Платные школы: программы, особенности и стоимость обучения. Как оформить частную школу

Платные школы: программы, особенности и стоимость обучения

Образовательная сфера, как и сфера здравоохранения, давно разделилась на государственную и частную. Это касается не только университетов, но и школ. У каждого варианта есть и достоинства, и недостатки. В статье мы расскажем о платном среднем образовании: его плюсах, особенностях программ, стоимости и многом другом.

Частная школа VS государственная

Обучение в государственной школе состоит из трех ступеней. Начальное общее образование ребенок получает в течение первых четырех лет, основное общее — в течение следующих пяти. По итогам девяти классов подростку выдается аттестат, дающий возможность поступить в профильные колледжи или училища. Ребята, которые решают продолжить занятия в школе, учатся еще два года и потом получают аттестат о среднем (полном) общем образовании. В муниципальных школах дети учатся пять или шесть дней в неделю в зависимости от образовательной программы. Существует также возможность дистанционного обучения, когда ребенок прикрепляется к определенному классу, но все задания получает по электронной почте, выполняя их дома. Обычно такой вариант подходит детям с ограниченными возможностями здоровья или тем, кто занят, к примеру, спортивной карьерой. В основном родители выбирают муниципальную школу для ребенка поближе к дому, но бывает и так, что ему приходится ездить в другой район, где расположена более престижная гимназия или лицей.

Государственные школы официально считаются бесплатными, вместе с тем во многих из них существуют негласные взносы на ремонт, навязанные и малоинтересные детям досуговые мероприятия. Особо «преуспевшие» в поборах школы таким образом за год выуживают с родителей приличные суммы, сопоставимые с ценой обучения в частной школе. Причем в отличие от платных школ, где стоимость и прочие условия оговариваются заранее, в этом случае «предъявление счета» может стать неприятной неожиданностью. Если учесть, что в коммерческой школе поддерживаются высокие стандарты и качество обучения, то выбор явно склоняется в их пользу. Применение передовых и эффективных педагогических методик позволяет подготовить прочную базу знаний и навыков для поступления в престижный вуз и построения перспективной карьеры.

Как выбирать платную школу

Учитывая плотный график большинства родителей, частные школы нередко предлагают обучение в форме полупансиона, недельного или даже полного пансиона. В первом случае школьник находится в обучающей среде с утра до вечера — до 18 или даже до 20 часов. В этот промежуток времени предоставляется сбалансированное питание (от трех до пяти раз, в зависимости от школы) и проводятся дополнительные занятия в кружках или спортивных секциях. Полупансион — спасительное решение для мам и пап, которые не могут отлучаться с работы и не имеют помощников, готовых забрать ребенка в разгар рабочего дня. Тщательно продуманный досуг, сочетающий интеллектуальную и физическую активность, способствует гармоничному развитию учеников. И если в обычной школе подобная внеклассная воспитательная работа ведется по остаточному принципу, то в частном учебном заведении факультативным предметам, хобби и совершенствованию спортивных результатов уделяется не меньше внимания, чем основной учебе.

Недельные и полные пансионы отличаются от полупансионов тем, что воспитанники находятся здесь круглосуточно в режиме пятидневки или месяцами, до каникул. Таким образом, школа формата 24/7 берет на себя обязательства обеспечить полный уход за детьми, включая создание условий для здорового сна и отдыха. Вариант пансиона доступен лишь в отдельных частных школах, так как эта услуга востребована далеко не всеми родителями. Сторонники пансионов считают, что непрерывное пребывание в среде ровесников позволяет лучше социализироваться, вырабатывает самостоятельность и ответственность. В то же время ребенок оказывается оторван от семьи: физическая удаленность может в дальнейшем перерасти и в эмоциональную. Кроме того, учеба в пансионе стоит в разы дороже, чем в полупансионе, при сходной программе обучения, оснащенности заведения и квалификации педагогов.

Выбор дневной или круглосуточной формы обучения, пожалуй, самый легкий из вопросов, которые стоят перед родителями. Взвесить все за и против тут проще, чем оценить качество образования и спрогнозировать реакцию своего ребенка на атмосферу и порядки учебного заведения.

Выбор «той самой» школы, соответствующей внутренним запросам и склонностям ребенка, пробудит в школьнике интерес к учебе, поможет раскрыть себя в общении с одноклассниками. Для этого можно подобрать школу с гуманитарным, физико-математическим, лингвистическим, химико-биологическим или другим уклоном. Если речь идет о подростке, который уже представляет свою будущую профессию, при выборе школы есть смысл узнать о программах сотрудничества среднего учебного заведения с профильными вузами. Знакомясь с основами предметов, которые предстоит изучать в университете, школьник может понять, правильное ли направление он выбрал, и в случае необходимости скорректировать свое решение.

Плюсы и минусы частных школ

По нормам СанПиН сегодня в каждом классе муниципальной школы должно учиться не больше 25 человек, но в густонаселенных городах соблюдать требования получается не всегда. В переполненном классе учителю гораздо труднее работать, а ребенку — усваивать материал. В платных школах классы, как правило, небольшие, поэтому за отведенный промежуток времени педагог успевает проверить, насколько каждый из присутствующих усвоил тему, и при необходимости объяснить ее еще раз. Как и любая коммерческая структура, частная общеобразовательная школа дорожит своей репутацией, поэтому к подбору кадров тут подходят особенно строго. В таких учреждениях работают исключительно опытные преподаватели, которые имеют профессиональные награды и могут найти индивидуальный подход к любому ребенку. Условия труда в частных школах хорошие, поэтому сотрудники не станут срывать свое плохое настроение на детях или закрывать глаза на их проблемы.

У платных школ также более развита система безопасности и материально-техническая база: гораздо приятнее получать знания за новыми партами и пользоваться компьютерами последнего поколения. Большой плюс и в развитой внеурочной деятельности — ребенку не придется ездить после уроков на карате или рисование, если такая секция работает в стенах родной школы. Основной недостаток коммерческих школ заключается в стоимости обучения. В зависимости от условий контракта цена обучения в частной школе может меняться каждый год. Но даже если стоимость остается неизменной, стоит учитывать, что материальное положение семьи может внезапно ухудшиться, а значит, ребенку придется перейти в государственную школу, привыкнуть к порядкам которой будет трудно.

