Профессия: судья. Судьей районного суда может быть гражданин рф

Кто может быть судьей, чего это стоит и вообще

Ровно половина участников судебных дел считают, что суд несправедлив и судьи выносят все решения по блату.

Так думают те, кто проиграл. Победители тоже редко хвалят судей. Обычно они считают, что судьи получают огромную зарплату просто так и что разрешенное дело — заслуга не судьи, а адвокатов.

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

И еще: судьи — это люди. Если ваш ребенок получает юридическое образование, он тоже может стать судьей. Если, например, он стал судьей и берет взятку, то он — преступник. Не какой-то абстрактный судья, а конкретно ваш ребенок. Значит, так он воспитан. И наоборот: если ваш ребенок стал судьей и не взял взятку, а вел дела аккуратно и по закону, то внезапно он стал одним из тех людей, которые делают свою работу хорошо, и им хочется гордиться.

У каждого продажного судьи есть мама и папа, которые его так воспитали.

Но отложим в сторону морально-воспитательный вопрос. Что говорит о судье закон?

Судья — это человек, которого государство наделило правом разрешать споры между компаниями, гражданами и представителями власти. Когда возникает конфликт и стороны не могут договориться, они могут задать вопросы суду: «Кто прав?» и «Что теперь делать?».

Судья работает на государственной должности, как, например, руководители фракций в Госдуме, федеральные министры и президент. Государственные должности созданы для исполнения функций государственных органов России. То есть судья — это представитель власти, он выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем России.

Есть две категории судей: мировые и судьи федеральных судов. Мировой судья — это судья самого первого, низового звена системы судов. Он рассматривает простые гражданские, уголовные и административные дела. Как правило, это первая ступень в карьере судьи.

Остальные дела рассматривают судьи федеральных судов. Иногда их еще называют федеральными судьями, но в законе такого понятия нет. К федеральным судам относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции и военные суды.

Решение любого суда можно обжаловать в вышестоящий суд. Высший орган судебной власти — Верховный суд РФ — последняя инстанция для пересмотра дел в России.

Чтобы стать судьей, нужно получить юридическое образование, отработать минимум пять лет по специальности, сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс.

Для вышестоящих судов требования еще выше, и попасть в них сложнее. Например, чтобы стать судьей конституционного суда, нужно иметь безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права и не менее 15 лет опыта работы по юридической специальности. Почти у всех судей конституционного суда есть ученая степень, десятки опубликованных работ, учебников и монографий.

Статистика: кто обычно становится судьей

Согласно социологическому исследованию профессии судьи, большинство судей пришли в профессию из судебных, следственных органов и прокуратуры.

Многие недовольны, что в судьи берут только своих: из секретарей или помощников судей. Но так везде: в банк часто приходят работать из другого банка, а в магазин — из другого магазина. Только работая в суде, можно узнать внутреннюю кухню и понять, чего ждать. А руководство может проверить деловые качества будущего судьи.

Средняя зарплата секретаря суда — 15 тысяч рублей до вычета налогов. Пока однокурсники нормально зарабатывают в юридических фирмах, секретарь суда за копейки пишет протоколы и успокаивает недовольных представителей. На этом этапе многие желающие сдаются.

Основные требования к кандидатам

Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия. Но есть и общие условия.

Возраст не менее 25 лет. Минимальный возраст судьи — 25 лет, а максимальный — 70.

Высшее юридическое образование. Это может быть как очная, так и заочная форма обучения, но уровень образования должен быть только «специалист» или «магистр». Диплома бакалавра недостаточно.

Опыт работы не менее 5 лет. Работать обязательно нужно в должности, которая требует высшего юридического образования. Можно быть преподавателем юридических дисциплин, юристом в консалтинговой фирме, адвокатом или нотариусом.

Дееспособность. Кандидат на должность судьи не может состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Желающие стать судьей проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Отсутствие судимости. Подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в судьи не возьмут.

Помимо основных требований кандидат должен собрать кучу документов и сдать экзамен.

