Полномочия полиции казахстана. Полномочия полиции казахстана

Полномочия полиции казахстана

В день президентских выборов, 9 июня, власти Казахстана вновь продемонстрировали свое неуважение прав человека, задержав сотни мирных демонстрантов.

Протестующие собрались в столице Нур-Султан, Алматы и других городах, призывая к бойкоту выборов и выражая свое недовольство по поводу отсутствия реального выбора в президентской кампании. Правозащитники не видели каких-либо насильственных действий со стороны протестующих, которые собрались на площадях, чтобы продемонстрировать свое намерение бойкотировать выборы.

Почти сразу после того, как протестующие собрались в 12:00, они были атакованы сотрудниками полиции и отправлены в полицейские фургоны. Видеозапись событий показывает, что полицейские несут в фургоны людей, в том числе пожилых, не сопротивляющихся задержанию. В некоторых случаях родители были задержаны на глазах своих маленьких детей. По словам наблюдателей, в Нур-Султане было задержано около 1000 человек, а в Алматы — 500 человек. Однако достоверных данных об общем числе задержанных пока нет. Аресты продолжались 10 июня, и, по оценкам неправительственных организаций, еще 500 человек были задержаны в Алматы в ночь с 10 на 11 июня.

По данным неправительственных организаций «Казахстанское международное бюро по правам человека» и «Верховенство права» люди содержались в полицейских участках в течение 10 и более часов без еды и воды, а также без возможности сообщить родственникам о своем местонахождении. В большинстве случаев люди не имели доступа к своим адвокатам. Судьи рассматривали дела в отношении задержанных прямо ночью и выносили штрафы или лишение свободы на срок до 10 дней.

Задержанным не был предоставлен доступ к адвокатам по их выбору, и Amnesty International отметила, что адвокатов не пускают в полицейские участки в Алматы.

А. Б., водитель такси из Алматы, сообщил Amnesty International, что он присоединился к группе мирных протестующих в полдень 9 июня возле своего дома в Алматы. Он был недоволен высоким уровнем коррупции в стране, низким уровнем жизни и безработицей. Протестующие вели себя мирно, но сотрудники полиции начали задерживать журналистов и участников акции без предупреждения. Когда он увидел, как четверо полицейских утащили молодую женщину, он пошел ей на помощь и был задержан. Его доставили в Медеевский РОВД, где находилось 65 задержанных. Им не давали пить и есть, и А.Б. не отпускали до 3 часов утра в понедельник 10 июня. Судья провел заседание прямо в отделении полиции, признал его виновным в административном правонарушении за участие в несанкционированной акции и вынес ему предупреждение.

Дилмаш Альжанов, гражданский активист и политолог, был задержан около 11:40 9 июня в центре Алматы, когда сопровождал аккредитованного журналиста, который собирался снимать акции протеста. Он был доставлен в полицейский участок вместе с журналисткой, которая была освобождена после проверки ее аккредитации. Он оставался под стражей в течение 12 часов, и несмотря на то, что он требовал доступа к адвокату, такая возможность ему не была предоставлена. Его друзьям, ожидавшим возле полицейского участка, пришлось связаться с адвокатом самостоятельно, однако Дильмаш Альжанов был освобожден без судебного разбирательства. Он сказал Amnesty International, что его допрашивали о его политических взглядах, контактах и об использовании социальных сетей. Он опасается, что эта информация может быть использована в будущем для преследования его или других протестующих.

Журналистам, освещавшим события, препятствовали в выполнении их работы. Многие были задержаны вместе с протестующими, но вскоре были освобождены. Крис Риклтон, корреспондент Agence France-Presse (AFP) и Eurasianet, и оператор AFP были задержаны полицией в Алматы в воскресенье во время освещения акций протеста. Крис Риклтон разместил в Твиттере свою фотографию в задней части полицейского фургона с синяком под глазом, который он получил, упав на колено полицейского во время, как он сказал, «жесткого задержания». Собранные журналистами AFP кадры были уничтожены в отделе полиции.

Действия сотрудников полиции 9 и 10 июня демонстрируют циничное игнорирование международных обязательств Казахстана в области прав человека в соответствии со статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 32 Конституции страны, которые гарантируют право на свободу мирных собраний. Ограничения этого права допустимы только в том случае, если они предусмотрены законом в целях защиты определенных ограниченных общественных интересов, и являются явно необходимыми и соразмерными этой цели. Кроме того, правительства обязаны разрешать спонтанные собрания в ответ на определенные события, такие как выборы.

Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) проводила мониторинг выборов. В ее предварительном отчете, опубликованном 9 июня, отмечались «значительные нарушения… по всей стране, включая случаи вброса бюллетеней для голосования, группового голосования и серии идентичных подписей в списках избирателей… Подсчет был оценен отрицательно в более чем половине мест наблюдения, включая случаи преднамеренной фальсификации, что ставит серьезные вопросы о том, были ли бюллетени подсчитаны правильно».

Любой, кто задержан за мирное осуществление своего права на свободу выражения или права на свободу мирных собраний, является узником совести и должен быть немедленно и безоговорочно освобожден.

