Трасологическая экспертиза в Нижнем Новгороде. Трасологическая экспертиза вопросы при дтп

Трасологическая экспертиза в Нижнем Новгороде

Под таким понятием, как трасологическая экспертиза, понимают один из видов криминалистики, которые занимается тем, что исследует появление следов, механизм их образования, причины, по которым они возникли, и способы для их появления.

В каких случаях проводится процедура?

Она проводится для определения:

  • идентификации и принадлежности разнообразных объектов по их отображениям (к примеру, для того чтобы определить точно место столкновения по битым стеклам и грязи);
  • того, что несколько предметов действительно принадлежат одному целому (например, что осколки лобового стекла действительно принадлежат одному стеклу);
  • отношения тех следов, которые имеются на объекте, ко всему произошедшему (например, что автомобиль действительно был поврежден во время данного ДТП).
  • Так же существует такое понятие, как транспортно трасологическая экспертиза. Данная процедура проводится именно на месте ДТП. При этом проверяется дорожное полотно, пострадавшее транспортное средство, ограждения, если они были задеты, и так далее.

    Какие вопросы решаются во время экспертизы

    Нужно заметить, что существует довольно большой круг вопросов, который обычно задается специалисту при проведении процедуры. Сюда входят следующие уточнения:

  • Определить, при каких обстоятельствах случилось ДТП?
  • Оценить, какие повреждения действительно были нанесены во время аварии?
  • При каких именно обстоятельствах были нанесены повреждения?
  • Были ли нанесены повреждения во время аварии, или же это были противоправные действия третьих лиц?
  • Могли ли быть нанесены повреждения во время наезда автомобиля или действий третьих лиц?
  • В каком положении во время аварии находился автомобиль – динамичном или статичном?
  • Был ли автомобиль поврежден в этой или идентичной аварии?
  • В каком порядке повреждения появились на машине при наезде на препятствие?
  • На какие правила ПДД должны были ориентироваться водители на данном участке дороги?
  • Соответствовали ли водительские действия таковым правилам?
  • Из-за действий какого водителя случилось ДТП?
  • Здесь важно учитывать, что трасологическая экспертиза в Нижнем Новгороде может проводиться далеко не всеми специалистами, а только теми, у которых есть соответствующие навыки и которые прошли обучение по следующим направлениям:

  • Исследование следов на ТС и на месте аварии.
  • Исследование следов ТС, механизмов, инструментов и орудий.
  • Когда к специалисту обращаются за экспертизой

    Трасологическая экспертиза при ДТП проводится в следующих случаях:

  • Страховая компания отказалась выплачивать денежные средства после аварии по ОСАГО или КАСКО на основании решения специалиста-тресолога.
  • Так же страховая может отказать в выплатах по части тех повреждений, которые заявлены в заявлении.
  • Сотрудник ГИБДД изъял у вас документы за то, что вы покинули место аварии, в котором участвовали. Хотя на самом деле это не так.
  • Вы хотите оспорить постановление ГИБДД о том, что именно вы были виновны в аварии.
  • Во всех этих случаях можно обращаться к специалисту для проведения процедуры.

    Что необходимо для проведения процедуры

    Итак, что же необходимо для того, чтобы была проведена автотехническая трасологическая экспертиза? В первую очередь для того, чтобы процедура была проведена наиболее полно и эффективно, нужно предоставить специалисту как можно более полную информацию. Это поможет смоделировать ситуацию во время ДТП и уточнить, каким образом двигались участники.

    Для того, чтобы экспертиза была проведена, нужен пакет определенных материалов дела и заключений.

