Основные требования к физической подготовленности в современных условиях. Основные требования к физической подготовленности в современных условиях

Основные требования к физической подготовленности в современных условиях

8(495)912-63-37
[email protected]

Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»

Концепция
преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.

Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает результаты обучения, включающие положительную динамику личных показателей физического развития, физической подготовленности, физического совершенствования каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека.

В процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физического воспитания для организации учебной, внеурочной и досуговой деятельности.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся кучебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, неудовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает:

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

Целью преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция) является создание условий для обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире.

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образованиянеобходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни,привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта,участие в соревновательной деятельности.

В целяхобновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

Смотрите еще:  Как посчитать НДС 20% от суммы: формула расчета. Как высчитывать налог ндс

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

модернизировать программы подготовки по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура»);

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системыи электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

Реализация Концепции обеспечит модернизацию учебного предмета «Физическая культура» и будет способствовать разработке и апробации механизмов развития физкультурного образования в Российской Федерации.

Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.

Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «физическая культура» в рамках ФГОС ВПО 3+ Текст научной статьи по специальности « Физическая культура и спорт»

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна

Введение. Статья посвящена изучению и анализу новых требований ФГОС 3+ к содержанию и структуре дисциплины «Физическая культура». Материалы и методы. Выявлены основные подходы к профессионально-прикладной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях . Разработана рабочая программа « Прикладная физическая культура » в инженерно-экономическом вузе, отвечающая современным условиям реформирования образования и формирующая у будущих специалистов необходимые психофизические качества, прикладные знания, умения и навыки, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условия и, повысить уровень профессиональной надежности. Основная направленность занятий раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка » заключалась в увеличении диапазона функциональных возможностей организма человека, расширении арсенала его двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации организма к различным факторам трудовой деятельности. Определены группы специальных физических упражнений, направленные на увеличение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, такие как, лыжные гонки, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания. А также группа упражнений для совершенствования сенсомоторных способностей , таких как быстроты восприятия и ответной реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степени точности оценки пространственных и временных показателей, умения владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе. Для этих целей использовались такие средства, как спортивные игры (футбол,хоккей,волейбол), бадминтон, настольный теннис и другие. Предложенное содержание прикладной физической подготовки способствовало созданию предпосылок для будущей успешной профессиональной деятельности студентов , опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна,

APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY AS A BASIS THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN THE FRAMEWORK OF THE FSES 3+

Introduction. The article is devoted to the study and analysis of new requirements of the GEF 3+ for the content and structure of the discipline «Physical culture». Materials and methods. Main approaches to professional-applied physical preparation of students in higher educational institutions. The design of the work programme «Applied physical education» in engineering and Economics University modern conditions of reforming of education and forming of future specialists with the necessary psycho-physical qualities, applied knowledge, abilities and skills that will help them quickly adapt to the working environment and to raise the level of professional reliability. The main aim of the training section «Professionally-applied physical training » was to increase the range of functionality of the human body, the extension of Arsenal of his motor coordination, and ensuring effective adaptation of the organism to various factors of employment. >sensorimotor abilities such as speed of perception and reaction to information received through the senses (touch, sight, hearing), accuracy assessment of spatial and temporal parameters, the ability to control yourself in acute situations, during exercise or in wrestling. For these purposes, used tools such as sports games (football,hockey,volleyball), badminton, table tennis and others. The proposed content of the applied physical training contributed to the creation of prerequisites for future successful professional activity of students, indirectly manifested in her in such factors as health condition, level of physical fitness, adaptation to working conditions.

Текст научной работы на тему «Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «физическая культура» в рамках ФГОС ВПО 3+»

?Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ .

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ФГОС ВПО 3+

Гусев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Физическая культура» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Стафеева Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский

университет), Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению и анализуновых требований ФГОС 3+ к содержанию и структуре дисциплины «Физическая культура». Материалы и методы. Выявлены основные подходы к профессионально-прикладной физической подготовке студентов в высших учебных заведениях. Разработана рабочая программа «Прикладная физическая культура» в инженерно-экономическом вузе, отвечающая современным условиям реформирования образования и формирующая у будущих специалистов необходимые психофизические качества, прикладные знания, умения и навыки, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условия и, повысить уровень профессиональной надежности. Основная направленность занятий раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» заключалась в увеличении диапазона функциональных возможностей организма человека, расширении арсенала его двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации организма к различным факторам трудовой деятельности. Определены группы специальных физических упражнений, направленные на увеличение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, такие как, лыжные гонки, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания. А также группа упражнений для совершенствования сенсомоторных способностей, таких как быстроты восприятия и ответной реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степени точности оценки пространственных и временных показателей, умения владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе. Для этих целей использовались такие средства, как спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), бадминтон, настольный теннис и другие.Предложенное содержание прикладной физической подготовки способствовало созданию предпосылок для будущей успешной профессиональной деятельности студентов, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Смотрите еще:  Существенные условия договора купли-продажи. На какой срок договор купли продажи

