Приказ Минздрава РФ от N 36Н. Приказ по врачебной комиссии 2019

Приказ Минздрава РФ от 31.01.2019 N 36Н

Зарегистрировано в Минюсте России 19 марта 2019 г. N 54085

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 января 2019 г. N 36н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПРОФЕССИЕЙ И ФОРМЫ МЕДИЦИНСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О НАЛИЧИИ ИЛИ ОБ ОТСУТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

В соответствии с частью 6 статьи 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктом 5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2017, N 7, ст. 1066; N 33, ст. 5202; N 37, ст. 5535; N 40, ст. 5864; N 52, ст. 8131; 2019, N 13, ст. 1805; N 18, ст. 2638; N 36, ст. 5634; N 41, ст. 6273; N 48, ст. 7431; N 50, ст. 7774; 2019, N 1, ст. 31; N 4, ст. 330), приказываю:

Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией согласно приложению N 1;

форму N 001-ПЗ/у «Медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания» согласно приложению N 2.

Министр
В.И. СКВОРЦОВА

Приложение N 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 января 2019 г. N 36н

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПРОФЕССИЕЙ

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения экспертизы связи заболевания с профессией в целях установления наличия причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.

2. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в рамках расследования и учета острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (далее — Положение), в отношении:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2015, N 1, ст. 262.

а) работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

б) граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору;

в) студентов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащихся общеобразовательных организаций, работающих по трудовому договору во время практики в организациях;

г) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;

д) других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

3. Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по «профпатологии» и «экспертизе связи заболевания с профессией» (далее — центр профессиональной патологии).

4. Для экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией гражданин направляется в центр профессиональной патологии медицинской организацией, установившей предварительный диагноз — острое профессиональное заболевание (отравление), непосредственно после оказания гражданину специализированной медицинской помощи с выдачей ему направления.

5. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз — острое профессиональное заболевание (отравление), для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией в день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, представляет в центр профессиональной патологии следующие документы:

а) выписку из медицинской документации, содержащую клинические данные состояния здоровья гражданина;

б) санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

6. Для экспертизы связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией гражданин направляется в центр профессиональной патологии врачом-профпатологом медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации), установившим предварительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (отравление), в тридцатидневный срок после установления предварительного диагноза хронического профессионального заболевания (отравления) с выдачей ему направления.

7. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз «хроническое профессиональное заболевание (отравление)», в день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, представляет в центр профессиональной патологии следующие документы:

а) выписку из медицинской документации гражданина, содержащую клинические данные состояния здоровья гражданина;

б) сведения о результатах обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

в) санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника;

г) копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовые отношения между работником и работодателем.

8. Медицинская организация, установившая предварительный диагноз «хроническое профессиональное заболевание (отравление)», в день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, также представляет в центр профессиональной патологии результаты специальной оценки условий труда рабочего места работника (при наличии).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512).

9. Документы, указанные в пунктах 4 — 7, 20 настоящего Порядка, могут быть представлены на бумажном носителе путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

10. Документы, указанные в пунктах 4 — 7 и 20 настоящего Порядка, регистрируются в день их поступления в центр профессиональной патологии.

11. Для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) или хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией в центре профессиональной патологии формируется постоянно действующая врачебная комиссия по проведению экспертизы связи заболевания с профессией (далее — врачебная комиссия).

Экспертиза связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией проводится в течение 10 рабочих дней с момента представления в центр профессиональной патологии документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, и включает в себя рассмотрение данных документов.

12. По результатам проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией врачебная комиссия выносит одно из следующих решений:

а) о наличии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью — и устанавливает заключительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления);

б) об отсутствии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (острого профессионального заболевания (отравления).

13. Экспертиза связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией проводится врачами-специалистами — членами врачебной комиссии в течение 30 рабочих дней с момента представления в центр профессиональной патологии документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, и включает в себя рассмотрение данных документов, результатов осмотров врачами-специалистами и исследований, проведенных в центре профессиональной патологии по назначению врачебной комиссии указанного центра.

14. В случае если время проведения дополнительных осмотров врачами- специалистами и исследований превышает установленный в пункте 13 настоящего Порядка срок проведения экспертизы связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией, срок проведения данной экспертизы по решению врачебной комиссии продлевается до получения результатов указанных осмотров и исследований, но не более чем на 30 рабочих дней.

15. По результатам проведения экспертизы связи хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией врачебная комиссия устанавливает заключительный диагноз хронического профессионального заболевания (отравления) и выносит одно из следующих решений:

а) о наличии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью;

б) об отсутствии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (хронического профессионального заболевания (отравления).

16. Сведения о принятых решениях, указанных в пунктах 12 и 15 настоящего Порядка, и мотивированное обоснование установленного диагноза (при его наличии) отражаются в протоколе врачебной комиссии, а также вносятся в медицинскую документацию пациента.

17. На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем центра профессиональной патологии медицинский работник в течение одного рабочего дня с момента вынесения врачебной комиссией одного из решений, указанных в пунктах 12 и 15 настоящего Порядка, оформляет медицинское заключение о наличии или об отсутствии у гражданина профессионального заболевания (далее — медицинское заключение) по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему приказу.

18. Медицинское заключение оформляется на бумажном носителе в четырех экземплярах, из которых:

а) один экземпляр выдается гражданину (его законному представителю);

б) второй экземпляр направляется в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации;

в) третий экземпляр направляется в медицинскую организацию, установившую предварительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления) или хронического профессионального заболевания (отравления);

г) четвертый экземпляр хранится в медицинской документации гражданина в центре профессиональной патологии в течение 50 лет.

19. Установленный диагноз «острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление)» может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации , .

Создан на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет).

20. В целях изменения или отмены установленного диагноза «острое профессиональное заболевание (отравление) или хроническое профессиональное заболевание (отравление)» гражданин (его законный представитель) может обратиться в центр профессиональной патологии с заявлением о проведении экспертизы связи заболевания с профессией (далее — заявление) в свободной форме, содержащим согласие гражданина на запрос медицинской документации, необходимой для проведения экспертизы связи заболевания с профессией, а также документов, указанных в пунктах 5 и 7 настоящего Порядка.

21. Для проведения экспертизы связи заболевания с профессией в особо сложных случаях гражданин направляется в центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации врачебной комиссией центра профессиональной патологии с выдачей ему направления.

22. В день выдачи гражданину направления, указанного в пункте 21 настоящего Порядка, центр профессиональной патологии представляет медицинское заключение, указанное в пункте 17 настоящего Порядка, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, в случае, если гражданину установлен предварительный диагноз — острое профессиональное заболевание (отравление), или в пункте 7 настоящего Порядка, если гражданину установлен предварительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (отравление).

23. Проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также формирование врачебной комиссии центра профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответственно пунктами 10 — 18 настоящего Порядка.

24. На основании указанного в пункте 20 настоящего Порядка заявления гражданина (если заявление подано в центр профессиональной патологии, ранее не проводивший экспертизу связи заболевания с профессией данного гражданина) центр профессиональной патологии при необходимости запрашивает у центра профессиональной патологии, выдавшего медицинское заключение, копии документов, указанных в пунктах 5, 7 и 17 настоящего Порядка.

25. При оформлении медицинского заключения по результатам экспертизы связи заболевания с профессией, проведенной врачебной комиссией центра профессиональной патологии или центра профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка, в строке «Заключение врачебной комиссии», помимо информации о наличии или об отсутствии у гражданина профессионального заболевания (отравления), указывается одно из следующих положений:

а) об оставлении ранее установленного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) без изменений;

б) об отмене ранее установленного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

в) об изменении ранее установленного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

г) об установлении впервые диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления).

