Ликвидация (сериал). Ша ликвидация

слоган «Место встречи — Одесса» режиссер Сергей Урсуляк сценарий Алексей Поярков, Зоя Дзюбло продюсер Сергей Даниелян, Рубен Дишдишян, Алексей Кузнецов, . оператор Михаил Суслов композитор Энри Лолашвили художник Александр Кондратов, Татьяна Лаптева, Людмила Ромашко, . монтаж Маргарита Смирнова жанр детектив, криминал, триллер, драма премьера (мир) зрителям, достигшим 16 лет время 45 мин. (630 мин.)
  • Роль Фимы должен был сыграть Андрей Краско, но актер успел провести на съемках только три дня, после чего внезапно умер.
  • В конце 40-х годов УГРО находился по адресу: ул. Еврейская, 12. Сейчас там находится управление МВД Украины в Одесской области, поэтому для съемок пришлось искать другое здание. Его нашли на ул. Ланжероновской, рядом с киношной Ставкой Жукова, ? жилой дом с крылечком, которое выходит на Ланжероновскую. Возле этого крылечка приделали официальную табличку УГРО.
  • Ставку Жукова снимали во Дворце моряков. С июня 1946 по февраль 1948 года ставка находилась в здании штаба Одесского военного округа. Это здание расположено недалеко от центра города, на улице Пироговской, возле Французского бульвара. Снимать кино в нем было нельзя, потому что это до сих пор режимный объект ? штаб округа и поныне там. Поэтому решили «загримировать» под ставку Жукова здание Дворца моряков на Приморском бульваре.
  • В трех эпизодах фильма в кадре появляется старинный трамвайчик: герой Владимира Машкова гоняется на нем за бандитами. Это настоящий трамвай 1932 года выпуска. Киношники ездили за ним в Харьков.
  • Снимали фильм в сердце Молдаванки, на улице Колонтаевской, 21. Натуру переделывать почти не пришлось: разруха и серость двора очень даже устроили режиссера.
  • Сценарист сериала Алексей Поярков несколько месяцев знакомился с языком Одессы: ездил по городу на общественном транспорте и встречался с местными коллекционерами речи.
  • Во время съемок актеров знаменитому говору обучал местный лингвист. А вот Сергей Маковецкий брал уроки у своей жены, бывшей одесситки. Владимир Машков шагнул еще дальше, и составил свой словарный запас жаргонных словечек общаясь с местными «авторитетами» на пенсии.
  • Сценарий фильма основывается на реальных событиях, происходивших в послевоенной Одессе, в том же самом месте.
  • Съемки сериала длились 7 месяцев.
  • еще 6 фактов
  • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
  • Во второй серии на 21-й минуте в киноаппаратной можно увидеть футляр для кинокатушки с надписью Полосатый рейс. Одноимённый фильм был снят только в 1961 году.
  • Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть v Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )

    Порекомендуйте фильмы, похожие на « »
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей
    • Добавить рецензию.
  • Все:77
  • Положительные:57
  • Отрицательные:4
  • Процент:87.3%
  • Нейтральные:16
  • Лучший отечественный сериал мини-формата

    Российское кино не часто радует зрителей действительно выдающимися картинами, однако иногда среди них встречаются настоящие шедевры. Яркий пример отличного фильма (точнее, мини-сериала) ? «Ликвидация» от неплохого режиссера Сергея Урсуляка. В нем рассказывается о событиях, произошедших в Одессе сразу после Второй Мировой Войны. Бандитизм, жестокие средства борьбы с ней, милиционеры, армия и чекисты, не доверяющие друг другу и имеющие разные представления о том, как бороться с преступностью На этом историческом фоне разворачивается личная драма Давида Гоцмана, который во всех этих событиях играет одну из ключевых ролей.

    Помимо интересного сюжета, опирающегося на реальные события, сериал очень хорошо поставлен. Он держит интригу, увлекает не только своей историей, но и действием, а также отлично подобранной музыкой. Все это в сочетании с прекрасной актерской игрой (прежде всего, хочется отметить Сергея Маковецкого и Владимира Машкова) делают «Ликвидацию» сериалом мирового уровня.

    И на данный момент он является лучшим отечественным мини-сериалом.

    Великолепная «картина маслом»

    «Ликвидация» ? мощный фильм. Очень. Как только я первый раз его увидел, внезапно возникла мысль: «Неужели наш кинематограф дорос до ?Места встречи изменить нельзя?»?

    Конечно, «Место встречи » ? это классика. Владимир Высоцкий навсегда останется в наших сердцах, как Глеб Жеглов, а про Владимира Машкова я, увы, сказать не могу, что мы его запомним, как Давида Гоцмана, но сам факт появления «Ликвидации» говорит о том, что и наши режиссеры не разучились снимать хорошее кино.

    Очень удачное решение ? снять в черно-белом виде ? уже само по себе погружает зрителя в атмосферу послевоенной Одессы, а прекрасная игра актеров создает впечатление реалистичности происходящего. Конечно, где-то внутри сознаешь, что никакого Гоцмана не было, да и маршал Жуков с бандитами не воевал, но, глядя на экран, в это не верится.

    1. Игра актеров. Великолепная. Реалистичная. Не ради денег, а ради зрителя.

    2. Сценарий. Мощный. Маршал Жуков воюет с бандитами, как с немцами ? прямолинейно и жестоко, а Гоцман ? планомерно, но оба долго (и мы вместе с ними) не могут нащупать этого Академика и вывести его на чистую воду. Бандиты собрались в НВФ, штурмуют военные склады и даже планируют захватить Одессу и штаб военного округа.

    3. Музыка. Почти не появляется, да это и к лучшему.

    4. Спецэффекты. «Лучше меньше, да лучше», что мы и получили.

    Одним словом, «картина маслом»!

    Всем сидеть, я ? Гоцман!

    Могу сказать с уверенностью, что это самый замечательный сериал за последние годы. Русские фильмы, а особенно сериалы меня мало привлекают, но этот Пожалуй, это даже не сериал, а многосерийный фильм. Сюжетная линия, игра актёров, Одесская речь всё это настолько привлекает, очаровывает, что невозможно оторваться от монитора до самой последней серии. Большой удачей, несомненно, следует признать игру главного актёра, благодаря которому картина удалась на «ура».