Этапы отбора кандидатов на должность судьи

Квалификационный экзамен. Экзамен на должность судьи похож на экзамен в вузе. Вместо преподавателя — комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Она состоит из опытных судей и правоведов региона. Как правило, экзамен проводится раз в месяц.

В билете три вопроса по разным отраслям права, две задачи по судебной практике и письменное задание подготовить процессуальный документ, например решение или определение суда. Для кандидатов в арбитражные судьи и в суды общей юрисдикции вопросы разные.

Сдают не все. Например, в 2017 году в Санкт-Петербурге не сдал каждый третий претендент. Для тех, кому не повезло, следующая попытка разрешается только через полгода.

Статистика сдачи экзамена на должность судьи в Санкт-Петербурге за 2017 год

Конкурс на должность. Кроме экзамена кандидату в судьи нужно пройти конкурс на должность. Причем результаты экзамена действительны три года со дня сдачи. Это значит, что если не пройти конкурс за три года, все нужно начинать заново.

Квалификационная коллегия судей проверяет информацию о каждом кандидате и решает, кого из претендентов рекомендовать на должность судьи. По каждому претенденту коллегия направляет запросы в государственные органы — МВД , службу судебных приставов, налоговую и ФСБ . Причем органы проверяют всех членов семьи претендента на должность.

Ни у самого кандидата, ни у его близких родственников — мужа или жены, в том числе бывших, детей, матери, отца, братьев и сестер — не должно быть судимости, долгов по налогам, неоплаченных административных штрафов и сокрытого имущества. В судейском сообществе есть шутка о том, что судья должен быть сиротой. Потому что в большой семье больше шансов, что среди родственников найдутся нежелательные контакты — судимые, чиновники или неплательщики налогов.

Если все в порядке, кандидат получает заключение о даче рекомендации на должность судьи.

Мировых судей утверждает местное законодательное собрание.

После назначения судья приносит присягу и может начинать работать.

Государство предоставляет судьям достойную оплату труда, неприкосновенность и социальные гарантии. Эти преимущества не личная привилегия судей, а гарантия вынесения законных и справедливых судебных решений. А еще — плата за ту ответственность, которую они на себя берут.

Судья обязан лишить кого-то свободы, имущества, денег, общения с детьми, если этого требует закон. До 1996 года самым строгим наказанием за преступления была смертная казнь. То есть раньше судьи были вправе даже лишить кого-то жизни. Сейчас смертная казнь не назначается, хотя от этого ответственность судьи меньше не становится.

Неприкосновенность. Неприкосновенность — это защита судьи от задержания, обыска, привлечения к уголовной или административной ответственности.

Если бы судью можно было в общем порядке задержать или обыскать, судья оказался бы зависимым от органов и лиц, которые уполномочены на эти действия. В этом случае цель государства не установить личные привилегии судье, а отступить от общего порядка ради более значимых целей — вынесения законных и справедливых решений и приговоров.

Иммунитет распространяется не только на личность судьи, но и на его автомобиль, квартиру, рабочий кабинет, телефон и документы. Необоснованный арест может оказаться попыткой воздействия на судью. Поэтому государство предусмотрело особый порядок привлечения судей к ответственности.

Например, чтобы привлечь судью районного суда к уголовной ответственности, председатель Следственного комитета России должен запросить согласие квалификационной коллегии судей субъекта. В квалификационную коллегию входят представители президента, общественности и судов разных уровней. Только после согласия коллегии председатель следственного комитета может возбудить уголовное дело.

Еще судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, а в особых случаях — личную государственную охрану. Повод для предоставления охраны — опасная для жизни судьи ситуация, которая связана с профессиональной деятельностью. Например, поджог автомобиля или порча входной двери квартиры. В таких ситуациях полиция обеспечит судье охрану, а в особых случаях его могут переселить в другое место жительства, заменить документы и даже изменить внешность.

Судьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство предоставляет квартиру. Для этого специальная комиссия проверяет жилье судьи. Если количество квадратных метров на судью и членов семьи меньше общей учетной нормы субъекта РФ , судью поставят в очередь и компенсируют расходы по найму жилья до предоставления квартиры. Например, в Санкт-Петербурге на одного жильца в квартире должно приходиться не меньше 9 квадратных метров.

