Курсовая работа на тему — Использование технических средств обучения на уроках окружающего мира. Экранно звуковые пособия начальная школа

Курсовая работа на тему » Использование технических средств обучения на уроках окружающего мира «

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школ — одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, а работа с ним для обучающихся- это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему » Использование технических средств обучения на уроках окружающего мира «»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)

Использование технических средств обучения на уроках окружающего мира

Спихайло Юлия Анатольевна

Студентка группы НК 15-1

Суханик Кристина Юрьевна

Допущена к защите

Руководитель образовательной программы

1 Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе……………………………………5

1.1 Классификация технических средств обучения на уроках окружающего мира………………………………………………………..…5

1.2 Экранные средства обучения………………………………………. …7

1.3 Звуковые и экранно-звуковые средства обучения…………………….8

1.4 Компьютер — современное техническое средство обработки информации………………………………………………………………. 12

1.5 Мультимедийная презентация………………………………………. 14

2 Методика применения технических средств обучения на уроках окружающего мира………………………………………………………………………………….18

2.1 Применение технических средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе…………………………………………………..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…………. 29

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школ — одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, а работа с ним для обучающихся- это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. [3]

Для повышения уровня подачи, усвоения и закрепления материала на уроках окружающего мира, необходимо использовать всевозможные средства наглядности. Именно от их качества зависит и существенно повышается эффективность обучения. Не все учителя утруждают себя в использовании наглядных и технических средств. В этих случаях большая часть обучающихся плохо усваивает материал, теряет интерес к предмету. В итоге не развиваются многие свойства личности ребёнка или развиваются недостаточно для последующего обучения в средней школе. Другая проблема возникает, когда учителя слишком увлекаются в использовании технических средств наглядности. Тогда у детей затормаживается развитие абстрактного мышления, так как обилие технических средств наглядности отвлекает детей от главного в теме исследования и рассеивает внимание детей. Использование большого количества наглядных средств возможно тогда, когда рассматриваемое явление необходимо раскрыть с разных сторон, в этом случае использование множества средств наглядности оправдано. Обучающие наглядные технические средства играют большую роль: во время использования они обеспечивают совместную деятельность различных анализаторов, тогда информация в мозг поступает по различным каналам и эффективность обучения существенно повышается. [2]

В последнее время появились два противоречия: большие требования к программному содержанию и однообразие используемых наглядности. Последнее противоречие и послужило основанием для выбора темы исследования и определило её актуальность.

Актуальность темы заключается в том что, правильный выбор и сочетание различных технических средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения.

Проблема курсовой работы: использование технических средств обучения на уроках окружающего мира.

Объект курсовой работы: процесс обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Предмет курсовой работы: использование технических средств обучения на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

Цель курсовой работы: выявить пути использования технических средств обучения в обучении младших школьников естествознанию в курсе «Окружающего мира».

Задачи курсовой работы:

Определить сущность понятия «технические средства обучения» и принципы использования средств обучения.

Изучить классификацию технических средств.

Раскрыть особенности использования технических средств обучения на уроках окружающего мира.

Выявить значение комплексного использования технических средств обучения на уроках окружающего мира.

Методы курсовой работы:

Анализ психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемому вопросу.

Наблюдение в образовательных учреждениях за деятельностью учащихся и учителя на уроках окружающего мира в начальной школе.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников и приложения.

1 Теоретические основы использования технических средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

1.1 Классификация технических средств обучения на уроках окружающего мира

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, технические средства обучения существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они по-новому организуют и направляют восприятие обучающихся, стимулируют познавательные интересы обучающихся, позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Роль ТСО в учебно-воспитательном процессе состоит в следующем: перед учителем поставлена задача улучшения организации учебно-воспитательной работы и повышение её качества. При решении этой задачи в начальном звене необходимо использовать все доступные на сегодняшний день наглядные средства обучения, причём большую помощь могли бы оказать именно технические или, как их ещё называют, аудиовизуальные, средства обучения. [5]

Они оказывают на ребёнка наиболее сильное обучающее и воспитательное воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают у младшего школьника многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются и сопоставляются им с уже имеющимися представлениями, что ведёт к установлению прочных мнемонических связей, повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности, сообщению учебно-воспитательному процессу большей чёткости и целенаправленности.

Именно в начальной школе, ввиду психологических особенностей младшего школьника, технические средства обучения просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно-образное восприятие наших обучающихся требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и окружающего мира, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.

В данном подразделе мы выделили классификацию технических средств обучения.

Существуют следующие виды ТСО:

Тренажеры и комбинированные.

К ним относятся:

Персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

1.2 Экранные средства обучения

Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика.

Диапозитивы— цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Это объясняется рядом причин. В первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искажений. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Немаловажное значение имеет форма организации материала — диапозитивные кадры не связаны жестко между собой, хотя их объединяет тема, например, «Растения и животные луга», «Осень». Такая организация материала, удобство и простота его подачи позволяют учителю показывать диапозитивы в любом порядке и в том количестве, которое необходимо для проработки темы. Наличие серий диапозитивов (практически ко всем вопросам курса) позволяет их использовать при изучении любой темы.

