Переоформление лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности: необходимость корректировки должна определяться актом, вносящим изменения. Образовательная лицензия бессрочная

Переоформление лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности: необходимость корректировки должна определяться актом, вносящим изменения

DragonImages / Depositphotos.com

С 30 июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ). Теперь законом предусматривается, что в случае если нормативным правовым актом РФ изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим НПА (ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ). Поправки были внесены Федеральным законом от 29 июля 2019 г. № 249-ФЗ (далее – Закон № 249-ФЗ), которым устанавливается также, что публичные депозитные счета, владельцем которых является служба судебных приставов, подлежат открытию не позднее 1 января 2020 года.

Подробнее остановимся на рассмотрении ключевых нововведений и некоторых оставшихся неразрешенными проблем законодательного регулирования в сфере лицензирования.

Устранение административных барьеров для лицензиатов

Проект закона о внесении изменений в законодательство о лицензировании был внесен в Госдуму еще 22 октября 2014 года, а в первом чтении он был принят 17 марта 2015 года. 11 и 18 июля 2019 года состоялись второе и третье чтения соответственно. Для окончательного принятия поправок законодателям понадобилось более 3 лет.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят закон, изменения направлены на уточнение установленного порядка лицензирования, устранение разночтений и снятие излишних административных барьеров при прохождении процедуры переоформления лицензий. Ранее основная проблема заключалась в том, что при формальном изменении перечня работ или услуг, включенных в тот или иной вид лицензируемой деятельности, предпринимателям (лицензиатам) все равно грозила проверка уполномоченными органами соблюдения всех лицензионных требований и условий по всем адресам мест осуществления деятельности. То есть процедура была аналогичной процедуре получения новой лицензии. Соответственно, к лицензиату предъявлялись требования, как к соискателю лицензии – например, о предоставлении расширенного пакета документов, предусматривающего, в том числе реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, что могло повлечь для лицензиата непредвиденные затраты на проведение экспертизы промышленной безопасности заполненных по устаревшей форме документов на эксплуатируемые объекты. При этом важно понимать, что за невыполнение в частности указанных требований предусмотрена административная ответственность (ст. 9.1 КоАП).

Таким образом, предприниматели оказывались в неблагоприятном положении, при том, что фактически не совершали правонарушений. Такого рода административные барьеры мешали нормальному ведению их хозяйственной деятельности – то есть реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в том числе и лицензируемой, которое закреплено в основном законе государства (ст. 34 Конституции РФ).

Теперь, после внесения изменений в ст. 12, ст. 18 и ст. 22 Закона № 99-ФЗ, лицензиаты должны будут переоформлять лицензии при изменении наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечня соответствующих работ, услуг федеральным законом или подзаконным актом, если такая необходимость будет ими установлена.

Порядок переоформления лицензий

Переоформление лицензии согласно ч.1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ требуется в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования;
  • изменение наименования юридического лица или адреса его места нахождения;
  • изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества ИП;
  • изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП;
  • изменение адресов мест осуществления юрлицом или ИП лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • изменение в соответствии с НПА наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим актом, – что является нововведением.
  • Ранее, до внесения рассматриваемых поправок в закон, такое основание переоформления лицензий, как изменение наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечней включаемых в нее работ, услуг, было закреплено ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ. Однако порядок переоформления лицензий в этой норме предусмотрен не был.

    Теперь ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой подлежат переоформлению лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, которые действовали до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ – то есть до 3 ноября 2011 года. Сейчас аналогичное основание переоформления для лицензий, не подпадающих в категории лицензий, которые упоминаются в заключительных положениях закона, а именно в его ст. 22, обоснованно перенесено в главу, посвященную организации и осуществлению лицензирования. Предполагается, что действие рассматриваемого нововведения будет распространяться на будущее время – то есть на правоотношения, возникающие после 30 июля 2019 года. При этом порядок переоформления по указанному основанию теперь определен – оно должно осуществляться согласно ст. 18 Закона № 99-ФЗ при условии, что сама необходимость переоформления лицензии установлена НПА, вносящим изменения в наименование вида лицензируемой деятельности и (или) соответствующий перечень работ, услуг.

    Порядок переоформления лицензий определен ст. 18 Закона № 99-ФЗ .Так, для переоформления лицензии лицензиату, его правопреемнику или иному уполномоченному лицу нужно обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату госпошлины за переоформление, и предоставить оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа (ч. 3 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

    Важно отметить, что лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии, но за некоторыми исключениями. Так, лицензиат не вправе осуществлять соответствующий вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, по истечении 15 рабочих дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ при реорганизации юрлица в форме преобразования, а также он не вправе выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не указанные в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

    Несмотря на то, что ч. 11-15 ст. 18 Закона № 99-ФЗ детально определяются порядок подачи в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, а также порядок их приема, некоторые вопросы переоформления лицензий конкретизируются постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами. Среди таких документов можно назвать, например, Постановление Правительства РФ от 14 октября 2015 г. № 1102 «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения», Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 6 июня 2008 г. № 263н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензировании фармацевтической деятельности» и многие другие.

    Напомним, что основания для отказа в переоформлении лицензии совпадают с основаниями отказа в первичном ее предоставлении и являются следующими:

  • наличие в заявлении о переоформлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  • установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям;
  • представление заявления о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу закона или договора) и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении заявителя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности (ч. 19 ст. 18 и ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).
  • Некоторые неразрешенные проблемы лицензионного переоформления

    Несмотря на внесение в нормы о порядке и об основаниях переоформления лицензий изменений Законом № 249-ФЗ, который должен существенно упростить для лицензиатов механизм корректировки лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности, некоторые проблемы законодательного регулирования в этой области все же остались неразрешенными.

