ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ. Порядок возмещения пособия фсс

ВЫПЛАТЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ

Размеры выплат по обязательному социальному страхованию
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Категории граждан, имеющих право на пособие

Предельная величина базы (суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица) для начисления страховых взносов

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

с 4го дня, исходя из заработка
не более 1 570,0 тыс. руб. (2150,68 руб. в день) 755 и 815
за 2 предшествующих календарных года

Максимальный размер пособия по беременности и родам

Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

исходя из заработка не более 1570,0 тыс. руб.
в год (2150,68 руб. в день) 755 и 815 за 2 предшествующих календарных года

Единовременное пособие при рождении ребенка

Один из родителей либо лицо, его заменяющее, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

17 479,73 руб. с применением районного коэффициента

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

исходя из заработка не более 1570,0 тыс. руб. за 2 предшествующих календарных года (2150,68 руб. в день) *30,4*40%
26 152,57 руб в месяц

вводится
с 01.02.2019

минимальный размер
3 277,45 руб. за 1-м ребенком
6 554,89 руб. за 2-м ребенком

Пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель)

655,49 руб. с применением районного коэффициента

Пособие на погребение

Лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти

5 946,47 руб. с применением районного коэффициента

Размеры выплат по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Категории граждан, имеющих право на выплату

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В размере 100 процентов среднего заработка, но не более
четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты за полный календарный месяц

Максимальный размер единовременной страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве

100 512,29 руб.
с применением районного коэффициента и процентных (северных) надбавок.
в случае смерти — 1 млн. руб.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве

Застрахованный либо лица, имеющие право на получение такой выплаты в случае его смерти

Посторонний специальный медицинский уход за пострадавшим от несчастных случаев на производстве

Застрахованный, нуждающийся в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в постороннем специальном медицинском уходе

(в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры расходов на посторонний специальный медицинский уход определяются с учетом этих коэффициентов)

Посторонний бытовой уход за пострадавшим от несчастных случаев на производстве

Застрахованный, нуждающийся в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в постороннем бытовом уходе

(в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры расходов на посторонний бытовой уход определяются с учетом этих коэффициентов)

Адрес:
660010 г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 117;
email: [email protected]

Красноярское региональное отделение ФСС РФ:

Информационно-справочная служба (Call-центр): (391) 229-14-24

Когда ФСС отказывает в возмещении пособия

Нередки ситуации, когда работодатель (страхователь), произведя выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и подав в Фонд социального страхования заявление (о возмещении расходов), получает отказ.

Разберем различные случаи отказа в возмещении расходов, понесенных работодателями на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также причины принятия Фондом соответствующих решений.

Нормативно-правовое обоснование

В силу части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств ФСС РФ.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

В силу пункта 5 названной статьилицами, работающими по трудовым договорам, в целях Закона№ 255-ФЗ, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Частью 1 статьи 14Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Согласно части 2 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ, в том числе, страховым случаем по обязательному социальному страхованию признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ).

Итак, для возникновения у работодателя обязанности по выплате страхового обеспечения по рассматриваемому виду социального страхования необходимо:

  • наличие трудовых отношений на дату наступления страхового случая;
  • непосредственно наступление страхового случая;
  • документальное подтверждение наступления страхового случая.
  • Принятия Фондом решения о возмещении страхователю страховых взносов

    В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

    Следовательно, Фонд социального страхования в силу закона наделен полномочиями по контролю и проверке правильности расходования денежных средств на выплату страхового обеспечения.

    Важно! Интересы сотрудника, имеющего право на получение пособий по государственному социальному страхованию, в данном случае не затрагиваются.

    В ходе проверки Фонд при наличии необходимости запрашивает документы, которые, в первую очередь, подтверждают трудовую деятельности и непосредственно осуществление выплаты в пользу застрахованного лица.