  • Это должна быть составленная участниками аварии или полицией схема, которая максимально полно описывает аварию.
  • Так же понадобится протокол, который составляется правоохранительными органами.
  • Желательно чтобы были предоставлены и фотоматериалы с места аварии.
  • Специалист должен иметь возможность получить доступ к машинам, которые участвовали в аварии.
  • Если у кого-то из водителей имеется видеорегистратор, то специалисту нужно предоставить видеоматериалы.
  • Так же понадобится протокол проверки техсостояния машины.
  • Не помешает и справка о совершенном происшествии.
  • Конечно, не весь список документов обязательный. Однако если ситуация тяжелая, то понадобится как можно больший список бумаг. Соответственно и стоимость услуги будет зависеть о того, при каких обстоятельствах происходила авария и от сложности сложившейся ситуации, а так же от срочности и того, сколько времени понадобится, чтобы осуществить процедуру.

    Для того, чтобы записаться на проведение экспертизы, достаточно связаться с нашими специалистами по телефону или через электронную почту. Вам объяснят, как именно проводится процедура и сколько она стоит.

    ООО «Независимое бюро экспертизы и оценки»
    Россия, 603086, г. Нижний Новгород
    ул. Мануфактурная, дом 14А, офис 311
    Тел.: +7 (831) 212-37-64 (многоканальный),
    моб. +7 (930) 669-11-07 (Viber; WhatsApp)
    e-mail: [email protected]

    Мы готовы проконсультировать Вас
    в нашем офисе и по телефону:
    с Пн по Пт: с 09-00 до 18-00
    Прием заявок на сайте — круглосуточно!

    Информация об услугах на данном сайте носит
    информационный характер и не является публичной офертой (ст. 437 ГК РФ)

    · © 2012-2017 ООО «НБЭО». Все права защищены. Независимое бюро экспертизы и оценки ·
    Разработчик сайта: «Веб-студия KIBA» &nbsp

    Автотехническая экспертиза. Виды. Из чего состоит

    Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом. Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке. В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.

    Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.

    Виды судебной автотехнической экспертизы

    Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

    Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.
  • Экспертиза обстоятельств ДТП

    Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.

    Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.

    Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.

    Задачи экспертизы обстоятельств ДТП

    Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:

  • Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
  • Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
  • Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
  • Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
  • Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
  • Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
  • Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
  • Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
  • Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.
  • Экспертиза состояния транспортного средства

    Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию. В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения. Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.

    Основные задачи экспертизы состояния автомобиля

    Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:

  • Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
  • Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
  • Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза

    Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах. Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения. В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.

    Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы

    При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:

  • Определение точного места происшествия.
  • Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
  • Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
  • Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
  • Определение механизма столкновения.
  • Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
  • Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
  • Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
  • Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.
  • Смотрите еще:  Прикамская правда. Перерасчет как пишется

    Экспертиза дорожных условий

    Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры. Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие. Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.

    Задачи экспертизы дорожных условий

    При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:

  • Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
  • Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
  • Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
  • Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
  • Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.
  • ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.

    Перечень основных нормативных актов:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
    2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
    3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
    4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
    5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
    6. Часто задаваемые вопросы

      Вопрос: Сколько времени займет проведение автотехнической экспертизы?

      Ответ: Судебная автотехническая экспертиза может иметь обширный перечень вопросов и объектов. Для составления заключения может потребоваться проведение различных видов исследований с привлечением нескольких специалистов. Поэтому сроки проведения автотехнической экспертизы определяются для каждого случая индивидуально, в зависимости от многих факторов. Более конкретные сроки вам сможет назвать эксперт после ознакомления с материалами вашего дела. На практике экспертиза в большинстве случаев занимает от 5 до 20 рабочих дней.

      Вопрос: Кто может заказать проведение автотехнической экспертизы?

      Ответ: Назначить судебную автотехническую экспертизу может суд или следственные органы. Ходатайствовать о проведении независимой автотехнической экспертизы имеют возможность любые лица, являющиеся сторонами или участники дела о ДТП.

      Вопрос: Кто проводит автотехническую экспертизу?

      Ответ: Проведение судебной автотехнической экспертизы может быть поручено государственному инспектору (сотруднику государственного учреждения судебных экспертиз). Для проведения независимой экспертизы вы можете обратиться к любому эксперту, который имеет соответствующую лицензию.

