Методическая разработка урока по обществознанию Правонарушение и юридическая ответственность (9 класс). Правонарушение и юридическая ответственность конспект урока

Методическая разработка урока по обществознанию «Правонарушение и юридическая ответственность» (9 класс)

Урок обществознания в 9 класс

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность

Цель: познакомиться с определением, основными признаками и видами правонарушений; рассмотреть понятие юридической ответственности.

расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности;

познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности; дать представление об уголовном и административном праве;

развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

продолжать воспитание правовой культуры.

Личностные: воспитание ценностных ориентиров, основанных на уважении к правам и свободам других людей, соблюдении правовых норм;

Метапредметные: выполнение в повседневной жизни правовых норм, подкрепление изученных положений конкретными примерами;

Предметные: знание ключевых понятий, правовых норм, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный .

Оборудование урока: презентация по теме урока, телевизор, ноутбук, тетрадь, учебник.

Понятия урока: правонарушения, вина, преступление, проступок, юридическая ответственность.

Актуализауция (по вопросам)

Мотивация. Определение цели, задач

Правонарушение (составление кластера или мозговой штурм)

-Что такое правонарушение?

Что вы можете сказать по этой теме. Учитель подводит итог работы)

«Почему люди нарушают законы, которые они же создают для урегулирования своей жизни?».

В чем причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(Выслушиваем ответы детей).

— Эта проблема волновала людей давно. Существуют разные точки зрения на эту проблему.

Антропологи считают, что физиологические особенности организма человека влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, и другие проблемы.

На преступность влияет воспитание и социальная среда.

Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступлений.

-Попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть эти тезисы.

Учитель- Поведение человека в обществе, с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, а также противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение человека является опасным для общества и совершаемые в его рамках поступки являются правонарушениями.

Правонарушение и его признаки.

Виды юридической ответственности.

( Запись в тетради )

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – любое деяние ( действие или бездействие), нарушающее какие – либо нормы права.

Определённое поведение (действие или бездействие)

Противоправность это один из основных признаков правонарушения.

Правонарушение непременно связано с антиобщественным поведением, причиняет людям вред . Оскорбить, оклеветать кого-нибудь, угрожать кому-либо – это значит совершить правонарушение, нанести моральный вред. Ударить, избить кого-то – правонарушение, наносящее физический вред. Кража, грабёж, разбой, мошенничество, повреждение чужого имущества, обман покупателей и т. д. – всё это, безусловно, правонарушения, которые наносят имущественный вред. Таким образом, причинение вреда есть признак правонарушения.

Ещё одним обязательным признаком правонарушения считают наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду те цели, замыслы, которыми руководствовался человек, совершивший Виновность субъекта права

4) Чтобы установить правонарушение.

вину (виновность), необходимо установить форму вины, что очень важно, ибо от этого зависит наказание.

Есть две формы вины

Рассмотрим ситуацию в метро: на эскалаторе люди стоят справа, а проходят слева. Кто-то из стоящих автоматически, не подумав, поставил тяжёлую сумку рядом и тем самым закрыл (или сузил) проход, чего, конечно, делать нельзя. А быстро проходивший слева пассажир не заметил сумки, споткнулся и… (далее могут быть самые неприятные последствия).

Вина поставившего сумку, безусловно, есть. Но какая? Была ли у него цель (умысел) помешать движению? Специального умысла у него явно не было. Следовательно, он поступил неосторожно, и наказание, скорее всего, будет не самым строгим.

Другое дело, если бы стоявший справа намеренно (с целью) подставил сумку (или ногу) тому, кто проходил мимо. Это было бы умышленное правонарушение. Естественно, что оно влечёт более строгое наказание.

Виды преступлений Согласно статье 14 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

ПРОСТУПОК — это тоже виновное, общественно опасное противоправное деяние, не предусматривающее уголовного наказание.

В каком из приведенных далее случаев действия одного и того же лица являются противоправными, а в каком правомерными?

Сергей шел домой. На пустынной улице он увидел двух молодых людей, которые приставали к девушке. На просьбу Сергея прекратить безобразие молодые люди не отреагировали. Тогда, чтобы защитить девушку, Сергей был вынужден нанести молодым людям удары, чем причинил им телесные повреждения.

Сергей шел домой. Рядом с домом своей девушки он увидел Андрея, который, так же как и Сергей, ухаживал за этой девушкой. Со словами: «Я ведь предупреждал тебя, чтобы больше ты здесь не появлялся!» — Сергей стал наносить Андрею удары, в результате чего причинил ему телесные повреждения.

Административный проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок;

-нарушение правил дорожного движения;

-безбилетный проезд в общественном транспорте;

— нарушение правил противопожарной безопасности;

Гражданский проступок – правонарушение, совершенное в сфере имущественных или личных неимущественных отношений, выражающихся в нанесении имущественного вреда деятельности предприятия;

-опоздание на работу;

-невыполнение трудовых отношений.

Учитель : Преступления могут быть совершены в форме действия и бездействия.

РАБОТА В ГРУППАХ : рассмотрение ситуаций совершения преступлений в форме действия и бездействия.

Чтобы понизить уровень грунтовых вод, Дементьев выкопал на своем садовом участке ров. Возвращаясь поздно ночью, Винокуров решил сократить путь и пошел по участку Дементьева. В темноте Винокуров не заметил канавы, угодил в нее и сломал ногу. Винокуров считает, что Дементьев виноват в причинении ему телесных повреждений. Дементьев считает, что ни в чем не виноват. Кто прав в этой ситуации? Поясните свое мнение.