    Кроме того, в случае возникновения у Фонда сомнений в реальности трудовых отношений, наличия сомнений в правомерности выплаты по страхованию Фондом могут быть запрошены и иные документы, например:

  • диплом об образовании — для установления факта соответствия лица занимаемой должности;
  • копия трудовой книжки — для оценки способности выполнения соответствующей функции застрахованным лицом;
  • табель учета рабочего времени — для подтверждения нахождения работника на рабочем месте;
  • результат осуществляемой деятельности — например, какой-либо овеществленный предмет, если работа связана непосредственно с созданием новых объектов; если деятельность связана с работой с людьми можно, к примеру, представить отчет о работе из автоматизированной информационной системы, а также иные доказательства, подтверждающие реальность осуществления деятельности.
  • Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать реальность трудовых отношений с застрахованным лицом.

    При проведении проверок нередки случаи, когда у Фонда возникают сомнения в объективной необходимости введения новой должности. Конечно, работодатель в случае появления сомнений со стороны Фонда может представить доказательства наличия такой необходимости. Например, представить документы, указывающие на расширение предприятия, рост количества заказов со стороны контрагентов и др.

    Между тем, суды придерживаются той позиции, что целесообразность принятия новых работников, определение порядка распределения должностных обязанностей между работниками является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию Фонда.

    Вызывает определенные сомнения у Фонда заключение трудового договора с работником в период осуществления последним ухода за ребенком.

    Однако, такие обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий работодателя, так как в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

    Следовательно, непринятие на работу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, напротив, будет нарушением действующего трудового законодательства.

    Позиции высших судов относительно полномочий Фонда

    Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 № 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.

    Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из ФСС РФ под видом возмещения пособия по беременности и родам и единовременного пособия.

    Таким образом, Фонд вправе оценивать трудоустройство застрахованных лиц как фиктивное, делать выводы о необходимости трудоустройства работников, устанавливать действительность возложенных на работника функций, поскольку Фонд наделен полномочиями по оценке обоснованности и документального подтверждения заявленных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию.

    Перечень документов для возмещения пособий из ФСС в 2019 году

    Если компания потратила на выплату пособий работникам больше, чем начислено к уплате, она вправе возместить расходы в ФСС. Для этого нужно подать обязательный набор документов — перечень документов на возмещение. Его утвердили в Минздравсоцразвития. Формы документов также есть в рекомендациях чиновников. Кроме того ФСС вправе запросить дополнительные данные для проверки пособий. Для каждого вида пособия это будут разные документы.

    Компании платят за сотрудников страховые взносы, что дает им право получить деньги от ФСС при выдаче пособий работникам. Возместить можно такие пособия:

  • по нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • на погребение.
  • Чтобы получить компенсацию расходов на эти пособия, обратитесь в отделение ФСС, где зарегистрирована компания. Для этого приготовьте необходимые документы.

    Срок для обращения не ограничен — сразу по итогам отчетного периода или после окончания года, неважно. Возмещение поступит в течение 10 дней после подачи заявления и прилагающихся документов. Этот срок отодвигается, если фонд назначит проверку.

    Перечень документов для возмещения в ФСС

    Перечень документов, которые нужно подготовить для получения компенсации от ФСС, утвердил Минздравсоцразвития в приказе от 04.12.2009 № 951н (изменения внес приказ Минтруда от 28.10.2016 № 585н). Подайте по итогам квартала или месяца следующие документы:

  • письменное заявление;
  • справка-расчет;
  • расшифровка расходов;
  • копии документов, которые подтверждают обоснованность и правильность расходов на пособия.
  • Заявление о возмещении пособия

    Для возмещения пособий применяйте форму заявления, рекомендованную ФСС в письме от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029. В нем приведите данные о компании и реквизиты счета в банке.

    Этот документ необходим для компенсации за период позже 1 января 2017 года. Форму справки-расчета ФСС рекомендовала вместе с формой заявления.

    В этом документе заполняют такие данные как долг компании взносам на начало и конец периода, начисленная сумма взносов и другие, аналогичные таблице 1 раздела 1 в прежней 4-ФСС.

    Покажем на примере, как заполнить справку-расчет.