    Так, ч. 6.1. ст. 22 Закона 99-ФЗ до сих пор не содержит конкретного указания на применяемый порядок переоформления лицензий, которые действовали до 3 ноября 2011 года. Между тем, в заключении Правительства РФ на тогда еще проект Закона № 249-ФЗ от 2 марта 2015 года была дана четкая рекомендация по доработке проекта в части внесения изменений в указанную норму. В частности рекомендовалось слова в ч. 6.1 ст. 22 «подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей» заменить словами «подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона».

    Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что содержание ч. 6.1 ст. 22 по существу аналогично содержанию ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ. Поправки в закон эту ситуацию не изменили. Более того, если ранее речь в ч. 6.1 ст. 22 указанного закона шла обо всех лицензиях (о чем теперь говорится в ч. 1 ст. 18 и ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ), то теперь речь в ней идет только о лицензиях, действовавших до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ. При этом в ч. 4 рассматриваемой статьи говорится о лицензиях, предоставленных до этого же момента. Таким образом, содержание норм стало еще более сходным.

    Представляется, что под «предоставленными лицензиями» в контексте рассматриваемых норм можно понимать те, которые были выданы до 3 ноября 2011 года, но при этом срок действия которых мог истечь, в то время как под «действовавшими» – те, которые были выданы до указанной даты и срок действия которых до этого момента не истек. К такому пониманию норм закона приводит их буквальное толкование.

    В ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ содержится, в отличие от ч. 6.1 этой статьи, указание на то, что предоставленные до вступления в силу упомянутого закона лицензии, которые были переоформлены, действуют бессрочно. Получается, что в отношении действовавших до 3 ноября 2011 года лицензий – то есть тех, которые были также, как и «предоставленные», выданы до вступления закона в силу, но срок их действия до этого момента в отличие от последних не истек, правило о переоформлении с бессрочным действием не должно применяться. При этом основания переоформления и его порядок по этим нормам – одинаковые. Такое нормативное регулирование чревато неоднозначным восприятием и как следствие затруднениями при правоприменении. Обозначенное буквальное прочтение норм закона вступает в некоторое противоречие со здравым смыслом и может поставить лицензиатов – обладателей выданных и действовавших до вступления в силу Закона № 99-ФЗ лицензий в неравное положение с юрлицами или ИП, чьи лицензии были выданы до этого времени, но их срок действия успел истечь. При этом важно понимать, что обозначенная терминологическая разница законодателем не поясняется, но, если предположить ее отсутствие, то существование двух таких норм полностью становится неоправданным, поскольку то же буквальное (или грамматическое) толкование закона приводит к выводу о том, что в понятие «предоставленных лицензий» могут включаться в принципе, как те лицензии, срок действия которых истек, так и те, которые продолжали действовать до вступления Закона № 99-ФЗ в силу (то есть «действовавшие лицензии»).

    Таким образом, очевидно, что Закон № 249-ФЗ не устранил в полной мере все проблемы законодательного регулирования переоформления лицензий, несмотря на то, что его целью являлось среди прочего устранение возможных разночтений. На практике лицензиаты не всегда могут понять необходимо ли им переоформлять лицензию, могут ли они переоформить ее на бессрочную и в каком порядке нужно производить корректировку. Вопрос о необходимости переоформления требует, как правило, ознакомления с конкретной ситуацией.

    Смотрите еще:  Нотариус собрание ооо. Нотариус собрание ооо

    Лицензия на образовательную деятельность

    ГК «АП-Риал» в Нижнем Новгороде оказывает целый комплекс консалтинговых услуг в области лицензирования различных видов деятельности. Организациям и индивидуальным предпринимателям, которым в силу специфики своей работы необходима лицензия на образовательную деятельность, мы готовы предложить профессиональное сопровождение на всех этапах оформления разрешительного документа.

    Специалисты ГК «АП-Риал» обладают огромным опытом в сфере лицензирования образовательной деятельности и успешно справляются с поставленными задачами. Мы гарантируем своим клиентам быстрый положительный результат и предлагаем выгодные условия сотрудничества.

    Кому необходима образовательная лицензия?

    Лицензия на образование – основополагающий документ, дающий право легально вести трудовую деятельность учреждениям дошкольного, школьного, среднего, высшего, дополнительного образования.

    Для организации работы с детьми образовательная лицензия требуется не только детским садам и школам, но и гимназиям, лицеям, центрам развития, всевозможным секциям и курсам, работающим в рамках утвержденных учебных программ.

    В обязательном порядке лицензия на обучение должна быть оформлена профессиональными училищами, университетами, академиями, колледжами, курсами изучения иностранных языков, автошколами, учебными центрами и иными учреждениями дополнительного образования.

    В Российской Федерации лицензирование образования осуществляется на основании следующих официальных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ № 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности»;
  • Приказ Минобрнауки России № 1032 от 11.12.2012 г. «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам».

    Лицензирование с ГК «АП-Риал»

    Лицензия на право образовательной деятельности требует соблюдения строго регламентированной процедуры. Ее оформление представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий профессионального подхода. Обратившись в нашу компанию, Вы получите гарантированный результат без необходимости самостоятельно формировать пакет документов для подачи в Минобрнауки. Своим клиентам мы также предлагаем:

  • профессиональное юридическое консультирование по вопросам получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • полноценное сопровождение на всех этапах лицензирования, включая эффективное участие в мероприятиях инспекционного контроля;
  • представление Ваших интересов в лицензирующем органе, включая подачу заявления и сопроводительных материалов;
  • переоформление лицензии на образовательную деятельность;
  • помощь в получении санитарно-эпидемиологического заключения;
  • организация обучения педагогического персонала;
  • помощь в заключении договоров с медицинскими учреждениями и заведениями общепита (при лицензировании детских образовательных учреждений).
  • Процедура лицензирования

    Законом установлено, что получение лицензии на образовательную деятельность занимает до 45 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления в лицензирующий орган. В случае принятия инспектором положительного решения по результатам рассмотрения представленных материалов и успешного прохождения обязательной выездной проверки заявителю выдается бессрочная лицензия на профессиональное образование или любой другой заявленный вид учебной деятельности. Действие документа распространяется на всю территорию РФ.