      Вопрос: Кто выбирает организацию для проведения автотехнической экспертизы?

      Ответ: Организацию выбирает суд или следственный орган назначивший экспертизу. При этом, оформляя ходатайство, вы можете указать организацию, в которой вы бы хотели заказать проведение экспертизы, а также указать перечень вопросов эксперту. Необходимо отметить, что орган, назначающий экспертизу, не обязан руководствоваться этими пожеланиями. Однако в большинстве случаев назначение экспертизы осуществляется в соответствии с ними.

      Вопрос: Могу ли я следить за проведением экспертизы?

      Ответ: Стороны дела имеют право принимать участие в осуществлении судебной автотехнической экспертизы. При этом эксперт обязан уведомлять стороны о проведении основных действий по экспертизе. Например, он должен сообщить о дате и времени осмотра места происшествия, о дате, времени и месте осмотра транспортных средств, участвовавших в ДТП и т.д.

      ДТП: трасологическая экспертиза

      Чтобы выяснить, кто виноват в аварии, какое авто стало ее причиной, можно ли было избежать произошедшего, каков ущерб и так далее, проводится целый ряд проверок. Трасологическая экспертиза при ДТП является одним из важнейших элементов комплексного анализа событий. Она позволяет оценить характер происшествия и квалифицировать действия участников. На основании ее выводов по горячим следам определяется виновник.

      Виды экспертиз после аварий

      Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

      Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.

    Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

    Что такое трасологическая экспертиза

    Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

    Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

    После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.

    Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

    Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

    Цели трасологии делятся на идентификационные (определение объекта, оставившего след) и диагностические (вывод, как образовался след). Исследование позволяет выяснить:

    • пригодность следов для точной идентификации;
    • последовательность, условия и механизм возникновения следов;
    • отождествление следов, оставленных одним объектом в разных местах;
    • свойства, признаки, состояние оставившего следы объекта;
    • причинно-следственную связь следов с происшествием и его последствиями.
    • Транспортно-трасологическая экспертиза изучает вещественные объекты (ТС, их детали, следы взаимодействия, колеса, части одежды пострадавших, фотоснимки с места происшествия). Задачами такого анализа являются:

      • Идентификация ТС, участвовавших в ДТП.
      • Определение механизма происшествия.
      • При этом исследования дают ответы на такие вопросы:

        • оставлены ли следы конкретным ТС;
        • составляет ли обнаруженный обломок единое целое с какой-то конкретной деталью ТС;

        Виды трасологической экспертизы

        По объекту и применяемым методикам трасологическая экспертиза подразделяется на такие разновидности:

      • гомеоскопическую, изучающую оставленные человеком следы (отпечатки пальцев, рук, ног, зубов, крови, обуви, одежды);
      • механоскопическую, исследующую следы орудий и механизмов, запорных и предохранительных устройств (пломб и замков);
      • изучающую следы животных;
      • транспортную, анализирующую следы различных видов транспорта.
      • Что требуется для исследования

        Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

        • модель участка ДТП;
        • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
        • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
        • участвовавшие в аварии ТС;
        • результаты анализа технического состояния машин;
        • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

        Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

        Проведение трасологической экспертизы

        Трасологическое исследование включает несколько этапов:

        1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
        2. Ознакомление с имеющейся документацией.
        3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
        4. Осмотр ТС.
        5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
        6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
        7. Подготовка и передача заказчику заключения.
        8. Во сколько обойдется экспертиза

          Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.

          Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.

          Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.

          Что содержится в заключении эксперта

          Заключение оформляется проводившим экспертизу специалистом или комиссией (в особо сложных случаях). Оно содержит три части:

        9. Вводную, включающую сведения об эксперте, разъяснение ответственности за предоставление ложной информации, вопросы, на которые следует дать ответ, и перечень исходных данных.
        10. Исследовательскую – с перечнем выполненных действий, исследований, подтвержденных инженерными расчетами, законами физики, механики. Здесь описываются порядок исследований, примененные методики, приводятся данные из справочников, ТУ и ГОСТ.
        11. Заключительную, где сформулированы ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.
        12. Документ принимается страховыми компаниями, правоохранительными органами и судами.