    Владимир Машков (играет подполковника Гоцмана Давида Марковича) ? неотразимый, шикарный, мужественный, бесконечно талантливый и, без всякого сомнения, любимый актёр. Точнее, один из любимых актёров. Одним словом, он идеально справился с поставленной ему задачей. Герой Владимира, Давид Маркович, умён, непредсказуем, полон энтузиазма, привержен к работе, отличается живым, пылким темпераментом. Все эти качества вызывают безумный интерес к нему, к его последующим действиям. Остальные актёры также великолепно сыграли людей послевоенного периода, правдоподобно передали атмосферу и быт ушедшего времени.

    Яркое, бесподобное, трогательное и незабываемое кино! Юморные фразы из него долго не забываются. «Ликвидация» заслуживает достойного внимания зрителей разных возрастов. Но всё это моё впечатление, моё мнение. Посмотрите этот многосерийный фильм и сделайте вывод сами. Безусловно, я советую его вам.

    Моя оценка 10 из 10. Картина маслом! (с)

    » ? Давид Маркович, це не наши ? Я выясню! Я очень выясню!», и ещё очень много одесского лексикона в прекрасном сериале

    Немного от себя. Если Вам будет суждено оказаться на автовокзале города Одессы, то не пожалейте десяти-пятнадцати минут своего времени, чтобы пройтись и оказаться во дворе дома, где проходили съёмки этого великолепного сериала. Мне посчастливилось там оказаться: в Одессу я попал ранним утром 9-го Мая и пройти туда не смог и-за скопления экскурсионных групп. Но на следующий день я вошёл в этот гостеприимный двор, где меня встретила одна из жительниц домов, рассказавшая, что у всех местных сложились дружеские отношения со Светланой Крючковой, Михаил Пореченков приехжал на съёмки сразу же уезжал, а Владимир Машком постоянно пребывал в образе Давида Марковича Гоцмана. После съёмок вход во двор был ограждён металлическими воротами, которые были поставлены за счёт продюсеров сериала. Но если Вы постучите, то Вам откроют. Пользуясь случаем хотел бы передать самый уважительный привет всем жителям этого небольшого, уютного дворика. И, надеюсь, что та небольшая сумма, которая отправилась в коробочку с надписью «На нужды двора» им помогла.

    » За день до приезда маршала Жукова началась эта история »

    Диск с сериалом мне презентовал мой лучший друг. Я несколько скептически отношусь к долгоиграющему кино, поэтому особой эйфории не было. Но она была, когда в три часа ночи я заставил наконец-то себя выключить «Ликвидацию» и отправиться спать, чтобы потом в восемь подняться с одной только мыслью: «Надо досмотреть, ведь я до сих пор не ведаю кто такой Академик». То, что меня в первую очоедь увлекло ? это непередаваемый оригинальный, истинно одесский юмор. Мне вот по приезду в Одессу вежливая продавщица, когда я попросил баночку с энергетиком, задала вопрос: «А Вам есть 18?», на что я утвердительно кивнул и показал паспорт, а она добавила: «Хорошо сохранились, бальзам пьёте?». Тонкий, яркий юмор с сочными и точными выражениями, которые, не знакю как у Вас, а у меня вошли в лексикон ? это то, чем стоит всенепременно гордиться сценаристам «Ликвидации». «Кудой? Тудой!», «Картина маслом!», «Не строй мне Клару Целкен!» ? вот чем иногда приходится руководствоваться в обычном общении. И практически все персонажи, в которых узнаёшь коренных одесситов обладают этим редким даром ? умением красочно выразиться, при этом сделать это шикарно и очень смешно.

    Благодаря юмору у меня начали появляться и любимые персонажи. Про Давида Марковича Гоцмана скажу позже, сейчас немного о других. Великолепен Сергей Мковецкий, исполнивший роль Фимы по кличке «Полужид», известного в своё время вора-карманника, а теперь вольного помощника одесского отдела по борьбе с бандитизмом, в особенности своего друга Давы (того самого гоцмана). Очень жаль, что Фима достаточно быстро вышел из сериала, Маковецкий оставил неизгладимое впечатление. Кстати, он сменил Андрея Краско, который умер во время начального этапа съёмок «Ликвидации» (Царствие ему Небесное! Запоминающийся актёр же был ). Прекрасно передала образ одесситки, любящей и часто чересчур матери Светлана Крючкова, которая гонят в хвост и в гриву своего великовозрастного сынулю Эммика. А его в свою очередь на все сто воплотил забавный Александр Семчев ? то, как он махал кулаками надо видеть! Ярок Фёдор Добронравов, сыгравший сотрудника одесской милиции Якименко. И многих других можно выделить, даже Константина Лавроненко и Ксению Раппопорт, которым достались роли одних из антагонистов, убедителен Владимир Меньшов в образе Жукова Георгия Константиновича. Но если всем выписывать деферамбы (а они это заслужили), то выйдет небольшой рассказ, а не рецензия.

    Не знаю, оправдались ил слухи, но одесситы и иные поклонники сериала собирали меценатскую помощь в установлении памятника Давиду Марковичу Гоцману. Персонаж этот выдуманный, но как у Жеглова и Шарапова из «Места встречи изменить нельзя» у него были свои реальные прототипы. И, честно говоря, своей выдающейся игрой Владимир Машков заслужил того, чтобы именно этот его образ был увековечен (главное, чтобы полупридурки не решили, что он «просоветский»). Юмор и решительность, интуация и профессионализм, честность и резкость ? всё это безупречно сочеталось в Давиде Марковиче (видите, даже после неодноразового просмотра «Ликвидации» я его уважительно называю по имени-отчеству). Как тяжело было прощаться с этим человеком, когда сериал подошёл к концу. А может он ещё вернётся в лучшем виде в продолжении «Ликвидация. 10 лет спустя»?

    Очень понравилась операторская работа и работа художников, гримёров и декораторов. Нам в «Ликвидации» показывают послевоенную Одессу, Город-герой, подвергшийся многочисленным масштабным разрушениям, но на это никто особого акцента не делает, даже обшарпанные стены воспринимаются как само собой разумеющееся. И пастельная цветовая гамма, царящая в сериале, уникальная и изящно подходящая для него. Может немного иронизируют над образами членов патрии, по современным традициям делают из сотрудников НКВД зверьё, а бандитская прослойка Одессы излишне романтическая, но это всё далеко не в первую очередь бросается в глаза. А какое же здесь потрясающее музыкальное сопровождение! Мне приходилось слышать на входящих звонках у некоторых людей заглавную мелодию из «Ликвидации». Вообще вся музыка великолепно передавала атмосферу такого неординарного города, как Одесса.