Учитель : — Чем отличается преступление от проступка?

1.Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2.Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3.Человек должен быть виновен в содеянном. Без вины нет преступления.

ВИНА – психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

-Как установить вину?

-Как лицо совершившее деяние, относится к своему деянию?

-Каковы были его цели, замыслы, побуждения?

Вина может быть выражена в форме:

а) прямого умысла;

б) косвенного умысла;

-Как вы думаете, какие из перечисленных ниже фактов являются преступлениями, а какие проступками? К каким видам проступков они относятся?

А) Вера от двух знакомых получила крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась.

Б) Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.

В) Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.

Г) Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем физической расправой.

Д) Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела.

Е) Марине продали в магазине некачественный товар.

Ж) Иван и Николай совершили кражу магнитофона.

з) Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.

И) Николай ехал на автобусе, не купив билет.

Учитель : — Рассмотрим состав преступления.

субъект объект субъектная объектная

Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить набег на пункт обмена валют.

Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, т.к.

Подъехала полицейская машина. Иванов и Сидоров сумели скрыться.

(Субъект – Иванов и Сидоров, объект — пункт обмена валют, субъективная сторона – вина в виде прямого умысла, объектная сторона – покушение на преступление, грабеж.)

Учитель : «КАКОВО ТВОЕ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДОЯНИЕ», — говорили древние.

-Как вы думаете, что они имели в виду? (Ответственность за правонарушение.)

« В результате ДТП был причинен ущерб двум автомашинам. Дорожной полицией была установлена вина Сидорова – водителя ВАЗ-2104. Иванову – владельцу одной из автомашин — необходимо возместить ущерб. Для этого он в специализированном экспертном учреждении оценил ущерб, который включает в себя стоимость ремонта, стоимость замененных частей, потерю товарного вида машины, а также стоимость проведения самой оценки, о чем были составлены акт и калькуляция. На данную оценку Иванов пригласил виновника аварии. На оценку тот не явился и отказался добровольно возместить причиненный ущерб. В связи с отказом Сидорова Иванов должен обратиться в суд с требованием о взыскании и причиненного ущерба. Суд рассмотрел дело и удовлетворил исковые требования в полном объеме».

-Какое правонарушение было совершено? Назовите признаки правонарушения? Установите форму вины?

Одним из средств борьбы с правонарушением с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Преступниками могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений – 14 лет. За такие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, уголовная ответственность в соответствии со статьёй 20 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает с 14-летнего возраста.

Итак, правонарушение можно охарактеризовать следующим образом: это виновно совершённое антиобщественное противоправное деяние. Оно имеет ряд обязательных признаков – мы их назвали выше. За правонарушение предусматривается определённое законом наказание в зависимости от характера правонарушения.

5) Наказуемость деяния

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

Виды юридической ответственности. Они зависят от характера правонарушений. Выделяют, как правило, уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную и материальную ответственность.

Наиболее суровый, жёсткий и строгий вид ответственности – уголовная ответственность. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др. Как наиболее суровый вид ответственности, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом – Уголовным кодексом РФ.

Административная ответственность определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. За такие правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.

Следующие два вида ответственности, дисциплинарная и материальная, регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения и т. д. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесённый им ущерб.

Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер – предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.

Признаки юридической ответственности:

-всегда, связана с государственным принуждением;

-наступает только за совершенное правонарушение;

-реализуется в процессе правовой деятельности правоприменительных органов, которые обязаны действовать только в рамках закона;

-ее последствиями могут стать негативные для совершившегося правонарушения явления

(лишение каких-то прав, свободы);

— устанавливается государством в правовых нормах

-опирается на государственное принуждение;

-применяется специально уполномоченными государственными органами;

ПРИНЦИПЫ юридической ответственности:

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ требует, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом;

ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ проявляется в следующих положениях: недопустимо назначать уголовные наказания за проступки; нельзя устанавливать наказания, унижающие человеческое достоинство; невозможно повторное наказание за одно и то же правонарушение;

-неотвратимость ответственности предполагает, что ни одно правонарушение не должно остаться не замеченным государством. Этот принцип связан с понятием своевременности ответственности, которая означает необходимость привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. периода времени, определенного законом;

индивидуализация ответственности связана с целесообразностью и гуманизмом. Индивидуальный подход предусматривает. Что лицо, совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или частично освобождено от применения санкции, если оно добровольно возместило причиненный ущерб, чистосердечно раскаялось в совершенном правонарушении, активно помогало следствию т.д.;

ПРИНЦИП ОБОСНОВАННОСТИ заключается в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения.

— Мы рассмотрели принципы ответственности и выделили общие черты юридической ответственности. А в чем же состоит цель юридической ответственности ?

Прежде всего в защите законных прав и интересов граждан и организаций, восстановлении справедливости. Кроме того, применение юридической ответственности преследует цель — исправить, перевоспитать правонарушителя и предупредить совершение правонарушений другими людьми.

В соответствии с системой российского права специалисты различают следующие виды юридической ответственности : уголовную, гражданскую, дисциплинарную, административную, материальную и финансовую.

Уголовная – один из видов юридической ответственности; правовое последствие совершения преступления, заключающаяся в применении к виновному лицу государственного принуждения в форме наказания.

Гражданская – вид юридической ответственности; наступает вследствие гражданских правонарушений, предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и неимущественных прав.