Поэтому судьи обычно занимают свои должности до ухода в отставку. Например, судья федерального суда вступает в должность бессрочно до достижения предельного возраста пребывания в должности. А председатель Конституционного суда России вообще возглавляет его с 1991 года.

Отставка и ежемесячное пожизненное содержание. По собственному желанию судья может уйти с должности в любое время и будет получать пенсию на общих основаниях. Но при стаже работы судьей 20 лет и возрасте 50 лет для женщин и 55 для мужчин судья получит право на ежемесячное пожизненное содержание. Это сумма, которая выплачивается судье каждый месяц после ухода в отставку. Она не облагается налогом.

Размер пожизненного содержания меньше средней зарплаты судьи — 80% от дохода на соответствующей должности.

Мантия и молоток. Судейская мантия — символ судебной власти. Судья обязан носить мантию в течение всего рабочего дня. Еще судье полагается форма — обувь и блузка или рубашка. А вот специальный деревянный молоток, который всегда под рукой у судей в телевизоре, на самом деле в России не используется.

На первый взгляд действительно кажется, что работа судьи — это мечта каждого. Но помимо привилегий у судей много ограничений.

Ограничения и сложности работы судьей

Судья имеет обязательства по отношению к государству и обществу. Все требования, которые применяются к действующим судьям, распространяются и на судей в отставке.

Нагрузка. Работа судьи подразумевает необходимость перерабатывать большой поток дел в ограниченный промежуток времени. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц. Есть те, на кого приходится 10—20 дел в неделю, а у некоторых их больше 50. Обычно столько дел в неделю рассматривают судьи Москвы и Санкт-Петербурга.

50 дел в неделю означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Но обычно дела затягиваются, кто-то опаздывает или нужно опросить свидетелей, поэтому задержки в суде — частое явление.

Писать решения и готовиться к делам приходится после окончания рабочего дня и в выходные. Каждый день приносят новые иски, которые, по закону, нужно проверить и принять за 5 дней.

У судей официально ненормированный рабочий день. Но уйти с работы пораньше не получится — судья должен всегда быть на месте. А вот задержаться до позднего вечера или выйти в выходной — обычное дело.

Судья работает не один. В аппарат судьи входят два человека — секретарь и помощник. Секретарь направляет повестки, пишет протокол и говорит: «Прошу всех встать!» на судебном заседании. Помощник готовит проекты простых судебных документов. За тем, чтобы аппарат делал свою работу качественно и вовремя, следит судья, а в случае ошибок отвечает за них.

Судебный процесс. Все сроки, связанные с рассмотрением дела, установлены законом и контролируются председателем суда и вышестоящими судами. У каждого суда есть сайт, где можно отследить движение каждого дела и ознакомиться с результатами рассмотрения. За этим следит помощник судьи. Если очередной этап дела не будет в срок зафиксирован на сайте, появится повод для жалоб. Но и без этого причин пожаловаться на судей много. Если стороне показалось, что судья оказывает противнику больше внимания, это уже повод обвинить во взятках.

Любая отмена решения вышестоящим судом и нарушение сроков — это брак в работе, минус в премии и в репутации судьи. Каждую неделю на совещании судей подробно разбираются все отмены и изменения решений. Иногда вышестоящие инстанции отправляют дело на новое рассмотрение в тот же суд, и все нужно начинать сначала. В профессии судьи очень жесткие дедлайны и контроль качества.

Репутация. Закон устанавливает правила поведения судьям не только в служебной деятельности, но и во внерабочее время, в том числе и после ухода в отставку. Согласно Кодексу судейской этики, судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи. Случаи безнравственного поведения судей и их детей быстро получают огласку.

Смотрите еще:  Трудовой договор с продавцом. Образец срочный трудовой договор с продавцом

Например, в 2011 году судью лишили полномочий за фотографии из соцсети. Летом 2019 года сыну судьи дали реальный срок за ДТП , несмотря на то, что все пострадавшие после получения компенсаций не имели претензий к виновнику и были согласны прекратить разбирательство. А в прошлом году двух судей арбитражного суда города Москвы задержали с поличным при получении взятки.