Диапозитивный фильм, или диафильм — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров). [3]

Разработано много диафильмов разных жанров: диафильм-рассказ, сказка, очерк, иллюстрация, инструкция. Диафильмы могут использоваться на всех этапах урока. Но при этом необходимо учитывать, что диафильм — «это жестко запрограммированное средство». Он разрабатывается в соответствии с творческим замыслом автора, по его сценарию. Поэтому при подготовке к уроку необходимо просмотреть диафильм, отобрать кадры для показа, определить тот этап урока, на котором можно использовать диафильм, время его демонстрации.

Эффективность использования экранных пособий на уроках в начальных классах зависит от того, какое место отводит им учитель на уроке, и как учитываются их обучающие возможности, которые весьма разнообразны.

иллюстрировать рассказ учителя, зрительно подкрепляя его слова;

сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления;

служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся;

нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус.

1.3 Звуковые и экранно-звуковые средства обучения

Экранно-звуковые средства обучения

Учебное кино — или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи. [7]

Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить обучающихся:

С объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях.

С внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям.

С процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие.

С очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями.

С микро- и макрообъектами.

Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фрагментов и кинокольцовок; видеофильмов.

Методические требования к демонстрации учебных фильмов:

Содержание фильма должно быть связано с темой урока.

Фильм просматривается учителем до урока, выбираются фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма.

Определяется время и место фильма на уроке. В зависимости от дидактических задач урока фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока.

До просмотра перед детьми ставится познавательная задача, которая должна быть решена в процессе анализа содержания фильма. Вопросы, по которым будет анализироваться фильм, можно записать на доску. После просмотра по ним проводится беседа.

В ряде случаев учитель может заранее познакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме. Например, перед просмотром фильма «Размножение растений: этапы развития растения из семени» проводится практическая работа с проростками семян бобовых культур или подсолнечника (которые дети увидят в фильме).

При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах, учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам. Так же поступают, если текст сложен для восприятия младшими школьниками.

Значение экранных пособий на уроке окружающего мира: при продолжительности демонстрации 8-12 мин. учебные фильмы несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма), учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям обучающихся и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации — для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин., общее количество фрагментов на одном уроке — не более 5. [10]

Учебный кинофильм — эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на обучающихся. После его демонстрации обучающиеся еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения обучающихся заложенной в нем учебной информации недостаточно. Качество усвоения обучающимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

После просмотра фильма следует выяснить у обучающихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти обучающихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следственных связей и т. д.

Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке. При вторичном показе обучающиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля.

Звуковые средства обучения это аудиокассеты и грам­записи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно исполь­зовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п. К этим средствам обучения предъявляются требования:

Продолжительность прослушивания не больше 3-5 мин.

Учитель должен предварительно познакомиться с запи­сью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушива­ния на уроке.

Нужно составить вопросы или задания к выбранному для урока фрагменту для того, чтобы дети целенаправ­ленно слушали запись.

После прослушивания дети отвечают на вопросы учите­ля, делают выводы. [7]

В последние годы разрабатываются компьютерные про­граммы, для начальной школы, которые призваны повысить эффективность усвоения естественнонаучных знаний. В ско­ром времени эти средства обучения займут одно из ведущих мест в обучении младших школьников.

1.4 Компьютер — современное техническое средство обработки информации

Персональный компьютер — это универсальное обучающее средство. Он с успехом может быть использован на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он хорошо вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. Компьютер может способствовать активному включению обучающегося в учебный процесс, поддерживать интерес, помогать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной (многофункциональной). Многие ее модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство. [1]

Смотрите еще:  Оформление возврата 13 процентов с покупки квартиры в 2019 году. Возврат 13 процентов за покупку квартиры в 2019

Основные задачи применения компьютера в обучении:

Обеспечение обратной связи в процессе обучения.

Обеспечение индивидуализации учебного процесса.

Повышение наглядности учебного процесса.

Поиск информации из самых широких источников.

Моделирование изучаемых процессов или явлений.

Организация коллективной и групповой работы.

Из различных видов технических средств обучения, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие задачи, как:

Адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся).

Многотерминальность (одновременная работа группы пользователей).

Интерактивность (взаимодействие технических средств обучения (ТСО) и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение).

Подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Компьютеры способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях компьютерного обучения задействована более мощная, совершенная и быстродействующая техника. Компьютер осуществляет обучение в диалоговом (техническое средство -обучающийся) режиме. Его учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся. Выбор способа использования компьютера прямо зависит от дидактической задачи. Обучающие компьютерные программы по целям и задачам делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют обучающимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками. Программы проблемного обучения обладают большими возможностями. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют развитию умения принимать решения в различных обстоятельствах. Учебные игровые программы помогают формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это работа всем классом, группами и индивидуальная работа. Это обусловлено не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. [6]

1.5 Мультимедийная презентация

«Презентация” — переводится с английского как «представление”. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Мультимедийная презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. [4]

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие учителя отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

Применение презентации позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников.

Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности.

Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах:

Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.

Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

Повышение эмоциональности урока, повышение интереса учащихся к учению, воспитание потребности приобретать новые знания;

Создание доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;

Смена форм деятельности, учет психолого-педагогических особенностей младших школьников;

Стимулирование познавательного мышления учеников;

Применение наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении. [4]

В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У обучающихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. При закреплении новой темы.

Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.

При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций способствуют отработке универсальных учебных действий в соответствие с Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартом поколения в начальной школе, которые представляют собой:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. [4]

Исходя из вышеизложенного технические средства обучения имеют большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у обучающихся начальных классов. ТСО позволяют не только активно включить обучающихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Технические средства обучения помогают учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование ТСО необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.

2 Методика применения технических средств обучения на уроках окружающего мира

2.1 Применение технических средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

Используя технические средства обучения, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания — удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2 мин.

Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.

Переключение внимания — перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью внимания всех обучающихся класса сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения — умения наблюдать. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения устанавливается длительность их непрерывного применения в учебном процессе. В течение недели не рекомендуется проводить более 3 — 4 уроков с применением ТСО. [13]

Технические средства обучения помогают развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения обучающнгося, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

Практически и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей обучающихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых обучающиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках.

Обучающиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо. Графические возможности компьютеров позволяют детям создавать рисунки на экране дисплея и тут же их распечатывать, конструировать, изобретать новые модели, возможность работы которых тут же проверяется. Последнее используется и в лечебной педагогике, когда у ребенка возникают дидактогении, он боится говорить, раскрыть себя, а с машиной все это менее страшно, и неудачи легко исправить.

Таким образом, ТСО обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с учителем.

Методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школе. При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения. Выбор обучающихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого-педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Если по каким- либо причинам такая диагностика не возможна, учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы обучающийся, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение полученной задачи. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения. [13]

Во время такого этапа, как краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером обучающихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых первая половина урока является периодом продуктивной деятельности. Эту же категорию обучающихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, закрепления ранее пройденного материала. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать обучающимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект даёт такая форма работы при решении заданий исследовательского характера на уроках окружающего мира. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким обучающимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории обучающихся, а также для отстающих обучающихся можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. [13]

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Попутно обучающийся развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, учится оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная работа.

Использование в обучении компьютерных технологий действительно способно облегчить детям восприятие учебного материала, но от учителя этот урок требует большей подготовки, чем любой другой, ибо в нём несравнимо возрастает уровень дифференцированной, групповой, парной, индивидуальной работы. Учителю нужно предусмотреть различный темп выполнения детьми компьютерных программ, способы поощрения за быструю и качественную работу (чаще — занимательными упражнениями, дидактическими играми). Необходимо учесть, что ребенок не должен находиться у компьютера более 15 минут во избежание ущерба для его здоровья.

Смотрите еще:  Минздрав обновил перечень показаний для санаторно-курортного лечения. Приказ о санаторно-курортном лечении противопоказания

Решив взять на вооружение современные компьютерные технологии, обратите внимание: их использование должно быть абсолютно оправданно. Наиболее приемлемо для начальной школы использование компьютера как «учителя» и как рабочего инструмента.[11]

В функции учителя компьютер представляет собой: источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер — это средство подготовки текстов, их хранения, текстовый редактор, графический редактор, вычислительная машина больших возможностей, средство моделирования

Очень важно отметить, что оснащение урока может включать в себя электронные материалы, созданные в рамках изучаемой темы не только самим учителем или другими учителями, но и обучающимися. Продукты детской исследовательской и творческой деятельности, созданные с применением компьютерных технологий и использованные на уроке, представляют особую ценность с точки зрения формирования познавательной самостоятельности и компьютерной грамотности младших школьников.

Компьютер выступает в функции рабочего инструмента при самостоятельной познавательной деятельности школьников: например, при подготовке детьми материалов выступлений перед классом, при написании мини-рефератов, сочинений, отчетов об исследовательской работе. С помощью этого инструмента происходит поиск познавательной информации, сохранение и распечатка иллюстраций, проводится оформительская работа.

Очень важна для начальной школы еще одна функция компьютера: использование его как инструмента творческой деятельности школьника — литературной, изобразительной, конструкторской.

Выбор учителем методических средств и организационных форм «компьютерного урока» напрямую связан с уровнем технического и программно-методического оснащения учебного процесса в конкретной школе. Не секрет, что в сложившейся пока практике работы школ учитель начальных классов для проведения урока чаще располагает не целым компьютерным классом, а, в лучшем случае, лишь одним компьютером, медиапроектором и демонстрационным экраном.

В этом случае возможность выбора методики ограничена. Компьютер используется на уроке как источник информации (частично или полностью заменяющий учителя) и как наглядное пособие (но пособие качественно нового уровня — с возможностями мультимедиа). Во время фронтальной работы с классом демонстрационный экран проектора предстаёт перед участниками как электронная доска, включающая в себя текстовую информацию, задания для обучающихся (возможно, с анимацией), слайд-фильмы с графическими изображениями, презентации по теме урока, опыты в виртуальной лаборатории, трёхмерные модели и пр. Но даже при наличии всего одного компьютера роль учителя серьёзно меняется: он выступает как комментатор той информации, которая появляется на экране, при необходимости сопровождает её дополнительными объяснениями и примерами. Это означает не отказ от привычных педагогических методов, а выход на новые формы представления информации.

Проектируя компьютерные уроки, лучше уже на этапе разработки календарно-тематического планирования оптимально распределить применение компьютерных технологий с учетом специфики изучаемого материала, особенностей класса в целом и отдельных учеников, технических возможностей школы.

