Задачи диспансеризации. Приказ 770 30.05.1986

Задачи диспансеризации

Здоровье человека – это самое ценное, что есть у него. Ничто не может сравниться с ним: ни богатство, ни положение в обществе, ни слава. Это настоящая драгоценность, подаренная нам природой. Человек обязан беречь свое здоровье, ведь именно здоровый человек формирует сильную нацию.

Диспансеризация в нашей стране имеет многолетнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 году (приказ МЗ СССР от 30.05.86 N 770), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики, увеличена численность участковых терапевтов и педиатров, улучшено лабораторно-инструментальное оснащение. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы: здоровых, практически здоровых и больных. Впервые указывалось, что в каждой из вышеперечисленных групп следует учитывать лиц с факторами риска возникновения определенных заболеваний (производственного, бытового, генетического характера) и давались рекомендации по их диспансерному наблюдению.

Однако запланированное ежегодное всеобщее обследование населения не было достаточно обосновано с позиции ресурсного и организационного обеспечения. Оно в значительной степени затрудняло текущую работу поликлиник и, в конечном итоге, оказалось недостаточно эффективным.

Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения — по месту работы граждан, а не по участково-территориальному принципу, стартовавшей в нашей стране с 2006 года, показал, что медицинские осмотры не стали способом контроля за здоровьем работающих. Это связано с тем, что в большинстве случаев, диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней, без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер.

С учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из существующей системы здравоохранения, была разработана принципиально новая система диспансеризации населения – Диспансеризация Определенных Групп Взрослого Населения (ДОГВН). Она позволяет обеспечить устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения), при непосредственном участии и личной ответственности за ее результаты, как участкового врача (фельдшера), так и обследуемого.

Для чего нужна ДОГВН?

Проблемы со здоровьем чаще всего обнаруживаются именно тогда, когда болеть никак нельзя. Многие болезни протекают бессимптомно, и человек может не подозревать, что его здоровье не в порядке. Превентивно бегать по врачам работающему человеку и в голову не придет. Во-первых, дорого, во-вторых, некогда, в-третьих, неизвестно, на что именно в своем организме нужно обратить внимание. Диспансеризация снимает все эти сложности.

Диспансеризация проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пройти все ключевые обследования и получить консультации нужных врачей совершенно бесплатно может каждый человек, прикрепленный к поликлинике и имеющий полис ОМС.

Кроме того, «работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения» (статья 24 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Цель диспансеризации — раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний: болезней системы кровообращения (в первую очередь ишемической болезни сердца и цереброваскулярных заболеваний), злокачественных новообразований, сахарного диабета, хронических болезней легких, факторов риска этих заболеваний, проведение необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для коррекции факторов риска, предотвращения развития заболеваний, их осложнений и достижения активного долголетия.

Регулярное прохождение диспансеризации позволит Вам выявить заболевания на ранней стадии, когда лечение наиболее эффективно!

Кто должен проходить ДОГВН?

Приказ МЗ РФ № 124н от 13.03.2019г., вступивший в силу с 6 мая 2019 года, регулирует вопросы проведения в медицинских организациях профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Согласно новому приказу россияне старше 18 лет проходят диспансеризацию 1 раз в 3 года в возрасте от 18 до 39 лет включительно, ежегодно в возрасте 40 лет и старше.

Годом прохождения диспансеризации считается календарный год, в котором гражданин достигает соответствующего возраста.

Ежегодно диспансеризацию проходят отдельные категории граждан:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых, наступила вследствие их противоправных действий);
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых, наступила вследствие их противоправных действий);
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, прочих мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых, наступила вследствие их противоправных действий);
  • работающие граждане, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работающие граждане, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет (ст. 185.1 ТК РФ).
  • ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

    СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

    Основным нормативным документом, определяющим содержание работы участковой медицинской сестры, является Приказ Минздравсоц- развития РФ № 490 от 21.06.2006 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой».

    Данным Приказом определено, что участковая медицинская сестра (УМС) обеспечивает оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке. На эту должность назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат по специальности «Сестринское дело».