    » Это было так давно, что и неизвестно, где правда в этой истории, а где поздний вымысел. И была ли эта история на самом деле, знают разве только каштаны на Французском бульваре, Чёрное море и город Одесса »

    Сериал «Ликвидация» стал для меня таким же горячо и глубоко любимым, как и «Место встречи изменить нельзя» (некоторые придумали, что «Ликвидация» ? это плохая пародия на культовое творение Говорухина, даже сам режиссёр пытался обругать работу Сергея Урсуляка, но как по мне, то оба сериала ? достойные, «Место встречи » ? в советскую эпоху самый лучший, а «Ликвидация» ? в постсоветскую). Здесь всё очень удачно сложилось, немножко разочаровала интрига по поводу кто же оказался «Академиком», но на общее впечатление это произвело ничтожный эффект. Работа актёров, операторские труды, выверенно прописанные персонажи, классический юмор и сама прекрасная Одесса-мама ? всё это стоит одной только оценки, максимальной на КП:

    И последняя ремарка. Одним из главных продюсеров сериала стал Юрий Мороз, который в своё время проживал в городе Донецке в соседнем подъезде моих бабушки и дедушки (не так давно дом, как и собственно весь двор пострадал от военных действий, но сейчас многое что было восстановлено). Там-то я и познакомился с Дашей Мороз, которая и в детстве обладала командирским характером, за что была укушена за руку. Так что «Ликвидация» вызывает и такие вот ностальгические эмоции.

    Фильм Ликвидация – классика жанра. Отзыв благодарного зрителя

    Кажется, что отечественная киноиндустрия в советское время работала более качественно (эффективно) – практически каждый год появлялись фильмы, которые мы смотрим, и по сей день. Но это немного не так. Современный кинематограф тоже делает качественные продукты, только обнаружить их сложнее. Раньше делали десять фильмов в год и их все могли просмотреть и оценить. А сейчас делаются сотни картин, и выявить действительно интересный продукт достаточно проблематично.

    Фильм Ликвидация критики и зрители позиционируют, как нечто среднее (или симбиоз) между «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны». Действительно, в нем присутствуют элементы и детектива и шпионской истории. Присутствуют два главных героя: опер-розыскник и шпион-разведчик. Поэтому каждый вправе сам определять для себя, к какому классическому жанру относить этот фильм. Соответственно, и восторженные отзывы благодарных зрителей делятся на два этих «лагеря».

    Я, если честно, смотрел Ликвидацию первый раз не очень внимательно, пропускал какие-то серии, не особо вникал в сюжетную линию, не обращал внимания на фразы и диалоги. Единственное, что вынес из такого просмотра это актерский состав и наличие исторической составляющей, что заставило меня в дальнейшем добавить его в свою фильмотеку. Второй просмотр, уже без рекламы и перерывов, а это 14 серий, пролетел на «одном дыхании». Третий и последующие – это фразы, нюансы в игре актеров, декорации и так далее.

    События разворачиваются в Одессе в 1946 году. Главным героем фильма является Давид Маркович Гоцман (Владимир Машков) – начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. В рамках своей будничной деятельности он натыкается на схрон с тысячью комплектов армейской формы. Одесскому криминалитету данное «добро» и задаром не нужно, но ведь кто-то его «умыкнул» с военного склада по поддельной накладной. С этой отправной точки все и закрутилось.

    Здесь и далее я буду публиковать цитаты из фильма:

    — Картина маслом. Все свободны.

    «На вид биндюжник, биндюжником, а соображает, сволочь» — так отзывается о Гоцмане его главный противник (враг). Потихонечку (14 серий), шажочек за шажочком, раскручивает данную головоломку Давид Маркович. Теряя друзей и наживая новых врагов, продвигается он к раскрытию немецкого агента по кличке Академик (Михаил Пореченков).

    Друг детства Фима (Сергей Маковецкий) по кличке «Полужид», бывший вор-карманник, выясняет с какого склада украдено военное обмундирование и кто изготовил «липовую» накладную. Но тут его дерзко убивают. Теперь это не просто расследование, теперь это месть за друга. Гоцман будет искать не просто преступника, а как говориться «будет рыть землю». «Не по закону, но по душе, а там пусто и тот, кто Фиму порешил — растоптал последнее. И я его найду. Клянусь!» — так говорит он самым авторитетным ворам Одессы.

    В процессе расследования подполковник Гоцман обложил Академика со всех сторон. Вычислил его подельника Чекана (Константин Лавроненко) и даже арестовал его женщину варавайку-наводчицу Иду Кашетинскую (Ксения Раппопорт). Но в Абвере тоже были классные спецы и своё дело они знали отлично – выпускники разведшколы были «крепкими орешками» в части ведения диверсионной работы. Поэтому Академику со своими подопечными удавалось уходить раз за разом.

    — Дава, я извиняюсь, но ты таки, босяк. Некому задницу надрать, пять пистолетов — не пачка папирос, они таки стреляют. Ну, ты же не окно в женской бане – зачем в тебе дырка?

    Профессор-психиатр, эзотерик (Олег Басилашвили), который в годы войны работал на немецкую разведку, дал психологический портрет Академика, так как занимался с ним. К сожалению, он был слеп и описать внешность не мог. Последним «заходом» на Академика стало появление в Одессе карточного шулера, якобы из Центра города Киева. Им оказался бывший комвзвода Гоцмана Виктор Платов (Сергей Угрюмов). Вот ему удалось подобраться к Академику ближе всех.

    Ну и как, следствие, чтобы разоблачить такого матерого агента, как Академик, пришлось пойти на большую хитрость и соответственно на большой риск. Пришлось разыграть спектакль с арестом Гоцмана. А также организовать масштабные военные учения, силами всего Одесского гарнизона, оставив в городе только комендантские роты. И Академик пошел ва-банк и раскрыл себя, а также всю подпольную ячейку, да ещё вывел из лесов всех «лесных братьев».

    — У Вас интуиция, а у нас «задница горит».

    В это же самое время Сталин «ссылает» маршала победы Георгия Жукова (Владимир Меньшов) в Одессу. Назначив его командующим войсками Одесского военного округа. И маршал Жуков, оценив ситуацию, которая сложилась в послевоенном городе, решил действовать с присущей ему решительностью и прямотой. В итоге данные методы борьбы с преступностью привели только к негативным последствиям.