26. Медицинское заключение врачебной комиссии центра профессиональной патологии в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Порядка, направляется в центр профессиональной патологии, выдавший медицинское заключение.

Приложение N 2
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 января 2019 г. N 36н

Наименование медицинской организации Код формы по ОКУД
Код учреждения по ОКПО
Адрес Медицинская документация
Лицензия Учетная форма N 001-ПЗ/у

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 января 2019 г. N 36н

МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАЛИЧИИ ИЛИ ОБ ОТСУТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

(нужное подчеркнуть)
от «____» ____________ 20_____ г. N____

Фамилия, имя, отчество (при наличии):
Дата рождения (число, месяц, год):
Адрес регистрации по месту жительства (пребывания):
Место работы (при наличии):
Перечень полученных профессий:
Профессия (работа), в отношении которой устанавливается наличие причинно-следственной связи с заболеванием
Вредный(е) и (или) опасный(е) производственный(е) фактор(ы), присутствующий(е) при осуществлении профессиональной деятельности, в отношении которого(ых) устанавливается наличие причинно- следственной связи с заболеванием:

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника от «__» ________ 20_____г. N ____

Результаты специальной оценки условий труда рабочего места работника (при наличии) от «____» _______ 20___ г. N _____

Диагноз заболевания (с указанием кода по МКБ-10 ), в отношении которого проведена экспертиза связи заболевания с профессией:

Диагнозы других заболеваний (с указанием кода по МКБ-10), которые имеются у гражданина:

Заключение врачебной комиссии:

Председатель врачебной комиссии

/
подпись И.О. Фамилия
М.П.
Члены врачебной комиссии:
/
подпись И.О. Фамилия
/
подпись И.О. Фамилия
/
подпись И.О. Фамилия
/
подпись И.О. Фамилия

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Врачебная комиссия – одна из важнейших деталей работы каждой клиники. Ее задачи — улучшение процесса оказываемой медпомощи гражданам. Во время проведения комиссии проходит коллегиальное обсуждение и принятие решений в сложных либо конфликтных случаях. Комиссия обсуждает профилактические и диагностические вопросы, проблемы, возникшие при лечении и реабилитации пациентов, качество лечения и многие другие моменты, связанные с работой клиники.

Состав врачебной комиссии

Основные документы, которым руководствуется клиника при создании врачебной комиссии, или консилиума врачей — ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

Ниже вы можете скачать Приказ 502н.

Согласно этим документам, клиника формирует положение о врачебной комиссии, в котором описывается:

  • состав
  • порядок
  • график работы
  • формы протоколов, заполняемые по итогам заседаний.
  • Ниже вы можете скачать Положение о работе врачебной комиссии и Положение о врачебной подкомиссии.

    В состав комиссии должны входить врачи. Возглавляет ее руководитель (директор) клиники, либо кто-то из его заместителей. Согласно п.8 приказа № 502н, врачебная комиссия или ее подкомиссия должна состоять из председателя, одного или двух заместителей, секретаря комиссии и собственно членов комиссии. В качестве членов могут быть заведующие отделениями клиники либо врачи-специалисты. Все они должны быть сотрудниками данной клиники, причем желательно наиболее опытными. Точное число и состав членов комиссии определяет руководитель клиники.

    Такая комиссия должна быть в любой медклинике, вне зависимости от того, какую организационно-правовую форму она имеет и к какой форме собственности относится. Комиссия выполняет следующие функции:

  • определяет степень трудоспособности пациентов;
  • при необходимости продляет срок действия листков нетрудоспособности;
  • оценивает качество лечения, обоснованность применения его методов и результат медпомощи и диагностики пациентов;
  • оценивает качество ведения меддокументации;
  • изучает случаи летального исхода при наличии таковых.
  • Принятые коллегиально решения заносятся в протокол консилиума.

    По решению руководителя клиники, эта комиссия может организовывать и проводить локальный контроль качества и безопасности меддеятельности клиники.

    Приказ о врачебной комиссии

    Создание комиссии утверждается приказом. Это основной документ, регламентирующий процесс ее создания. Он утверждает все необходимые документы, которые являются гарантом качества работы комиссии с юридической точки зрения.

    Смотрите еще:  Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающий за рубежом. Как гражданам грузии получить российское гражданство

    Для документального обеспечения работы консилиума в клинике должны иметься следующие приказы о врачебной комиссии и прочие локальные акты:

    • Приказ о врачебной комиссии в клинике, утверждающий ее создание;
    • Приказ об утверждении состава врачебной комиссии;
    • Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии. если создаются подкомиссии — создание каждой должно утверждаться отдельным приказом.
    • Положение о работе комиссии. Если в клинике созданы подкомиссии — создаются положения о каждой подкомиссии. В него входит должностная инструкция председателя врачебной комиссии и членов комиссии;
    • Приказ об утверждении плана-графика заседаний комиссии. При наличии подкомиссий расписывается отдельный график для каждой из подкомиссий;
    • План-график для заседаний комиссии и для заседаний подкомиссий);
    • Приказ об утверждении журнала учета решений консилиума;
    • Протоколы консилиума по каждому заседанию;
    • Журнал учета решений комиссии с протоколами консилиума;
    • Отчеты о работе консилиума. Эти отчеты утверждает руководитель клиники.
    • Положение о врачебной комиссии

      Приказ № 502н определяет только достаточно общие требования к содержанию положения о врачебной комиссии. Более конкретные его детали документа клиника разрабатывает самостоятельно — с учетом своих возможностей и специфики меддеятельности. Это касается и должностных инструкций членов комиссии, и формы протоколов консилиума.

      Задача положения о комиссии — описать правовые основания ее работы, задачи, цель и порядок создания этого органа. Положение фиксирует саму структуру комиссии и подробно описывает численный состав. В нем определены правила работы, область, подведомственная работе комиссии, регламент принятия решения по вопросам, которым посвящены заседания, и то, в каком порядке проводится замещение членов комиссии при необходимости. Положение о врачебной комиссии определяет также порядок учета и отчетности по итогам заседаний и прочие вопросы работы комиссии.

      При необходимости в крупных клиниках могут быть созданы подкомиссии, занимающиеся более нишевыми вопросами — например, только работой с проблемными пациентами и их жалобами, только назначением специализированных медикаментов или только больничными листами.

      Положение о комиссии и порядке ее работы утверждает руководитель клиники, и он же контролирует деятельность комиссии и подкомиссий, если таковые имеются.

      Состав врачебной комиссии фиксируется в положении о врачебной комиссии и является постоянным списком. Как и само положение, он утверждается руководителем клиники, который, как уже говорилось выше, может являться и председателем врачебной комиссии.

      Членами консилиума могут быть только врачи, работающие в клинике. А вот секретарь комиссии может и не быть медицинским работником, хотя также обязан входить в число сотрудников клиники. Количество членов комиссии законодательством не установлено.

      Должностная инструкция председателя врачебной комиссии

      Специальной должностной инструкции председателя врачебной комиссии закон не устанавливает, клиника также разрабатывает ее самостоятельно. Тем не менее, при разработке должностной инструкции для председателя врачебной комиссии нужно учесть, что главной задачей его становится, кроме обеспечения четкости работы самой комиссии, предоставление отчетности по заседаниям. Председатель комиссии несет прямую ответственность за своевременное формирование отчетов о заседаниях и решениях консилиума. Отчеты должны быть своевременными и объективными.