Дисциплинарная – наступает за нарушение трудовых обязанностей, т.е. за совершение дисциплинарных поступков. Меры дисциплинарной ответственности: выговор, строгий выговор, увольнение и др.

Административная – за совершение административного проступка, выражается в таких мерах, как штраф, лишение специальных прав.

Материальная – за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Определите, в каких случаях должна наступить юридическая ответственность:

а) Симонов по подделанным им документам получил в банке крупную сумму денег;

б) Васильев нагрубил своему дяде;

в) Артемов не выполнил в срок оговоренную в договоре работу;

г) Логинов не пришел вовремя на встречу выпускников института;

д) Павлов опоздал на работу на сорок минут.

Отметьте в приведенном ниже списке меры юридической ответственности:

б) административный арест;

в) смертная казнь;

г) нежелание окружающих общаться, с провинившимися;

д) лишение свободы;

е) угрызение совести.

1) В соответствии с Законом № 125 пенсии определенным категориям работников должны назначаться не с 55, как было раньше, а с 50 лет.

2)В соответствии с Законом № 9 о введении изменений в Уголовный кодекс за определенный вид преступлений наказание ужесточается: предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет. Какой закон не будет иметь обратной силы?

3) К уголовной ответственности был привлечен водитель автофургона Николай Фролов. Возвращаясь из дальнего рейса, он проехал на красный свет светофора и сбил пешехода. Суд назначил ему самое строгое наказание, предусмотренное за это преступление. При назначении наказания суд не учел, что Николай Фролов совершил преступление впервые, что до этого, прожив 40 лет, он ни разу не привлекался к ответственности, что это неумышленное преступление, он являлся лучшим работником автобазы, неоднократно награждался за отличную работу, хороший семьянин, любящий отец.

Смотрите еще:  Можно ли ставить глухой забор между соседними участками: частный дом и СНТ. Спор с соседом из за деревьев как решить

-Какой принцип юридической ответственности нарушен в этом случае?

Если вы услышите заявление отдельных рьяных журналистов или чиновников о том, что, наконец- то пойман преступник, совершивший нечто ужасное, не торопитесь верить им на слово. Самое большое, что можно сказать до суда, не нарушая при этом закона: «Задержан, по подозрению».

Никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;

— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

-все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.

Презумпция невиновности. Слово «презумпция» в переводе с латыни означает «предположение». В нашей стране она действует в соответствии с Конституцией. Презумпция невиновности – юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

-Ознакомьтесь с высказываниями рубрики «Говорят мудрые»:

«Преступление редко остается скрытым; тот, кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть».

Эпикур (341-270 до Н.Э.), древнегреческий философ.

«Кто в мыслях готов совершить преступление, тот, может быть, даже преступнее того, кто совершил его».

П. Буаст (1765 1824), французский лексикограф.

Как вы понимаете данные высказывания?

Домашнее задание : § 10, знать понятия

Конспект урока по обществознанию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Цель урока: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний, развитие правового самосознания в области уголовного права.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Тамбова

Конспект урока по обществознанию для учащихся 10-11 классов

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Разработан учителем истории и обществознания Барашевой Л.В.

Цель урока: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний, развитие правового самосознания в области уголовного права.

Образовательные: Повторить основные понятия, регулирующие отрасль уголовного права РФ.

Выделить особенности возникновения уголовной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие: Развивать интеллектуальные, исследовательские умения — умения анализировать, обобщать, интерпретировать полученные данные, делать выводы.

Воспитательные: Формировать коммуникативные умения, воспитывать культуру общения через воздействие на эмоциональную сферу, создание условий для повышения правовой культуры, способствовать формированию мотивации к освоению правовых знаний и умений применять полученные знания на практике, воспитать уважение к закону и к социально-правовым нормам.

Тип урока: урок развивающего обучения на основе содержательной интеграции истории и права.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

— Работа с документами, работа с тестовым материалом.

-Частично поисковый метод, исследовательский метод, практическая работа учащихся.

— Развитие исследовательских умений учащихся: самостоятельная работа с источниками информации.

Используемые на уроке элементы технологий:

-элементы технологии критического мышления и технологии проектирования.

Формирование универсальных учебных действий.

-находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

-устанавливать причинно — следственные связи на простом и сложном уровне;

-представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

-излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

-организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); работать в качестве партнера в рабочей паре или группе одноклассников;

-преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции собеседника или персонажа.

-определять цель, проблему в учебной деятельности;

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с основными задачами урока;

-находить, исправлять свои и чужие ошибки;

-оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

-аргументировано, доказательно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т. ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

— термины и понятия по разделу Уголовная ответственность;

— основные виды наказаний несовершеннолетних, предусмотренные УК РФ;

— смягчающие и отягчающие обстоятельства при назначении наказания несовершеннолетним.

— называть основные понятия уголовного права;

— работать в паре и группе;

— производить самопроверку и взаимопроверку знаний;

— анализировать ситуации на заданную тему;

— делать выводы на основе полученной информации;

-связывать воедино изученный на уроках материал со знаниями, полученными из дополнительных источников; проводить простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты для анализа, карточки с заданиями, презентация по теме урока.

Дидактические материалы выборочные статьи УК РФ.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация учащихся.

