План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Ликвидация эксплуатации

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

Одним из документов, необходимых для получения/переоформления лицензии на эксплуатацию ОПО, является План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА), который необходимо согласовывать с ПАСФ. ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” устанавливается обязанность разработки данного документа для следующих объектов:

  • объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
  • объекты черной и цветной металлургии, оборудование которых рассчитано на максимальное количество расплава 500 кг и более;
  • объекты, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых;
  • объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси.
  • Действующее на сегодня положение для этого документа (утв. Постановлением Правительства РФ № 730 от 26.08.2013) вступило в силу 1 января 2014 г. Согласно новым нормам, ПМЛЛПА разрабатывается для целей обеспечения готовности организаций, обслуживающих ОПО, к действиям по локализации и/или ликвидации последствий аварий на данных объектах.

    Обратите внимание, что в связи с новой классификацией опасных производственных объектов, план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет новые сроки действия:

  • для угольных шахт и ОПО, где проводятся горные работы в подземных условиях, – 6 месяцев;
  • для ОПО, где проводятся открытые горные работы либо работы по обогащению полезных ископаемых, – 1 год;
  • для ОПО I категории опасности – 2 года;
  • для ОПО II категории опасности – 3 года;
  • для ОПО III категории опасности – 5 лет.

Разработка плана мероприятий предупреждения и ликвидации аварий

В план мероприятий должны быть включены:

  • Потенциальные сценарии возникновения и развития аварий на ОПО.
  • Алгоритм первоочередных действий при получении сигнала об аварии на ОПО.
  • Информация о достаточном количестве сил и средств, применяемых для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и соответствующих задачам устранения инцидентов. Важно при этом указать, нужно ли привлекать профессиональные аварийно-спасательные формирования.
  • Схема взаимодействия указанных выше сил и средств, а также их состав и дислокация.
  • Порядок обеспечения постоянной готовности к ликвидации последствий аварий на ОПО с указанием организаций, которые ответственны за поддержание сил и средств в установленной степени готовности.
  • Сведения об организации управления, связи и оповещения при аварии на ОПО.
  • Информация о системе взаимного обмена информацией между организациями, участвующими в локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Порядок действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по ликвидации аварийных ситуаций.
  • Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности местного населения.
  • Сведения об организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации аварий на ОПО.
  • Документация и информация, необходимая для разработки Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

    1. Ф.И.О., должности, телефоны, факсы руководителей высшего звена (генерального директора, главного инженера, технического директора, начальника производства).
    2. Почтовый адрес объекта.
    3. Дата ввода в эксплуатацию и последнего капитального ремонта.
    4. Общая занимаемая площадь.
    5. Перечень технологических сооружений и оборудования (с указанием работоспособных технических систем автоматической защиты и пожаротушения, сигнализаций, блокировок, решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности).
    6. Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
    7. Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта.
    8. Периодичность проверки знаний норм и правил по охране труда и пром. безопасности.
    9. Оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований (ЕСЛИ ЕСТЬ) Табель их технического оснащения. Транспортное обеспечение. Копии удостоверений спасателей.
    10. Список аварийно-спасательного инвентаря на объекте (наименование, количество, место расположения).
    11. Существующие инженерно-технические и организационные мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Оперативная система связи.
    12. Статистика аварийности на объекте (дата, характеристика аварии, причина аварии, последствия аварии).
    13. Копия схемы оповещения об аварийной ситуации.
    14. Список должностных лиц, подразделений и организаций, которые должны быть немедленно извещены об аварийной ситуации (Ф.И.О., адрес, телефон).
    15. Копия приказа о назначении ответственных по предупреждению и ликвидации ЧС.
    16. Копия газовой схемы.
    17. Копия инструкции по безопасной остановке оборудования входящего в состав объекта.
    18. Копия Плана по ликвидации аварий (ЕСЛИ ЕСТЬ).
    19. Копия приказа о резерве финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации опасного объекта.
    20. Выкопировки из генплана с указанием экспликации существующих помещений и оборудования.
    21. Копия договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) с целью проведения аварийно-спасательных работ на объекте при возникновении аварийной ситуации, свидетельство об аттестации АСФ на право проведения соответствующих работ.

    После разработки, ПМЛЛПА утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, а также руководителем аварийно-спасательного формирования, с которым заключен договор на обслуживание ОПО.