    Компания планирует возместить пособия за 1 квартал 2019 года.

    За этот период начислено 30 000 рублей взносов.

    Расходы на социальное страхование за 2019 год составили 35 000 рублей. Уплаты взносов не было.

    Сумма возмещения от ФСС в строке 10 определяется по формуле: (Расходы на пособия + Уплаченные взносы) – Начисленные взносы.

    Компании вернут 5 000 рублей ((35 000 руб. + 0 руб.) – 30 000 руб.)

    Расшифровка расходов

    Вместе с заявлением и справкой-расчетом необходимо подать в ФСС и расшифровку расходов. Это документ, форму которого ФСС также привела в письме от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029. Данные в нем аналогичны тем, что были в таблице 2 формы 4-ФСС до 2017 года.

    Расшифровка показывает суммы пособий с разбивкой по видам — больничные, выплаты беременным, на детей. Поясните все данные по пособиям, а не только те суммы, которые планируете возместить.

    Документы, подтверждающие обоснованность и правильность пособий

    В зависимости от вида пособия к числу таких документов относятся разные формы — листки нетрудоспособности, свидетельство о рождении ребенка, справки о постановке на учет беременной.

    Также нужно подтвердить и размер пособия. Для этого приложите расчет, справки с прошлых мест работы, если эти данные использовали.

    Подать в ФСС нужно копии таких документов, но при проверке могут запросить оригиналы. Их сверят с копиями и вернут.

    Не забудьте перед подачей заверить копии. Напишите «Копия верна» и проставьте подпись руководителя.

    Дополнительные документы, которые вправе запросить ФСС

    Кроме документов из перечня будьте готовы предоставить дополнительные данные. ФСС вправе запросить:

  • трудовой договор с работником, чтобы подтвердить основания для выплаты пособия;
  • заверенную копию трудовой книжки внешнего совместителя, чтобы подтвердить стаж для больничных или декретных пособий;
  • приказ о приеме на работу для сверки с трудовой книжкой и договором;
  • штатное расписание для проверки размера окладов;
  • положения об оплате труда и о премировании;
  • должностные инструкции работников;
  • табель учета рабочего времени для сверки количества отработанных дней и пропущенных по болезни;
  • расчетные ведомости по начислению заработной платы;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат и страховых взносов для контроля расчетов пособий;
  • приказы на материальную помощь;
  • приказы о назначении пособий работникам;
  • платежные документы на выдачу зарплаты, пособий.
  • Для удобства приведем список документов для возмещения каждого вида пособия.

    Пособие по временной нетрудоспособности

    За оплату больничных возместить можно выплаты с четвертого дня болезни. Первые три оплачивает компания. Кроме обязательного набора документов из перечня, приготовьте следующие:

  • листок нетрудоспособности;
  • справка о сумме заработка у другого страхователя по форме 182н;
  • документы, подтверждающие страховой стаж;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат и взносов;
  • для совместителя справка с места работы у другого страхователя о том, что пособие он не получал.
  • Пособие по беременности и родам

    Чтобы возместить такие выплаты кроме заявления, справки-расчета и расшифровки расходов приготовьте:

  • листок нетрудоспособности и его продолжение, если возникли осложнения;
  • заявление на декретный отпуск;
  • справки с прошлых мест работы и от работодателей по совместительству;
  • расчет пособия по беременности.
  • Пособие при рождении ребенка

    Получить возмещение по единовременному пособию при рождении ребенка можно, подготовив такие документы:

    • справка о рождении ребенка из ЗАГСа;
    • копия свидетельства о рождении ребенка;
    • справка о том, что пособие не назначалось второму родителю;
    • свидетельство о расторжении брака, если родители в разводе;
    • выписка из решения об установлении над ребенком опеки для опекуна, усыновителя, приемного родителя.
    • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

      Возместить ежемесячное пособие по уходу за ребенком компания может при наличии таких документов:

    • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
    • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка или выписка из решения об установлении опеки;
    • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка.
    • справка с места работы второго родителя о не использовании отпуска по уходу за ребенком ежемесячного и о неполучении пособия по уходу за ребенком. Для неработающих родителей — из соцзащиты;
    • приказ о назначении пособий;
    • для совместителей — справка с места работы у другого страхователя о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
    • Пособие на погребение

      Родственники работника вправе обратиться к работодателю для получения выплаты на погребение. Его размер в 2019 году — не более 5 701,31 руб. Возместить эти расходы компания сможет, подготовив документы:

    • заявление о назначении пособия;
    • справка о смерти из ЗАГСа;
    • копия свидетельства о смерти.
    • 1. В каком виде – бумажном или электронном – работодатели должны подавать в Фонд социального страхования документы для выплаты пособий?

      Электронные реестры сведений установленной формы, заверенные электронно-цифровой подписью, представляют работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составляет свыше 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников превышает данный предел.

      Работодатели с численностью работников 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц, представляют поступившие к нему заявления и документы с описью установленной формы либо электронный реестр.

      2. Есть ли ограничения по срокам представления заявления работниками и реестров работодателем на получение пособий?

      Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, т.е., к примеру, за единовременным пособием при рождении ребёнка — не позднее 6 месяцев со дня рождения ребёнка, по уходу за ребёнком — не позднее 6 месяцев со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.

      Работодатель формирует пакет документов или электронный реестр с необходимыми сведениями для назначения, расчета и перечисления пособий. Обязанность работодателя – передать необходимые сведения в ФСС в течение календарных 5 дней. На принятие Фондом решения и перечисление выплаты работнику отведено еще 10 календарных дней.

      3. В какой срок работник будет получать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам после вступления в пилотный проект «Прямые выплаты»?

      Законодательством установлен общий срок для выплаты пособий — 10 календарных дней со дня получения от работодателя заявления и документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Сведения должны быть корректные.

      4. В какой срок работник будет получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком после вступления в пилотный проект «Прямые выплаты»

      10 календарных дней — этот срок установлен и для первичной выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком за прошедшее время после получения от работодателя заявления и необходимых документов или сведений, последующие выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет производятся до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должно быть выплачено пособие.

      5. Где с 01.01.2019 будут храниться листки нетрудоспособности, на предприятии или региональном отделении Фонда социального страхования?

      Согласно п.13 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 — 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. №294, заявления и документы, направленные в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, возвращаются страхователю, который осуществляет их хранение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

      6. Кто будет оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности с 01.01.2019 г. предприятие или ФСС РФ?

      В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011г. № 294, пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, — территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда. Таким образом, выплата пособия по временной нетрудоспособности с 01.01.2019 года по данному основанию не изменится.

      7. Как уплачивается НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности?

      В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового Кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Следовательно, НДФЛ с суммы пособия за счет средств работодателя исчисляет, удерживает и уплачивает работодатель, а НДФЛ с суммы пособия за счет средств Фонда социального страхования РФ исчисляет, удерживает и уплачивает региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

      8. Будет ли региональное отделение Фонда социального страхования выдавать справки 2-НДФЛ? Как будут учитываться льготы при удержании подоходного налога?

      Да, по заявлению работника региональное отделение выдаст ему справку 2-НДФЛ. При удержании подоходного налога не будут учитываться льготы по подоходному налогу, поскольку Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющимся источником выплаты дохода по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.

      9. Если ФСС будет удерживать НДФЛ, как работник сможет собрать документы для предоставления имущественного вычета?

      Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено статьей п.2 ст. 219. Таким образом налогоплательщику необходимо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования РФ за справкой 2-НДФЛ.

      10. Должен ли страхователь направлять в Фонд уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение пособия по уходу за ребенком в связи с истечением срока отпуска по уходу за ребенком. Предоставление уведомления необходимо только в случаях прекращения трудовых отношений с застрахованным лицом, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти ребенка?

      Страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается Фондом.

      11. Как осуществляется удержание алиментов в условиях пилотного проекта?

