют управление этими домами, а также объединения владельцев домов. Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земналога в бюджет за земельные участки под такими домами. Они (в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в таком доме) должны просто компенсировать плательщику (то есть ОСМД) расходы по уплате земналога.

    Точку в этой истории в августе 2019 года поставил Минфин, утвердив ОНК № 602 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 57, с. 4). В этой ОНК Минфин подтвердил лояльные выводы фискалов. Он называет «непосредственным» плательщиком платы за землю в этом случае именно ОСМД, которое, по его мнению, является субъектом регистрации вещных прав на землю. А потому считает, что

    совладельцы, в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в многоэтажном доме, будут компенсировать ОСМД плату за землю в составе расходов на содержание дома

    Налог же в бюджет платит именно ОСМД. При этом, чтобы ОСМД платило земналог, земля под домом должна быть передана ему в постоянное пользование.

    И хотя выводы Минфина, изложенные в ОНК № 602, являются лояльными, назвать их бесспорными нельзя. Дело в том, что сегодня в соответствии с Законом № 417 земельные участки, на которых расположены многоэтажные дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовая территория передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома (ч. 2 ст. 42 ЗКУ). То есть это значит, что субъектами, которые отныне должны владеть/пользоваться такой землей, являются именно совладельцы многоэтажки, а не ОСМД. В то же время Минфин не обращает на это внимания. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 66, с. 23.

    В настоящий момент считаем, если и Минфин в ОНК говорит, что владельцы нежилых помещений в жилом доме земналог не платят, то есть все основания взять его рекомендации на вооружение. Тем более, что согласно п. 53.1 НКУ не может быть привлечен к ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеня), налогоплательщик, который действовал в соответствии с обобщающей налоговой консультацией.

    Неоформление права собственности. На сегодня на территории Украины есть много предприятий, которые и до сих пор не оформили в соответствии с законодательством право собственности или пользования землей. Например, достаточно часто речь идет о земле под недвижимостью, принадлежащей таким субъектам. В связи с чем эти субъекты постоянно спрашивают — являются ли они плательщиками земельного налога за такие земли?

    Сразу скажем, что

    когда у предприятия нет оформленного права собственности на землю, то платить за нее плату за землю не нужно

    Дело в том, что такой местный налог уплачивается с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок. С этим соглашаются Минфин в ОНК № 602 и фискалы в письме ОКП ГФС от 22.12.2017 г. № 3115/ІПК/28-10-01-03-11 и письме ГУ ГФС в Запорожской обл. от 02.01.2019 г. № 5/ІПК/08-01-12-03-09, а также категории 112.01 БЗ.

    В своих разъяснениях фискалы отмечают, что использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства, а именно ст. 144 ЗКУ. А поэтому они советуют всем юрлицам, у которых есть неоформленные земли, в том числе под их собственными зданиями (сооружениями) или их частями, обратиться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для оформления и регистрации права собственности на такие земельные участки.

    К сведению! ВСУ на сегодня также считает, что при отсутствии у юрлица оформленного права собственности или пользования на землю под недвижимостью декларировать налоговые обязательства по земналогу ему не следует (см. постановление ВСУ от 19.01.2019 г. по делу № К/9901/1182/18*).

    Из этого следует, что пока право собственности или постоянного пользования на землю не оформлено, земельный участок не должен облагаться земельным налогом, а лицо, которое им владеет, не является плательщиком земналога.

    Освобождение от уплаты земналога

    В то же время, если субъект хозяйствования является собственником или постоянным пользователем земли, а следовательно относится к когорте плательщиков этого налога, это еще не значит, что он обязательно будет уплачивать земельный налог. Дело в том, что некоторые собственники земли освобождаются от уплаты этого налога.

    Перечислены эти счастливчики ниже.

    1. Бюджетные организации и некоторые неприбыльные организации, которые указаны в ст. 282 НКУ. Освобождение таким организациям дается за все земли, которые им принадлежат или переданы в постоянное пользование.