      Периодичность отчетности по заседаниям и протоколам консилиума — один раз в три месяца. Кроме того, председатель врачебной комиссии должен отчитаться о работе врачебной комиссии по итогам года.

      Должностная инструкция председателя врачебной комиссии и должностные инструкции членов комиссии должны содержать прямые и точные указания на то, что именно они должны делать и в каких случаях.

      Кого назначить секретарем

      Если в состав консилиума может входить лишь медицинский работник, получивший высшее или среднее специальное медицинское образование, то от секретаря медицинского образования не требуется, им может быть даже администратор клиники или бухгалтер. Задачи секретаря консилиума — составление планов-графиков заседаний комиссии и подкомиссий, подготовка необходимых для ее работы материалов. Секретарь сообщает членам комиссии о дате и времени заседаний. Он также оформляет согласно принятому протоколу решения консилиума и врачебных подкомиссий, если подкомиссии имеются.

      Ниже вы можете скачать образец плана-графика заседания комиссии.

      Секретарь комиссии ведет журнал, который отражает принятые протоколы консилиумов. На него также возложена организация хранения материалов и результатов работы комиссии и подотчетных ей комиссий.

      Порядок проведения врачебной комиссии

      Заседания комиссии проводятся как минимум раз в неделю. Регламентом для них служит разработанный и утвержденный руководителем планов-график заседаний. Однако возможны и внеплановые заседания состава врачебной комиссии. Решение об их проведении также принимает руководитель.

      После рассмотрения ситуации, вынесенной на обсуждение, комиссия выносит вердикт. Он считается принятым, если за него проголосовали две трети участников заседания.

      Итогом заседания становится коллегиальное решение комиссии. Это решение, которое оформляется в виде протокола консилиума. Данные решения вносятся в меддокументацию пациента и в специальный журнал, так называемый “Журнал работы врачебной комиссии”. В протоколе консилиума указывается:

    • Дата состоявшегося заседания комиссии
    • Список состава врачебной комиссии, который участвовал в заседании;
    • Список обсуждаемых на заседании вопросов;
    • Принятые решения и протоколы консилиумов;
    • Обоснование для принятого протокола консилиума.
    • Срок хранения протоколов консилиумов — 10 лет. В этот период, если пациент или его законный представитель обратится в клинику с письменным запросом, он может получить выписку из протокола консилиума.

      Приказ по врачебной комиссии 2019

      МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

      от 11 сентября 2019 года N 103-Р

      Об утверждении порядка индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами

      1. Утвердить Порядок индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для детей (далее — Порядок) (прилагается).

      2. Управлению организационной и документационной работы Министерства здравоохранения Московской области направить копию настоящего распоряжения в трехдневный срок после его подписания в порядке, установленном Регламентом информационного наполнения Интернет-портала Правительства Московской области, в Государственное автономное учреждение Московской области «Агентство информационных систем общего пользования «Подмосковье» для размещения настоящего распоряжения на Интернет-портале Правительства Московской области.

      4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра здравоохранения Московской области Ющука В.Н.

      Порядок индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами

      Порядок индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами

      1. Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами по жизненным показаниям, по торговому наименованию осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

      2. Руководитель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, подведомственной Министерству здравоохранения Московской области (далее — медицинская организация, Министерство — соответственно) при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

      2.1. осуществляет в установленном порядке проведение заседаний врачебной комиссии медицинской организации (далее — врачебная комиссия) для принятия решения о назначении отдельным категориям граждан лекарственных препаратов, подлежащих индивидуальной закупке (далее — объект индивидуальной закупки);

      2.2. привлекает при необходимости к работе врачебной комиссии клинического фармаколога, главного внештатного специалиста (окружного специалиста) по профилю и других специалистов, для принятия решения о назначении лекарственных препаратов, подлежащих индивидуальной закупке;

      2.3. организовывает альтернативное лечение пациента, подбор аналогичной терапии в амбулаторных условиях или обеспечение в условиях стационара (дневного стационара) в рамках утвержденных перечней, до момента индивидуальной закупки;

      2.4. направляет в Управление координации медицинских и фармацевтических организаций Министерства (далее — Управление координации) следующие документы:

      а) копию протокола врачебной комиссии по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;

      б) копию извещения о побочных действиях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с порядком, указанным в приказе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.2017 N 1071 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора», в случаях, когда причиной индивидуальной закупки лекарственного препарата по торговому наименованию является проявление побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении аналогов лекарственных препаратов назначенных пациенту ранее;

      в) выписку из амбулаторной карты пациента с подробным описанием принимаемых ранее лекарственных препаратов и динамики течения заболевания на фоне проводимого лечения;

      г) сведения о наличии права пациента на льготное обеспечение с указанием даты введения в регистр;

      д) заявку на поставку лекарственных препаратов по форме в соответствии с Приложением 2 (далее — Заявка) к настоящему Порядку.

      2.5. дорабатывает медицинскую документацию, в случае отклонения Управлением координации пакета документов и вновь направляет в соответствии с п.2.4. в течение не более 14 дней, на время доработки документации действует в соответствии с п.2.3;

      2.6. назначает приказом лиц, ответственных за соблюдение настоящего Порядка.

      3. Управление координации в соответствии с пунктом 2.4. настоящего Порядка:

      3.1. анализирует качество и полноту представленных документов в течение пяти рабочих дней, с даты поступления документов от медицинской организации (проверяется также внесение соответствующей информации в медицинские документы пациента, в журнал врачебной комиссии, в регистр);

      3.2. направляет медицинские документы, в случае их полного соответствия, в Управление организации медицинской помощи взрослому населению Министерства (далее — Управление организации медицинской помощи) или Управление организации медицинской помощи матерям и детям Министерства (далее — Управление организации медицинской помощи матерям и детям), в соответствии со спецификой индивидуальной заявки;

      3.3. в случаях нарушения оформления медицинской документации, направляет в медицинскую организацию на доработку пакет документов и информирует Управление организации лекарственной помощи о смене схемы лечения;

      3.4. выдает подтверждение медицинской организации о приеме документов и направлении в Министерство здравоохранение Московской области.

      4. Управление организации медицинской помощи или Управление организации медицинской помощи матерям и детям, в соответствии со спецификой индивидуальной закупки:

      4.1. разрабатывает план проверок и систематического наблюдения за соблюдением медицинскими организациями установленного порядка проведения врачебной комиссии, подбором альтернативной терапии по медицинским показаниям до момента индивидуальной закупки, выпиской рецептов;

      4.2. осуществляет проверку оформления протокола врачебной комиссии, на соответствие требованиям нормативных правовых актов;

      4.3. организует контроль подбора терапии в рамках установленных перечней, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в амбулаторных условиях;

      4.4. организует контроль подбора терапии в рамках установленных перечней, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в условиях стационара;

      4.5. передает Заявку на объект индивидуальной закупки амбулаторного применения в течение 14 рабочих дней в Управление организации лекарственной помощи Министерства (далее — Управление организации лекарственной помощи);

      4.6. передает Заявку на объект индивидуальной закупки стационарного применения в течение 14 рабочих дней в Отдел контрактной службы Министерства (далее — Отдел контрактной службы);

      4.7. осуществляет распределение закупленных лекарственных препаратов в стационары, в соответствии с Заявкой.

      5. Управление организации лекарственной помощи:

      5.1. организует перераспределение заявленных лекарственных препаратов, в течение 7 рабочих дней, в случае их наличия на уполномоченном складе;

      5.2. оформляет и передает в течение 14 рабочих дней заявку на закупку объекта индивидуальной закупки в Отдел контрактной службы;

      5.3. информирует Управление координации о результатах закупки, а также о факте поступления лекарственных препаратов на склад в течение 7 рабочих дней.