    Списание основных средств: образцы приказов

    Принятие на учет, движение и выбытие основных фондов регламентируется в бухгалтерском учете ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Приказ Минфина 26н от 30.03.01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (ОС) (Приказ Минфина 91н от 13.10.03).

    Списание стоимости имущества с учета производится в случае его выбытия или неспособности приносить экономические выгоды в будущем. Выбыть объект может в случае:

  • продажи;
  • дарения;
  • прекращения использования из-за морального или физического износа;
  • ликвидации при чрезвычайной ситуации;
  • выявления недостач при инвентаризации;
  • передачи в виде вклада в уставный капитал другой компании;
  • иных случаях.
  • В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95.

    Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средств можно скачать в конце статьи.

    Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.
  • Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

    При выявлении морально устаревшего или испорченного оборудования комиссия может принять решение о ремонте, восстановлении ОС либо о его ликвидации.

    Образец приказа на инвентаризацию основных средств

    Ремонт, модернизация и реконструкция

    Чтобы ОС можно было эксплуатировать длительный период, необходимо проводить его ремонт. В ходе ремонта не улучшаются характеристики объекта, а лишь поддерживается его жизнеспособность. Затраты на ремонт относятся к расходам текущего периода и в бухгалтерском и в налоговом учете (п.1 ст. 260 НК РФ ).

    Модернизация или реконструкция оборудования проводится в целях улучшения характеристик его работы, мощности, увеличения срока полезного использования или изменения его назначения. Расходы на проведение таких работ учитываются как капитальные вложения и увеличивают стоимость модернизируемого объекта (п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ ).

    Начисление амортизации по реконструируемому или модернизируемому оборудованию продолжает начисляться весь период работ. Но если работы по модернизации и реконструкции будут продолжаться более 12 месяцев, то начисление амортизации следует прекратить до момента окончания работ (п. 2 ст. 322 НК РФ ).

    Образец приказа на модернизацию основного средства

    В период простоя ОС может быть переведено на консервацию. Данная процедура включает комплекс мероприятий по сохранению целостности и исправности имущества, пока его не начнут использовать в деятельности вновь.

    Порядок консервации объектов разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно. Следует иметь в виду, что перевод на консервацию простаивающего оборудования не является обязанностью компании, такое решение принимается руководством компании.

    Затраты на консервацию и на вывод из неё оборудования включаются в расходы предприятия в текущем периоде. При переводе на консервацию следует иметь в виду, что имущество на этот период не будет освобождено от обложения налогом на имущество. А вот начисление амортизации следует приостановить при консервации объекта на срок более трех месяцев (п. 2 ст. 322 НК РФ ).

    Образец приказа о консервации основных средств

    Для определения возможности дальнейшего использования объекта имущества, решением руководства компании создается комиссия в которую включаются ответственные за сохранность имущества лица, технические специалисты, финансовые работники (п. 77 Приказа Минфина 91н от 13.10.03).

    Смотрите еще:  Нотариус в ветке. Савина нотариус

    На комиссию возлагаются обязанности по обследованию объекта, принятию решения о его ликвидации, выявлению причин невозможности дальнейшей эксплуатации и виновных в этом лиц, а также составления акта на списание. Акт на списание может быть разработан организацией самостоятельно, а может быть использована одна их унифицированных форм: ОС-4, ОС-4а, ОС-4б (Постановление Госкомстата РФ 7 от 21.01.03). На основании акта списывается объект с учета и в его инвентарной карточке ставится отметка о выбытии.

    Остаточная стоимость списываемого объекта отражается во внереализационных расходах и в бухгалтерском и в налоговом учете на дату акта на списание. Также во внереализационных расходах следует отразить затраты на демонтаж, вывоз и иные действия, связанные с ликвидацией объекта.

    Составные части ликвидируемого объекта, пригодные для дальнейшего использования, приходуются по текущей рыночной стоимости, с отражением во внереализационных доходах.

    Налоговый учет операций по частичной ликвидации ОС

    На практике нередки ситуации, когда организация до истечения срока полезного использования объекта ОС ликвидирует не весь объект, а лишь какуюто его часть. При этом гл. 25 НК РФ не содержит норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией (для полной ликвидации такие нормы имеются). А между тем вопросов, связанных с данной операцией, более чем достаточно.

    Какими документами оформлять частичную ликвидацию объекта ОС? Как отразить материалы, полученные в процессе частичной ликвидации? Можно ли учесть сумму недоначисленной амортизации в отношении ликвидированной части? На эти вопросы вы найдете ответы в данном материале.