          Можно ли оспорить выводы трасологии

          Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске. Поводом для обжалования могут послужить:

          • отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
          • превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
          • неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).
          • Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.

            Как суд решает споры по трасологии

            Наша судебная система адекватно реагирует на человеческие ошибки, хотя и считает экспертизу неопровержимым доказательством. Если результаты повторного исследования будут отличаться, предыдущие в учет с большой долей вероятности приниматься не будут.

            Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

            При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.

            В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.

            Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.

            В заключение сделаем несколько выводов по теме. Итак, трасологическая экспертиза:

            • проводится в рамках предварительного следствия и сразу дает ответ, кто виновник ДТП;
            • требует тщательной подготовки материалов и документов;
            • заказывается любым участником аварии;
            • может быть обжалована.
            • Трасологическая экспертиза при ДТП: Видео

              Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

              Все, что вы хотели знать, об автотехнической экспертизе ДТП

              В ходе расследования ДТП необходимо установить меру вины каждого участника столкновения. Иногда автоавария наступает в ходе взаимодействия и влияния друг на друга различных факторов: погодных условий, технического состояния автомобиля и т.д.

              Чтобы выделить все факторы, приведшие к аварии и оценить их влияние, нужно провести специальную экспертизу. Что такое экспертиза ДТП, зачем она нужна?

              С какой целью назначают автотехническую экспертизу?

              Автотехнические экспертизы ДТП, или сокращенно АТЭ, – это исследование всех обстоятельств автоаварии, транспорта, участвующего в ней, а также других объектов и факторов, имеющих отношение к столкновению.

              Она дает ответы на многие вопросы, касающиеся автоаварии. В том числе, позволяет определить причины ДТП, степень вины каждого участника и размер материального ущерба, причиненного в результате столкновения.

              Если в автоаварии люди получили ранения либо погибли, то для определения меры ответственности каждого автомобилиста обязательно назначается автотехническая экспертиза.

              Следует знать, что АТЭ ДТП, включает в себя ряд исследований, позволяющих выявить обстоятельства аварии, чтобы дать им всестороннюю оценку, а также определить виновного и меру его ответственности.

              Для решения такого широкого диапазона заданий эксперту придется исследовать различные предметы.

              Даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить, как проводятся все виды исследований.

              Поэтому, экспертизы разделены на виды в зависимости от объекта изучения. Эксперты специализируются на конкретных видах экспертиз и хорошо знают, как проводится то или иное исследование.

              Например, транспортная экспертиза проводится на месте столкновения. Она позволяет установить обстоятельства происшествия, в частности, как двигался автотранспорт всех участников аварии до момента столкновения, и какие повреждения, из имеющихся после ДТП, имеют отношение к конкретному инциденту.

              АТЭ – это судебная экспертиза по ДТП, но она выполняется как во время судебного рассмотрения дел, так на стадии следствия.

              Чтобы проводилось такое исследование, необходима инициатива судьёй, сотрудников следствия либо органов дознания. Её могут назначить на основании ходатайства участников автоаварии или заинтересованных людей.

              Судьи назначают экспертное исследование, когда в ходе судебного разбирательства свидетели дают противоречивые показания, путаются в обстоятельствах дела, а собранная доказательная база не позволяет определить, кто виноват в аварии.

              Органы следствия и дознания инициируют экспертизу для установления всех обстоятельств и факторов, спровоцировавших опасную ситуацию на автодороге.

              Автомобилисты, ставшие участниками ДТП, просят назначить экспертизу, когда несогласные с выдвинутыми им обвинениями.