      6. Отдел контрактной службы:

      6.1. определяет способ проведения закупки;

      6.2. информирует Управление организации лекарственной помощи о наличии свободных денежных средств;

      6.3. проводит в установленном порядке процедуру закупки лекарственных препаратов, для индивидуального обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в срок не более трех месяцев с даты поступления заявки на индивидуальную закупку;

      6.4. информирует Управление организации лекарственной помощи о результатах закупки в течение пяти рабочих дней с момента заключения контракта или договора, в соответствии с 6.1.

      7. ГБУ МО «Мособлмедсервис»:

      7.1. информирует Управление организации лекарственной помощи о факте поступления объекта индивидуальной закупки;

      7.2. осуществляет поставку объекта индивидуальной закупки в соответствии с Заявкой для обеспечения пациента в аптечную организацию.

      Приказ № 4н: подробный разбор

      Обзор вебинара о новом порядке назначения и оформления рецептов — изучаем изменения наглядно

      19 апреля на нашем сайте состоялся вебинар, посвященный вступлению в силу нового порядка назначения и оформления рецептов. Для тех, кто пропустил трансляцию, мы подготовили обзор главных изменений, которые внес новый приказ в порядок взаимодействия врачей и фармацевтов. Лектор вебинара — к. ф. н., доцент кафедры управления и экономики фармации Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) им. И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург) Лариса Гарбузова. Она рассказала о нормах приказа Минздрава РФ от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», вступившего в силу 7 апреля 2019 года.

      Начнем с самого главного: новый приказ № 4н не несет в себе глобальных изменений по сравнению с приказом № 1175н и принципиально не меняет привычную схему взаимодействия врача и фармацевта (провизора). Основные новшества коснулись только порядка назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков и порядка их оформления.

      Начнем с назначения ЛС. Препараты, как и раньше, назначаются по МНН, а при его отсутствии — по группировочному наименованию. Или же по торговому наименованию, если первые два отсутствуют.

      Здесь стоит обратить внимание на то, что информация в Государственном реестре лекарственных средств постоянно обновляется, и некоторые препараты (например, кодеинсодержащие ЛС) недавно лишились группировочных наименований в регистрационных досье. Таким образом, выписка их по торговому наименованию не является нарушением, даже если на рецепте нет отметки «По решению врачебной комиссии». Поэтому необходимо внимательно проверять то, какие данные о препарате содержатся в ГРЛС.

      Изменения коснулись назначения ЛС в стационарах. Теперь на них так же распространяется правило назначения только по МНН или группировочному наименованию. Назначить препарат по торговому наименованию в стационаре можно только при их отсутствии. Ранее, напомним, в приказе № 1175н лекарственные препараты в стационарах можно было назначать сразу по ТН.

      Еще теперь при выписке из стационара пациенту назначаются ЛС (в том числе наркотические, психотропные, сильнодействующие) с оформлением рецепта или эти препараты выдаются одновременно с выпиской из истории болезни на срок приема до 5 дней. Раньше лекарства просто выдавали пациенту, а оформление рецепта разрешалось только в «отдельных случаях».

      Главное — отменен бланк № 148–1/у-06 (л). Теперь все препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписываются только на бланке № 148–1/у-04 (л).

      Списки препаратов для каждого бланка остались без изменений.

      Напомним, что на форме № 107/у-НП выписываются: наркотические средства и психотропные вещества списка II, кроме трансдермальных терапевтических систем и лекарств, содержащих наркотические средства в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов.

      На бланке № 148–1/у-88 выписываются:

      — наркотические и психотропные ЛП Списка II в виде ТДТС-ЛП, содержащие НС в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов;

      — психотропные ЛП Списка III;

      — ЛП, обладающие анаболической активностью, относящиеся по АТХ к анаболическим стероидам (код А14А);

      — ЛП, указанные в пункте 5 Приказа Минздрава от 17.05.2012. № 562н;

      — ЛП индивидуального изготовления, содержащие НС или ПВ Списка II и другие фармакологически активные вещества;

      — иные ЛП, подлежащие ПКУ.

      На бланке № 107–1/у выписываются все остальные препараты и ЛС, указанные в п. 4 приказа № 562н.

      Очевидно, что на бланках изменилось наименование приказа, которым они утверждены. Теперь вверху каждого рецепта должно быть указание на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н, а не на приказ № 1175н, как раньше. Это не касается бланка № 107/у-НП, поскольку его форма утверждена приказом от 01.08.2012 г. № 54н.

      Также поменялись реквизиты. Теперь не надо указывать полностью фамилию, имя и отчество пациента, достаточно только фамилии и инициалов. Это же касается и ФИО врача, назначающего препарат. Кроме того, теперь в рецептах указывается дата рождения, а не возраст больного.

      Для наглядности ниже мы приводим сравнение старых и новых образцов бланков, где изменения выделены красным цветом.

      Сразу напомним про сроки действия старых рецептурных бланков и старого порядка их заполнения. Если рецепт оформлен до 7 апреля 2019 (до вступления в силу приказа № 4н), то он должен быть выписан в соответствии с приказом № 1175н. В начале апреля Минздрав выпустил информационное письмо, в котором допустил возможность использования старых бланков до конца 2019 года. Но если рецепт оформлен после 7 апреля, то все реквизиты должны быть заполнены в соответствии с приказом № 4н, даже если бланк старый. Это значит, что вместо возраста надо указывать дату рождения, а в поле «ФИО» писать инициалы.

      На рецептах больше не используется формулировка «пациент с хроническим заболеванием». Теперь это «пациент с заболеванием, требующим длительного курса лечения». На рецептах в этом случае ставится отметка «по специальному назначению». Срок действия таких рецептов составляет до 1 года, при этом на рецепте нужно указать количество месяцев и периодичность отпуска.

      Дозировка в рецептах выписывается согласно инструкции по применению препарата. Например, это значит, что количество вещества можно указывать в миллиграммах. Требование об обязательном оформлении твердых и сыпучих фармсубстанций в граммах (миллилитрах/каплях для жидких препаратов) осталось только для выписки препаратов индивидуального изготовления.

      Также расширен список используемых латинских сокращений. В основном за счет введения «новых» (не указанных ранее) лекарственных форм. Например, наконец?то дистиллированная вода стала простой «водой очищенной». Кроме этого, лекарственную форму в таблетках теперь следует писать как «in tab», а не «in tabl».

      Нормы отпуска содержались и в прошлом приказе. В № 4н осталось Приложение № 1, которое устанавливает максимальные количества наркотических средств или психотропных веществ, которые нельзя превышать при выписке на одном рецепте. Сама таблица в приложении немного изменилась. Теперь в нее добавлены морфин и фентанил в новых лекарственных формах.

      Важным изменением является отмена бывшего Приложения № 2 с «рекомендованным количеством». Сейчас больше нет норм отпуска на комбинированные препараты с кодеином и другим ЛС, которые подлежат ПКУ. Таким образом, эти и другие ЛС (не указанные в Приложении № 1) следует отпускать в тех количествах, в которых они выписаны.

      При этом, в приказе остался пункт 25, который полностью повторяет пункт 22 из приказа 1175н, что рецепты на определенные препараты могут выписываться на курс лечения до 60 дней со специальным оформлением. Однако, в предыдущем приказе указывалось, что в этом случае можно превысить количества, указанные в Приложении № 2. Но теперь нет ссылки на Приложение № 2 и, скорее всего, это значит, речь идет о Приложении № 1.

