Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство. Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в рф n 115-фз

Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников — граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее — Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует — работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения. (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Постановление № 5-93/2019 от 25 сентября 2019 г. по делу № 5-93/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Магнитогорск 25 сентября 2019 года

Сагынбаева Р., родившегося Дата, зарегистрированного по адресу ,

У С Т А Н О В И Л:

Гражданин Сагынбаев Р., въехавший на территорию Российской Федерации 11.06.2019, временно пребывающий на территории Российской Федерации, по истечении 90 суток не выехал за пределы территории Российской Федерации, находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в уклонении от выезда, чем нарушил п.2 ч.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании Сагынбаев Р. в полном объеме признал совершение административного правонарушения, пояснил, что не знал о необходимости выезда. Все его близкие родственники являются гражданами Республики и проживают там, он имеет возможность самостоятельно и за свой счет выехать за пределы Российской Федерации.

Смотрите еще:  Экспертиза промышленной безопасности. Красноярск экспертиза промышленной безопасности

Судом исследованы представленные материалы: протокол об административном правонарушении, рапорт инспектора ОБ ППСП УМВД России по г. Магнитогорску П.С.Д., копия национального удостоверение личности Сагынбаева Р., являющегося гражданином республики

Таким образом, все представленные суду сведения свидетельствуют о том, что Сагынбаев Р., въехавший на территорию Российской Федерации 11.06.2019, не выехавший по истечении 90 суток пребывания, в настоящее время находится на территории Российской Федерации незаконно, уклоняется от выезда с территории Российской Федерации.

Согласно ст. (ред. от 17.06.2019) > «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) > Глава IV. Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства > Статья 25.10′ target=’_blank’>25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. (ред. от 18.03.2019) > «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.06.2019) > Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения > Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом’ target=’_blank’>5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей (ред. от 27.12.2019) > «О гражданстве Российской Федерации» > (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) > Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации > Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка’ target=’_blank’>33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Исследовав представленные материалы, заслушав объяснения Сагынбаева Р., суд считает, что в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации > Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации’ target=’_blank’>18.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 4. Назначение административного наказания > Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания’ target=’_blank’>4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Сагынбаев Р. является гражданином государства , , при таких обстоятельствах применение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не будет являться вмешательством в его личную и семейную жизнь, которое гарантируется ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не нарушает его права.

При назначении административного наказания в качестве смягчающего вину обстоятельства судья учитывает полное признание Сагынбаевым Р. вины.

Отягчающих вину обстоятельств в судебном заседании не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, прихожу к выводу о необходимости применения к Сагынбаеву Р. наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы РФ.

Административное выдворение за пределы РФ, возможно назначить в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы РФ, так как Сагынбаев Р. имеет возможность и намерен самостоятельно покинуть территорию России.

Признать Сагынбаева Р. родившегося Дата в , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации > Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации’ target=’_blank’>18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого, самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, за счет собственных средств.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

УФК по Челябинской области (ОП «Правобережный» по г. Магнитогорску Челябинской области) УИН 18880474184180032174, ИНН 7444200607, ОКТМО 75738000, КПП 744401001, БИК 047501001, №счета получателя 40101810400000010801, Отделение Челябинск г. Челябинск КБК 18811640000016020140.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Изменения в порядке оформления РВП в 2019 году

В конце 2019 года Государственной Думой были приняты поправки к закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», внесённые МВД. Изменения затронули статью 6 «Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации», которая описывает порядок оформления РВП — разрешения на временное проживание. Какие изменения в порядке оформления РВП вступают в силу 2019 году?

РВП по браку в 2019 году

Изменения произошли в пункте 3 статьи 6 и коснулись момента оформления так называемого «РВП по браку». Согласно новой формулировке, без учёта квоты РВП может быть выдано иностранному гражданину-супругу (супруге) исключительно в том регионе, где проживает супруга (супруг):

«состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, — в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой);»

Заявление на РВП в электронной форме

Пункт 4 статьи 6 определяет возможность подачи заявления как в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, так и в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина.

Кроме того, дополнительный абзац к данному пункту даёт возможность подать заявление в электронном виде — посредством сети Интернет или портала госуслуг.

«В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.»

Новый порядок подтверждения источника дохода

Иностранный гражданин, имеющий РВП, обязан ежегодно подтверждать свой статус, в том числе — легальность источников дохода. Поправки в пункт 9 статьи 6 дают возможность подтверждать доходы посредством представления копии налоговой декларации.

«Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.»

Основные изменения в порядке оформления РВП в 2019 году

Кардинальных новшеств в процедуре оформления РВП не произошло, но, несмотря на это, претерпели значительные изменения уже привычные механизмы.

Смотрите еще:  Единовременное пособие при рождении ребенка в 2019 году. Выплата пособия при рождении ребенка папе

Закон с поправками вступил в силу 16 января 2019 года. Давайте простыми словами изучим основные существенные изменения, с которыми связано большинство поступающих к нам вопросов.

Как было упомянуто выше, один из пунктов правок касается оформления РВП по браку. Данные правки готовились давно, и, наконец, были приняты. В окончательном виде правки к пункту об оформлении РВП по браку однозначно определяют, что иностранный гражданин или гражданка, зарегистрировавший или зарегистрировавшая брак с гражданином или гражданкой РФ, намеренные получить РВП вне квоты, а после 3-х лет проживания на территории РФ — гражданство, должны учитывать, что обращаться для оформления статуса РВП следует не по месту постановки на миграционный учёт, а по месту постановки на миграционный учёт супруга или супруги-гражданки РФ.

До внесения изменений в закон иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами РФ, оформляли РВП по месту собственной постановки на учёт. В связи со вступлением в силу новой редакции закона, с 2019 года иностранные граждане могут подавать документы на РВП только по месту регистрации супруга-гражданина РФ. Соответственно, проживать и работать иностранные граждане со статусом РВП, состоящие в браке с гражданином или гражданкой РФ, также могут исключительно в регионе регистрации супруга или супруги.

Итак, при оформлении РВП по браку документы следует подавать исключительно по месту проживания супруга или супруги.

Прием на работу иностранного гражданина с РВП

Нужна инструкция по процедуре принятия на работу сотрудника с РВП?

Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Такое разрешение подтверждает право иностранца временно проживать в РФ до получения вида на жительство (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, которое не имеет документа, удостоверяющего его личность (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Такой иностранный гражданин может работать на территории других субъектов РФ в случаях, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. Например, согласно п. 2 Приложения к названному Приказу временно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте, в следующих случаях:

а) работник направлен в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

КАК ПРИНЯТЬ НА РАБОТУ ИНОСТРАНЦА

На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с работниками — иностранными гражданами, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или международным договором РФ (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Федеральным законом или международным договором РФ может быть установлено, что такие трудовые отношения регулируются иностранным правом (ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ).

1. Какие документы при приеме на работу предъявляет иностранный гражданин

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

2) трудовую книжку, за исключением отдельных случаев (абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением некоторых случаев;

4) документы воинского учета — только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ);

5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

7) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, — при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Предъявлять данный документ не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это следует из абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

По мнению Минтруда России, срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора (Письмо от 26.09.2016 N 16-4/В-465). При этом из Письма неясно, как поступить, если, например, с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок, а действие полиса истекает. В такой ситуации рекомендуем обращаться за дополнительными разъяснениями в Минтруд России;

8) разрешение на работу или патент (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) — при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Разрешение на работу может быть предъявлено после заключения трудового договора, если он входит в перечень документов, на основании которых оформляется данное разрешение (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ). Такая ситуация имеет место, например, при оформлении разрешения на работу высококвалифицированному специалисту (пп. 2 п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). В этом случае трудовой договор вступает в силу не раньше дня получения разрешения на работу (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ);

9) разрешение на временное проживание в РФ — при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);

10) вид на жительство — при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть установлены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

С учетом специфики работы в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может быть предусмотрено, что при заключении трудового договора необходимо представить дополнительные документы (ч. 2 ст. 65 ТК РФ), например справку о характере и условиях труда по основному месту работы при приеме на работу по совместительству, если она связана с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 283 ТК РФ).

Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

2. Как заключить трудовой договор с иностранцем

При приеме на работу трудовой договор с иностранным гражданином заключается в том же порядке, что и с работником — гражданином РФ.

Однако есть ряд особенностей, которые нужно учитывать, в частности, при заключении трудового договора с иностранцами.

Смотрите еще:  Приказ перевозки пассажиров. Приказ перевозки пассажиров

Трудовой договор может заключаться только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Трудовой договор заключается на русском языке и при необходимости может быть переведен на понятный иностранному гражданину язык (ст. 68 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ, п. 2 ст. 22 Рекомендации N 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная в 1949 г.)»; далее — Рекомендация МОТ). Для соблюдения интересов обеих сторон целесообразно заключать трудовой договор на двух языках — русском и иностранном.

Трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:

для иностранцев, временно проживающих на территории России:

— сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);

Дополнительно стороны могут включить в трудовой договор сведения и условия, предусмотренные п. 3 ст. 22 Рекомендации МОТ, в частности:

— условия, на которых разрешается въезд в страну, где иностранец будет осуществлять трудовую деятельность, и пребывание на территории этого государства;

— порядок покрытия путевых расходов работника и членов его семьи;

— порядок покрытия расходов по возвращении в страну постоянного проживания в зависимости от случая.

Обращаем внимание, что в ч. 2 ст. 6 Соглашения от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 N 47-ФЗ; далее — Соглашение от 15.04.1994) предусмотрены условия, обязательные для включения в трудовые договоры некоторых категорий иностранцев. Положения данной нормы следует учитывать в случае заключения трудового договора с гражданами государств — участников данного Соглашения (например, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана), за исключением случаев, когда такие граждане относятся к лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 1 Соглашения от 15.04.1994. Приведенные выводы следуют из ст. 1 указанного Соглашения.

О том, в отношении каких стран действует Соглашение от 15.04.1994, см. Статус Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года.

2.1. Срок трудового договора с иностранным гражданином

Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это предусмотрено ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

2.2. Уведомление о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами

Работодатели, привлекающие иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте, на территории которого трудятся такие иностранцы, о заключении с ними трудовых договоров. Соответствующую информацию необходимо представить не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора. Это предусмотрено абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

Миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания

Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 6 ст. 20 Закона о миграционном учете.

Миграционный учет иностранных граждан осуществляют МВД России и его территориальные органы. Соответствующую госуслугу фактически предоставляют подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством РФ могут выполнять иные федеральные органы исполнительной власти. Это следует из положений п. 2 ч. 1 ст. 2, ст. 11 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (далее — Закон N 109-ФЗ), Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699, Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Права мигрантов на медицинскую помощь

Все люди, находящиеся на территории России, независимо от наличия каких бы то ни было документов, имеют право на бесплатную скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь. Рассмотрим и другие виды медицинской помощи и порядок ее оказания различным категориям граждан.

Если иностранный гражданин заболел в России, то без медицинской помощи он не останется. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

ОМС — обязательное медицинское страхование граждан — представляет собой целостную систему предоставления бесплатной медицинской помощи всем, кто находится в пределах России. Это значит, что и иностранные граждане также имеют право получить полис ОМС. Однако не все, а установленные Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Так, застрахованными лицами в соответствии с данным законом являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Процедура получения полиса для постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Законом о беженцах, аналогична той, которая установлена для граждан РФ:

• выбирается страховая медицинская организация;

• в пункте выдачи полисов этой организации подается заявление о выборе страховой медицинской организации, к которому прилагаются необходимые документы (подать заявление можно лично или через своего представителя). Одновременно страховой организацией выдается временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание застрахованному лицу медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая;

• лицо уведомляется о готовности полиса;

• в пункте выдачи полисов временное свидетельство обменивается на постоянный полис единого образца.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание, считается временно пребывающим в Российской Федерации, соответственно, не является застрахованным лицом, и полис ОМС ему не выдается. Оказание медицинской помощи данной категории иностранных граждан осуществляется в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается иностранным гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения указанная медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно.

Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами ДМС и (или) заключенными в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными в системе ОМС, договорами в сфере ОМС.

Медицинская помощь в плановой форме оказывается при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости медицинских услуг или предоплаты медицинских услуг исходя из предполагаемого объема предоставления этих услуг (за исключением случаев оказания медицинской помощи иностранцам — застрахованным в системе ОМС), а также необходимой медицинской документации (выписка из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований) при ее наличии.

Обратим внимание на то, что медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно.

Существуют категории иностранных граждан, которые по своему положению в данном вопросе приравниваются к гражданам России. Так, граждане государств — членов Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (граждане Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана), в соответствии с п.4 приложения N 30 к указанному договору имеют право на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и граждане России. Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам их семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса. Таким образом, указанным работникам-иностранцам, которые являются гражданами государств — членов ЕврАзЭС, даже несмотря на то, что они являются временно пребывающими в Российской Федерации гражданами, подлежат выдаче полисы ОМС, а медицинская помощь таким гражданам оказывается бесплатно в соответствии с правилами ОМС.

Консультирует юрист Шамина Нелля Олеговна
МОБО «Вера, Надежда, Любовь»
Тел.: (8793) 97-43-24, 39-38-08