    — Это еще что за хомяк? Вообще, что у вас творится? Страна голодает, а они себе такие щеки отъели!

    — У меня диабет, товарищ маршал. Нарушен обмен веществ.

    — Жрать надо меньше, вот и весь обмен веществ!

    По гениальной задумке Георгия Константиновича в город с гастролями приехал Леонид Утесов. На концерт собрались все неравнодушные жители Одессы, а так как это было послевоенное время и развлечений практически не было, то туда смогли попасть только «непростые люди». С одной стороны партийная верхушка и власть имущие (включая старших офицеров милиции и армии), а с другой криминальные авторитеты.

    — Ищем до здрасьте тех уродов, шо подумали, они умнее нас.

    Прямо во время концерта контрразведка окружила театр и арестовала всех авторитетов, а также тех, кто были в розыске. На первый взгляд план Жукова был хорош, и поставленная задача достигнута – обезглавлена криминальная Одесса. Но данная акция спровоцировала волну недовольства у рядовых бандитов. В Одессе начались погромы и массовые беспорядки. Академик под этот «шумок» разграбил военные склады и «затарился» тремя грузовиками оружия.

    — Купи себе петуха и крути ему бейцы, а мне крутить не надо!

    Сами по себе погромы, конечно, остановить не проблема, но сразу пойдет слух о том, что Жуков воюет с мирной Одессой. Конечно же, об этом узнает и Сталин, а это для опального «маршала Победы» могло означать ещё более суровые меры наказания или порицания. Поэтому Гоцман через полковника Чусова (Юрий Лахин) начальника военной контрразведки округа убедил Жукова выпустить главарей и арестовывать их только по закону.

    — Так, шлемазла беру обратно.

    Но маршала Жукова убедили не просто так. Полковник Чусов предложил тайно переправить в город лучших офицеров контрразведки со всей страны, переодеть их в гражданскую одежду и под видом простых граждан выпустить на улицы. Естественно те будут вооружены. И все попытки местного криминалитета пресекать на корню – то есть расстреливать без суда и следствия.

    — То есть спать накрылось, щас начнут гулять ребята — мама, не ходите до ветру, там волки.

    В милицию стали пачками приводить задержанных контрразведчиков. Количество дел просто зашкаливало, пока Гоцман не догадался «откуда растут ноги». Простые увещевания никак не повлияли на начальника контрразведки и ночные отстрелы всё продолжались. Город, конечно, избавлялся, таким образом, от криминалитета, но недовольство простых граждан росло, так как многие просто боялись выходить на улицу, да и убитые были чьими-то родственниками.

    — Нет, девушка, на сироту Вы не похожи. Ну, с голоса же слышно, что Вы красавица, каких не видно.

    И только благодаря комбинации, которую придумал Гоцман, начальник контрразведки убедил Жукова прекратить ночные отстрелы. Представляете, как это было трудно? Военный, боевой маршал привык действовать прямолинейно. Тем более, если враг известен. Но аргументы о том, что цель захватить всю подпольную ячейку противника, а также вытащить из лесов всех «недобитков», да убедительная «рациональность» полковника Чусова дали свои плоды – Жуков согласился.

    — Вы-еживаться будешь в вы-ходные, а сейчас гуди, как паровоз, за свое прошлое.

    Давид Маркович Гоцмана или как зовут его близкие – Дава – сам по себе человек одинокий, за весь фильм показан лишь какой-то дальний родственник из Гораевки, который приехал торговать колбасой. Да и того убили при взрыве квартиры. Хотя Гоцман выгнал его ещё до этого.

    Два близких друга детства Фима и Марк. Первого убили (потом выяснится, что это сделал Академик) при ведении расследования как я говори ранее. У второго тяжелое ранение головы, как следствие он полностью неадекватен, жить без посторонней помощи не может, поэтому его жена всегда рядом. На протяжении всего фильма Гоцман занимается его лечением, хотя Марк мечтает о самоубийстве, чтобы не мучить близких.

    — Доктор прописал мне спокойствие для сердца, и я буду спокоен. Значит или ты мне сейчас скажешь, что случилось, или я гэпну тебя в морду со всей моей любовью.

    При обнаружении схрона с военным обмундированием Гоцман знакомится с беспризорником Мишкой Карасем. Затем ловит его при краже наручных часов у маршала Жукова. Отправляет в хороший детдом – дипломатический интернат по тем временам просто шикарное место. Затем ловит его на «краже корзинки» и, понимая, что не вправе требовать от него большего усыновляет его. После этого Мишка и Гоцман действительно становятся близкими людьми, даже можно сказать отцом и сыном.

    — Шо вы за мной здесь всюду ходите?

    — Ищем со спины Вашу талию, мадам.

    — Смотрите, где талия, она когда-то там была. А за корзинку забудьте, а то нарвете себе пачку неприятностей, я вам говорю.

    Соседкой Фимы Полужида оказалась очаровательная женщина по имени Нора (Лика Нифонтова). Хотя Гоцман чувствует, что нравится ей, но не понимает, почему та отстраняется от него, избегает встреч с ним. Как выяснилось позже, что она никакая не Нора, а жена репрессированного следователя из Москвы. Сбежав и купив новый паспорт, она хотела забыть о прошлом, а тут Гоцман и опять из органов, да ещё Давида Марковича уже раз «прихватывали» сотрудники МГБ после совещания у Жукова.

    — Ша, Нора, я без второго слова все понимаю.

    Но, как говорится, настоящие чувства найдут выход. Откровенный разговор на пороге её квартиры, когда Нора уже стояла с собранными чемоданами и уже на следующий день весь отдел да плюс Кречетов ремонтировали взорванную квартиру Давида Марковича. А накануне своей липовой посадки, чувствуя опасность, Гоцман и Нора сочетаются законным браком. Ночью их расписал начальник Давида Марковича полковник Омельянчук (Виктор Смирнов) начальник уголовного розыска города Одессы, как командир подразделения согласно закону военного времени.

    — Погоди, ты, что отказываешься выходить за меня?

    — Тогда шо кобенишься? Грубо сказал?

    — А я и не кобенюсь.

    Не обошлось без сердечной истории и у главного противника Гоцмана Академика – майора Кречетова. Его возлюбленная артистка Антонина Царько (Полина Агуреева) весьма привлекательная особа, хотя и не далекая. Но мне кажется, Кречетов её искренне любит. «Родит ребёнка в театр не ногой» — так он говорит Гоцману. Да и убил он её случайно, если бы она не напоролась на ножницы, то я думаю, что он бы смог её убедить в том, что он не шпион.