      Кроме этого, теперь на одном рецептурном бланке можно выписывать только одно наименование ЛС, не подлежащего ПКУ и относящегося к:

      — антипсихотическим средствам (код N05A по АТХ);

      — анксиолитикам (код N05Bпо АТХ);

      — снотворным и седативным средствам (код N05C по АТХ);

      — и антидепрессантам (код N06Aпо АТХ).

      Таким образом решается проблема с исполнением п. 14 правил отпуска (приказ № 403н). Ведь такие рецепты необходимо хранить в аптеке в течение трех месяцев, но раньше на рецепте можно было выписать до трех наименований таких ЛС. И если пациент приобретал только одно, то рецепт надо было оставить в аптеке, а для отпуска двух других препаратов требовалось оформление нового бланка.

      Алгоритм работы с рецептами в соответствии с новым приказом можно изобразить в виде простой схемы:

      Всё также важно проверять сроки действия рецептов — они не изменились в сравнении с приказом № 1175н. Также необходимо внимательно смотреть на обязательные для всех бланков реквизиты. Помните, что имя врача может быть заполнено не только от руки, но и штампом.

      По мнению Ларисы Гарбузовой, скорее всего, в первое время после вступления в силу нового приказа будет очень много ошибок в заполнении поля «возраст» и в указании ФИО полностью, без инициалов. Особенно если рецепт будет выписан на старом бланке. Является ли это нарушением, запрещающим отпуск препарата? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос нет. Равно как нет и практики привлечения за это к ответственности, поскольку приказ вступил в силу совсем недавно.

      Стандартная операционная процедура

      Не стоит забывать, что для проведения экспертизы рецептов и правильного отпуска в аптеке необходимо разработать СОП для этих процедур. Пример того, что может быть указано в документе, мы приводим на иллюстрации ниже.

      И в заключение нужно сказать, что утверждение нового порядка отпуска неминуемо вызовет изменение других нормативных документов в будущем. Например, порядка отпуска препаратов (приказ № 403н) — хотя бы потому, что в нем до сих пор присутствует ссылка на старый приказ. Также в приказе № 403н нет порядка отпуска лекарственных средств при помощи электронных рецептов.

      Кроме этого, и сам приказ № 4н далеко не идеальный. Всё еще остаются спорные моменты, такие как: присутствие пункта 25 или вопрос о том, является ли нарушением указание на старом бланке возраста вместо даты рождения. Поэтому будем надеяться, что уже в ближайшем будущем Минздрав выпустит письмо с дополнительными разъяснениями или внесет поправки в сам приказ.

      Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

      Создание новой модели медицинской организации

      16 мая 2019 года в рамках реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» заведующий терапевтическим отделением поликлиники ГБУЗ «Сердобская МРБ им.А.И.Настина» Сергей Валерьевич Крикунов провел тренинг для своих коллег.

      Темами активного обучения медперсонала стали «Реализация проектов по улучшению с использованием методов бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» и «Эффективная система навигации в медицинской организации».

      Проект

      С 4 февраля 2019 года в ГБУЗ Сердобской МРБ реализуется III этап Федерального проекта «Бережливая поликлиника» на базе поликлиники по адресу: г. Сердобск, ул. Островского,10.

      Приказом Главного врача от 11.02.2019 г. № 44 утверждена регламентирующая документация проекта (приказ о создании рабочей группы, «Дорожная карта», «Тактический план работ»).

      В феврале 2019 г. в ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России прошел обучение в рамках проекта «Бережливая поликлиника» заведующий терапевтическим отделением поликлиники Крикунов С.В.

      Для реализации проекта в 2019 г. были выбраны три направления:

    • Оптимизация деятельности врачебной комиссии.
    • Обслуживание оборудования (ФГДС) – экономический проект.
    • По первому направлению:

      — детально изучить процесс работы ВК в различных направлениях (ЛН, МСЭ, запись на исследования и др.);

      — выявить проблемные «зоны» в работе;

      — внедрить на практике.

      Для оптимизации работы ВК проведены следующие мероприятия:

      — проведен хронометраж приема пациента при обращении на МСЭ, продлении ЛН, выписки направлений на исследования;

      — с 08.04.2019 г. организована электронная предварительная запись для плановых пациентов при обращении в ВК;

      — разработана памятка для врачей по плановой записи на прием врачебной комиссии;

      — будет организовано второе автоматизированное рабочее место в кабинете председателя ВК;

      — будет проведено обучение врачей оформлению посыльных листов в системе РИАМС «ПроМед»;

      — будет организован переход на электронное заполнение посыльного листа на МСЭ в системе РИАМС «ПроМед».

      По второму направлению:

      — детально изучить процесс выписки, оформление и выдачу льготных рецептов на лекарственные препараты для больных сахарным диабетом;

      — разработать перечень рекомендаций по улучшению и оптимизации процесса;

      Для сокращения потерь при выписке льготных рецептов проведены следующие мероприятия:

      — выделен специальный кабинет при выписке, оформлении и выдаче льготных рецептов на лекарственные препараты

      — разработан алгоритм действия медсестры при выписке, оформлении и выдаче льготных рецептов на лекарственные препараты.

      По третьему направлению:

      Задачи:

      — сократить количество поломок аппарата ФГДС;

      — увеличить пропускную способность работы аппарата;

      — снизить затраты на ремонт по обслуживанию аппарата ФГДС.

      Для достижения целей проекта разработаны следующие стандарты:

      — стандарт рабочего места в кабинете эндоскопии;

      — стандарт уборки рабочего места в кабинете эндоскопии;

      — алгоритм проведения ФГДС;

      — ЧЕК-ЛИСТ эксплуатации эндоскопической стойки.

      Осуществление работы в кабинете ФГДС по разработанным стандартам приведет к снижению поломки аппарата ФГС, что повлияет на повышение доступности к процедуре и удовлетворенности пациентов.

      После завершения капитального ремонта детского корпуса в мае 2019 года «бережливые технологии» будут тиражироваться и на детскую поликлинику. В 2019 году тиражирование пойдет по 3-м направлениям:

      1.Оптимизация работы регистратуры

      2.Создание комфортной среды в поликлинике

      3.Оптимизация проведения профилактических осмотров

      Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

      «Сердобская межрайонная больница им. А.И.Настина»

      П Р И К А З

      от 11.02.2019 № 44/1

      Пензенская обл., г. Сердобск

      «О порядке реализации проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в поликлинике ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И.Настина» в 2019 году

      Во исполнении Приказ Министерства здравоохранения от 10.05.2017 г. № 130/213 «О реализации пилотного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» на территории Пензенской области», а также в целях совершенствования первичной медико-санитарной помощи, создание комфортных условий для пациентов при обращении в медицинские организации, повышение эффективности деятельности медицинских работников, приказываю:

    • Утвердить план мероприятий «Дорожная карта» по реализации проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в поликлинике ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И.Настина» в 2019 году согласно приложению № 1.
    • Утвердить тактический план реализации проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в поликлинике ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И.Настина» в 2019 году согласно приложению № 2.
    • Контроль за исполнением приказа возложить на заведующую поликлиникой Ионову Н.Е.
    • Главный врач А.Ю.Малахов

      к приказу от 11.02.2019 № 44/1

      ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И.Настина»

      «Дорожная карта» План мероприятий по реализации проекта

      «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»

      в поликлинике ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И.Настина» в 2019 году

      п/п

      Наименование мероприятия

      04.02-17.02

      18.02-03.03

      04.03-17.03

      18.03-31.03

      01.04-14.04

      15.04-28.04

      29.04-12.05

      13.05-26.05

      27.05-09.06

      10.06-23.06

      24.06-07.07

      Создать в ГБУЗ «Сердобская МРБ им.А.И.Настина» (далее – ГБУЗ «СМРБ») рабочую группу по реализации пилотного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (далее – рабочая группа МО), определить лидеров проектов по направлениям»

      Подготовить регламентирующую документацию проекта

      Осуществить сбор информации текущего состояния поликлиники

      Согласовать перечень ключевых проблем и целей, требующих решения в рамках проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» на собрании коллектива медицинской организации

      Составить тактический план реализации проекта

      Провести обучающие семинары персонала

      Провести анкетирование на предмет удовлетворенности и доступности медицинской помощи

      Провести мониторинг выполнения тактического плана реализации проекта

      Провести анализ и обсудить полученные результаты на совещании рабочей группы

      Провести проверку эффективности улучшенных процессов и внести корректировки при необходимости

      Подготовить итоговый отчет по реализации проекта

      Провести итоговое совещание

      Руководитель проекта

      зав.поликлиникой Ионова Н.Е.