      В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом «в» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перевод и перечисление денежных средств осуществляется за счет должника. Таким образом, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляющие выплаты страхового обеспечения, будут производить и удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей из сумм пособия по временной нетрудоспособности. Удержание алиментов из исчисленного пособия по временной нетрудоспособности будет осуществляется на основании поступившего от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнительного документа, к которому статьей 12 Закона № 229-ФЗ, в частности, отнесены исполнительный лист, выдаваемый судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов. В целях обеспечения гарантий лицам, в пользу которых производится удержание алиментов, а также защиты их прав, возможно представление данных документов, при их наличии, страхователем, действующим в данном случае от имени и по поручению застрахованного лица.

      12. Как будет выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности в рамках пилотного проекта в случае смерти работника?

      В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Требования о выплате указанных сумм должны быть предъявлены в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (наследство открывается со смертью гражданина).

      Для этого им необходимо написать заявление и предоставить следующие документы: свидетельство о смерти; документы, подтверждающие родство с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, судебное решение); документы, подтверждающие факт совместного проживания (например, паспорт с отметкой о регистрации) либо нахождение на иждивении (например, решение суда).

      13. Может ли работник самостоятельно подать документы на выплату своего пособия в территориальный орган ФСС РФ в регионе, участвующем в пилотном проекте по выплате пособий?

      Если работодатель действующий (не ликвидирован) работник самостоятельно не может обратиться в территориальный орган ФСС РФ, но он вправе по поручению страхователя передать документы в территориальный орган ФСС РФ либо заполнить и подписать все необходимые документы при наличии доверенности от страхователя.

      14. Если работодатель прекратил свою деятельность, то может ли работник напрямую обратиться в отделение Фонда социального страхования за получением пособия по временной нетрудоспособности или в связи с материнством? И какие документы в этом случае следует представить работнику?

      Если работодатель прекратил свою деятельность на момент обращения работника за пособием (ликвидирован в установленном законом порядке) или невозможно установить местонахождения страхователя (имеется соответствующее постановление судебного пристава исполнителя), то работник может напрямую обратиться в отделение Фонда за получением пособия, представив необходимые документы и заявление о выплате соответствующего пособия.

      15. Может ли работодатель вместо работника заполнить заявление на выплату пособия (оплату отпуска)?

      Работодатель может заполнить заявление, но работник должен проверить личные данные, реквизиты для перечисления средств (счёт в банке, почтовый адрес) и лично подписать заявление.

      Если в процессе обработки документов и перечисления пособия региональное отделение или банк обнаружит ошибку, документы будут возвращены работодателю для исправления. Это приведёт к задержке выплаты пособия!

      16. С помощью какого программного обеспечения можно отправлять реестры в тер орган Фонда?

      Программное обеспечение большинства спецоператоров связи, которые предоставляют программное обеспечение для сдачи отчетности, поддерживает отправку реестров в Фонд. Прием документов происходит на шлюзе приема документов с электронной подписью от страхователей, зарегистрированных в установленном порядке в Фонде социального страхования РФ и имеющих возможность использования электронной подписи. Так же при наличии усиленой квалифицированной подписи вы можете воспользоваться программой АРМ «Подготовка расчетов для ФСС».

      17. Нужно ли дополнгительно приобретать усиленную квалифицированную подпись?

      Нет, если вы сдаете отчетность в государственные органы, в т.ч. в ФСС, то имеющейся у вас подписи достаточно для отправки документов в рамках пилотного проекта «Прямые выплаты».