Сколько стоит обучение ребенка в частной школе

Стоимость обучения в платной школе зависит от ее статуса, географического расположения, программ основного и дополнительного образования, формы обучения и других условий. Сумма складывается в том числе и из издержек, которые несет учебное заведение, и рациональности ведения бизнеса. К примеру, одна школа работает до 19 часов, а другая — до 20 часов. Лишний час пребывания оборачивается расходами на оплату труда персонала, дополнительное питание школьников и так далее. С другой стороны, занятым родителям с ненормированным рабочим днем зачастую сложно доехать до школы к 19 часам. Они предпочтут завершить важные дела и совещания и без спешки приехать на час позже. Или, например, у школ, имеющих здание в собственности, стоимость услуг может быть меньше. Ведь школы, находящиеся в арендованных помещениях, закладывают расходы на аренду в стоимость обучения.

Кроме того, некоторые школы устраивают различные маркетинговые акции: дают сезонные скидки, делают пересчет годовой стоимости особо старательным и успешным ученикам, предоставляют льготы на обучение второго и последующих детей из одной семьи. Таким образом, вычислить среднюю цену обучения в частной школе довольно проблематично. Негосударственные школы-пансионы, демонстрирующие высокую результативность по ЕГЭ, запрашивают за месяц учебы от 40 000 до 90 000 рублей. Сумма немаленькая, но она может стать очень выгодной инвестицией. Выпускники таких школ с практически стопроцентной вероятностью попадают на бюджетные места престижных российских вузов или выбирают учебу в ведущих университетах Старого и Нового Света. Однако прямой зависимости качества образования от стоимости нет: обучение в пределах 45 000–50 000 рублей может включать в себя все необходимые элементы для успешного поступления в вуз, обеспечить отличную языковую практику, подкрепленную дипломами и сертификатами международного образца. Кстати, выпускники частных школ, сотрудничающих с иностранными вузами, получают возможность учиться в Европе и США и при желании остаться там работать или, вернувшись в Россию, построить карьеру в крупной международной компании.

Пожалуй, каждый родитель хочет дать своим детям лучшее образование: ведь это залог успешного будущего. Верный выбор школы позволит повысить шансы ребенка поступить в престижный университет или колледж.

Как убедиться, что частная школа действительно хорошая

Залог качественного обучения — это в первую очередь налаженное и доверительное общение ребенка и педагога. Найти ключик к каждому ученику, разжечь интерес к окружающему миру и увлечь учебой могут только квалифицированные специалисты, любящие свое дело. Поэтому при выборе школы желательно побеседовать не только с руководством, но и с учителями, а также почитать отзывы в Сети. Престижный полупансион «Лучик» — одно из частных образовательных учреждений, заслуживающих внимания. Ученики «Лучика», их бабушки и дедушки, мамы и папы благодарят школу за доброжелательную атмосферу, внимательных и понимающих учителей, интересный досуг и вкусное питание. Такие признательные отзывы — важный показатель качества работы, но не единственный.

В образовательном учреждении должен систематически проводиться контроль качества обучения. Так, в «Лучике» регулярно проходят срезы знаний. Школа входит в Ассоциацию по управлению качеством образования при МЦКО и для объективной оценки учебного процесса привлекает внешних экспертов. Еще одно преимущество образовательного учреждения — гармоничное дополнение федеральных программ сертифицированными авторскими. А так как преподавание самых востребованных предметов желательно вводить с начальной школы, в«Лучике» углубленное изучение английского языка и информатики предусмотрено с первого класса. К тому же образовательное учреждение является сертифицированным центром по подготовке и проведению экзаменов, разработанных Департаментом экзаменов по английскому языку Кембриджского университета.

Не менее важно оценить условия, в которых детям предстоит учиться: школа обязательно должна быть оснащена средствами обеспечения безопасности. «Лучик» находится в собственном здании с большой охраняемой территорией.

Задавая вопросы о школе, следует уточнить и количество детей в классе. В классах «Лучика» не более 12 учеников, поэтому педагог может уделять достаточное внимание каждому ребенку и получать обратную связь по усвоенному материалу. К тому же так детям проще взаимодействовать друг с другом и заводить друзей.

Качественная частная школа ставит своей целью правильную профориентацию школьников и успешную подготовку к поступлению в вуз. Индивидуальный учебный план и возможность выбора ключевых предметов в старших классах позволяют глубже и осознаннее подойти к принятию решения, касающегося будущей профессии, а также получить более высокий карьерный старт. Проведение олимпиад, деловых игр и других подобных мероприятий порождает здоровое соперничество между детьми, формирует лидерские качества и учит добиваться своих целей.

Лицензия № 035957 от 27 февраля 2015 г. выдана Департаментом образования города Москвы.

Современные частные школы могут предложить широкий выбор образовательных программ, форм обучения, комфортные условия и индивидуальный подход к ученикам.

Частная школа может не только дать знания, но и максимально раскрыть потенциал ребенка.

Стоимость обучения в частной школе может зависеть от ступени, формы и образовательной программы.

При выборе частной школы стоит обратить внимание на рейтинг организации, отзывы, квалификацию персонала и наличие необходимых лицензий и аккредитаций.

Условия поступления в частные школы могут различаться в зависимости от внутренних правил образовательного учреждения и возраста ученика.

Вы­би­рая шко­лу для сво­е­го ре­бен­ка, ро­ди­те­ли час­то огра­ни­чи­ва­ют­ся толь­ко близ­ле­жа­щи­ми ва­ри­ан­та­ми. Од­на­ко мно­гие част­ные уч­реж­де­ния пред­ла­га­ют услу­гу пе­ре­воз­ки де­тей на собст­вен­ном школь­ном ав­то­бу­се.

2 млн рублей с вебинаров. Как привлекать учеников в частную школу

Когда школа Екатерины Хлюневой оказалась на грани закрытия из-за роста тарифов, она решила использовать интернет-инструменты для более интенсивного развития дистанционного направления. За месяц с помощью продающих вебинаров удалось найти около сотни новых учеников. А landing page еженедельно приводит ей по 2-3 школьника на удалёнку.