      В 2019 году на территории Пензенской области дан старт реализации федерального приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», который направлен на создание и внедрение пациентоориентированной модели медицинской организации.

      С 01 августа 2019 года этот проект запущен и в ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина».

      Для улучшения качества оказания медицинской помощи были выбраны следующие направления:

    • переход работы поликлиники на полный электронный документооборот,
    • оптимизация работы Колл-центра,
    • сокращение сроков обследования пациентов с выявленными онкологическими заболеваниями до получения специализированной медицинской помощи с 30 дней до 5 дней,
    • оптимизация приема терапевта.
    • Приказом главного врача Сердобской МРБ им. А.И. Настина № 146 от 16.08.2019 г. утвержден план мероприятий «Дорожная карта» по реализации проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», а также тактический план работ.

      3 июля 2017 года в ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им.А.И.Настина» на базе поликлиники по адресу: г. Сердобск, ул. Островского,10, стартовал Федеральный проект «Бережливая поликлиника».

      Персонал поликлиники — 18 медрегистраторов и 5 врачей — прошел специальное обучение в рамках данного проекта. Сотрудники отделения Поволжского банка ПАО Сбербанк провели для медицинских работников (4 сотрудника) серию тренингов, направленных на развитие их личностных компетенций, освоение навыков «не стрессовых» взаимоотношений и приемов реагирования в сложных эмоциональных ситуациях, изучение различных коммуникационных инструментов и других алгоритмов грамотного взаимодействия с пациентами.

      По результатам анкетирования, проведенного среди населения и персонала поликлиники, были выявлены КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

      — очередь в регистратуре, образующаяся в результате выполнения регистратором нескольких функций одновременно (запись на прием, ответ по телефону, поиск амбулаторной карты);

      — неудобные стойки, «закрытый контакт» между регистратором и пациентом;

      — длительное пребывание посетителей в поликлинике;

      — неравномерная нагрузка на персонал;

      — необходимость посещать поликлинику несколько раз;

      — отсутствие информационной визуализации в поликлинике;

      — некомфортное пребывание сотрудников и посетителей в поликлинике;

      — удаленность кабинетов забора крови и биоматериала (ул.Сорокина,84) от приема врачей (ул.Островского,10) и их разрозненность по месту расположения, очередь на сдачу крови;

      — длительность прохождения ДВН в связи с расположением кабинетов на разных этажах.

      Для тиражирования выбраны четыре направления проекта:

    • «Оптимизация работы отделения медицинской профилактики».
    • «Оказание консультативно-психологической помощи лицам с факторами риска, выявленными в ходе диспансеризации» (в рамках направления 3 — «Оптимизация работы отделения медицинской профилактики»).
    Смотрите еще:  Ставки транспортного налога для юридических лиц на 2019 год. Авто налог в новосибирске

    Направление 1. «Открытая регистратура и новая организация пространства».

    ЦЕЛИ:

  • Снизить время пребывания посетителей в поликлинике.
  • Разгрузить сотрудников регистратуры и врачей – терапевтов.
  • Обеспечить доступность и удовлетворенность в оказании медицинской помощи.
  • Для достижения поставленных целей проведена работа по организации комфортной зоны посетителей при обращении в регистратуру:

    — для открытого контакта сотрудников регистратуры и посетителей опущены «контактные» стойки и определены сидячие места,

    — увеличено количество посадочных мест ожидания с 15 до 45,

    — выделено рабочее место администратора, который регулирует маршруты посетителей, разделяет потоки пациентов.

    Организована приемно-информационная зона, которая помогает посетителям свободно ориентироваться на территории поликлиники:

    — разработаны информационные стенды единого образца с указанием расположения отделений и кабинетов, расписание приема врачей, тематические стенды,

    — установлен инфомат для регулирования очереди в регистратуру, табло со звуковым сопровождением для слабовидящих, бегущая строка с информацией.

    — установлен монитор в холле на 1 этаже для трансляции видеороликов о здоровом образе жизни.

    Организован Cаll – центр, выделен единый многоканальный телефон для записи на прием к врачам и получения справочной информации.

    ВЫВОД. Благодаря этому направлению значительно сокращено время пребывания посетителя в регистратуре с 27 минут (время протекания процесса ВПП — текущее ) до 10 минут ( ВПП целевое ), что привело к увеличению «коэффициента эффективности процесса» ( КЭП ) в 2,7 раз с 11% до 30%.

    Направление 2. «Организация функционирования кабинета забора крови и биоматериала в поликлинике».

  • Сократить время пациента, затраченное на сдачу анализов.
  • Ликвидировать очередь при заборе крови.
  • Создать комфортные условия ожидания и сдачи анализов.
  • В Сердобской МРБ существовала проблема удаленности кабинетов забора крови и биоматериала (ул.Сорокина,84) от приема врачей (ул.Островского,10) (расстояние между адресами около 2,5 км, время 15-20 мин.) и их разрозненность по месту расположения (процедурные кабинеты находились в здании старой поликлиники, а кабинеты приема биоматериала в помещении КДЛ-расстояние между зданиями около 200 м). Эти условия приводили к потере времени пациентов в процессе сдачи анализов. Помещения процедурных кабинетов на ул.Сорокина, 84 требовали косметического ремонта.

    Смотрите еще:  Ваш психолог. Основные требования для психодиагностики

    Для решения вопроса сокращения времени, затраченного пациентом на сдачу анализов, пункт забора крови и биоматериала максимально приближен к месту приема врачей в поликлинике (ул.Островского,10) и объединен в одном месте (кабинеты №105 и №106).

    Кабинет № 105 состоит из двух совмещенных кабинетов (кабинет забора венозной и капиллярной крови). Кабинет № 106- кабинет приема биоматериала. Помещения полностью отремонтированы согласно СанПин 2.3.1.2630-10, закуплена новая мебель, проведено интернет подключение компьютера к системе РИАМС ПроМед, что позволит сократить время забора крови, исключить ведение ненужных журналов, даст возможность быстрого составления отчетов.

    В процедурном кабинете № 105 организованы три рабочих места для процедурных медсестер для забора крови из вены, во втором кабинете — 1 рабочее место лаборанта для взятия капиллярной крови и одно место регистратора для работы с пациентами по регулированию потока и оформления документации, увеличению производительности процедурных медсестер.

    Основное количество исследований на общий анализ крови (80% от всего кол-ва ОАК) переведено на венозную кровь, что позволило сократить время пациента на сдачу анализов и исключило необходимость посещать два разных кабинета. Для этого приобретены вакуумные системы забора крови.

    Внедрение электронной записи пациентов врачами нашего ЛПУ в процедурный кабинет с 27.07.17 г. позволило квотировать работу медперсонала по забору крови, более равномерно распределить нагрузку в течение дня и опять же снизить время ожидания пациентов.