    В то же время, если такие субъекты предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то рассчитывать на освобождение от уплаты земналога за земли, предоставленные в аренду или находящиеся под домами и сооружениями, переданными в аренду, не следует (п. 284.3 НКУ). Это ограничение не касается только бюджетных учреждений в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

    2. Единоналожники групп 1 — 3. Они освобождены от уплаты земналога за земли, которые используют в их хозяйственной деятельности (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

    такое освобождение распространяется на все земучастки, которые единоналожники групп 1 — 3 (как физлица, так и юрлица) используют в своей хоздеятельности, в том числе переданные в аренду

    В то же время фискалы выдвигают дополнительные требования для такого освобождения.

    Так, они настаивают на том, что ФЛП, которые используют землю в своей деятельности, чтобы получить освобождение, должны подать в контролирующие органы по местонахождению земучастков копии правоустанавливающих документов на землю (свидетельство о праве собственности или пользования земельным участком). Таким образом ФЛП дают понять фискалам, какие земли, принадлежащие физлицу, которое создало ФЛП, или оформленные на самого ФЛП, принадлежат на правах собственности или постоянного пользования и используются ими для осуществления хозяйственной деятельности (категория 112.04 БЗ).

    Установлены требования и для получения освобождения упрощенцами в случае сдачи в аренду земли. В частности, если плательщик единого налога, как юрлицо, так и ФЛП, сдает в аренду земельный участок, то, чтобы получить освобождение от уплаты земналога, нужно, чтобы предоставление в аренду недвижимого имущества было основным или одним из видов деятельности юрлица — плательщика единого налога. То есть этот вид деятельности должен быть указан в Реестре ЕН. Причина простая: передача земучастков в аренду является хозяйственной деятельностью единоналожника при условии получения им платы за пользование таким участком. С этим согласны и фискалы (см. ОНК № 1051, разъяснение в подкатегории 112.01 БЗ).

    Что касается освобождения от уплаты земналога за земли, которые находятся под зданиями и сооружениями (их частями), если такие сооружения или здания передаются в аренду, то сегодня налоговики, а также Минфин (см. ОНК № 602) не против того, чтобы плательщики единого налога, как юрлица, так и ФЛП, не уплачивали земналог. При этом фискалы требуют, чтобы у единщика, который передает в аренду здания, сдача в аренду недвижимости была не только одним из видов деятельности, но и в договоре аренды обязательно была указана площадь участка, находящегося под объектом недвижимости, с учетом пропорциональной доли придомовой территории (см., в частности, письмо ГФСУ от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК и категорию 112.01 БЗ).

    в случае временного прекращения хозяйственной деятельности юрлицам все равно разрешено не уплачивать земналог за такие участки

    А вот ФЛП-единоналожники, которые временно прекращают свою деятельность, уплачивают его на общих основаниях (см. подкатегорию 112.01 БЗ).

    Также следует учитывать, что если на земучастке, который теоретически подпадает под освобождение, ведется строительство, в том числе и производственных объектов, то рассчитывать на освобождение не сможет ни юрлицо, ни ФЛП, являющийся плательщиком единого налога (см. подкатегорию 112.01 БЗ). Дело в том, что, по мнению фискалов, в случае строительства (в том числе производственных объектов), юрлицо и ФЛП не используют в хоздеятельности свои земучастки. А следовательно, они не выполняют условия, которые освобождают упрощенцев от уплаты земельного налога. С этим можно, конечно, спорить. Но, чтобы доказать свою правоту, придется идти в суд.

    3. Плательщики единого налога группы 4. Эти упрощенцы освобождается от уплаты земналога за земли, которые они используют для ведения сельхозтоваропроизводства, например, выращивают или производят на земле сельхозпродукцию (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

    В то же время, если аграрий — плательщик единого налога группы 4 передаст земучастки сельхозназначения в пользование другому субъекту хозяйствования по договору аренды, а также по договорам эмфитевзиса, сервитута, суперфиция, он освобождение от уплаты земналога не получит и должен уплачивать этот налог на общих основаниях. Дело в том, что такие земельные участки в этом случае будут использоваться единщиком группы 4 не для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

    4. Субъекты самолетостроения, которые осуществляют разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей. Они освобождаются от уплаты земналога за все земли, кроме земельных участков, на которых расположены объекты социального, торгового, сельскохозяйственного назначения и непромышленного строительства.