    Лицензионные требования

    Организации, которой необходима образовательная лицензия в Нижнем Новгороде и ПФО при обращении за профессиональной помощью в ГК «АП-Риал» достаточно представить учредительные и уставные документы, квитанцию об уплате госпошлины за выдачу лицензии и необходимые сведения о сотрудниках и имеющейся материально-технической базе. Наши специалисты проведут анализ имеющихся материалов и начнут работать над формированием документации для подачи в Минобрнауки. Недостающие разрешения и иные необходимые документы мы получим сами.

    В составе приложения к оформленному в установленном порядке заявлению о выдаче лицензии должны присутствовать:

  • исходные сведения об организации;
  • подтверждение наличия на законных основаниях помещений, зданий и прочей материально-технической базы, необходимой для ведения образовательной деятельности;
  • подтверждение наличия в штате предприятия опытных работников, имеющих профильное образование и своевременно проходящих обучение для повышения квалификации;
  • экспертное заключение и СЭЗ Роспотребнадзора о соответствии объектов заявителя всем санитарным требованиям;
  • заключение государственного пожарного надзор;
  • разработанные и утвержденные в установленном порядке образовательные программы, учебные планы и иные учебно-методические материалы;
  • подтверждение наличия медпункта и столовой (или соответствующие соглашения с медицинскими учреждениями и организациями общепита) для лицензирования образовательной деятельности с детьми;
  • квитанция о внесении заявителем государственной пошлины за выдачу образовательной лицензии (цена ее составляет 7500 рублей).
  • Телефоны:
    8 (831) 216-00-82

    [email protected]
    698674892
    upreal-nn

    Офис в Н. Новгороде:
    г. Нижний Новгород, ул. Короленко, дом 32

    ул. Краснобогатырская, дом 19А
    +7 (495) 137-95-39
    +7 (958) 709-16-26
    [email protected]
    upreal1

    Площадь труда, дом 2, БЦ Благовещенский
    +7 (812) 213-68-63
    [email protected]
    apreal.spb
    688434054

    ул. Турецкая, дом 15, этаж 3, офис 4
    +7 (978) 997-49-19
    [email protected]
    683049413
    upreal_crimea

    ул. 20 — летия Октября, д. 73 А, 1 этаж, офис 112.
    +7 (473) 254-66-75
    [email protected]
    674823040
    aprealcentr

    ул.Солнечная, 31, офис №5
    +7 (861) 212-39-30
    [email protected]
    674823040
    Ап Риал Краснодар

    улица Рокоссовского, д. 62
    8 (965) 464-29-88
    [email protected]
    upreall

    Административное наказание за обучение не по адресу, указанному в лицензии

    Многие образовательные организации, особенно если это организации, связанные с дополнительным образованием детей или взрослых, ведут свои занятия по нескольким адресам, сведения о которых вносятся в лицензию.

    На практике возможно наступление многочисленных последствий, в результате которых по указанному в лицензии адресу становится невозможным продолжать обучение и срочно требуется переезд на новое место. Или случается так, что открывается возможность проводить занятия по месту нахождения обучаемых и приступить к процессу необходимо уже завтра.

    Но закон не допускает поспешности при организации образовательной деятельности. Прежде чем приступить к обучению на новом месте, заранее необходимо подготовить документы для переоформления лицензии. Только после получения на руки нового документа можно начинать занятия по обновленному адресу.

    На деле же получается так, что в силу незнания или невозможности своевременно предпринять предусмотренные законом действия обучающая организация приступает к образовательному процессу без переоформления необходимых приложений. Если данное нарушение зафиксирует инспектор, от ответственности уйти не получится.

    В качестве примера можно рассмотреть одно из судебных дел, решение по которому принято Кировским районным судом 12 октября 2019 года.

    Основания привлечения образовательной организации к ответственности

    В районный суд поступил административный материал в отношении бюджетного учреждения ОДО «Омская станция юных натуралистов».

    Учреждение в сентябре 2015 года оформило бессрочную лицензию, чтобы иметь возможность обучать детей и взрослых по дополнительным образовательным программам. В приложении к ней имелся перечень из шести адресов, по которым такая деятельность велась.

    В сентябре 2019 года при проверке Общества было обнаружено следующее:

  • организация обучает детей в здании, адрес которого не указан в лицензии на ведение образовательной деятельности;
  • у юридического лица не было документов, подтверждающих законность нахождения ее педагогов в помещениях, где велись занятия;
  • кабинеты по указанному адресу не прошли проверку на соответствие требованиям пожарной безопасности.
  • Инспектор квалифицировал данные нарушения по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Согласно данному пункту, ответственность налагается на некоммерческие организации, которые ведут свою деятельность при отсутствии разрешения, если законом на них возлагается обязанность по его получению.

    Представитель Общества пояснил, что по месту проведения занятий находится школа-интернат. В данной школе обучаются дети с ограниченными возможностями, и они нуждались в проведении с ними занятий. Общество признало свою вину и пояснило, что занятия приостановлены до получения необходимой лицензии.

    Дело передано на рассмотрение районному суду.

    Какие требования необходимо соблюсти для того, чтобы образовательный процесс считался законным

    Законом № 273-ФЗ (об образовании в РФ) предусматривается, что организация может обучать людей только при наличии специальной лицензии (ч. 1 ст. 91).