    — Даю! Нашли себе давалку!

    Вы много знаете фильмов, который разобрали на цитаты сразу после выхода? Я тоже не очень много. Но фильм «Ликвидация» покорил меня именно как произведение искусства, что давно уже не было. Какие же составляющие успеха можно выделить?

    1. Отличный сценарий. Кто-то говорит о «содранной истории» из мемуаров прототипа Гоцмана, кто-то наоборот, что все это вымысел. Но сюжет очень качественный.
    2. Актерский состав. Что ни актер, то яркая индивидуальность, который украсил бы любую картину. И главное, что каждый на своем месте.

    Очень жаль, что во время съёмок скончался Андрей Краско, который играл роль Фимы.

    Ну и немного про критику. В основном она сводится к неверной трактовке исторических фактов.

    Ликвидация – это художественный фильм, а не документальная хроника!

    Самые придирчивые говорят о киноляпах, что, мол, Жуков не мог снимать начальника контрразведки, так как она входила в структуру МГБ и ему не подчинялась. Песни, которые исполнялись, были написаны гораздо позже. Фильмы, которые мелькали в кадре на афишах, были сняты также позднее. Массового ареста «воров в законе» на концерте Утесова не было, а пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах.

    Короче, как только появилось искусство, так сразу же появились и критики. В целом же моё личное мнение – фильм просто отличный. Если вы его ещё не смотрели или смотрели «по диагонали» или от случая к случаю, то выделите один день, наверное, выходной и погрузитесь в обаяние Одессы и его жителей в исполнение замечательного актерского ансамбля.

    Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу данного фильма, или есть какие-либо дополнения, замечания, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

    А также подписываетесь на новые статьи, обещаю, будет интересно.

    Басаев Шамиль Салманович – чеченский террорист, погибший в июле 2006 года. В начале 2000 годов имя Басаева гремело на весь мир, он был одним из самых опасных преступников в розыске.

    Басаев Шамиль Салманович (Абдаллах Шамиль Абу-Идрис) родился 14 января 1965 года. С рождения проживал в селе Дышне-Ведено, в Веденском районе, Чеченской Республики. С 1970 года семья переехала в станицу Ермоловскую.

    Тероррист Шамиль Басаев

    Родители – Салман Басаев и Нура Басаева – воспитывали четверых детей. В 1999 году младший из мальчиков, Ислам, скончался от отравления. Другой, Ширвани, участвовал в Первой чеченской войне, был задействован в боевых действиях против России, присутствовал на переговорах между представителями Чечни и России.

    После обороны Грозного появились сведения о тяжелом ранении Ширвани Басаева, которое привело к летальному исходу. Официально эта информация нигде не подтверждена. Позже источники писали, что ранение оказалось не смертельным, а сам чеченец проживает на территории Турции.

    Шамиль Басаев

    Шамиль Басаев отучился в средней школе до 1982 года, а затем подрабатывал разнорабочим, перебравшись в село Аксайское (Волгоградская область). В 1983 году Шамиль Салманович был призван на срочную службу в Советскую армию и отслужил два года. После армии Басаев приехал в Москву, чтобы поступить в МГУ.

    Три попытки стать студентом юридического факультета оказались неудачными. В 1987 году Шамиль уже учился на первом курсе Московского института инженеров землеустройства, однако через год был отчислен.

    Шамиль Басаев у Белого дома в Москве в 1991 году

    В столице Басаев подрабатывал контролером и охранником. Заведовал отделом на фирме «Восток-Альфа». По некоторым данным, с 1989 года Шамиль являлся студентом Стамбульского исламского университета. В 1991 году был замечен в операции по защите Белого дома в поддержку Бориса Ельцина во время путча ГКЧП. Позже вернулся в Чечню.

    С 1991 года Басаев числился в войсках КНК (Конференции народов Кавказа). Летом этого же года стал основателем вооруженной группы «Ведено», которая охраняла здания во время заседаний съездов Конфедерации народов Кавказа. Позже Шамиль Салманович внес свое имя в список кандидатов на пост президента Чечни. В 1991 году Джохар Мусаевич Дудаев стал первым президентом самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ).

    Шамимль Басаев и Аслан Масхадов

    После объявления итогов выборов под началом Шамиля Басаева функционировала группировка, защищающая интересы нового главы ЧРИ. В ноябре 1991 года имя Басаева Шамиля Салмановича фигурировало в деле по угону пассажирского самолета «Ту-154». Аппарат был переправлен на территорию Турции с аэропорта Минеральных вод.

    В 1992 году на посту командира роты Национальной гвардии Джохара Дудаева происходило становление взглядов на независимость Чечни Басаева. Известно, что с позицией президента Шамиль Салманович был не согласен, принимая нейтральную сторону.

    Шамиль Басаев и Иосиф Кобзон

    Войну в Нагорном Карабахе и грузино-абхазский конфликт Басаев с армией численностью в 5 тысяч человек прошли с особой жестокостью и большим количеством жертв. Однако мир узнал имя Шамиля Басаева в 1995 году в связи с событиями в Буденновске.

    Террорист с вооруженным отрядом захватил здание больницы в Буденновске (Ставропольский край), в плену оказались 1600 человек. Басаев добился от Виктора Черномырдина решения выпустить группировку из города. В то время пострадали 415 человек, погибли – 129.

    Шамиль Басаев захватывает больницу в Буденновске

    В 1999 году отряд Шамиля посетил Дагестан, что положило начало Второй чеченской кампании. Биография террориста могла оборваться в начале 2000-х годов во время перехода группировки через заминированное поле из города Грозного. Басаеву ампутировали ногу и смогли сохранить жизнь. После этого случая последовала череда новых террористических актов уже на территории России.

    Группировка Шамиля Салмановича причастна к захвату заложников в Театральном центре на Дубровке (2002 год), организовала взрыв на стадионе «Динамо» в Грозном. Тогда же, 9 мая 2004 года, во время террористического акта скончался Ахмат Кадыров, исполняющий обязанности президента Чеченской Республики.

    Трагедия в Беслане

    Самым громким терактом, причастность к организации которого не отрицал Шамиль Басаев, стала трагедия в Беслане. В 2004 году, 1 сентября, террористы атаковали первую школу. Количество погибших – 333 человека.