    Документальное оформление

    В соответствии с п. 77 — 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС процесс ликвидации основного средства начинается с оформления приказа о назначении ликвидационной комиссии для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанного объекта; в состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

    При ликвидации объекта составляется акт о списании, в котором отражаются краткая характеристика объекта, оценка его состояния на дату списания, информация о затратах и поступлениях, связанных с ликвидацией. Кроме того, акт должен содержать год создания объекта, дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость, сумму начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей.

    Акт на списание основных средств утверждается руководителем организации.

    Сведения о списании вносятся в разд. 4 инвентарной карточки учета объекта основных средств или в карточку группового учета (можно воспользоваться унифицированной формой ОС-6).

    Акт о списании (частичном списании) объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств. Организации нужно так оформлять документы, чтобы из них однозначно следовало, что речь идет именно о частичной ликвидации, причем завершенной.

    Об учете суммы недоначисленной амортизации по ликвидируемой части объекта ОС

    Вот что по этому поводу думает Минфин (письмо от 03.12.2015 № 030306/1/70529):

  • в случае ликвидации части объекта основных средств сумма недоначисленной амортизации по ликвидируемой части объекта также подлежит включению в состав внереализационных расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ при использовании линейного метода начисления амортизации;
  • при ликвидации части объекта основных средств, амортизация по которому начислялась нелинейным методом, сумма недоначисленной амортизации будет продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы), поскольку в силу п. 13 ст. 259.2 НК РФ при ликвидации выводимого из эксплуатации основного средства, амортизация по которому начисляется нелинейным методом, налогоплательщик исключает данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения ее суммарного баланса на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава.
  • Применение пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в случае частичной ликвидации ОС считают возможным и арбитры. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 № 09АП-27076/2010АК по делу №А40-51736/1090292 говорится, что понятие «ликвидация основных средств» является общим понятием, охватывающим в том числе более частное понятие «частичная ликвидация основных средств». В связи с этим в отсутствие специального регулирования указанная норма подлежит применению и к случаям частичной ликвидации ОС.

    Итак, налогоплательщику следует определить первоначальную (остаточную) стоимость и начисленную амортизацию, приходящиеся на ликвидируемую часть и на оставшуюся. Алгоритмы таких расчетов налоговым законодательством не установлены. Налогоплательщик должен самостоятельно разработать порядок расчетов (закрепив его в учетной политике).

    Например, в Письме от 27.08.2008 № 030306/1/479 Минфин предлагает долю ликвидируемого имущества исчислять в процентном отношении (подлежит ликвидации столькото процентов амортизируемого имущества). Эту долю определяет специальная комиссия (см. п. 77 — 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).

    Организация может обратиться к профессиональным оценщикам, если, например, ликвидируемая часть по своим физическим характеристикам не соответствует оставшейся части и процентное соотношение некорректно отражает стоимость этих частей.

    Пример 1

    Организации на праве собственности принадлежит основное средство, первоначальная стоимость которого — 1600000руб. Объект был приобретен и введен в эксплуатацию в феврале 2017 года.

    Объект относится к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет включительно). В налоговом учете амортизация по нему начисляется линейным методом. Срок полезного использования — 200 месяцев. Ежемесячная норма амортизации составила 0,5% (1 / 200 мес. x 100%). Сумма амортизации, начисляемой ежемесячно, равна 8000руб. (1600000руб. x 0,5%).

    Организация приняла решение о частичной (30%) ликвидации объекта. Дата окончания работ по ликвидации — 31.03.2019.

    К моменту ликвидации части объекта сумма начисленной амортизации (с марта 2017 года по март 2019 года включительно) составила 200000руб. (8000руб. x 25 мес.), а остаточная стоимость — 1400000руб. (1600000 200000).

    Первоначальная стоимость ликвидируемой части ОС равна 480000руб. (1600000руб. x 30%), а сумма начисленной амортизации, приходящаяся на эту часть, — 60000руб. (200000руб. x 30%).

    Остаточную стоимость ликвидированной части объекта в размере 420000руб. (480000 60000) налогоплательщик включит во внереализационные расходы в&nbp;марте 2019 года.

    На 01.04.2019 первоначальная стоимость, по которой основное средство будет числиться в налоговом учете, равна 1120000руб. (1600000 480000), а сумма начисленной амортизации — 140000руб. (200000 60000).