В Казахстане растет общественное недовольство, вызванное экономическими и политическими проблемами. Смерть пятерых детей в результате пожара в Астане (позднее переименованной в Нур-Султан) в феврале усилила призывы к улучшению условий жизни для многодетных семей. 27 февраля по всей стране были задержаны сотни мирных демонстрантов во время 18-й ежегодной конференции правящей партии «Нур-Отан». В марте президент Назарбаев объявил, что он уходит в отставку, передал президентские полномочия Касым-Жомарту Токаеву, сохранив за собой позицию в Совете Безопасности, и назначил выборы на 9 июня.

23 марта Казым-Жомарт Токаев объявил, что столица больше не будет называться Астаной, а будет называться Нур-Султан в честь первого Президента. 1 мая сотни людей вышли на улицы в знак протеста против внеочередных выборов и переименования столицы.

Право на мирные собрания в Казахстане сильно ограничено. Для проведения любого уличного протеста требуется разрешение от местных властей (в том числе и для одиночного пикета). Практика показывает, что чаще в всего в разрешении отказывают или оно выдается только для проведения мероприятия далеко от центра города. Лицам, обвиненным в нарушении статьи 400 Уголовного кодекса Казахстана («Нарушение порядка проведения публичных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций»), может быть назначен крупный штраф или лишение свободы на срок до 50 суток.

Будущее казахстанской полиции: какими могут быть реформы МВД?

Казахстанская полиция переживает одну реформу за другой / Фото Informburo.kz

При генерале Касымове МВД вернуло большую часть полномочий, усилилось и не хочет делегировать функции в регионы. Это может стоить ему поста.

Казахстан в очередной раз находится на пороге очередной реформы Министерства внутренних дел. Гражданские активисты и общественники подготовили целый ряд инициатив, часть из которых можно назвать революционными, остальные – так или иначе напрашивались. Кроме того общественность уже требовала отставки генерала Касымова, который руководит МВД уже 7 лет. Окончательное решение о формате и качестве реформы будет принимать глава государства. Informburo.kz разобрался в том, как уже реформировалось министерство, какой опыт у стран СНГ и что предлагают казахстанские общественники.

Из милиции в полицию и обратно

В декабре 1998-го в Казахстане официально милиция превратилась в полицию. К этому времени переименование с различной степенью успеха провели и другие республики бывшего СССР: Азербайджан, Грузия и Армения ребрендинг силового ведомства осуществили ещё в 1992 году, Туркменистан – в феврале 1998-го. В последующие 20 лет МВД РК переживало одну реформу за другой.

С 1 января 2002 года Комитет уголовно-исполнительной системы (КУИС) на волне моды на международный опыт и ради приведения отечественной пенитенциарной системы к общепризнанным международным стандартам был передан в ведение Министерства юстиции. Однако позже этот шаг был признан ошибочным из-за громких скандалов и происшествий.

22 июня 2010 года из колонии ГМ-172/1 в Мангистауской области был совершён крупнейший в истории страны вооружённый побег. 21 заключённый, вступив в сговор с надзирателем и получив доступ к оружию, сбежал из тюрьмы. Позже были задержаны 5 беглецов, остальных (16 заключённых) спецназ уничтожил в ходе задержания вместе с их пособниками. Глава КУИС Мейрам Аюбаев и два его заместителя подали в отставку, а в отношении руководства колонии были возбуждены уголовные дела.

21 июля 2010 года 37 осужденных колонии особого режима ЕС 164/4 Северо-Казахстанской области совершили акт членовредительства – порезали себе животы. Как заявили общественники, таким образом заключённые протестовали против жёсткого отношения к ним администрации исправительного учреждения.

11 июля 2011 года был предотвращён массовый побег заключённых из учреждении АК-159/21 в Балхаше. Погиб сержант контролёрской службы, ещё 5 сотрудников получили огнестрельные и ножевые ранения. Групповой побег закончился самоподрывом, погибли все 16 беглецов.

Несмотря на опасения правозащитников , 26 июля 2011 года глава государства подписал соответствующий указ и осенью того же года произошла обратная передача КУИС в ведение МВД РК.

В 2004 году государство делает первые шаги в создании будущей системы центров обслуживания населения (ЦОН) и развитии проекта «Электронное правительство». Функции по документированию и регистрации граждан также были переданы из МВД в Минюст. Затем, как и с КУИС, в июле 2011-го последовала обратная передача полномочий. В ЦОНах с гражданами стали работать сотрудники миграционной полиции. А паспорта и удостоверения личности вновь стали выдавать полицейские.

Усиление Министерства внутренних дел произошло уже при действующем главе ведомства Калмуханбете Касымове спустя всего пару месяцев после его назначения.

Однако потеря влияния у МВД РК всё-таки произошла: силовое ведомство с 2010-го года было освобождено от ряда непрофильных функций. К примеру, систему медицинских вытрезвителей полицейские передали Минздраву, центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – Министерству образования и науки.

Функции по проведению техосмотра были переданы частникам в конкурентную среду. С 2010-го года дочерняя структура МВД РК в лице СОП «Кузет» перестала быть монополистом на рынке охранных услуг. Правда, приватизацию бывшее подразделение вневедомственной охраны прошло только в 2016 году. Сейчас за полицейскими остался только качественный контроль техосмотра и лицензирование рынка секьюрити. Государственные объекты и здания полицейские охраняют и дальше.

