Кто и на каких условиях может растаможить автомобиль за полцены. Будет ли растаможка в беларуси

Кто и на каких условиях может растаможить автомобиль за полцены?

Чтобы оценить масштабы нововведений, для начала вспомним таксы таможенных пошлин на ввозимые в страну авто «при прочих равных», на величину которых влияют два параметра машины — объем двигателя и год выпуска. Если в двух словах: чем эти показатели больше, тем больше придется платить. Формулу «идеального авто» уже вывели. Это транспорт в возрасте 3—5 лет. С объемом двигателя 1,5 литра. Растаможка такого «коняки» обойдется в 1,7 евро за каждый кубический сантиметр. То есть 2550 евро. Для сравнения: машина такого же объема, но старше 5 лет оценивается в 3,2 евро за «кубик». Да и гнать издалека откровенного старичка не с руки — своих, родных хватает.

Получается, что отныне даже в случае с «идеальным авто» упомянутый в указе представитель льготной категории граждан может сэкономить 1275 евро. Вполне интересно. А дальше будет еще интереснее. О каком автомобиле мечтает среднестатистическая многодетная семья? Разумеется, не о малолитражке, а о полноценном минивэне, 6—7-местном кроссовере или даже микроавтобусе. Чтобы в салоне смогла разместиться вся семья, да еще с тещей, коляской и, желательно, тремя велосипедами. Машины тяжелые, предназначенные для максимальной загрузки, а потому здесь объемы двигателей нередко совсем иные, таможенные пошлины и, соответственно, возможность экономии при государственной помощи значительно весомее. Для примера. Семейный Volkswagen Sharan в «рестайле» на западноевропейском рынке стоит около 12—14 тысяч евро, но с учетом 2-литрового двигателя полная стоимость его растаможивания у нас «тянет» еще на 5400 евро. В случае 50-процентной оплаты экономия составит 2700 евро. Еще один отличный семейный микроавтобус — Hyundai H1. Вот только объем его «дизеля» — 2,5 литра. На стандартную растаможку нужна кругленькая сумма — 7500 евро. А вот половину от нее можно и «потянуть», согласитесь. И напоследок: легендарный «американец» Chrysler Grand Voyager (он же — Dodge Grand Caravan). Воспетый во многих фильмах «семейник» нового поколения в нашей стране пока что редкость. А все потому, что его приводит в движение мотор объемом до 3,6 литра. Растаможивание обходится в 12 960 евро. А вот при возмещении 50 процентов таможенной пошлины можно и задуматься…

Берегись автомошенника

Эксперты говорят, что перекупы могут в этой ситуации активизироваться. Потенциальная схема на первый взгляд выглядит обоюдовыгодной. Ввозимый в страну автомобиль перекупщик оформляет на инвалида или многодетного папу. Так как указом не оговариваются ограничения по срокам отчуждения такого имущества, машина выставляется на рынке. «Помощник» получает оговоренную комиссию, перекупщик продает авто со своей маржой. Все в плюсе? Не совсем. Эксперт в сфере торговли подержанными автомобилями Сергей Тугов предупреждает, как легко попасться в ловушку:

— После покупки машины владельцу (а по документам это тот самый малоимущий человек) нужно отчитаться в налоговой, где непременно возникнет вопрос: «Откуда деньги на приобретение дорогостоящего авто при весьма скромных доходах?» И на него нужно будет ответить. Я лично знаю пару-тройку вполне состоятельных людей из числа многодетных, которые могут позволить себе купить хороший автомобиль. Но «серое» сотрудничество с перекупщиком ради дополнительного дохода в 500 евро им, разумеется, неинтересно. А вот на самом деле небогатые граждане могут и пострадать — перекуп не будет любезничать. Ему главное получить доход.