2. Повторение пройденного материала. На предыдущих уроках мы приступили к рассмотрению основных положений уголовного права, определили понятие «преступление», рассмотрели его признаки, коснулись понятия «вина», охарактеризовали её основные формы. Сегодня мы рассмотрим вопрос о правовых последствиях совершения преступления, поговорим об уголовной ответственности и наказании. Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности.

Основным источникам уголовного права является

А) Конституция РФ

Б) Уголовный кодекс РФ

В) Административный кодекс РФ

Уголовная ответственность по общему правилу наступает

Одним из признаком преступления является

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляет

А) Генеральным прокурором

Б) только мировым судьей

До судебного решения лицо не может быть задержано на срок

А) не более 48 часов

Б) не более трех часов

В) не более 30 суток

Уголовное судопроизводство защищает

А) права и законные интересы потерпевших от преступления

Б) права и законные интересы организаций, потерпевших от преступления

В) личность от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвержено административному задержанию на срок

А) не более 12 часов

Б) не более 24 часов

В) не более 48 часов

Какие в зависимости от характера и степени общественной опасности преступные деяния, предусмотрены Уголовным Кодексом?

преступления малой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Это такие преступления, как оставление в опасности (ст. 125), оскорбление (ст. 130) и т.д.

преступления средней тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Это, например, доведение до самоубийства (ст.110), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), незаконное предпринимательство (ст.171) и др.

тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Это, например, нарушение правил безопасности

под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Бездействие—пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия — малейшего движения транспорта (ч.З ст.263).

особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание лишение свободы свыше десяти лет или более строгое наказание. К этой группе преступлений относят, например, убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105) или бандитизм (ст.209).

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, а во-вторых, наказывает его. Наказание – особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступление (запись в тетрадь).

Вопрос учащимся: На ваш взгляд, какое лицо подлежит уголовной ответственности?

Ответы учащихся: Согласно ст. 18 УК РФ, уголовной ответственности подлежит только вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного законом (с 16 лет, а за некоторые преступления – с 14 лет). Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении деяния, содержащего все признаки состава преступления. На ваш взгляд, форма вины оказывает влияние на назначение наказания?

Необходимо вспомнить принцип презумпции невиновности: никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в строгом соответствии с законом.

Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание — это одно и тоже?

Ответы учащихся: Нет, уголовная ответственность предшествует наказанию. Лицо, виновное в совершении преступления привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет ему наказание.

Давайте вспомним, какие виды наказаний предусмотрены уголовным законодательством, согласно ст. 44 УК РФ.

1. Штраф (от 25 до 1000 МРОТ)

2. Обязательные работы – выполнение осуждённым в свободное от основной работы время бесплатных общественных работ (4 ч. в день) – от 60 до 240 часов.

3. Исправительные работы отбываются по месту работы с удержанием из заработка осуждённого в доход государства суммы в размере от 5 до 20 % (устанавливаются на срок от 2 месяцев до двух лет).

4. Ограничение свободы – содержание осуждённого без изоляции от общества в специальном учреждении (с18 лет)

5. Арест – содержание в условиях строгой изоляции от общества (от 1 до 6 месяцев) – с 16 лет.

6. Лишение свободы – изоляция от общества путём направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима (от 6 мес. до 20 лет).

Во время задержания допускается ряд нарушений. Давайте определим, какие нарушения имеются в данных ситуациях.

Игра «Задержание». Игра «Допрос».

К сожалению, законы нарушают не только взрослые, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным. Как показывает практика, самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел. », – этот лепет часто приходится слышать.

Более 145 тысяч преступлений совершается ежегодно. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей стране – несовершеннолетний.

Анализ состояния дел по данной проблеме говорит о том, что в России до XIX в. дети, совершившие преступления, отбывали наказания на общих со взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные губернии, в Сибирь, на каторгу, заключали в тюрьмы. Попадая в тюрьму, такие дети быстро «адаптировались» к ее обстановке, заводили новые знакомства из среды взрослых преступников и выходили из нее еще более искалеченными как умственно, так и нравственно.

Закон 1866 г. впервые установил порядок учреждения и общие начала деятельности исправительных приютов. В соответствии с законом исправительные заведения должны были находиться в ведении МВД и предназначались только для детей, совершивших преступления. Заведения именовались в законе «богоугодными и общеполезными», и к их учреждению призывались государственные, общественные организации, частные лица, земства, духовенство. Главная цель, которая стояла перед исправительными заведениям, — вывести несовершеннолетних из тюрем и арестных домов.

Практическая деятельность исправительных заведений вышла за рамки Закона 1866 г., их назначение стало более широким: оно состояло в том, чтобы улучшить участь несовершеннолетних обоего пола (бесприютных, сирот и нищих); позаботиться о воспитании порочных детей с тем, чтобы те стали полезными обществу гражданами; обеспечить воспитание тех, кто мог стать преступником (малолетних, лишенных крова, доброго руководства и попечения), т.е. перед исправительными заведениями ставилась цель предупреждения преступлений.

Конечная цель, которую видели перед собой практики, заключалась в воспитании религиозно – нравственного, грамотного, знающего ремесло честного человека (Тальберг. Исправительные колонии и приюты в России. – СПб., 1882. ).