Смотрите еще:  Покупка-продажа и переоформление авто: техпаспорт и доверенность. Как оформить покупку машины в подарок

В 2014 году теперь уже бывшие внутренние войска были переименованы в Национальную гвардию и остались в подчинении МВД. В том же году спасателей и пожарных из расформированного Министерства по чрезвычайным ситуациям снова вернули под крыло силового ведомства. Эксперты отмечают, что Министерство внутренних дел с 2011 года функционально только усилилось. Главным сторонником усиления полиции, по неофициальной информации, стал министр Касымов. За 20 последних лет казахстанские правоохранители практически вернулись к тому, что курировали в конце 90-х годов прошлого века.

Успех и провалы при Касымове

Сам генерал Касымов имел непосредственное отношение к реформам, которые произошли в работе полиции за последние годы. К примеру, с 2013-го в нашей стране не существует как таковых подразделений дорожной полиции. Сотрудники региональных отделов и управлений жолпола 5 лет назад стали сотрудниками административной полиции. Громкая реформа свелась к увеличению численности экипажей автомобилей дорожно-патрульной полиции. В машину к двум полицейским посадили третьего – бывшего автоинспектора. Стараниями пресс-службы МВД РК в обиход вошло словосочетание «универсальный полицейский». Правда, время от времени депутаты Парламента и автолюбители просят вернуть сотрудникам жезлы. Последние как атавизм советского прошлого отобрали в 2017-м.

И если исчезновение классической автоинспекции общественность оценила положительно, то в истории с появлением местной полицейской службы (МПС) финальная точка ещё не поставлена. 1 января 2016 года в Казахстане стартовала первая реформа по децентрализации МВД РК. Появление МПС предполагало, что её глава, кандидатура которого будет согласована с местными акимами и депутатами маслихатов, станет более эффективным полицейским менеджером, похожим на американского шерифа. В США, к слову, нет Министерства внутренних дел в классическом понимании.

Затем силовики столкнулись с дублированием функций и двоевластием на местах между главами региональных департаментов внутренних дел и начальниками местной полицейской службы. Опыт некоторых европейских стран, в которых подобное дублирование полицейских функций было историческим (карабинеры в Италии, жандармерия во Франции), Казахстану не подошёл.

Спустя два с половиной года МПС была по сути ликвидирована. 19 июля 2019 года Нурсултан Назарбаев подписал поправки, которые предусматривают объединение региональных департаментов внутренних дел и местной полицейской службы в единые департаменты полиции. Подчиняться новый полицейский орган будет снова напрямую Министерству внутренних дел, а вот право назначать и освобождать от должности начальников департаментов по представлению ведомства оставили всё же акимам.

Законом также предусматривается наделение акимов областного уровня правом ставить перед органами полиции задачи по обеспечению правопорядка в конкретном регионе. Таким образом, часть наследия реформы 2016 года всё же решили сохранить.

Первую масштабную реформу силового ведомства на постсоветском пространстве провели в Грузии. В 2003 году, согласно социологическим опросам, уровень доверия местным полицейским был одним из самых низких в мире – 5%. Сегодня он варьируется на уровне 75-85%. Эта страна 15 лет назад в буквальном смысле слова жила по законам криминального мира. «Воры в законе» и крупные ОПГ контролировали практически всю грузинскую экономику.

Грузинскому лидеру Михаилу Саакашвили (главному инициатору реформы МВД), удалось заручиться поддержкой общества. Штатная численность обновлённой полиции, ряды которой покинули больше 50 тысяч сотрудников, остановилась на цифре в 26 тысяч. Автоинспекцию сменила патрульная полиция, Министерство госбезопасности было ликвидировано, а МВД стало главным силовым ведомством Грузии.

Сегодня на территории этой страны практически нет организованной преступности, сотни криминальных авторитетов либо сидят в тюрьмах, либо покинули пределы Грузии. В 10-12 раз была повышена зарплата полицейских, а внутри МВД действует специальная служба – Генеральная инспекция, задача которой регулярно провоцировать сотрудников на взятки. В Грузии появился институт детективов криминальной полиции, основная часть текущей работы выпала на долю участковых инспекторов.

Отделам полиции на местах грузинское МВД доверило финансовую самостоятельность. Несмотря на отмену процедуры техосмотра, аварийность и количество ДТП на дорогах снизились. Стеклянные офисы грузинской полиции и уровень цифровизации государственных регистрационных услуг – эталонные для проектов реформирования МВД на всём постсоветском пространстве. Так же, как, к примеру, и назначение гражданского лица на пост министра внутренних дел.

В 2019 году новый глава МВД Грузии Георгий Гахария задался целью ещё больше сократить штат и повысить среднюю зарплату местного полицейского с имеющихся 326 долларов хотя бы до отметки в 400-450.

Не менее интересен Казахстану будет и опыт Молдовы. Одна из самых бедных стран Восточной Европы на реформирование силового ведомства регулярно получает транши от Евросоюза. Реформа полиции, которая здесь стартовала ещё в 2013-м, идёт на фоне политического давления ЕС. Главной особенностью здесь стала полная децентрализация МВД, в регионы были формально переданы практически все ключевые функции, при министерстве создали даже новую структуру – Главный инспекторат полиции. Однако затем в следующие 3-4 года из-за политической нестабильности реформа шла по большому счёту лишь декларативно.