    Что касается нелинейного метода, в соответствии с абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным СПИ амортизации включаются в состав внереализационных расходов только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ.

    Таким образом, порядок, прописанный в этой норме для основных средств с истекшим сроком полезного использования, применяется и для ОС, ликвидируемых до этого срока, в том числе частично ликвидируемых.

    Пример 2

    Воспользуемся данными примера 1 с той разницей, что амортизация по объекту начислялась нелинейным методом.

    В пункте 1 ст. 257 НК РФ содержится формула расчета остаточной стоимости по истечении n месяцев после включения ОС в соответствующую амортизационную группу:

    Sn = S x (1 0,01 x k) n , где:

    S — первоначальная стоимость ОС (1600000руб.);

    n — число полных месяцев, прошедших со дня включения указанного объекта в соответствующую амортизационную группу до дня его исключения из состава этой группы (25 месяцев — с марта 2017 года по март 2019 года включительно);

    k — норма амортизации (для седьмой амортизационной группы равна 1,3).

    Остаточная стоимость помещения на 01.04.2019 равна 1153583руб. (1600000руб. x (1 0,01?1,3) 25 ).

    Таким образом, если следовать рекомендациям Минфина, изложенным в письмах от 03.12.2015 № 030306/1/70529, от 27.04.2015 № 030306/1/24095, сумма недоначисленной амортизации по ликвидируемой части ОС отдельно не рассчитывается, из остаточной стоимости не выделяется, а продолжает списываться в общей массе амортизационной группы.

    То есть применительно к примеру 2 остаточная стоимость ликвидированной части объекта составила бы 346075руб. (1153583руб. x 30%) и была бы отнесена на внереализационные расходы в марте 2019 года. В связи с тем, что при таком варианте расходы включаются в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль гораздо раньше, могут возникнуть споры с налоговой инспекцией.

    Смотрите еще:  Лицензия для интернет-магазина алкогольной продукции. Лицензия для интернет-магазина алкогольной продукции

    Материалы, полученные в процессе частичной ликвидации ОС

    В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества, полученного при частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ.

    В силу этой нормы доходы налогоплательщика в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке в рамках ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами и учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций.

    При этом для целей определения налоговой базы в соответствии со ст. 274 НК РФ рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них НДС, акциза) (см. Письмо Минфина России от 30.07.2012 № 030118/5-101).

    Если организация решит реализовать имущество, полученное при ликвидации ОС, ей необходимо учесть следующее.

    Порядок определения налоговой базы при реализации имущества установлен ст. 268 НК РФ.

    Из положений пп. 2 п. 1 указанной статьи следует, что при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, названных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

    Таким образом, стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) в рамках ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций по мере реализации (Письмо Минфина России от 20.06.2019 № 030306/1/42057).

    Роман Полшведкин: Как забытые нефтяные скважины загрязняют Республику Коми

    В ходе одной из сессий вы упомянули о старых нефтяных скважинах, которые есть в республике. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

    Если говорить о промышленном освоении, то Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция в Республике Коми и НАО — это старейший нефтедобывающий регион. Первые промыслы вёл Федор Прядунов ещё при царе Иване Грозном. То есть по сути это родина первой русской нефти. Серьёзная разведка и эксплуатация месторождений появились здесь в конце 1920-х — середине 1930-х годов.

    Сегодня на территории республики заброшенных нефтяных скважин более 4,5 тыс., они все уже отработанные, низкодебетные, давление там, скажем так, минимальное. Цифра примерная, так как нужна полная инвентаризация, но часть мы уже инвентаризировали, большая работа была проделана. Так вот из этих 4,5 почти 2 тыс. находятся в нераспределённом фонде недр. То есть примерно 2,5 тыс. скважин находится на лицензионных участках различных компаний, и они, по идее, сами должны их консервировать, а у оставшихся 2 тыс. хозяина нет. Ряд таких бесхозных скважин находится в том числе на территории города Ухты, порядка 85 — под жилыми постройками. Я лично наблюдал: прямо в подвале дома скважина. Есть у нас в городе бассейн, под ним есть скважина, которая газирует или выдаёт нефтепроявления. В лесопарковой зоне в 20 метрах от лыжни тоже старая скважина даёт приток нефти в небольшой котлован — там даже не можем найти её устье.

