Суд оштрафовал работодателя за прием на работу бывшего служащего без согласия его бывшего нанимателя. Трудовой кодекс статья 64.1

Суд оштрафовал работодателя за прием на работу бывшего служащего без согласия его бывшего нанимателя

AerialMike / Depositphotos.com

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса и ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2019 г. № 5-АД19-5).

Как подчеркивается в письме Минтруда России от 22 июня 2012 г. № 17-1/10/1-248, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью бывшего служащего. Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу.

Иными словами, трудоустройство бывшего служащего без согласия комиссии в ситуации, когда такое согласие было обязательным, не может повлечь за собой негативных последствий для работодателя. Ведь работодатель, не зная особенностей служебной деятельности соискателя, его служебных обязанностей, не в состоянии самостоятельно оценить необходимость наличия такого документа.

Однако этот вполне логичный вывод недавно был поставлен под сомнение ВС РФ. Высшая судебная инстанция рассмотрела дело, в рамках которого оценивалась правомерность привлечения гендиректора АО к административной ответственность по ст. 19.29 КоАП за прием на работу бывшего служащего с нарушением установленных законом правил. Дело в том, что организация трудоустроила бывшего сотрудника Роспотребнадзора. Как и положено в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 закона о противодействии коррупции, работодатель в установленный срок уведомил о заключении трудового договора бывшего нанимателя своего новоиспеченного работника. Однако в Роспотребнадзоре посчитали, что для трудоустройства на данную должность работнику требовалось согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Ведомство передало эту информацию в прокуратуру, та провела проверку, возбудила дело об административном правонарушении и направило его в суд, которым гендиректор организации и был привлечен к ответственности.

Оценить перспективы рассмотрения вашего дела поможет аналитическая система «Сутяжник». В результате анализа текста искового заявления или претензии робот-помощник подберет наиболее релевантную судебную практику.

Гендиректор попытался обжаловать это решение, ссылаясь как раз на то, что обязанность получить согласие комиссии возложена не на работодателя, а на бывшего служащего. Однако судьи вышестоящих инстанций, включая ВС РФ, были неумолимы и посчитали, что самого факта трудоустройства работника без согласия комиссии достаточно для привлечения работодателя к ответственности. При этом судьи не уточнили, каким именно образом работодателю необходимо было сделать вывод о необходимости наличия указанного согласия.

Такой подход судей ставит работодателя фактически в патовое положение. С одной стороны работодатель просто не обладает необходимой информацией, чтобы сделать вывод о том, осуществлял ли бывший служащий в отношении него отдельные функции государственного управления. А значит, не может и оценить необходимость наличия согласия комиссии для трудоустройства такого гражданина. И даже если бы в распоряжении работодателя были конкретные достоверные сведения о служебных обязанностях бывшего служащего, нет никакой гарантии, что сделанное работодателем заключение по вопросу о необходимости согласия комиссии на заключение трудового договора совпадет с мнением по этому поводу того ведомства, в котором ранее проходил службу соискатель. Если же работодатель начнет требовать согласие комиссии при приеме на работу вообще у всех бывших служащих, это чревато уже претензиями со стороны ГИТ и судебными разбирательствами с соискателями, ведь далеко не всегда это согласие действительно будет необходимо, а, как известно, требовать от поступающих на работу лиц документы, не предусмотренные законом, запрещено.

С другой стороны, прием на работу бывшего служащего без согласия комиссии может обернуться штрафом, если вдруг выяснится, что такое согласие все же требовалось, но работник не озаботился его получением.

