Законодательство о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Ответственность договор перевозки пассажиров и багажа

Законодательство о перевозке грузов, пассажиров и багажа

Пленум ВС дал разъяснения относительно ряда вопросов по применению законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом пассажиров и багажа, перевозки грузов и транспортной экспедиции.

26 июня 2019 года на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации было принято Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

В целом, необходимо отметить, что принципиальных новшеств разъяснения не вносят, но однозначно способствуют единообразию в применении наиболее спорных вопросов перевозки.

Одним из важнейших разъяснений представляется закрепление позиции о том, что интернет – агрегаторы несут ответственность перед пассажирами. В пункте 18 Постановления сказано, что лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за вред во время перевозки, если данное лицо (агрегатор) заключило договор от своего имени или же у клиента сложилось мнение, что договор заключается именно с агрегатором. Такое мнение у пассажира может возникнуть, например, на основе рекламных вывесок, информации в Интернете, переписки при заключении договора и т.п.

ВС отметил, что именно перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств неодолимой силы.

Кроме того, указывается в документе, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки багажа пассажиром. При этом, бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика. То есть, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа вследствие его ненадлежащей упаковки, если:

1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать багаж;

2) в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах.

Что касается ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади в процессе перевозки, на перевозчика она возлагается только в том случае, если ущерб возник по вине перевозчика.

Также ВС РФ отметил, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

Перевозчик возмещает убытки, причиненные контрагенту просрочкой доставки груза, указывает ВС. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара. При этом, отмечается, что неустойка за просрочку доставки груза, предусмотренная Уставом автомобильного транспорта, является штрафной — ее взыскивают, даже если перевозчик возместил клиенту убытки.

Перевозчик не обязан проверять правильность и полноту документов, которые нужны для перевозки грузов (например, ветеринарные сопроводительные документы на продукты питания). Если перевозчика оштрафуют за отсутствие этих документов, грузоотправитель по общему правилу обязан возместить ему убытки.

ВС также подчеркнул, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем. Однако, бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика.

Относительно сроков исковой давности, ВС напомнил, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год (статья 42 Устава). При этом, на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Перевозчику также целесообразнее рассмотреть и ответить на предъявляемые к нему претензии, независимо от соблюдения контрагентом требований к содержанию и форме претензий, иначе в суде нельзя будет заявить о том, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.

Что касается течения срока исковой давности на период соблюдения сторонами претензионного порядка разрешения спора, ВС применяет положение ч. 3 ст. 202 ГК РФ, предусматривающей прекращение течение срока исковой давности на период применения сторонами предусмотренной законом внесудебной процедуры разрешения спора.

Ознакомиться с текстом Постановления Пленума ВС РФ №26 от 26.06.2019 года «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» можно тут.

Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Ирина Санжакова

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

31. Перевозка по ГК РФ

Перевозка по ГК РФ

Перевозка по Гражданскому кодексу отражена в статьях 784 – 800 главы 40.

Статья 784. Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Статья 785. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

От автора. Существует три вида договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом. Первый — заключение разового договора перевозки груза. Второй вид договора – об организации грузовых перевозок, который применяется при систематических и долгосрочных перевозках ограниченного ассортимента грузов. Третий — фрахтование транспортного средства для перевозки груза. Подробней – в этой статье.

Статья 786. Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

От автора. В соответствии с нормативными документами на автомобильном транспорте применяются публичный договор перевозки пассажиров на маршрутах регулярных перевозок, договор фрахтования при перевозке пассажиров по заказу и публичного договора фрахтования при перевозке пассажиров легковым такси.

Статья на эту тему – здесь.

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Про фрахтование автотранспортных средств изложено в одноименной статье.

Статья 788. Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Комментарий.

1. Прямое смешанное сообщение характеризуется участием в перевозке не менее двух перевозчиков различных видов транспорта, составлением на всю перевозку от пункта отправления до пункта назначения одной транспортной накладной.

2. В прямое смешанное сообщение могут включаться железнодорожные станции, морские и речные порты, автостанции и аэропорты.

Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий. По такому договору любое физическое или юридическое лицо вправе заказать перевозку грузов, пассажиров и багажа. Перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель.

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Смотрите еще:  Временные методические указания по расчету ожидаемого уровня шума и составлению проектов шумоглушения обогатительных фабрик. В гост 12.1.003-83 ссбт шум общие требования безопасности

Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Комментарий. Срок доставки определяется в конкретных договорах перевозки.

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Про ответственность при перевозке грузов написано в этой статье, про ответственность при перевозке пассажиров по КоАП – здесь.

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Про иски и претензии – в этом материале.

Статья 798. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Статья 799. Договоры между транспортными организациями

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Страхование пассажиров — статья от автора

Общая характеристика транспортных обязательств: понятие, виды, содержание, особенности ответственности

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Понятие транспортных обязательств

Транспортные обязательства (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
  • Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
    • В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

      1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;
      2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
      3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207);
      4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001);
      5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

      Стороны транспортного обязательства

      1. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель , принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
      2. Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе;
      3. Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Грузополучатель в договоре выступает в качестве третьего лица, который обладает определенными правами, а в некоторых случаях и обязанностями (например, обязанность принять груз), что вытекает из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, договор перевозки груза в некоторых случаях является договором в пользу третьего лица , предусмотренному ст. 430 Гражданского кодекса РФ.
      4. Правовое положение перевозчика

        В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

        • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
        • учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
        • собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
        • коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.
        • По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

          На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

          Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

          Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

          Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

          В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

          В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора . В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в пользу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

          Предмет транспортных обязательств:

        • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров.
        • Виды транспортных обязательств

          К транспортным договорам относятся:

          1. договоры об организации перевозок грузов;
          2. договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта:
            • железнодорожная перевозка;
            • автомобильная перевозка;
            • воздушная перевозка;
            • воздушный чартер;
            • морская перевозка;
            • перевозка по внутренним водным путям.
            • договоры буксировки .
            • Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

              Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды обязательственных договорных отношений:

              1. договор перевозки груза (ст. 785);
              2. договор перевозки пассажира (ст. 786);
              3. обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);
              4. договор об организации перевозок (ст. 798);
              5. договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).
              6. По цели договоры перевозки разделяются на:

                1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
                2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
                3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).
                4. По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

                  • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
                  • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.
                  • По форме договора можно выделить:

                    • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
                    • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, и т.п.);
                    • договоры, заключаемые в общем порядке.
                    • По моменту заключения договора выделяются:

                      • реальный договор перевозки конкретного груза;
                      • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).
                      • По предмету договора выделяются:

                        1. договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
                        2. договор фрахтования (чартер).
                        3. По субъектному составу выделяются:

                          • договоры перевозки пассажиров;
                          • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
                          • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.
                          • На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

                            1. малый каботаж — перевозки между портами одного морского бассейна;
                            2. большой каботаж — перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.
                            3. На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

                              • городские (в преде­лах черты города),
                              • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
                              • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
                              • межреспубликанские;
                              • международные.

                              Наряду с этим выделяются перевозки:

                              1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
                              2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
                              3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.
                              4. Содержание транспортных обязательств

                                Обязанности перевозчика:

                                • подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
                                • осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
                                • доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 Гражданского кодекса РФ).
                                • Обязанности грузоотправителя (грузополучателя), пассажира:

                                • произвести оплату перевозки,
                                • сообщить необходимую информацию о грузе,
                                • принять груз.
                                • Особенности ответственности по транспортным обязательствам

                                  Основания ответственности по транспортным обязательствам

                                  Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК:

                                  «Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

                                  Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

                                  Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

                                  Специальные нормы ответственности сторон предусмотрены в следующих статьях ГК РФ:

                                  • Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
                                  • Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
                                  • Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
                                  • Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
                                  • Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
                                  • Пределы ответственности перевозчика

                                    Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика , т. е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу.

                                    ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранностъ груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь

                                    • в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо
                                    • в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.
                                    • Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы.

                                      Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т. е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер .

                                      Пределы ответственности грузоотправителя и грузополучателя

                                      Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту – перевозчику , что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов.