    ВЫВОД. Благодаря всем проведенным мероприятиям мы смогли сократить время сдачи анализов для пациентов с 48 минут ( ВПП текущее ) до 11 минут ( ВПП целевое ), что привело к увеличению КЭП в 4,4 раза с 16,7% до 72,7%.

    Сдача венозной крови : с 22 минут ( ВПП текущее ) до 10 минут ( ВПП целевое ), КЭП увеличен в 2,2 раза с 18,1% до 40,0 %.

    Сдача капиллярной крови : с 8 минут ( ВПП текущее ) до 5 минут ( ВПП целевое ), КЭП увеличен в 1,6 раз с 37,5% до 60,0 %.

    Направление 3. «Оптимизация работы отделения медицинской профилактики».

  • Сократить время пациента на прохождение ДВН.
  • Пути решения:

  • Перепланировка помещений и рабочих мест (перемещен кабинет УЗИ со 2 этажа поликлиники в отделение медицинской профилактики на 3 этаж и выделен отдельный врач с часами приема с 8-00 до 16-00).
  • Прохождение ЭКГ обследования перенесен с 1 этажа на 3 этаж в кабинет 302 отделения медицинской профилактики.
  • ВЫВОД. В результате проведенных мероприятий на прохождение ДВН пациент ранее затрачивал 3 дня (237 минут – ВПП текущее ), теперь затрачивает 2 дня (172 минуты ВПП целевое ). То есть идет сокращение времени на 65 минут. КЭП увеличен в 1,4 раза с 26% до 36 %.

    Направление 4. «Оказание консультативно-психологической помощи лицам с факторами риска, выявленными в ходе диспансеризации» (в рамках направления 3 -«Оптимизация работы отделения медицинской профилактики»).

    Современная ситуация в Пензенской области, в том числе и в Сердобском районе, продолжает характеризоваться злоупотреблением алкогольной продукцией среди населения. Поэтому в рамках проекта «Бережливая поликлиника» было выбрано еще одно направление: «Оказание консультативно-психологической помощи лицам с факторами риска, выявленными в ходе диспансеризации».

    С октября 2017 года в отделении профилактики ведет прием психолог. По результатам анкетирования в отделении профилактики идет выявление группы лиц с риском пагубного употребления алкоголя.

    Психолог проводит психологическое тестирование и при необходимости рекомендует консультацию врача-нарколога с последующим наблюдением и лечением у врача-нарколога.

    Также в этом направлении планируется усиление профилактической работы:

    1. Повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях злоупотребления алкоголем через средства массовой информации (статьи в газете «Любимая», «Сердобские новости»,) лекции в трудовых коллективах, специализированные выпуски на Сердобском ТВ, информационные статьи на официальном сайте ГБУЗ Сердобская МРБ).
    2. Совместная работа психолога отделения медицинской профилактики с работниками администрации, ОМВД, отделом образования, медико-социальной группы по формированию престижа здорового образа жизни среди жителей Сердобского района, по организации и проведению групповых семинаров, психотерапевтических тренингов, программ работы школы.
    3. «Создание новой модели медицинской организации,

      оказывающей первичную медико-санитарную помощь»

      в поликлинике ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И.Настина»

      ГБУЗ «Сердобская МРБ им. Настина» является межрегиональным лечебно-диагностическим и консультативным центром, в зону влияние которого входит весь южный куст Пензенской области. Это Бековский, Колышейский, Малосердобинский и Сердобский районы, а также город Сердобск. Пациентами Сердобской МРБ являются также жители соседней Саратовской области, в плановом и экстренном порядке в больницу поступают пациенты со всех районов губернии и многих регионов России.

      В Сердобской МРБ функционируют:

    4. 345 коек в 13 отделениях;
    5. поликлиника на 800 посещений в смену;
    6. 10 ФАПов;
    7. 6 фельдшерских здравпунктов;
    8. 5 амбулаторий;
    9. роддом;
    10. женская консультация;
    11. детская поликлиника.
    12. Больница оказывает:

    13. бесплатную медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования;
    14. амбулаторно-поликлиническую, стационарную неотложную помощь;
    15. платные медицинские услуги;
    16. услуги по договорам с корпоративными клиентами.
    17. О поликлинике.

      Заведующая поликлиникой – Ионова Надежда Ефимовна. Заведующий терапевтическим отделением – Крикунов Сергей Валерьевич. Старшая медсестра поликлиники – Костюхина Ирина Викторовна.

      Поликлиника обслуживает 38 562 человека прикрепленного населения, проживающих на 22 участках.

      Прием ведут специалисты по следующим направлениям: терапия, хирургия, травматология, гастроэнтерология, неврология, отоларингология, офтальмология, онкология, кардиология, дерматовенерология, психотерапия, эндокринология.

      На базе поликлиники функционирует отделение медицинской профилактики, дневной терапевтический стационар на 27 коек.

      На базе поликлиники открыты: кабинет ультразвуковой диагностики, физиотерапевтический кабинет, кабинет функциональной диагностики, массажный кабинет, эндоскопический кабинет, рентгенологический кабинет, кабинет флюорографии.

      Во исполнении Приказа Министерства здравоохранения от 10.05.2017 г. № 130/213 «О реализации пилотного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» на территории Пензенской области» и Распоряжения Правительства Пензенской области от 15.05.2017 г. № 220-рП «О создании межведомственной рабочей группы по реализации на территории Пензенской области проекта «Бережливая поликлиника» в Сердобской МРБ с 3 июля 2017 г. реализуется Федеральный проект «Бережливая поликлиника», который стартовал на базе поликлиники по адресу: г. Сердобск, ул. Островского,10.

      В 2017 году были выбраны и реализованы следующие направления:

    18. «Открытая регистратура и новая организация пространства».
    19. «Организация функционирования кабинета забора крови и биоматериала в поликлинике».
    20. С 1 августа 2019 в ГБУЗ Сердобской МРБ реализуется II этап Федерального проекта «Бережливая поликлиника» базе поликлиники по адресу: г. Сердобск, ул. Островского,10.

      Приказом Главного врача от 16.08.2019 г. № 146 утверждена регламентирующая документация проекта (приказ о создании рабочей группы, «Дорожная карта», «Тактический план работ»).

      Сотрудниками ФГБОУ «Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова» проведено обучение персонала поликлиники в рамках проекта «Бережливая поликлиника» — 18 медрегистраторов, 5 врачей. Серия тренингов для медицинских работников (4 сотрудника) провели сотрудники отделения Поволжского банка ПАО Сбербанк, направленных на развитие их личностных компетенций, освоения навыков «не стрессовых» взаимоотношений и приемов реагирования в сложных эмоциональных ситуациях, изучение различных коммуникационных инструментов и других алгоритмов грамотного взаимодействия с пациентами.

      По результатам анкетирования, проведенного среди населения и персонала поликлиники были выявлены КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

      — трудно дозвониться для записи на прием;

      — недостаточное количество АРМ у сотрудников поликлиники;

      — много времени тратиться врачом на заполнение карты и выписки рецептов;

      — врач больше времени уделяет работе за компьютером, чем пациенту;

      — нерациональное расположение мебели в кабинетах;

      — отсутствие (потеря) амбулаторной карты;

      — потеря или отсутствие исследований и анализов;

      — длительность ожидания обследования при впервые выявленных онкологических заболеваниях;

      — большой объем работ при нехватке персонала.