Ключевые слова: высшие учебные заведения, дисциплина «Физическая культура», сенсомоторные способности, специальные физические качества, стандарт бакалавра ФГОС 3+; прикладная физическая культура, показатели физического здоровья, профессиональная деятельность студентов, физическая подготовка

APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY AS A BASIS THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN THE FRAMEWORK OF THE FSES 3+

Gusev Aleksey Nikolaevich, an assistant professor of «Physical Education»

Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia) Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of theoretical

foundations of physical culture

Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minin «(Mininsky University),

Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. Introduction. The article is devoted to the study and analysis of new requirements of the GEF 3+ for the content and structure of the discipline «Physical culture». Materials and methods. Main approaches to professional-applied physical preparation of students in higher educational institutions. The design of the work programme «Applied physical education» in engineering and Economics University modern conditions of reforming of education and forming of future specialists with the necessary psycho-physical qualities, applied knowledge, abilities and skills that will help them quickly adapt to the working environment and to raise the level of professional reliability. The main aim of the training section «Professionally-applied physical training» was to increase the range of functionality of the human body, the extension of Arsenal of his motor coordination, and ensuring effective adaptation of the organism to various factors of employment. Identified groups of special physical exercises aimed at increasing the body’s resistance to adverse environmental conditions, such as cross-country skiing race Cycling, skating), as well as exercises with the breath. As well as group exercises to improve sensorimotor abilities such as speed of perception and reaction to information received through the senses (touch, sight, hearing), accuracy assessment of spatial and temporal parameters, the ability to control yourself in acute situations, during exercise or in wrestling. For these purposes, used tools such as sports games (football,hockey,volleyball), badminton, table tennis and others. The proposed content of the applied physical training contributed to the creation of prerequisites for future successful professional activity of students, indirectly manifested in her in such factors as health condition, level of physical fitness, adaptation to working conditions.

Keywords:higher education institutions, discipline «Physical culture», sensorimotor abilities, special physical quality, the bachelor standard FSES 3+; applied physical culture, physical health indicators, and professional activities of students, physical training

Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы ак-

тивного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования[1, с.; 11, с. 26; 12, с. 122; 15, с. 147].Полномасштабный переход к новым федеральным стандартам третьего поколения стал для российских вузов эффективным инструментом

Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ .

с помощью которого будет формироваться современные кадровые структуры для развития всех сфер профессиональной деятельности, повышаться профессиональная востребованность и конкурентоспособность выпускников вузов на современных рынках труда[13, с. 3; 17,с. 6; 18, с. 68].

В 2014 году по многим направлениям подготовкиВ-ПО утвержден ФГОС 3+ (в соответствии с ч.11 ст.13 ФЗ от 29 декабря 2012 г. За № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»), в котором дисциплина «Физическая культура» реализуется в рамкахбазовой части в объеме72 академических часа в очной форме обучения и в форме элективных курсов («Прикладная физическая культура») в объеме 328 академических часов.В этой связи преобразования в требованиях стандарта определяют новые требования к содержанию и структуре подготовки бакалавров, в том числе и по физической культуре, с целью повышения качества подготовки специалистов различных областей деятельности[14].

Реальное воплощение концепции ФГОС 3+ в физическом воспитании связано с разработкой современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной психофизической готовности специалистов, выпускаемых вузами[19,с. 285].

Путь реформирования высшего профессионального образования идет контркурсами «сверху» и «снизу»: со стороны вузов — путем разработки и введения инноваций, повышающих качество подготовки специалистов в определенной сфере социальной жизни, и со стороны государства — посредством создания законодательных, финансовых, технических и иных условий для оценки и внедрения этих инноваций. Если такого совпадения курсов нет, то «прорытые тоннели» не совпадут в своем центре, которым и является личность профессионала, и непременно завершатся тупиком, который во многих сферах образования в настоящее время уже очевиден. Так, например, в сфере физкультурного образования наблюдается количественный и качественный дефицит кадров, притом что количество выпускников физкуль-турно-педагогических факультетов и вузов год от года не снижается.