    Порядка 170 скважин ? на особо охраняемых природных территориях. Это те, которые в приоритетном порядке надо ликвидировать. И по берегам рек их тоже прилично. Я лично наблюдал с десяток скважин в нескольких метрах от русла реки, естественно, всё это стекает в реку.

    Как так получается: скважина не отрабатывается, а нефть из неё сама течёт?

    Надо понимать, что в 1930-х были совершенно другие технологии разработки. Хуже всего, что все скважины с разными обсадками. Есть, например, с деревянной обсадкой, это та колонна, которая опускается в скважину. Естественно, почти за 100 лет они все прогнили и непонятно как проявляют себя внутри, есть и опасность загрязнения подземных вод. Для нас это важно, так как по ряду населённых пунктов резервными источниками водоснабжения как раз являются скважины к подземным источникам.


    Фото из архива Романа Полшведкина

    Плюс ко всему в районе и сегодня ведётся активная добыча нефти, другие технологические разработки, проходят различные геологические процессы, из-за чего давление в пласту меняется, и скважины периодически дают определённую активность — газируют, то есть выпускают попутный газ, или дают нефтепроявления. Из-за этого возникает опасность возгорания или взрыва и загрязнения окружающей среды нефтепродуктами из этих скважин. И никто это не контролирует. Нет собственника — нет хозяина. Хотя мы прекрасно понимаем, что их надо ликвидировать, особенно те, которые газируют и дают нефтепроявления.

    А в рамках федеральной программы это невозможно сделать?

    Есть федеральная программа по ликвидации накопленного экологического ущерба. Это ущерб? Да, ущерб. Он накоплен? Да, накоплен. Хозяина нет? Нет. Но сегодня, чтобы попасть в программу, надо составить проект. То есть, по сути, регион за свой счёт должен составить проект, подать документы, а Минприроды России — профинансировать.

    Составить какой-то типовой проект невозможно, потому что скважины все разные — разных лет и состояние у них разное. Их надо обследовать: обсадка разная, соответственно, технологии ликвидации разные. Если выявляются скважины одного срока эксплуатации на одном месторождении, то есть возможность составить групповой проект. Стоимость составления проекта по ликвидации одной скважины примерно от 1 млн рублей. Вместе с ликвидацией — до 5 млн.


    Фото из архива Романа Полшведкина

    У нас был пример по Курьинскому газовому месторождению, где был сильный выброс газа и опасность возгорания. Ликвидация стоила порядка 4 млн рублей. Это стоимость для одной скважины. Но там без проекта было ликвидировано, потому что возникла чрезвычайная ситуация. А если проектировать, мы посчитали, это просто бешеные деньги, которые регион никогда в жизни не найдёт. Тем более что, все мы с вами понимаем, недра — это федеральная собственность. Я ещё два года назад, тогда Сергей Донской был министром, выступил с проектом федерального финансирования, в том числе и проектирования, и группового проектирования хотя бы по тем опасным скважинам, которые у нас сегодня есть. Пока однозначного решения по этому поводу нет, но мы будем продолжать искать возможности ликвидации. В том числе работать с федеральным центром по вопросам выделения средств для производства работ по ликвидации этого накопленного ущерба.

    Кроме того, в Ухтинском районе в конце 1930-х и в 1940-е годы также велась добыча радиевых вод, добывали радий, и эти скважины тоже остались. Естественно, они радиоактивные и фонят. Напомню, первая советская атомная бомба была сделана на том радии, который добывали в Ухте. Поэтому проблема ещё шире, чем мы представляем.

    Я понимаю, что по поводу радия это скорее не в адрес Минприроды, а в адрес «Росатома». Сейчас мы в рамках отдельной рабочей группы обсуждаем этот вопрос. Нам хотя бы их все инвентаризировать, закартировать и обозначить на местности, чтобы народ туда не ходил. В 2015 году «Росатом» построил современное хвостохранилище в районе, тем самым изолировал часть отходов того радиевого производства.

    Это и есть накопленное загрязнение. Мы договорились о том, что в принципе надо определить порядок и ответственного за эти скважины. Мы понимаем, что это Российская Федерация, но определить надо в нормативно-правовом поле.


    Фото из архива Романа Полшведкина

    Второй момент. Давайте хотя бы мы на начальном этапе проведём инвентаризацию и самые опасные начнём ликвидировать. Первый предварительный перечень уже есть, туда спокойно можно приехать и начинать работать, в том числе по проектированию. Пока, к сожалению, эти скважины в реестр накопленного экологического ущерба не попали по одной простой причине: нет проекта ликвидации. Поэтому будем выходить на то, чтобы было федеральное финансирование, в том числе и на проектирование, и на ликвидацию тоже.