В итоге остается лишь надеяться, что рассматриваемый случай станет единичным прецедентом и другие суды не будут столь строги к работодателям в аналогичных ситуациях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 02.11.2019 № 4-АД18-15

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2019 г. N 4-АД18-15

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора Белого Юрия Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 299 Жуковского судебного района Московской области от 26 января 2019 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Жуковского городского суда Московской области от 13 марта 2019 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 4 июля 2019 г., вынесенные в отношении акционерного общества «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова» (далее — АО «НИИП имени В.В. Тихомирова», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 299 Жуковского судебного района Московской области от 26 января 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Жуковского городского суда Московской области от 13 марта 2019 г. и постановлением заместителя председателя Московского областного суда от 4 июля 2019 г., АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» Белый Ю.И. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 названной статьи).
Как усматривается из материалов дела, военной прокуратурой Знаменского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено следующее.
17
марта 2016 г. между АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» и З. заключен трудовой договор N 34/16 (л.д. 18), в соответствии с которым последний принят на должность инженера-электроника, о чем издан приказ от 17 марта 2016 г. N 184/к (л.д. 17).
Ранее до приема на работу в общество З. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности начальника лаборатории научно-испытательной — заместителя начальника отдела (зенитных ракетных комплексов средней дальности и ракетно-мишенных комплексов) научно-испытательного центра (ВВТ Сухопутных войск) войсковой части Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 20 — 21).
Данная должность в соответствии с разделом III Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, включена в Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865 (действовал на момент приема З. на работу, утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175, далее — Перечень).
На основании приказа командующего Ракетными войсками стратегического назначения по личному составу от 13 февраля 2016 г. N 19 З. уволен с зачислением в запас и по истечении срока контракта о прохождении военной службы с 25 февраля 2016 г. исключен из списков личного состава воинской части (л.д. 7).
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции в установленный законом десятидневный срок обществом не сообщено представителю нанимателя государственного служащего З. по последнему месту его службы о заключении с ним трудового договора.
По данному факту 12 октября 2017 г. военным прокурором Знаменского гарнизона в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 93 — 97).
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 названного Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 19.29 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершени
я административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки утверждению заявителя, должность, которую З. занимал в войсковой части Министерства обороны Российской Федерации, включена в названный выше Перечень.
Довод жалобы о том, что на момент заключения с З. трудового договора работодатель не обладал необходимой информацией о ранее занимаемой им должности, не нашел своего подтверждения.
Предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 этой статьи обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Заявляя приведенный выше довод, заявитель ссылается, в частности, на то обстоятельство, что трудовая книжка была заведена лишь при трудоустройстве З. в АО «НИИП имени В.В. Тихомирова».
Вместе с тем при приеме на работу З. сообщил о замещении им ранее должности, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, — начальника научно-испытательной лаборатории — заместителя начальника отдела, что подтверждено копией заполненной им при трудоустройстве анкеты (л.д. 20 — 21).
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим З. не было направлено представителю нанимателя по последнему месту его службы.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

Смотрите еще:  Не свисти. Клевета уголовной кодекс

постановление мирового судьи судебного участка N 299 Жуковского судебного района Московской области от 26 января 2019 г., решение судьи Жуковского городского суда Московской области от 13 марта 2019 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 4 июля 2019 г., вынесенные в отношении АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора Белого Ю.И. — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ

Нанимая бывших чиновников, компании нарушают закон

Около 1000 российских компаний незаконно приняли на работу бывших чиновников в первом полугодии 2019 г. Что делать бизнесу, желающему нанять чиновника?

За первые шесть месяцев текущего года прокуроры оштрафовали 967 юридических лиц, 1486 должностных лиц и 19 граждан за незаконное трудоустройство бывших госслужащих, сообщила «Ведомостям» пресс-служба Генпрокуратуры. Они были оштрафованы на общую сумму 98,5 млн руб., уточнила пресс-служба.

Незаконное трудоустройство госслужащих – самое распространенное коррупционное правонарушение, говорят в надзорном ведомстве. И количество таких нарушений растет. В первом полугодии прокуроры выявили 2500 нарушений (для сравнения: за такой же период 2017 г. – 2300), по данным Генпрокуратуры.