Разработанная К.Н. Вентцелем «Декларация прав ребенка» (1917 г.), в которой права и свободы детей уравнивались с правами и свободами взрослых, одухотворила гуманистические идеи П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерева, И.И. Горбунова-Посадова и других педагогов, способствовала развитию идеологии реформирования воспитания на началах антропоориентированного процесса. «В таком ключе существовавшая школа подвергалась резкой критике как «школа-фабрика», нивелирующая индивидуальность, школа «механического учения», которое душит живую, творческую мысль, «школа — принуждение», отравляющая радость детства и юности, где не знают уважения к личности ребенка, стараются подавить всякое свободное выражение его стремлений, обезжизнить, обезличить его» (И.И. Горбунов – Посадов. Несколько вступительных слов / Свободное воспитание, 1907 – 1908. — №1, столб. 1-10).

Согласно постановлению ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», уголовная ответственность устанавливалась с 12 лет, причем с этого возраста вводилась и высшая мера наказания – расстрел.

Вся работа по перевоспитанию несовершеннолетних передается в ведение НКВД. В конце 30-х годов гуманистические принципы работы по профилактике отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних были практически сведены на нет и необоснованно подменялись репрессивно-карательной педагогикой. Все это явилось следствием тотального попрания демократических свобод и прав со стороны командно-административного аппарата власти.

7 апреля 1935 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», вводившее применение к несовершеннолетним любых мер уголовного наказания, вплоть до смертной казни. В подтверждении чего издано 1935.11.25 Постановление ВЦИК СНК «Об изменениях по борьбе с несовершеннолетними» начинающееся с преамбулы — «В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года „О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних“ (С. З., 1935, N 19, ст. 155), Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года „О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности“ (С. З., 1935, N 32, ст. 252) и Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1935 года „О дополнении уголовных и гражданских кодексов союзных республик“ (С. З., 1935, N 41, ст. 344)» и заканчивающийся решением «Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР постановил в П.1 «1. Изложить ст. 12 Уголовного кодекса РСФСР в следующей редакции: «12. Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер наказания».

20 апреля 1935 года были выпущены специальное разъяснение Политбюро (РГАСПИ, Ф.17, Оп.1, Д.962, Л.32) и циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним (ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а):

К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).

В Уголовном кодексе есть самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

— лишение права заниматься определенной деятельностью;

— лишение свободы на определенный срок.

К уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет:

— за убийство (ст. 105);

— умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

Смотрите еще:  Экспертиза ставрополь пригородная 226. Экспертиза ставрополь пригородная 226

— умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст112);

— похищение человека (ст. 126);

— изнасилование (ст. 131);

— насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

— вымогательство (ст. 163);

— неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

— терроризм (ст. 205);

— захват заложника (ст. 206);

— заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

— вандализм (ст. 214);

— хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

— хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

— приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудны подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции обязательных работ), Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

— несовершеннолетним мужского пола осужденным впервые к лишению свободы, также несовершеннолетним женского пола воспитательницы колониях общего режима;

— несовершеннолетним мужского пола ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы — самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему. В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено
освобождение от уголовной ответственности. Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия:

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо

— Как вы думаете, что же является причинами преступлений несовершеннолетних?

возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).

влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.

культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.

низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.

Подросткам необходимо знать, где заканчивается детская шалость и начинается уголовно наказуемое деяние. Возможно, ознакомившись с видами наказаний, назначаемым несовершеннолетним (ст.38 Уголовного кодекса Российской Федерации), кто-то иначе посмотрит на действия своих товарищей, да и сам сумеет вовремя остановиться, вспомнив, какое наказание он может получить за свои проделки.

К сожалению, далеко не все несовершеннолетние осознают своевременно противоправность своих деяний или же не знают, что за их совершение наступает уголовная ответственность.

Насколько вы считаете необходимым поддержать предложение о возвращении в УК РФ наказания –смертная казнь.

Подводим к тому, что смертная казнь слишком суровая мера наказания.

Давайте проанализируем ситуации.

Ситуация 1. Шестеро 15-летних подростков в районе Тверской улицы встретили 16-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 50-рублёвую купюру. Деньги он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, они завели юношу в подвал и избили. На следующий день они позвонили по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали. Было возбуждено уголовное дело. — Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за данное преступление? (Да, понесут, т..к. за вымогательство наступает ответственность с 14 лет, нанесение телесных повреждений; квалификация состава преступления /отягчающее обстоятельство/- совершено группой подростков.)

Ситуация 2. 15-летний Шилов застрелил свою подругу 18-летнюю Касатонову, опасаясь, что у них родится ребенок. Со слов Шилова, покойная делать аборт отказывалась, а жениться он не хотел. Зная, что гнев отца девушки (кстати, бывшего сотрудника милиции) в случае, если родиться ребенок вне брака, будет ужасен, преступник выбрал самый простой на его взгляд путь. В один из апрельских дней он пригласил девушку в гости и застрелил ее из пистолета. Труп Шилов закопал на берегу небольшой речки, придавив сверху тремя бордюрными камнями. Родители Шилова, учитывая, что он был отличником в школе, характеризовался положительно, в отличие от покойной, которая к тому же была старше, просили суд назначить наказание не связанное с лишением свободы.

— Возможно ли это?

(Шилов совершил особо тяжкое преступление, поэтому наказание может быть только связано с лишением свободы.)

При назначении наказания суд учитывает несколько факторов: характер и степень общественной опасности деяния, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 61, 63 УК РФ).

Задание учащимся: Рассмотрите таблицу, отметьте в соответствующей колонке обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Проверка правильности выполнения задания (проекция)

План-конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность»

Тема урока . Правонарушения и юридическая ответственность

Дата проведения . 5.12.18

Тип урока. Урок изучения нового материала

Технология урока. полного усвоения знаний; элементы технологии коллективного взаимодействия .