Когда посредник кстати

Теоретически отправиться за автомобилем в страны Западной Европы может каждый желающий. Главное условие, чтобы была открыта шенгенская виза. Еще желательно, чтобы не было глухого языкового барьера. В каждой стране существуют крупные интернет-площадки, наподобие нашей «Автомалиновки», где владельцы размещают объявления о продаже своих «ласточек». Здесь можно заранее присмотреть несколько достойных вариантов. Однако, говорят специалисты, проще воспользоваться услугами профильных фирм по подбору и перегону машины. В этом случае все переговоры с продавцом, подготовку и проверку документов, непосредственно доставку на таможню и последующую передачу покупки в руки покупателя берут на себя профессионалы. За свои услуги посредники просят в среднем 500—700 евро. Самостоятельная поездка в ту же Францию, с учетом времени и сил, обойдется не намного дешевле.

Фото Виталия Пивоварчика

Как воспользоваться льготами?

Документы, которые потребуется предоставить в таможенные органы для возмещения 50 процентов таможенных платежей — удостоверение инвалида (I, II группы), удостоверение многодетной семьи (для родителя, усыновителя, удочерителя). Документы должны быть действительны на момент декларирования ввезенного транспортного средства.

Возместить часть платежа можно двумя способами: документы можно предоставлять непосредственно в момент ввоза автомобиля или в течение года с момента выпуска машины таможней. В первом случае нужно будет оплатить лишь 50 процентов растаможки. Во втором по заявлению можно вернуть половину ранее внесенного платежа.

Возить по льготной схеме автомобили можно не чаще чем 1 раз в год. Причем имеется в виду не календарный год, а период с момента выпуска предыдущего авто таможней в обращение на территории страны. Интересно, что продать «льготную» машину можно в любой момент — никаких регламентов по срокам отчуждения указ не предусматривает.

3750 евро за свежий Explorer и 4500 евро за Grand Caravan. Считаем, во что обойдется “льготная” растаможка для автомобилей из США

Указ Президента РБ №140 “О возмещении таможенных пошлин, налогов” предусматривает возмещение инвалидам I и II групп, а также многодетным семьям 50% таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Беларуси одного легкового автомобиля в течение года.

Но что такое 50% пошлины в денежном выражении? Вместе с руководителем компании AutoGroup.by Дмитрием Больдюсовым разбираемся, какие пошлины оплачиваются сейчас при пригоне автомобилей из США и сколько можно будет сэкономить тем, кто воспользуется льготными условиями.

Если говорить о моделях для многодетных семей, то льготные условия открывают доступ к минивэнам Dodge Grand Caravan / Chrysler Grand Voyager / Town & Country. Они были интересными и до принятия закона, а теперь же и вовсе могут стать желанным вариантом для покупки, тем более что в случае с этими моделями можно выбирать между разными вариантами растаможки. Кто не хочет покупать машину с большими повреждениями, ищет не сильно битый “проходной” экземпляр в возрасте 3-5 лет. Но если взять чуть сильнее пострадавший автомобиль до 3-х лет, растаможка выйдет дешевле.

“Калькуляция проста. Автомобиль в возрасте 3-5 лет с мотором 3.6 таможится по ставке 3,6 евро за кубический сантиметр – выходит 12.960 евро. Если по новому закону можно оплатить лишь половину пошлины, то получится уже 6480 евро, или 7260 долларов. Если же автомобиль до трех лет, а его таможенная стоимость до 8500 евро, то он таможится по ставке 2,5 евро за кубический сантиметр. В данном случае получается 9000 евро, а 50 процентов этой суммы – 4500 евро. И это меньше, чем полная растаможка 2,0-литрового двигателя “проходного” по возрасту автомобиля!” – замечает руководитель AutoGroup.by Дмитрий Больдюсов.

Таможенные ставки на ввоз легковых автомобилей физлицами (действуют с 01.07.2011)
Возраст автомобиля Таможенная стоимость Объем двигателя Ставка таможенных пошлин и налогов
До 3 лет до 8500 евро 54% таможенной стоимости авто, но не менее 2,5 евро за 1 куб.см
от 8500 до 16.700 евро 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб.см
от 16.700 до 42.300 евро 48% таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб.см
от 42.300 до 84.500 евро 48% таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб.см
от 84.500 до 169 000 евро 48% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб.см
свыше 169.000 евро 48% таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб.см
От 3 до 5 лет до 1000 куб.см 1,5 евро за 1 куб.см
от 1000 до 1500 куб.см 1,7 евро за 1 куб.см
от 1500 до 1800 куб.см 2,5 евро за 1 куб.см
от 1800 до 2300 куб.см 2,7 евро за 1 куб.см
от 2300 до 3000 куб.см 3 евро за 1 куб.см
более 3000 куб.см 3,6 евро за 1 куб.см
Старше 5 лет до 1000 куб.см 3 евро за 1 куб.см
от 1000 до 1500 куб.см 3,2 евро за 1 куб.см
от 1500 до 1800 куб.см 3,5 евро за 1 куб.см
от 1800 до 2300 куб.см 4,8 евро за 1 куб.см
от 2300 до 3000 куб.см 5 евро за 1 куб.см
более 3000 куб.см 5,7 евро за 1 куб.см
Смотрите еще:  Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Уведомление от 12.03.2019 приказ 149