На этапе подготовки к уроку необходимо проанализировать, помимо традиционных, электронные ресурсы, отобрать необходимый материал, структурировать и оформить его. Любой урок и любая его часть могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться при поддержке компьютерных средств.

Школьное обучение в современных условиях требует особого подхода. Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке и дома, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышает эффективность проведения урока.

В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без наглядных материалов. Особенно на уроках окружающего мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока неудобно. Поэтому такие уроки лучше всего проводить с использованием компьютерных технологий. Проведение урока с демонстрацией презентаций даёт возможность: доступно учить чему-то новому, качественно объяснить новый материал, сэкономить время на повторение пройденного, воспринимать лучше, т.к. зрительное восприятие дает объёмное и полное запоминание новой темы, поэтому даже самая сложная тема быстрее воспринимается обучающимися, причем не только успевающими, но и отстающими; представить уникальные материалы (картины, рукописи, видеофрагменты, звукозаписи и т.д., повысить интерес к учебному процессу.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию.

При повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся.

На этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.

На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.

Итак, современному учителю необходимо не только умение пользоваться готовыми электронными материалами, но и умение создавать информационные ресурсы в образовательных целях собственными силами и с участием воспитанников. С помощью компьютера учитель создает и накапливает дидактическое сопровождение учебного процесса: конспекты уроков, раздаточный материал для обучающихся, тесты, маршрутные листы, описания алгоритмов действий, памятки, наглядные пособия, визуальные ряды, презентации и пр. [11]

Чаще всего учителя обращаются к созданию презентации, т.е. последовательности слайдов с мультимедийным содержимым, которые демонстрируются на большом экране при помощи проектора. Мультимедийная поддержка образовательного процесса повышает эффективность обучения за счет:

Активизации восприятия учащихся при использовании разных каналов подачи информации (звуковых и зрительных), при динамичном и выразительном объяснении материала, при выделении главных мыслей.

Постоянного зрительного контакта учителя с классом, отсутствия временных затрат на запись текста на доске.

Увеличения объема информации, которая может быть получена из Интернета или с компакт-дисков и преподнесена всем учащимся.

Методика уроков с применением презентаций может быть различной: при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания. Кроме того, на слайды можно вынести «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются: сжатие информации с использованием ассоциации символов и выделением главного, наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т.п.

Ценность презентации возрастает, если в ней учтена возможность вариативного применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.). Презентация может охватывать как весь урок, так и любую его часть, или использоваться на нескольких уроках. [11]

Но обычно презентации предназначены для решения локальных педагогических задач. Презентация по теме урока, представляющая собой краткий конспект, даёт возможность организовать самостоятельную работу обучающихся.

К выбору оптимального темпа подачи информации стоит отнестись очень серьезно, так как эффективность презентации падает не только при наличии избыточной информации, но и при недостаточности информации. Доказано, что при монотонности и бедности внешних воздействий состояние человека напоминает утомление: увеличивается количество ошибок, снижается эмоциональный тонус, возникает сонливость.

Ресурсы Интернета пока мало используются в нашей начальной школе. Тем не менее можно высказать предположение о том, что такая ситуация — явление временное и с развитием технологий Интернет-уроки станут привычными. Такое предположение основано на том, что Интернет предоставляет большие возможности для обогащения образовательной среды, по крайней мере, таких её сторон, как поиск информации, коммуникация, публикация собственных работ учащихся. [11]

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как написание рефератов, рецензия на сайт по теме, иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета. Для начальной школы такая работа должна, конечно, идти в упрощенном и безопасном режиме. Так, при написании рефератов учитель дает ученикам список из 4-6 сайтов, на основе которых и должен быть сделан реферат. Это сокращает время работы за компьютером до отпущенных на этот вид деятельности 15 минут и исключает попадание ребенка на сайты с нежелательным содержимым.

Если такой список не даётся, следует совместно обсудить, какие ключевые слова дети зададут поисковой системе, как будут выбирать сайт из выданных системой результатов. В этом случае время работы детей за машиной увеличивается, поэтому целесообразно организовывать работу в группах: кто-то осуществляет поиск, кто-то — оформление результатов в виде презентации, реферата и т.д.

Таким образом, в начальной школе применение технических средств обучения на уроках окружающего мира развивает у обучающихся память, мышление, запоминание, воображение. ТСО позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Основные наглядные пособия на уроках географии

Вложение Размер
osnovnye_naglyadnye_posobiya_na_urokah_geografii.docx 238.17 КБ

Предварительный просмотр:

Основные наглядные пособия на уроках географии

Перечень наглядных пособий, применяемых в школьной географии необычайно широк. Практически все темы как физико-, так и экономико-географического цикла изучаются с использованием картографического, табличного, раздаточного материала и приборов [4, 7]. Трудность состоит в том, что далеко не все наглядные пособия могут быть приобретены школами. А те, что были заготовлены в прошлом за годы реформ и экономического спада пришли в негодность. Однако учитель должен знать и быть готовым применить весь арсенал возможных средств.