Цель урока . Способствовать формированию представлений о правонарушении и наступлении юридической ответственности

Сформировать представления у учащихся об основных понятиях урока; о признаках правонарушений, преступлений, юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Развивать умения отличать преступления от проступков; умение характеризовать состав преступления; уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Стимулировать учебно – познавательную активность учащихся по средством значимости изучаемой темы в будущей профессиональной работе. Развитие мышления, интереса к процессу обучения, способствовать осмыслению, пониманию учебного материала.

Воспитание личности с активной гражданской позицией, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету.

Планируемые образовательные результаты. усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.

Основные термины, понятия. правонарушение, проступки, преступления, юридическая ответственность .

Оборудование . Учебник; рабочая тетрадь; презентация, содержащая схемы «Виды правонарушений», «Виды юридической от­ветственности», таблицу «Признаки правонарушений»; Уголовный кодекс РФ (главы 3, 5, 8)

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний по предыдущему уроку (выполнение мини-теста) (10 мин)

3. Изучение нового материала (25 мин)

1) Правонарушение и его признаки.

2) Виды правонарушений.

3) Юридическая ответственность.

4) Виды юридической ответственности.

5) Презумпция невиновности.

4. Рефлексия (5 мин)

5. Домашнее задание (2 мин)

6. Подведение итогов (2 мин)

1. Учитель приветствует учеников, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к уроку. Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку (наличие на парте учебника, рабочей тетради).

2. Учитель раздает мини-тесты учащимся по пройденному материалу. Ученики выполняют мини-тест.

1.Дайте определение понятиям «Право», «Правоотношения», «Правоспособность», «Дееспособность», «Эмансипация»

2. Чем отличается право от других видов социальных ном?

Установите соответствие между определениями и понятиями:

1. Группа правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

2. Охроняемое государством письменное общеобязательное правило, регулирующее общественные отношения.

3. Вся совокупность правовых норм, действующих в стране.

Б система законодательства

В отрасль права

Г институт права

3. Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы

1) Указ Президента РФ

2) Конституция РФ

3) Конституционный закон

4) Постановления Правительства РФ

5) Обыкновенный закон

6) Распоряжения министерства

4. Укажите какая отрасль права регулирует приведенные ситуации:

1) Граждане А. и Б. вступили в брак

2) Отец и сын совершили разбойное нападение

3) Супруги организовали фирму по производству мебели

4) Гражданка Н. устроилась на работу в больницу

5. Составьте схему «Элементы правоотношений»

6. Заполните таблицу

3. Учитель объявляет тему урока «Правонарушения и юридическая ответственность» и план урока (на слайде 1). Ученики записывают тему урока.

Правонарушение и его признаки. С точки зрения юридической квалификации все отношения между людьми делятся на три категории: правомерные (правоотношения), юридические, противоправные (правонарушения).

Давайте вспомним значение слова «мера свободы», «норма права». Ученики высказывают варианты ответов.

Вывод: Правомерное поведение – соблюдение норм права, реализация прав и соблюдение обязанностей. Ученики записывают определение в тетради.

Вслушайтесь в значение слова «Правонарушение» — это нарушение норм права т.е выражаясь юридическим языком это противоправное поведение (деяние). .

Работая с учебником выделите признаки правонарушения. Ученики работают с учебником, письменно выписывают признаки:

Противоправность (т.е в соответствии с действующим законодательством)

Фактическое деяние (т.е действие или бездействие) Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т. д

Общественная опасность или причинение вреда т.е предполагает причинение социального вреда (фактическое или возможное). Как правило, правонарушение наносит фактический вред интересам личности; общества, государства. Вместе с тем деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя, незаконное хранение оружия, несоблюдение техники безопасности, создание преступной группы и т. д.).

виновное деяние т.е осознание лицом противоправности своего поведения и связанных с ним результатов, а также признание лица виновным в совершении противоправного деяния компетентным государственным органом (к примеру, признать лицо виновным в совершении преступления в современной России может только суд).

Б) Умысел (прямой и косвенный)

ответственное деяние т.е с овершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера, адекватных причиненному вреду.

Вывод: Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность. Ученики записывают определение в тетради.

Ученики записывают в тетради : Любое правонарушение должно быть связано с волей и сознанием людей . Так, малолетний ребёнок или душевнобольной человек не способен пони­мать значимость своих поступков. Нарушение ими право­вых норм нельзя считать правонарушением. Законодатель исходит из того, что подобный человек не может осозна­вать свои действия, поэтому бессмысленно подвергать его ответственности.

Признак «виновность» связан с понятием «вина». Ви­на — психическое отношение лица к собственному проти­воправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умысел бывает прямой и косвенный .

Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность. Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель дает задание: прочитать п. «Виды правонарушений»

Ученики читают и затем самостоятельно заполняют таблицу «Преступление и проступок»

Учитель совместно с учениками составляет схему «Правонарушения»

Согласно ст. 14.1 УК РФ, преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запре­щённое действующим УК под угрозой наказания . Ученики записывают определение в тетрадь.

Ученики выполняют задание 2 «В классе и дома» в учебнике.

Подводя итог, важ­но подчеркнуть, что все виды правонарушений находятся в тесной взаимосвязи. Так, нарушение водителем правил дорожного движения может повлечь за собой не только административное взыскание, но и (в случае совершения ДТП) гражданско-правовую и даже уголовную ответствен­ность. Любые правонарушения отрицательно влияют на состояние законности и правопорядка. Поэтому предот­вращение правонарушений является одной из основных задач государства и общества .