Но чтобы растаможить машину до трех лет по 2,5 евро за “кубик”, ее таможенная стоимость не должна превышать 8500 евро/9580$. В противном случае тариф будет куда выше, и это уже не так интересно.

“Как считается таможней остаточная стоимость? Берется цена целого подержанного автомобиля в США, из нее вычитается стоимость повреждений по калькуляции, которая составляется оценщиком здесь. Соответственно, если целая машина в США стоит 25.000 долларов, а повреждений на 16.000, то ее остаточная стоимость 9000 долларов – и она таможится по ставке 2,5 евро за 1 “кубик”. Но если машина стоит 40.000 долларов, то повреждений на 30 с лишним тысяч или не наберется, или это будет уже откровенный хлам. Такие дорогие модели лучше брать в возрасте 3-5 лет”, – замечает эксперт.

Так что главная задача при выборе машины из Америки – найти вариант с не очень сильными повреждениями и прогнозируемой стоимостью восстановления и при этом вписаться в остаточную стоимость 9580$, чтобы растаможить его по 2,5 евро за куб.см.

В случае с Dodge Grand Caravan и его аналогами все хорошо: целый подержанный автомобиль стоит до 25.000$, так что найти не сильно поврежденный вариант до порога 9500$ не представляет проблемы. Если купить в США машину за 5000$, то с учетом доставки и прочих накладных расходов, а также 50% растаможки она обойдется в сумму от 16.000$. Правда, без учета восстановления. Но это очень хорошая цена.

Аналогичный по классу минивэн Toyota Siena, который оснащается двигателем 3.5 V6 (269 л.с.), обойдется примерно на 2000 дороже – просто в силу того, что сама модель на американском рынке имеет более высокую стоимость. И в данном случае вы также получаете очень вместительный и комфортабельный минивэн.

Но ведь 7-местными бывают не только однообъемники, но также внедорожники и кроссоверы. Здесь интересным вариантом может быть Ford Explorer теперь уже предыдущего поколения. Причем самый привлекательный вариант – автомобиль в возрасте 3-5 лет с двигателем 2.3 EcoBoost (274 л.с.), так как 3,5-литровый вариант дешевле привезти из России.

Полная растаможка 2,3-литрового мотора по ставке 2,7 евро обойдется в 7500 евро, а с учетом льготы получится 3750 евро! Да, автомобиль в возрасте до 3-х лет таможится дешевле (5750 евро, а 50% от этой суммы – 2875 евро). Но чтобы вписаться в остаточную стоимость 9500$, изначально дорогой Explorer должен быть сильно поврежден.

Тем более это касается премиумного внедорожника Mercedes GL, который также выгоднее брать в возрасте 3-5 лет. Речь о версии с 3,0-литровым бензиновым V6, который будет таможиться по ставке 3 евро за кубический сантиметр. Полная стоимость растаможки – 9000 евро, а со льготой получится 4500 евро.

Впрочем, относительно окончательной цены автомобиля это не такая уж большая сумма. Ведь в США не сильно поврежденный GL будет стоить от 20.000$ с учетом доставки и растаможки, но без стоимости восстановления он обойдется минимум в 30-32 тыс. долларов. Но это все равно очень интересная цена, поскольку здесь 4-5-летний GL будет стоить около 50 тыс. долларов.