    Не считали пока ущерб, который эти скважины наносят коммунальному хозяйству?

    Ущерб не считали, но очевидно, что там есть ущерб и здоровью, и водным объектам, и подземным водам. Каждую весну у нас по реке, в том числе и из старых скважин, течёт нефть или нефтепродукты. Соответственно, мы вынуждены в городе Ухте останавливать поверхностный водозабор и переходить на резервный, подземный. Но, исходя из геологических процессов, существует опасность загрязнения и подземных вод. Пока мы такой ситуации избегаем, но риски очевидны, в том числе и риски для здоровья.

    Смотрите еще:  Льготы для ветеранов труда в 2019 году. Льготы ветеранов труда и пенсионеров в москве

    По Усинскому району, где сейчас идут интенсивные нефтеразработки, мы считаем ущерб. Это я уже к разливам нефти перехожу и пластовых вод. Страшнее даже пластовые воды, они агрессивные, буквально выжигают всю растительность, и участок восстанавливается гораздо дольше, чем после разлива нефти.

    Так, одна из крупных компаний в июле этого года загрязнила попутными водами 4 га. Мы насчитали 103 млн ущерба, сейчас будем бороться в судах. 9 млн по предыдущему инциденту они уже выплатили, но там разлив был гораздо меньше.

    Пока всё выглядит весьма удручающе. Но, может, есть какая-то перспектива положительных улучшений?

    Конечно, есть. Во-первых, мы имеем сокращение разливов нефти особенно по крупным компаниям (я специально не называю, чтобы никого не рекламировать) в части снижения аварийных случаев. Хорошая тенденция. При этом даже если умножать число разливов из официальной статистики на три (я говорил, что компании многое скрывают), всё равно есть снижение по аварийным случаям.

    Но самое главное — мы имеем снижение по тем объёмам, которые попадают на дневную поверхность или в водные объекты. Страшнее всего, когда это попадает в период паводка в воду, потому что поймать, локализовать и ликвидировать тяжелее. Хотя у нас есть своя трёхуровневая система защиты рек, чтобы по крайней мере это в Печору и дальше в Печорскую губу и Северный Ледовитый океан не ушло. Это положительная тенденция — начинают понимать, как работать, как ликвидировать.

    Другая положительная тенденция — это увеличение объёмов замены старых нефтепроводов. По предыдущим двум годам эта тенденция была очень сильно заметна. В целом по республике на природоохранные мероприятия, в том числе замену трубопроводов нефтегазового сектора, в 2017 году, например, было выделено 13 млрд рублей. В этом году по планам гораздо меньше, и это немного настораживает, потому что сократятся объёмы замены нефтепроводов. У нас даже есть законодательная инициатива, которую мы сейчас прорабатываем, о том, чтобы запретить эксплуатацию внутрипромысловых нефтепроводов старше 20 лет.

    В принципе трубы надо менять по окончании срока их эксплуатации. Должно быть герметично, как космический корабль. Им же не продлевают срок службы, а выводят с орбиты и всё.

    День в истории. 14 декабря: завершена ликвидация аварии на Чернобыльской АС

    Чернобыльская катастрофа стала одной из крупнейших техногенных аварий в истории человечества и оказала негативное влияние не только на состояние окружающей среды и здоровья людей, а так же на развитие энергетики, но и на политические процессы в СССР эпохи его распада.

    Чернобыльская станция была построена в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 29 июня 1966 для того, чтобы компенсировать недостаток энергии в центральном районе объединенной энергетической системы Юга (как называлась ОЭС Украины до распада СССР).

    По плану первый энергоблок станции должен был быть введен в эксплуатацию в 1974 г., второй в 1975.

    В начале 1967 г. было определено место для новой станции — около села Копачи Чернобыльского района Киевской области, на правом берегу р. Припять — притока Днепра. Новая станция должна была получить имя В.И.Ленина.