    Лицензия — это документ строго образца, его форма устанавливается нормативным правовым актом. К лицензии, как правило, оформляются приложения, которые становятся единым целым с ней. В приложениях подлежит отражению определенная законом информация:

  • о применяемых обучающей организацией разновидностях образования;
  • об уровнях образовательного процесса, а если речь идет об обучении профессиональным навыкам, то отражаются сведения о конкретных специальностях, а также по каким направлениям идет обучение и какую квалификацию получит обучаемый;
  • о местах нахождения объектов, на которых ведется обучение. Данное правило не касается профессионального обучения.
  • Если у организации имеются филиалы, на каждый из них формируется отдельное приложение с указанием его наименования и адреса.

    Закон определяет, что образовательная организация представляет собой некоммерческую структуру, предоставляющую услуги по обучению. Такие услуги должны являться для компании приоритетными и предоставляться только после оформления разрешения (п. 40 ч. 1 ст.12 Закона о лицензировании № 99-ЗФ).

    В ст. 3 Закона № 99-ФЗ раскрывается, что понимается под местом оказания услуг или конкретного вида деятельности. В качестве такового может выступать отдельное здание или помещения внутри него, а также другие подходящие объекты. Указанные площади должны использоваться для обучения и находиться у получателя лицензии на законных основаниях (например, быть на праве собственности или в аренде и т.п.). У таких объектов обязательно должен быть почтовый адрес либо иные сведения, дающие возможность каким-либо образом обособить их от других. Если компания обучает в том же месте, где она зарегистрирована, то адреса могут совпадать. Законом такие ситуации допускаются.

    Правила переоформления лицензии стали поводом для переквалификации нарушения

    Порядок изменения данных в лицензии указан в ст. 18 Закона № 99-ФЗ. Если у организации вдруг изменился адрес места обучения, то в лицензию в обязательном порядке вносятся новые данные.

    При этом указано, что до внесения новых сведений в лицензию организация вправе продолжать обучение по адресам, уже имеющимся в приложении к ней.

    Таким образом, если лицензиат планирует вести образовательную деятельность в другом месте, он не имеет права заниматься этим, пока в лицензию не будут внесены сведения о новом адресе.

    Если лицензия не переоформлена, а юрлицо приступило к обучению по новому месту работы, то такие действия будут расцениваться как нарушение законодательства о лицензировании.

    Из смысла статьи 91 Закона № 273-ФЗ также следует, что осуществлять лицензируемую деятельность можно только по адресам, указанным в приложении к лицензии.

    Так как Учреждение обучало детей не по указанному в приложении к лицензии адресу, тем самым им допущено нарушение условий, содержащихся в разрешительном документе.

    Указанное подпадает под состав правонарушения, предусмотренного второй частью статьи 19.20 КоАП РФ. Поэтому судья переквалифицировал действия Учреждения на другую часть этой же статьи. Такая возможность у него имелась в силу позиции, закрепленной в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5, так как в результате новой квалификации положение Учреждения не ухудшилось.

    Также в протоколе было указано на отсутствие у Учреждения документов, на основании которых оно могло вести обучение в школе-интернате. Отсутствовали и документы, свидетельствующие об соответствии кабинетов, в которых проходили занятия, требованиям пожарной безопасности.

    Необходимость в получении этих документов обусловлена действующими нормативными правовыми актами в области лицензирования. А отсутствие требуемой документации указывает на грубое нарушение лицензионных условий.

    Так, в постановлении Правительства РФ № 966, которым устанавливаются правила выдачи разрешений на ведение деятельности в сфере образования, указано, что у лицензиата в обязательном порядке должны быть документы, указывающие на принадлежность используемых им для обучения объектов. Кроме того, данные объекты должны отвечать требованиям безопасности.

    Учи тывая изложенное, допущенное Учреждением нарушение подпадает под действие третьего пункта ст. 19.20 КоАП РФ, а именно оказание услуг с грубейшим нарушением условий разрешительной документации. Штраф за данный проступок для организаций составляет от 150 тыс. до 250 тыс. рублей, либо приостановление работы до 90 суток.

    Но переквалификация правонарушения на третью часть указанной статьи повлекла бы для Учреждения ухудшение его положения, что не допускается Верховным судом РФ согласно его позиции, выраженной в постановлении Пленума № 5.

    Смотрите еще:  Налог при дарении между родственниками. Сколько стоит налог на дарственную

    Поэтому судья не принял во внимание нарушения, касающиеся отсутствия документов в отношении объектов, где велось обучение, а также документов о безопасности данных помещений.

    Как следует из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, организация считается виновной в совершенном проступке, когда у нее были все возможности для исполнения норм закона, но, несмотря на это, они были нарушены.

    Вменяемое Учреждению нарушение после переквалификации влекло ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Учреждение признало свою вину, что служило смягчающим обстоятельством.

    Судья учел опасность проступка Учреждения, а также то, что оно было совершено впервые, принял во внимание признание им своей вины и посчитал возможным применить наказание в виде предупреждения.

    Таким образом, чтобы образовательный процесс не прервался неожиданно для обучающих и обучаемых, необходимо:

  • заранее позаботиться о правильном оформлении всех разрешительных документов;
  • приступать к занятиям по новому адресу только после переоформления приложений к лицензии;
  • заблаговременно оформить документацию в области пожарной безопасности и на право пользования помещениями.
  • Что касается квалификации указанного в примере проступка, когда обучающие занятия проводятся при наличии лицензии, но не в соответствии с прилагаемыми к ней условиями, то неправильно вести речь об отсутствии разрешительного документа. В такой ситуации проступок выражается в несоблюдении лицензионных требований, и организация должна быть наказана по части 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

    Инструкция: получаем лицензию для детского центра

    Три ведомства, шесть проверок, четыре месяца и 7500 рублей. Такая цена лицензии для детского центра. В целом там ничего сложного, больше разговоров и сомнений. Рассказываем по шагам.