Как видим, льготные условия растаможки могут снизить общие затраты на автомобиль из США на 4-6 тыс. евро, и это очень хорошая “скидка”, особенно для тех, кто рассматривает к покупке, скажем, Dodge Grand Caravan, но ограничен в своем бюджете. Экономия этих средств точно не будет лишней: за счет этого можно и вариант на аукционе присмотреть получше, и не быть стесненным при дальнейшем восстановительном ремонте.

Будущее электромобилей в Беларуси невозможно без решения вопроса растаможки

Первый электромобиль был создан раньше, чем изобрели двигатели внутреннего сгорания. Он был сконструирован в 1841 году и имел вид тележки. Интересно, что, по данным Международного энергетического агентства (IEA), число электрокаров в мире превысило уровень 1912 года только в ноябре 2011 года. Однако за более чем полтора века электромобили успели стать действительно совершенным и надежным видом транспорта.

Современные электрокары обладают рядом очевидных преимуществ. Ключевое для городской среды — экологичность. Производство и обслуживание электрокаров потребляет существенно меньше природных ресурсов даже с учетом работы электростанций. Сюда же можно отнести и второе преимущество: электрический транспорт в разы эффективнее. Например, электрокар преобразует в механическую энергию около 60% электрической, тогда как машина на бензине использует топливо с эффективностью 17–20%. Это одна из причин, почему стоимость энергии на преодоление одного и того же расстояния будет меньше в случае использования электромобиля.

Если говорить об удобстве, стоит помнить, что в электромобиле не требуется переключение передач. Для управления таким транспортом достаточно только руля и двух педалей. В странах с развитой электротранспортной отраслью обслуживание электрокаров значительно дешевле, чем машин с ДВС, да и сервисные центры посещаются в среднем в 3–4 раза реже. А в случае аварии в автомобиле ничего не сможет взорваться или загореться. Последним по значимости плюсом стоит указать тихую работу двигателя, что создает дополнительный комфорт при движении.

Но не обошлось и без отрицательных моментов. Пожалуй, в этом случае наиболее значимым минусом является дальность поездки на одном заряде. В современных электромобилях эта проблема частично решена. Например, Tesla Model S проезжает без подзарядки 270 миль (494 км), тогда как для большинства других моделей максимальная дистанция не превышает 300 км. Кроме того, супербыстрые зарядки Tesla зарядят аккумулятор электрокара на 80% за полчаса.

Однако зарядные устройства установлены далеко не везде. Если в Америке вполне можно ездить между штатами, не боясь остаться без заряда, то у нас в этим возникнут проблемы.

Два года назад на Всебелорусском собрании Александр Лукашенко уже говорил о планах перехода к электротранспорту: «Посмотрите на Америку, где очереди стоят за электромобилями». По его словам, в нашей стране запасов нефти и газа не так много, поэтому необходимо ориентироваться на электричество. Его будет довольно много, когда запустят работу АЭС, считает президент. Тогда же обсуждались планы по созданию собственного производства электромобилей на базе завода «БелДжи».

Смотрите еще:  Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Требования к предпроектному обследованию

Национальная программа развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта предусматривает появление к 2025 году в Беларуси 262 зарядных станций. Теперь стало ясно, кто ими будет заниматься. Государственным оператором по созданию и развитию зарядной сети для электромобилей выступит «Белоруснефть», гласит указ. У них уже есть несколько зарядных станций на АЗС.

В этом году государство плотно взялось за развитие сферы электротранспорта в Беларуси. С 1 мая 2019 года введен тариф на электроэнергию, которая используется на специальных станциях для зарядки электромобилей. Сам тариф будет регулировать государство, а вот стоимость услуги будет складываться на свободной основе. Пока тариф установлен льготный — на 48% ниже общего тарифа для организаций, работающих в сфере услуг.

Государство освободило от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, а также налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси зарядных устройств, не производимых на территории Беларуси.

Исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк комментирует эти нововведения:

Это только одна из составных частей, которые сегодня мешают развитию электромобиля. Сегодня во многих странах, где идет активное внедрение электромобилей, принимается целый комплекс мер. Им дают возможность ездить по полосе с общественным транспортом, и бесплатные парковки, и льготные тарифы на энергию для подзарядки. А мы все шагаем малыми шагами. Нужен комплексный подход, причем сразу, тогда можно будет рассчитывать на то, что как-то активизируется процесс. Человеку, который хочет использовать электромобиль, нужно создать такой комплекс преференций, чтобы он видел, что ему это экономически выгодно.

Государственное стимулирование продаж и развития электротранспортной ветки срабатывает в опыте других стран, поэтому хорошо иллюстрирует, что может ожидать нас в дальнейшем.

Например, в Великобритании, чтобы увеличить количество «зеленых» авто, правительство предоставляет британцам грант на покупку электромобиля в размере 35% от стоимости машины и освобождает от налога на собственность. По состоянию на конец 2017 года 5% из всего транспорта в Британии заменено электрическим. Во Франции электрокаров больше 100 тысяч, или 1,2% всего рынка. Покупателям таких авто правительство компенсирует €10 тыс. Эти страны уже заявили о переходе на электрокары к 2040 году. К этому времени там будет введен запрет на автомобили с ДВС.

В Нидерландах обещают переход на электрокары к 2025 году. Вместо правительства людей стимулируют покупать электромобили местные власти. Покупателя электрокара освобождают от налога на регистрацию и налога на собственность. Германия и вовсе предлагает ЕС узаконить запрет на уровне Союза с 2030 года. Пока страна ввела стимулы для покупки электрокаров: освобождение на 10 лет от налога на собственность, грант на покупку «зеленой» машины в размере €4000 и низкие проценты по кредиту.

Лидером здесь по праву является Норвегия. Каждый третий автомобиль в стране — электрический. Экологические авто здесь не облагаются НДС в 25% и налогом на автомобиль, а собственник электромобиля платит сниженный дорожный сбор. В 2025 году Норвегия максимально повысит ограничение выбросов углекислого газа автомобилями до 0%, тем самым запретив авто с ДВС.

Также о переходе на электрокары заявили Индия и Китай. Стремление перейти на электромобили в Индии объясняют высоким уровнем загрязнения воздуха. По данным Greenpeace, в стране из-за выбросов ежегодно умирают 2,3 млн человек. Индия планирует запретить продажу новых авто на бензине и дизеле к 2030 году. Правительство намерено субсидировать покупку электрокаров два-три года, пока машины не станут доступными.

Сегодня 90% электромобилей в Беларуси — это б/у техника, доставленная из США по полному комплексу таможенного оформления. Цена на электромобили все еще высокая, если сюда добавить и растаможку, то позволить себе это смогут считаные люди.

Электрокары станут дешевле автомобилей с ДВС уже через 10 лет, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance. Сейчас батарея составляет примерно половину стоимости электрокара. К 2030 году стоимость аккумулятора упадет примерно на 70%. Через восемь лет цены на «зеленые» авто будут на уровне машин на бензине и дизеле. В 2030-м электрокары будут на 10–20% дешевле и продолжат снижаться в цене. А к 2040 году больше 50% автомобилей на рынке новых авто будут электрическими, подсчитали аналитики Bloomberg NEF.

Снижение пошлин на автомобили: Будет ли обвал цен?

Менее чем через две недели размеры таможенных пошлин на ввоз автомобилей в Кыргызстан сильно снизятся и вернутся на уровень 2014 года. Действовать новые тарифы будут недолго — лишь до конца 2019 года. Правительство надеется, что за эти полтора года многие кыргызстанцы избавятся от своих допотопных иномарок, которые из-за технического износа опасны для всех участников дорожного движения. И к тому же причиняют колоссальный вред экологии. Именно выхлопные газы , по данным Госэкотехинспекции, являются основной причиной нависшего над Бишкеком смога и роста числа заболеваний легких и дыхательных путей у населения.

ЭКОНОМИЯ ДЛЯ БОГАТЫХ

Автомобили однозначно подешевеют, но не все. Только свежие иномарки, которые сравнительно недавно сошли с конвейера. К примеру, «Тойота Камри» 2012 года сейчас стоит на рынке около 17 тысяч долларов. Из этой суммы $7 тысяч уходит на таможенное оформление. После 25 июля пошлина составит всего $2 тысячи. Соответственно, и сама машина будет стоить дешевле — $12 тысяч.