Учебное оборудование, применяемое в преподавании географии, подразделяется на учебные приборы, пособия на печатной основе (карты, атласы (рисунок 1), картины, таблицы, тетради), объемные учебно-наглядные пособия (модели, натуральные пособия: коллекции минералов и горных пород, гербарии, коллекции образцов промышленного сырья), аудиовизуальные, или экранно-звуковые (проекторы, интерактивные доски, презентации, кинофрагменты, кинофильмы, видеофильмы) и другие (таблица 1).

Рисунок 1 – Настольные атласы (фото автора)

Таблица 1 – Учебное оборудование, применяемое в преподавании географии [8]

Пособия на печатной основе

Карты России и ее регионов

Картины по географии

Таблицы по топографии

Коллекции горных пород и минералов

Принад-лежности для глазомер-ной съемки

Картины «Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи»

Таблицы по начальному курсу физической географии

Карты материков и их частей

Таблицы по физической географии России

Карты зарубежных стран

Таблицы по экономичес-кой

Карты составлены и подготовлены различными изданиями, такими как ООО «Издательство ДИК» и «Дрофа», так же школы используют картографический материал, который был выпущен главным управлением геодезии и картографии для средней общеобразовательной школы серии учебных географических карт: «Карты России», «Карты отдельных районов России», «Карты мира», «Карты материков и частей света», «Карты зарубежных стран», «Карты топографические».

Серия «Карты России» издается в единой проекции, в одинаковом оформлении. Карты печатаются на двух листах. В эту серию входят физическая, политико-административная, геологическая, тектоническая, месторождений полезных ископаемых, климатическая, почвенная, растительности, зоогеографическая, природных зон, народов и плотности населения. Кроме того, на всю территорию России издаются экономические карты по отраслям народного хозяйства (топливной промышленности, черной и цветной металлургии, электрификации, машиностроения и металлообработки, химической промышленности, зерновых культур, животноводства и др.) в качестве примера рассмотрим подробно характеристики некоторых из них [3. 10].

Карты России. Геологическая карта. Масштаб 1:5000000. На карте специальными буквенными обозначениями и качественным фоном показаны площади распространения осадочных горных пород, которые разделены по возрасту на эры (кайнозой, мезозой, палеозой, архей и протерозой), а внутри них – на периоды (системы). Магматические породы разделены по происхождению на четвертичные вулканические породы, интрузивные породы и траппы. Показаны границы максимального оледенения и области сплошного оледенения в Арктике. Рельеф морского дна дан послойной окраской по шкале в семь ступеней. Параллели проведены через 4°, а меридианы – через 6°. На врезках даны «Геохронологическая таблица», «Схематический геологический разрез Сибирской платформы от устья реки Хатанги до верховья реки Алдан». Карта используется в8классе при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», а также Восточно-Европейской равнины и Сибири.

Зоогеографическая карта. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона на карте показаны ландшафтно-фаунистические зоны и подзоны. На карте выделены типы фауны. В пределах каждой зоны и подзоны условными знаками в виде рисунков показаны основные места обитания отдельных представителей животного мира. Условными знаками в виде рисунков показана фауна морей, а также важнейшие промыслы рыбы. На полях карты помещена таблица «Некоторые характерные представители животного мира отдельных зоогеографических районов». Даны изображения представителей животного мира отдельных зоогеографических районов. Параллели на карте проведены через 4°, а меридианы – через 6°. Карта используется в 8 классе при изучении темы «Почвы, растительность и животный мир», а также животного мира крупных территорий.

Климатическая карта. Масштаб 1:5000000. На карте показано годовое количество осадков послойной окраской по шкале в 10 ступеней (мм): менее 100, 100–200; 200–300; 300–400; 400–500; 500–600; 600–800; 800–1000; 1000–1600; более 1600. Дана температура воздуха на уровне земной поверхности и океана: изотермы самого холодного месяца в году – января и самого теплого – июля (с интервалами в 5°). Стрелками нанесено преобладающее направление ветра в январе и июле. Обозначена зимняя граница плавучих льдов. Для некоторых населенных пунктов указаны максимальные и минимальные температуры, когда-либо наблюдавшиеся в них. Подписаны важнейшие реки, озера, моря и крупные города. Параллели и меридианы проведены через 5°. Карта используется в курсах физической и экономической географии России при изучении климата (8 класс), а также климатических ресурсов и крупных экономических районов (9 класс).

Почвенная карта. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона показаны зоны распространения почв различного химического состава. На карте выделяются типы почв, которые объединены в две группы: 1) почвы равнинных территорий, 2) почвы горных территорий. На карте подписаны важнейшие реки, озера, моря и крупнейшие города. Нанесена южная граница распространения многолетней мерзлоты, на морях – зимняя граница плавучих льдов, ледники. Параллели и меридианы проведены через 5°. На полях карты расположены «Вертикальные профили основных типов почв». Всего 8 профилей почв: тундровых, дерново-подзолистых, серых лесных, солонца, черноземов, каштановых, сероземов, красноземов. Карта используется в курсе физической географии при изучении темы «Почвы, растительность и животный мир», а также естественных ресурсов крупных территорий.