    Наши прошлые статьи по теме:

    Лицензия нужна центрам, которые занимаются образовательной деятельностью. Тем, кто готовит детей к школе, учит читать или танцевать балет. Если не вдаваться в подробности, вот эти признаки:

  • дети осваивают конкретные знания, навыки, а результат можно оценить. Например, они готовятся к школе и в конце курса умеют читать и считать;
  • в детском клубе есть образовательная программа, планы, учебники, методические материалы;
  • занятия проходят регулярно, по расписанию;
  • сотрудники оформлены как педагоги.
  • Когда детскому центру нужна лицензия

    Если клуб занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия. Ее выдают для конкретного предпринимателя, например для ИП Вишнякова И. И., но кроме этого лицензия привязана к помещению и образовательной программе. Поэтому перед тем как получить лицензию, нужно пройти такие шаги:

  • зарегистрировать бизнес,
  • найти и оборудовать помещение,
  • нанять педагогов,
  • написать образовательную программу.
  • Будем считать, что это всё мы уже прошли. Теперь можно собирать документы и идти по инстанциям. Вернее, инстанции придут в детский центр сами, их только позови.

    Порядок лицензирования

    Чтобы получить лицензию, нужно пройти три инстанции: Центр гигиены, Роспотребнадзор и Обрназдор. Центр гигиены и Роспотребнадзор проверяют помещение и соблюдение санитарных норм, а Обрнадзор — чему будете учить.

    Инстанции должны убедиться, что предприниматель выбрал подходящее помещение для детей и не будет учить их чему-то вредному. Для этого они проведут несколько проверок, запросят документы, осмотрят помещение и возьмут анализы. Проверки такие:

  • замеры, проверка документов и выездная проверка Центра гигиены и эпидемиологии;
  • проверка Роспотребнадзора;
  • проверка документов и выездная проверка Обрнадзора.
  • Чтобы запустить процесс получения лицензии, нужно пригласить инстанции на проверку.

    Анализы Центра гигиены

    Центр гигиены подчиняется Роспотребнадзору. Он помогает Роспотребнадзору собирать данные для анализов и составляет экспертное заключение.

    Роспотребнадзор не пойдет сам искать грибок на стенах и плесень на трубах, он отправит специалистов из Центра гигиены. Они приходят, делают анализы и отправляют их Роспотребнадзору. А тот решает, подходит помещение и оборудование для детского центра или нет.

    Эксперты Центра гигиены приезжают в клуб и оценивают всё, что нельзя оценить на глаз: освещенность, микроклимат, качество воздуха и водопроводной воды, чистоту песка в песочнице. В один день они не возьмут все анализы, потому что ими занимаются разные сотрудники. Таких проверок будет две или три — точно скажут в Центре гигиены.

    Как пройти проверку. Для проверки нужно написать заявление в лабораторию Центра гигиены. В одних регионах достаточно общего заявления, в других — для каждого анализа свое. Есть два способа написать заявление:

  • взять реквизиты своей компании, печать и заполнить заявления в Центре гигиены своего региона;
  • скачать электронную версию заявления и заполнить заранее.
  • По нашему мнению лучше брать формы в ведомстве и заполнять с сотрудником, который принимает заявление. Так меньше шансов, что придется переделывать.

    У многих региональных Центров гигиены есть сайты. У остальных — собственный раздел на региональных ресурсах Роспотребнадзора, там нужно искать вкладку «ФБУЗ»:

    Заполненные заявления регистрируют, а спустя несколько дней звонят, чтобы согласовать дату и время приезда экспертов. Бывает так, что каждого звонка нужно ждать месяц или два, а о визите предупредят за сутки.

    Вот что проверяют инспекторы:

  • достаточно ли света в помещениях для занятий. Это касается естественного и искусственного освещения;
  • микроклимат. Они проверят температуру, влажность, скорость движения воздуха. Приборы для исследований привезут с собой, ничего покупать не нужно;
  • чистоту песка в песочнице, если есть уличная игровая площадка;
  • чистоту водопроводной воды, если клуб находится в нежилом или старом здании. Могут попросить собственника набрать воду и привезти в лабораторию самостоятельно.
  • Результат. Сотрудник Центра гигиены подготовит протоколы с результатами исследований. В них напишут, как, что и когда измеряли, по каким нормам оценивали результат. В конце заключения будет вывод, соответствует ли проба требованиям.

    Если результаты плохие — например, в клубе затхлый воздух, мало света или грязные игрушки — придется исправлять нарушения и снова приглашать проверку. Лучше сразу уточнить у эксперта, как пройти проверку заново.

    Срок. На проверку Центра гигиены уйдет один-два месяца, если написать заявления на все анализы одновременно.

    Стоимость. Центр гигиены должен проводить исследования бесплатно. Об этом написано в Административном регламенте:

    В реальности добиться бесплатных исследований мало кому удается. Если требуют оплату, покажите этот пункт из регламента.

    Проверка Центра гигиены

    С Центром гигиены придется встретиться еще два раза: отвезти на проверку документы и опять принять экспертов в клубе. Это отдельная процедура: приедут другие сотрудники, не те, что проводили анализы.

    Как пройти проверку. Нужно написать заявление на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, приложить комплект документов и протоколы исследований, которые выдала лаборатория Центра гигиены.

    Заявление лучше заполнять в своем ведомстве: там нет ничего сложного, но формы и требования в регионах отличаются. Сотрудник выдаст нужный бланк и поможет заполнить правильно.

    К заявлению прикладывают документы:

  • договор аренды,
  • договоры на вывоз мусора и стирку белья,
  • список сотрудников с медосмотрами,
  • пояснительную записку с описанием образовательной деятельности.
  • Список документов для детских центров и садов отличается, лучше уточнить в своем Центре гигиены.

    Проверка в клубе. После проверки документов инспекторы приедут в клуб. Экскурсия по клубу может длиться несколько часов или растянуться на два дня. Инспекторы обойдут все помещения и посмотрят, где дети учатся, играют, отдыхают, переодеваются и пьют чай. Его задача — записать, как всё устроено в клубе, и сравнить с тем, как должно быть по закону.