              Эксперту нужно будет дать ответы на вопросы, касающиеся технических характеристик автодороги и действий автомобилиста.

              Виды экспертиз, назначаемых после ДТП

              Автотехническая экспертиза в зависимости от объекта ДТП, который изучается, подразделяется на несколько видов.

              Мы коротко остановимся на каждом из них.

              Экспертиза обстоятельств автоаварии

              Эксперт очень внимательно изучает сложившуюся перед столкновением автотранспорта дорожную ситуацию, чтобы определить степень вины всех участников происшествия. Для этого он устанавливает реальное техническое состояние машин и скорости движения обоих автомобилей на момент столкновения.

              На основании обозначенной информации эксперт определяет причины возникновения опасной ситуации на автодороге и удаленность машин во время неё. Также моделируются возможные сценарии дорожных происшествий с учетом действия и бездействия автомобилистов. Таким образом, эксперт даст ответ на вопрос: была ли у водителей возможность избежать ДТП.

              Исследование технического состояния автотранспорта

              Проводится экспертиза каждого автомобиля, принимавшего участие в ДТП, на предмет наличия неисправностей. По всем выявленным поломкам и дефектам эксперт делает заключение – были ли они до аварии или появились вследствие столкновения. Исследуется работоспособность коробки передач и других элементов авто.

              Транспортно-трасологическое исследование

              Изучаются все следы, имеющие отношение к автоаварии. По ним эксперт сможет смоделировать движение автотранспорта перед столкновением, его расположение на дороге.

              Эксперт не выезжает на место автоаварии.

              Все материалы для исследования ему предоставляет заказчик. Поэтому, участникам дорожного происшествия всегда необходимо делать максимальное количество фотографий, стараясь запечатлеть все, что имеет отношение к аварии.

              Автотовароведческая экспертиза

              В результате такой автоэкспертизы проводят оценку стоимости автомобиля после ДТП либо её годных остатков. Она помогает определить размер причиненного во время аварии материального ущерба автотранспорту.

              На основании экспертного заключения определяется сумма компенсации по полису обязательной автостраховки, которую получит потерпевшая сторона.

              Инженерно-психологическое обследование

              После автоаварии исследуют не только транспорт, но состояние водителей. Специалисты проводят экспертизу, позволяющую определить состояние психики на момент дорожного происшествия и после него.

              По результатам исследования эксперт сделает следующее заключение: была ли у автолюбителя возможность предотвратить столкновение, которой он по определенной причине не воспользовался. При положительном ответе эксперта, автолюбителя в ходе судебного процесса признают виновным. Судья, в зависимости от степени тяжести автоаварии, назначат водителю срок лишения свободы.

              Разновидности экспертиз

              Чтобы расследовать сложные автоаварии, знаний и опыта одного эксперта может быть недостаточно. Поэтому можно заказать комиссионную экспертизу.

              Она предусматривает формирование комиссии, состоящей из нескольких человек, имеющих одинаковую специализацию.

              На поставленные вопросы эксперты дают совместные ответы, и принимают общий вывод.

              Если у кого-то мнение кардинально отличается от остальных, то он даёт свой отдельный ответ, о чем обязательно делается запись.

              При формировании команды из экспертов, специализирующихся на разных исследованиях говорят о проведении комплексной экспертизы.

              Порядок проведения АТЭ

              Полная автотехническая экспертиза, назначается после ДТП с тяжелыми последствиями: нанесен вред здоровью потерпевших участников аварии или наступил летальный исход. Страховщики заказывают в основном только автотовароведческую экспертизу, чтобы определить, на какую сумму причинен материальный вред машине потерпевшего автомобилиста.

              Его должна компенсировать страховая компания виновного в аварии водителя, но только в пределах лимита, установленного законом об ОСАГО. Если этих средств будет мало, то недостающую сумму личными деньгами компенсирует автомобилист, спровоцировавший столкновение.