    21. «Оптимизация работы Колл-центра регистратуры поликлиники».
    22. «Переход работы поликлиники на полный электронный документооборот».
    23. «Оптимизация приема врача-терапевта».
    24. «Сокращение сроков обследования пациентов с впервые заподозренными онкологическими заболеваниями до получения специализированной медицинской помощи с 30 дней до 5 дней».

    Направление № 1: «Оптимизация работы Колл-центра регистратуры поликлиники».

  • Снизить время ожидания ответа оператора-регистратора.
  • Разгрузить сотрудников Колл-центра.
  • Обеспечить доступность и удовлетворенность населения в оказываемых услугах.
  • Для достижения целей проекта в Колл-центре установлена мини АТС с функцией автоответчика. Звонок абонента ставится в очередь к оператору, автоответчик предупреждает абонента о времени ожидания. Подключены 2 телефонных аппарата и 2 гарнитуры, что позволяет освободить руки оператора и улучшает слышимость, т.к. не мешает второй оператор, и не надо переспрашивать. Разработаны и напечатаны визитки Колл-центра с указанием номера телефона, время работы и перечень услуг (регистраторы на обратной стороне пишут пациентам время и дату записи на прием), что формирует понимание пациентов о преимуществе записи по телефону. Разработан алгоритм общения сотрудника Колл-центра с пациентом.

    ВЫВОД. В результате проведенных мероприятий мы смогли сократить время записи пациента на прием к врачу с 8 минут (ВПП (время протекания процесса) текущее) до 4 минуты (ВПП целевое), что привело к увеличению «коэффициента эффективности» — КЭП в 2 раза с 37% до 75 %.

    Направление № 2: «Переход работы поликлиники на полный электронный документооборот».

  • Совершенствование работы поликлиники в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями), в рамках Приказа Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2019 г. N 2н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2016 г. N 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента ».
  • Электронное взаимодействие между структурными подразделениями ГБУЗ «Сердобская МРБ им.А.И.Настина».
  • Для достижения целей проекта проводится:

    — обучение персонала поликлиники по работе с электронной медицинской картой;

    — подключена лабораторная и параклиническая службы к программе РИАМС «ПРОМЕД», идет работа в тестовом режиме;

    — открыто расписание лабораторной и параклинической службы в программе РИАМС «ПРОМЕД»;

    — вносятся результаты лабораторных и параклинических исследований в программу РИАМС «ПРОМЕД»;

    — ведение электронных листков нетрудоспособности.

    ВЫВОД. Максимальное внесение информации о пациенте в электронную амбулаторную карту (антропометрические данные, истории болезней, результаты анализов и исследований, в т.ч. от других клиник, прохождение диспансеризаций и профосмотров и т.д.) решит проблему отсутствия амбулаторной карты (нахождение карты на экспертизе в страховых компаниях, оформление на МСЭ, потеря), результатов анализов и исследований, а также быстрое восстановление всей информации о пациенте, что приведет к повышению удовлетворенности населения. Переход на полный электронный документооборот повысит эффективность функционирования системы здравоохранения, а также электронное взаимодействие между структурными подразделениями. В результате внедрения электронного документооборота процент жалоб от пациентов (от общего количества всех жалоб, согласно Диаграммы Паретто) на потерю (отсутствие) амбулаторных карт снизился с 15% до 1%.

    Направление № 3: «Оптимизация приема врача-терапевта».

    Цели:

  • Сокращение ожидания пациентом времени заполнения медкарты врачом.
  • Увеличение времени общения врача с пациентом.
  • Распределение нагрузки между врачом и медсестрой.
  • Повышение удовлетворенности пациентов.
  • Для достижения целей проекта организовано второе автоматизированное рабочее место для медсестры. Также разработаны шаблоны для ЧВЗ (часто встречающихся заболеваний), проведено перераспределение нагрузки между врачом и медсестрой. Врач больше времени тратит на общение с пациентом, в то время как медсестра записывает больного на анализы, прием к специалисту и т.д. на втором компьютере. Все эти мероприятия приводят к повышению комфортности, уменьшению потерь времени, что влияет на повышение удовлетворенности пациентов. Внедряется система 5-С.

    ВЫВОД: В результате проведенных мероприятий мы смогли увеличить время непосредственного общения врача с пациентом с 8 минут (ВПП текущее) до 11 минуты (ВПП целевое), что привело к увеличению «коэффициента эффективности» — КЭП в 1,4 раза с 66% до 91 %.

    Направление № 4: «Сокращение сроков обследования пациентов с впервые заподозренными онкологическими заболеваниями до получения специализированной медицинской помощи

    с 30 дней до 5 дней».

  • Снижение смертности от онкозаболеваний, в т.ч. в трудоспособном возрасте.
  • Сокращение сроков обследования пациентов с онкозаболеваниями.
  • Повышение настороженности у медперсонала к онкозаболеваниям.
  • Для достижения целей проекта был проведен анализ онкозаболеваемости среди населения за последние 2 года, было выбрано направление – рак кожи (2 место среди заболеваний раком, на 1 месте рак молочной железы, на 3 месте — рак тела матки). Разработан алгоритм действия для медперсонала при подозрении на онкозаболевание – «дорожная карта». Разработаны памятки для медперсонала, проведено обучение врачом-онкологом. Организован «зеленый коридор» для пациентов данной категории: квотирование электронной записи на анализы и исследования, а также к врачу-онкологу. Назначен ответственный за проведение пациента по «зеленому коридору».

    ВЫВОД. В результате проведенных мероприятий мы смогли снизить срок прохождения обследования пациента с впервые заподозренным онкологическим заболеванием с 30 дней (ВПП текущее) до 5 дней (ВПП целевое), что привело к увеличению «коэффициента эффективности» — КЭП в 6 раз.

    За последние два месяца 2019 г. в результате реализации «дорожных карт» по онкопоиску выявлено 18 человек с подозрением на онкологическое заболевание:

    — 5 человек с подозрением на образование желудочно-кишечного тракта, все записаны на конец декабря 2019 г. в ООД для подтверждения диагноза;

    — 2 человека с заболеванием молочной железы и у них подтвержден диагноз — рак молочной железы;

    -1 человек с образованием простаты, диагноз подтвержден;

    — 8 человек с подозрением на рак кожи, у 2 человек диагноз подтвержден, остальные 6 человек записаны на январь 2019 г. в ООД для подтверждения диагноза.

    Все пациенты, выявленные при онкопоиске в ГБУЗ «Сердобская МРБ»

    обследуются в течение 5 дней, но запись на консультацию к онкологу в ООД в системе РИАМС «ПроМед» доступна не ранее, чем через месяц, что идет в разрез с исполнением «дорожной карты».

    Заключение.

    Благодаря тесному взаимодействию с местными и региональными СМИ проект «Бережливая поликлиника» получил всемерную информационную поддержку. Каждый этап реализации проекта нашел свое отражение на страницах районной газеты «Сердобские новости», «Любимая газета-Сердобск», в сюжетах Сердобского кабельного телевидения. Много внимания уделялось проекту в различных разделах на официальном сайте ГБУЗ «Сердобская МРБ им.Настина». Благодаря данным мероприятиям значительно выросла информированность населения не только Сердобского, но и соседних районов Пензенской областей о ходе создания новой модели медицинской организации.

    Для дальнейшего продвижения проекта «Бережливая поликлиника» администрация ГБУЗ «Сердобская МРБ» в планах на 2019 год были выбраны следующие направления:

  • Оптимизация деятельности врачебной комиссии (предварительная запись на заседание ВК).
  • Сокращение потерь при выписке, оформлении и выдаче льготных рецептов на лекарственные препараты.
  • Всеобщее обслуживание оборудования (ФГДС).