Екатерина Хлюнева пришла в систему образования в 1986 году. Тридцать лет назад в школах только появился новый предмет — основы информатики и вычислительной техники, и её пригласили в одно из заведений учить детей программированию. В то время классы не были оснащены компьютерами — их заменяли тетради и доска, а алгоритмический язык учили по учебнику. Но именно в эти непростые годы своей профессиональной деятельности Екатерина набралась опыта, и его оказалось достаточно для того, чтобы спустя 10 лет уйти из муниципальной школы сразу в бизнес. В 1997 году она открыла в Дзержинске частную школу имени Н.И. Лобачевского, которая работает до сих пор.

Смотрите еще:  Изменение графика работы по инициативе работодателя в 2019 году. Изменение режима работы по инициативе работника как оформить

Обучение на удалёнке

Последние три года Екатерина пробует развивать дистанционное отделение при очной школе — для учеников, находящихся на заочной и семейной формах обучения. Впрочем, новая глава в жизни школы имени Н.И. Лобачевскогоначалась с одного ученика — родители попросили перевести его на удалёнку. Для Екатерины такой запрос стал неожиданным, но она разглядела в онлайн-формате перспективы. И вот уже нынешний учебный год стал для её дистанционного отделения четвёртым.

В рамках нового формата обучения ученик еженедельно получает видеоконсультации по основным предметам через виртуальный личный кабинет на платформе «ЯКласс». После просмотра видеоматериала он может выполнить домашние задания, которые лично формирует и проверяет учитель. Оценки выставляются в федеральную сеть Дневник.ру. В конце четверти проводятся контрольные, а в мае — годовые работы по всему учебному плану. Таким образом, создаётся иллюзия полноценной школы, только ученик проходит уроки тогда, когда ему удобно. Физическое присутствие в школе необходимо только в рамках проведения госэкзаменов в 9 и 11 классах. В частную школу, которую открыла Екатерина, последний раз на экзамены приезжали дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Казахстана и даже ОАЭ и Канады.

По словам предпринимательницы, дистанционное обучение в рамках её школы стало логичным продолжением развития офлайн-формата.

Заведение имеет все необходимые документы: бессрочную лицензию, свидетельство об аккредитации. И для того, чтобы выйти в онлайн, достаточно было внести только изменения в устав, предварительно изучив законодательство и создав все необходимые внутренние документы. Но сложностей избежать всё равно не удалось.

Проблемы дистанционного образования

Екатерина вышла в онлайн, имея за плечами многолетний учительский и управленческий опыт. Одно время ей даже довелось руководить департаментом образования. Но четыре года назад возник риск закрытия очной школы — выросли тарифы на коммунальные услуги, и денег от учеников перестало хватать на то, чтобы компенсировать все затраты. «Я понимала, что нужно что-то придумать, чтобы поддержать школу,— вспоминает то время Екатерина. — Ведь я не могу повысить оплату за обучение, потому что моя школа находится в провинции. Так я решила развивать дистанционное направление. И первая задача, с которой я столкнулась, — надо увеличивать численность учеников. А в интернете предлагают только сайт в топ продвинуть».

Хорошо разбираясь в тонкостях офлайн-бизнеса, в интернете Екатерина потерялась — новое направление ей приходилось развивать буквально «на ощупь». «Мы продвигались через Яндекс.Директ и статьи в специализированных изданиях, но нужного результата не достигали», — рассказывает она. Был опыт сотрудничества с местной телекомпанией, но шесть отснятых сюжетов привели всего двух учеников.

По-прежнему помогало сарафанное радио — благодаря ему школа пополнилась учениками из других школ, регионов и даже стран. Возникла необходимость в разработке стратегии продвижения, но как это сделать, когда на рынке онлайн-образования уже зарекомендовали себя крупные конкуренты? Подобные услуги предлагает сегодня много школ, но в большинстве случаев у них нет ни очных учеников, ни здания, ни помещения, а зачастую и лицензии на образовательную деятельность.

Проблема рынка — в отсутствии каких-либо нормативных требований к дистанционным школам, считает Екатерина. Такие проекты могут называться школами, а по сути иметь в активе один кабинет. «Но, если я сейчас решу закрыть очную школу, чтобы заниматься только дистанционной, я потеряю и лицензию, и аккредитацию», — объясняет разницу Екатерина.

Ещё одна проблема — нехватка педагогов. Сегодня в штате школы имени Н.И. Лобачевского более 20 человек, они задействованы и в очном, и в дистанционном образовании. Для освоения нового формата требуются молодые кадры, но Дзержинск — город маленький, и найти подходящих педагогов здесь не так просто: молодёжи не хватает знаний, а преподаватели с именем не хотят осваивать инновационные методы.

Несмотря на трудности, в этом году Екатерина всё же ввела некоторые новшества — онлайн-уроки в живом эфире. На них разбираются типовые ошибки, которые ученики допускают при выполнении домашних заданий. Она уверена, что в онлайн-формат также можно перевести лабораторные работы и консультации по подготовке к контрольной работе.

Результаты обучения в Акселераторе

В поисках знаний в области современных технологий в июле 2019 года Екатерина пришла учиться в Акселератор онлайн-школ ACCEL. Она точно сформулировала проблему, которую ей предстоит решить. Поскольку частная школа нацелена на наращивание объёмов и привлечение большего количества учеников, дистанционное отделение, практически не требующее затрат, может сыграть в этом процессе ключевую роль. Нужно только найти эффективные инструменты, с помощью которых получится донести информацию о школе до целевой аудитории в интернете.

В августе, на момент запуска первых продающих вебинаров, в дистанционной школе Екатерины училось 135 учеников. Она наняла фрилансеров на настройку рекламных кампаний в соцсетях и начала раскручивать рекламу онлайн-встречи с директором дистанционной школы. Всего в рекламу было вложено 60 тыс. рублей.

По итогам этой кампании удалось провести четыре встречи. Продажи осуществлялись не на вебинаре, а после него: слушателям предлагалась скидка при условии, что они успеют оплатить обучение в течение 48 часов. После вебинара с потенциальными клиентами связывались по телефону, оформляли с ними договора, отвечали на дополнительные вопросы. В результате такой активности в онлайне на дистанционное обучение поступило ещё 88 учеников. Спустя 2,5 месяца обучения Екатерины в Акселераторе общее количество учеников на удалёнке составило 245.

С учётом того, что обучение на год стоит 24 тыс. рублей, серия из четырёх вебинаров позволила Екатерине заработать 2 млн 112 тыс. рублей.