    Основными направлениями деятельности медицинской сестры являются следующие:

  • • организационное (организация маршрута медико-социальной помощи, организация собственной работы);
  • • лечебно-диагностическое;
  • • профилактическое (профилактически-реабилитационное);
  • • обеспечение инфекционной безопасности;
  • • повышение квалификации.
  • УМС осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико- санитарной помощи населению в следующих лечебно-профилактических учреждениях (преимущественно муниципальной системы здравоохранения): поликлиниках; амбулаториях; прочих стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения; других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

    Следующим нормативным документом является Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “Терапия”».

    Данным Приказом определено, что медицинская помощь оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи (то есть в поликлинике, амбулатории); скорой; специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи (оказываемой в стационаре); паллиативной медицинской помощи. Медицинская помощь может оказываться: амбулаторно; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно. Медицинская помощь оказывается в форме: экстренной медицинской помощи (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента), неотложной (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента); плановой (при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью).

    Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в т. ч. снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»). Оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в медицинских организациях и их подразделениях осуществляется на основе взаимодействия врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей- эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.). При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и/или при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) по согласованию с врачом-специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и/или лечения, в т. ч. в стационарных условиях. При наличии медицинских показаний пациенты направляются для проведения реабилитационных мероприятий в специализированные медицинские и санаторно-курортные организации, а также в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь.

    Терапевтический кабинет (как структурное подразделение медицинской организации) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи по профилю «Терапия». Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов.

    Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н.

    Основными функциями Кабинета являются:

  • • формирование терапевтического (цехового) участка из числа прикрепленного к нему населения (работников предприятия, организаций), а также с учетом выбора гражданами медицинской организации;
  • • профилактика неинфекционных заболеваний путем предупреждения возникновения, распространения и раннего выявления таких заболеваний, а также снижения риска их развития;
  • • профилактика инфекционных заболеваний, направленная на предупреждение распространения и раннее выявление таких заболеваний, организация проведения вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
  • • санитарно-гигиеническое образование, формирование здорового образа жизни, информирование населения о факторах риска заболеваний, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • • анализ потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программы проведения этих мероприятий;
  • • обучение населения оказанию первой помощи при неотложных состояниях и заболеваниях, обуславливающих основную часть внегоспи- тальной смертности населения обслуживаемого участка (внезапная сердечная смерть (остановка) сердца, острый коронарный синдром, гипертонический кризис, острое нарушение мозгового кровообращения, острая сердечная недостаточность, острые отравления и др.);
  • • осуществление диспансерного наблюдения и учета пациентов с хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями терапевтического профиля, в т. ч. имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
  • • проведение обследования пациентов, обратившихся за медицинской помощью, на предмет выявления заболеваний терапевтического профиля или повышенного риска их возникновения, осуществление лечения выявленных заболеваний и состояний в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара на основе установленных стандартов медицинской помощи;
  • • осуществление медицинской реабилитации лиц, перенесших острые заболевания терапевтического профиля или оперативные и эндоваскулярные (интервенционные) вмешательства в связи с заболеваниями терапевтического профиля;
  • • оказание паллиативной медицинской помощи в соответствии с заключением и рекомендациями врачей-специалистов;
  • • оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара;
  • • направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам;
  • • осуществление отбора и направления пациентов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
  • • проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, представление их на врачебную комиссию, направление пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу;
  • • выдача заключения о необходимости направления пациента по медицинским показаниям для реабилитации и лечения в санаторно-курортные организации;
  • • взаимодействие в пределах компетенции с другими медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями;
  • • участие в отборе пациентов для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также ведение учета лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «Терапия»;
  • • участие в организации и проведении диспансеризации населения и дополнительной диспансеризации работающих граждан в соответствии с установленным порядком ее проведения;
  • • анализ деятельности Кабинета, участие в мониторинге и анализе основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности на обслуживаемом участке;
  • • осуществление внедрения в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения пациентов в амбулаторных условиях;
  • • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам терапии (внутренние болезни);
  • • ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
  • Смотрите еще:  Характеристика на студента с места учебы. Как оформить характеристику для студента

    Рекомендуемые штатные нормативы терапевтического кабинета:

  • • врач-терапевт участковый — 1 на 1700 человек прикрепленного взрослого населения;
  • • 1 на 1300 человек прикрепленного взрослого населения (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, высокогорных, пустынных, безводных и других районов (местностей) с тяжелыми климатическими условиями, с длительной сезонной изоляцией, а также для местностей с низкой плотностью населения);
  • • медицинская сестра участковая — 1 на 1 врача-терапевта участкового, кроме должностей, полагающихся на население приписного участка, обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом.
  • Терапевтическое отделение стационара осуществляет следующие функции:

  • • осуществление диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при заболеваниях терапевтического профиля, не требующих нахождения пациента в специализированном отделении;
  • • выявление у пациента медицинских показаний и подготовка к проведению специализированных лечебно-диагностических процедур с последующим переводом для их выполнения и дальнейшего лечения в специализированное отделение;
  • • осуществление реабилитации пациентов в стационарных условиях после основного лечения, в т. ч. хирургического и иного интервенционного, в специализированном отделении;
  • • разработка и проведение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностического процесса и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и реабилитации пациентов по профилю «Терапия»;
  • • проведение санитарно-просветительной работы с пациентами, обучение их правилам первой помощи при неотложных состояниях, вероятность развития которых у них наиболее высокая;
  • • оказание консультативной помощи врачам и иным медицинским работникам других подразделений медицинских организаций по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний по профилю «Терапия»;
  • • осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
  • • ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации;
  • • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам оказания медицинской помощи по профилю «Терапия».
  • Рекомендуемые штатные нормативы терапевтического отделения:

  • • заведующий (врач-терапевт) — 1 на 30 коек;
  • • медицинская сестра палатная (постовая) — 4,75 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы);
  • • медицинская сестра процедурной — 1 на 30 коек;
  • • старшая медицинская сестра — 1;
  • • младшая медицинская сестра по уходу за больными — 4,75 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы).
  • Терапевтический дневной стационар является структурным подразделением медицинской организации и организуется для осуществления медицинской помощи по профилю «Терапия» при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения. Штатная численность терапевтического дневного стационара устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов.

    В терапевтическом дневном стационаре рекомендуется предусматривать:

  • • палаты для больных;
  • • комнату для хранения медицинского оборудования;
  • • помещение для осмотра больных;
  • • пост медицинской сестры;
  • • помещение сестры-хозяйки;
  • • буфетную и раздаточную;
  • • помещение для хранения чистого белья;
  • • помещение для сбора грязного белья;
  • • душевую и туалет для медицинских работников;
  • • душевые и туалеты для больных;
  • • санитарную комнату;
  • • комнату для посетителей.
  • Терапевтический дневной стационар осуществляет следующие функции:

  • • оказание медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи по профилю «Терапия» при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения;
  • • проведение санитарно-просветительной работы пациентов, обучение их оказанию первой помощи при наиболее вероятных неотложных состояниях, которые могут развиться у пациента в связи с его заболеванием;
  • • разработка и проведение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностического процесса и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и реабилитации по профилю «Терапия»;
  • • участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний по профилю «Терапия»;
  • Рекомендуемые штатные нормативы:

  • • врач-терапевт — 1 на 15 коек;
  • • старшая медицинская сестра — 1 на 30 коек;
  • • медицинская сестра палатная (постовая) — 1 на 15 коек;
  • • медицинская сестра процедурной — 1 на 15 коек.
  • Поскольку одним из показателей качества медицинской помощи является ее доступность, Минздравсоцразвития России издал Приказ от 21.022011 № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвую щих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи». В нем, в частности, определено, что основными учетными медицинскими документами при оценке деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, являются:

  • • учетная форма № 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», учетная форма № 030/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения», учетная форма № 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» (утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»);
  • • учетная форма № 030-Д/у «Карта диспансеризации ребенка» (утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2004 № 310 «Об утверждении карты диспансеризации ребенка»).
  • К показателям деятельности отнесены следующие:

  • 1. Для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием:
    • • процент выполнения нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста исходя из функции врачебной должности;
    • • процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-спе- циалистом;
    • • процент выявленных запущенных заболеваний по профилю врача- специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специали- стом;
    • • процент случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара от общего числа направленных в стационар;
    • • процент осложнений при проведении операций, лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации (для врачей-специалистов хирургического профиля), от общего числа проведенных операций, лечебно-диагностических манипуляций;
    • • процент случаев несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений, по информации, представленной медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь, от общего числа направленных в стационар;
    • • процент случаев направления на плановую госпитализацию больных без предварительного обследования либо обследованных не в полном объеме в соответствии с установленными требованиями к предварительному обследованию от общего числа больных, направленных в стационар;
    • • отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации;
    • • процент случаев некачественного оформления медицинской документации от общего количества случаев оформленной медицинской документации на основании актов проведения внутриведомственной или вневедомственной экспертизы.
    • 2. Для оценки качества работы специалистов со средним медицинским образованием:
      • • отсутствие случаев нарушения установленных санитарных правил и норм;
      • • отсутствие осложнений при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации;
      • • отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации.
      • Для занятий любой медицинской деятельностью необходимо наличие ряда условий (требований), касающихся уровня подготовки специалистов. Они определены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

        В частности, по специальности «Общая практика» для среднего медицинского персонала необходимо наличие среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»; дополнительного профессионального образования с повышением квалификации не реже одного раза в пять лет.

        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”» содержит характеристики, которые применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования. В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. При этом должностное наименование

        «старший» устанавливается при условии, что специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

        Данным Приказом определено, что к должностм>ш обязанностям медицинской сестры относятся следующие:

      • • оказание доврачебной медицинской помощи, забор биологических материалов для лабораторных исследований;
      • • уход за больными в медицинской организации и на дому;
      • • стерилизация медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными;
      • • ассистирование при проведении лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;
      • • проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача;
      • • обеспечение выполнения врачебных назначений;
      • • осуществление учета, хранения, использования лекарственных средств и этилового спирта;
      • • ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения;
      • • проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;
      • • осуществление сбора и утилизации медицинских отходов, мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
      • Медицинская сестра должна знать:

      • • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
      • • статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;
      • • правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;
      • • основы диетологии;
      • • основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
      • по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

        Старшая медицинская сестра должна иметь среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

        К должностным обязанностям медицинской сестры участковой относятся следующие:

      • • организация амбулаторного приема врача-терапевта (педиатра) участкового, обеспечение его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготовка к работе приборов, инструментов;
      • • формирование совместно с врачом-терапевтом (педиатром) участковым врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения, ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участие в формировании групп диспансерных больных;
      • • осуществление диспансерного наблюдения больных, в т. ч. имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;
      • • проведение доврачебных осмотров, в т. ч. профилактических, с записью результатов в медицинской карте амбулаторного больного;
      • • проведение мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультация по вопросам формирования здорового образа жизни;
      • • осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организация и ведение занятий в школах здоровья;
      • • изучение потребностей обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программ проведения этих мероприятий;
      • • организация проведения диагностики и лечения заболеваний и состояний, в т. ч. восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
      • • оказывание неотложной доврачебной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;
      • • оформление направления больных на консультации к врачам-специ- алистам, в т. ч. для стационарного и восстановительного лечения, по медицинским показаниям;
      • • проведение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, организация и проведение противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики в установленном порядке;
      • • оформление документации по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документов для направления на медикосоциальную экспертизу, а также заключения о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;
      • • взаимодействие с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями. Совместно с органами социальной защиты населения организация медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе.
      • • руководство деятельностью младшего медицинского персонала;
      • • ведение медицинской документации;
      • • участие в анализе состояния здоровья обслуживаемого населения и деятельности врачебного (терапевтического) участка;
      • • осуществление сбора и утилизации медицинских отходов, мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
      • Медицинская сестра участковая должна знать:

      • • теоретические основы сестринского дела;
      • • основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
      • • правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
      • • статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельности медицинских организаций;
      • • правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;
      • • основы валеологии и санологии;
      • • основы диспансеризации;
      • • социальную значимость заболеваний;
      • • основы медицины катастроф;
      • • правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
      • • психологию профессионального общения;
      • • правила по охране труда и пожарной безопасности.
      • по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.

        Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2012 Мя 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» среди данных должностей выделены: медицинская сестра, медицинская сестра врача общей практики (семейного врача), медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра патронажная, медицинская сестра участковая.