    Телефоны Режим работы
    Адрес:
    424002, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Бульвар Победы, д. 16

    Телефон доверия (о нарушениях

    трудового законодательства)

    (8362) 69-20-83

    Телефон «горячей линии» (8362) 69-20-49

    Телефон приемной (8362) 69-20-04

    Факс (8362) 42-62-51

    В период с 01.01 по 30.04 и с 30.09 по 31.12:

    Порядок возмещения пособия фсс

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    В организации была проведена камеральная проверка ФСС России в 2017 году за период 2014-2016 гг., в результате проверки были не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2008,60 руб. Согласно акту проверки ФСС России требует доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов, то есть 2008,60 руб. в счет уплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017.
    Отказ ФСС России в возмещении связан с выплатой пособия по нетрудоспособности внешнему совместителю в октябре 2016 года.
    В апреле 2017 года внешний совместитель вернул организации ошибочно выплаченные денежные средства.
    Неверная сумма, которая была предъявлена к зачету в октябре 2016 года, не была перечислена ФСС России.
    Сверка данных между органом ФСС России и налоговым органом по данному факту была произведена в июне 2017 года.
    Требование об уплате недоимки в сумме 2008,60 руб. и пени выставила налоговая инспекция в мае 2019 года.
    Правомерно ли требование ФСС России? Надо ли начислять на сумму возвращенного работником пособия страховые взносы?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам правомерны.
    Если сотрудник вернул сумму перечисленной ему переплаты в виде пособия, то ранее выплаченная работнику сумма не может признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует. Поэтому на сумму возвращенного работником пособия страховые взносы не начисляются.

    Обоснование вывода:
    В соответствии с п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее — Закон N 243-ФЗ) с 2017 года функции по администрированию страховых взносов передаются налоговым органам, которые осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков.
    В этой связи положения НК РФ о направлении налоговыми органами требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов о взыскании указанных платежей распространяются и на плательщиков страховых взносов (п. 8 ст. 69 НК РФ, письмо Минфина России от 21.10.2016 N 03-02-08/61943). При этом с 01.01.2017 взыскание задолженности по страховым взносам (кроме взносов на «травматизм») производится ФНС как в отношении недоимки, возникшей в 2017 году, так и в отношении задолженности прошлых периодов (о чем будет сказано ниже).
    По общему правилу требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ). При этом недоимка — сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ (п. 1 ст. 70 НК РФ).
    Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее — Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона.
    Таким образом, территориальные органы ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выносить решения по ним. То есть недоимка может быть выявлена в ходе проверок, осуществляемых органами ПФР и ФСС, в отношении страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 01.01.2017.
    Кроме того, частью 1 ст. 19 Закона N 250-ФЗ на органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности). Исключения составляют сведения о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах контролирующего органа, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган ПФР (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
    Таким образом, в налоговые органы передаются сведения о бесспорной задолженности по страховым взносам, в том числе задолженности по пеням.
    В силу ч. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (смотрите также письмо ФНС России от 20.06.2017 NГД-4-8/[email protected]).
    Для целей реализации положений Законов N 243-ФЗ и N 250-ФЗ разработан Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР и ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ, утвержденный ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@.
    Напомним, что в 2016 году страховые взносы взимались на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фед
    еральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), который утратил силу с 1 января 2017 года (п. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ).
    Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций в 2016 году признавались, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
    В силу ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответствующими страховыми взносами не облагаются пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
    В соответствии с ч. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
    Если орган ФСС отказал в зачете пособия, то в отношении выплаченной работнику суммы возникает вопрос о начислении на данную выплату страховых взносов (письмо ФНС России от 05.03.2019 N ГД-4-11/[email protected], письмо Минфина России от 01.09.2017 N 03-15-07/56382), который до настоящего времени не решен: в правоприменительной практике в настоящее время не сложилось единой точки зрения по вопросу о том, облагаются ли такие суммы страховыми взносами.
    Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть взысканы с него только при:
    — выявлении счетной ошибки;
    — недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и т.п.).
    В то же время нет каких-либо ограничений на возмещение сотрудником в добровольном порядке средств выплаченного ему пособия, в возмещении которого ФСС отказал.
    Если сотрудник вернул сумму перечисленной ему переплаты в виде пособия, в зачете которого ФСС было отказано, то ранее выплаченная работнику сумма не может признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует (письма Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963)*(1).
    Соответственно, поскольку в результате таких действий факт выплаты пособия уже отсутствует (средства возвращены работодателю), у страхователя не возникает и обязанности по начислению страховых взносов.
    Однако страхователь (организация) обязан перечислить возвращенную работником сумму в качестве средств обязательного социального страхования, не погашенных в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности фонда по возмещению произведенных расходов (смотрите, например, постановление Седьмого АСС от 20.03.2017 N 07АП-1140/17, АС Западно-Сибирского округа от 02.06.2017 N Ф04-1267/17 по делу N А27-15252/2016, АС Западно-Сибирского округа от 14.04.2016 N Ф04-1163/16 по делу N А27-13861/2015). Обязанности страхователя начислять страховые взносы на суммы непринятых к зачету расходов законодательство не предусматривает.
    Таким образом, требования налоговой инспекции об уплате недоимки и пени по страховым взносам правомерны.