    В 2005 году басаевская группировка попыталась захватить город Нальчик. Ожесточенные бои привели к потерям и поражению отряда Басаева, который незамедлительно стал готовить новую диверсию.

    Достоверной информации о женах Басаева Шамиля Салмановича нет. По данным «Википедии» известно, что у террориста были пять жен и пятеро детей. Первый раз Басаев женился на абхазской девушке, которая родила ему мальчика и девочку. Перед началом Второй чеченской кампании мать и двое детей уехали в неизвестном направлении. Сообщалось, что местонахождение может быть в Турции, Голландии или Азербайджане.

    Шамиль Басаев и его последняя жена Элина Эрсеоноева

    Вторая супруга — Индира Джения. В браке родила ему дочь, а затем также перед Второй чеченской кампанией покинула дом Шамиля Басаева, вернувшись домой, в село Лыхны (Абхазия). В 2000 году у террориста появилась третья жена. Через пять лет стали известны данные о двух других женах: кубанской казачке и Элине Эрсеоноевой из Грозного.

    Смерть Шамиля Басаева

    За долгий период существования террористических группировок под руководством Шамиля Басаева СМИ искали информацию о их лидере и не раз сталкивались с информацией о его гибели, однако сообщения о смерти опровергал сам Басаев. С 2005 по 2006 годы работникам силовых ведомств (ФСБ, МВД) удавалось найти и обезвредить предводителей опасных организаций и выходить на след Басаева.

    Шамиль Басаев

    В 2006 году сотрудники ФСБ организовали спецоперацию, в итоге которой боевики и предводитель Шамиль Басаев погибли.

    В 2010 году были обнародованы отрывки письма Басаева к Владимиру Владимировичу Путину, в котором террорист отрицает правильность идеологии русского народа. Дмитрий Бабич, обозреватель «РИА Новости», которому однажды довелось брать интервью у Басаева, считает, что действия террориста направлены на расширение территории Чечни в обмен на безопасность русского народа.

    Документальный фильм о Шамиле Басаеве

    Журналист считает, что после многочисленных террористических актов Шамиль Басаев больше не имел полного контроля над «единоверцами». Это связано с трагедией в Беслане. После атаки здания школы многие защитники Басаева признали его террористом.

    Долгое время после смерти Шамиля Басаева сотрудники силовых структур ожидали очередного объявления о том, что террорист выжил. Однако события 2006 года действительно поставили точку в деятельности басаевской группировки.

    18 июля 1921 года правительство Горской АССР приняло постановление «О ликвидации неграмотности среди населения»

    В связи с этим вспомнила очень забавный случай из прошлого, поведанный как-то Марет Муталиевой-Харсиевой, известного в республике врача-гинеколога, из воспоминаний её матери Изахат.

    Связано это со случаем после принятия Декрета Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР». По всей стране началась программа по ликвидации безграмотности среди населения. Она включала в себя массовое обучение неграмотных взрослых людей чтению и письму. Ликбез, так сокращённо называли эту программу, предусматривал создание школ для переростков во всех населённых пунктах, в различных госучреждениях, на фабриках и заводах. Люди в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, были обязаны учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). 18 июля 1921 года постановление «О ликвидации неграмотности» приняло и правительство Горской АССР. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе в сёлах составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо и счёт. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

    Так вот, одним из таких грамотных людей в селении Базоркино, в южной его окраине, был Джабраил Харсиев. У него дома и был организован ликпункт. Вечерами сюда приходили женщины и обучались грамоте. Само собой разумеется, для женщин, в основном многодетных, обременённых семейными обязанностями, огромным хозяйством, посещать занятия было слишком накладно, а учиться тем более. Однако учитель был строгим и с пониманием значимости поставленной партией задачи, которая шла во благо самого же населения, к своему делу относился очень ответственно и требовательно. Пропускать занятия женщины не смели, но приходили крайне неохотно, усваивали уроки слабо и всем своим видом проявляли нежелание постигать азы науки.

    И вот, в какой-то из этих дней на занятия вновь опоздала Изахат. Она из последних сил выбивалась, чтобы успеть управиться до вечера с хозяйством, а о том, чтобы сделать домашнее задание, и речи не могло быть. Но как только она вышла из дому, появились у порога гости. Пока Изахат с ними поздоровалась, завела их в дом, прошло немного времени. Гости с пониманием отнеслись к тому, что хозяйка идёт на занятия, ведь программа работала в каждом селе. Однако сама Изахат, которая к тому же, как обычно, пришла с опозданием, сидела на уроке совершенно отстранённая и никак не могла сосредоточиться на прочтении текста на доске, чего от неё настойчиво требовал учитель.

    — Читай Иза, — говорит учитель, едва сдерживая свой гнев против нерадивой ученицы, — я же вам не раз объяснял: буквы «м» и «а» читаются как «ма», буквы «ш» и «а» читаются «ша». Чего тут непонятного!

    Изахат взглянула беспомощно на своего учителя, который ей ещё приходился деверем, и говорит:

    — Дяр, мяр вош, «м» «а» — «ма» хугда, «ш» «а» — «ша» хугда, доацаш керосин да, бехка баг1аш хяши ба. Вот из да хун задачи.

    Что в переводе на русский означает: «Да, деверь, «м» «а», конечно же, «ма», и «ш» «а» — тоже «ша», но вот керосин у меня кончился, и гости пришли некстати. Вот эта задача куда сложнее».

    Говорят, после этого Джабраил Харсиев разогнал женщин и больше занятия по ликбезу среди них не проводил. Вот такая была смешная ситуация с ликбезом в одном из сёл Ингушетии.

    А для сведения всё же добавлю небольшую историческую справку. В самой Ингушетии в начале 20-х годов ХХ века безграмотность была почти поголовной, лишь незначительная часть умела писать и читать по-русски и по-арабски. 20 января 1921 г. была организована Назрановская окружная комиссия по ликвидации безграмотности. В газете «Советский Юг» (№ 70, от 31 марта 1921 г.) сообщалось: «Для более успешного проведения ликвидации безграмотности Назрановский округ разбит на три района с районными комиссиями в селениях Длинная Долина, Насыр-Корт и Средние Ачалуки с инструкторами, считая по два на каждую комиссию. Во Владикавказе с 15 февраля с. г. открыты, преимущественно для ингушей, курсы для подготовки учителей — ликвидаторов неграмотности. Открыты школы (имеется в виду пункты по ликвидации неграмотности, — ред.) для взрослых неграмотных в нижеследующих пунктах: с. Длинная Долина, где обучаются 16 учеников в возрасте от 18 до 35 лет, в с. Насыр-Корт, в Экажево, в с. Сурхахи, где обучаются 42 человека в возрасте от 15 до 33 лет, в хуторе Яндиевском, где обучаются 49 учеников в возрасте от 17 до 25 лет, в хуторе Гадаборшево, где обучаются 28 человек в возрасте от 16 до 36 лет. Из ряда пунктов сведений не получено».