Власти Молдовы регулярно испытывают нехватку денег, из-за чего не могут осуществить полное техническое переоснащение силовиков. Порой сотрудники полиции из-за дефицита техники не могут даже оперативно выехать на место преступления. Обновлённой (пока только лишь законодательно) молдавской полиции не хватает зданий, автомобилей, средств связи и повышенных зарплат.

В планах местного министерства – построить наконец интегрированный центр по подготовке сотрудников МВД в Кишинёве. В нём обещают готовить сотрудников нового поколения. Сейчас полицейских Молдовы учат вести себя с гражданами культурно и с уважением. При этом силовики регулярно участвуют в разгонах акций и митингов (последние прошли в конце августа в Кишинёве), хотя ещё одной целью заявленной реформы МВД было именно достижение максимальной аполитичности ведомства и неучастие в политических баталиях.

Украинские противоречия

В Украине новый закон о национальной полиции приняли в 2014-м и запустили обновлённую силовую структуру летом 2015-го. Реформу совместили с переименованием (из милиции в полицию) и с новым дизайном формы правоохранителей. В ближайшие годы правительство обещало сократить численность сотрудников МВД страны с 324 тысяч до 120. На ключевые должности украинская сторона пригласила опытных полицейских менеджеров из Грузии – Екатерину Згуладзе (экс-заместитель министра внутренних дел Грузии) и Хатию Деканоидзе (бывший ректор Академии полиции Министерства внутренних дел Грузии).

Появление на страже правопорядка людей в буквальном смысле с улицы, иногда без юридического образования, местами приводило к скандалам. Часть новых сотрудников обладала также опытом боевых действий на востоке Украины в воинских подразделениях. Позже некоторые из них были уволены или осуждены за превышение полномочий. Громким скандалом обернулся, к примеру, инцидент с патрульным Сергеем Олейником: в ходе преследования водителя-нарушителя полицейский смертельно ранил 17-летнего парня. Суд ещё продолжается.

За 3 года доверие к обновлённой полиции существенно снизилось . Полицией недовольны 67,5% граждан, а доверяют лишь 21,7%. При этом сотрудников нового подразделения – патрульной полиции – в Украине уже больше 15 тысяч, и их количество будет расти и дальше. Силовики регулярно участвуют в перестрелках, гибнут из-за недостаточной подготовки и даже в столкновениях с сотрудниками других силовых ведомств страны. Отношение к нужной стране реформе в украинском обществе противоречивое. Напрямую использовать грузинский опыт и провести кадровую люстрацию у украинских властей за 3 года пока не получилось.

Гражданские инициативы

В конце августа в казахстанском пресс-клубе была официально представлена гражданская инициатива «За реформу МВД». На специальной пресс-конференции документ из 16 пунктов предлагаемой реформы представили совместно директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, политолог Димаш Алжанов и журналист Ирина Медникова.

Суть документа, который отправили главе государства и в Администрацию Президента, можно свести к следующим пунктам:

  • новым министром внутренних дел должен стать гражданский человек;
  • новая полиция Казахстана должна стать отдельным органом при МВД, а её руководитель при назначении не будет напрямую зависеть от министра. Главой полиции должен стать опытный аполитичный силовик;
  • должна произойти поэтапная децентрализация ведомства с развитием местной полицейской службы. Предлагается реорганизовать отделы внутренних дел в полицейские участки. А главы региональных МПС должны ежегодно отчитываться за эффективность борьбы с преступностью;
  • МВД необходимо избавить от непрофильных функций. В первую очередь передать всю пенитенциарную систему либо в Минюст, либо создать отдельный орган (КУИС);
  • сотрудники, выполняющие административные функции в МВД, должны быть «лишены погон». Любую сервисную работу должны выполнять гражданские специалисты;
  • необходимо провести большую кадровую реформу полиции. Сотрудников предлагается набирать через открытый конкурс, а имеющийся штат – значительно сократить;
  • должна быть внедрена новая система оценки качества работы полиции и каждого сотрудника в целом. МВД РК должно отказаться от «палочной» системы борьбы с преступностью, а работать только по факту;
  • предлагается наделить Парламент функциями контроля деятельности полиции, а также правом проводить специальные расследования деятельности правоохранительных органов;
  • службу собственной безопасности рекомендуется вывести из структуры МВД и превратить её в реально независимый орган контроля.
  • Отдельный ряд инициатив по реформированию главного силового ведомства Казахстана в Администрацию Президента направил также и общественный совет Алматы. В документе, к примеру, поднимается вопрос возврата гражданам травматического оружия и применения гладкоствольного нарезного для личной безопасности. Кроме того, по опыту США предлагается пересмотреть допустимый предел самообороны для защиты гражданами жизни, здоровья и имущества.

    На специальном брифинге в начале августа сам министр Касымов заявил , что внутри МВД также были подготовлены законодательные поправки, которые будут направлены Президенту к 1 сентября. О реакции главы государства известно немного. Нурсултан Назарбаев публично высказался о будущей реформе 23 августа во время рабочей поездки в Атыраускую область. Наблюдатели отметили жёсткий тон и прямую ссылку на чужой опыт, который, вероятно, может быть использован в нашей стране.

