Требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Требования к участникам закупок по 223-фз

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ указаны в Законе о закупках отдельными видами юрлиц, а также в положении конкретного заказчика и документации о торгах. В целом они похожи, но каждая компания, которая организует закупочные процедуры, выставляет свои условия, которым должны отвечать участники. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Требования к участникам закупки устанавливаются в 223-ФЗ

О том, кто может участвовать в закупочных процедурах, сказано в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Это любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения компаний и места происхождения их капитала, а также физлица и ИП.

Конкретных требований к участникам закупки по 223-ФЗ в законе нет. Там лишь сказано, что заказчики должны прописывать их в своих положениях, а также в документации о торгах. При этом за предъявление требований к участникам закупки по 223-ФЗ, которых нет в документах заказчика, грозит ответственность по КоАП РФ. Запрет установлен ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Участником закупки не может выступать ее организатор, заказчик, а также их работники.

Обязательные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Перечислим обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки по 223-ФЗ. Компанию не допустят до торгов, если:

  • у нее нет правомочий заключать договор;
  • юрлицо официально не зарегистрировано;
  • нет лицензии или допуска (если они необходимы);
  • компания находится в процессе ликвидации;
  • у нее есть задолженность по налогам и сборам;
  • она зарегистрирована в так называемой офшорной зоне;
  • юрлицо признано банкротом.
  • У компании не должно быть долгов по любым обязательным платежам. У ее руководителя и бухгалтера не должно быть судимости за экономические преступления. Также важно устойчивое финансовое положение участника закупки. Это нужно подтвердить данными бухгалтерской отчетности.

    Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

    ? Что подтвердит отсутствие судимости;
    ? Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
    ? Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
    ? Как составить декларацию, что вы не офшор;
    ? Как подтвердить статус СМП.

    Дополнительные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

    По 223-ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Они касаются:

  • необходимых разрешений, лицензий, допусков;
  • опыта аналогичных поставок;
  • материально-производственных ресурсов;
  • трудовых ресурсов.
  • В число дополнительных требований к участникам закупки по 223-ФЗ входят:

  • профессиональная компетентность, квалификация, надежность;
  • наличие опыта и положительной репутации;
  • наличие финансовых ресурсов;
  • отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков;
  • наличие средств для исполнения договора;
  • пройденный предквалификационный отбор;
  • наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, достаточных для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
  • права на объекты интеллектуальной собственности;
  • для субъектов МСП — соответствие критериям принадлежности к малым и средним предприятиям.
  • Практика ФАС: единые и дополнительные требования к участникам закупки

    Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

    Если установите излишние требования к участникам закупки, нарушите закон. Не установите все нужные требования – тоже заплатите штраф. Установить единые и дополнительные требования к участникам закупки и избежать ошибок помогут 20 примеров из практики ФАС.

    Внимание: контрактный управляющий или работник контрактной службы, который ошибся в требованиях к участникам, заплатит штраф – 3000 руб. А если установите лишние требования – от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частями 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП.

    Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

    Квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ

    Многие крупные заказчики допускают до своих процедур только тех, кто прошел предквалификационный отбор. Это способ проверки заявителя, не являющийся закупкой, на предмет соответствия требованиям.

    Все компании, которые прошли ПКО, заносят в специальный реестр. Отбор проходит не в каждой закупке. Если предквалификационный отбор предусмотрен, заказчик укажет это в извещении. Там же будут перечислены документы, которые вам нужно будет предоставить. Какого-то единого списка бумаг не существует, в каждом конкретном случае он отличается.

    ПКО проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем могут любые лица. Срок подачи заявок на ПКО обычно составляет от трех дней. Завершается он в день окончания срока подачи заявок на участие в торгах. До участия в закупке допускаются только лица, прошедшие КО.

    При проведении такого отбора заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ:

  • о профессиональной компетентности, квалификации, надежности;
  • об опыте и хорошей репутации;
  • об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также человеческими ресурсами;
  • об отсутствии негативного опыта сотрудничества с заказчиком.
  • Как участнику подтвердить и доказать, что конфликта интересов нет

    Одно из единых требований Закона № 44-ФЗ — отсутствие конфликта интересов. Такое требование распространяется на всех участников без исключения. Каждому надо задекларировать в составе заявки, что у него нет с сотрудниками заказчика связи, которая может создать преимущественные условия.

    Мы разъяснили, что понимают под конфликтом интересов, и разобрали самые резонансные дела. Каждый судебный спор сопроводили выводом, чтобы помочь вам отстаивать свои права.