Запрет на свой бизнес. Во время работы и после ухода в отставку судья может заниматься только преподавательской, научной или творческой деятельностью. Например, нельзя быть юристом в коммерческой организации, предпринимателем или адвокатом. После отставки этот запрет сохраняется. Чтобы не потерять пожизненное содержание, работать можно только на госслужбе.

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2019 N 39 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 ноября 2019 г. N 39

О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО

СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», СТАТЬИ 17 И 19

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации секретарю Пленума, судье Верховного Суда Российской Федерации В.В. Момотову.

Председатель Верховного Суда

судья Верховного Суда

вносится Верховным Судом

О внесении изменений в статью 16 Закона Российской

Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»,

статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах

судейского сообщества в Российской Федерации»

Внести в статью 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2005, N 15, ст. 1278; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6229; 2009, N 45, ст. 5264; N 48, ст. 5746; 2010, N 14, ст. 1557; 2011, N 1, ст. 16; 2010, N 29, ст. 3994; 2014, N 11, ст. 1094; 2019, N 31, ст. 4855) следующие изменения:

1) абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

«в отношении судьи иного суда (за исключением судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации) и мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;»;

2) абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.»;

3) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1022; 2004, N 33, ст. 3369; 2005, N 15, ст. 1278; 2008, N 52, ст. 6229; 2009, N 29, ст. 3594; N 5, ст. 5264; N 48, ст. 5746; 2011, N 49, ст. 7066; 2013, N 9, ст. 872; 2014, N 11, ст. 1094; 2019, N 31, ст. 4855) следующие изменения:

1) подпункт 10.1 пункта 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«10.1) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Если по результатам рассмотрения жалобы на решение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации придет к выводу о том, что дисциплинарное взыскание, наложенное на судью квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации, несоразмерно тяжести совершенного дисциплинарного проступка, она вправе изменить вид дисциплинарного взыскания;»;

статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей

в Российской Федерации», статьи 17 и 19

Проектом федерального закона предлагается изменение (конкретизация) полномочий квалификационных коллегий судей в целях совершенствования процедуры рассмотрения вопросов, связанных с неприкосновенностью судьи, и дисциплинарного производства.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации являются органами судейского сообщества, наделенными государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами. В задачи квалификационных коллегий судей входит обеспечение реализации законодательства о статусе судей, в том числе дополнительных гарантий надлежащего осуществления судьями деятельности по отправлению правосудия, основанных на конституционном принципе неприкосновенности судьи. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. При наличии достаточных оснований судья может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной или иной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия: Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда (абзац третий пункта 3) и квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи (абзац четвертый пункта 3); мотивированное решение квалификационной коллегии судей по данному вопросу принимается в 10-дневный срок после поступления соответствующего представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации (пункт 4) и может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законом (пункт 10).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу может быть обжаловано заинтересованным лицом в верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд или в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. После использования внесудебной процедуры обжалования заинтересованное лицо вправе оспаривать решение по данному вопросу в судебном порядке (в верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд, решения которых могут быть обжалованы в вышестоящую судебную инстанцию).

Смотрите еще:  Статья 401 ГК РФ. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение договорных обязательств

Таким образом, процедура обжалования решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу имеет длительный характер, поскольку (в отличие от обжалования аналогичных решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации) предусматривает большее количество инстанций, в том числе судебных. Соответственно, принятие Председателем Следственного комитета Российской Федерации решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу затягивается.

В целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей проектом предлагается передать рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Проектом также предлагается расширить полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в процедуре рассмотрения жалоб на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»), а именно — предоставить право изменять вид наложенного на судью дисциплинарного взыскания, если оно несоразмерно тяжести совершенного дисциплинарного проступка.

За совершение дисциплинарного проступка судья (за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации) может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи (пункт 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»). С 1 сентября 2019 года вводится новый вид дисциплинарного взыскания — понижение в квалификационном классе. Тенденцией последних лет является рост числа решений о привлечении судей к максимально строгому виду дисциплинарной ответственности — досрочному прекращению полномочий судьи (22 — в 2015 году, 26 — в 2016 году, 30 — в 2017 году). При этом несоразмерность наложенного на судью дисциплинарного взыскания, как свидетельствует судебная практика, является одной из основных причин отмены решений квалификационных коллегий судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, например, в виде досрочного прекращения полномочий судьи. По сути, отсутствие полномочия проверочной инстанции изменить вид дисциплинарного взыскания приводит к освобождению судьи, совершившего дисциплинарный проступок, от ответственности.

Предлагается наделить Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации правом изменять наложенное на судью квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации дисциплинарное взыскание, если по результатам рассмотрения жалобы коллегия придет к выводу о его несоразмерности тяжести совершенного судьей дисциплинарного проступка. Реализация этого предложения наряду с расширением видов дисциплинарных взысканий позволит более адекватно реагировать на те или иные дисциплинарные проступки судьи и принимать справедливые решения.

Проектные предложения о внесении изменений в подпункт 1.1 пункта 2 статьи 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и пункт 9 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» носят юридико-технический характер и направлены на устранение противоречия этих положений нормам Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (часть 2, пункт 3 части 3 статьи 26), регламентирующих те же вопросы.

к проекту федерального закона «О внесении изменений в

статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в

Российской Федерации», статьи 17 и 19

в Российской Федерации»

Реализация Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

актов федерального законодательства, подлежащих признанию

утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию

в связи с принятием Федерального закона «О внесении

изменений в статью 16 Закона Российской Федерации

«О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19

Федерального закона «Об органах судейского сообщества

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» потребует внесения изменения в пункт 4 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

12.1 Судейский корпус, его понятие и состав. Единство статуса судей Российской Федерации

Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей, уполномоченных на осуществление правосудия. К таковым относятся судьи Конституционного суда РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, всех арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

В зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств судьям присваиваются квалификационные классы. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

12.2 Формирование судейского корпуса 12.2.1

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Судьей может быть: —

достигший предусмотренного законом возраста; —

имеющий высшее юридическое образование; —

имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии; —

не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Прежде чем быть назначенным на должность судьи гражданин обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Это общие требования ко всем профессиональным судьям, составляющим судейский корпус. Законодатель, тем не менее, закрепил дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. 12.2.2

Порядок отбора кандидатов в судьи

Порядок отбора кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и арбитражного суда следующий. Отбор осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин, достигший установленного ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый

стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей Последняя и утверждает персональный состав этой комиссии.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Сдав квалификационный экзамен, гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи и другими необходимыми документами.

После чего организуется проверка достоверности представленных им документов и сведений. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, после подтверждения достоверности представленных кандидатами документов и сведений, с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Не согласившись с решением, председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное

решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

12.2.3 Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи

Порядок наделения кандидатов в судьи полномочиями судьи видоизменятся в зависимости от того, каким судьей претендент назначается. Так, судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Несколько иные правила назначения на должность председателей и заместителей председателей судов. Например, председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются из числа

судей этого суда . Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ представляет Президенту РФ указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда

РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президент РФ вносит представление о назначении Председателя Верховного Суда РФ (заместителя Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ) в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, который рассматривает вопрос о назначении на должность указанных лиц в срок, не превышающий 14 дней после получения представления.

Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в том же порядке.

Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

12.2.4 Срок полномочий судьи, его несменяемость и независимость. Гарантии независимости судей

По общему правилу полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, однако, из этого правила есть исключения. Так, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлен срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Он составляет пятнадцать лет.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Смотрите еще:  Детские пособия и выплаты за первого ребенка в 2019 году. Пособие на рождение первого ребенка в 2019

Судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи избираются сроком на пять лет.

Статус судей включает в себя такую его характеристику как несменяемость и независимость47. Несменяемость судей предполагает запрет назначения (избрания) судьи на другую должность или в другой суд без его согласия. Более того, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае, если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными только соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.