    «В Грузии провели реформу в полиции: уволили всех полицейских, набрали в органы юристов и навели порядок в этой структуре. Я сейчас тоже думаю над этим. Сколько сейчас юристов наштамповали вузы, которые ходят с дипломами и не могут найти работу. Наверно, также придется сделать по примеру Грузии – уволить полицейских и взять на работу юристов… В мире полицейский – это друг, а у нас кто полицейский?» – задался вопросом Нурсултан Назарбаев.

    Смотрите еще:  Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов. Гражданство человека означает признание его

    4 сентября Министерство внутренних дел Казахстана сообщило о том, что готово внести изменения в собственный приказ «Об утверждении квалификационных требований к категориям должностей органов внутренних дел Республики Казахстан».

    Документ до 17 сентября доступен для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА», где каждый казахстанец может высказать своё мнение по требованиям к полицейским при принятии их на работу. Если документ будет одобрен, то, к примеру, стать даже участковым полицейским в Казахстане нельзя будет без высшего образования соответствующего профиля.

    Скептики уверяют, что руководство МВД будет самым активным противником более радикальных изменений, и в особенности – сокращения полномочий. Правозащитники надеются , что хотя бы часть предложенных изменений в силовом ведомстве всё же примут. Ведь за последние 20 лет министерство всё меньше напоминает даже своего предшественника в лице МВД КазССР. У последнего при всей архаичности показатели работы были лучше.

    Читайте Informburo.kz там, где удобно:

    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    Правивший Казахстаном почти 30 лет Нурсултан Назарбаев сложил с себя президентские полномочия. Но власть по-прежнему у него в руках

    Фото: Ron Sachs / DPA / TASS

  • Последний действующий президент на Евразийском континенте, пришедший к власти еще при Советском Союзе, Нурсултан Назарбаев руководил Казахстаном почти 30 лет, и в 2015 году — на последних выборах — получил 97,75% голосов. А в 2020 году, как казалось, он пойдет на новые выборы.

    Правда, уже в 2019 году люди начали что-то подозревать:

    Назарбаев «перепрошил» схему власти и усилил Совет безопасности, наделив председателя полномочиями едва ли не большими, чем у главы государства.

    У вас Назарбаев раздвоился. Лидер Казахстана решил создать президента номер два — но сам при этом по-прежнему хочет управлять всей страной

    К тому же у Назарбаева есть президентская партия, которая чуть меньше чем полностью контролирует парламент. И все равно его уход 19 марта в 2019 году в 19 часов вечера стал полной неожиданностью для всей страны.

    Назарбаев ушел в прямом эфире во время обращения к нации.

    Монтаж: Глеб Лиманский / «Новая газета»

    В аппаратной телеканала «Хабар 24» забыли выключить звук, поэтому после первых слов Назарбаева об отставке за кадром раздался взволнованный вздох и вскрик «ё-мое!».

    Президент Казахстана объявил о решении оставить свой пост, поскольку, по своим собственным словам, сделал все, чтобы республика оправилась от последствий распада СССР и вышла на мировую арену в качестве большого игрока.

    При этом Назарбаев особо подчеркнул, что «до конца своих дней» останется у всех на виду — как раз таки как глава Совбеза. Своей основной задачей он при этом видит проведение будущих выборов так, чтобы его курс был продолжен. Пока же врио президента станет спикер Сената Касым-Жомарт Токаев, присягу он принесет утром 20 марта.

    Задача перед Назарбаевым стоит нетривиальная, поскольку за 30 лет у власти он мастерски убрал с политической доски Казахстана все крупные фигуры, но при этом не оставил ни одного политика, которого в полной мере можно было бы назвать преемником.

    В первом приближении самой очевидной фигурой на престол выглядит старшая дочь президента Дарига Назарбаева, депутат Сената. Формально ничто не мешает ей выдвинуться на ближайших выборах. Другой вопрос, что с именем Назарбаевой в последнее время связано несколько скандалов. Последний доклад правозащитников из «Евразийской демократической инициативы» был посвящен тому, что дочь президента могла выводить на счета в Австрии десятки миллионов долларов (сама Дарига доклад никак не комментировала). К тому же у Дариги Назарбаевой мало непосредственного опыта управленца: она ни разу не была ни акимом (руководитель администрации в КазахстанеРед.), ни спикером парламента.

    Это, конечно, не так важно, если Нурсултан Назарбаев укажет на нее пальцем — особенно с учетом того, что де-факто он все равно остается с большим количеством полномочий и

    в статусе главы Совбеза может заблокировать любое президентское действие.

    Но отсутствие альтернативы может сыграть и злую шутку с конструкцией назарбаевского режима. Ушедший в отставку президент по-прежнему держит в своих руках все силовые структуры, а также наделил их полномочиями в любой непонятной ситуации включать режим информационной блокады в стране. Но даже среди силовиков есть как минимум равновеликие Назарбаевой фигуры — к примеру, глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов. Весь вопрос исключительно в том, придержит ли он свои амбиции (Масимов — бывший премьер-министр) ради сохранения всей конструкции.