    Требования к помещениям детского центра описаны в санпинах. У садиков и кружков они разные.

    Во время проверки инспектор открывает санпин и проходится по всем нормам пункт за пунктом. Собственник должен показать инспектору, что он попросит, ответить на вопросы, показать документы, рассказать, как и что организовано.

    Наши эксперты рекомендуют собственникам быть активными — не ждать вопросов, а рассказывать самим. Вот тут, мол, инвентарь храним, вот химию для уборки подписали красным, закрыли в шкафу и ключ спрятали. До слабых мест инспектор может и не дойти.

    Вот что точно проверят у клуба, который ведет образовательную деятельность:

  • отдельный вход;
  • помещение не выше третьего этажа, не в цоколе и не в подвале;
  • стены и потолки гладкие, без грибка, их можно мыть. Иногда инспекторы спрашивают сертификаты на строительные и отделочные материалы — они должны быть безвредными для здоровья;
  • раздельные туалеты для мальчиков, девочек и персонала. Инспекторы пересчитают унитазы: минимум по одному на двадцать девочек и тридцать мальчиков. Они проверят ведра, туалетную бумагу, мыло и другие расходники;
  • инвентарь и химия для уборки спрятаны в отдельном месте и недоступны детям;
  • в клубе есть горячая и холодная вода;
  • питьевая вода в открытом доступе;
  • лампы люминесцентные. Перегоревшие лампы хранятся в специальном месте и есть договор на их утилизацию;
  • высота учебных столов и стульев подходит детям по росту;
  • площадка для сбора мусора на территории или в соседнем дворе;
  • в клубе достаточно места для каждого ребенка. Чтобы учить группу из десяти детей английскому, на всех нужно минимум 20 м?, а для масляной живописи — 50 м?;
  • на окнах жалюзи или шторы, и их можно мыть или стирать;
  • на термометрах 17-20 °С в зале для занятий вроде хореографии, 20-22 °С — для занятий за столами;
  • есть возможность проветривать учебные классы и залы;
  • занятия начинаются не раньше восьми утра и заканчиваются не позже восьми вечера;
  • медицинские книжки у персонала.
  • В детских садах, где дети проводят больше четырех часов, инспектор проверит организацию питания. Если еду привозят, нужны буфетная и доставка. Если кухня своя, проверят, чтобы сырые и готовые продукты лежали в разных местах.

    Результат. Сразу решения по клубу не будет. Спустя несколько дней инспектор может запросить дополнительные документы, например накладную на привозное питание или сертификат на краску для стен. Дальше придется ждать решения — положительного или отрицательного экспертного заключения.

    Если инспектор выдал отрицательное заключение, это еще не конец света. Он опишет, что нужно исправить, даст ссылки на нормативные документы. Повторную проверку нужно оплатить, но предприниматели говорят, второй раз всё происходит проще и быстрее.

    Срок проверки. Максимум 2 месяца для всех проверок Центра гигиены.

    Стоимость. Основная проверка бесплатная, но можно заказать предварительную.

    Предварительная проверка — это услуга Центра гигиены, когда приезжает специалист и проверяет, готов ли детский клуб принять детей. Если нет, этот результат никуда не идет, предприниматель просто узнает, что ему нужно исправить к настоящей проверке. В Калининградской области проверка стоит 7425 рублей:

    Стоимость в разных регионах отличается. Чтобы узнать, сколько стоит проверка зайдите на сайт регионального Центра гигиены или позвоните им.

    Проверка Роспотребнадзора

    С положительным экспертным заключением Центра гигиены идем в Роспотребнадзор. Ведомство принимает окончательное решение, подходит помещение для детского центра или нет. Опираться будут на результаты экспертизы Центра гигиены.

    Как пройти проверку. Для проверки нужно написать заявление в Роспотребнадзор, приложить экспертное заключение и протоколы исследований из Центра гигиены. Понадобятся оригиналы. А если первым шагом подавали заявление в Роспотребнадзор, тогда — только заключение и протоколы.

    Форму заявления можно скачать на федеральном или региональном сайте Роспотребнадзора. Нужный раздел — во вкладке «Государственные услуги»:

    Форма заявления на сайте Роспотребнадзора, а эту мы заполнили

    Заполнять заявление лучше в двух экземплярах: один остается в ведомстве, второй с датой регистрации — у предпринимателя. Так ведомство не сможет сказать, что потеряло заявление.

    Форма заявления в Роспотребнадзор:

    Подать документы можно лично, курьером по нотариальной доверенности, через Госуслуги, письмом с объявленной ценностью и описью вложения или МФЦ.

    Роспотребнадзор может отказать в приеме документов. На это есть две причины

  • компания не зарегистрирована в реестре ИП или юрлиц;
  • в документах с результатами экспертизы недостоверные сведения.
  • Результат. Если Роспотребнадзор решает, что с помещением всё хорошо, он выдает санитарно-эпидемиологическое заключение.

    Смотрите еще:  Удостоверение на захоронение. Как получить паспорт на могилу

    В приложении к заключению описано всё до мелочей: что проверяли и на что выдали разрешение. Там пишут, на какой высоте от пола розетки, что с отоплением и закрыты ли батареи экранами, где хранятся дезинфицирующие растворы и есть ли маркировка на ведрах. Заключение выглядит так:

    Срок: 30 дней, через Госуслуги — 20 дней.

    Стоимость: бесплатно для тех, кто получает лицензию.

    Документы в Обрнадзор

    В каждом регионе есть Обрнадзор — служба, которая выдает лицензии и следит, чтобы компании с образованием выполняли единые стандарты и методические рекомендации. Обрнадзор проводит две проверки: сначала документальную, следом выездную.