После этого Екатерина запустила посадочный лендинг для сбора заявок. Как только кто-то регистрируется, с ним сразу же связываются по телефону. В неделю благодаря лендингу оформляется по 2-3 ученика. Принимать детей на обучение школа может в любое время в течение года.

Несостоявшийся онлайн-курс

После успешного запуска серии вебинаров Екатерина попыталась освоить более сложный формат — онлайн-курсы. Она решила стартовать в наиболее востребованной, как ей казалось, нише — подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Но результаты разочаровали.

Старт онлайн-курсов был намечен на 7 сентября. Перед этим Екатерина запланировала провести вебинар. На него было оставлено 140 заявок. «Но по факту присутствовало 8 человек, причём все они оказались учениками моей дистанционной школы, которым я обещала скидку на обучение», — удивляется Екатерина. Когда попытались разобраться с причиной провала, выяснилось, что вовремя не сработал сервис рассылки писем с приглашением на вебинар. Тогда сделали вторую попытку — и результаты оказались ещё хуже: всего было собрано порядка 80 заявок, но обзвон по ним показал, что люди вообще не готовы платить за курс. Общение с коллегами, которые пытались запустить онлайн-курсы в аналогичной нише, не прояснили ситуацию. Казалось бы, ОГЭ и ЕГЭ для школьников неминуемы, но покупать обучение даже со скидками потенциальные клиенты почему-то не спешат.

«Результаты работы в онлайне у меня есть, но как собрать именно онлайн-школу для меня пока остаётся загадкой», — признаётся Екатерина. Возможно, для начала нужно попробовать сменить нишу. И Екатерина готова это сделать — идей у неё много. Например, она всерьёз задумывается о том, чтобы открыть онлайн-школу грамотности. На бумаге этот курс уже разработан, осталось только записать видеоуроки.

Российский рынок онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

По данным Нетологии-групп, сегмент онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ занимает значительную долю на рынке дополнительного школьного образования, которое по прогнозам экспертов к 2021 году достигнет 6,9 млн человек.

Несмотря на то, что большинство школьников дополнительно занимается для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, 60% обучающихся по онлайн-программам параллельно работают с репетиторами в офлайн и онлайн-форматах.

Специалисты оценивают рынок онлайн-подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в 1,5 млрд рублей в год. Однако доля онлайна в денежном выражении составляет не более 7% от этого рынка. Основная доля остаётся за офлайн-занятиями с репетиторами и очными курсами.

И всё же эксперты считают, что у проектов по созданию полноценных, лицензированных онлайн-школ есть перспективы.

Комментарий Арсения Филина, основателя онлайн-школы GrandExam

Крупные игроки на рынке онлайн-образования остались те же — «Фоксфорд» и MAXIMUM. Небольшие проекты появляются и исчезают. «Яндекс» пытался войти в эту сферу — в прошлом году он запустил совместный проект с издательством «Просвещение», но значительную долю рынка занять не смог. Возможно, в этом году что-то изменится.

Появляется много личных онлайн-школ от отдельных преподавателей: они набирают группы по 100-200 человек и готовят их к экзамену.

Основных критериев успеха для развития подобных проектов два: квалифицированные преподаватели и сильная команда, которая готова долго и упорно работать над проектом.

Первая и основная сложность, с которой может столкнуться предприниматель, работающий в сфере онлайн-подготовки учеников, — как найти клиентов, вернее даже — как убедить родителей, что твой продукт действительно будет полезен их детям. Всё-таки большинство людей по-прежнему доверяют только индивидуальным репетиторам. Задача организаторов курсов — показать, что их преподаватели могут дать ребёнку больше, чем среднестатистический репетитор. И сейчас есть прекрасные возможности для этого — например, открытые мастер-классы в соцсетях.

Вторая большая проблема — это юридические вопросы, взаимодействие с ФНС. Нужно быть готовым к установке и интеграции онлайн-кассы, нужно продумывать, как оформить взаимоотношения с сотрудниками. Этот вид деятельности подразумевает лицензирование при наличии наёмных преподавателей, наличие подходящего помещения, учебных программ и т.д. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, новичку придётся потратить много времени и сил.

Основатель частной школы Алла Соломаха: «Почему я не миллионер!»

В России у родителей много претензий к качеству школьного обучения. Иван и Алла Соломаха, родители троих детей, к вопросу образования подошли фундаментально: открыли школу, где обучают по той программе, которую они сочли оптимальной. Но добрые дела редко совершаются без искушений. О сложностях и радостях частной православной школы рассказывает Алла Соломаха.

  • Иван Алексеевич, 44 года, руководитель проекта «А-молоко»
  • Алла Эдуардовна, 42 года, режиссер, выпускница РАТИ
  • Алексей, 10 лет
  • Анна, 8 лет
  • Николай, 6 лет
  • Место действия: село Ильинское Дмитровского района Московской области, школа при храме Рождества Христова (настоятель иерей Олег Давидкевич).

    Как возникла идея и что из этого вышло

    Изначально у нас не было идеи открывать школу. Я просто хотела, чтобы мой старший сын Алексей обучался по грамотной программе. Тогда, в 2014-м году, я ничего не знала ни про образование, ни про школы, но для сына хотелось выбрать самое лучшее. Начала сравнивать разные учебники, смотреть учебные заведения в Дмитровском районе Подмосковья – и поняла, что все это меня не устраивает. В первую очередь я стремилась к тому, чтобы нас окружали воцерковленные люди.

    В первую очередь я стремилась к тому, чтобы нас окружали воцерковленные люди

    Если бы в Дмитрове, как в Сергиевом Посаде, была православная гимназия, я бы отдала детей туда. Но здесь ничего подобного не было. Тогда я решила, что оформлю Алексея на семейное обучение и сама буду с ним заниматься. Но в таком обучении есть огромный минус: отсутствие общения с другими детьми. Дело даже не в социализации – под общепринятым термином я подразумеваю нечто иное и считаю школьную социализацию отсутствием социализации. Ребенку нужна здоровая конкуренция: он должен видеть, что вот это у него получается лучше, а это необходимо подтянуть. Так возник вопрос создания отдельного православного класса.