    Комиссия оценивает заявки по заранее определенным критериям. Смотрите их в предквалификационной документации. Критериями могут быть:

  • техническое оснащение;
  • квалификация участника отбора или его работников;
  • опыт поставок продукции;
  • образование и квалификация персонала;
  • деловая репутация;
  • обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами.
  • Компания должна быть создана и зарегистрирована в законном порядке, не должна находиться в стадии ликвидации, банкротства, приостановки деятельности. Финансовое положение компании должно быть устойчивым, размер задолженности по налогам не должен превышать 25% стоимости активов компании за последний отчетный период (некоторые заказчики требуют полного отсутствия задолженности по обязательным платежам).

    К примеру, ООО «Транснефть — Восток» предъявляет следующие требования:

    • количество недействительных документов об образовании и квалификации работников, предоставленных компанией в течение года, не должно превышать 15% от общего количества представленных документов;
    • у компании должен быть положительный опыт аналогичных поставок, выполнения работ;
    • меньше трети технических ресурсов взяты в аренду;
    • наличие квалифицированного персонала. Важно, чтобы с работниками были заключены либо бессрочные трудовые договоры, либо соглашения сроком не менее года.
    • Каждый специалист должен иметь:

    • высшее образование;
    • трудовые отношения с организацией (в качестве подтверждения предоставьте трудовую книжку или трудовой договор);
    • действующие удостоверения и протоколы по проверке знаний требований охраны труда, по курсу пожарно-технического минимума, аттестации по промышленной безопасности и другие;
    • действующий документ о повышении квалификации либо квалификационное удостоверение специалиста;
    • определенный стаж работы.
    • Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

      по результатам рассмотрения жалобы ООО « Эверест-Си » на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

      Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

      при участии представителей:

      рассмотрев жалобу ООО « Эверест-Си » от 27.06.2019 № 64 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса котировок в электронной форме № 1901/ЗКТЭ-ПРИВ/18 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту здания УПЖД (г. Саратов) (извещени е № 31806494992 ) , в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

      У С Т А Н О В И Л А:

      В ФАС России поступила жалоба ООО « Эверест-Си » (далее — Заявитель) от 27.06.2019 № 64 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме № 1901/ЗКТЭ-ПРИВ/18 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту здания УПЖД (г. Саратов) (извещени е № 31806494992 ) (далее — Запрос котировок, Жалоба).

      Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

      В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

      При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

      Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

      Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

      В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.

      18.05.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация);

      дата окончания подачи заявок — 04.06.2019;

      дата рассмотрения заявок — 18.06.2019;

      дата подведения итогов – 19.06.2019 ;

      начальная (максимальная) цена договора: 4 182 336, 54 рублей;

      на участие в Запросе котировок подано 5 заявок, 5 заявок признаны соответствующими требованиям Документации.

      Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

      Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске к участию в Запросе котировок ООО «Метапринт-Волга», ввиду отсутствия у указанного участника лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий , предусмотренной пунктом 2.1 Документации.

      Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документацией.

      Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

      Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

      Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

      Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

      В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

      Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Запросе котировок, от 25.06.2019 № 1901/ЗКТЭ-ПРИВ/18/2 (далее — Протокол), все поданные заявки признаны соответствующими требованиям Документации и допущены к участию в Запросе котировок, в том числе, участник ООО «Метапринт-Волга».

      В соответствии с пунктом 2.1 Документации, участник Запроса котировок должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной котировочной документацией, а именно: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

      В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки должен представить действующую на момент подачи заявки лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Перечнем услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» и/или действующий договор с организацией, имеющей указанную лицензию, с приложением данной лицензии включающую в себя следующие виды работ (услуг): выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций .

      На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, в том числе заявку ООО «Метапринт-Волга» , и пояснил, что ООО «Метапринт-Волга» в составе заявки на участие в Запросе котировок в подтверждение требования, установленного пунктом 2.1 Документации, представлены: договор о сотрудничестве от 28.05.2019, заключенный между ООО «Метапринт-Волга» и ООО «Стрелец-Саратов», а также лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 01.02.2013 № 3-Б/00752, выданная организации ООО «Стрелец-Саратов». На основании вышеизложенного, у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки ООО «Метапринт-Волга» от участия в Запросе котировок.

      Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

      Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном допуске к участию в Запросе котировок участника закупки, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

      На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

      2. В соответствии с пунктом 2.1 Документации, участник Запроса котировок должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной котировочной документацией, а именно: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

      В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки должен представить действующую на момент подачи заявки лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Перечнем услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» и/или действующий договор с организацией, имеющей указанную лицензию, с приложением данной лицензии включающую в себя следующие виды работ (услуг): выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

      Вместе с тем, учитывая предмет договора, установление требования к участникам Запроса котировок о подтверждении наличия у участника закупки лицензии МЧС России на осуществление деятельности, указанной в пункте 2.1 Документации, может привести к ограничению количества участников закупки.

      Кроме того, учитывая, что участником может быт привлечен субподрядчик для выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, требование о наличии соответствующей лицензии МЧС России является избыточным, поскольку отсутствие подтверждения наличия указанной лицензии у участника Запроса котировок на этапе подачи заявки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок.

      Таким образом, деи?ствия Заказчика, установившего указанное положение Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Запроса котировок, поскольку по указанному основанию заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

      3. Пунктом 2.2 Документации установлено, что участник Запроса котировок должен иметь опыт по фактически выполненным работам по текущему и/или капитальному ремонту и/или реконструкции и/или строительству зданий, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 2 к Документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по текущему и/или капитальному ремонту и/или реконструкции и/или строительству зданий.

      В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

      — документ по форме приложения № 9 к Документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.2 Документации;

      — акты о выполнении работ;

      — договоры на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями);

      — копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

      Вместе с тем, отсутствие у участника закупки опыта по фактически выполненным работам по предмету закупки, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 2.2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

      Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      4. П унктом 5.3.3.1 Документации установлено, что участник Запроса котировок должен соответствовать требованию об отсутствии у участника Запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник Запроса котировок считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

      Вместе с тем, участник Запроса котировок на момент подачи заявки может не иметь недоимки по налогам, сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При этом к моменту рассмотрения заявок возникновение недоимки и задолженности повлечет оценку Заказчиком таких сведений (содержащихся в представленных участником в составе заявки документах) как недостоверных, и будет являться основанием отказа в допуске на участие в Запросе котировок, отстранением такого участника Запроса котировок на любом этапе проведения Запроса котировок, согласно требованиям пункта 6.5.5 Документации.

      На основании вышеизложенного, а также учитывая особенности налогообложения, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе котировок декларации об отсутствии задолженности перед бюджетом Российской Федерации на дату рассмотрения заявки на участие в Запросе котировок может привести к ограничению количества участников в виду сокращения количества участников закупки, так как фактически задолженность участника на момент подачи заявки должна соответствовать 0 рублей 00 копеек.

      5. Пунктом 6.5.8 Документации установлено, что Заказчик вправе до даты проведения Запроса котировок в письменной форме запросить у участников Запроса котировок информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников .

      В соответствии с пунктом 6.5.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена .

      Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок .

      Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Запроса котировок в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

      Вместе с тем, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Запроса котировок . При этом, законодательством не установлена обязанность участника Запроса котировок допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

      Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса котировок, поскольку указанные права при проведении Запроса котировок Заказчиком не применялись.

      6. В соответствии с пунктом 8.1.8 Документации, при выборе способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник Запроса котировок должен представить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в приложении № 5 Документации.

      При этом приложением № 5 Документации установлен перечень из 10 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора.

      Кроме того, пунктом 8.1.9 Документации установлено, что «победитель или участник, конкурсной заявке которого присвоен второй номер (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, заявке которого присвоен второй порядковый номер, единственный участник, допущенный к участию в запросе котировок (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником)), вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии соответствующего требованиям конкурсной документации » .

      Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.

      Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      7. Пунктом 8.2.1 Документации установлено, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам Запроса котировок, представляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведении и документов победитель, иной участник с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

      При этом в соответствии с пунктом 386 Положения о закупках установлено, что в случае непредставления Заказчику победителем, иным участником, с которым заключается договор, в срок, установленный в документации сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующими документами, победитель, иной участник считаются уклонившимися от заключения договора.

      Вместе с тем, Документация не содержит сведений о конкретных сроках предоставления сведений о владельцах участника Запроса котировок.

      Кроме того, в случае если участником Запроса котировок, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

      Кроме того, представление сведении? о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

      Таким образом, деи?ствия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

      На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

      Признать жалобу ООО « Эверест-Си » (ИНН: 6453133218, ОГРН: 1146453000836) от 27.06.2019 № 64 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса котировок в электронной форме № 1901/ЗКТЭ-ПРИВ/18 на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту здания УПЖД (г. Саратов) (извещени е № 31806494992 ) необоснованной.

      Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 06.07.2019 № 223ФЗ-493/18 .

      Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

      О допустимости предъявления требования об опыте аналогичной деятельности участника закупок по 223-ФЗ

      Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

      Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

      В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

      Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

      Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

      Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.

      По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

      Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

      Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

      Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

      Установленные заказчиком требования, связанные с положительным опытом оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

      Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

      Сказанное следует из определений Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 304-КГ16-17592 (вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), от 20.07.2017 N 305-КГ17-3423 (вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, далее — Обзор N 5 (2017)), от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 (вошло в Обзор N 5 (2017)), от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138, а также пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2019.

      См. также пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), пункт 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2019), Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243 по делу N А40-3315/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 N Ф09-8071/16 по делу N А76-20879/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2019 N Ф04-1843/2019 по делу N А75-9004/2017 и др.

      Правительство изменило требования к участникам закупок подрядных работ по строительству

      Вчера, 25 марта 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99».

      Своим постановлением Правительство ввело дополнительные требования к участникам закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ). Изменения вступят в силу со 2 апреля 2019 года и не распространяются на отношения, связанные с осуществлением закупок работ, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до вступления в силу указанного постановления.

      Что же изменится в порядке проведения закупок. Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

      1. В целях установления дополнительных требований к участникам закупок подрядных работ в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе вводится новая классификация видов подрядных работ:

      — выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного;

      — выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства;

      — выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий;

      — выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

      Дополнительные требования к участникам закупок этих видов подрядных работ применяются, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей по любому из указанных видов работ.

      Одновременно отменяется привязка строительных работ, при проведении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам таких работ, к кодам ОКПД2. При этом также отменяется требование о наличии необходимого опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

      2. Для каждого из 4-х видов работ, указанных в новой редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливаются свои дополнительные требования к участникам закупок, а именно:

      а) Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

      — если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей — не менее 50 % от НМЦК (цены лота);

      — если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей – не менее 30 % от НМЦК (цены лота);

      — если НМЦК превышает 1 млрд. рублей – не менее 20 % от НМЦК (цены лота);

      б) Для работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

      При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять:

      — если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей — не менее 40 % от НМЦК (цены лота);

      в) Для работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного.

      Также допускается для выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территорий.

      Такой контракт (договор) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий обязательно должен быть заключён либо в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      Информация о контракте (договоре) на выполнение работ по строительству некапитальных строений, сооружений, благоустройству территорий должна быть обязательно включена в Реестр контрактов в рамках 44-ФЗ либо в Реестр договоров, заключаемых заказчиками, в рамках 223-ФЗ.

      г) Для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, требуется наличие за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

      Также допускается для выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог наличие одного контракта (договора) на выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог, заключённого в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ, а также внесённого в Реестр контрактов по 44-ФЗ или Реестр договоров по 223-ФЗ, соответственно.

      При этом стоимость одного такого контракта (договора) должна составлять не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

      3. В связи с изменением содержания дополнительных требований к участникам закупки меняются и требования к документам, подтверждающим соответствие участника указанным дополнительным требованиям, в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в новой редакции.

      При этом указанные документы должны относиться не просто к подрядным строительным работам, а именно к тому виду работ в рамках введённой классификации подрядных работ для целей осуществления закупок, установленной новой редакцией постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

      Услуги для поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ

      Банковские гарантии, кредиты, тендерное сопровождение

      4. Скорректирована позиция № 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, устанавливающая «Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации»:

      — со 02.04.2019 г. конкурсы с ограниченным участием в электронной форме можно будет проводить при выполнении работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей.

      Таким образом, в этой норме убирается разграничение НМЦК в зависимости от государственных и муниципальных нужд. При этом, как считают эксперты, ухудшается положение муниципальных заказчиков, которые ранее могли проводить такие конкурсы при НМЦК свыше не 100, а 50 млн. рублей.

      Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

      Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !

      Как участвовать в закупках по 223-ФЗ

      Особенность закупок по 223-ФЗ состоит в том, что законом определены лишь рамки, в пределах которых заказчик может устанавливать свои правила. Это создает определенные проблемы новичкам, которые участвуют в таких торгах в первый раз. В отличие от 44-ФЗ, в котором четко регламентированы все правила и процедуры, закупки по 223-ФЗ более сложные. Чтобы разобраться в них, необходимо изучить базовую информацию.