              Порядок назначения и проведения АТЭ при административных, уголовных и арбитражных судебных процессах практически одинаковый. Существует только некоторое отличие в терминологии и процессуальных особенностях. Как мы уже писали, инициировать АТЭ может следователь, сотрудник органа дознания, судья, виновный либо потерпевший водитель, а также их адвокаты.

              Им необходимо подать ходатайство, иначе АТЭ не будет иметь законной силы. На стадии досудебного разбирательства они подают ходатайство специалисту, ведущему дело. Во время судебного процесса документ подается на судебном заседании, но только до завершения стадии исследования доказательств.

              Апелляционный суд принимает ходатайство только по уважительной причине – судом первой инстанции была отклонена эта просьба. Количество ходатайств, подаваемых одним человеком, законом не ограничено.

              Как правильно составить ходатайство?

              Ходатайство пишут в свободной форме, но документ должен обязательно иметь три части: вводную, описательную и резолютивную.

              Вводная часть содержит реквизиты суда и данные сторон дела. В описательной части указываются основания для проведения АТЭ и заказанные виды экспертиз.

              Перечисляется список вопросов, на которые экспертам надо найти ответ. В последней части документа указывается желаемый эксперт и список предметов, передаваемых ему для исследования.

              Все вопросы, на которые должен ответить эксперт:

              1. Рассматривающие технические характеристики автотранспорта.
                Ему необходимо оценить техническое состояние авто до и после ДТП. Нужно определить скорость движения и другие характеристики машинки на момент автоаварии.
              2. Анализирующие действия автомобилиста.
                Эксперт оценивает последовательность и правильность действий водителя, попавшего в аварийную ситуацию. Он определяет, нарушал ли водитель ПДД, и мог ли он избежать столкновения.
              3. Перечень вспомогательных вопросов.
                Эксперт изучает состояние автодороги и погодные условия на момент аварии.
              4. Таким образом, эксперт определяет все неисправности автомобиля, выясняет причину их появления и дает заключение, могли ли они спровоцировать ДТП либо на него повлияло состояние дороги, погодные условия и другие факторы. Также он определяет необходимый объём ремонтных работ для полного восстановления машины.

                Следователь или судья, рассмотрев полученное ходатайство, и приняв по нему положительное решение, выносит Определение или Постановление о назначении АТЭ.

                В документе он должен указать на основания проведения автотехнической экспертизы, установить исполнителя, перечислить вопросы для него, и обозначить список исследуемых материалов.

                Они имеют право ходатайствовать об отводе эксперта, о включении в перечень вопросов дополнительных вопросов, о назначении новых исследований.

                Также они могут присутствовать при выполнении экспертиз и знакомиться с экспертными заключениями. Свидетель по делу о ДТП имеет право ознакомиться с заключением по экспертизе, касающейся только его.

                Если одна из сторон автоаварии не предоставляет эксперту материалы, обозначенные в Постановление, то она мешает проведению исследования. В таком случае, суд может принять решение не в пользу уклоняющегося от АТЭ автолюбителя, без проведения самого исследования.

                Требования к экспертам и срокам исследования

                Автотехническая экспертиза при ДТП может проводиться экспертной организацией или частным экспертом. Они должны иметь лицензию от Минюста, позволяющую заниматься таким видом деятельности и персональный идентификатор. Эксперт должен всегда занимать нейтральную позицию.

                Сроки проведения АТЭ не регламентируются никакими нормативными документами. Её продолжительность зависит от следующих факторов:

              5. количеством материалов передаваемых на экспертизу;
              6. типа автотранспорта;
              7. степенью сложности полученных при ДТП повреждений.
              8. Еще один важный момент длительности исследования – загруженность эксперта. Комплексная экспертиза в среднем выполняется за 2-3 дня.

                Что собой представляет заключение эксперта?