    Проблема-2024, или Политэкономия четвертого срока. Эксперты обсудили с «Новой», куда движется Россия

    Самое главное, что ситуация в Казахстане сейчас не так радужна, как расписал Назарбаев в своем прощальном обращении. Да, в стране есть столица Астана, которая напоминает то ли Дубай, то ли Париж, то ли все вместе — но в остальных городах растет социальное недовольство. Да и в Астане неспокойно: зимой во времянке сгорели пять девочек, чьи родители вынуждены были ночью уйти на работу, — и это привело к небывалому социальному взрыву и протестам по всей стране.

    Дошло до того, что с требованием отставки Назарбаева женщины в регионах приходили даже в приемную президентской партии — неслыханная в последние годы дерзость.

    Президент тогда в спешке отправил в отставку правительство — впервые в истории, — но и это не помогло, поскольку люди почувствовали слабость Лидера нации и только усилили свой нажим.

    На мировой арене все достижения Назарбаева померкли перед убийством в 2019 году в центре Алматы призера Олимпиады в Сочи по фигурному катанию Дениса Тена: стало очевидно, что при радужной витрине уровень внутреннего хаоса стал плохо контролируемым. К тому же Назарбаев не решился убрать министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, чем навлек на себя еще большую критику. Обычные жители страны никогда не простят Назарбаеву Жанаозен: в 2011 году после многомесячной забастовки нефтяников на западе страны полицейские открыли огонь по демонстрантам, убив минимум 17 человек (неофициально список жертв увеличивают до сотни человек).

    А главной ошибкой стала полнейшая зачистка оппозиции, которая сделала режим полностью закостенелым (все попытки выйти на улицы пресекались жестко — вплоть до задержания журналистов в 2016 году). Главный враг Назарбаева, беглый олигарх Мухтар Аблязов, был дома заочно приговорен к пожизненному заключению, но так и остался неуязвим для режима.

    Плохому майору и шарик мешает. Почему в странах СНГ так боятся воздушных шариков на митингах

    С другой стороны, хотя для сторонников того же Аблязова и любых недовольных граждан уход Назарбаева считается победой, тут первый казахстанский президент перехитрил, кажется, всех. Он по-прежнему сохранил властные рычаги, но при этом чуть меньше чем полностью обелил свою репутацию. Теперь его будут вспоминать не как душителя свободы или хвастающего своими достижениями на мировой арене человека с культом личности, а как человека, который добровольно оставил пусть и не самый важный, но все-таки первый пост в стране.

    Свое желание войти в историю победителем Нурсултан Назарбаев выполнил.

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ушел в отставку

    Нурсултан Назарбаев, почти тридцать лет стоявший во главе Казахстана, объявил, что уходит в отставку.

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находящийся на посту главы республики с 1990 года, принял решение сложить свои полномочия. 78-летний политик объявил о решении уйти в отставку, выступая во вторник, 19 марта, в прямом телеэфире со специальным обращением к нации. «Сегодняшнее обращение особое. Я принял непростое для себя решение — сложить с себя полномочия президента Республики Казахстан», — сказал Назарбаев, поблагодарив казахстанский народ за поддержку. Его заявление транслировалось всеми республиканскими телеканалами.

    Присяга нового президента — 20 марта

    Полномочия президента, отметил Назарбаев, согласно конституции переходят до окончания выборного срока к спикеру сената Касым-Жомарту Токаеву, церемония присяги назначена на 20 марта, она пройдет на совместном заседании палат парламента.

    Назарбаев заявил о своем решении уйти в отставку на казахском и на русском языках. Он в прямом эфире подписал указ «Об исполнении полномочий президента Республики Казахстан», указав, что это последний документ, который он подписывает в качестве президента.

    Что последует за отставкой правительства Казахстана?

    Недовольство Астаны добавками в молоко — признак разногласий в ЕАЭС?

    Глава Минздрава Казахстана раскритиковал высокое содержание растительных добавок в импортных молокопродуктах. Резкую позицию Астаны эксперты объясняют разногласиями в сфере торговли с партнерами по ЕАЭС. (18.01.2019)

    Задержание активиста Билаша: влияние КНР в Казахстане?

    Зависимость Астаны от Пекина и опасения перед «китайской угрозой» — темы, о которых заговорили в Казахстане в связи с задержанием активиста Билаша. Удастся ли власти сохранить баланс? (16.03.2019)

    При этом Назарбаев останется на посту главы Совета безопасности страны, члена Конституционного совета Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».

    Первый и единственный

    Нурсултан Назарбаев — первый и единственный президент Казахстана. В 2007 году парламент республики предоставил ему право баллотироваться на высший государственный пост неограниченное количество раз. На досрочных выборах, прошедших в апреле 2015 года, он был в пятый раз переизбран на президентский пост, набрав 97,75 процента голосов.

    Смотрите еще:  Налог на транспорт РК: рассчитать, оплатить, проверить в 2019 году. Налог на авто в казахстане в 2019 году

    В мае 2019 года казахстанский парламент закрепил право Назарбаева пожизненно возглавлять Совбез республики «в силу его исторической миссии» как лидера нации (Елбасы).

    Месяц назад, 21 февраля, Назарбаев отправил в отставку правительство страны, обвинив министров и глав областных исполнительных органов власти в неумении работать с населением и создать инструменты для роста экономики.

    Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DWдля | iOS | Android

    Общее прошлое, похожее настоящее

    Страны Центральной Азии роднит не только общее советское прошлое. Экономическая ситуация везде оставляет желать лучшего, уровень коррупции и рейтинг свободы слова во всех странах примерно одинаковый, и даже прирост населения похож. Хотя, конечно, есть и различия.

    Узбекистан: Сельское хозяйство отступает

    В Узбекистане с момента распада СССР кардинально изменилась структура экономики: раньше доля сельского хозяйства превышала треть, а сейчас не составляет и одной пятой. За последние пять лет в стране существенно выросла безработица. Минимальная зарплата — 36 евро, пенсия — 71 евро. Раньше именно Узбекистан «поставлял» большинство гастарбайтеров в РФ.

    Узбекистан: Политические эмигранты

    Во времена правления Ислама Каримова, жестко подавлявшего любые формы инакомыслия, на долю Узбекистана приходилось больше всего политических беженцев из региона — в первую очередь в страны Запада. Многие жители республики вынуждены были бежать, спасаясь от репрессий после подавления узбекскими властями восстания в Андижане.

    Узбекистан: Смена президента

    С 1991 года в Узбекистане было всего два руководителя. Ислам Каримов правил с 1991 года вплоть до своей смерти в 2016 году (ему было 78 лет). После него президентом стал Шавкат Мирзиёев. Сейчас ему 59 лет — и сложно угадать, как надолго он «задержится» во власти. Формально в парламенте представлены 4 партии плюс движение экологов, однако независимые СМИ называют выборы «политическим шоу».

    Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

    Таджикистан: Гастарбайтеры покидают РФ

    Официально безработица в Таджикистане очень низкая — около 2,5%. Однако эксперты убеждены, что эта цифра занижена минимум вчетверо. По данным fergananews.com, средняя пенсия в Таджикистане в 2015 году была гораздо ниже, чем в других странах — около 30 евро в месяц. Количество трудовых мигрантов из этой страны в России уменьшается: сейчас в РФ живет менее 700 тысяч таджиков.

    Таджикистан: Исламский фактор

    Многих иностранных боевиков ИГ вербуют в Таджикистане, а потом, через другие страны, переправляют их на боевые территории. Западные эксперты считают, что с точки зрения исламизма Таджикистан — самая уязвимая страна в регионе. Таджикские власти используют этот фактор для подавления всякого инакомыслия.

    Таджикистан: 201-я военная база

    На таджикской территории находится 201-я военная база РФ. В 90-е годы российские военные участвовали в миротворческой миссии, остановившей гражданскую войну в Таджикистане. Сейчас база существует для того, чтобы служить своеобразным «щитом» для опасностей, исходящих из соседнего Афганистана. На базе в качестве вольнонаемных служащих работает много таджиков, получая высокие зарплаты.

    Таджикистан: Преследования оппозиции

    Глава Таджикистана — Эмомали Рахмон. И хотя он во власти уже 22 года, он не первый и не единственный президент страны — до него Таджикистаном руководили Кахар Махкамов и Рахмон Набиев (каждый — меньше года). В нынешнем составе таджикского парламента представлены 4 партии, однако реальной оппозиции в стране нет. HRW заявили, что власти Таджикистана арестовывают и пытают оппозиционеров.

    Туркмения: Без свободы, но с ресурами

    В Туркмении сравнительно высокая средняя зарплата — около 290 евро в месяц (данные asgabad.net). И хотя более половины населения занята в сельском хозяйстве, туркменская экономика до сих пор крайне зависима от экспорта энергоресурсов. Население до сих пор не платит за газ, воду и свет. Зато в рейтинге свободы прессы Туркмения находится на «почетном» третьем месте. с конца — 178-м.

    Туркмения: Жизнь после Туркменбаши

    О двух местных президентах слагают песни и легенды. Сапармурат Ниязов, знаменитый «Туркменбаши» — отец всех туркмен — правил (на разных должностях) с 1985 года. В 2006 он скончался, а эстафету перенял Гурбангулы Бердымухамедов. Ему всего 59 лет, а президентские выборы он уже выигрывал трижды. Говорить о какой-либо оппозиции в Туркмении, одной из самых диктаторских стран региона, нельзя.

    Казахстан: Зависимость от нефти

    Экономика Казахстана — крупнейшая в регионе и вторая на постсоветском пространстве. Однако ее благополучие вплотную зависит от цен на природные ресурсы, включая нефть. За последние годы курс тенге неоднократно опускался. Средняя зарплата в стране — около 410 евро (по данным forbes.kz).

    Казахстан: Астана — визитная карточка

    Казахстан стремится быть как можно более близким к европейской культуре. Столица Астана — визитная карточка страны. Здесь находятся основные административные учреждения страны и офисы крупных компаний.

    Казахстан: Под руководством долгожителя

    Казахстаном правит главный постсоветский долгожитель — Нурсултан Назарбаев (официальный титул — «Елбасы», лидер нации). У власти он находится с 1989 года. Очередные выборы, в 2015 году, он выиграл, набрав почти 98% голосов. Оппозиция в Казахстане существует, однако она находится под жестким прессингом властей.

