Роскомнадзор имеет право запрашивать. Роскомнадзор имеет право запрашивать

Рекомендации Роскомнадзора для редакций СМИ:

1) Рекомендации для редакций периодических печатных изданий (DOCX, 41,8 Kb);

2) Рекомендации для редакций сетевых изданий (DOCX, 33,4 Kb) ;

3) Рекомендации для редакций телеканалов (радиоканалов) и вещателей (DOCX, 41,8 Kb) .

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл в пределах своих полномочий осуществляет:

государственный контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а именно:

  • за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, информационных технологий, массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;
  • за соблюдением установленных лицензионных условий и требований владельцами лицензий, выдача которых отнесена к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
  • Вопросы, проверяемые в ходе мероприятия по контролю, в отношении печатных изданий:

  • Соблюдение требований Закона РФ «О средствах массовой информации» №2124-I от 27.12.1991 г.;
  • Соблюдение требований ст.7 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» №77-ФЗ от 29.12.1994 г.;
  • Соблюдение требований ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Соблюдение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Соблюдение требований Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Соблюдение требований Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Соблюдение требований Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
  • Соблюдение требований Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Соблюдение требований законодательства Российской Федерации о выборах (в период проведения избирательных кампаний в регионе).
  • Вопросы, проверяемые в ходе мероприятия по контролю, в отношении организаций телерадиовещания:

  • Соблюдение условия лицензии о способе распространения массовой информации.
  • Соблюдение условия лицензии о форме распространения массовой информации.
  • Соблюдение условия лицензии о наименовании держателя лицензии, а также сведения об учредителях держателя лицензии (при их наличии).
  • Соблюдение условия лицензии о юридическом и почтовом адресах держателя лицензии.
  • Соблюдение условия лицензии об осуществлении вещания в соответствии с заявленной программной концепцией вещания:
    • общий объем вещания в неделю;
    • распространяемое средство массовой информации;
    • соотношение вещания продукции средства (средств) массовой информации к общему объему вещания в неделю;
    • направления вещания средства (средств) массовой информации и их процентное соотношение.
    1. Соблюдение условия лицензии о территории вещания.
    2. Соблюдение условия лицензии о номере ТВК, номере частотного канала.
    3. Соблюдение условия лицензии о мощности используемого передатчика.
    4. Соблюдение условия лицензии о периодичности и времени вещания.
    5. Соблюдение правил распространения радио-телепрограмм.
    6. Соблюдение порядка выхода средства массовой информации в эфир.
    7. Соблюдение порядка объявления выходных данных.
    8. Соблюдение порядка хранения материалов теле- и радиопередач.
    9. Соблюдение порядка распространения выпусков радио- и телепрограмм эротического характера.
    10. Вопросы, проверяемые в ходе мероприятия по контролю, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – лицензиатов, осуществляющих деятельность по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей:

      1. Сведения о производственных помещениях, используемых лицензиатом при осуществлении деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
      2. Сведения о производственном оборудовании, используемом лицензиатом при осуществлении деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
      3. Сведения об осуществлении лицензиатом в процессе изготовления экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм технологических операций по нанесению наименования лицензиата и номера лицензии.
      4. Наличие в штате лицензиата лица, ответственного за осуществление учета изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.
      5. Ведение лицензиатом учета изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
      6. Наличие у лицензиата документов, подтверждающих заказ на изготовление определенного тиража аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
      7. Наличие у лицензиата документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм.
      8. Наличие у лицензиата прокатных удостоверений (заверенных в установленном порядке копий прокатных удостоверений) на кино- и видеофильмы, которые подлежат регистрации.

      Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл предупреждает учредителей и главных редакторов средств массовой информации о необходимости строгого соблюдения Законов Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1

      1. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

      Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

      Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

      При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

      Перечень видов информации, распространение которой не допускается в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не является исчерпывающим. Информация, на распространение которой налагается запрет другими федеральными законами, также является ограниченной в обращении и не может свободно распространяться.

      Редакциям средств массовой информации необходимо неукоснительно соблюдать ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части недопущения использования средств массовой информации для распространения экстремистских материалов, в которых, в частности, могут содержаться признаки возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

      К редакциям средств массовой информации, допустившим распространение материалов с признаками экстремизма, применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

      При установлении нарушений требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» регистрирующий орган обязан вынести официальное письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации.

      Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона «О средствах массовой информации», по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

      Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

      Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

      2. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

      Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

      — на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, — подается учредителем в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, Москва, 109074);

      — на территории Республики Марий Эл, — подается учредителем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл (пр. Гагарина, 8, г. Йошкар-Ола, 424006).

      Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

      Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству средства массовой информации в течение года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признаётся недействительным в судебном порядке.