    Мы задумались: где будут проходить занятия класса? При нашем храме Рождества Христова в селе Ильинском было церковно-приходское здание, которое решили отремонтировать. Стали работать с документами и выяснили, что сто лет назад там как раз и располагалась школа. Это нас воодушевило; но когда мы пришли смотреть здание с архитектором и строителями, оказалось, что у него 100% износ. Отремонтировать не удастся. Тогда нашли место под новую постройку.

    Когда начиналась стройка, мы с Иваном оба недоумевали, зачем мы в это ввязались

    У нас был проект одноэтажного здания на плоском фундаменте, с мансардным этажом для подсобных помещений. Но в процессе стройки выяснилось, что фундамент класть нельзя из-за особенностей грунта. Нужно рыть котлован, заливать опорные стены – а это уже цокольный этаж. Когда был готов первый этаж, мы поняли, что на мансарде ничего не экономим, и можно почти за те же деньги сделать обычные стены и кровлю – так появился второй этаж. И из мини-проекта совершенно невероятным образом всё это выросло в огромное трехэтажное здание, включающее в себя классы, трапезную, спортзал, мастерские… Всё это возникло, к нашему ужасу. Когда начиналась стройка, мы с Иваном оба недоумевали, зачем мы в это ввязались. Вопрос, где брать деньги, стоял очень остро. И откуда они брались и берутся до сих пор, я не очень понимаю.

    О программе

    В России сейчас есть всего две программы, утвержденные ФГОСом, и при этом огромное количество всевозможных учебников. Любая школа может выбрать всё, что хочет. К сожалению, в большинстве учебников увеличение объёма информации идет не за счёт углубленного изучения предметов, а за счёт более сложного изложения материала. Как будто дети, приходя в школу, должны сами догадаться, что 1+1=2. Для детей это архисложно, им надо объяснять, а существующие программы не объясняют. Кроме того, школа сейчас направлена не на получение знаний, а на формирование универсальных учебных действий. Ребенок с первого класса должен знать, где найти информацию, как ее найти, как ее обработать – а по-хорошему эти навыки должны формироваться годам к 12. В начальной школе ребенок неспособен написать реферат, сделать самостоятельную работу – всё это приходится делать родителям и репетиторам. Обучаемы по такой программе только 20% детей – это дети с интеллектом выше среднего, и, в принципе, их можно научить по любой программе. Но 80% детей не могут так учиться, для них это слишком сложно.

    Когда я начала исследовать разные программы, я была в недоумении, потому что мне ничего не нравилось

    В нашей школе обучение идет по программе «Русская Классическая Школа». Когда я только начала исследовать разные программы, я была в недоумении, потому что мне ничего не нравилось. Мне вообще педагогика не близка, я по профессии актриса драматического театра, учить не умею и не люблю, умею работать только со взрослыми людьми. А дальше вмешался Божий Промысл. Моя подруга работала директором православной гимназии в Звенигороде. Я спросила ее, можно ли приехать, посмотреть, как там у неё всё устроено, – она, конечно же, пригласила меня. И вот я вошла в класс, и мне сразу же бросились в глаза учебники, лежащие на столе. Сначала они понравились мне внешним оформлением, а когда я начала их листать, и содержанием тоже. Я спросила: что это за программа? Мне ответили: Русская Классическая Школа. Разузнав о ней подробнее, я поняла: это то, что я искала. За несколько лет обучения я ни секунды не была разочарована своим решением и только благодарю Бога, что нашла эти учебники.

    Создатели Русской Классической Школы называют ее «природосообразной программой». То есть она не противоречит возрастным особенностям детей, их естественным потребностям. Обучаясь по этой программе, любой ребенок, не имеющий медицинских отклонений, способен выполнять домашние задания без помощи родителей. Во-первых, в учебниках очень грамотно излагается материал. Во-вторых, идет постоянная отработка полученного навыка, чего нет в программах, утвержденных ФГОСом. Кроме того, материал пропитан историей России, правильным православным духом, без нажима. История очень доступно преподается с первого класса. Детям прививают любовь к Родине, правильное отношение к семье. Далее, вся словесность – это Константин Ушинский. Блок математики – очищенные от идеологии советские учебники Пчелко и Поляка. Плюс занятия каллиграфией. Помимо того, что эстетически приятно посмотреть, как пишут дети, при письме пером и чернилами в юном возрасте формируется много полезных навыков. Еще мы ввели в нашей школе дополнительные предметы – шахматы, Закон Божий, английский, рисование, церковнославянский язык.

    Об экзаменах и ЕГЭ

    Меня пугали, что детей, родители которых выбрали семейную форму обучения, будут «резать» на итоговых работах в школах, предвзято относиться… Должна с радостью и благодарностью сказать, что нас это никак не коснулось. Директор школы, в которой мы аттестовываемся, к нам внимательна, учителя помогут и подскажут, все доброжелательны и идут на контакт – это очень приятно. Когда мы приходим сдавать итоговые контрольные работы, мы пишем те, которые приняты в школе. И для наших детей это не составляет труда. Я объясню, почему.

    Главная проблема современных младшеклассников (помимо сложных программ) – то, что они заучены. Особенно если родители хотят, чтобы ребенок был отличником, нанимают ему репетиторов – он напряжется и выучит. Но потом программа усложняется, появляются новые предметы, где нужно думать, анализировать – а он думать не научен. Его никто не просил думать – его просили знать и отвечать. И желательно отвечать на 100 баллов, в крайнем случае – на 86, потому что 85 – это ухудшение показателей и снижение рейтинга. Мало того, что ребенок постоянно участвует в борьбе за рейтинг, о чем он вообще не должен знать в этом возрасте, он находится в бесконечном стрессе и уже со 2–3 класса думает, как он будет сдавать ЕГЭ.

    Я считаю, что человека, обладающего фундаментальными знаниями, можно натаскать на решение тестов ЕГЭ за полгода. Вопросы там простые, времени дается много; самое сложное – понять, чего от тебя хотят, потому что задания сформулированы очень заковыристо. Теряешь мысль на третьем предложении. Уже с первого класса задания формулируют только так.

    Мы весь год учимся по своей программе, а когда подходит время сдачи тестов в школе, за месяц начинаем готовиться. Когда дети читают задания в первый раз, они вообще не понимают: что от них требуется? Мы разбираем тексты один раз, другой, и за месяц дети начинают понимать, как это делать. В принципе, в тестах всё то же самое, что мы изучаем на своих уроках: определить подлежащее, сказуемое и так далее, –но сформулировано очень сложно. И поскольку наши ученики получают углубленные знания в доступной форме, они не испытывают замешательства, отвечая на вопросы тестов.