Природные зоны. Учебная карта для средней школы. Масштаб 1:5000000. Способом качественного фона показано распространение природных зон (арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь, субтропических лесов, муссонных и смешанных лесов), даны области высотной поясности, границы географических поясов. Географические пояса подписаны. Гидрография: зимняя граница плавучих льдов, реки, судоходные каналы, болота. Показаны солончаки, пески, ледники. Рельеф дан отмывкой. Параллели проведены через 4°, а меридианы – через 6°. На полях карты даны цветные рисунки, которые посвящены различным природным зонам. Карта используется в курсе географии 8 класса при изучении природных зон.

Карты мира, за исключением карты западного и восточного полушарий, издавались в единой проекции и в одном и том же масштабе (1:20000000). Карты печатаются на двух листах. В эту серию включаются следующие карты: политическая, полушарий, физическая, климатических поясов, зоогеографическая, растительности, природных зон, месторождений полезных ископаемых, народов, плотности населения, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, важнейших зерновых культур, важнейших технических культур и животноводства мира.

Зоогеографическая карта мира. Учебная карта. Способом качественного фона на карте показано размещение семи подобластей Голарктической области, четырех Неотропической, четырех Эфиопской, трех Индо-Малайской и пяти подобластей Австралийской области. На карте даны границы зоогеографических областей и подобластей. Обозначены: северная граница распространения пингвинов; границы распространения тюленей; южная граница распространения белого медведя летом; границы распространения мускусного овцебыка, ондатры, дикого яка; южная граница распространения песца в летнее время; границы распространения тапиров, сумчатых, ехидны и утконоса, а также коралловых рифов. Показаны ледники и снежные поля, льды на море и зимняя граница плавучих льдов. На картинках-врезках условными знаками в виде рисунков изображены характерные представители животного мира каждой зоогеографической области и подобласти, а также обитатели морей и океанов. На врезке помещена справочная карта «Перелет птиц» (масштаб 1:100000000). Параллели и меридианы на карте проведены через 10°, Карта используется в 7 классе при изучении животного мира материков.

Карта климатических поясов и областей мира. На карте способом качественного фона нанесены климатические пояса мира и буквенными обозначениями – климатические области мира. Штриховкой выделены области высокогорного климата. Для показа годового количества осадков на карте использована следующая шкала (см); менее 30; 30–50; 50–100; 100–200; более 200. Температура воздуха на уровне земной поверхности обозначена на карте с помощью изотерм июля – самого теплого месяца в году в северном полушарии (+20°) и самого холодного в южном (-20°); января – самого холодного месяца в году в северном полушарии (-10°) и самого теплого в южном (+10°). Указаны средние температуры июля и января для многих пунктов земного шара. Показан абсолютный минимум температуры воздуха, когда-либо наблюдавшийся на земной поверхности в Антарктиде и в северном полушарии, а также абсолютный максимум ее на земной поверхности. Изображены центры областей высокого и низкого давления в январе и июле (мм рт. ст.). Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 7 класса при изучении климата материков земного шара.

Месторождения полезных ископаемых мира. Учебная карта. Условными знаками на карте показано размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного и бурого угля, нефти, горючих газов, железных, марганцевых, хромитовых, ванадиевых, титановых, никелевых, кобальтовых, вольфрамовых, молибденовых, алюминиевых, медных, свинцовых, цинковых, серебряных, полиметаллических, оловянных, сурьмяных руд, золота, платины, урановых руд, асбеста, графита, слюды, фосфоритов и апатитов, серы, пиритов, калийных солей, алмазов. Обозначены пунсонами населенные пункты с подразделением по количеству жителей на 3 категории: свыше 1 млн; от 100 тыс. до 1 млн; менее 100 тыс. Указаны названия месторождений и районов залегания полезных ископаемых. Подписаны важнейшие реки, озера, острова и моря земного шара. Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 7 класса при изучении полезных ископаемых материков, а также в курсе географии 10 класса при рассмотрении размещения полезных ископаемых мира.

Плотность населения мира. На карте показано размещение населения на земном шаре. Способом послойной окраски обозначены территории с различной плотностью населения на 1 км 2 (более 600 чел.; от 200 до 600 чел.; от 50 до 200 чел.; от 10 до 50 чел.; от 1 до 10 чел.; до 1 чел.). Нанесены также ненаселенные территории. Подписаны крупнейшие реки и крупные города. Карта выполнена в поликонической проекции. Параллели и меридианы проведены через 10°. Карта используется в курсе географии 10 класса.

Карта полушарий (Западное полушарие. Восточное полушарие). Учебная физическая карта. Масштаб 1:22000000. Рельеф суши на карте показан способом горизонталей с послойной окраской по следующей шкале высот (м): ниже 0; 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–2000; 2000–3000; 3000–5000; выше 5000. Рельеф морского дна обозначен способом изолиний с послойной окраской по следующей шкале глубин (м): 0–200; 200–2000;2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Даны абсолютные отметки высот и глубин. Отмечены вулканы, болота, солончаки, пески, реки, озера, каналы, материковый лед, шельфы, скалы, коралловые рифы, зимняя граница плавучих льдов, теплые и холодные морские течения, а также магнитные полюсы. На карту нанесены маршруты путешествий Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Дежнева, Беринга и Чирикова, Крузенштерна и Лисянского, Беллинсгаузена и Лазарева, похода ледокола «Сибиряков», трансполярного перелета Чкалова, дрейфующей станции «Северный полюс». Карта выполнена в поперечной равновеликой азимутальной проекции Ламберта. Параллели и меридианы проведены через 10°.