      3. На основании ст. 11 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» учредитель обязан перерегистрировать средства массовой информации в случае смены учредителя, изменения состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции. При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл. О произошедших изменениях необходимо своевременно информировать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл (пр. Гагарина, 8, г. Йошкар-Ола, 424006, тел.: (8362) 63-04-23; 42-35-11) и представлять соответствующие документы для перерегистрации.

      За неисполнение указанных требований в соответствии со ст.13.21 КоАП РФ к административной ответственности привлекается учредитель средства массовой информации.

      4. В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не требуется регистрация:

      — средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

      — периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров.

      5. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором). При прекращении деятельности средства массовой информации по решению учредителя на основании ст. 16 Закона «О средствах массовой информации» необходимо предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл оригинал свидетельства о регистрации средства массовой информации, копии документов о принятом учредителем решении.

      6. На основании ст. 20 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция обязана направить в Управление Роскомнадзора по Республике Марий Эл копию устава редакции или договора между учредителем и редакцией (главным редактором) не позднее 3-х месяцев со дня первого выхода в свет данного средства массовой информации. Устав редакции – это не формальность, а документ, определяющий взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, а также полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции, порядок назначения (избрания) главного редактора, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, передачи и (или) сохранения права на название средства массовой информации.

      За неисполнение указанного требования в соответствии со ст.13.23 КоАП РФ к административной ответственности привлекается учредитель средства массовой информации.

      В случае, если в установленный законом срок устав редакции не принят либо не заключен заменяющий его договор между учредителем и редакцией (главным редактором), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл на основании ч.3 ст. 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» подаётся исковое заявление в суд о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным.

      7. Каждый выпуск периодического печатного издания (ст. 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации») должен содержать название издания; учредителя (соучредителя); фамилию и инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дату его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индекс – для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цену, либо пометку «Свободная цена», либо пометку «Бесплатно»; адреса редакции, издателя, типографии.

      При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырёх раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

      Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием. Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

      За неисполнение указанного требования в соответствии со ст.13.22 КоАП РФ к административной ответственности привлекается главный редактор средства массовой информации.

      8. Согласно ст.37 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

      Под средством массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

      9. Ст. 47 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» определяются права журналиста средства массовой информации:

      1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

      2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

      3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

      4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

      5) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

      6) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

      7) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

      8) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

      9) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;

      10) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

      10. На основании ст. 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» журналист обязан:

      1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

      2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

      3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

      4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

      5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

      6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

      7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

      8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

      9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

      10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

      При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

      11. Согласно ст.7, ст.12 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» НА редакции СМИ (производителей документов) возложена обязанность по доставке обязательных экземпляров печатных изданий (газет и журналов) в день выхода в свет первой партии тиража в следующие адреса :

      1). Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

      Почтовый адрес: 127994, г. Москва, Страстной бульвар, д. 5.

      Телефон для справок: (495) 650-65-12.

      Доставляется по 1 (одному) обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий.

      2). Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство (ИТАР-ТАСС)» (филиал «Российская книжная палата»).

      143200, Можайск, ул. 20-го Января, д.20, корп. 2., Национальное фондохранилище филиала ИТАР-ТАСС «Российская книжная палата»

      Телефоны для справок: (49638) 21-892 (газеты), (49638) 23-070 (журналы).

      16 обязательных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;

      9 обязательных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;

      3 обязательных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке;

      4 обязательных экземпляра журналов и продолжающихся изданий на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;

      3 обязательных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и иностранных языках;

      3). Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна».

      Почтовый адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина, д. 28.

      Телефон для справок (8362) 56-60-27.

      Доставляется по 3 (три) обязательных экземпляра субъекта Российской Федерации всех видов печатных изданий.

      С 01.07.2014 на основании Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» приём обязательного экземпляра документов ( теле- радиопродукции) осуществляет Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Почтовый адрес: 125040, г. Москва, 5-я ул. Ямского Поля, д. 19-21

      12. Согласно ст.16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

      Время публикации: 20.01.2010 10:46
      Последнее изменение: 11.07.2019 11:37

      Справочно-информационный центр
      Портал персональных данных
      Горячая линия для СМИ

      Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных

      Вопрос: Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?

      Ответ: Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

      Вопрос: Кто может являться оператором персональных данных?

      Ответ: В соответствии п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

      При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

      Вопрос: Что включает в себя понятие конфиденциальности?

      Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      Вопрос: В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

      Ответ: Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

      2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

      3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

      3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);

      4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

      5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

      6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

      7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

      8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

      9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

      10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

      11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

      Вопрос: В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?

      Ответ: В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

      Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

      1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

      2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

      3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

      4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

      5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

      6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

      7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

      8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

      9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

      Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора https://rkn.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

      Вопрос: Вправе ли физическое лицо представлять персональные данные своих близких родственников?