    Не подпадают под действие этой льготы только субъекты хозяйствования, которые осуществляют капитальный (средний) ремонт, реконструкцию, модернизацию, обслуживание летательных аппаратов и/или авиационных двигателей (см. письмо Минфина от 23.06.2017 г. № 11210-08-10/16780 и письмо ГФСУ от 17.07.2017 г. № 18731/7/99-99-15-02-02-17).

    5. Субъекты, размещенные на определенной территории. На определенной территории льготы по уплате земналога могут устанавливать для отдельных или всех субъектов хозяйствования местные органы власти (п. 284.1 НКУ). Чтобы узнать, установлены ли на вашей территории такие льготы, следует заглянуть в соответствующее решение органа местного самоуправления.

    Заметим, что субъекты хозяйствования, которым решением городского совета дано право на льготу по земналогу, теряют такую льготу с момента, когда передали в аренду льготную землю или отдельные здания, сооружения или их части, которые расположены на такой земле (п. 284.3 НКУ).

    При этом в случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право быть «льготником» (п. 284.2 НКУ).

    6. ООС-льгота. Существует еще одна специфическая «льгота». Она касается земельных участков, расположенных в зоне операции Объединенных сил (ООС) и/или АТО (на сегодня действует именно ООС).

    Суть льготы сводится к тому, что за земельные участки, которые расположены на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, земналог не начисляется и не уплачивается (п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

    Такое освобождение субъекты хозяйствования получают в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором завершены ООС и/или АТО.

    Обращаем внимание:

    лица, освобожденные от уплаты земналога, должны подавать декларацию по плате за землю

    В ней они должны показывать «льготные» земучастки (объекты налогообложения), суммы начисленного налога и суммы полученных льгот, которые погашают начисленный налог.

    Дело в том, что, по мнению налоговиков, освобождение от платы за землю за вышеупомянутые участки является налоговой льготой! Следовательно, за них нужно подавать «земельную» отчетность. Потому что наличие льготы по земельному налогу (пусть даже 100 %) не освобождает плательщиков от этой обязанности (см. письмо ГФСУ от 11.09.17 г. № 1889/6/99-99-12-02-03-15/ІПК* и категорию 112.05 БЗ).

    Другое дело, что налоговое обязательство к уплате у таких землепользователей будет нулевым. Но декларацию, еще раз подчеркнем, подать все равно нужно. Поэтому не ошибитесь. Иначе вместе с льготой получите штрафы за неподачу земельной декларации.

    Кроме того, если предприятие пользуется льготами по уплате земналога, то ему также не нужно забывать о предоставлении Отчета о льготах. Ведь неподачу такого Отчета фискалы расценят как неподачу декларации и оштрафуют предприятие. О том, как заполнить этот Отчет и в какие сроки его следует подавать, читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 81, с. 6, 9.

    Внимание! Требование о предоставлении декларации по плате за землю не касается только плательщиков единого налога. Дело в том, что они не пользуются льготами по этому налогу. Они не являются плательщиками земельного налога. Поэтому они не обязаны подавать в контролирующие органы налоговую декларацию по плате за землю и отчет о суммах налоговых льгот относительно уплаты земельного налога. Об этом налоговики прямо указали в консультации, приведенной в категории 112.05 БЗ.

    Объект налогообложения

    Объектами обложения земналогом являются земучастки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земдоли (паи), которые находятся в собственности (п. 270.1 НКУ).

    В то же время не все земли, которые находятся в собственности или в постоянном пользовании, облагаются земналогом.

    В ст. 283 НКУ содержится перечень земучастков, которые в любом случае «выпадают» из объекта обложения этим налогом, то есть за них налог точно не платится.

    В то же время, как утверждают налоговики в категории 112.05 БЗ, невключение таких земель в объект налогообложения не освобождает владельцев таких земель от предоставления декларации. То есть, если лицо имеет только такие земли, советуем подать нулевую декларацию и в ней начисленный налог отразить как льготу.

    К сведению! В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НКУ). То есть налог уплачивается предыдущим владельцем за период с 1 января 2019 года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности (п. 286.5 НКУ, категория 112.02 БЗ).

    Разобравшись с плательщиками земельного налога, далее поговорим о правилах начисления налоговых обязательств по этой части платы за землю.

    Смотрите еще:  На рыбалку с паспортом. Полномочия рыбинспекции