                Результаты проведенного исследования эксперт оформляет в виде специального документа, который называется Заключение по АТЭ.

                Это официальный документ, имеющий три обязательные части:

              9. Вводная часть заключения начинается с того, что указывается название экспертной организации и данные эксперта, который проводил исследования, а также перечисляются виды выполненных экспертиз.
                Затем подается перечень вопросов, которые устанавливает ходатайство. Причем, в обоих документах должна быть одинаковая формулировка, без любых изменений.
              10. Основная часть.
                В ней эксперт перечисляет, какой автотранспорт, и материалы были переданы для проведения исследований. Коротко излагает обстоятельства дела. Обязательно указываются данные людей, присутствующих во время экспертизы. Он перечисляет нормативные документы, на основании которых проводились экспертиза. Затем описывается комплекс проведенных исследований, подаются все чертежи, схемы, фототаблицы и используемые методики.
              11. Заключительная часть.
                Эксперт дает развернутые ответы на все поставленные заказчиком в ходатайстве вопросы, а также делает аргументированный вывод о повреждениях автотранспорта, во время автоаварии.

              Документ подписывается экспертом, который выполнил исследование, и заверяется печатью экспертной организации. Судья может вызвать эксперта непосредственно на судебное заседание, чтобы тот дал разъяснения по своему заключению.

              Правильно организованная и проведенная автотехническая экспертиза позволяет максимально точно оценить обстоятельства и причины, которые привели к ДТП, и объективно определить виновного водителя. Без исследования не всегда удается это сделать правильно. Допущенная ошибка может существенно повлиять на судьбу человека.

              Также проведенное исследование позволяет оценить реальный размер вреда, причиненного транспорту, что даст возможность получить компенсацию, в размере достаточном для полного его восстановления. Удачи на дорогах!

              Трасологическая экспертиза при ДТП, стоимость расследования в 2019 году

              Кто должен нести ответственность за дорожно-транспортное происшествие и почему оно вообще произошло? Были ли повреждения автомобилей, участвовавших в аварии, нанесены во время происшествия или уже существовали ранее? Чтобы получить ответы на эти вопросы, проводится особый вид расследования — трасологическая экспертиза при ДТП (ТЛЭ).

              ТЛЭ — это важный раздел криминалистики, который специализируется на изучении следов аварии. Когда нет свидетелей происшествия, а все его участники наперебой утверждают, что невиновны, установить провинившегося помогает трасологическая экспертиза после ДТП. Что это такое? Во время столкновения транспортных средств и других видов происшествий автомобили оставляют разного рода отметины на дорожном покрытии. Это могут быть следы:

              • торможения;
              • заноса;
              • скольжения;
              • буксования;
              • блокирования колес.
              • Кроме того, в результате столкновения на автомобилях появляются различные механические повреждения. Все эти следы позволяют составить максимально полную картину происшествия.

                Трасологическая экспертиза при ДТП — это анализ всех следов аварии для определения ее причин, обстоятельств, механизма и лиц, спровоцировавших происшествие.

                Для чего нужно расследование

                Независимая трасологическая экспертиза при ДТП позволяет установить последовательность событий, приведших к происшествию. Например, если столкнулись автомобили, движущиеся в попутных транспортных потоках, водители могут обвинять друг друга в неправильном выполнении маневра перестроения или в непредоставлении преимущества в движении. Без подобного анализа установить, кто из них говорит правду, очень сложно.

                Также трасология ДТП дает возможность сравнить следы аварии с представленными образцами, чтобы определить, появились ли те или иные повреждения именно вследствие данной аварии.

                Эксперт может точно определить место столкновения по определенным следам (осколки, осыпавшаяся грязь) или даже идентифицировать машину, скрывшуюся с места ДТП, по характерным признакам, оставленным на эмали.

                О том, какие еще бывают виды автоэкспертиз, и какой анализ может потребоваться в конкретном случае, рассматривается в статье «Экспертиза после ДТП».