Инновации в образовании касаются не только программных продуктов, но и педагогических систем, технологий, в том числе и систем управления образованием (в значении управления образованием не как социально-государственным институтом, а как управления знанием, расширением компетенций студентов как потенциальных профессионалов) надежности [2, с. 5;3, с. 4; 6, с. 35].

При этом инновации в высшем профессиональном образовании имеют опережающий характер, дабы выпускники технических могли выполнять профессиональные обязанности, которых в настоящее время еще не существует, но которые появятся в будущем.Этот этап связан с переходом к преимущественно рационально-логическому восприятию мира, с осознанием идей социального равенства и духовного самоусовершенствования человека. Проявляется стремление к самореализации в общественной жизни, сознательному саморегулированию своего поведения. Таким образом, существует ряд новых проблем данного этапа реформирования высшего профессионального образования в направлении «физическая культура». Часть из них уже стала довольно острой, а часть встает перед вузами уже в ближайшие годы в связи с изменением, как социальной ситуации, так и принципов высшего образования как одного из важнейших социальных институтов. В их число входят:

— потребность в дополнительном определении концептуальных положений понимания сущности социального развития профессиональной подготовки применительно к запросам всей системы физкультурного образования;

— необходимость разработки теоретических направлений совершенствования профессиональной подготовки с учетом перспектив развития конкретной физкуль-турно-спортивной, досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности, интеграции ее компонентов и совершенствования содержания образования;

— потребность изучения путей совершенствования содержания образования на основе интеграционных процессов науки и спортивной практики;

— насущная необходимость в формировании у студентов способности реально оценивать свои учебные, профессиональные возможности и потенциалы, намечать пути дальнейшего образования и раннего профессионального самоопределения [5, 393];

— проблема обеспечения вариативности структуры образования, учета и построения жизненных планов и интересов молодежи в образовательной среде вуза;

— необходимость разработки метадисциплинарного подхода к содержанию психолого-педагогической подготовки специалистов, направленного на формирование целостного представления об сферефизической культуры как об одном из наиболее характерных социальных явлений современного общества, необходимой составляющей культурной, цивилизованной личности;

— проблема разработки технологий диагностики и коррекции процессов самоактуализации, самореализации, самоидентификации сознания и деятельности студентов, в связи с этим, проблема пересмотра подходов к организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Важнейшим следствием решения этих проблем является формирование способности студента осуществлять мониторинг собственного образа «Я-деятеля», оценивать свои компетенции, их динамику под влиянием учебной деятельности и на этой основе самостоятельно вносить коррективы в процесс их развития в зависимости от тех или иных условий индивидуальной жизнедеятельности.

Технологический подход к профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условиям, повысить уровень профессиональной надежности[2, с. 5;3, с. 4; 6, с. 35; 9, с. 7].

Материалы и методы

Цель исследования.Теоретическое обоснование содержания модуля «Прикладная физическая подготовка» дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС 3+ в инженерно-экономическом вузе.

Методы исследования.Анализ научной и методической литературы, анализ учебных документов, педагогические методы.

Ключевым изменением, касающимся дисциплины «Физическая культура», в стандартах ВПО третьего поколения стало то, что она вынесена из гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин в самостоятельный, обязательный к освоению раздел. Объём реализации в часах практически не изменился — 400 часов (по стандартам ВПО второго поколения — 408 часов), но при этом сам факт придания физической культуре статуса не просто учебной дисциплины, а отдельного раздела в рамках освоения основной образовательной программы носит знаковый характер. В данной трактовке физическая культура рассматривается, прежде всего, как фундаментальная база для поддержания обучающихся в физической форме, необходимой для успешного освоения ОПОП [4, с. 11; 8, с. 2729].

Обновлённые стандарты ФГОС 3+ предполагают введение для 328 академических часов новой дисциплины (модуля) — «Прикладная физическая культура»

Гусев Алексей Николаевич, Стафеева Анастасия Владимировна педагогические

ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ . науки

(в форме практических занятий по обеспечению уровня физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, для выполнения ими нормативов физической подготовленности) [16,с. 79].