        При организации профилактической работы на участке медицинская сестра должна также знать ряд приказов, касающихся различных направлений этой работы, в т. ч.:

        • • Приказ М3 СССР № 770 от 30.05.1986 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».
        • • Приказ МЗиСР РФ № 1006-Н от 03.12.2012 «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».
        • • Приказ МЗиСР РФ № 302-н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
        • • Приказ МЗиСР № 51-н от 31.01.2011 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
        • • Приказ № 869, а также Приказ Минздрава России от 20.11.2002 Мя 350 (ред. от 18.05.2012) «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации»(включающий «Положение об организации деятельности медицинской сестры врача общей практики») содержит требования к медицинской сестре врача общей практики (семейного врача).
        • К должностным обязанностям медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) относятся следующие:

        • • организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), обеспечение его индивидуальными картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготовка к работе приборов, инструментов;
        • • ведение персонального учета, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участие в формировании групп диспансерных больных;
        • • выполнение профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом общей практики (семейным врачом) в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций;
        • • обеспечение врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными средствами, спецодеждой;
        • • учет расхода медикаментов, перевязочного материала, инструментария, бланков специального учета;
        • • осуществление контроля за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания;
        • • проведение доврачебных осмотров, в т. ч. профилактических, с записью результатов в индивидуальной карте амбулаторного больного;
        • • выявление и решение в рамках компетенции медицинских, психологических проблем пациента;
        • • обеспечение и предоставление сестринских услуг пациентам с наиболее распространенными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно и совместно с врачом);
        • • проведение занятий (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов;
        • • принятие пациентов в пределах своей компетенции;
        • • проведение профилактических мероприятий:
          • — выполнение профилактических прививок прикрепленному населению согласно календарю прививок;
          • — планирование, организация, контроль профилактических обследований подлежащих осмотру контингентов с целью раннего выявления туберкулеза;
          • — проведение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний;
          • • организация и проведение гигиенического обучения и воспитания населения;
          • • оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и несчастных случаях больным и пострадавшим;
          • • своевременное и качественное ведение медицинской документации;
          • • получение информации, необходимой для качественного выполнения функциональных обязанностей;
          • • руководство работы младшего медицинского персонала, контроль объема и качества выполненной им работы;
          • • осуществление сбора и утилизации медицинских отходов;
          • • осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
          • Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача) должна знать:

          • • основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, а также семейной медицины;
          • • основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
          • • правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;
          • • основные виды медицинской документации;
          • • медицинскую этику;
          • • основы трудового законодательства;
          • • правила внутреннего трудового распорядка;
          • Требования к квалификации: среднее профессиональное образование

            по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.

            Реорганизация оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики отводит медицинской сестре роль гораздо более значительную, чем ранее. Она не может оставаться просто помощницей врача, исполнительницей его назначений. Пропаганда здорового образа жизни, вакцинация населения, активное выявление лиц с факторами риска, постоянное наблюдение за хроническими больными, в т. ч. с нестабильным течением заболевания, обучение пациентов самостоятельному контролю своего состояния — вся эта работа входит в обязанности медсестер, которые таким образом активно участвуют в первичной и вторичной профилактике. Именно профилактика самих заболеваний и их осложнений позволяет снизить затраты на все виды медицинских услуг, особенно таких дорогостоящих, как вызовы скорой помощи и лечение в стационарах. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью.

            Семейный врач и медицинская сестра должны быть выражением высокого уровня профессионализма в диагностике, лечении заболеваний и уходе за своими пациентами. Педагогическая направленность деятельности семейной медицинской сестры предполагает обучение пациентов и его семьи элементарным способам взаимопомощи. Медицинская сестра должна осуществить первую помощь в случае экстренных состояний пациента, таких как травматические повреждения, различные виды шока, остановка дыхания и сердечной деятельности.

            Расширение функциональных обязанностей и ответственности медицинских сестер общей практики происходит в нескольких формах. Во-первых, медсестра выполняет некоторые функции, традиционно выполняемые участковым терапевтом. Например, ведет самостоятельный прием пациентов в специально оснащенных кабинетах поликлиники, где имеются электрокардиограф, тонометр, набор для определения внутриглазного давления, таблицы для определения остроты зрения, весы, ростомер и др. Медсестра проводит прием параллельно с приемом врача.