Карты материков и их частей изданы в единой проекции и единой системе условных обозначений. Как правило, они имеют один и тот же масштаб. Обычно по каждому материку издана политическая, физическая, климатическая, природных зон, народов, экономическая карты. На политических картах способом качественного фона показаны государства и владения, их границы, столицы и центры.

На физических картах рельеф суши и моря изображен изолиниями с послойной окраской. Условными знаками нанесены месторождения важнейших полезных ископаемых, а также гидрографическая сеть и береговая линия. Населенные пункты даны пунсонами с подразделением по количеству жителей. Обозначены границы и важнейшие пути сообщения.

На климатических картах показано распределение осадков, температур и направление ветров. С помощью графиков дан ход годового количества осадков и температур в отдельных пунктах земного шара.

На картах природных зон способом качественного фона показано, распространение природных зон материков. Кроме того, обозначены области вертикальной поясности и границы географически поясов.

Н а экономических картах указано размещение основных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а также электростанций и путей сообщения. Способом цветного фона выделены зоны сельскохозяйственной специализации.

Глобусы. Глобус политический демонстрационный. Масштаб 1:30000000. На глобусе показано политико-административное деление стран мира. Выделены столицы государств. Показаны важнейшие железные дороги и морские пути. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны и острова. Глобус используется в качестве демонстрационного пособия в курсах географии 7–10 классов.

Глобус физический демонстрационный. Масштаб 1:30000000. На глобусе изображен рельеф суши и морского дна. Использована следующая шкала высот и глубин (м): ниже 0; 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–3000; 3000–5000; выше 5000; 0–200; 200–2000; 2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Нанесены абсолютные отметки глубин и высот. Показаны крупнейшие реки и озера, ледники, болота, пески и коралловые рифы. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны, острова и полуострова. Указаны крупнейшие города земного шара. Глобус используется в качестве демонстрационного пособия во всех курсах школьной географии, причем преимущественно в 5–8 классах при изучении физической географии.

Глобус физический. Масштаб 1:50000000. На глобусе изображен рельеф суши и морского дна. Использована следующая шкала высот и глубин (м): 0–200; 200–500; 500–1000; 1000–3000; 3000–5000; выше 5000; 0–200; 200–2000; 2000–4000; 4000–6000; глубже 6000. Показаны абсолютные отметки высот и глубин. Подписаны важнейшие горы и равнины земного шара. Нанесены крупнейшие реки и озера, ледники, болота, пески, коралловые рифы. Подписаны заливы, проливы, моря, океаны, острова и полуострова. Показаны маршруты путешествий Колумба (1492–1493 гг), Васко да Гамы (1497–1498 гг), Магеллана (1521–1522 гг), Крузенштерна и Лисянского (1803–1806 гг), Беллинсгаузена и Лазарева (1819–1821 гг). Глобус используется в качестве пособия для самостоятельной работы учащихся в курсах физической географии 5–8 классов.

Глобус черный. Масштаб 1:50000000. На черной поверхности шара проведены параллели через 20° и меридианы – через 15°. Желтым цветом нанесены линии тропиков и полярных кругов, красным – линии экватора и начального меридиана.Глобус черный используется в курсе VI класса при изучении меридианов, параллелей и градусной (географической) сетки (тема «Глобус и географическая карта»).

Картины природы. Серия: Африка, Австралия, Океания, Антарктида. Картины по географии материков. В серии 21 картина.

В Атласских горах. Драконовы горы. На вершине Килиманджаро. В долине Нила. Озеро Чад. Озеро Ньяса в Восточной Африке. В экваториальном лесу Конго. Африканская саванна во влажное время года. Африканская саванна в сухое время года. Каменистая пустыня Сахары. Песчаная пустыня Сахары. В Калахари. Столовая гора над Кейптауном. Большой Барьерный риф. Большая Песчаная пустыня Австралии. Эвкалиптовый лес в Австралии. Вулканический ландшафт Новой Зеландии. Атолл в Тихом океане. Оазис в Антарктиде. Китобойный промысел в Антарктике.

Стенные картины используются в курсе географии 7 класса при изучении Африки, Антарктики, Австралии и Океании.

Евразия. Картины по географии материков. В серии 21 стенная картина. Природа Северной Европы. Фьорд на Скандинавском полуострове. Северо-Германская низменность. Марши на побережье Северного моря. Рудные горы. Альпы. Дунай в районе Будапешта. Средиземноморское побережье. Долина роз в Болгарии. В Босфоре. Нефтепромышленный ландшафт Месопотамской низменности. Северная Монголия. Джунгария. Лёссовый район в Северном Китае. Река Янцзы. В Южном Китае. Гималаи. Индо-Гангская низменность. Деканское плоскогорье. Чайные плантации на Шри Ланка. Плантации каучуконосов в Индонезии. Серия стенных картин используется в курсе географии 7 класса при изучении Евразии. Картины также можно использовать и в 10 классе при изучении стран Европы и Азии.

Животный мир материков. Серия таблиц по географии 7 класса. В серии 25 таблиц.