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной подготовки (ППФП) заключается в том, чтобы пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способстую-щей освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных, вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств; интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности^, с. 318; 7, с. 12; 19; 20; 21; 22; 23, с.134].

На основе анализа преобразований в требованиях стандарта ВПО, новых требований к содержанию и структуре подготовки бакалавров инфенерно-экономи-ческих специальностей, а также научно-методической литературы по реформированию образования в высших учебных заведениях с применением компетентностного подхода нами были сделаны попытки разработать рабочую программу дисциплины «Прикладная физическая подготовка» и организовать процесс по физической культуре у студентов инженерно-экономических специальностей.

Смотрите еще:  Самовывоз автомобиля из России: можно ли вернуть НДС. Купить авто и вернуть ндс

Целями освоения дисциплины «Прикладная физическая культура» являются формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:ОК — 7- способствовать к самоорганизации и самообразованию, ОК — 8 — способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате освоения данной дисциплины студент должензнать:оздоровительные системы физического воспитания, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек, способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; уметь:разрабатывать индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики, организовывать коллективные формы разнообразных занятий физической культурой; владеть: навыками и умениями повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, по формированию здорового образа жизни, организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Содержание дисциплины (модуля) «Прикладная физическая подготовка» представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Содержание дисциплины (модуля) «Прикладная физическая подготовка»

Код занятия Наименование разделов и тем.’вид занятия Семестр /курс Часов Компетенции Активная форма ная работа

Раздел 3.Прикладная физическая культура

3.1 Легкая атлетика 1-4 50 ОК-8 50 10

3.2 Основная гимнастика 1 50 ОК-8 50 10

3.3 Спортивные игры 2-4 50 ОК-8 50 10

3.4 Аэробика 2-4 50 ОК-8 50 10

3.5 Профессионально-прикладная физическая подготовка 1-4 88 ОК-8

Учебно-тренировочный раздел (прикладная физическая культура) состоял из решения следующих образовательных задач по разделам программы. Легкая атле-148

тика. Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, ско-ростно-силовых качеств, трудолюбию, упорству, быстроте мышления.

Содержание занятий: высокий и низкий старт, бег 100м, эстафетный бег, бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000м (девушки) и 3000м (юноши), бег по пересеченной местности, прыжки в длину с места. Кроссовая подготовка.

Основная гимнастика. Решает профилактические и оздоровительные задачи. Развивает силу, координацию, гибкость, чувство равновесия.

Содержание занятий: общеразвивающие упражнения, упражнения в парах, упражнения с гимнастическими предметами, упражнения на формирование осанки, висы и упоры, вольные упражнения, простые прыжки. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Упражнения для профилактики заболеваний.

Атлетическая гимнастика. Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, стабилизации мышечного тонуса. Развивает абсолютную и относительную силу различных групп мышц. Содержание занятий: круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с гантелями, гирями, штангой, тренажерными устройствами. Техника безопасности занятий. Различные системы силовых качеств.

Спортивные игры. Способствуют совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости двигательной реакции, силовой и скоростной выносливости; развитию таких личностных качеств, внимание, память, согласованность групповых взаимодействий, инициативность и самостоятельность.

Баскетбол (юноши, девушки).Содержание занятий: ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места и в движении), приемы овладения мячом (вырывание и выбивание), техника защиты (перехват, на-крывание), тактика защиты и нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола.

Футбол. Содержание занятий: удары по мячу ногой, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой и грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря. Тактика защиты и нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках различных размеров.

Волейбол. Содержание занятий: правила проведения и организации соревнований по волейболу. Судейство. Техника передач, подач, блокирования, нападающего удара. Техника и тактика игры в целом. Развитие координационных способностей.

Настольный теннис. Содержание занятий: инвентарь, правила одиночной и парной игры, способы удержания ракетки, техника игры: стойки, перемещения, удары, подачи. Тактика одиночных и парных игр. Организация соревнований.

Бадминтон. Содержание занятий: инвентарь, правила одиночной и парной игры, способы удержания ракетки, техника игры: стойки, перемещения, удары, подачи. Тактика одиночных и парных игр. Организация соревнований.

Аэробика. Занятия способствуют совершенствованию координационных способностей, выносливости, ловкости, гибкости, коррекции фигуры. Оказывают оздоровительные влияния на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Формируют чувство ритма, умение слушать музыку.

Содержание занятий: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с различной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Основная направленность занятий раздела Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

«Профессионально-прикладная физическая подготовка» заключалась в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

Нами были определены и широко использовались группы специальных физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, для повышения устойчивости к гипоксемии (кислородной недостаточности) использо-валисьскоростные циклические виды упражнений (бег, лыжные гонки, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания. Устойчивость к перегрузкам — акробатические прыжки, сальто, фляки, рондаты, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

В процессе профессиональной физической подготовки важное значение уделялось совершенствованию сен-сомоторных способностей. К ним относятся быстрота восприятия и ответная реакция на информацию, полученную через органы чувств (осязания, зрения, слуха), степень точности оценки пространственных и временных показателей, умение владеть собой в острых ситуациях при выполнении упражнений или в спортивной борьбе. Для этих целей использовались такие средства, как спортивные игры (футбол,хоккей,волейбол), бадминтон, настольный теннис и другие.

Заключение. Таким образом, считаем необходимым ещё раз подчеркнуть, что педагогическая учебная дисциплина «Физическая культура» тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности, что в целом находит свое отражение в психической и физической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Предложенное нами содержание прикладной физи-ческойподготовкиспособствовало созданию предпосылок для будущей успешной профессиональной деятельности студентов, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

1. Баевский P.M. Берсенева А.П., Лучицкая Е.С., Слепченкова И.Н. Оценка уровня здоровья при исследовании практически здоровых людей: практическое руководство. М.: Фирма «Слово», 2009. 100 с.

2. Балашова В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетент-ностного подхода к образованию// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2О08.№5.

3. Байденко В.И. Выявления состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения:Метод.пособие.- М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2006. -72 с.

4. Богачев А.Н. Особенности адаптивных возможностей организма подростков в условиях снижения функциональных резервов и различных режимов двигательной активности. Дисс.канд.мед.наук. Волгоград. 2011. 178 с.

5. Боенко Н.А. Развитие учебно-профессиональных компетенций// Среднее профессиональное образование.

6. Буйкова О.М. Функциональное состояние организма студенток, занимающихся различными видами оздоровительной аэробики. Автореф.дисс.канд.биол. наук. Иркутск. 2010. 26 с.

7. Бурханова И.Ю. Система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в ВУЗе// Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 5. С. 111-113.

8. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения//Вестник мининского университета. №4.2015.

9. Головин В.А. Физическое воспитание: Учебник для ВУЗов. М., Высшая школа, 1983.С.318-342.

10. Готлиб В.М., Мокров А.Н. Исследования эффективности тестового контроля в институтах физической культуры. \\ Теория и практика физической культуры, 1991-№11.С.35-36.

11. Готлиб В.М. Теоретическое обоснование входного контроля для абитуриентов институтов физической культуры, 1992. №. С.12.

12. Касаткин В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья. Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 2011. 44с.

13. Дианов П.В. Новые подходы к реформированию физической культуры в условиях модернизации образования в средних специальных учебных заведениях// Материалы третьей байкальской международной научной конференции. Улан- Удэ.2009. С.122-125.

14. Ковачева И.А. Содержание, методы и организационные формы профессионально-прикладной физической подготовки студенток гуманитарных специальностей. Автореф. дис. . канд.пед. наук. МГАФК, 2002. — 22 с.

15. Проект приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа ВО — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» — URL : http://www.s-vfu.ru/universitet/ rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/ departamentt_ quality/onmsoop/projects/

16. Платонова Р.И. Органзационно-педагогические условия одготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3+ //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С.147-149.

17. Савин С.В. Целевые установки как базовый фактор проектирования системы занятий фитнесом// Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции / РГПУ им А.И. Герцена. СПб. 2007. С. 79-84.

18. Федорова М.В.Формирование коммуникативной компетенции как условие успешной реализации личности в профессиональной и социальной среде//Среднее профессиональное образование. — 2008. — №7. — С.51-52.

19. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

20. Земсков А.С., Иванчин А.И. Разработка и внедрение компьютерных программ в деятельность учителя физической культуры — проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 13-18.

21. Красильникова Е.В. Динамика функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой // Самарский научный вестник. 2015. № 2 (11). С. 138-142.

22. Fox E.L., Matthew’s D.K. The Physiological Basis Physical Education and Athletics 3-d edit. Phyladelphia. SaundersCo.1981.

23. Verkoshanski Y. Topical problems ogfthe modem theory and methodology of sports training // Coaching and Sport Science Journal, 1996, 1:4,2-10.