            На прием приглашают лиц, состоящих на диспансерном учете, а также имеющих факторы риска, находящихся в периоде подбора медикаментозной терапии, и других пациентов для осуществления динамического наблюдения, выписки направлений на обследование, проведения бесед по здоровому образу жизни, консультаций по диете и режиму при различных заболеваниях, обучения методам самоконтроля за своим состоянием. При необходимости пациенты могут самостоятельно записаться на прием к медицинской сестре врача общей практики в регистратуре.

            Во-вторых, медицинская сестра играет ведущую роль в развитии ста- ционарзамещающих методов оказания медицинской помощи: патронаж больных и стационар на дому. Отбор больных для патронажа осуществляет врач. Прежде всего, это хронические больные с нестабильным течением или обострением заболевания, а также находящиеся в периоде подбора медикаментозной терапии. Эти пациенты нуждаются в постоянном, но не круглосуточном наблюдении, им часто необходима экстренная медицинская помощь.

            При передаче пациента под патронажное наблюдение врач общей практики осматривает больного вместе с медсестрой. При этом они определяют тяжесть состояния, обсуждают основные синдромы болезни, параметры мониторинга, назначаемое лечение, механизм действия препаратов, ожидаемый результат терапии, возможные побочные действия и осложнения, тактику медицинской сестры в тех или иных случаях и границы ее самостоятельных действий.

            В задачу медицинской сестры при патронаже входит наблюдение за динамикой состояния больного, соблюдением им диеты и режима, правильностью приема лекарств. Внедрение стандартов наблюдения за больным, позволило систематизировать подход к амбулаторному ведению медицинскими сестрами больных с артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, язвенной болезнью, нарушениями мозгового кровообращения и заболеваниями мочевыделительной системы. Стандарты позволили также разграничить функции и ответственность медицинской сестры и врача. Качественный патронаж — это лучшее свидетельство хорошей работы в команде врача и медицинской сестры: пациент находится под пристальным наблюдением медицинской сестры, получая своевременные консультации врача.

            Очень важным компонентом сестринского патронажа является обучение пациента самостоятельному контролю своего состояния и оказанию самопомощи при его ухудшении. Членов семьи больного обучают приемам и правилам ухода, выполнению несложных медицинских манипуляций и оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния. Одновременно методом анкетирования могут выявляться факторы риска заболеваний у членов семьи, проводится санитарно-просветительская работа.

            Работа семейных медицинских сестер на дому предусматривает решение еще одной важнейшей социальной проблемы — формирование условий для максимально долгого и успешного проживания инвалида дома с помощью разнообразных средств ухода и технических приспособлений. При этом должен быть решен ряд задач.

          • 1. Обеспечение безопасности пациента, включая:
            • • пожарную безопасность;
            • • электрическую безопасность;
            • • устранение препятствий по ходу передвижения;
            • • установление перил, ручек, укрепление ковриков и т.д.;
            • • безопасное хранение чистящих, отбеливающих средств, красителей и т.д.;
            • • надежность затворов на окнах и дверях;
            • • безопасное хранение лекарств, контроль за содержимым домашних аптечек;
            • • соответствие высоты стульев, кровати и т.д. росту пациента.
            • 2. Уважение человеческого достоинства, соблюдение прав человека.
            • 3. Соблюдение конфиденциальности (тайна личных дел, диагноза, содержание переговоров и т.д.).
            • 4. Обеспечение качества общения с пациентом (доступность для беседы, эмоциональная поддержка).
            • 5. Расширение круга общения пациента, создание обстановки для этого (доступность телефона, наличие адресов, письменных принадлежностей, побуждение к расширению общения).
            • 6. Поощрение независимости и самостоятельности пациента, позволение делать столько, сколько он может.
            • 7. Применение средств, способствующих расширению самообслуживания и большей самостоятельности (оборудование помещений, применение приспособлений — опорной палки, костылей, колясок и т.д.).
            • 8. Одобрение действий пациента.
            • 9. Профилактика и диагностика нарушений в различных сферах (психической, сексуальной, физической и пр.).
            • 10. Оказание помощи в приеме пищи, передвижении, уходе за ногтями и волосами, стирке, одевании, доставке и приготовлении пищи, выполнении гигиенических процедур, уборке помещений и т.д.
            • 11. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
            • Семейной медицинской сестре надлежит обучать не только пациента правилам и методам, позволяющим расширить уровень самообслуживания, но и его ближайшее окружение — уходу за этим членом семьи. Часто эта работа в психологическом плане бывает достаточно тяжелой.

              Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, семейная медицинская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью, но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи, а также разработкой и реализацией планов сестринского ухода за пациентами.

              Стационар на дому организуют для тяжелых больных, не госпитализированных по различным причинам (обычно из-за отказа самого пациента или его родственников), либо для пациентов, чье состояние позволяет обеспечить адекватное лечение на дому. В случае организации стационара на дому поликлиника предоставляет больному лекарственные препараты. В стационаре на дому, в отличие от обычного патронажа, медсестра осуществляет и координирует более интенсивную помощь, включающую консультации специалистов, внутривенные капельные вливания и другие инъекции, забор биоматериала на исследования, снятие ЭКГ и др.

              Третьим важнейшим направлением деятельности медицинской сестры общей практики является санитарно-гигиеническое обучение пациентов и их родственников, в т. ч. проведение занятий с пациентами в форме «школ», организованных по нозологическому принципу (для пациентов, страдающих такими заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия). Эти заболевания, которые могут привести к инвалидизации и смертельному исходу, являются потенциально контролируемыми. Однако это возможно при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное — пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника.

              В качестве примера, иллюстрирующего тематику и основные направления работы разных по профилю школ пациентов, приведем следующие. В «Школе для больных сахарным диабетом» пациенты должны получить информацию о том, что такое сахарный диабет, каковы его осложнения; зачем и как контролировать уровень глюкозы в крови и моче с помощью глюкометра и тест-полосок; каковы признаки гипер-, гипогликемии, кетоацидоза; как регулировать уровень глюкозы в крови с помощью диеты (понятие о хлебных единицах) и правильного приема сахароснижающих препаратов; как ухаживать за конечностями и предупредить развитие диабетической стопы и других осложнений.

              В процессе занятий в «Школе артериальной гипертензии» пациенты получают информацию о факторах риска, механизмах развития и осложнениях артериальной гипертонии, принципах профилактики и лечения, методах самоконтроля за своим состоянием, приемах самопомощи при его ухудшении. Обучающимся рассказывают о диете, лечебной физкультуре, иглореф- лексотерапии, трудотерапии, пропагандируют здоровый образ жизни; проводят одно практическое занятие, на котором изучают правила измерения артериального давления; дают инструкции по ведению дневника. Во время занятий пациенты обмениваются впечатлениями, высказывают собственное мнение, делятся опытом, что положительно сказывается на усвоении материала и стимулирует больных к выполнению рекомендаций.

              Средние медицинские работники службы семейной медицины, проводя значительное время с больным и его семьей, должны сформировать у пациента и его окружения четкую убежденность в важности сохранения и поддержания здоровья, научить навыкам первичной профилактики, сформировать представление об имеющемся заболевании, возможностях обеспечения приемлемого качества жизни при его наличии, научить основным приемам ухода и самоухода.

              При проведении обучения пациентов следует учитывать ряд теоретических предпосылок. Первой из них является правильная оценка психологического статуса пациента в разные периоды течения его заболевания. После того как больной узнал о своем диагнозе, он психологически проходит через несколько стадий. Первая стадия — тревога — характеризуется, с одной стороны, желанием знать правду о болезни, с другой — нежеланием принять случившееся. Пациенты борются с конфликтующими желаниями оставаться независимыми, с одной стороны, и необходимостью получать помощь и уход, с другой. Это время депрессии. Вторая стадия возвращает человека в детство, он взаимодействует с теми, кто ухаживает за ним, как с родителями, а не как с равными. Это позиция потребности в защите. В это время человек становится самососредоточенным и зависимым, может прекратить отношения с окружающим миром, думает только о своих ощущениях. Чувство времени становится ограниченным, будущее кажется неопределенным. Третья стадия — это потребность найти новое существование перед лицом болезни. Результат зависит во многом от социальной поддержки, отношений в семье и от поддержки, которую может обеспечить медицина.