    Куда идти в своем городе, можно посмотреть на сайте Рособрнадзора — там интерактивная карта:

    На карте нужно выбрать федеральный округ, область, город. Там узнаете и контакты, и точное название нужного ведомства.

    Как пройти проверку. Написать заявление на лицензию и приложить документы.

    Форму заявления лучше скачать на сайте Обрнадзора своего региона: требования к содержанию одинаковые, но форма может быть разной.

    Список документов. Обрнадзор выкладывает формы документов на региональных сайтах. Чтобы их заполнить, понадобятся:

  • реквизиты государственной регистрации договора аренды. Их нужно вписать в справку «о материально-техническом обеспечении». Часто предприниматели заключают договор аренды на 11 месяцев и государственная регистрация договора не нужна. В этом случае нужно приложить копию договора аренды или субаренды;
  • справка о материальных и технических возможностях обучать по выбранным программам. Это помещение, мебель, учебники, конструкторы для робототехники или кисти для каллиграфии. Вот фрагмент такой справки:

    Когда документы заполнили, поставили печати и подписи, пошлину оплатили, нужно сложить все в папку и отнести в Обрнадзор. Там примут документы и начнут проверку.

    Результат. Собственник получит уведомление о выездной проверке.

    Ошибка в документах. Если в документах ошибка, сотрудник ведомства свяжется с собственником и объяснит, что не так. Нужно исправить ошибку и принести обновленную бумагу. На это дадут 30 дней.

    Срок: 45 рабочих дней на эту и выездную проверку Обрнадзора.

    Стоимость. Пошлина 7500 рублей.

    Выездная проверка Обрнадзора

    После проверки документов инспекторы приезжают в клуб. Дату они сообщают заранее, есть время подготовиться.

    Инспекторы приезжают, чтобы оценить, как детский центр справится с обучением по программе. Вот что просят показать:

    • все пространства и их вместимость;
    • образовательную программу с печатью и подписью;
    • всё по списку из справки о материально-техническом обеспечении, которую подавали вместе с другими документами. Инспекторы возьмут справку и пойдут проверять по порядку, как написано: столы — 10 штук, интерактивная доска — 1 штука, стулья, учебники, наборы лего и дальше по списку;
    • расписание занятий;
    • дипломы об образовании педагогов;
    • методические материалы.
    • Результат. В конце проверки инспекторы на месте заполнят акт. В акте нет выводов и решений. Их предприниматель узнает спустя несколько дней. Если по мнению инспекторов проверка прошла успешно, клубу выдадут лицензию.

      Лицензия подтверждает, что у детского центра есть все условия для работы по образовательной программе. У лицензии есть обязательное приложение. В нём напишут вид и подвид образования — без деталей и названий конкретных программ. Для детских центров это «дополнительное образование детей и взрослых», для садов — «дошкольное образование».

      Срок: 45 рабочих дней на обе проверки Обрнадзора. Считают со дня приема заявления.

      Без заключения от МЧС

      С 2013 года предпринимателям не нужно получать заключение МЧС для лицензии. Теперь это обязанность образовательных учреждений. Образовательные учреждения по закону — это некоммерческие организации, их можно отличить по аббревиатуре: АНО, ЧОУ, ЧДОУ, ЧУДО и прочие МБДОУ. ООО и ИП к ним не относятся:

      Тут есть проблема: в некоторых регионах по-прежнему требуют заключение МЧС для лицензии. Это незаконно.

      Правда, это не значит, что о требованиях пожарных можно забыть. МЧС проверяет детские центры и садики через год после получения лицензии. Если найдут грубые нарушения, могут оштрафовать или закрыть. И всё равно заставят переделывать.

      Чтобы не рисковать через год, некоторые компании сразу получают заключение МЧС. Так спокойнее: они уверены, что всё сделали правильно и центр не закроют после первой же проверки пожарных. Так можно, но не во всех регионах.

      Образовательная лицензия бессрочная

      Лицензирование по подписке позволяет добиться максимальной окупаемости инвестиций. Вы получаете право пользоваться выбранными продуктами, а также устанавливать обновления на протяжении всего периода действия соглашения. Оплата производится в виде ежегодных платежей.

      Campus and School Agreement – School Enrollment

      Программа Campus and School Agreement – School Enrollment (School) предназначена для учреждений дошкольного, начального и среднего образования, а также соответствующих административных учреждений, библиотек и музеев. В рамках этой программы лицензирования учреждение получает право использовать ряд продуктов (включая любые их последующие или предшествующие версии) на протяжении всего срока действия подписки. Оплата производится в виде ежегодных платежей, при этом в стоимость включен автоматический доступ к новым версиям продуктов и многие другие преимущества, которые предоставляются в рамках Software Assurance. В соответствии с данной программой, учебное заведение имеет возможность бесплатно лицензировать программные продукты на домашних компьютерах преподавателей для использования в рабочих целях, а также оформить подписку на использование программного обеспечения на личных компьютерах учащихся по специальным ценам.

      Для участия в программе учреждению необходимо оформить заказ программного обеспечения минимум на 50 баллов (или на 100 баллов в случае заказа студенческих лицензий). Количество баллов для каждого программного продукта указано в ежемесячно обновляемом документе «Условия для продуктов» (Product Terms).

      Соглашение School предусматривает лицензирование приложений, операционных систем и лицензий клиентского доступа для всех компьютеров учреждения. В рамках данной программы лицензирования не предоставляется возможность приобретения полной версии операционной системы Windows (доступно только обновление Windows (Upgrade), для использования которого необходимо наличие базовой лицензии).

      Соглашение по программе Microsoft School Agreement может быть оформлено сроком на один или на три года. Приобрести лицензии по этой программе можно через торговых посредников Microsoft Education Partner (AEP).

      Дополнительным преимуществом является действующая в настоящее время возможность бесплатного лицензирования Office 365 профессиональный плюс для учащихся и сотрудников при условии приобретения лицензий на Office профессиональный плюс или Office 365 профессиональный плюс на все ПК учреждения. Также доступен ряд других преимуществ для учащихся.