    Киргизия: Иссык-Куль и свобода слова

    Не так давно внешний долг Киргизии резко вырос, что осложняет экономическое положение страны. Зато именно здесь находится знаменитый Иссык-Куль — и туризм приносит казне немало денег. Да и со свободой прессы тут неплохо: в рейтинге «Репортеров без границ» Киргизия на 89-м месте — выше всех соседей, РФ, Беларуси и Украины!

    Киргизия: Базы в Манасе и Канте

    Киргизия зарабатывала на том, что предоставляла право размещать на своей территории иностранные военные базы. Так в аэропорту «Манас» вблизи Бишкека до 2014 года находилась военная база США — в числе прочего, здесь дозаправлялись американские самолеты, летевшие в Афганистан. А в Канте до сих пор размещена российская военная база.

    Киргизия: Уже четыре президента

    В сравнении с другими странами региона, в Киргизии царит относительная демократия — там с 1990 года правит уже четвертый президент (включая одного временного), причем первых двух — Аскара Акаева и Курманбека Бакиева — свергали в результате революций. Многим памятны трагические события 2010 года, когда на юге страны погибли более 200 человек. Очередные выборы президента пройдут в ноябре 2017 года.

    Новая полиция Казахстана: гражданское общество разработало концепт реформы МВД

    В Алматы представители гражданской инициативы «За реформу МВД» презентовали концепцию реформирования полиции. В соответствии с документом, полиция должна быть открытой, подотчетной обществу и сервис-ориентированной. Одно из 16 предложений — возглавлять МВД должно гражданское лицо

    Концепцию реформы МВД представители гражданской инициативы «За реформу МВД» представили на пресс-конференции в Алматы в среду, 29 августа.

    Как рассказала журналист и общественный деятель Ирина Медникова, смерть Дениса Тена объединила более 17 500 казахстанцев в группе Facebook «За реформу МВД»: юристов и правозащитников, журналистов, экономистов и политологов, бизнесменов и творческую элиту, общественных деятелей и просто неравнодушных граждан.

    Жовтис: Бороться надо с причинами и безнаказанностью, а не законы ужесточать

    — В группе было много стихийных предложений, и мы решили их структурировать. Прошло первое заседание, на котором мы собрали предложения. Затем мы решили, что документу нужна доработка экспертов, и в результате уже второго заседания с участием экспертов получился концептуальный документ, — сообщила Ирина Медникова. — Также мы провели две быстрые кампании по службе «102» и сносу заборов вокруг полицейских участков. Сейчас штат службы «102» Алматы увеличен вдвое, заборы решено снести. Но два этих вопроса по-прежнему находятся в фокусе нашего внимания, и мы будем продолжать по ним работать.

    Политолог Димаш Алжанов сообщил, что в основу документа легли более 300 предложений граждан, а также лучшая международная практика в организации полицейской службы. В результате концепция представляет собой 16 предложений, первое из которых — возглавлять МВД должно гражданское лицо.

    — Министр должен быть лишён полномочий оперативного управления полицией, так как эта задача стоит перед главой полиции. Когда министр уполномочен руководить оперативной деятельностью полиции, издавая приказы и обладая дисциплинарной властью в отношение любого сотрудника, появляется соблазн использования полицейских полномочий в иных целях, — сказал Димаш Альжанов.

    — Мы ожидаем от полиции обеспечения порядка. Хочу отметить, что мы за это ещё и платим своими налогами, — сказал Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности.

    Марат Шибутов: Люди смирились с тем, что полиция бездействует

    Правозащитник также отметил важность парламентского контроля.

    — У меня возникло ощущение, что парламент забыл о том, что это — представительный орган, а не только законодательный. Где реакция депутатов на произошедшее (смерть Дениса Тена — F), имеющее серьезный общественный резонанс? Поэтому одно из предложений — усиление парламентского контроля за полицией, — подчеркнул Евгений Жовтис.

    Концепция реформы МВД, как её видят представители гражданского общества, отправлена в этот же день до пресс-конференции президенту РК и в администрацию президента. Документ намерены направить также в Совет безопасности РК.

    Министру МВД концепция отправлена не будет, так как авторы считают, что концептуальные предложения должны рассматриваться на уровне администрации президента.

    16 концептуальных предложений «Новая полиция»

    • МВД возглавляет гражданское лицо.
    • Полиция должна быть отдельным органом МВД.
    • Развитие полноценной местной полицейской службы.
    • Полное соблюдение стандартов прав человека, верховенства права и законности в деятельности полиции.
    • Четкая регламентация деятельности МВД, направленной на борьбу с преступностью, исключение непрофильных функций.
    • Демилитаризация и сервисная ориентация полицейской службы.
    • Поэтапное кадровое обновление состава полиции.
    • Создание современной модели полицейского образования, аттестации и переподготовки.
    • Прозрачный и предсказуемый карьерный рост, исключающий коррупцию и зависимость от начальства.
    • Новая система оценки деятельности полиции и отдельных сотрудников.
    • Введение парламентского и общественного контроля за полицией.
    • Свободный доступ граждан в здание полиции.
    • Полная ревизия нормативных актов, проходящих под грифом «ДСП».
    • Задержание на основе разумного подозрения и права задержанных.
    • Независимый институт надзора за деятельностью полиции.
    • Эффективный механизм реагирования.
    • Сделайте наш ресурс своим источником в Яндекс.Новостях