Налог для посылок из китая. Налог для посылок из китая

Пока воспользоваться сервисом дистанционной оплаты могут клиенты китайского гиганта AliExpress и латвийского интернет-магазина Joom. Но в будущем «Почта России» обещает подключить и другие «основные маркетплейсы». Клиенты прочих сервисов доставки возможности мгновенной оплаты лишены: им нужно ждать декларации и пользоваться сторонними платежными сервисами.

С 1 января дорогие покупки в зарубежных онлайн-магазинах стали менее выгодны для россиян. Согласно новым правилам ЕАЭС, порог беспошлинного ввоза сократился вдвое – с 1000 до 500 евро (а с 2020 года планка упадет еще ниже — до 200 евро). Если общая сумма товаров, заказываемых в Россию в течение календарного месяца, превышает эту сумму или общий вес заказов окажется более 31 кг, покупатель обязан заплатить 30% от суммы сверх норматива, но не менее 4 евро за каждый килограмм сверх этого лимита.

Привлекать любителей трансграничного шопинга к соблюдению финансовой дисциплины решили с помощью упрощения процедуры платежа. Взимать пошлины дистанционно власти обещали еще в мае 2019 года. Но необходимый приказ Минфин опубликовал лишь в конце декабря. В соответствии с ним, таможенные операции с товарами, приобретенными в зарубежных интернет-магазинах для личного пользования, смогут совершать «уполномоченные операторы почтовой связи».

Хотя в документе такие операторы упоминаются во множественном числе, реально принимать такие платежи онлайн сможет лишь «Почта России», рассказали «Фонтанке» участники рынка. В самом ФГУП подтвердили, что получили статус «уполномоченного оператора» и с 9 января запустили пилотный проект.

Как долго продлится эксперимент и с какими интернет-магазинами уже налажено взаимодействие, «Почта России» не сообщила, но отметила, что «в ближайшее время к нему будут подключены основные маркетплейсы».

Участие в пилоте «Фонтанке» подтвердила китайская площадка AliExpress, на которой, по оценкам экспертов, россияне совершают львиную долю всех трансграничных покупок. «По согласованию с «Почтой России» покупателям, сумма заказа которых будет превышать 500 евро, будет предоставлена возможность оплатить пошлину онлайн», – сообщил представитель компании.

По информации «Фонтанки», участвовать в пилоте также будет зарегистрированный в Латвии интернет-магазин китайских товаров Joom. На своем сайте компания сообщает, что сотрудничает с «Почтой России», а также что клиенты должны предоставить уполномоченному оператору информацию о номере и дате заказа и размере таможенных платежей.

В российском представительстве американского eBay на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. В «Яндекс.Маркете», чей сервис Bringly работает с товарами от иностранных продавцов, сообщили, что готовы поддержать нововведения с взиманием пошлин, если это будет «реализовано онлайн с минимальными сложностями для покупателя», цитирует представителя площадки «Коммерсант».

Как платить

Как следует из приказа Минфина, уполномоченный оператор будет взаимодействовать с электронной системой Федеральной таможенной службы (ФТС), куда будет направлять информацию по каждому интернет-заказу, в том числе персональные данные потребителя. Также он будет вести учет общего веса и стоимости товаров, которые покупатель приобретет за календарный месяц.

При превышении лимита сайт интернет-магазина предложит уплатить пошлину. Как пояснили в «Почте России», эта процедура будет идентична оплате интернет-покупки и будет осуществляться непосредственно на сайте онлайн-магазина. «Необходимости переходить на другие страницы или сайты не будет», – отметили в пресс-службе ФГУП.

Представитель AliExpress уточнил, что по факту платеж все-таки будет проходить на сайте уполномоченного оператора. Но дополнительных действий не потребуется — перед пользователем автоматически возникнет всплывающее окно.

Возможность платить пошлины за интернет-покупки у клиентов «Почты России» появилась еще в ноябре, но это можно было сделать оффлайн, в почтовых отделениях. Онлайн-сервис будет удобнее для потребителей, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Но все же большинство из них не польстятся на удобство. «Порог будут пытаться обойти, например, совершая покупки не одномоментно, а растягивая на разные месяцы или переходя на более дешевые товары», – считает он.

По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2019 году россияне оставили в кассах иностранных интернет-ретейлеров 470–480 млрд рублей. Но, по данным опроса «Ромир», только 5% россиян за минувший год приобретали товары в зарубежных онлайн-магазинах на сумму от 200 до 500 евро.

Угроза монополии

Статус единственного уполномоченного почтового оператора может позволить «Почте России» существенно укрепить свои позиции на рынке трансграничной торговли, считает Александр Иванов. По его словам, на ФГУП и так приходится 90% в общем объеме посылок, но если говорить о доставках, которые приносят прибыль (то есть без учета мелких пакетов), – только половина. Остальной рынок делят коммерческие операторы.

«Есть опасение, что иностранные магазины буду сотрудничать с той службой, которая сделает наиболее удобное решение для клиента и обеспечит надежный обмен данным с ФТС», – отмечает эксперт. Появление монополиста неизбежно отразится на ценах и качестве обслуживания.

Клиенты крупных логистических операторов тоже имеют возможность заплатить пошлину через Интернет, но процесс менее удобен и более растянут во времени. Как рассказал «Фонтанке» Евгений Привалов, директор департамента международных перевозок и таможенных операций DPD в России, компания передает данные о своих клиентах ФТС, а уже та их анализирует. Если клиент превысил беспошлинный порог, таможня сообщает об этом оператору, а тот присылает покупателю СМС и сообщение по электронной почте со ссылкой на сторонний платежный сервис, через который можно перевести деньги. Только после оплаты операторы берутся за доставку. С июля ФТС тестирует такую систему также с DHL Express, UPS и Pony Express.

Клиенты прочих сервисов доставки, не участвующих в эксперименте, должны сами заполнять декларации и подавать их в ФТС на бумажных носителях. Правда, в этом случае ведомство может уповать только на сознательность граждан: перевозчики не ведут учет, сколько и на какую сумму было заказано товаров, и не запрашивают у потребителей их ИНН. Но, вероятно, такое окно возможностей будет существовать недолго: после завершения тестирования с крупными игроками ФТС распространит требования на весь рынок.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Что с лимитами на покупки за границей в 2019 году

Евразийская экономическая комиссия внезапно снизила беспошлинный лимит для ввоза товаров из-за границы. Решение вступит в силу 16 ноября, но новый лимит заработает только с 2019 года. Это касается всех россиян, которые что-то покупают для себя за границей и потом привозят домой. Мы начали писать разбор и вспомнили, что с лимитами на ввоз у нас полный цирк, причем цирк без коней, потому что кони уже не влезают в новые таможенные лимиты. Призываем плашку.

Лимиты для беспошлинного ввоза личных покупок в 2019 году

Как ввозите 2019 2019
Лично на самолете 10 000 евро или 50 кг 10 000 евро или 50 кг
Лично наземным транспортом 1500 евро или 50 кг 500 евро или 25 кг
Посылка из интернет-магазина 1000 евро или 31 кг в месяц 500 евро или 31 кг в месяц

Если превышаете, вас попросят доплатить таможенную пошлину — не менее 30% стоимости или 4 евро за каждый килограмм сверх лимита. Такая пошлина есть и сейчас.

Кого коснется. В первую очередь это коснется тех, кто покупает за границей и заказывает в интернете дорогое оборудование, гаджеты, товары для детей и для дома. И тех, кто покупает для перепродажи, но маскирует под личные нужды. Готовьтесь к походам на таможню.

Но почему? Потому что России не нравится, что вы тратите свои деньги на более конкурентоспособные и выгодные заграничные товары, с которых не платят налоги в России. То есть товары покупайте, но извольте пополнять бюджет.

Любителям путешествий. Подпишитесь, и мы пришлем подборку из 10 важных статей об экономии в путешествиях.

О каких пошлинах речь?

Если вы покупаете что-то за границей для личных нужд и это попадает в Россию, нужно заплатить таможенную пошлину. Это сумма, которая идет в бюджет государства из вашего кармана: как бы плата за то, что вы оставили часть своего дохода за границей и оплатили не российские, а импортные товары.

Для личных покупок есть беспошлинный лимит — то есть стоимость или вес заграничных товаров, в пределах которых пошлину платить не нужно. Если превысить лимит, нужно платить деньги в бюджет. Пошлину должны начислять на превышение лимита по весу или стоимости. На сколько превысил — с такой суммы и заплати пошлину.

Сейчас можно привезти из-за границы на своей машине товаров на 1500 евро и ничего не платить, потому что до этой суммы пошлин нет. Например, туфли «Прада» за тысячу евро пока можно привезти без доплаты на таможне. А вот если купить и тем же путем привезти куртку «Луи Вюиттон» за 3 тысячи евро, надо заплатить пошлину.

Беспошлинные лимиты для России и еще нескольких стран устанавливает Евразийская экономическая комиссия. Отдельно — для покупок в интернете, провоза на поезде или машине и самолетом. В прошлом году мы рассказывали об изменениях. Тогда казалось, что у любителей зарубежного шопинга еще есть запас времени, чтобы закупиться без переплат. Но лимиты снизили раньше, чем планировалось.

Для покупок, которые привозят наземным транспортом, лимит будет снижен с 2019 года

Для личных покупок, которые привозят в Россию на поезде, машине, велосипеде или переносят через границу пешком, установлены отдельные беспошлинные лимиты.

  1. В 2019 году — 1500 евро или 50 кг.
  2. С 2019 года — 1000 евро или 50 кг.
  3. С 2020 года — 750 евро или 35 кг.
  4. С 2021 года — 500 евро или 25 кг.

Но 16 ноября условие о лимитах будет действовать в новой редакции: с 2019 года — 500 евро или 25 кг.

Никакого поэтапного снижения лимита теперь не будет. Его сразу уменьшили до уровня 2021 года. Но еще раз: это касается только личных покупок, которые привозят любым видом транспорта, кроме самолета.

Если привозить самолетом, лимиты не меняются

Сейчас самолетом можно привезти из-за границы что угодно для себя на 10 000 евро или весом до 50 кг. Тогда платить пошлину на таможне не придется.

Этот лимит не меняется. Его не снижали ни в прошлом году, ни сейчас. Ни этапами, ни сразу. По крайней мере, пока так. Но это не значит, что самолетом можно провезти вообще что угодно без пошлины. Таможня узнает о незадекларированном кольце, шубе или дорогих часах и заставит заплатить пошлину прямо в аэропорту. В начале года была шумиха по поводу таких историй — мы рассказывали, как это работает и почему покупки сложно скрыть.

То есть в 2019 году провезти что-то за 10 000 евро самолетом можно без пошлины, а если пересекать границу по земле — за ту же покупку придется доплачивать приличную сумму.

Покупки в интернет-магазинах: лимиты снижают постепенно

Ноябрьское решение о снижении лимитов не повлияло на пошлины за заграничные посылки. Но их и так собирались снижать, об этом было известно еще в 2017 году. Вот какими лимиты будут в ближайшие годы.

Лимиты и пошлины для посылок из-за границы

Беспошлинный лимит Пошлина сверх лимита
В 2019 году 1000 евро или 31 кг в месяц 30% или 4 евро за 1 кг
В 2019 году 500 евро или 31 кг в месяц 30% или 4 евро за 1 кг
С 2020 года 200 евро или 31 кг за одну посылку 15% или 2 евро за 1 кг

Если заказывать в интернет-магазине, беспошлинный лимит и так будет 500 евро с 2019 года. Тут все осталось так же, как и год назад. С 2020 года лимит резко снизится, но сравнивать его с предыдущими периодами нельзя. Это будет уже лимит не на месяц, а на каждую посылку. Достаточно разделить заказы по разным посылкам — и пошлину можно будет не платить. А ее размер даже сверх лимита уменьшится в два раза.

Можно не платить пошлину, даже если положено?

Не платить пошлину нельзя. Это обязательный платеж, как налоги. Его сложнее проконтролировать, но таможня неплохо в этом преуспела. Вы еще не получили посылку, а она уже знает, что именно вам идет с «Алиэкспресса» и сколько это стоит. Вы еще не сошли с трапа самолета, а таможенники уже в курсе, что кольцо на вашем пальце не бабушка в наследство оставила, а вы купили его вчера в миланском бутике.

Даже если таможня не уверена, она разберется: осмотрит, досмотрит или потребует пояснения.

Если при ввозе надо заплатить пошлину, но ее не заплатили, а потом это вскрылось, может быть штраф: например, две стоимости ввозимых вещей. То есть вместо пары сотен евро за шубу нужно будет отдать государству несколько тысяч евро. И шубу при этом могут конфисковать. А за крупный размер нарушения вообще есть уголовная ответственность.

Покупать что-то дорогое за границей станет примерно так же невыгодно, как и в России. Вероятно, от этого станет лучше российским магазинам. В федеральный бюджет дособирают дополнительные налоги, которые потратят на ракеты, дороги, фермерство и терраформирование новых планет. Создадут новые рабочие места на таможне, ведь весь этот новый поток превышающих лимит должен будет кто-то обслуживать. В войне российских элит таможня станет главной действующей силой, потеснив сами знаете кого. Оппозиционный политик решит снять расследование о коррупции на таможне, но его новый квадрокоптер задержат на таможне из-за превышения лимита. Известная российская студия дизайна сделает Федеральной таможенной службе новый удобный сайт, с помощью которого оплачивать пошлины можно будет в один клик, о чем непременно сочинят стихотворение: «Я плачу за все в России, там плачу, плачу и здесь. Чтобы заплатить таможне, есть удобный интерфейс!» Известный архитектор поставит в центре Москвы памятник «Таможенник выпускает посылку». Посылка, конечно, будет выполнена в сусальном золоте. Новый роман Виктора Пелевина будет посвящен тяжелой работе российского таможенника, который вынужден вылавливать в посылках запрещенное психическое оружие. Наша статья о посылке, задержанной на таможне, станет самой популярной в журнале, перебив квартиру в пределах Мкада.

Налог для посылок из китая

Может быть, вы забыли, потому что это уже не такой горячий инфоповод, как этой весной, но закон о постепенном снижении лимита беспошлинных покупок никуда не делся. И скоро он вступит в силу, к радости национальных ритейлеров.

С 2016 года число зарубежных отправлений выросло на 56%. За один только 2017-й россияне получили 400 млн иностранных посылок. Доля зарубежной интернет-торговли в России составляет почти 40% (420 млрд рублей). Люди стремятся купить дешевле, и постепенно понимают, что на интернет-магазинах из России свет клином не сошелся.

Влиятельной организации АКИТ (а это объединение «Эльдорадо», Ozon, «М. Видео», «Связного», «Юлмарта», re:Store и российских представительств Sony и Samsung, в числе прочих) такое положение дел решительно не нравилось. Поэтому она пыталась придумать способ, чтобы заставить нас покупать одежду и электронику исключительно в пределах страны. Стоимость индивидуальной доставки из-за рубежа очень низкая, а в условиях необходимости оплаты лишних налогов и сборов, предложить таких же цен, как в крупных иностранных онлайн-магазинах, их российские аналоги физически не могут.

Решение нашлось очень простым: для «выравнивания условий» заставить при зарубежных покупках, по крайней мере, платить налог. В идеале – при каждой такой покупки. Но тут в борьбу вступили другие влиятельные лоббисты. В их числе – «Почта России», которая от роста количества зарубежных посылок в большом выигрыше, и даже в последние годы вдруг начала получать миллиардную чистую прибыль. Почти 70% всех почтовых отправлений теперь составляют международные посылки, и от такого рынка госкомпания отказываться не собиралась.

Немного пободавшись, таможня, АКИТ, Минфин и «Почта России» пришли к компромиссу. Пошлину на посылки снизят, но до определенного уровня. Долгое время на горизонте мерцала цифра €22. Видимо, чтобы любое другое предложение нам всем потом показалось вполне адекватным.

В итоге поставили так. С 1 января 2019 года правительство снижает порог беспошлинных покупок в два раза: с нынешних €1000 до €500 в месяц. Купить что-то, стоящее дороже 500 евро, за рубежом вы по-прежнему сможете. Но за это придется заплатить пошлину, 30% от суммы превышения лимита. А с 1 января 2020 года порог снизят еще дальше, до €200.

Другими словами – если вы собирались взять за рубежом что-то ценой дороже €500, или набрать много разных посылок общей стоимостью выше €500 в месяц, делать это нужно сейчас. С 1 января вам придется заплатить существенно больше. В России дорогие товары, вроде смартфонов, планшетов и ноутбуков, по ожиданиям, тоже станут стоить дороже. Не зря же организация крупнейших российских магазинов так боролась за введение нового ограничения. Можно предположить, что цены постепенно вырастут на 10-15%. И это при том, что, например, электроника сейчас в России и так стоит намного дороже, чем в подавляющем большинстве других стран.

Как это будет работать

С 1 января 2019 года за посылки дороже €500 нужно будет платить пошлину – 30% от всего, что выше этой суммы.

Например, вы набрали товаров общей стоимостью $700. Это €618 по нынешнему курсу. Превышение лимита составляет €618 — €500 = €118. Заплатить таможне вам придется €118 ? 30% = €35.4 (примерно $40, или 2650 рублей). Если вы отправляете много мелких посылок, суммарная стоимость которых за месяц тоже в итоге превышает лимит €500 – за всё, что «сверху», тоже придется платить. Стоимость доставки не учитывается и в лимит не входит.

Как оплачивать таможенную пошлину?

Тут, на самом деле, всё просто. За других не скажем, но у нас вопрос всегда решается онлайн. Когда посылка приходит в Россию, она проходит таможенное оформление. Если в процессе выясняется, что лимит превышен, вам об этом приходит извещение на электронную почту, и мы присылаем квитанцию на оплату. С ней вы оплачиваете пошлину (например, карточкой банка). После этого таможня «выпускает» посылку, и она отправляется к вам домой. Ну или в один из пунктов самовывоза.

В принципе, ничего страшного нет, но всё равно большинство пользователей предпочитают с таможней, если есть возможность, не связываться. Ну и платить что-то «сверху» – всегда неприятно.

В общем, PSA: если вы что-то откладывали, сейчас идеальное время наконец собраться и купить. Новый год на носу, плюс потенциально очень большая экономия для дорогих товаров. Только делать заказ надо прямо сейчас, в ближайшие недели – чтобы посылка гарантированно пересекла российскую таможню до 1 января.

Есть и (небольшие) хорошие новости. Ограничения по весу остаются прежними. Провозить по-прежнему можно будет на 31 кг каждый месяц, и не платить пошлину.

Ну и еще – €500 еще далеко не самое плохое ограничение. Многие страны ограничивают импорт куда больше. Большинство покупок, идущих через Pochtoy.com, сейчас в новый лимит вкладываются. Через «Почту России» – тем более.

Удивительно, кстати, что такими законами, вроде бы, пытаются в основном блокировать Китай (на который приходится 94% зарубежных посылок), но по факту больше всего страдает именно направление из Европы и США, откуда идут более дорогие товары. Если бы правительству, таможне и АКИТ действительно не терпелось ограничить зарубежные посылки – снижали бы не сумму беспошлинного лимита, а количество разных посылок в один месяц. Люди, каждые два дня берущие в Китае проводки и наушники, новое ограничение на себе не почувствуют. А вот те, кто раз в полгода хочет купить iPhone или ноутбук на $300 дешевле, будут вынуждены столкнуться с дополнительной преградой в виде оплаты пошлины. Видимо, с «Почтой России» шутки плохи.

Ну и – у нас есть еще целый год, чтобы подготовиться к действительно серьезному ограничению. С 1 января 2020 года планка упадет до €200. Для китайского направления, опять же, не самая большая проблема, но для Европы и США это уже серьезный процент направлений. Будем смотреть, насколько вырастут цены у российских ритейлеров, и останется ли покупка за рубежом более выгодной для пользователей, даже с учетом более длительных сроков доставки.

Перенятие зарубежного опыта

На самом деле, правительство России – не первое (скорее, даже одно из последних) в плане такого ограничения импорта. Правда, другие страны от таких законов особенно не выиграли, скорее наоборот.

Так, после снижения в 2016 году в Белоруссии порога с €200 евро до €22, объем посылок из-за рубежа уменьшился в пять раз. Зато расцвели различные «серые» посредники, «решающие» вопрос. Товары просто ввозятся в соседние страны, и потом пересекают границу в чьем-то грузовике. Дошло до того, что местная почта требует повышения лимита хотя бы до €150, чтобы им было, что доставлять.

После снижения порога до $50 в Бразилии с рынка ушли официальные представительства китайских компаний. Оборот бразильской почты упал в четыре раза, а черный рынок растет на 50% год, несмотря на разгорающийся экономический кризис в стране. Нелегальная доставка товаров стала отличной кормушкой для таможни.

Также стоит упомянуть опыт Канады, которая тратит $160 млн в год на получение всего $40 млн таможенных сборов – от товаров, стоимость которых превышает $20 (это ограничение действует с 1985 года). Месячного лимита там нет, можно провозить столько посылок по $19, сколько душе угодно.

Но даже Канада, со своим самым строгим в мире законом по беспошлинному лимиту, месяц назад дала слабину. В октябре она подписала соглашение с Мексикой и США на повышение этого лимита до $150, только для этих двух стран. Ожидается, что такой шаг повысит объем онлайн-покупок из Штатов минимум в 5-6 раз. Правительство Канады тогда заявило, что «это делается в интересах жителей Канады, особенно тех, кто живет в отдаленных регионах, и кому удобнее заказывать онлайн».

Власть отказалась ввести «налог на AliExpress». Это очень плохо

Правительство, которое заблокировало идею единого сбора с зарубежных онлайн-покупок, недостойно называться российским

На кого работает правительство?

Сразу два российских министерства выступили против инициативы Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) обложить покупки в иностранных онлайн-магазинах налогом в 20% от их стоимости. Почувствовав холодок со стороны Минсвязи и Минпромторга, АКИТ снизила свои требования до 15%, но это не помогло.

На данный момент у нас есть право без пошлин и налогов ввозить товары на сумму до 500 евро и весом до 31 кг за каждый 31 календарный день. При превышении надо уплатить пошлину — 4 евро за каждый «лишний» килограмм и 30% с сумм, превышающих 500 евро. В АКИТ предлагали отменить лимит и ввести единую плоскую шкалу налога. Это дало бы бюджету примерно 120 миллиардов рублей в год.

В Минпромторге на эту инициативу ответили, что предпочитают постепенно снижать порог беспошлинного ввоза, а налоги — в частности, НДС — не брать совсем. Между тем отследить, заказал ли ты суммарно на 500 евро, практически нереально — всегда можно распределить небольшие покупки по знакомым и соседям, но министерских это не смущает. То есть реально пошлины берутся почти исключительно с крупных покупок, доля которых в общем объёме трансграничных покупок физических лиц ничтожна.

Фото: www.globallookpress.com

И тут встаёт вопрос: а кто у нас, уважаемые, правящая партия? «Единая Россия», которая на словах выступает за развитие русской промышленности, или Коммунистическая партия Китая, которая на деле развивает китайскую? Практически все посылки из-за рубежа — это AliExpress, это Китай. Гораздо реже — Тайвань, США, Европа, Корея. Почему наше правительство так ревностно защищает китайский импорт?

Кому это выгодно

Интерес компаний АКИТ понятен: многие из них, по сути, — перепродавцы иностранных товаров с накруткой и, что немаловажно, с выплатой пошлин и налогов в России. «М.Видео», DNS, «Детский мир», Leroy Merlin, даже Zenden большого друга Царьграда Андрея Павлова — все они крупные импортёры. Но в то же время у них на прилавках зарубежные товары соседствуют с российскими, импорт осуществляется «вбелую», в стоимость товара входит НДС, компании платят налог на прибыль, то есть участвуют в формировании российского бюджета и финансировании социальных программ.

При этом члены АКИТ сталкиваются с несправедливой конкуренцией со стороны не только «серых импортёров», но и розничных китайских торговцев, которые платят только низкие китайские налоги и больше вообще ничего! Неудивительно, что «на Али» дешевле, поэтому объёмы трансграничной онлайн-торговли постоянно растут. Наши граждане охотно подкармливают китайское производство и китайский же бюджет. У нас уже Почта России перестроила свою деятельность под китайский посылочный трафик — это вообще нормально?

Как надо поступить

Фото: www.globallookpress.com

Налог на китайские товары «с Али» нужен. На всё. Брать автоматически 20% с каждого заказа совершенно реально. Технически это делается достаточно просто — посылки с доставкой в Российскую Федерацию площадки должны делать на 20% дороже (под угрозой блокировки их сайтов), а «лишние» деньги при этом автоматически перечисляются в бюджет. Желательно — по 50% в региональный и в местный. Эта сумма не настолько велика, чтобы власти начали душить собственное производство в расчёте на поток средств от онлайн-покупок, но и достаточно чувствительна, чтобы помочь профинансировать какие-то социальные программы.

Ценовое преимущество у китайцев останется, но не будет столь подавляющим. И возможность получить свою покупку сразу, а не через две-четыре недели во многих случаях станет решающим фактором при выборе российского магазина, а в идеале и российского производителя.

Параллельно нам нужно организовать «русский Али» — не копию китайского магазина со складом в России, как это обычно понимается, а интернет-площадку для продажи в России и за рубежом только товаров российского производства (с локализацией выше 50%). Такой магазин привлечёт патриотично настроенную аудиторию и поможет российским производителям расширять производство и сбыт.

Есть ли альтернатива налогу на посылки? Только одна — резкое снижение налогов для русских предприятий, это тоже сделало бы конкуренцию более честной. Но такая мера означает сокращение бюджета и приостановку финансирования национальных проектов. Нужно ли нам это?

И не надо говорить, что Царьград поощряет правительство залезать в карман к гражданам. Царьград ратует здесь в первую очередь за развитие русской промышленности, которое будет чрезвычайно затруднено, если мы с вами так и будем покупать всё подряд на AliExpress, а не в российских традиционных или виртуальных магазинах.

Ограничения на посылки из-за границы: чего ждать украинцам и бизнесу в 2019 году

Ограничение посылок посредством уменьшения лимита для граждан – это лишь подножка, а не действенный метод борьбы со «схемщиками», которые ввозят коммерческие партии товаров под видом посылок для физлиц

Сегодня украинские граждане не платят НДС и пошлину при заказе посылок с товарами из-за рубежа, если их стоимость меньше 150 евро. Такой подход привел к появлению «схемы», когда недобросовестные предприниматели завозят в Украину товары якобы для личного пользования, а затем продают их на внутреннем рынке, получая сверхприбыль за счет неуплаченных налогов.

«На такой, казалось бы, безобидной норме построили целые бизнес-модели с миллионными оборотами», — рассказывает Андрей Саварец, эксперт по правовым вопросам Case Украина.

«Схема же простая: контейнер, например, из Китая едет морем в польские Гдыню или Гданьск, там оформляется как транзитный груз, а на украинской границе груз по бумагам превращается в посылки для Иванова, Петрова и Сидорова», — уточняет эксперт.

Судя по статистике Государственной фискальной службы, не похоже, что она близка к разоблачению миллионных схем. Скорее ГФС фиксирует лишь точечные нарушения, связанные с пересылкой запрещенных предметов.

Согласно данным фискалов, которые есть в распоряжении delo.ua, за девять месяцев 2019 года таможенники составили почти 200 протоколов о нарушениях при доставке товаров в посылках (все они в отношении физических лиц). Большинство нарушений — 154 — в Киеве. Остальные во Львове, Одессе и Днепре — 26, 17 и 1 соответственно. При этом сколько из этих нарушений являются злоупотреблениями нормой о беспошлинном ввозе — непонятно, такой статистики ГФС в открытом доступе нет.

При этом в судебном реестре можно найти производства, в рамках которых правоохранители подозревают сотрудников ГФС в том, что те принимают фиктивные документы от некоторых перевозчиков и позволяют им ввозить товары, злоупотребляя нормой о льготе для посылок стоимостью меньше 150 евро.

По прогнозам Case Украина, по итогам 2019 года почтовые и логистические операторы доставят в Украину более 40 млн посылок на общую сумму около полутора миллиардов долларов. Сколько из них составляет контрабанда коммерческих товаров — ни эксперты, ни ГФС сказать не могут.

Что известно, так это то, что с такими схемами ввозят в страну высоколиквидные потребительские товары. Речь идет о мелкой электронике, одежде и обуви.

В теории: ограничения должны побороть контрабанду

С начала следующего года должна была заработать норма о «трех посылках в одни руки». Речь об изменениях в Налоговый кодекс, которые Верховная Рада одобрила еще в конце прошлого года, согласно которым физическое лицо может получать посылки из-за границы без уплаты НДС лишь три в месяц до 150 евро каждая. То есть ограничивается действующая норма — сейчас 150 евро и неограниченное количество раз в месяц.

Но администрирование «трех посылок» Министерством финансов и Государственной фискальной службой за год так и не было разработано в силу разных причин.

У почтовиков и экспресс-перевозчиков возникла масса претензий: мол, мало того, что норма помешает их бизнесу, но она еще и не поборет контрабанду.

«Из-за этой нормы украинские почтово-логистические операторы понесут дополнительные затраты на сбор, анализ и проверку данных для импорта, оформление деклараций, внедрение системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров. Расходы только на ИТ составят больше 150 млн грн», — прокомментировали в «Укрпоште».

Компания прогнозирует, что количество доставляемых посылок сократится. А значит, снизятся доходы, что, вероятно, приведет к росту тарифов на доставку.

В «Новой Почте» в свою очередь сомневаются, что Государственная фискальная служба построит адекватную систему обмена информацией с почтово-логистическими операторами. При этом риски вырастут именно для доставщиков.

В то же время у почтовых и экспресс операторов нет возможности передавать данные о посылках в электронном виде. Поэтому каждый оператор распечатывает реестр, в котором содержится информация о 10-15 тыс. посылок, которые он доставляет ежедневно и несет таможеннику кипу бумаг.

«При существующих объемах посылок, таможенный контроль превратился в профанацию. Кроме того, при таком бумажном документообороте какую бы то ни было систему анализа риска построить просто невозможно», — комментирует Андрей Саварец.

Альтернативный метод побороть контрабанду

На прошлой неделе в Кабмине рассматривался вопрос о понижении лимита до 22 евро, но его отклонили, мол, «не на часі». В результате правительство подало проект закона № 9260, где речь идет о понижении лимита, но все же не до 22 евро. Кабмин предлагает отменить так и не вступившую в силу норму о «трех посылках в месяц». А вместо этого снизить необлагаемый лимит до 100 евро без ограничения количества с июля 2019 года.

Законопроект также делает почтовых операторов и экспресс-перевозчиков «налоговыми агентами». То есть они смогут платить НДС по посылкам стоимостью свыше 100 евро.

Решат ли новые ограничения проблему

Такой апдейт апдейта решения выглядит как компромисс между «тремя посылками», «22 евро» и действующей нормой «150 евро». Но он лишь понижает лимит и не подразумевает создание электронных реестров посылок, а также идентификации получателей. Сможет лишь понижение лимита со 150 до 100 евро прекратить злоупотребление нормой безналогового ввоза для физлиц и использование ее в коммерческих целях?

«Если «три посылки» — это лишь подножка для «схемщиков», которая усложняет схему, но не решает проблему, то понижение лимитов до 100 евро — это вообще только красные флажки», — считает Андрей Саварец.

«Проблема же лежит немного глубже — отсутствие информационного обмена между операторами и таможней, игнорирование государством существующих схем и отсутствие реакции фискальной службы на появление на внутреннем рынке товаров из неторгового оборота. Если эксперты и журналисты владеют оперативной информацией о состоянии дел с так называемым «посылочным импортом», то это должны знать и в ГФС», — поясняет эксперт.

Пул экспертов сходится во мнении, что разрешить проблему, не прибегая на данном этапе к отмене или серьезному ограничению лимитов, возможно. Для этого необходимо создать электронный реестр международных отправлений, к которому будут иметь доступ контролирующие. Так, ГФС будет видеть, что везут операторы рынка еще до прибытия посылок на территорию Украины (для оперативного определения рисков). Параллельно нужно выстраивать систему контроля продаж внутри страны и налаживать обмен таможенной информацией с другими странами.

IT система — камень преткновения

В Государственной фискальной службе в ответ на запрос delo.ua сообщили, что сейчас в Украине внедряется Международная почтовая система (IPS), в которую входит специальный модуль, который обеспечивает взаимодействие таможенных органов и почтовых операторов. Тем не менее заработает ли до 2019 года это программное обеспечение в ГФС, не ответили.

В то же время на оперативность работы ГФС рассчитывать не приходится. Еще в 2007 году таможенная служба должна была разработать электронный журнал учета международных экспресс-отправлений и программный комплекс для контроля за перемещениями отправлений.

То есть система учета и электронный обмен данными между компаниями и ведомством должны были работать уже более 10 лет

Это должно было обеспечить подконтрольность и повысить прозрачность рынка международных почтовых и экспресс-отправлений.

Чего ожидать в 2019 году

Проголосует ли Рада за законопроект № 9620, отменив «три посылки» и введя лимит в 100 евро с июля 2019 года, пока не известно. Если да, то получим новую норму.

Если нет, то старая норма о «трех посылках» сохранится, но останется лишь «на бумаге».

Из действий законодательной власти можно проследить одно — попытки ограничить злоупотребления нормой безналогового ввоза для физлиц будут продолжаться. Но затронут ли они граждан, зависит во многом от ГФС, от того построит ли она прозрачную IT систему и начнет ли наконец бороться со «схемщиками», которые ввозят коммерческие партии товаров под видом посылок для граждан.

Смотрите еще:  Развод и гражданство рф. Развод и гражданство рф