Курал Нурматов работает менеджером авторынка Royal Мotors в Бишкеке, где торгуют новыми и подержанными авто. Он уверен, что в ближайшие месяцы авторынок оживится впервые с 2014 года, когда сильно поднялись пошлины.

— На новые машины и машины представительского класса цены снизятся на 5-10 тысяч долларов. Автомобили в сегменте от 6 до 10 тысяч долларов тоже подешевеют, но не так сильно, примерно на $1-1,5 тысячи, — считает эксперт.

Технический директор «Тойота Центр» в Бишкеке Ильхомжан Жапаров согласен, что на рынке ожидается понижение цен. Правда наступит оно не сразу.

— Я считаю, что продавцы на авторынках какое-то время постараются удержать цены на сегодняшнем уровне. Возможно, это продлится полгода, но в конце концов цену все равно снизят. Думаю, подешевеют не только машины младше 12 лет, но и «старушки». Продавцы захотят от них побыстрее избавиться, чтобы освободить наличность и купить новую партию. Может быть, будут отдавать даже ниже себестоимости, а прибыль получат за счет продажи новых авто, — прогнозирует возможное развитие событий Ильхомжан Жапаров.

Автомобили младше 2007 года, могут подешеветь на 5-10 тысяч долларов. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

БОЙКОТ СТАРЫМ АВТО

Одновременно со снижением пошлин на новые автомобили правительство поднимет тарифы на старые. В Минэкономе надеются, что это поможет обновить автомобильный парк по всей стране.

— Мы установили заградительный заслон для машин старше 2006 года выпуска. По новым правилам, при растаможке за каждый кубометр двигателя придется заплатить 6 долларов, а не $4,1, как сейчас. Это сделано для того, чтобы стало невыгодно покупать старые автомобили. Тогда рано или поздно они исчезнут с наших дорог, — рассказал эксперт Министерства экономики Айдарбек Самыкбаев.

Он подчеркивает, что установленные Кыргызстаном таможенные пошлины на новые авто будут самыми низкими на всей территории ЕАЭС .

Смотрите еще:  Надзорная жалоба по гражданскому делу. Надзорная жалоба по гражданскому делу срок

— Почему я обращаю на это внимание? Чтобы остановить тех, кто надеется растаможить машины в Кыргызстане и продать их в Казахстан или в Россию . Это будет незаконно! Машинами, завезенными с 25 июля 2019 года до 31 декабря 2019-го, можно пользоваться только в Кыргызстане. В соседних странах их просто не поставят на учет, даже могут изъять, а водителя наказать, — предупредил Самыкбаев .

Айдарбек Самыкбаев подчеркивает, что снижение таможенных пошлин — временное явление. С 1 января 2020 год тарифы поднимут до уровня ЕАЭС. Фото: Гульнура ДЖЕКШЕМБАЕВА

ЗАПОЛНЯТ ЛИ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ УЛИЦЫ?

Электромобили можно будет завозить в страну бесплатно. И все же участники рынка сомневаются в том, что такие автомобили и машины с гибридными двигателями вытеснят с дорог своих бензиновых и дизельных собратьев. Во-первых, потому что стоят дороже, а во-вторых, просто выглядят не так презентабельно, как джип, который можно купить по той же цене.

— Наши люди любят машины внушительных габаритов, — рассуждает Курал Нурматов. — Они скорее купят огромный внедорожник, который потребляет 25 литров бензина, поставят на него газовое оборудование и будут экономить топливо. А ездить на маленьком электромобиле, пусть даже и экономя на ГСМ, — не престижно. Позволить же себе шикарную «Тесла» за 100 тысяч долларов могут единицы.

При этом он предполагает, что нишу на кыргызстанском рынке займут сравнительно дешевые китайские электромобили.

— В мире, где нефти с каждым днем все меньше, а цены на бензин все выше, я считаю будущее за электромобилями. Но чтобы они стали популярными, недостаточно привезти их в страну. Нужно открыть здесь официальные дилерские центры, которые будут обслуживать и ремонтировать их. Сейчас никто на свой страх и риск не будет покупать электромобили, а, следовательно, и завоз будет небольшим, — заключил специалист.