      Особенности проведения государственных закупок

      При проведении закупок по 223-ФЗ заказчики устанавливают самостоятельно правила закупочных процедур в рамках требований, регламентированных законом. Правила прописываются в Положении о закупке. Закупки может проводить уполномоченный представитель организаций, торги могут проходить на любых электронных площадках.

      Заказчиками в таких закупках выступают:

    • государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные корпорации, в которых доля участия государства 50% и более;
    • дочерние компании организаций, указанных выше, в которых доля государства не менее 50%;
    • муниципальные, государственные и унитарные предприятия, если речь идет о закупках за средства, сформированные из собственного дохода или грантов.
    • Рынок заказов по 223-ФЗ достаточно большой и в 2017 году он достиг 27 триллионов рублей. Это говорит о том, что такие закупки открывают широкие возможности для малого и среднего бизнеса. Но на практике этот инструмент мало им используется. АО «Корпорация МСП» предпочитают участвовать в закупках по 44-ФЗ, так как в таких аукционах правила понятнее и четко прописаны. В закупках же по 223-ФЗ заказчики могут изменить, например, список требуемых документов, создавая препятствия для некоторых поставщиков.

      Требования к участникам

      Заказчики закупок по 223-ФЗ самостоятельно могут устанавливать требования к участникам. Они обязательно должны быть прописаны в закупочной документации и Положении о закупках, иначе могут быть признаны незаконными. Участником может быть ИП, юридическое и даже физическое лицо. Исключение – организаторы конкурса и связанные с ними лица.

      Существуют некоторые требования, которые обязательны для всех участников закупок. К участию в конкурсе по 223-ФЗ не допустят участника, который:

    • не имеет полномочий заключать договор;
    • официально не зарегистрирован (юридическое лицо);
    • не имеет лицензии (допуска) для продажи товаров (работ, услуг);
    • находится в стадии банкротства или ликвидации;
    • имеет задолженность по налогам и сборам;
    • зарегистрирован в оффшорной зоне.
    Смотрите еще:  Судебный участок № 2 Мегионского судебного района. Мировой суд лысьвы

    Также могут не допустить к торгам компанию, руководитель или главный бухгалтер которой имеет судимость за экономические преступления.

    На каких площадках проводятся госзакупки?

    Согласно 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать информацию о закупке на портале ЕИС. Он также должен разместить Положение о закупке и другие документы, которые ее касаются (проект договора, планы закупки, извещения о закупке и т.д.). Исключение составляет информация о закупках, которые связаны с государственной тайной и включены перечень из распоряжения Правительства № 2027-р. Заказчик может не публиковать информацию о закупке, сумма по которой ниже 100 тыс. рублей. Также можно не публиковать данные о некоторых закупках, которые связаны с размещением средств на депозитах, управлением недвижимостью. Торги могут проводиться на любых электронных площадках, на данный момент их количество превысило 150.

    Где найти информацию о предстоящих закупках?

    Данные о планируемых закупках можно найти на портале государственных закупок, размещенном по адресу www.zakupki.gov.ru. Портал является частью единой информационной системы. Потенциальные участники могут посетить портал и ознакомиться с предстоящими тендерами, просмотреть документацию, а также подать заявку.

    Информация о предстоящих закупках можно посмотреть на сайте «ТАСС-Бизнес» (tassbiz.ru). Это не просто сайт, а многофункциональный сервис, разработанный для поддержки малого и среднего предпринимательства. На сайте публикуется полная и актуальная информация о предстоящих тендерах, но главное – интерфейс сервиса максимально удобен, позволяет в считанные минуты отбирать подходящие публикации конкурсов с помощью системы фильтров. Пользователь может их отбирать по дате размещения, стоимости, региону и другим критериям. В карточке каждой закупки указано ее подробное описание, есть информация о компании-заказчике

    Сервис «ТАСС Бизнес» – это инструмент, позволяющий повысить эффективность бизнеса и найти новые возможности для его развития. Используйте функционал сервиса для поиска выгодных контрактов по государственным закупкам, участвуйте в них и увеличивайте свою прибыль.

    Смотрите еще:  Онлайн страховка для визы в Австралию. Страховка старше 75

    Для того что бы на деле оценить возможности полного премиального функционала сервиса «ТАСС-Бизнес», достаточно всего лишь заполнить форму ниже и получить тестовый доступ на 3 дня.