                Цель трасологической экспертизы заключается в получении ответов на диагностические и идентификационные вопросы, касающиеся:

                Это исследование играет важную роль и при разрешении споров со страховой компанией. Порой страховые агенты отказывают в выплате причитающейся суммы, аргументируя отказ неубедительными доказательствами, собранными сотрудниками ГИБДД, требуя независимого расследования.

                Более подробно, в случае отказа страховых выплат, вы можете узнать в данной статье.

                Восстановление картины ДТП

                Достоверный сценарий дорожного происшествия можно восстановить на основании:

              • схемы аварии;
              • документации, находящейся в подразделении ГИБДД;
              • фотоотчета с места столкновения;
              • сохранившихся следов колес на дорожном покрытии (длины и характера тормозного пути — след может быть сплошным или многократно прерываться);

              Насколько достоверны результаты такой экспертизы? С помощью современного оборудования квалифицированный трасолог может определить детали происшествия с достоверностью до 99%.

              Кто проводит анализ и что для этого нужно

              Досудебная ТЛЭ проводится как по личному обращению физических или юридических лиц, так и по поручению страховых компаний и государственных органов. Решение о проведении исследования может быть вынесено судом.

              К государственным или негосударственным экспертам-трасологам предъявляются определенные требования. В частности, они должны иметь научный и специальный уровни подготовки, что свидетельствует о наличии знаний, которые требуются для проведения оценки. Эксперт должен владеть общими сведениями относительно основных производственно-технологических процессов, разбираться в материаловедении и даже человеческой анатомии и физиологии.

              Для проведения экспертизы и формулировки максимально точного заключения трасолог должен получить доступ ко всей имеющейся информации. Перечень необходимых материалов и документов зависит от поставленных перед экспертом задач.

              При необходимости проводится даже трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии. Это касается ситуаций, когда обстоятельства — например, спор со страховщиком — вынуждают водителя обратиться в суд через некоторое время после аварии. Желательно при любом происшествии самостоятельно позаботиться о сборе фотодоказательств, ведь никогда до конца не известно, кого могут «сделать» виновным в случившемся. Рекомендуется сразу после столкновения снять качественные фотографии с места ДТП с использованием масштабной линейки.

              В принципе, ТЛЭ может проводиться на любой стадии рассмотрения дела, но все же лучше инициировать экспертизу еще на этапе предварительного расследования. Именно в этот период устанавливаются виновные и пострадавшие лица.

              Сколько стоит исследование

              Для большинства водителей вопрос, сколько стоит трасологическая экспертиза при ДТП, достаточно злободневен. Некоторые полагают, что нет смысла тратить деньги на эксперта, если сотрудники ГИБДД за это получают зарплату. Однако если в результате приблизительного анализа следов «на глаз» виновным сделают пострадавшего, материальные издержки сильно подорвут семейный бюджет. В этом случае даже довольно сложная процедура оправдает все финансовые вложения.

              На стоимость трасологической экспертизы после ДТП влияет несколько факторов, в частности:

            • степень сложности отдельной ситуации;
            • общий объем исследования;
            • количество поставленных перед экспертом вопросов;
            • услуги выезда специалиста на место происшествия;
            • сроки выдачи заключения.
            • Цена трасологической экспертизы после ДТП может составить от 7 до 30 тысяч рублей. В простых случаях специалист будет готов озвучить свои выводы в течение 1–10 дней.

              Следует учитывать, что при судебном рассмотрении дела не все трасологические заключения рассматриваются как достоверное доказательство. Экспертизу рекомендуется поручать профильным фирмам с благополучной репутацией.

              Как выглядит пример трасологической экспертизы после ДТП? Типичный документ, представляющий выводы эксперта, как правило, содержит следующие данные:

            • Подписка эксперта, которая подтверждает его готовность приступить к исследованию.
            • Заключение специалиста, сформулированное на основании: