Приказ о санитарно-бытовом обеспечении образец. Приказ о санитарно-бытовом обеспечении образец

Приказ о санитарно-бытовом обеспечении образец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2019 г. № 336н «О внесении изменений в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н» (не вступил в силу)

1. Внести в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38511), изменения согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2019 г.
Регистрационный № 51720

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 мая 2019 г. № 336н

Изменения,
вносимые в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июня 2015 г. № 336н

а) после слов «по профессиям и» дополнить словом «(или)»;

б) после слов «представительного органа» дополнить словами «(при наличии).».

2. В пункте 4 слова «совместно с застройщиком» исключить.

3. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. При наличии на рабочих местах вредных (опасных) условий труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда, работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, снижение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.».

4. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Организация и проведение строительного производства на объектах капитального строительства должны осуществляться в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство, которая предусматривает перечень мероприятий и решений по определению технических средств и методов работ, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации по охране труда.».

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«9. Работодатель при организации строительного производства обязан учесть указанные в организационно-технологической документации на строительное производство опасные зоны, в которых возможно воздействие опасных производственных факторов, связанных или не связанных с технологией и характером выполняемых работ.»;

б) абзац второй признать утратившим силу.

6. Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10. К опасным зонам с постоянным присутствием опасных производственных факторов в строительном производстве, отражаемым в организационно-технологической документации на строительное производство, относятся:».

7. Абзац первый пункта 13 изложить в следующей редакции:

«13. Для предупреждения падения работников с высоты в организационно-технологической документации на строительное производство предусматриваются:».

8. Абзац первый пункта 14 изложить в следующей редакции:

«14. В организационно-технологической документации на строительное производство должны быть определены:».

а) в абзаце первом слово «ПОС» заменить словами «организационно-технологической документации на строительное производство»;

б) подпункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) приспособления (пирамиды, кассеты), обеспечивающие устойчивое хранение элементов строительных конструкций;»;

в) подпункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) защитные устройства (защитные улавливающие сетки, защитные перекрытия, козырьки или другие) при необходимости.».

10. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Перед началом строительного производства на территории действующего производственного объекта работодатель и руководитель (полномочный представитель руководителя) хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего производственный объект, должны оформить акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории действующего производственного объекта, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением № 1 к Правилам, и наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и (или) опасных производственных факторов, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением № 2 к Правилам (далее соответственно — акт-допуск, наряд-допуск).».

11. В абзаце третьем пункта 18 после слов «работодатель обязан» дополнить словами «приостановить работы,».

12. В пункте 20 слова «на производство работ в местах действия вредных и опасных факторов (приложение № 2 к Правилам) (далее — наряд-допуск)» исключить.

13. Пункт 24 изложить в следующей редакции:

«24. Доставка работников к месту проведения строительного производства должна производиться на транспорте, предназначенном для перевозки пассажиров, по маршрутам, установленным работодателем.».

14. Пункт 26 после слов «регистрационный № 30593)» дополнить словами «с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 февраля 2016 г. № 74н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2016 г., регистрационный № 41781 (далее — Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок)».

15. Пункт 27 после слов «регистрационный № 34558)» дополнить словами «(далее — Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов)».

16. Пункт 28 изложить в следующей редакции:

«28. В ходе строительного производства работодателем должны предусматриваться меры по соблюдению положений нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ с использованием асбеста и асбестосодержащих материалов.». 2.1

17. Пункт 28 дополнить сноской 2.1 следующего содержания:

» 2. 1 Конвенция № 162 Международной организации труда «Об охране труда при использовании асбеста» (заключена в г. Женеве 24 июня 1986 г.), ратифицированная Федеральным законом от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 15, ст. 1538).».

18. Пункт 32 дополнить словами «с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 383н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38119), (далее — Правила по охране труда при работе на высоте)».

19. Пункт 36 дополнить словами «(далее — Межотраслевые правила).».

20. Пункт 37 изложить в следующей редакции:

«37. В соответствии с результатами оценки условий труда и требованиями охраны труда работодатель должен обеспечивать работников, участвующих в строительном производстве и работающих на высоте, средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте.».

21. В пункте 40 слова «в соответствии с требованиями строительных норм и правил, а также с учетом условий коллективного договора, соглашения» исключить.

22. Пункт 41 изложить в следующей редакции:

«41. При реконструкции действующих зданий и сооружений санитарно-бытовые помещения должны оборудоваться по установленным нормам. 6.1 .».

23. Пункт 41 дополнить сноской 6.1 следующего содержания:

» 6.1 Статья 223 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2009, № 48, ст. 5117; 2013, № 48, ст. 6165).».

24. В пункте 43 слова «требованиям санитарно-гигиенического законодательства Российской Федерации» заменить словами «санитарным правилам 6.2 «.

25. Пункт 43 дополнить сноской 6.2 следующего содержания:

» 6.2 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. № 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2001, регистрационный № 3011) с изменениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2009 г., регистрационный № 13891), от 25 февраля 2010 № 10 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2010 г., регистрационный № 16679) и от 28 июня 2010 г. № 74 (зарегистрировано 30 июля 2010 г., регистрационный № 18009).».

26. Абзац первый пункта 46 изложить в следующей редакции:

«46. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства.».

27. Абзац первый пункта 47 изложить в следующей редакции:

«47. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого производственного объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.».

28. Пункт 49 изложить в следующей редакции:

«49. У въезда на производственную территорию необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.».

29. Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам, а также территория пятиметровой прилегающей зоны должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.».

30. Пункт 53 изложить в следующей редакции:

«53. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.».

31. Пункт 58 изложить в следующей редакции:

«58. На всех рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. 6.3 «.

32. Пункт 58 дополнить сноской 6.3 следующего содержания:

» 6.3 Статья 211 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2009, № 30, ст. 3732).».

33. Пункт 62 изложить в следующей редакции:

«62. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.».

34. Пункт 63 изложить в следующей редакции:

«63. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с Межотраслевыми правилами.».

35. В пункте 67 слова «утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2014 г., регистрационный № 33990),» исключить.

36. В пункте 69 слова «, включающей ПОС, ППР и другую документацию, с учетом фактического состояния несущих строительных конструкций» исключить.

37. Пункт 70 изложить в следующей редакции:

«70. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте.».

38. Пункт 76 изложить в следующей редакции:

«76. Установка стационарного технологического оборудования на фундаментах или на межэтажных перекрытиях осуществляется в соответствии с проектной документацией с учетом веса оборудования и действия динамических нагрузок оборудования на перекрытие.».

39. В пункте 77 слово «оборудовано» заменить словом «оснащено».

40. Пункт 82 изложить в следующей редакции:

«82. При наличии в конструкции бункеров-накопителей люков и иных отверстий, в которые возможно несанкционированное или случайное попадание (падение) человека, должны быть приняты меры, исключающие возможность наступления такой ситуации 6.4 .».

41. Пункт 82 дополнить сноской 6.4 следующего содержания:

» 6.4 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP ТС 010/2011) (решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 в редакции решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. № 248, от 19 мая 2015 г. № 55, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2016 г. № 37, опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 октября 2011 г.)».

42. Абзац первый пункта 106 изложить в следующей редакции:

«106. Уборка стружки, обрезков, пыли и грязи с оборудования или механизмов должна производиться работниками, работающими на данном оборудовании (механизмах), только при полном отключении оборудования и механизмов с помощью уборочных средств, исключающих травмирование работников.».

43. Пункт 112 изложить в следующей редакции:

«112. Для предупреждения поражения работников электрическим током следует принимать меры, предусмотренные Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.».

44. Пункт 114 изложить в следующей редакции:

«114. Строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, а также производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом) допускается применять только при наличии на них санитарно-гигиенического заключения 6.5 .».

45. Пункт 114 дополнить сноской следующего содержания:

» 6.5 Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений предусмотрен приложением № 2 к приказу Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2007 г., регистрационный № 9866)» с изменениями, внесенными приказами Роспотребнадзора от 30 апреля 2009 г. № 359 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2009 г., регистрационный № 14054), от 12 августа 2010 г. № 309 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный № 18366), от 22 июля 2016 г. № 813 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2016 г., регистрационный № 43802), от 4 апреля 2017 г. № 208 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2017 г., регистрационный № 46463) и от 1 декабря 2017 г. № 1117 (зарегистрирован 18 декабря 2017 г., регистрационный № 49281).

46. В пункте 119 слова «, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н,» исключить.

47. Абзац третий пункта 120 изложить в следующей редакции:

«При использовании в работе средств подмащивания необходимо руководствоваться требованиями Правил по охране труда при работе на высоте.».

48. Абзац первый пункта 130 изложить в следующей редакции:

«130. Установку и снятие средств коллективной защиты следует выполнять с применением систем обеспечения безопасности работ на высоте, в технологической последовательности, обеспечивающей безопасность труда работников.».

49. В пунктах 133, 142, 145, 158, 166, 168, 170, 182, 185, 189, 205, 210, 218, 221, 240, 253, 256, 258, 264, 265, 268, 276, 277, 282, 287, 290, 295, 299, 353, 423, 450, 458 слово «ППР» заменить словами «организационно-технологическая документация на строительное производство» в соответствующем падеже.

50. В абзаце втором пункта 140 слова «предохранительный пояс» заменить словами «системы обеспечения безопасности работ на высоте.».

51. В пункте 154 после слов «предупредительные надписи» дополнить словами «и (или) знаки».

52. Пункт 157 изложить в следующей редакции:

«157. Производство работ, связанных с нахождением работников в котлованах, траншеях и выемках с откосами без креплений в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов согласно организационно-технологической документации с учетом крутизны откосов в зависимости от вида грунта, предусмотренной приложением № 4 к Правилам.».

53. Пункт 172 изложить в следующей редакции:

«172. Разгрузка автотранспорта на строительной площадке должна осуществляться в специально обозначенных и оборудованных местах, исключающих падение транспорта, наезды на работников и загромождение путей проезда, прохода, эвакуации, с учетом Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.».

54. В пунктах 207, 214, 251, 284, 302, 320, 326, 346, 360, 378, 394, 436 слова «ПОС, ППР» заменить словами «проектная и организационно-технологическая документация на строительное производство» в соответствующем падеже.

55. В абзаце втором пункта 247 слова «, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2013 г., регистрационный № 30593)» исключить.

Смотрите еще:  Сбербанк страхование путешественников - отзывы 2019 года, что покрывает. Страховка туриста в сбербанке

56. Пункт 264 изложить в следующей редакции:

«264. Запрещается переход монтажников по установленным конструкциям и их элементам (фермам, ригелям и другим), на которых невозможно обеспечить требуемую ширину прохода (не менее 0,4 м) при установленных ограждениях, без применения страховочной системы.

Места, способ крепления каната и длина его участков должны быть указаны в организационно-технологической документации на строительное производство.».

57. В пункте 267 слова «предохранительного пояса» заменить словами «страховочной привязи».

58. Пункт 296 изложить в следующей редакции:

«296. При облицовке стен здания крупными бетонными плитами необходимо соблюдать требования, установленные проектной и технологической документацией.».

59. Пункт 298 признать утратившим силу.

60. Подпункт 3 пункта 316 изложить в следующей редакции:

«3) держать форсунку при нанесении раствора под углом к оштукатуриваемой поверхности и на расстоянии от нее в соответствии с эксплуатационной документацией растворонасоса.».

61. В абзаце втором пункта 335 слова «выше 180°С» заменить словами «выше нормы, установленной технологической документацией.».

62. В абзаце первом пункта 338 слова «превышать 70°С» заменить словами «быть выше нормы, установленной технологической документацией.».

63. В пункте 349 слово «ПНР» заменить словами «проектной и организационно-технологической документацией на строительное производство».

64. Подпункт 5 пункта 394 изложить в следующей редакции:

«5) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

65. Пункт 465 изложить в следующей редакции:

«465. Погрузка, разгрузка и перемещение баллонов и бутылей с кислотами, щелочами и другими едкими веществами осуществляется в соответствии с Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.».

66. Пункт 475 изложить в следующей редакции:

«475. Транспортировка легковоспламеняющихся жидкостей и баллонов с газами производится в соответствии с Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов и с учетом Технического регламента Таможенного союза 8.1 .».

67. Пункт 475 дополнить сноской 8.1 следующего содержания:

» 8.1 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41, опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 20 ноября 2013 г.).».

68. В пункте 498 слова «в течение 15 минут под двойной рабочей нагрузкой» заменить словами «в соответствии с их эксплуатационной документацией».

Скорректированы правила охраны труда в строительстве.

Уточнено, что при наличии на рабочих местах вредных (опасных) условий труда, установленных по результатам специальной оценки, работодатель обязан реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда, снижение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Строительство теперь ведется в соответствии с организационно-технологической документацией на строительное производство. Ранее речь шла о проектах организации строительства и проектах производства работ.

Пересмотрен ряд специальных требований по обеспечению безопасности труда.

Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев после его официального опубликования.

Приказ на приобретение телевизора

Приказ, который позволит создать комфортные условия труда без налоговых потерь

30 ноября 2009 14791

Как документ позволит сэкономить. Для обеспечения комфортной трудовой деятельности компании нередко покупают не только обычные предметы бытовой техники или мебель, но даже сауны, аквариумы, картины или дорожки для мини-гольфа. Цель – высокая работоспособность и здоровый климат в коллективе.

Несмотря на то что признание таких расходов предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, часто чиновники считают их необоснованными (письмо Минфина России от 25.05.07 № 03-03-06/1/311). Так, в одном из споров инспекторы, отказывая в затратах на покупку бытовой техники, прямо указали причину претензий – «создание неоправданно комфортных трудовых условий» (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.11.08 № КА-А40/10237-08). Риск конфликта с налоговиками можно снизить, если заранее позаботиться о документах, подтверждающих необходимость и даже обязательность понесенных затрат.

В каком виде составляется. В форме приказа директора о закупке того или иного предмета, который основан на положениях трудового договора или правилах внутреннего распорядка. Наличие таких документов является весомым аргументом в случае спора (постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 13.04.09 № Ф04-2142/2009(4317-А27-15), Восточно-Сибирского от 11.08.08 № А19-17095/07-50-Ф02-3307/08 округов).

Что обязательно должно быть в документе. В трудовом или коллективном договоре необходимо указать, что, согласно статье 223 Трудового кодекса, работодатель обязуется оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки работников.

На каждую покупку составляется отдельный приказ руководителя с обоснованием, зачем она нужна, и по возможности со ссылками на нормативные акты. Например, при покупке кондиционеров, обогревателей или иной климатической техники в документе можно указать статью 39 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.4.548-96. Они являются обязательными для всех организаций и возлагают на работодателя обязанность привести рабочие места в соответствие с установленными требованиями к микроклимату.

Можно упомянуть и жалобы работников о повышенной утомляемости, заключения штатного или стороннего психолога, служебные записки юридической службы о несоответствии условий труда установленным нормам и т. д. Помогут даже выводы финансовой службы или отдела контроля качества о том, что производительность труда снизилась.

На практике инспекторы особенно придирчивы к необычным расходам. Например, в постановлении от 10.10.08 № КА-А40/8775-08 Федеральный арбитражный суд Московского округа встал на сторону налогоплательщика, отметив, что покупка спортинвентаря и озеленение помещений направлены на психологическую разгрузку сотрудников, повышают их работоспособность и производительность труда.

В другом споре компания убедила судей в том, что покупка и обслуживание аквариумов – вынужденная мера, связанная с производственной деятельностью. В большей части помещений компании отсутствовали окна и, как следствие, солнечный свет, что неблагоприятно сказывалось на психофизиологическом состоянии работников. Установленные аквариумы позволили значительно снизить негативные последствия этих факторов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.09.06 № КА-А40/8421-06).

Суды соглашаются и с тем, что расходы на сооружение бассейна, тренажерного зала, бильярдной, душевых кабин, комнаты психологической разгрузки направлены на создание нормальных условий труда (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 10.10.08 № КА-А40/8775-08, Поволжского от 05.09.06 № А12-2078/2006-С29 округов).

Амортизационные отчисления по сауне, которая, по мнению инспекторов, якобы не имеет производственного назначения, судьи также считают правомерными. Они отмечают, что ее эксплуатация обеспечивает выполнение норм Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.06 № А66-10560/2005). Это относится и к саунам и душевым, взятым в аренду (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.07.09 № А44-2272/2008).

Также обоснованными признаются расходы на покупку:

  • комнатных растений и удобрений, благодаря которым повышается влажность в помещениях (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.08 № Ф04-2260/2008(3201-А45-40);
  • подставок для цветов (постановление ФАС Московского округа от 05.11.08 № КА-А40-10237-08);
  • картин и постеров (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.07 № 09АП-5362/2007-АК).

Дополнительные меры безопасности. Сумма расходов на организацию нормальных условий труда должна быть все-таки разумной и не быть причиной убытка компании.

Предметы, приобретаемые в целях обеспечения нормальных условий труда, должны использоваться сотрудниками организации, и желательно на ее территории.

При покупке оздоровительного оборудования (массажных кресел, соляриев, душевых кабин с гидромассажем) можно получить от производителя документы, указывающие на их благотворное влияние на организм человека.

В случае спора часть расходов можно обосновать не только необходимостью обеспечения нормальных условий труда, но и созданием благоприятного имиджа организации. Это касается дорогой мебели, картин, аквариумов и т. д.

Приказ на приобретение телевизора

НатальяЮ, это по поводу коллективного договора! Если будет нужен скину вам!
Коллективный договор регулирует следующие вопросы:
– формы, системы и размеры оплаты труда;
– выплату пособий, компенсаций;
– механизм регулирования оплаты труда;
– занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
– рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
– улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
– соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
– экологическую безопасность и охрану здоровья работников на производстве;
– гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
– оздоровление и отдых работников и членов их семей;
– частичную или полнаую оплату питания работников;
– контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
– отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
– другие вопросы, которые определили стороны.

Подтверждение: ч. 2 ст. 41 Трудового кодекса РФ, письма Роструда № ПГ/1004-6-1 от 6 марта 2012 г., № ПГ/484-6-1 от 24 января 2012 г.
Но составлять его не обязательно если в Трудовом договоре и и локальных документах (внутренний трудовой распорядок, положение по труду) прописаны условия для обеспечения нормального труда!
Вот пример только у меня по одноразовой посуде!
Вправе организация учитывать в составе расходов затраты на приобретение одноразовой посуды для работников организации?
На контроль
Вправе учитывать при соблюдении определенных условий в составе:
– либо прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией;
– либо материальных расходов.

Работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, в частности, он должен оборудовать помещения для приема пищи для работников (ст. 223 Трудового кодекса РФ, п. 5.48, 5.51 СП 44.13330.2011).

При расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией организация вправе учитывать затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных действующим законодательством (пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Приобретение одноразовой посуды для работников организации можно отнести к расходам на обеспечение нормальных условий труда.
Подтверждение: письмо Минфина России № 03-03-06/2/149 от 26 сентября 2011 г.

Кроме того, подобные затраты могут быть учтены в составе:
– либо материальных расходов на хозяйственные нужды по аналогии с затратами на приобретение туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и т.д. в офис (пп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России № 03-03-06/1/229 от 11 апреля 2007 г.);
– либо нормируемых представительских расходов, если организация приобретает одноразовую посуду для использования во время переговоров, встреч с деловыми партнерами (п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ, письмо УФНС России по г. Москве № 20-12/89121.2 от 6 октября 2006 г.).

При этом любые расходы в целях расчета налога на прибыль учитываются только в случае их экономической оправданности и документального подтверждения (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В зависимости от целей использования приобретенной одноразовой посуды организация вправе выбрать любой из приведенных способов учета затрат (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Вывод: затраты на приобретение одноразовой посуды для работников организации можно списывать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (по одной из вышеуказанных статей расходов), если соблюдаются все необходимые условия для этого.

НатальяЮ, это по поводу кухонного гарнитура (создание комнаты отдыха)

Вправе организация учитывать в составе расходов затраты на приобретение для офиса бытовой техники (холодильника, электрочайника, кофеварки, микроволновой печи, соковыжималки, тостера, электропечи, электроварки и т.п.)? Организация создает комнату для приема пищи

На контроль
Вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при соблюдении определенных условий.

Работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. В частности, он должен оборудовать помещения для приема пищи работниками (ст. 223 Трудового кодекса РФ, п. 5.48, 5.51 СП 44.13330.2011). В помещении для приема пищи (столовой) должны быть: умывальник, стационарный кипятильник, электрическая плита и холодильник (п. 5.52 СП 44.13330.2011). В сегодняшних условиях указанные бытовые приборы могут быть заменены на другие образцы бытовой техники (например, электропечь, электрочайник и т.д.).

При расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, организация вправе учитывать затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных действующим законодательством (пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Затраты на приобретение для офиса бытовой техники (например, холодильника, электрочайника, кофеварки, микроволновой печи, соковыжималки, тостера, электропечи, электроварки и т.п.) можно отнести к расходам на обеспечение нормальных условий труда.
Подтверждение: письмо Минфина России № 03-03-06/2/149 от 26 сентября 2011 г.

Кроме того, затраты на содержание комнаты для приема пищи (столовой), которая не относится к обслуживающим производствам (хозяйствам), но оборудована в соответствии с требованиями трудового законодательства, можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Подтверждение: письмо Минфина России № 03-03-06/2/112 от 14 июля 2011 г.

Вывод: если организация несет расходы по приобретению бытовой техники (например, холодильника, электрочайника, кофеварки, микроволновой печи, соковыжималки, тостера, электропечи, электроварки и т.п.) в целях создания комнаты для приема пищи работниками, на их суммы можно уменьшать налогооблагаемую прибыль (по одной из вышеуказанных статей расходов), если соблюдаются все необходимые условия для этого.

Беспроблемный вариант
Чтобы обезопасить себя от возможных претензий со стороны налоговой инспекции при проверке, целесообразно уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы по приобретению только тех единиц бытовой техники, которые являются необходимыми для питания работников в офисе. Например, если в комнате для приема пищи уже есть микроволновая печь, может встать вопрос об экономической оправданности приобретения еще электропечи или электроварки.
При этом необходимо учитывать, что объекты бытовой техники могут удовлетворять условиям их признания в составе амортизируемого имущества (если стоимость такого имущества более 40 тыс. руб., а срок полезного использования – более 12 месяцев). Тогда их стоимость подлежит списанию на расходы не единовременно, а через амортизационные отчисления.

Если помещение (комната) для приема пищи находится на территории организации и оказывает услуги не только работникам, но и сторонним гражданам, то его можно рассматривать как объект обслуживающего производства (хозяйства). В этом случае учитывать расходы на его содержание нужно в особом порядке.
Подтверждение: ст. 275.1 Налогового кодекса РФ.

При выполнении определенных условий расходы на содержание помещения для приема пищи могут относиться к деятельности, облагаемой в рамках другого режима налогообложения – ЕНВД (пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России № 03-11-04/3/505 от 19 декабря 2007 г.).

Бытовая техника в офисе: учёт и налогообложение расходов

Татьяна АМИТОВА, Аудитор

Едва ли можно найти организацию, в которой нет бытовой техники. Пылесосы, чайники и микроволновки так же необходимы, как и принтеры, факсы и ксероксы. Однако в отличие от затрат на оргтехнику, расходы на быт по-прежнему являются предметом споров между налоговиками и бухгалтерами.

Все расходы делятся на те, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, и прочие, которые приходится относить за свой счет. Решать судьбу конкретных затрат нужно по нормам главы 25 НК РФ.

В соответствии со статьей 252 НК РФ при расчете налога на прибыль расходы можно учесть, если они экономически оправданы и подтверждены документально. Под экономической оправданностью понимается, что затраты необходимы для осуществления текущей производственной деятельности.

Указанный подход применяется и в отношении бытовой техники. Если организация сможет доказать, что вся эта техника необходима ей для работы, то расходы на неё уменьшат облагаемую прибыль. Иначе фирма должна оплачивать бытовую технику за свой счёт. При этом налоговики настаивают на последнем варианте, полагая, что бытовая техника в офисе не нужна.

Смотрите еще:  Таможня заявление вывоз товара. Таможня заявление вывоз товара

Позиция налоговиков

Расходы на покупку бытовой техники налоговые инспекторы считают экономически неоправданными. По их мнению, холодильники, электрочайники, вентиляторы и другая подобная техника является имуществом, не связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, расходы на него не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли.

Свою позицию налоговики высказывали, в частности, в письме МНС от 21.01.03 № 03-1-08/20426-В088. Правда, предметом рассмотрения был вопрос об уплате НДС при приобретении чайника. Но, наряду с НДС, в письме было указано, что чайник является имуществом, использование которого не связано с производством и реализацией товаров (работ, услуг). При этом вывод чиновников никак не аргументировался. Просто было заявлено, что чайник приобретён для собственных нужд.

Рассуждая таким образом, можно то же самое сказать, например, и о шкафе для верхней одежды, который также не участвует в производственном процессе. В таких умственных упражнениях можно дойти до абсурда. Однако инспекторы все равно считают, что чайники с холодильниками для работы не нужны. Об этом в частности упоминали и столичные налоговики. В письме УМНС по г. Москве от 10.11.2000 № 03-12/56002 было сказано, что к расходам для целей налогообложения можно отнести затраты по предметам, «которые по инвентарной описи числятся в служебных помещениях организации и предназначены для оборудования указанных помещений». Они даже перечисляют, какие именно предметы можно учесть для целей налогообложения: мебель, ковры (ковровые покрытия), обогреватели, кондиционеры и вентиляторы, а также флаги и гербы компании. А вот картины, вазы для цветов, столовые принадлежности, предметы кухонной мебели, бары, мини-кухни, СВЧ-печи и иные предметы хозинвентаря, по мнению чиновников, не используются непосредственно в производственной деятельности и поэтому налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Налогоплательщики обосновывают расходы

И все-таки с налоговым ведомством можно поспорить, тем более что шансов доказать, что бытовая техника необходима для нормального осуществления текущей деятельности немало.

Покупку техники для хранения и приготовления продуктов (холодильника, микроволновой печи, электрического чайника и т. п.) можно обосновать условиями трудовых договоров или специальными положениями по организации. Например, прописать в этих документах, что в связи с отсутствием на предприятии столовой администрация обязуется предоставить работникам необходимые условия для приёма пищи в специально отведённых и оборудованных для этого местах.

Кроме того, можно сослаться на проведение в офисе переговоров с партнерами, когда для участников переговоров подаются горячие и холодные напитки, а также закуски к ним. В подтверждение таких затрат необходимо, чтобы время от времени организация действительно списывала представительские расходы. В пункте 2 статьи 264 НК РФ четко определено, что относится к таким расходам. Это затраты на официальный приём представителей других организаций (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие), транспортные расходы по их доставке к месту проведения мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров, услуги внештатных переводчиков. Этот перечень расходов закрыт. И другие затраты организации отнести к представительским нельзя. Для подтверждения проведения деловых приёмов в офисе нужно будет оформлять приказы руководителя, сметы расходов и списки участников. И тогда совершенно логичным будет то, что фирме необходимо использовать для работы чайник, холодильник и т. д.

Есть ещё один способ подтвердить производственную необходимость бытовой техники в офисе. Так, подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ разрешает уменьшать облагаемую прибыль на сумму расходов на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством. Однако при этом следует знать, что же законодательством на самом деле предусмотрено. Как правило, требования к условиям труда содержатся в различных ведомственных и межведомственных нормативных документах.

Так, положения статьи 163 ТК РФ обязывают фирму обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относится исправное состояние помещений, а также «условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства». Практически каждое министерство разрабатывает такие требования для своих подопечных. Например, существуют Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, приведенные в приложении к постановлению Минтруда России от 12.05.03 № 28.

Но при этом есть и «правила для всех». Это Федеральный закон от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Статьей 14 этого документа установлена норма, согласно которой фирма должна предоставлять работникам безопасные условия труда, включая санитарно-бытовое обслуживание. Этим требованием можно обосновать, например, покупку пылесоса.

Также продолжают действовать санитарные правила и нормы. Например, гигиенические требования к микроклимату производственных помещений (СанПиН 2.2.4.548-96), утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 01.10.96 № 21. С помощью этого документа можно подтвердить производственную необходимость обогревателей, вентиляторов и кондиционеров.

И, наконец, выбор доказательства во многом будет зависеть от изобретательности бухгалтера и руководителя. Например, если в распоряжении руководителя на покупку телевизора указать, что он будет установлен в комнате отдыха, то организация не сможет принять произведённые расходы в уменьшение облагаемой прибыли (постановление ФАС Московского округа от 20.08.02 № КА-А41/5338-02). А вот если руководитель напишет, что телевизор необходим в маркетинговых целях — для просмотра образцов каких-либо товаров, которые на видеокассетах присылают поставщики, то шансы предприятия признать расходы заметно увеличатся.

Учет расходов на бытовую технику

Стоимость бытовой техники, необходимой организации для осуществления текущей деятельности, уменьшает облагаемую налогом прибыль. Срок эксплуатации такой техники, как правило, больше одного года. Поэтому она учитывается в составе основных средств. На это указано в пункте 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). В зависимости от стоимости технику можно сразу списать на расходы или учитывать как объект основных средств и начислять по ней амортизацию.

Если техника недорогая и стоит менее 10 000 руб., её как в бухгалтерском, так и в налоговом учете можно сразу списать на расходы. Сумму затрат в составе материальных расходов относят на счет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу». При этом НДС по имуществу, используемому для создания нормальных условий труда, учитывается в общем порядке. Его можно будет принять к вычету после оприходования техники при наличии счёта-фактуры и документа, подтверждающего оплату.

Пример 1 ООО «Рассвет» не имеет своей столовой. Для обеспечения работникам условий для приёма пищи, общество приобрело микроволновую печь стоимостью 4720 руб., в том числе НДС – 720 руб. Печь установлена в отдельной комнате офиса. К трудовым договорам с работниками были составлены дополнительные соглашения о том, что фирма обязуется обеспечить им условия для приёма пищи.

Покупку печи бухгалтер «Рассвета» отразил в учёте следующими записями:

– 4720 руб. – оплачена микроволновая печь;

Дебет 08 Кредит 60

– 4000 руб. (4720 – 720) – оприходована полученная от продавца микроволновая печь;

– 720 руб. – учтен НДС по оприходованной технике;

Дебет 01 Кредит 08

– 4000 руб. – печь введена в эксплуатацию;

Дебет 26 Кредит 01

– 4000 руб. – списана на расходы стоимость микроволновой печи.

Несмотря на то, что стоимость печи списана, она продолжает оставаться неамортизируемым объектом основных средств. Поэтому на печь нужно завести инвентарную карточку по форме ОС-6.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 720 руб. – принят к вычету НДС.

Облагаемую налогом прибыль ООО «Рассвет» может уменьшить на 4000 руб.

Если организация не сможет обосновать покупку бытовой техники, то придётся оплачивать её за счет своих средств. В налоговом учёте такие затраты не признаются в целях налогообложения прибыли. В бухгалтерском учёте стоимость техники вместе с НДС можно списать на внереализационные расходы (независимо от стоимости) на счет 91 субсчет «Прочие расходы». В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 такие объекты не относятся к основным средствам, поскольку не используются в производственных целях.

Вычесть НДС по технике, без которой производственный процесс может обойтись, нельзя. И неважно, есть у фирмы счет-фактура или нет. Это следует из ранее упомянутого письма МНС России от 21.01.03 № 03-1-08/204/26-В088. В данном случае НДС также учитывается на счете 91 субсчет «Прочие расходы».

Пример 2 ООО «Старт» приобрело для бухгалтерии кофеварку стоимостью 2360 руб., в том числе НДС – 360 руб. В коллективном и трудовых договорах питание сотрудников не предусмотрено. Деловые переговоры в помещении бухгалтерии не проводятся. Следовательно, эта покупка не является экономически оправданной. Стоимость кофеварки не уменьшает облагаемую налогом прибыль.

Бухгалтер ООО «Старт» отразил покупку кофеварки в учёте следующими записями:

Дебет 60 Кредит 51

– 2360 руб. – оплачена кофеварка;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 2000 руб. (2360 – 360) – списана стоимость кофеварки (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60

– 360 руб. – учтен НДС по приобретенной кофеварке;

Дебет 91-2 Кредит 19

– 360 руб. – списан НДС, не подлежащий вычету.

«Расходы на обеспечение нормальных условий труда»

Эта комплексная статья о таких расходах, как затраты на бесплатное питание работников, их вакцинацию, оборудование помещений организации бытовой техникой (холодильник, кулер, кондиционеры, чайники, СВЧ-печи и т.п.), приобретение в офис посуды, оборудование медпункта, покупку медикаментов, приобретение туалетной бумаги и бытовой химии и т.п.

Оправданность этих расходов базируется на том, что все эти «излишества» имеют целью повышение производительности труда и являются элементами охраны труда.

Редакцию журнала на этот материал сподвигло, в частности, Письмо Минфина России от 05.07.2007 N 03-07-11/212, в котором предлагается рыночную стоимость чая, кофе и других «бесплатных» продуктов питания для сотрудников облагать НДС.

Напомним, что в силу ст. ст. 22, 163, 223 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.

В частности, ст. 223 ТК РФ прямо требует от работодателя в целях обеспечения нормальных условий труда оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, и т.д.

Полноценное использование возможностей этой статьи расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) может быть обеспечено только наличием в организации коллективного договора. Дело в том, что именно в нем следует закрепить и само понятие нормальных условий труда применительно к конкретной организации и описать обязательства, которые берет на себя работодатель по обеспечению таких условий.

Любопытна и арбитражная практика, которая сложилась по спорам по признанию расходов на нормальные условия труда. Такие дела преимущественно выигрывают налогоплательщики (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 30.05.2007 N Ф09-4088/07-С3 по делу N А50-951/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2007 N Ф04-9283/2006(30504-А45-33) по делу N А45-4392/2006-39/245, ФАС Московского округа от 19.10.2006 N КА-А40/10270-06 по делу N А40-85338/05-143-489, от 17.11.2005, 10.11.2005 N КА-А40/11151-05, от 18.03.2004 N КА-А40/1868-04, от 21.01.2003 N КА-А40/8979-02, ФАС Поволжского округа от 03.04.2007 по делу N А55-11076/06, от 17.10.2006 по делу N А55-2570/06-34, от 18.10.2005 N А65-5521/2005-СА2-38, от 22.04.2003 N А55-8388/02-30, N А55-9552/02-30, ФАС Центрального округа от 31.08.2005 N А09-18881/04-12 и др.). Вот еще несколько интересных примеров.

Постановление ФАС
Северо-Западного округа
от 13.11.2006 по делу
N А56-51313/2004

Постановление ФАС
Северо-Западного округа
от 21.04.2006 по делу
N А56-7747/2005

Постановление ФАС
Московского округа
от 07.09.2006
N КА-А40/8421-06

Тем не менее позиция налоговых органов в этой сфере хорошо известна — они предпочитают штрафовать налогоплательщиков за то, что те обязаны делать по требованию трудового законодательства. Налогоплательщику чаще всего остается отстаивать свою позицию в суде. В связи с этим организации следует четко поставить цели обеспечения нормальных условий труда, обосновать их необходимость и продуманно документально оформить все мероприятия в этой области. Все это будет иметь значение как при налоговой проверке, так и в суде, если убедить инспекторов не удастся.

Нужно также знать, что в настоящее время действует Постановление Минтруда России от 27.02.1995 N 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда», в котором названы все обязательные и возможные мероприятия в этой области и имеются ссылки на нормативные документы (стандарты), на основании которых определяются безопасные и нормальные условия труда, разъясняется, какими документами, замерами должна подтверждаться необходимость тех или иных мер.

При составлении коллективного и трудового договоров в части формулирования обязательств работодателя по обеспечению нормальных условий труда полезно ознакомиться с Письмом Минтруда России от 23 января 1996 г. N 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах»».

Оборудование мест для приема пищи

Составляя коллективный договор в части обеспечения нормальных условий труда, организации можно и нужно опираться на нормативные документы, такие как СНиПы (строительные нормы и правила) и СанПиНы (Санитарные правила и нормы), во множестве утвержденные в России.

Например, СНиП 2.09.04-87, утв. Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30 декабря 1987 г. N 313 (п. 2.49), предписывает иметь на предприятии столовую, рассчитанную на обеспечение всех работающих питанием. При численности работающих в смену менее 30 человек вместо столовой допускается предусматривать комнату приема пищи, которая должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником (в современных условиях кипятильник логично заменить электрочайником, а плиту — печью СВЧ). При числе работающих до 10 человек в смену вместо комнаты приема пищи допускается предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв. м для установки стола для приема пищи. Дабы избежать ненужных хлопот с оформлением такого «общепита» (наем повара, получение разрешений от пожарной и санитарной служб и т.п.), можно закрепить в коллективном договоре, что пища будет приобретаться в виде, готовом к употреблению, или работники будут приносить ее из дома, а в комнате для приема пищи ее будут только разогревать.

Пригодится и посуда, она как элемент оборудования комнаты для приема пищи также будет списана по статье расходов на обеспечение нормальных условий труда.

Согласно Письму Минфина России от 21 апреля 2005 г. N 03-06-01-04/209 при включении в коллективный договор положений по условиям труда работников названная бытовая техника (с учетом ее стоимости) принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и подлежит амортизации, которая и списывается по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Малая бытовая техника, посуда могут быть оприходованы как материалы и списаны в расходы единовременно на дату отпуска в эксплуатацию.

Кондиционеры и обогреватели

Согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» в производственных помещениях следует поддерживать температуру в пределах от 16 до 25°С. Если вызвать представителей санэпиднадзора с целью проведения замеров температуры в порядке, установленном названным документом, и доказать, что без обогревателя (кондиционера) не обойтись, расходы на такую технику также станут оправданными. При этом СанПиН вводит понятия допустимых и оптимальных температур. О поддержании оптимальной температуры следует заботиться только в рамках работ по обеспечению нормальных условий труда (если это предусмотрено коллективным договором), а вот для обеспечения допустимых температур достаточно поставить вопрос о безопасности труда (это обязательно для любого работодателя).

Обеспечение работников, занятых за ЭВМ, защитными очками

Сегодня, когда многие сотрудники заняты работой за компьютером, актуально требование СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 обеспечивать рабочие места средствами профилактики неблагоприятного влияния ЭВМ на работников:
— приэкранными защитными фильтрами для видеомониторов;
— нейтрализаторами электрических полей промышленной частоты;
— очками защитными со спектральными фильтрами ЛС и НСФ, разрешенными Минздравом России для работы с ПЭВМ.

Рекомендации по обеспечению пользователей компьютеров средствами защиты зрения организации дают эксперты системы Госсанэпиднадзора России по результатам аттестации рабочих мест. Затем организация может внести соответствующие положения в собственные локальные акты по вопросам обеспечения работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты и относить расходы на приобретение таких ценностей к расходам в бухгалтерском и налоговом учете (см., в частности, Письмо Минфина России от 14 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/191).

Смотрите еще:  Трудовой кодекс педагогам. Трудовой кодекс педагогам

Питьевая вода

Статья 223 ТК РФ обязывает работодателя устанавливать аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой.

Что касается других работников, то качество потребляемой ими питьевой воды должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51232-98, ГОСТ Р 51074-97, СанПиН 2.1.4.559-96, СанПиН 2.3.2.560-96.

Позиция Минфина сводится к тому, что расходы на приобретение питьевой воды и кулера, аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов, полученных предприятием при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья (Письмо Минфина России от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408).

И снова в этом Письме акцент делается на безопасность условий труда. Если же у организации есть коллективный договор, которым работникам гарантировано обеспечение их минеральной водой, то пригодность воды из-под крана для питья не оспаривается и не контролируется. Налогоплательщик признает означенные расходы как расходы на обеспечение нормальных, а не только лишь безопасных условий труда.

Решения ФАС МО от 9 августа 2006 г. N КА-А40/7454-06 и от 11.09.2006 N КА-А40/8421-06 демонстрируют, что суды не считают наличие заключения СЭС о небезопасности водопроводной воды обязательным условием признания расходов на бутилированную воду.

Телевизор

Многие фирмы оборудуют кабинеты работников, приемные, комнаты отдыха видеотехникой. Как видно из приведенных выше примеров арбитражной практики, перспективы учесть такие затраты в целях налогообложения прибыли имеются, но без суда тут не обойтись.

Характерно и Письмо Минфина России от 4 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/199. Налогоплательщик направил в Минфин запрос: «Банк для получения оперативной информации приобрел телевизор. Можно ли в целях исчисления налога на прибыль включить в состав амортизируемого имущества стоимость телевизора?» Вот ответ: «Для получения оперативной информации экономического характера существуют специализированная периодическая печать, бюллетени Банка России, биржевые сводки, Интернет и т.п. Получить перечисленные в запросе сведения, просматривая в течение рабочего дня российские телевизионные каналы, по нашему мнению, весьма затруднительно. В целях налогообложения прибыли телевизор не может быть признан для банка амортизируемым основным средством, используемым для извлечения прибыли. Как имущество, используемое для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников, банк вправе приобрести телевизор за счет прибыли после уплаты налога на прибыль».

Вопрос получения оперативной информации с помощью телевизора оставим за скобками, но Минфин признает, что телевизор представляет собой имущество, используемое для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников. Только источник приобретения видеотехники он называет неверно. Если телевизор помогает отдохнуть и получить психологическую разгрузку в течение рабочего дня (естественно, во время перерывов в работе), есть все основания затраты на его приобретение считать расходами на обеспечение нормальных условий труда (ст. 223 ТК РФ).

Вероятно, это Письмо демонстрирует не только огрехи в логике финансового ведомства, но и показательно в другом — очень важно, как налогоплательщик формулирует запрос. Установи банк телевизор в комнате отдыха и предназначь он его для релаксации работников, а не для производственных целей, возможно, ответ был бы иным.

Хозяйственные товары и бытовая химия

Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий труда работников и поддержания помещения в чистоте любая организация приобретает туалетную бумагу, различные салфетки, мыло, губки, чистящие средства, пакеты для мусора, освежители воздуха и т.п.

Минфин согласился с необходимостью таких трат и своим Письмом от 1 сентября 2006 г. N 03-11-04/2/182, а затем и Письмом от 11 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/229 разрешил без ограничений списывать такие запасы в расходы организаций в бухгалтерском и налоговом учете по мере отпуска со склада (из складской комнаты, кладовой).

Документально отразить отпуск этих ценностей можно требованием-накладной (форма М-11) или, например, в книге (журнале) прихода-расхода хозтоваров произвольной формы (с учетом требований разд. V Приказа Минфина России от 28.12.2001 N 119н (ред. от 23.04.2002) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

Медосмотры, здравпункты, прививки, аптечки

Трудовое законодательство (ст. ст. 212 и 213 ТК РФ) предусматривает обязанность работодателя по обеспечению в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников.

Расходы налогоплательщика на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (Письма Минфина России от 23 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/185, от 28 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/1/80, от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/100).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работников, более половины рабочего времени проводящих за компьютером. Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 и Письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения обязательных ежедневных предрейсовых и периодических медосмотров водителей организации.

По сообщению Минздрава России (Письмо от 26.12.2002 N 2510/12993-02-23), функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в уставе хозяйственных субъектов медицинской деятельности.

Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229, такие существующие в системе здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты и медпункты, в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены и могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений.

Целью здравпункта является также оказание работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой работника в медицинское учреждение (поликлинику, больницу, медсанчасть, травматологический пункт и т.п.).

Это является основанием для отнесения расходов по содержанию помещений и инвентаря здравпунктов к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 22 октября 2003 г. N 04-02-03/131, от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/1/69, от 14 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/175, от 26 октября 2005 г. N 03-03-04/1/302, от 14 ноября 2005 г. N 03-03-04/4/86). Если медпункты (здравпункты) не оказывают услуг населению и не заняты плановым лечением работников, а деятельность их нацелена преимущественно на проведение медицинских осмотров работников, нельзя считать эти подразделения социальной сферой организации в трактовке ст. 275.1 НК РФ. Именно обязательность этих мероприятий позволяет вывести расходы медицинских и здравпунктов организаций из-под действия норм ст. 275.1 НК РФ, как в случаях их нахождения за территорией организации, так и по адресу предприятия, и учитывать убытки от деятельности подразделения при формировании общего финансового результата в налоговом учете.

Здравпункты призваны осуществлять также мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.

Эти мероприятия не могут осуществляться без медицинского персонала. Медпункт (здравпункт) должен иметь в штате или по договору гражданско-правового характера хотя бы одного медицинского работника (медсестру, фельдшера, врача). Оплата труда медперсонала для целей налогообложения относится на расходы в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ и Письма Минфина России от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/90.

Организации, не имеющие здравпунктов, в составе прочих расходов могут учесть расходы на проведение обязательных медосмотров работников в лечебных учреждениях (см. Письма Минфина России от 21 июня 2005 г. N 03-03-04/1/20, от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/71).

Затраты на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на работу на основании представленных ими документов также уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 7 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/340).

Распространенной практикой в последние годы стала вакцинация работников (в первую очередь от гриппа) на предприятиях и за счет работодателя. Минфин в своем Письме от 1 июня 2007 г. N 03-03-06/1/357 со ссылкой на ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывает, что работодатель обязан разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, и, как следствие, разрешает расходы на обязательную вакцинацию для целей налогообложения прибыли учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Кроме того, в организации обязательно должны быть в наличии укомплектованные промышленные и/или офисные аптечки, соответствующие техническим условиям (ТУ), в достаточном количестве. Затраты на их приобретение и пополнение медикаментами также будут отнесены по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам в налоговом учете, как элемент охраны труда.

Бесплатное питание

Работодатель, согласно ТК РФ, имеет два обязательства в сфере организации питания сотрудников:
— работнику должен быть предоставлен обеденный перерыв, а если по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 108 ТК РФ);
— на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ).

В то же время работодатель может по собственной инициативе оплачивать работникам питание полностью или частично, если это будет предусмотрено трудовым или коллективным договором (ст. ст. 41, 57 ТК РФ).

Особенно важно, что такие расходы можно будет отражать и в налоговом учете (п. 4 ст. 255, пп. 7 п. 1 ст. 264, п. 25 ст. 270 НК РФ).

Бесплатное питание может представлять собой оплату обеда (завтрака, ужина — в зависимости от смены) в кафе, ресторане, столовой, бесплатные «офисные» обеды, в обеденное время работникам может быть организовано питание по принципу «шведского стола», или фирма просто может приобретать для своих работников кондитерские изделия и чай, кофе и т.п.

Независимо от варианта приема пищи необходимо иметь в виду: если питание гарантировано трудовым договором, оно списывается в состав расходов на оплату труда (п. 4 ст. 255 НК РФ, Письма Минфина России от 19 июня 2007 г. N 03-11-04/2/167, от 8 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/344). Обычно в этом случае работнику выдаются талоны на питание, и, как следствие, не составляет труда определить ежедневную стоимость питания сотрудника. При этом бесплатное питание будет рассматриваться как доход работника, полученный им в натуральной форме. Такой доход подлежит налогообложению НДФЛ с учетом требований ст. 211 НК РФ, начисляется также ЕСН и пенсионные взносы, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если учесть, что обед в заводской столовой может стоить более чем умеренно, а в целях исчисления названных налогов его нужно оценить по рыночной стоимости, да еще в сумму подлежащего обложению дохода включается соответствующая сумма НДС, возможно, что только НДФЛ уже составит сумму большую, чем фактическая стоимость такого бесплатного питания, не говоря о необходимости исчислить и остальные «зарплатные» налоги.

Достойным выходом может послужить запись об обеспечении коллектива бесплатным питанием в коллективном, а не трудовом договоре.

В этом случае для подтверждения расходов работодателя будет достаточно расчетных документов, подтверждающих оплату питания (счета, чеки). Определить же в данном случае доход каждого работника в сумме «бесплатно съеденного» не представляется возможным, ведь работникам не выдаются талоны — питание обеспечивается коллективу в целом.

Расходы на питание, предусмотренные коллективным договором, в налоговом учете отражают по статье «Нормальные условия труда» (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), а не по статье «Оплата труда».

Так как доход каждого сотрудника от получения бесплатного питания в такой ситуации не может быть оценен, объектов налогообложения НДФЛ, ЕСН, пенсионными взносами и взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не возникает (ст. 41 НК РФ, п. 8 Информационного письма ВАС РФ от 21 июня 1999 г. N 42, Письмо Минфина России от 3 июля 2001 г. N 04-04-06/365).

Например, если купить пачку чая и не выдавать заварку под роспись, то определить, кто сколько чашек выпил, невозможно, а значит, нет оснований поделить стоимость этой пачки поровну на всех сотрудников и начислить с этой доли НДФЛ с каждого из них.

Чай, кофе и т.п.

Особое внимание в последнее время контролирующие органы стали уделять организации питания в офисе (в первую очередь чаю, кофе, кондитерским изделиям).

Так, имеется Письмо УФНС России по г. Москве от 28 августа 2006 г. N 21-11/[email protected], в котором разъяснено, что стоимость оплаты организацией чая, кофе и сахара для своих работников относится к доходам, полученным этими работниками в натуральной форме, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке, а стоимость питьевой воды для работников не подлежит включению в налоговую базу работников по НДФЛ, так как относится не к питанию, а к обеспечению бытовых нужд работника при выполнении трудовых обязанностей. Как УФНС смогло определить эту тонкую грань, остается загадкой.

Но это полбеды. Гораздо большее впечатление на неподготовленного человека производит Письмо Минфина России от 05.07.2007 N 03-07-11/212, в котором чай, кофе и другие «бесплатные» продукты питания для целей применения налога на добавленную стоимость предлагается рассматривать как безвозмездную передачу товаров, выписывать счет-фактуру при их отпуске из кладовой (и даже определено, как ее заполнять), налоговую базу по НДС определять исходя из рыночных цен.

Стоит признать, что в таком ошеломляющем выводе отчасти виноват налогоплательщик, который задал Минфину вопрос (названное Письмо — это ответ на запрос налогоплательщика). В вопросе сказано, что организация на безвозмездной основе предоставляет своим работникам чай, кофе и другие продукты питания. Далее налогоплательщик интересуется, подлежат ли налогообложению НДС указанные операции, каков порядок составления в указанном случае счетов-фактур в связи с отсутствием в них показателей по строкам «Грузополучатель и его адрес», «Покупатель», «Адрес», «ИНН и КПП покупателя»?

Вопрос можно понять так, как будто эти «чай, кофе и другие продукты питания» работники не потребляют в организации во время перерывов, а забирают домой. В этом случае Минфин был бы прав. Тем не менее, скорее всего, мы имеем дело с обычной ситуацией, когда, закупая эти продукты, работодатель, как было рассмотрено выше, обеспечивает тем самым именно бытовые нужды работников в соответствии со ст. 223 ТК РФ.

Следовательно, если речь идет о расходах на обеспечение нормальных условий труда, нужно полагать, что организация закупает продукты не для реализации и счет-фактуру выписывать не нужно.

Представляется, что считать передачу этих продуктов передачей товаров для собственных нужд также нельзя. Ведь п. 3 ст. 38 НК РФ гласит, что товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. С бесплатным питанием, предусмотренным коллективным договором, ничего такого не происходит. Оно не предназначено для реализации, работники обеспечиваются им в рамках обеспечения нормальных условий труда. Сравним: работникам выдана спецодежда. Это же не трактуется как передача товаров для собственных нужд, и вычет НДС производится в общем порядке, так как выдача спецодежды — это элемент обычной производственной деятельности организации, как и любая другая форма обеспечения нормальных условий труда.

Опубликовано: «Бухгалтерский бюллетень», 2007, N 9