Желанный чиновник

Бывшие чиновники – ценные кадры для компаний. Они хорошо разбираются в законах, имеют связи в госорганах, умеют общаться с чиновниками. Наибольший спрос – на бывших налоговых инспекторов, сотрудников таможенной службы и трудовых инспекторов, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Компании находят бывших служащих по знакомству среди чиновников, с которыми им приходилось взаимодействовать, рассказывает Сафонов. По его словам, компании берут чиновников на должности начальников отделов или назначают руководителями профильных направлений. Такие сотрудники оперативно решают проблемы компании. Например, бывший сотрудник таможни быстро исправит ошибки в таможенных декларациях – он позвонит прежним коллегам и по дружбе проконсультируется с ними, поясняет Сафонов.

нет автора цитаты

Крупные компании, как правило, ищут чиновников высокого ранга на руководящие посты, говорит Сафонов. Обычно крупные компании нанимают бывших чиновников на должности менеджеров по связям с госструктурами, говорит Рустам Барноходжаев, директор департамента компании «Юнити». Большой спрос есть и на выходцев из силовых структур – их нанимают, например, в отделы службы безопасности банков, рассказывает Дарья Аникина, управляющий консультант практики банков и финансовых институтов рекрутинговой компании Hays.

Молчание – зло

Очень часто работодатель не сообщает о найме бывшего чиновника в ведомство, в котором тот трудился раньше, хотя обязан это сделать. Согласно статье 64.1 Трудового кодекса у компании есть 10 дней на то, чтобы сообщить о найме чиновника по месту его прошлой госслужбы. Уведомление необходимо направить и в том случае, если бывший чиновник оказывает компании услуги по гражданско-правовому договору с вознаграждением более 100 000 руб., отмечают в Генпрокуратуре. В документе необходимо указать все детали – от фамилии до должностных обязанностей и номера приказа о приеме на работу, поясняет Елена Кожемякина, управляющий партнер юрфирмы BLS. За несоблюдение порядка предоставления информации предусмотрены административные штрафы: для должностного лица – до 50 000 руб., для компании – до 500 000 руб.

Государство хочет знать о новой работе госслужащих, чтобы исключить конфликт интересов между предыдущим работодателем (госструктурой) и нынешним (компанией), поясняет партнер юридической фирмы FMG Group Михаил Фаткин. Пример конфликта – госслужащий помогал компании получать налоговые льготы, субсидии, разрешения, а потом устроился туда в штат, поясняет Сафонов. Есть конфликт интересов или нет – решает ведомственная комиссия по этике при госоргане, где работал чиновник, каждое назначение обсуждается детально. Комиссия может запретить оформлять чиновника на работу, поясняет Сафонов. Это ограничение распространяется на первые два года после увольнения чиновника с госслужбы.

В крупнейших ведомствах комиссии сильно загружены работой. Например, как сообщил представитель Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2017 г. служба получила от работодателей (или от самих бывших сотрудников таможни) 1237 уведомлений о найме. Из них комиссии по урегулированию конфликта интересов при ФТС рассмотрели 458 уведомлений. В большинстве случаев (по 395 уведомлениям) комиссии одобрили новые назначения, а в 63 случаях отказали.

Компании редко сообщают в госструктуры о найме бывших чиновников потому, что просто не знают законов, считает Сафонов. «Сами служащие предпочитают не напоминать новому работодателю о требованиях закона, чтобы получить работу», – говорит 57-летний Андрей Сахаров, 13 лет прослуживший инспектором в Государственной инспекции труда Москвы. В 2015 г. он оттуда уволился и сразу же получил предложение от компании, которую проверял, будучи инспектором. Сахаров отказался. «Я боялся, что инспекция увидит в этом конфликт интересов и запретит мне там работать», – вспоминает он. Через три месяца поисков Сахаров устроился руководителем службы охраны труда в кадровое агентство ManpowerGroup: с этой компанией он ранее не сталкивался по службе. Новый работодатель сообщил о трудоустройстве в Госинспекцию труда Москвы, никаких вопросов не возникло, говорит он. Однако у его коллег-инспекторов, принявших предложения от компаний, которые они прежде проверяли, возникли проблемы. Сахаров знает, что одному из коллег пришлось уволиться из компании через несколько месяцев после найма: в компанию нагрянула прокуратура с проверкой, и бывший инспектор опасался, что место его прежней службы станет известно проверяющим.