    Ликвидация неграмотности проходила в очень сложных условиях: не было подходящих помещений, не хватало учебников, письменных принадлежностей, кадров. Однако к 1921 году было создано 23 ликпункта, в которых обучалось 1700 человек, и 21 школа для детей, где обучалось 1674 человека. До 1930 года продолжали функционировать и мусульманские школы, где обучали не только Корану и арабскому языку, но и ингушскому языку и ингушскому письму, созданному на основе арабского алфавита.

    В декабре 1923 года во Владикавказе на первой общекавказской методической конференции по ликвидации неграмотности Заурбек Мальсагов в своем докладе сообщил, что Ингушетия одна из первых на Северном Кавказе приняла алфавит на латинской основе и выпустила газету «Сердало». Конференция приняла решение о создании боевых отрядов по ликвидации неграмотности, состоящих из трех человек: партийного работника, агитатора и методиста. Вооруженные агитационной и методической литературой, эти отряды должны были направляться в села и аулы для усиления борьбы с неграмотностью. Вопрос ставился так: любой грамотный человек должен стать учителем, а каждая сакля горца — классной комнатой для обучения азбуке.

    Видно, одним из членов такого отряда и был Джабраил Харсиев, его сакля была ликпунктом безграмотности, где и занималась до определённого времени наша героиня Изахат, вместе с другими женщинами своего села, взвалив на свои плечи ещё и «груз науки».

    20 фактов об архитектуре советских школ. Часть II — неоклассицизм и типовые проекты

    В первой части материала про архитектуру советских школ я рассказала про постройки периода конструктивизма. В то время структуру школьных зданий частично определяла концепция лабораторно-бригадного обучения. Предполагалось, что в школе ребята должны овладевать ремеслом, а потом без дополнительной подготовки вливаться в рабочий процесс. Чтобы детям было недалеко ходить за получением непосредственной практики, школы строились рядом с заводами. А те часто располагались на окраинах города, где пространства для школ было много, следовательно и сами школы были большие по размеру. Это позволяло решить сразу и вторую задачу — сделать школы вместительными по количеству учеников, а это важно, так как школ на тот момент не хватало. Что изменилось в 1935—50-х годах? Какие новшества привнесла сталинская эпоха? Об этом речь пойдёт далее.

    Как и в период конструктивизма, в неоклассический период на архитектуру школ влияли педагогическая мысль и законодательство в области образования.

    В совместном постановлении от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и работе начальных и средних школ» Совнарком и Центральный Комитет дали указание Наркомпросу «ликвидировать» «извращённый лабораторно-бригадный метод» и вернуться к традиционному процессу обучения с уроками и классами. Так происходит, скорее всего, потому, что вышеупомянутый метод не дал обещанных результатов.

    Необходимо было очертить оптимальную вместимость школ, чтобы архитекторы могли на неё ориентироваться. Поэтому 15 мая 1934 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трёх типов — рассчитанных уже на гораздо меньшее количество учащихся: двухкомплектная, на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная, на 400 учащихся с 10 классными комнатами, и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами.

    Доля площадей, отведённых под классы, увеличилась с 35 % по сравнению с предыдущей нормой до 60—65 %. В основном это было достигнуто за счёт почти полной ликвидации лабораторных помещений и мастерских.

    Из-за массовости разработки и строительства типовых школ, стандартизация комплектующих также шла полным ходом — к 1936 г. были разработаны стандарты на двери, оконные переплёты, наличники, плинтусы, ступени, плиты для лестничных площадок, подоконные доски и т. д., а также введены типовые перекрытия, колонны и перегородки.

    Характерно, что изменения в стиле отразили и изменения отношений детей с государством — роль индоктринации повысилась, школьников с самого детства должна была окружать советская символика, что хорошо поддавалось реализации в неоклассицизме.

    Рассмотрим следующие факты про школы этой эпохи:

    1. Школы одними из первых в СССР стали строиться по типовым проектам.
    2. Часто окна классов выходили на одну сторону — из-за требований инсоляции.
    3. Во многих школах по первым типовым проектам не было спортзала.
    4. Кубатура, отведённая отведённый на одного ученика, снизилась с 35 м 3 до 15—17 м 3 .
    5. На стенах и фасадах школ появилось пространство для идеологической пропаганды.
    6. Сначала блочные школы в конструкции были дороже кирпичных.

    10. Школа по Малой Разночинной 2—4 (бывш. Пионерская) в Ленинграде (арх. Л. Е. Асс и А. С. Гинцберг, 1936), послужила прототипом для проекта «ША».

    Школы стали одними из первых зданий, строящихся по типовым проектам, потому что школ требовалось много — и довольно в краткосрочной перспективе. Откуда брались эти проекты? Они не разрабатывались специально, а копировались с успешных индивидуальных проектов. Школа на Малой Разночинной как раз и была такой школой, построенной по индивидуальному проекту, который стал впоследствии типовым.

    В первых типовых школах, обозначенных «ША», «ШБ» и «ШГ» было две лестницы, два гардероба и два входа — основное отличие этих типов было в расположении входов. Кстати, пропускная способность лестниц для школ, как свидетельствуют некоторые источники, рассчитывалась по нормативам театральных зданий.

    Изображение 1 — Вид на два входа школы по Малой Разночинной.

    11. Гимназия № 46 по Каменноостровскому проспекту 42Б в Ленинграде (Л. Е. Асс, А. С. Гинцберг, 1936) также построена по проекту «ША». Он был удобным из-за того, что окна классов выходили на одну сторону — такое расположение возникло в ответ на требование хорошей инсоляции. В боковых флангах школы располагались только внеклассные помещения.