      Ответ: Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

      Вопрос: Если при обработке персональных данных организацией нарушаются мои права, куда я могу обратиться за защитой?

      Ответ: Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефона указаны на официальном сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»?

      Ответ: Ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.

      Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

      — неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

      — нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);

      — разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);

      — непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7. КоАП РФ).

      Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 137, 272 УК РФ.

      Вопрос: Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону? Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

      Ответ: При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных является файл электронной цифровой подписи.

      Кроме того, предложения оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта.

      Таким образом, субъект персональных данных, акцептируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

      Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

      Вопрос: Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?

      Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

      Вопрос: Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?

      Ответ: До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее – Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

      Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

      Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

      Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Австралия, Аргентинская Республика, Государство Израиль, Канада, Королевство Марокко, Малайзия, Мексиканские Соединенные Штаты, Монголия, Новая Зеландия, Республика Ангола, Республика Бенин, Республика Кабо-Верде, Республика Корея, Республика Перу, Республика Сенегал, Тунисская Республика, Республика Чили.»

      Вопрос: Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?

      Ответ: Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

      Вопрос: Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?

      Ответ: Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

      В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

      Вопрос: Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?

      Ответ: Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

      Вопрос: Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» операторами?

      Ответ: Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют. Ознакомиться с ними можно в разделе «Стандарты, рекомендации и концепции» Портала «Персональные данные»:

      — стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России — http://www.cbr.ru/credit/Gubzi_docs/ ;

      — концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи — http://minsvyaz.ru/ru/documents/5132/;

      — методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости — https://www.rosminzdrav.ru/documents/7570-recomendatsii.

      Оцените содержание раздела:

      Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить

      Время публикации: 26.11.2010 14:02
      Последнее изменение: 16.04.2019 17:37

      Роскомнадзор имеет право запрашивать

      Защита прав субъектов персональных данных

      Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

      Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

      В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон «О персональных данных»), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

      На территории Тверской области, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по тверской области, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 71, полномочия по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных возложены на Управление Роскомнадзора по Тверской области.

      Закон «О персональных данных» установил следующие основные понятия:

      — персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

      — оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данных;

      — обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

      — распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

      — предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

      — информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базе данных персональных данных обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

      Также Федеральный закон № 152-ФЗ установил принципы обработки персональных данных, условия и порядок обработки персональных данных, права субъектов персональных данных, обязанности оператора, права и обязанности уполномоченного органа в ходе осуществлениям им своей деятельности, а также ответственность за нарушение требований данного Федерального закона.

      Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области обработки персональных данных являются:

      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;

      Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

      Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

      Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

      Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

      Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;

      Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»;

      Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

      Приказ Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения

      Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

      запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

      осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах своих полномочий;

      требовать от оператора уточнения, блокирования или уточнения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

      принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

      обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

      направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

      направлять в органы прокуратуры, правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

      привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Закона «О персональных данных».

      Права субъектов персональных данных

      Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

      Данное право человека и гражданина установлено статьей 23 Конституции Российской Федерации.

      Глава 3 Закона «О персональных данных» устанавливает следующие права субъектов персональных данных:

      1. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

      2. Сведения, должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме.

      3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

      подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

      правовые основания и цели обработки персональных данных;

      цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

      наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании Федерального закона;

      обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен Федеральным законом;

      сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

      информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

      наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена таковому лицу;

      иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими Федеральными законами.

      4. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия (бездействия) оператора, осуществляющего обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ или иным образом нарушающего его права и свободы, в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

      5. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

      Уведомление оператора об обработке персональных данных

      В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О персональных данных» операторы обязаны до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:

      1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

      2) цель обработки персональных данных;

      3) категории персональных данных;

      4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;

      5) правовое основание обработки персональных данных;

      6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

      7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

      7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;

      8) дата начала обработки персональных данных;

      9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

      10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

      10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;

      11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

      В случае представления оператором уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения, Управление вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

      В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона «О персональных данных в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

      Уведомление об изменении сведений представляется Оператором в территориальное управление Службы на бланке оператора в виде информационного письма с указанием основания изменения сведений в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом, с указанием сведений в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона «О персональных данных».

      Статьей 24 Закона «О персональных данных» установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

      Административная ответственность за невыполнение требований законодательства в области обработки персональных данных установлена статьями:

      — ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

      — ст. 13.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей).

      Кроме того, статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

      Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 13.11, 13.14 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.

      Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, возбуждаются уполномоченным органом и рассматриваются судом.

      По состоянию на 31 декабря 2019 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, составляет 5594.

      Смотрите еще:  Расчет налога на прибыль за 2019 год. Рассчет налог на прибыль