    К сведению:
    Решение по результатам налоговой проверки выступает одним из оснований для внесения информации в карточку расчетов с бюджетом местного уровня (далее — карточка РСБ). При этом информация вносится в Блок начислений (раздел II карточки РСБ) на дату вступления соответствующего решения в законную силу.
    Вместе с тем если в решении указано о необходимости подачи уточненного расчета, то организации следует исправить ошибки в отчетности, представляемой в ФСС РФ, начиная с расчетного периода, за который было выплачено пособие в октябре 2016 г. (по формам, действовавшим в расчетные периоды, за которые вносятся соответствующие изменения, связанные с непринятием к зачету указанных сумм расходов). До 01.01.2017 организация формирует корректирующий расчет по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).
    На наш взгляд, производить исправления в отчетности по страховым взносам за 2016 год в форме 4-ФСС в рассматриваемой ситуации возможно в следующем порядке:
    1. Сумму, указанную в строке 1 таблицы 2 Раздела 1 (т.е. расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, произведенные за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), следует уменьшить на сумму излишне начисленного пособия.
    2. Итоговая сумма, указанная в строке 15 таблицы 2 Раздела 1, также уменьшится на сумму излишне начисленного пособия.
    3. В таблице 1 Раздела 1 уменьшится строка 15, в которой отражаются расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные плательщиком страховых взносов (страхователем) с начала расчетного периода. Данный показатель должен соответствовать показателю контрольной строки 15 графы 4 таблицы 2 Расчета.
    4. Сумму необлагаемых выплат в отчетности за 2016 год в рассматриваемом случае корректировать нет необходимости. Сумма облагаемых выплат также не подлежит корректировке, поскольку объекта обложения страховыми взносами в рассматриваемом случае, на наш взгляд, не возникает.
    Уменьшение суммы пособий не требует исправлений расчёта по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год.

    Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
    — Энциклопедия решений. Налогообложение и учет не принятых ФСС к зачету сумм пособий;
    — Энциклопедия решений. Основание для выставления и направления требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов;
    — Энциклопедия решений. Извещение о рассмотрении материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года);
    — Энциклопедия решений. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года);
    — Энциклопедия решений. Сообщение плательщику страховых взносов о выявленных при камеральной проверке ошибках с требованием представить пояснения или внести исправления (за периоды до 2017 года).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Графкин Олег

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Мельникова Елена

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————-
    *(1) В общем случае, как отметил Минфин России в письме от 01.09.2017 N 03-15-07/56382, суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с главой 34 НК РФ в общеустановленном порядке.
    Однако в том случае, когда работодатель взыскал с работника сумму неправомерно выплаченного пособия в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ, в том числе вследствие счетной ошибки, или работником возвращена указанная сумма, соответствующие суммы, ранее выплаченные работнику, не могут признаваться объектом обложения страховыми взносами, поскольку факт их выплаты уже отсутствует. Так разъясняли Минтруд России и ФСС РФ в период действия Закона N 212-ФЗ (письма Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13963).

    Смотрите еще:  Медицинская биохимия. Внутрилабораторный контроль качества лабораторных исследований приказ 220
    Nckt-gluhovo.ru Copyright © 2019.

    Телефоны Режим работы