    Об учителях

    Труднее всего найти хороших учителей, потому что человеческий фактор просчитать невозможно. Я делала ошибки и до сих пор в поиске оптимального алгоритма действий. Пока я склоняюсь к тому, что не хочу брать на должность учителя начальных классов человека, который долгое время проработал именно в младшей школе (хотя в нашей школе есть два таких педагога, но это, скорее, исключения). Таким педагогам очень трудно перестроиться. Лучше взять учителя-предметника. У него есть педагогическое образование, но нет стереотипов обучения младшеклассников. Ему гораздо легче с нуля понять эту программу и понять, что от него требуется. Переделывать устоявшиеся навыки крайне сложно.

    И самый главный критерий – учитель должен любить людей. Он должен быть добрым. Потом уже все остальные качества; в первую очередь – добрым. Набирая детей в школу, я сталкиваюсь с проблемами психологического характера, с возрастными особенностями. Конечно, детей можно сделать удобными с помощью грамотных манипуляций – они станут очень послушными, будут сидеть тихо, отвечать четко, но это бомба замедленного действия. Для детей такое поведение противоестественно, они не должны такими быть. Идёт подавление их воли, а подавляемая воля в каком-то возрасте выльется в большие проблемы. И учитель должен маневрировать, чтобы и дисциплину соблюсти, и ребенка не переломать через колено – такое может только добрый человек, потому что доброта развивает терпение.

    Учителей нужно разгружать от лишних функций, иначе они очень быстро выгорают

    Сейчас у нас очень хороший коллектив. Моя функция – обеспечивать атмосферу в школе. Я слежу за тем, что происходит, учителя дают мне отчёт о проведенной работе. Конечно, это не та отчётность, которая сейчас существует в школах; у нас нет никакой бумажной волокиты. Зарплата наших педагогов не зависит от количества часов. Учителей нужно жалеть, разгружать от лишних функций, иначе они очень быстро выгорают и на уроках просто механически начитывают материал.

    О финансах и родителях

    Зарабатывать в сфере образования очень сложно. Начнем с того, что классы должны быть от 15 человек и больше. В нашей школе сейчас три класса, в одном 5 учеников, в двух других по два. Я прихожу к выводу, что оптимальное количество человек в классе – не больше 6. 10 – это максимум. Родители учеников вносят пожертвования, чтобы мы могли оплачивать учителей, но эти деньги покрывают лишь 50% наших расходов. У меня достаточное количество желающих поступить в школу, имеющих возможность платить деньги, но у нас с ними разные цели. Людям просто удобно здесь учиться по каким-то своим соображениям, они решают свои проблемы. А я бы хотела видеть в школе многодетных православных мам, и поэтому я все время развожу руками и говорю: ах, почему я не миллионер. Если бы я имела возможность брать детей, которые мне нравятся, в том количестве, которое мне нужно, это было бы идеально. Но Господь так не устраивает, у Него другие планы. Не надо думать, что мы благотворители и меценаты – ничего подобного. Очень часто случаются кризисы, что у меня, что у Ивана; хочется всё бросить, закрыть, зарыться головой в песок и ничем этим не заниматься, потому что это: а) огромные вложения; б) страшные искушения.

    Я через день говорю себе: зачем я это делаю?! Особенно когда сталкиваюсь с родителями. Прежде чем допустить ребенка к занятиям, я со всеми родителями провожу часовые беседы. Я их пугаю, практически отговариваю: у меня диктатура, будет только так, как уже есть, никакие ваши «хочу по-другому» здесь не учитываются. У нас православная школа. Ваши взаимоотношения с Богом – это ваше дело, но если мы в школе молимся перед уроками, перед едой, после еды, рассказываем о церковных праздниках, а дома вы ребенку говорите, что это все неправда, – это плохо кончится, для ребенка прежде всего. У меня был случай, когда родители мне сказали: «Нас все устраивает», а через год я случайно узнала, что их дети даже не крещены. Просто у людей есть какой-то свой план на жизнь, и им не до моих идей. А в идеале хотелось бы единомышленников, людей, на которых можно было бы рассчитывать. Но таких мало, и такие чаще всего неплатежеспособны.

    Одна мама, сердясь на дочку, говорит ей: «Заберу из школы!». Для дочки это страшное наказание

    Я каждый день формулирую перед Богом вопрос: что мне делать дальше? Мысли мои все время трансформируются, но я твердо знаю, что перспективы школы зависят от людей, которые будут меня окружать. Если люди готовы идти со мной дальше – я буду их тянуть. У меня комплекс ответственности – я уже их взяла, они на меня рассчитывают. Если я буду понимать, что люди не собираются ехать на мне, а встанут со мной в одну упряжку, – я буду продолжать заниматься школой. Если нет – значит, нет. Но пока я не вижу для своих детей возможности пойти в обычную школу, и, значит, буду продолжать проект.

    Мне хотелось сделать альтернативу. Казалось, если я покажу людям, что можно учить детей по-другому, они придут в восторг и кинутся мне помогать. В реальности получается не так. Очень многие родители не готовы включаться – кто преподает, что преподает. Кому-то просто надо, чтобы ребенка перевоспитывали, потому что дома с ним не справляются. Но, к счастью, рядом есть и те, благодаря которым находятся силы и возрастает желание идти дальше, крепнет вера, что всё не зря. Я очень благодарна моему духовному отцу протоиерею Димитрию Рощину, который еще в самом начале проекта сказал мне, что Господь любит решительных. Духовник нашей школы иерей Олег Давидкевич постоянно поддерживает мой дух. А дети просто радуют – ходят в школу с удовольствием, им здесь хорошо. Одна мама даже, сердясь на дочку, говорит ей: «Заберу из школы!». Для дочки это самое страшное наказание. Так что на чаше «искушение-благодарность» пока перевешивает благодарность. И радость. Слава Богу!

    Субсидирование частных школ при нахождении на обучении детей с инвалидностью

    Добрый день. Скажите пожалуйста, при обучении ребенка с инвалидностью в частной школе. Выплачивается ли субсидирование обучения детей-инвалидов в частных образовательных организациях в том же размере, что и в государственных образовательных организациях по ВСЕМ уровням образования?