Почему на самом деле сокращается количество кандидатов в судьи

Прочитал сегодня на портале «Право.ру» новость о заявлении главы Судебного департамента при Верховном суде РФ о сокращении количество кандидатов в судьи. В числе причин указаны и предоставление недостоверной информации (интересно, на что рассчитывают такие кандидаты, если проверку сведений проводит ФСБ РФ?), и низкое качество работы, и даже отсутствие возможности приватизировать служебное жильё (а действительно, почему нельзя? Проработал, к примеру. лет 10 — приватизируй на здоровье).

Однако эти причины второстепенны.

Первопричиной бед российского суда я считаю катастрофически коррупционную норму непонятно какого в юридическом смысле документа, а именно пункт 10 статьи 21 «Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей» (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) (далее — Положение о ККС), не опубликованное ни в одном официальном источнике (по данным СПС «КонсультантПлюс»).

Сначала предлагаю сравнить нормы Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) и Положения о ККС.

Оговорюсь: цитируемых норм много, но это необходимо для сравнения.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о статусе судей «После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 — 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются гражданами, которые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения»;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации».

Перечень в Законе о статусе судей исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно части 5 статьи 21 Положения о ККС «В квалификационную коллегию судей претендентом представляются:

заявление о рекомендации на вакантную должность судьи;

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 – 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», препятствующих осуществлению полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются претендентами, которые в соответствии с законом не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

характеристики, отражающие оценку профессиональной деятельности претендента, его деловых и нравственных качеств, с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции – также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы);

сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации;

(Примечание: до этого места всё совпадает, а дальше начинается противозаконная нормотворческая деятельность Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ВККС РФ))

письменное уведомление о том, что претендент, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами.

Квалификационная коллегия судей вправе предложить претенденту представить сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход судьи и его супруга (супруги) за три последних года, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка».

Пунктом 7 статьи 21 Положения о ККС установлено: «При необходимости также представляются:

документ о нострификации, о государственной аккредитации высшего учебного заведения;

должностные инструкции или иные документы, подтверждающие время работы в должностях, для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования;

иные документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к претенденту на судейскую должность».

Хочу задать два вопроса: кто определяет эту необходимость и как эти требования соотносятся с закрытым перечнем документов в Законе о статусе судей?

И самое фееричное содержится в пункте 10 статьи 21 Положения о ККС: «Характеристика (здесь и далее курсив мой — Д.Н.) претендующего на назначение на судейскую должность судьи, заместителя председателя суда представляется председателем соответствующего суда, а характеристика председателя суда – председателем вышестоящего суда или его заместителем. Характеристика судьи Верховного Суда Российской Федерации представляется Председателем Верховного Суда Российской Федерации или его заместителем. Характеристика мирового судьи, претендующего на назначение на судейскую должность, представляется председателем соответствующего районного суда».

То есть Положение о ККС, не имеющее силы закона и иного нормативного акта возлагает на претендента обязанность предоставить дополнительные документы и, апофеоз, характеристику — пережиток советской чиновной психологии.

Предваряя возражение о законности Положения о ККС со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» отмечу: данный закон дал право ВККС определять только порядок, а ребята под шумок прописали незаконный барьер для кандидатов на судейские должности. Я нашёл одно решение Верховного суда РФ, где тот спокойно применил Положение о ККС, отказав заявителю в жалобе.

Исходя из приведённых норм становится понятной решающая роль председателя суда, который обладает широчайшими полномочиями определять судьбу кандидата на должность судьи.

Председатель суда давно и прочно ассоциируется с начальником, хотя у судьи только один начальник — закон. Дела председатель не рассматривает, всё по совещаниям катается за счёт налогоплательщиков на казённой машине. Что он делает в суде — загадка.

Всё это — следствие доминирования советской психологии в головах высшего руководства судебной системы и страны.

Представим себе ситуацию.

Я, Дмитрий Нестеренко, юрист с 11-летним стажем работы, не имею никаких законодательных ограничений к возможности стать судьёй.

Я успешно сдал квалификационный экзамен на должность судьи и сейчас сижу в коридоре квалификационной коллегии неважно какого региона в ожидании вызова на заседании этой самой коллегии, потому что претендую на должность федерального судьи неважно какого суда.