Животный мир влажных лесов Африки. Животный мир саванн Африки. Животный мир пустыни Сахара. Животный мир каменистых пустынь Южной Африки. Животный мир саванн, полупустынь и пустынь Австралии. Животный мир вечнозеленых лесов Австралии. Животный мир Океании. Животный мир Антарктики. Животный мир влажных тропических лесов Южной Америки. Животный мир влажных тропических лесов Южной Америки. Животный мир степей и саванн Южной Америки. Животный мир Анд. Животный мир тундры и лесотундры Северной Америки. Животный мир лесной зоны Северной Америки. Животный мир прерий Северной Америки. Животный мир Арктики. Животный мир тундры и лесотундры Евразии. Животный мир тайги Евразии. Животный мир смешанных и широколиственных лесов Европы. Животный мир степей Евразии. Животный мир полупустынь и пустынь Евразии. Животный мир саванн Индостана.

Натуральные пособия. Наиболее полезны гербарии и коллекции горных пород и минералов [12].

Гербарий. Стандартная коллекция засушенных растений, содержит 74 вида. Каждому виду посвящен отдельный лист гербария, на котором имеется цветной снимок растения, образец засушенной веточки, а в некоторых случаях и цветка. В гербарии по зонам (крупным территориям России) представлены следующие растения:

  • Зона тундры: береза карликовая, брусника, вороника (водяника), голубика (пьяника или гонобобель), ива полярная, клюква, куропаточная трава, лишайник олений, мох торфяной (сфагновый), морошки.
  • Лесная зона:
  • Подзона тайги: береза, ель обыкновенная, лиственница, осина, пихта, рябина, сосна обыкновенная, сосна кедровая (сибирский кедр).
  • Подзона смешанных лесов: ветреница лютиковая, вяз, граб, дуб, клен, липа, ольха, орешник (лещина), черемуха обыкновенная, ясень.
  • Дальний Восток: актинидия, бархат амурский, дуб монгольский, лимонник.
  • Зона степей: горицвет весенний, качим метельчатый, ковыль, пион, рогоплодник (рогач песчаный, или «устелиполе»), типчак, тюльпан, шалфей, чертополох крючковатый.
  • Зона полупустыни и пустыни: акация песчаная, верблюжья колючка (верблюжья трава, или чагерак верблюжий), джузгун (кандым), карагач, осока вздутая, полынь приморская, саксаул, селин (аристида), солянка, тамариск (грабенщик), фисташка, шелковица (тутовое дерево).
  • Субтропики: абрикос, бамбук (листоколосник золотистый), бук, виноград, дуб пробковый, каштан, кипарис, лавровишня, маслина (оливковое дерево), миндаль, олеандр, падуб, плющ, рододендрон, рускус (иглица), самшит, тис, чайный куст.
  • Гербарий используется в 8 классе при изучении природных зон как в общем физико-географическом обзоре России, так и при рассмотрении растительности крупных территорий страны (Восточно-Европейской равнины, Дальнего Востока и т. д.).

    Коллекция горных пород и минералов (рисунок 2). В коллекции образцы располагаются по следующей системе:

    1. Минералы.
    2. Минералы магматических глубинных процессов. Пирит. Халькопирит. Галенит. Сфалерит. Киноварь. Молибденит. Флюорит. Кварц молочный. Кварц прозрачный. Кварц дымчатый. Халцедон. Агат. Кремень. Гематит. Магнетит. Хромит. Кальцит (известняковый шпат). Кальцит (исландский шпат). Магнезит. Сидерит. Апатит.
    3. Минералы метаморфических процессов. Оливин. Хризолит, Топаз. Биотит. Мусковит. Альбит. Лабрадор. Микроклин. Нефелин. Б. Минералы метаморфических процессов. Графит. Кварц –кристалл. Яшма цветная. Яшма техническая. Корунд. Гранат. Родонит. Тальк. Асбест. Лазурит. Алунит.
    4. Минералы экзогенных процессов. Сера. Галит. Сильвин. Марганцевая руда. Лимонит. Боксит. Доломит. Каолин. Гипс пластинчатый. Гипс селенит. Гипс алебастр. Ангидрит. Мирабилит. Барит. Фосфорит. Торф. Бурый уголь. Каменный уголь. Антрацит. Асфальт.
    5. Горные породы.
      1. Магматические породы глубинные (интрузивные). Гранит. Сиенит. Габбро.
      2. Магматические породы жильные. Пегматит.
      3. Магматические породы излившиеся (эффузивные). Обсидиан. Пемза. Порфир. Туф вулканический. Базальт.
      4. Экзогенные породы. Глина. Песок. Гравий. Песчаник. Конгломерат. Известняк плотный. Мергель. Известняк раковистый. Сланец горючий.
      5. Метаморфические породы. Кварцит. Мрамор.
      6. Рисунок 2 – Коллекция горных пород и минералов (фото автора)

        Коллекция используется в качестве демонстрационного пособия в курсе географии 6 класса при изучении пород, слагающих земную кору (тема «Литосфера»). В 7 классе она применяется при изучении горных пород и минералов материков. В 8 классе коллекция используется при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», а также при рассмотрении полезных ископаемых в разделе «Природные условия и естественные ресурсы крупных территорий России» (8 класс). В 9–10 классах коллекция может быть использована для ознакомления учащихся с важнейшими полезными ископаемыми России и зарубежных стран.

        Смотрите еще:  П-3 статистика 2019: форма, инструкция по заполнению. Отчетность п-3