    Положена ли субсидия частной школе или родителям?

    В каком размере?

    Как можно ее оформить?

    Какой порядок действия?

    Ответы юристов ( 1 )

    Доброе время суток.

    Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 6 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.Таким образом, частные школы и детские сады могут получать финансирование от субъекта РФ путем предоставления им субсидий.Школа может претендовать на такое винансирование, только в случае, если ваши основные общеобразовательные программы прошли государственную аккредитация.Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ субсидии частным общеобразовательным организациям предоставляются в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание такими организациями государственных (муниципальных) услуг т.е. такое финансирование не является обязательным для самой частной школы или садика. Можно соглашение не заключать и не обращаться в соответствующий орган субъекта РФ за получением такой субсидии.При этом важно также помнить, что частные ОО при получении субсидии на финансовое обеспечение получения образования соответствующего уровня, не могут взимать дополнительно плату с родителей (законных представителей) на реализацию образовательной программы, то есть если вы получили деньги от государства на реализацию конкретной образовательной программы, то получать деньги от родителей на реализацию такой же программы вы не можете.

    Оформление субсидии образовательным учреждением должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными распорядителем средств, выделяемых из федерального, местных (муниципальных) бюджетов.

    Для этого на федеральном, муниципальном уровнях созданы соответствующие нормативные акты, в которых оговариваются условия предоставления этих средств.

    Образовательные учреждения, которые претендуют на получение субсидии, должны отвечать основным требованиям:

    вести деятельность в сфере образования на территории определенного муниципального округа на протяжении установленного требованиями данного муниципалитета срока (обычно от 1 года);
    реализовывать программы по массовому обучению, повышению квалификации;
    функционировать на основании лицензий, предоставляющих право вести деятельность в сфере образования;
    не пребывать на стадии банкротства, в ликвидационном, реорганизационном состоянии;
    не иметь задолженностей по заработной плате;
    не должно быть зафиксировано приостановки в порядке, который предусматривается КоАП РФ;
    долги перед бюджетами любых уровней должны отсутствовать;
    оказание услуг образовательного характера должно соответствовать установленным и утвержденным МОН программам по направлениям, предусмотренным федеральными и муниципальными нормативными актами;
    предоставлять образовательные услуги должны специалисты, имеющие высшее профессиональное образование и опыт преподавания (обычно не меньше 2 лет) в соответствии с требуемыми направлениями.
    Если заявитель претендует на получение субсидии, предназначенной для возмещения расходов при обучении молодежи до 30 лет, он должен иметь соответствующий уровень – это должно быть высшее или средне специальное образовательное заведение.

    Для получения субсидии нужно подготовить документы:

    заявление установленной формы;
    подтверждающие полномочия представителя образовательного учреждения на подачу документов;
    копии учредительных документов юрлица, заверенные руководителем учреждения образования (договор учреждения, устав);
    образовательные программы (обучения, повышения квалификации), внедряемые данным образовательным учреждением;
    подтверждающие наличие штатных специалистов (привлекаемых из других образовательных учреждения на законных основаниях) соответствующего направления деятельности, и имеющих достаточный опыт и квалификацию;
    выписку из ЕГРЮЛ из налогового органа;
    справку об уплате обязательных платежей в бюджет государства (налоги, сборы, страховые взносы, и др.);
    справку из ПФ РФ о произведенных расчетах по взносам на страхование, о начисленных и уплаченных штрафах, пени;
    лицензию на ведение деятельность в сфере страхования (копию).
    Возможно понадобятся и другие документы, перечень которых определяется федеральными или муниципальными нормативными документами, регулирующими предоставление субсидий.

    Как открыть школу английского языка: личный опыт

    Как обустроить помещение, на чём можно сэкономить, как продвигаться и контролировать учебный процесс — полезное для тех, кто планирует открыть языковую школу.

    Основатель и главный преподаватель Back to School.

    У меня была мечта — открыть школу английского языка. Я изучила опыт других бизнесменов, продумала методику преподавания и приступила к действию. Наша школа работает больше года, мы успели расшириться и думаем над открытием филиалов.

    Расскажу о своём опыте и о том, как избежать обидных ошибок при открытии языковых курсов.

    Многим кажется, что на первом этапе важнее всего найти заинтересованных людей. Поговорить с ними, рассказать, что скоро откроется новая языковая школа: «Запишитесь и чуть-чуть подождите». На самом деле, будущие студенты скорее пойдут на действующие курсы, благо рынок развит и выбора хватает. К тому же никто не отменял фактор неожиданности. Пока помещение готовится, может произойти что угодно: соседи затопят или рабочие перестанут выходить на связь. В случае форс-мажора выполнить обязательства перед учениками не получится.

    Запомните: сначала ищем место для будущей школы, потом набираем учеников.

    Найдите помещение, наведите в нём порядок и оборудуйте классы. Ищите учеников на последнем этапе обустройства. Нам потребовалось две недели на открытие и ещё две недели на комплектацию первых групп.

    В классах должно быть одинаково комфортно проводить групповые и индивидуальные занятия / фото Back to School

    Что касается географии. В Москве ищут школу поближе к дому или работе, чтобы не ездить 4 часа туда и обратно. В небольших городах географическое положение школы не играет особой роли. Мой знакомый занимается бизнесом в сфере услуг. У него несколько филиалов в разных точках города, при этом 80% клиентов приходят в центральный офис. Поэтому мы открыли школу в центре города — в Казани развит общественный транспорт, это помогает в работе.

    Сколько понадобится денег для открытия — сказать трудно. Слишком много переменных. Усреднённый показатель для новой школы равен 300 тысячам рублей — столько инвестиций понадобилось и нам. В зависимости от города сумма может превысить полмиллиона рублей. И это нормально, всё зависит от бюджета и амбиций школы.

    Что входит в бюджет для открытия

    • Оплата аренды помещения на два месяца. Обычно просят заплатить сразу за несколько месяцев, к этому стоит быть готовыми. Моллы и некоторые бизнес-центры могут запросить «входной билет» — фиксированный платёж, который будет лежать на счёте у арендодателя. При расторжении договора деньги вернут.
    • Мебель. Обстановка должна быть удобной, симпатичной и не проедать бюджет. Хороший вариант — IKEA.
    • Создание сайта, если он нужен. Для языковой школы подойдёт бесплатный одностраничник на Tilda или профиль в социальной сети.
    • Реклама. Об этом дальше.