Ученики выполняют задание учителя : в учебнике найти два значения «юридической ответствен­ности» , в ко­торых оно употребляется. Выписать в тетрадь.

Ученики совместно с учителем устно выполняют задание с помощью учебника: найти признаки юридической ответственности:

всегда связана с государственным принуждением;

наступает только за совершённое правонарушение; правона­рушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим её свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное;

реализуется в процессе правовой деятельности правоприме­нительных органов, которые обязаны действовать только в рамках закона;

её последствиями могут стать негативные для совершившего правонарушение явления (лишение каких-то прав, свободы);

устанавливается государством в правовых нормах;

опирается на государственное принуждение;

применяется специально уполномоченными государственными органами;

связана с возложением новой дополнительной обязанности.

Виды юридической ответственности.

Учитель предлагает ученикам заполнить схему «Виды юридической ответственности». В итоге она может принять следующий вид:

Учитель поясняет схему с помощью учебника:

Уголовная ответственность – за преступления. Уголовные наказания: штраф, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы и т.д

носит личный характер, т. е. применяется к личности (отдельному че­ловеку), а не к организациям

применяется только судом

Возраст: с 16 лет, а за наиболее опасные преступления (убийство, умышленное причинение тяжко­го и средней тяжести вреда здоровью, похищение чело­века, грабёж, разбой и т. д.) уголовная ответственность предусмотрена с 14 лет.

Административная ответственность (административный кодекс) – например за нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, хулиганство и т.п), не влечет за собой судимость. Виды наказаний: предупреждения, штраф, конфискация, лишения специальных прав, административный арест, дисквалификация, обязательные работы

Смотрите еще:  Доверенность 37. Доверенность 37

Дисциплинарная и материальная (возместить работником нанесенный им ущерб) ответственность – за нарушение трудового права (т.е лицо совершившее правонарушение, подчинено должностному лицу или органу, налагающему ответственность). Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по статье.

Гражданская (гражданско-правовая) – за нарушение норм гражданского права. Основана на принципе возмещения ущерба т.е возмещение убытка, уплата неустойки и т.д (имущественный характер)

С помощью учебника учитель совместно с учениками раскрывает смысл понятия «презумпция невиновности».

Внимание учащихся акцен­тируется на следующих аспектах:

никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;

обвиняемый не обязан доказывать свою невинов­ность;

все сомнения толкуются только в пользу обвиняе­мого

4. Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: (фронтальный опрос) Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

1.Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2.Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3.Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

4.Подростки курили в школьном туалете.

5.Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

6.Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

7.Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)

Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)

Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

6. Домашнее задание:

2. Выучить записи в тетради.

3. Ученики делятся на 4 группы. Каждая группа составляет по 3 примера-ситуации административных, уголовных, гражданских и дисциплинарных правонарушений (письменно).

7. Учитель подводит итоги урока. Ученики отвечают на вопрос : «О чем вы сегодня узнали на уроке». Учитель выставляет оценки.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Список использованной литературы , компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

2. Обществознание в схемах и таблицах. Махоткин А.В., Махоткина Н.В., М.: 2015. — 368с.

3. Обществознание. Учебник для 9 класса. Боголюбов Л.Н. и др., М.: 2014. — 208 с.

4. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П.А., М.: 2016. — 288 с.

1. Внешние связи урока.

Урок «Правонарушения и юридическая ответственность» является составной частью курса «Обществознание». Тема урока имеет место в программе по обществознанию в разделе «Право» и предусмотрена в тематическом планировании.

Урок «Правонарушения и юридическая ответственность» непосредственно связан с предыдущей темой урока «Правоотношения и субъекты права» и со следующей темой «Правоохранительные органы».

Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Цели урока поставлены мною выше следует отметить, что нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников.

Интерпретация познавательного аспекта триединой цели урока для учащихся: способствовать формированию правовой культуры учащихся на примере изучения темы « Правонарушение и юридическая ответственность ».

В ходе урока класс совершенствует работу с нормативной документацией, изучает тексты, написанные в официально-деловом стиле. Также приводят иллюстрацию жизненных примеров, характерных для поведения подростков.

Развивающий и воспитывающий аспекты триединой цели урока поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие
деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с
поставленными задачами.

Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при
изложении нового материала использовались яркие примеры, факты,
учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению
теоретических положений собственными примерами. Задания для
самостоятельной работы позволили осуществить первичный контроль за
усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили
проектировочный характер, что способствовало более глубокому анализу
учащимися пройденного материала.

На разных этапах урока используются различные методы обучения – репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

I. Общая организация урока

1. Структура урока соответствует его целям и типу: включает следующие этапы урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Распределение времени на отдельные виды работ используется рационально и эффективно, слушание учебной информации чередовалось с выполнением практических работ. На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Задача выполнена полностью.

2. Был применен фронтальный опрос; групповая работа по открытию нового знания; индивидуальная и самостоятельная работа в виде тестирования и заполнения схем.

3. Перед уроком кабинет был проветрен. В классе чисто, он рационально освещен, отсутствуют монотонные неприятные звуковые раздражители, применение технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам.

Таким образом, урок проходил в подготовленном помещении: санитарное состояние хорошее, оборудование и необходимый наглядный материал для урока присутствовал.

Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению в процессе урока перегрузки учащихся.

4. Тематика урока полностью соответствует учебному плану, предоставленному учителем по обществоведению.

Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.

Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, его корректным поведением, личным участием в познавательной деятельности. Учитель не боялся экспериментировать, импровизировать на уроке.

Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока.

1. Научная: Сформировать представления у учащихся об основных понятиях урока; о признаках правонарушений, преступлений, юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Развивающая: Развивать умения отличать преступления от проступков; умение характеризовать состав преступления; уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Стимулировать учебно – познавательную активность учащихся по средством значимости изучаемой темы в будущей профессиональной работе. Развитие мышления, интереса к процессу обучения, способствовать осмыслению, пониманию учебного материала.

Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению права и различных отраслях права. Воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету.

2. В ходе проведения урока были применены такие средства обучения как наглядные пособия, письменные задания, эмоциональными средствами служил подбор дидактического материала определенного содержание, который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной. Из средств наглядности применялись схемы, таблицы, репродукции.

Считаю, что материал подобран к уроку правильно, сжато, самое основное, без которого невозможно понять, что такое право, каким образом оно регулирует общественные отношения. Связь теории с практикой безусловна ,т.к. само право призвано решать практические ситуации, которые возникают в жизни общества и каждого человека.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии коллективного взаимодействия.

3. На данном уроке учащиеся изучали теорию и применяли ее на практике – разбирали различные случаи, решали тесты и задания.

4. На протяжении урока обучающиеся работали с понятиями как: п равомерное поведение, активное поведение , пассивное поведение, правонарушение, проступки, преступления, юридическая ответственность . Применяя их в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности обучающихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до практического применения.

На этапе закрепления урока осуществлялось повторение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний обучающихся с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.

5. Учащиеся показывают средний и, приближающийся к высокому уровню знаний.

Ученики должны знать, что такое правомерное поведение и его признаки, предпосылки правомерного поведения ; что такое правонарушение; уметь определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности.

Знания были практико-ориентированными. Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

1. Был проведён урок по обществознанию на тему: «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность», в ходе которого применялись следующие методы обучения:

Методы собственно обучения:

Метод преподнесения знаний (познавательный): на уроках преобладал объяснительный метод, который реализовывался через сообщение учителя по новой теме. Но, кроме того, использовался самостоятельный анализ материала, при котором ученики должны были, опираясь на ранее полученные знания, вывести новые для них закономерности того или иного явления.

Метод формирования знаний и умений (практический): метод монологического высказывания на тему. Метод постановки вопросов применялся и заключался в небольшом устном опросе по теоретическому материалу.

Методы контроля: метод контроля за усвоением знаний и метод контроля за формированием умений, были реализованы в ходе практике через контрольные вопросы, а также через самостоятельные работы по изучаемой теме, в ходе которых выявлялся уровень сформированности тех или иных умений.

2. Выбор данных методов и приемов не случаен. Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами и содержанием урока. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу – положительно продуктивная часть урока.

Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся. Их применение обеспечило сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся. На этапе было обеспечено восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня, частично были использованы задания творческого уровня.

Все аспекты цели урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы, побуждение к поиску альтернативных решений.

3. Использовались инновационные образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания знаково-схемных моделей, интерактивные методы обучения: метод рефлексии и эмпатии.

Использование на уроке компьютера позволило быстро и качественно закрепить новый материал. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.

4. Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу, же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса использовалась коллективная работа класса, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всему классу, конструирование ответа, рецензирование ответа, оценка ответа и ее обоснование, постановка вопросов ученику самими учащимися.

На данном уроке были использованы два вида устного опроса:

фронтальный (охватывает разу несколько учеников);

индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Фронтальный метод опроса (за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов). Эта форма проверки использовалась для: выяснения готовности класса к изучению нового материала, определения сформированности понятий, поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке.

4. Функциональный анализ урока.

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг.

5. Оценка конечного результата урока.

Доступное объяснение учителя, наличие опор познавательной деятельности учащихся, сформированность умения у школьников быстро переключаться с одного вида деятельности на другой вид (учащиеся слушают объяснение учителя и одновременно ведут записи в тетрадях, быстро и точно отвечают на вопросы учителя) позволили активизировать учебную деятельность учащихся в процессе всего урока

На уроке происходит постоянная смена видов деятельности, благодаря чему достигался контроль за работой учеников. Учитель требует от учащихся грамотного и развернутого ответа на вопросы, четкости в изложении мыслей.

Оценка деятельности учащихся была своевременной и объективной. Она реализовывалась в форме развернутых оценочных суждений учителя и выставления отметок. Каждый этап урока был логически завершён и заканчивался выводами.

Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных обучающимися – средний балл 4,8; качество знаний — 88%; неудовлетворительных оценок нет. Разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом нет. Считаю, урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения, обучающихся достигнутые ими на этом уроке.

Урок достиг поставленных целей, ученики усвоили предложенный материал, овладели правовой терминологией, самостоятельно рассуждают по теме урока. Урок был завершен правильно. Итоги подведены.

Предложения по повышению эффективности урока:

Разнообразить виды самостоятельной работы учащихся на уроке.

Давать развернутую характеристику работе учащихся при выставлении
отметок.

Усовершенствовать методику задавания домашнего задания.

Более четко планировать организационную структуру урока.

Применять печатный раздаточный материал, который компенсировал
бы в определенной мере отсутствие учебников.