    Строительным работам был дан старт в августе 1972 г. Отставание от намеченных темпов возведения объекта и иные проблемы при создании станции были отражены в специальном постановлении ЦК КПУ и Совмина УССР от 14 апреля 1972 г., а так же в докладной записке от 30 апреля 1975 г. первого секретаря ЦК КПУ Щербицкого на имя председателя Союзного Совмина Косыгина. ЧАЭС: история капитуляции Украины перед Западом

    Первый реактор был принят в эксплуатацию 14 декабря 1977 г.(ровно за девять лет до дня ликвидации аварии), а на проектную мощность в 1000 мегаватт он был выведен в конце мая 1978 г. Год спустя к нему прибавился и второй энергоблок.

    Четвертый энергоблок, на котором и произошла печально знаменитая катастрофа, вышел на проектную мощность в начале июня 1982 г. А в сентябре того же года на Чернобыльской АЭС произошла авария на первом энергоблоке, меньшая по масштабам и оставшаяся неизвестной широкой публике.

    Авария на четвертом энергоблоке произошла в ночь на 26 апреля 1986 г. Взрывом был разрушен реактор, произошло частичное обрушение здания энергоблока и кровли машинного зала. Возникли десятки очагов возгорания.

    Ликвидация последствий началась оперативно. Примерно через час после взрыва были ликвидированы основные очаги пожара, а к половине шестого он был полностью потушен. Однако уже поздним вечером того же дня в результате разрушения реактора вспыхнул новый пожар большой силы, сопровождавшийся тяжелой радиационной обстановкой. В окружающую среду был выброшен огромный объем радиоактивного вещества. Еще один тяжелый пожар случился через месяц после трагедии — 23 мая.

    На следующий день после аварии было эвакуирована население города Припять, построенного при электростанции, а так же других населенных пунктов в радиусе 10 километров от места аварии. Позднее была организована тридцатикилометровая зона отчуждения, из которой в общей сложности было отселено 200 тысяч человек. Чернобыль: трагедия может повториться

    Для организации работ по ликвидации последствий аварии была создана правительственная комиссия во главе с выходцем с Донбасса, специалистом по энергетике, заместителем председателя Совмина СССР Б.Е.Щербиной. Спустя два года он возглавит аналогичную комиссию по ликвидации последствий другой страшной катастрофы, потрясшей СССР в последние годы его существования — землетрясения в Армении. Кроме союзной комиссии были созданы в трех затронутых радиоактивным заражением союзных республиках — УССР, БССР и РСФСР, а так же различных профильных ведомствах.

    Главным научным консультантом в составе союзной правительственной комиссии был академик Легасов, представлявший проектировщиков аварийного реактора. Именно он разработал состав смеси, которую сбрасывали с вертолета на место взрыва, для того, чтобы остановить разогрев остатков реактора и снизить объем опасных выбросов. В первые дни вертолетчиками, осуществлявшими сброс смеси командовал начальник штаба ВВС Киевского военного округа генерал-майор Антошкин.

    В ликвидации последствий помимо работников станции, пожарных и сотрудников МВД приняли участие специалисты, командированные различными учреждениями, и военнослужащие — как срочники так и специально мобилизованные резервисты. В первые два года ликвидационных работ в них приняли участие около 240 тысяч человек, общее же число участников ликвидации — 600 тысяч. ЧАЭС: платите нам дальше

    К ноябрю 1986 г. было завершено строительство бетонного саркофага над разрушенным реактором. Он был возведен за 206 дней общими усилиями 90 тысяч человек. Территория трех оставшихся энергоблоков была дезактивирована и они преступили к работе. Однако в 1991 г. на 2-м энергоблоке произошел пожар, после чего было принято решение об окончательной остановке станции.

    Число непосредственных жертв Чернобыльской катастрофы составляет 31 человек. Из них один сотрудник АЭС погиб непосредственно от взрыва, другой скончался на следующий день, остальные умерли вследствие полученной дозы облучения. Негативное влияние на здоровье участников ликвидации аварии очевидно, но его масштабы остаются предметом дискуссий.

    На Украине союз, объединяющий ликвидаторов аварии, стал одной из первых крупных общественных организаций, и т.н. «чернобыльцы» стали достаточно активной протестной силой.

    Закон «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» Был принят Верховным советом УССР в начале 1991 г. и с тех пор неоднократно дополнялся и уточнялся.

    Дата дня памяти долгое время оставалась неофициальной. 14 декабря — день публикации в официальной печати информации о сдаче в эксплуатацию объекта укрытия — был выбран самими ликвидаторам. И только в ноябре 2006 г., когда отмечалось двадцатая годовщина возведения объекта, указом президента Виктора Ющенко дата получила признание на государственном уровне. С того момента на Украине отмечается День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.