    Первое время школа будет уходить в минус или ровный ноль. Сколько это продлится, зависит от вас и вашей активности. Факторов и переменных хватает. Например, если набить группы до 12 человек, прибыль не обязательно вырастет — многих учеников большие группы отталкивают. Придётся искать баланс. И так со всеми аспектами работы.

    Поставьте себя на место клиента. Новая языковая школа для него — загадка. Сразу и не угадаешь, хорошая она или нет. Опытные ученики знают, что где-то хорошо выстроен учебный процесс, но помещения в бедственном состоянии. Другие школы вкладываются в красивую картинку и экономят на преподавателях. Успех — в балансе формы и содержания.

    На чём можно сэкономить

    На преподавателях экономить нельзя, остальное обсуждаемо. Расскажу, как сэкономили мы.

    1. Ремонт делали своими руками. Ночами сидели и красили фирменный зигзаг, ещё выполняли другие косметические работы.
    2. Составили смету. Мы точно знали, что нам нужно, вплоть до количества карандашей и тряпок. Так мы избежали лишних покупок и нервной езды по магазинам в последний момент.
    3. Искали лучшие предложения. Обходили магазины, сравнивали цены и выбирали подходящие варианты.

    На подготовительном этапе перед школой стоит задача рассказать о себе как можно большему количеству людей. Никто не скажет, какая реклама сработает на 100%. В одном случае «выстреливает» контекстная, в другом — раздача листовок, в третьем — акция «Приведи друга».

    Мы делаем ставку на Instagram, отзывы в интернете и сарафанное радио.

    В Instagram вкладываем много сил: там основная информация о нашей школе и полезный контент. Я веду видеорубрику об изучении английского языка, выкладываю Stories о жизни школы.

    Мы просим студентов после выпуска оставлять отзывы в интернете. Чаще пишут на Zoon и «Фламп». Интересный факт: ученики, узнавшие о нас из отзывов, признались, что искренность написанных слов подкупила их. Так и сказали: сразу видно, что настоящие и душевные.

    Сильно помогает сарафанное радио. Довольные студенты приходят учиться на следующую ступень, приводя родственников и друзей.

    Попробуйте виды рекламы, которые вам кажутся эффективными, замеряйте результаты.

    Был неудачный опыт рекламы у популярного блогера. Заплатили 5 000 рублей за рекламный пост, а статистика получилась хуже некуда: переходов мало, лайков практически нет. Возможно, не попали в целевую аудиторию или ожидали слишком многого от продвижения таким способом. Поэтому стоит тщательнее подходить к выбору блогера для рекламы: проверять его аудиторию и изучать аккаунт на возможные накрутки.

    Для продвижения мы рассматривали и генератор купонов Biglion, но там очень жёсткие условия. Думаю, эта площадка не для языковых школ.

    Учебный процесс и ответственность

    Языковая школа — непростой бизнес. Если не готовы посвящать этому делу всё время, лучше не начинать. Руководитель школы ответственен за всё, что происходит в её стенах. Не хватило ластиков? Возникла путаница в расписании? Во всём виноват руководитель. Как минимум, он не выстроил систему учёта и контроль качества.

    Как я контролирую учебный процесс? Просто в любой момент могу прийти на урок. Слежу за работой преподавателей и эмоциями студентов, записываю замечания. На планёрках мы проводим «разбор полётов». Это нормальный процесс, не надо бояться указывать людям на недостатки в их работе.

    Качество преподавания заложено в KPI преподавателей. Средств для мотивации хватает: заработная плата, разумная нагрузка и карьерный рост. Наша цель — открыть сеть школ. В интересах школы ставить во главе филиалов опытных и проверенных преподавателей.

    В разное время года работа строится по-разному, но она продолжается. По моему мнению, сезонность языковых школ — стереотип. Если самому работать и активно искать новых студентов, то никакого спада не случится. Кому-то летом учиться комфортнее, другие берут отпуск и проводят его с пользой для языковой практики. Этим летом мы организовали языковой лагерь для школьников. Школа была забита с утра до вечера.

    Получить статус бизнесмена легко, труднее ему соответствовать. Зайдите на сайт налоговой и зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель. Всё. Можно работать: оказывать платные услуги, арендовать помещение и нанимать персонал. С точки зрения закона, это будут консультативные курсы, то есть полноценные сертификаты ученикам выдавать не получится.

    Когда школа наберёт масштаб, стоит задуматься о лицензии на образование. Её получение — долгий и трудоёмкий процесс. Приготовьтесь к рутине и сбору документов, чтобы открыть негосударственное образовательное учреждение (НОУ) или ООО. Дополнительный бонус — клиенты смогут вернуть НДФЛ, а это сильное преимущество.

    Лучше охватить больше направлений. Я как преподаватель работаю в трёх: со взрослыми, подростками и при подготовке к языковым экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ, IELTS, TOEFL). Для детских курсов и других направлений я нашла хороших преподавателей.

    На рынке труда много сильных специалистов. Другое дело, подойдёт ли человек вашей школе. Наши преподаватели проходят два этапа собеседования. На первом кандидата ждёт интервью на английском и тест. Его цель — подтвердить уровень знания языка Advanced. После преподаватели обучаются авторской методике обучения. Если освоили её без проблем, приступают к работе.

    Универсальные советы

    1. Ваша вовлечённость — важный фактор. Сидеть в кресле директора и следить за процессами не выйдет, формат языковой школы обязывает работать «в поле». Поэтому ответьте на два вопроса: так ли хорошо вы знаете английский и готовы ли преподавать наравне с другими учителями? Даже опытного преподавателя придётся переучивать под формат школы, и это нормально. Лучше разговаривать с ним на одном языке.
    2. Идея отличает школу «на один сезон» от той, что надолго удержится на рынке. Чаще она выражается в новаторской методике обучения. Ответьте честно: зачем клиенту идти учиться именно к вам?
    3. Рынок конкурентный и агрессивный. Перестанете развиваться в бизнесе и английском языке — моментально потонете.
    4. Любите своё дело и думайте об успехе студентов. Тогда ваша школа будет успешной.

      Смотрите еще:  Заявление на материальную помощь на оздоровление образец рб. Образец заявления на материальную помощь по болезни