              После того как диагноз хронического заболевания окончательно подтвержден, следует сразу же провести встречу с пациентом. Перед этим необходимо выяснить его образовательный уровень, социальную принадлежность, жизненную и профессиональную активность, характер взаимоотношений в семье, а также общую настроенность пациента (насколько он понимает необходимость постоянного лечения, изменения стиля жизни, контроля за своим состоянием, например, способен ли он постоянно измерять артериальное давление или проводить пикфлуометрию). Далее следует определить план мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию и обучению пациента (в каком виде лучше всего преподнести ему необходимую информацию, ее объем, периодичность и т. д.).

              Конечная цель школ пациента — осознание взаимной социальной ответственности медицинского персонала и пациента при лечении, уходе, реабилитации и профилактике, развитие взаимовыгодного сотрудничества обеих сторон, создание доверительных отношений, повышение культуры общения, поддержание и улучшение здоровья. Нужно научить пациента бороться и нести ответственность за свое здоровье. Активное наблюдение за своим состоянием и осознание позитивных моментов подвигают пациента к необходимости изменения некоторых привычек и образа жизни. Для этого медицинской сестре следует иметь не только знания в плане ухода за больным, но и осведомленность в основных вопросах философии, психологии. Ввиду того что медицинская сестра посвящает значительную часть своей работы обучению пациентов чему-либо, ей необходима компетентность в области педагогики.

              В ходе обучения пациент и/или его родственник должен овладеть следующей информацией:

            • • сведениями о диагнозе и причинах (факторах) заболевания; о характере диагностических процедур (неинвазивные, инвазивные, значение, подготовка, риски, последствия и пр.);
            • • о лечении, реабилитации, профилактике (схемы применения медикаментозных препаратов, проведения процедур и манипуляций, риски, эффективность);
            • • об особенностях образа жизни при наличии того или иного заболевания (ограничения, режим, питание, взаимодействие с природой, с окружающими).

            Нужно установить долгосрочные, доверительные отношения с пациентами и членами их семей. Обеспечение пациента полной информацией помогает создать атмосферу доверия, укрепляет отношения с пациентом.

            Эффективному обучению пациента может помешать ряд причин.

          • 1. Физическое состояние. Неуместны занятия в случаях, когда пациент испытывает боль, слабость, у него имеется лихорадка или другое острое состояние.
          • 2. Финансовые обстоятельства. Нужно знать материальные и экономические возможности семьи. Советы по питанию, образу жизни, приобретению лекарств должны быть даны с учетом этих обстоятельств.
          • 3. Отсутствие поддержки. Необходимо помочь пациенту обрести поддержку семьи, объяснив его близким характер заболевания, возможные последствия, особенности ухода, необходимость изменении поведения.
          • 4. Неправильное представление о заболевании и лечении, низкий уровень грамотности в целом. Для преодоления этого препятствия требуется умение адаптировать содержание рекомендаций и консультаций к уровню образования пациента.
          • 5. Культурные, этические, языковые барьеры. Иногда эти препятствия бывают непреодолимыми, например, если пациент с трудом понимает язык, на котором вы говорите, или принципы его религиозного поведения запрещают выполнять рекомендации врача. В этом случае не следует слишком активно вмешиваться и менять жизненные обстоятельства пациента.
          • 6. Отсутствие мотивации. Как правило, мотивацию к изменению поведения или обучения помогает найти пациенту врач, иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Медицинская сестра должна помочь пациенту осознать суть происходящего, продемонстрировать связь между его поведением и опасностью для здоровья, указать на необходимость постоянного лечения и соблюдения диеты во избежание осложнений. Возможно, после такой беседы, пациент сам обретет мотивацию.
          • 7. Окружение очень часто подталкивает пациентов, желающих изменить свое поведение, к срыву или невыполнению рекомендаций. Нужно вместе с пациентом обсудить это препятствие и предложить способы его преодоления.
          • 8. Негативный прошлый опыт. Часто пациенты в ответ на предложение изменить поведение, отказаться от вредных привычек, вспоминают о прошлых неудачах. В таких случаях важно определить причину неудач, помочь понять и осознать ее пациенту, подсказать пути решения проблемы факторов, снижающих их способность к самообслуживанию.
          • Таким образом, медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в т. ч. внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышения показателей здоровья семьи.

            Смотрите еще:  Когда же в РФ запустят автоматическую проверку полисов ОСАГО. Союз автостраховщиков калькулятор осаго