                                      Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки.

                                      Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил

                                      • сдачи груза к перевозке, его упаковки,
                                      • своевременного получения груза в пункте назначения,
                                      • оформления перевозочных документов и т.д.
                                      • Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

                                        На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных

                                        Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами.

                                        Верховный Суд – о правах пассажиров

                                        «Адвокатская газета» запускает социально ориентированный проект. В рамках нового раздела «АГ-эксперт» адвокаты разъясняют сложные правовые вопросы для граждан, не имеющих юридического образования.

                                        Соавтор: Константин Карташов, адвокат АП Пензенской области

                                        В июне Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». Постановление адресовано в первую очередь перевозчикам, однако при этом затрагивает значительно более широкий круг лиц, поскольку усиливает защиту прав граждан.

                                        Что такое договор перевозки пассажира и багажа и зачем он нужен?

                                        Договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить багаж и выдать его управомоченному лицу; пассажир обязуется уплатить за проезд, а при сдаче багажа – за его провоз 1 .

                                        Договор перевозки пассажира и багажа нужен, чтобы закрепить условия сотрудничества между заказчиком и транспортной компанией. В договоре прописываются возможные спорные ситуации и пути их решения.

                                        1 Пункт 1 ст. 786 ГК РФ.

                                        Может ли перевозчик требовать вознаграждение за оформление проездного билета?

                                        Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.

                                        Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными 1 .

                                        Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги 2 .

                                        1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

                                        2 Статья 1005 ГК РФ.

                                        Что, если проездной билет или багажная квитанция потеряны либо являются неправильными?

                                        В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции 1 . Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

                                        Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее 2 .

                                        1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

                                        На что вправе рассчитывать пассажир, если он не может продолжить поездку в предоставленном транспортном средстве?

                                        В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком 1 . Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков 2 . При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию 3 .

                                        1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

                                        2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

                                        3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.

                                        Несет ли ответственность перевозчик за неисполнение обязательств?

                                        Если перевозчик не исполнил свои обязательства, он несет ответственность, которая установлена Гражданским кодексом, Уставом и соглашением сторон 1 . При этом условия договора перевозки об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное не следует из положений Устава 2 .

                                        1 Пункт 1 ст. 793 ГК РФ.

                                        2 Пункт 2 ст. 168 ГК РФ.

                                        Отвечает ли перевозчик за действия лиц, к услугам которых прибегает для осуществления перевозки?

                                        Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные 1 . Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

                                        На что может рассчитывать пассажир, если перевозчик задержал доставку багажа?

                                        В этом случае перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы 1 . При этом уплата штрафа 2 не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

                                        1 Часть 12 ст. 34 Устава.

                                        2 Часть 12 ст. 34 Устава.

                                        Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа?

                                        Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.) 1 . Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

                                        1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.

                                        Что делать, если багаж был утрачен или поврежден?

                                        В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку 1 .

                                        1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.

                                        Как будет возмещаться ущерб?

                                        При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости 1 .

                                        Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

                                        Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть 2 . В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

                                        1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

                                        2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.

                                        Кто будет нести ответственность за повреждение багажа, если он был плохо упакован?

                                        Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром 1 .

                                        Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах 2 .

                                        1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

                                        2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.

                                        Кто несет ответственность за утрату или повреждение ручной клади?

                                        Риск утраты, недостачи или повреждения ручной клади лежит на пассажире 1 . Ответственность может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

                                        1 Часть 10 ст. 34 Устава.

                                        Обязан ли гражданин до обращения в суд предъявить претензии перевозчику?

                                        Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней 1 .

                                        1 Часть 1 ст. 40 Устава.

                                        Есть ли временные ограничения для обращения в суд с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира?

                                        Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска 1 .

                                        Если суд признал нарушение прав пассажира, будет ли взыскан штраф с перевозчика?

                                        При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование 1 .

                                        Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

                                        1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

                                        В течение какого времени перевозчик может обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба?

                                        Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год 1 . В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

                                        Смотрите еще:  Увольнение с работы: базовые понятия. Увольнение работника по окончании трудового договора