      Campus and School Agreement – Enrollment for Education Solutions

      Программа Campus and School Agreement – Enrollment for Education Solutions (EES) доступна как для учреждений начального и среднего образования, так и для высших учебных заведений, а также соответствующих административных учреждений. В соответствии с условиями этой программы, расчет необходимого количества лицензий осуществляется на основе количества пользователей, а не компьютеров (устройств), и предоставляет гибкость при добавлении дополнительных продуктов по мере необходимости.

      Лицензии на продукты из категории «Продукт платформы Education» должны приобретаться для всех пользователей (сотрудников), или для всех студентов учреждения, либо какого-либо отделения учреждения (например факультета вуза). В соглашение должен быть включен, как минимум, один продукт из категории «Продукт платформы Education». Какие именно продукты относятся к этой категории, указано в документе «Условия для продуктов».

      В рамках данной программы лицензирования не предоставляется возможность приобретения полной версии операционной системы Windows (доступно только обновление Windows (Upgrade) для использования которой необходимо наличие базовой лицензии).

      Программа EES разработана с учетом особенностей сложной ИТ-среды современных учебных заведений и дает ряд важных преимуществ:

    • Доступные цены, зависящие от объема заказа, и права на новейшие версии программного обеспечения Microsoft;
    • Предсказуемый объем ежегодных платежей с возможностью выбора срока подписки — на один год или на три года;
    • Простота: для получения лицензии достаточно один раз в год подсчитать количество пользователей, то есть, сотрудников или подрядчиков, которые получают доступ к продуктам платформы Education;
    • Гибкость: Подписка может быть зарегистрирована либо на всё учреждение, либо только на определенные отделения или филиалы.
    • Программа EES предназначена для лицензирования крупных образовательных учреждений. Число пользователей или студентов, для которых оформляется подписка EES, должно быть не менее 1000 (в зависимости от способа лицензирования – на пользователей или на студентов).

      Лицензии по этой программе можно купить только через торговых посредников, имеющих статус Licensing Solution Provider (LSP).

      Open Value Subscription – Education Solutions

      Программа лицензирования Open Value Subscription – Education Solutions (OVS-ES) может быть применена для лицензирования учреждений любого уровня с числом штатных сотрудников или студентов не менее пяти (в зависимости от способа лицензирования – на сотрудников или на студентов). Аналогично программе EES, она доступна как для учреждений начального и среднего образования, так и для высших учебных заведений, а также соответствующих административных учреждений.

      Лицензии на продукты из категории «Платформы для настольных компьютеров» должны приобретаться для всех штатных сотрудников или всех студентов учреждения или отделения (например факультета вуза). Какие продукты относятся к категории «Платформы для настольных компьютеров», указано в документе «Условия для продуктов».

      Срок действия соглашения OVS-ES составляет один или три года по выбору заказчика.

      Приобрести лицензии по этой программе можно через торговых посредников AEP (Authorized Education Partner).

      Microsoft Cloud Agreement

      По соглашению Microsoft Cloud Agreement заказчик может получить доступ к облачным службам через поставщика облачных решений Майкрософт с оплатой по факту использования. Оплата по этому соглашению производится помесячно. Соглашение заключается на один год. Поставщик поможет подобрать оптимальное облачное решение для вашей организации, приобрести его, развернуть и внедрить. Оформить подписку на соглашение Microsoft Cloud Agreement можно через партнёров CSP (Cloud Solution Provider).

      Программы бессрочного лицензирования

      Academic Open License

      Программа Microsoft Academic Open License предназначена для учебных заведений, которым требуются постоянные лицензии для использования на 5 и более ПК. Это льготная программа, предоставляющая возможность приобрести лицензии на программное обеспечение Microsoft по более низким ценам, чем стандартные цены на корпоративные лицензии Open License.

      В отличие от программ лицензирования по подписке, программа Academic Open предоставляет меньше дополнительных возможностей и льгот. Тем не менее, она является оптимальной программой лицензирования для образовательного учреждения, которое:

    • не планирует стандартизацию рабочих мест (то есть установку одинакового набора ПО на рабочих местах);
    • не нуждается в регулярных обновлениях ПО (обновляет версии ПО в среднем раз в 4-5 лет или реже);
    • предпочитает сделать пусть более крупный, но единовременный платеж, нежели ежегодно делать небольшие выплаты за использование ПО;
    • планирует сокращать компьютерный парк;
    • желает докупить небольшую партию ПО;
    • желает иметь постоянные лицензии на ПО.
    • Для приобретения академических лицензий на программные продукты Microsoft мы рекомендуем обращаться к торговым посредникам со статусом AEP (Authorized Education Partner).

      Программы Select Plus и Microsoft Products and Services Agreement

      Данные программы также позволяют приобрести постоянные лицензии. Лицензии по этим программам можно купить только через торговых посредников, имеющих статус Licensing Solution Provider (LSP).

      Решение для легализации Windows в учебных заведениях в рамках программы корпоративного лицензирования Get Genuine Windows Agreement — Academic (GGWA-A)

      Следует иметь в виду, что указанные выше программы лицензирования не предоставляют возможности приобретения полной версии операционной системы Windows (по ним доступно только обновление Windows). Полные версии настольной операционной системы Windows для новых компьютеров рекомендуется приобретать в виде OEM-версий (то есть, предустановленными на новых компьютерах).

      Get Genuine Windows Agreement for Academic (GGWA-A) – это простой и экономичный способ лицензирования ОС на уже используемых ПК. GGWA-A позволяет приобрести базовую лицензию на настольную операционную систему и, благодаря этому, разрешить ситуации, связанные с контрафактным ПО, недостатком или отсутствием лицензий на ПО, а также с пиратскими версиями ПО.