    Согласно требованию, солнце должно было светить в окна слева, чтобы, когда пишешь правой рукой, тень от неё не падала на тетрадь. Хорошим считалось расположение классов окнами на юг, допустимым — на восток, возможным, но в исключительных ситуациях — на запад (ведь занятия шли в основном в первой половине дня), а северная ориентация классов не допускалась. Есть гипотеза, что левшей переучивали в правшей именно поэтому, но прямых подтверждений тому нет.

    Такая система бы не работала, если бы ученики учились в 2 смены, но в 1935 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О ликвидации сменности в школах».

    Изображение 2 — Окна классов в школе по Каменноостровскому проспекту, построенной по проекту «ША».

    12. Школа № 112 Выборгского района, пр. Пархоменко 13, Ленинград (арх. Н. А. Троцкий, А. С. Мартынов, М. И. Чурилин, 1935).

    Среди школ Ленинграда, построенных во второй половине 30-х годов, одним из распространённых был типовой проект Н. А. Троцкого и А. С. Мартынова. Интересно, что в этом проекте нет спортзала, как и во многих других первых типовых проектах! (Например в «ША».) Сейчас если в здании такого типа находится школа, то для спортзала сооружается пристройка.

    Почему же не был предусмотрен спортзал, кажущийся сейчас неотъемлемой частью школ? Дело в том, что школы в это время должны были быть небольшими по размеру, чтобы вписываться в уже существующую застройку. Для этого все дополнительные пространства, которые были в школах времён конструктивизма, «выкинули» из проектов. Но вместе с водой выплеснули и ребёнка! В числе упразднённых — помещение столовой (остался небольшой буфет) и спортзала (была открытая спортплощадка). Но зато пришли новые по предназначению помещения — отдельно были выделены комнаты под физическую и химическую лаборатории, учительскую, библиотеку, канцелярию и кабинет врача.

    В школе по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина также располагалась квартира директора! В эпоху конструктивизма такое тоже было возможно, иногда рядом со школой строили специальные небольшие домики для поселения там персонала.

    Изображение 3 — Школа № 112. В настоящее время здесь находится Налоговая инспекция Выборгского района. Изображение 4 — План школы по проекту Троцкого, Мартынова и Чурилина.

    13. Школа № 1384 в Москве (арх. Л. А. Степанова, 1949—1950) построена по проекту, характерной чертой которого были стены из красного кирпича. Такие здания строились преимущественно в Москве.

    Помимо устранения «ненужных» помещений, чтобы сделать школы небольшими, в 30—50-е годы уменьшается кубатура, полагающаяся на одного ученика — с 35 м 3 , что было характерно для школ 20-х годов, до 15—17 м 3 . По проекту Степановой 1950-го года на одного ученика приходилось 16,4 м 3 (это менее половины того пространства, что было в конструктивистских школах). Другая мотивация сократить кубатуру на ученика — экономичность строительства (требовалось меньше материалов), а это также немаловажно: после войны экономическая ситуация была не самой благоприятной.

    Классы в этом проекте располагались по две стороны коридора, поэтому последний был слишком тёмным. Этот недостаток Степанова ликвидировала в своём следующем проекте. Появляется также спортзал — на последнем этаже, поэтому на третьем этаже занятия проводились под аккомпанемент стука мячей.

    Изображение 5 — Школа по проекту Степановой, вход видоизменён.

    14. Школа № 171 на ул. Маяковского в Ленинграде (арх. М. Я. Климентов, 1950) имеет в простенках медальоны с портретами Маяковского, Мичурина, Ломоносова и Пушкина.

    В конструктивистских школах было мало простора для окружения детей назидательной графической информацией. В сталинской архитектуре на стенах появляется пространство символов. Например это медальоны — как у школы № 171 с фигурами, которые Советский Союз избрал примерами для подражания для детей (среди которых Пушкин соседствует с Мичуриным). А к школе по проекту Степановой из предыдущего пункта С. Д. Юсиным был придуман фасад с медальонами Пушкина, Ломоносова, Горького и Маяковского, который потом часто воспроизводился. Такой тип школ получил название «Ю-1».

    Далее по улице Маяковского, дом № 26, у школы № 194, на медальонах в простенках изображены дети, занимающиеся спортом и культурой.

    Изображение 6 — Декор на школе № 171 на ул. Маяковского. Изображение 7 — Фигуры с медальонов на фасаде Юсина пронзительно смотрят на нас. Изображение 8 — Медальон со школы № 194 в Ленинграде, 1940.

    15. Школа по 5-му проезду Подбельского в Москве (арх. А. М. Капустина, Н. А. Кузнецова, инж. А. М. Бобрусов 1955) построена по типовому проекту «T1» — это первый реализованный на практике в СССР блочный тип школы, который в постройке оказался дороже кирпичных школ.

    В 40-е и 50-е появились новые материалы и новые запросы — на смену кирпичным школам приходят блочные, но всё ещё в стиле сталинского неоклассицизма. Бетонные заводы готовы были к массовым поставкам деталей различных типов и размеров. В основе первых блочных школ — по проектам «Т1» и «Т2» — лежала планировка школы Степановой, конструкция которой адаптирована под блочное строительство. Переводить в блоки модель Степановой оказалось не самой лучшей затеей, поэтому был разработан проект «МЮ» — изначально для блочной постройки. В нём классы выходили не в коридоры, а в рекреации, одна из которых была актовым залом, а другая — спортзалом.

    Изображение 9 — Школа по 5-му проезду Подбельского в Москве скорее всего была построена по неудачному проекту Т1. На стенах видны швы на стыках блоков. Изображение 10 — Школа по проекту «МЮ». На верхней части пилястр над входом также видим портреты «идеологически правильных» персонажей. Такая школа, конечно, уже мало похожа на «дворец детства», какими изначально должны были стать советские школы.

    Алёшин П. Ф., Маринченко А. И., Колесников В. В., Архитектура школьных зданий. Киев : Изд-во Акад. архитектуры УССР, 1952.

    Рогачев А. В., Москва. Великие стройки социализма, М. : Изд-во: Центрполиграф, 2014.

    Посмотреть список школ в Санкт-Петербурге, построенных по типовому проекту «ША» авторства Л. Е. Асса и А. С. Гинцберга 1936-го года, можно здесь, здесь — «ШБ» тех же авторов, а здесь — «ШГ», проект О. Р. Мунца и А. А. Лободы.

    Смотрите еще:  Образец претензия арендодателю. Претензия по неисполнению договора аренды
    Nckt-gluhovo.ru Copyright © 2019.