В зале заседаний, помимо членов коллегии, сидит председатель неважно какого суда, в который я хочу попасть в качестве судьи.

Почему он там сидит? С юридической точки зрения делать ему там нечего, поскольку он не член коллегии.

Но, как везде у нас, «ну, вы же понимаете», «ему же не запрещено присутствовать».

Мои документы рассматривают, обсуждают, а потом кто-то из членов коллегии задаёт вопрос: «Позвольте, а где же ваша, Дмитрий, характеристика от председателя суда»?

А нет такой у меня, потому что я этого председателя в глаза не видывал и знать не знаю и ведать не ведаю.

Интересно, что бы было, если бы я сказал уважаемым членам коллегии о незаконности характеристики?

В действительности не могу представить себе такую ситуацию, потому что «при необходимости» давно стало «обязательно», и я не смогу выйти на заседание коллегии без характеристики от председателя суда.

А получить её можно либо проработав в суде секретарем или помощником лет 5 тысяч за 12 в месяц (и это в Москве), либо в «органах», либо быть на хорошем счету у руководства судебной системы.

А в Москве, по слухам, многие годы существует ещё одна ступень, не поименованная в законе, — личное собеседование кандидата с председателем Мосгорсуда Егоровой О.А. На нём прощупывается одна черта кандидата — покорность. Если согласен подчиняться вертикали — получишь добро. Нет — иди в мир.

Стоит ли напоминать о существовании «оперативных совещаний» председателей судов Москвы в Мосгорсуде и о совещаниях судей в районном суде под руководством председателя суда?

Типа они там практику обсуждают, ага.

Ребята, вы из судейского сообщества сделали касту, в которую можно попасть только будучи сломанным под совковые представления о государстве: начальству виднее, государственные интересы важнее, судья — такой же чиновник и так далее.

Неугодных быстро изгоняют — прогуглите историю Сергея Пашина, автора закона о суде присяжных и бывшего судью Мосгорсуда, за что и как его выгнали из судей. Отвечу сразу: выгнали за человечность, как — мерзко, в классических традициях совковой травли.

Я рад, что учился у него.

И ещё, из той же новости:

Собравшихся больше интересовали другие моменты – например, какие шансы получить назначение у адвоката или прокурора. Вопрос особенно актуален для регионов, которые ощущают сильный дефицит судейских кадров. Судя по ответу Антона Федорова, препятствий к этому нет, однако добиваться назначения лучше не в своем субъекте, а в соседнем: тогда вопросов к кандидату относительно конфликта интересов не будет.

В целом же проблема при одобрении рекомендованных кандидатов – в отсутствии единых критериев отбора, считает он.

Проблема, по его словам, – в отсутствии обратной связи. Однако кадровая комиссия делает шаги, чтобы исправить ситуацию. Так, около года назад в ВС стали направлять информационные письма по результатам президентских указов о назначении судей. В них анализируются кандидаты, не прошедшие фильтр, «чтобы вы видели, на какие нюансы обращает внимание комиссия», подчеркнул Федоров.

Сокрытие таких писем от публикации продолжает ущербную традицию секретить всё, что только можно.

Почему я не имею возможности ознакомиться с позицией Администрации Президента РФ?

Некоторые предложения в связи с изложенным:

  1. Отменить пункты Положения о ККС о представлении документов, не поименованных в Законе о статусе судей;
  2. Сменить верхушку Верховного суда РФ;
  3. Запретить присутствие на заседаниях ККС председателям судов;
  4. Сделать заседания ККС открытыми (вести видеозапись и выкладывать в интернет);
  5. Отменить «оперативные совещания» в областных и районных судах;
  6. Урезать полномочия председателей судов к исключительно организационной работе;
  7. Обязать председателей судов рассматривать дела наравне во всеми судьями;
  8. Публиковать информационные письма Управления государственной службы и кадров Администрации Президента РФ о кандидатах, которым отказано в назначении на судейские должности.

До тех пор, пока на руководящих должностях сидят люди с репрессивной установкой и идеями господства государственных интересов (этатизма), говорить о качественном реформировании суда и в целом порядка в России не приходится.