Смотрите еще:  Финансовая отчетность группа 2 что это. Финансовая отчетность группа 2 что это

Нарушения рано или поздно обнаружатся – например, во время плановой проверки прокуратуры, говорит Фаткин. Или же во время внеплановой проверки по жалобе на работодателя от сотрудников или инспекции труда, отмечает юрист. Пожаловаться на компанию-молчуна может и ведомственная комиссия, которая узнает о незаконном трудоустройстве чиновника, отмечает Фаткин.

Если комиссия после проверки все-таки обнаружит конфликт интересов, компанию могут обязать уволить бывшего госслужащего, напоминает Фаткин. Основания дает статья 84 ТК. Она разрешает расторгнуть трудовой договор, если он был изначально заключен неправильно. Например, был подписан с работником, который по закону не имел права заниматься определенными видами трудовой деятельности.

Весной 2017 г. по представлению Генпрокуратуры был уволен директор департамента корпоративного имущества ОАО «РЖД» Павел Потапов – бывший заместитель руководителя Росимущества. На новом месте он проработал почти пять месяцев. Потапов подал в суд на РЖД с требованием восстановить его на работе, но проиграл: весной 2017 г. – первую инстанцию, а в декабре 2017 г. – апелляцию.

По мнению прокуроров, имел место конфликт интересов между Росимуществом и РЖД. На госслужбе Потапов, по мнению прокуроров, «принимал обязательные для исполнения решения в отношении ОАО «РЖД» при заключении договоров аренды земельных участков с РЖД – т. е. «осуществлял функции государственного управления» компанией. С точки зрения закона, если чиновник устраивается в компанию, в управлении которой он так или иначе участвовал, это признак возможного конфликта интересов, об этом надо сообщать и ждать решения комиссии по этике.

Требование государства сообщать о новом месте работы бывших госслужащих – превентивная мера для устрашения всех чиновников, считает Сахаров. «Коммерческая компания может пообещать чиновнику хорошую работу с большой зарплатой после увольнения в обмен на лояльность и привилегии. Государство хочет защититься от таких ситуаций», – говорит он.

Однако некоторые компании находят способы обойти запреты, отмечает Фаткин. Если бывшего госслужащего принимают в состав учредителей компании, ни он, ни компания не обязаны сообщать в госорганы об этом факте, говорит юрист. Другой способ обхода – бывший прокурор или полицейский получает статус адвоката и затем оказывает услуги компаниям внештатно. Такая схема не описана в законах и потому ею пользуются, указывает юрист.

Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).
  • Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.

    Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

    Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

    Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.
  • Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

    Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

    В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

    Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.
  • В случае заключения трудового договора указываются:

  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.
  • В случае заключения гражданско-правового договора указываются:

  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.
  • Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.

    Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

    Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

    По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

    • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
    • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.
    • Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.

      Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

      Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

      Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

      В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник — уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

      Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

      Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

      Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

      К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

      Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

      Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

    • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
    • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
    • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
    • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
    • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
    • Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.

      Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы

      Трудовой договор с бывшим госслужащим

      Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

      Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

      Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

      1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

      2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

      3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

      4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

      5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

      При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

    • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
    • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
    • Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
    • Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
    • Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.
    • Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

      Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.

      Получив от сотрудника информацию, работодатель готовит письмо-сообщение, которое нужно направить по прежнему месту работы бывшего госслужащего.

      В сообщении должны содержаться следующие сведения:

      1. ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
      2. число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);
      3. должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
      4. наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращенное);
      5. дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;
      6. дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
      7. наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
      8. должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).

      Сообщение должно быть составлено на фирменном бланке компании, подписано руководителем компании или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, и заверено печатью (п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, далее — Правила).

      Обратите внимание! Сообщение по последнему месту государственной службы гражданина направляется и в случае заключения с ним гражданско-правового договора (п. 2 Правил).

      Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

      Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

      Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

      Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

      О каких госслужащих можно не сообщать

      Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

      Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

      При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

      При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

      Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего

      С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.

      Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

      Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

      Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

      Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.

      Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.

      Смотрите еще:  Какой налог на выигрыш в лотерею в России 2019. Нужно ли платить налог с приза