ВАЖНО!

Тарифы таможенных пошлин на ввоз автомобилей в Кыргызстан

Тарифы таможенных пошлин на ввоз автомобилей в Кыргызстан. Фото: Екатерина УЛИТИНА

КСТАТИ

«Праворулек» на дорогах станет больше?

В 2013 году в Кыргызстан ввезли партию автомобилей из Японии с правым рулем. Оказалось, что эти машины подверглись облучению радиацией и были опасны для здоровья человека. Партию не пустили в Кыргызстан, а поставили на стоянку, где они находятся до сих пор. Кыргызстанские службы провели дезактивацию машин. Теперь, если хозяева вновь проверят уровень радиации, и она окажется в пределах нормы, машины попадут на дороги Кыргызстана. При этом растаможить их можно будет по тарифам, установленным для обычных автомобилей.

Сейчас завозить «праворульки» в республику запрещено из-за их потенциальной аварийности.

Как повлияет на автомобильный рынок Беларуси льготная растаможка легковушек

Меньше недели назад вступил в силу указ о предоставлении льгот при растаможке автомобилей для инвалидов и многодетных семей, всего за несколько дней по льготе в Беларусь уже успели ввезти семь легковушек, сообщает sputnik.by

Указ №140, позволяющий инвалидам первой и второй группы и многодетным семьям раз в год ввозить в республику автомобили из-за границы по сниженным на 50% таможенным пошлинам, вступил в силу 13 апреля. С этого момента прошло меньше недели, а воспользоваться льготной растаможкой, по информации ГТК Беларуси, уже успели семь человек.

Чтобы узнать, как новый указ повлияет на автомобильный рынок Беларуси, корреспондент Sputnik поговорила с заместителем главы Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Вариводой.

Инвалидов первой и второй группы и многодетных семей, которые могут себе позволить покупку легкового автомобиля, в Беларуси не так много. Поэтому, на первый взгляд, ввоз авто со льготной растаможкой не станет массовым явлением. При этом стоит учесть, что никаких ограничений на обращение с ввезенным таким образом авто не предусматривается, поэтому участники автомобильного рынка страны предполагают, что это может стать предметом спекуляции.

«Мы опасаемся, что к этой категории лиц примкнут разного рода проходимцы, которые воспользуются льготой. Я надеюсь, что государство, одной рукой поддерживая социально незащищенные слои населения, другой позаботиться в рамках правоохранительной системы, чтобы мы снова не наплодили так называемых «перекупов», чтобы не хлынул в Беларусь серый или вообще теневой импорт автомобилей. Поэтому все будет зависеть от уровня контроля со стороны правоохранительных органов за надлежащим исполнением норм указа №140″, — рассказал Варивода.

По его словам, если указ будет добросовестно использоваться участниками рынка, он серьезно не повлияет на соотношение продаж новых и бывших в употреблении автомобилей в Беларуси. «Последние три года это соотношение в пользу новых автомобилей. Конечно, определенные опасения у участников рынка – и это не только автодилеры, но и белорусские автопроизводители – есть, поэтому мы будем внимательно следить за статистикой», — заверил эксперт.

Он также напомнил, что предоставление льгот – это расходы для бюджета. «Мы не должны зарезать курицу, которая несет золотые яйца – я имею в виду, легальных операторов рынка, ведь рост продаж легковых автомобилей дает определенный рост поступлений в доходную часть бюджета», — подчеркнул собеседник.

Как изменится авторынок?

По итогам прошлого года, белорусы ввезли из-за пределов Таможенного союза с уплатой таможенных пошлин примерно 7,5% легковых автомобилей от общего импорта. «Это немного, если вспомнить времена 10-летней давности, когда такой ввоз составлял десятки, а в отдельные годы даже сотни тысяч легковых авто. Мы не видели финансово-экономического обоснования указа №140, но понимаем, что открываем один из шлюзов на внутренний автомобильный рынок Беларуси, я бы даже сказал, на часть рынка Таможенного союза», — пояснил замглавы БАА.

Нужно учесть, что в прошлом году только бывших в употреблении автомобилей с территории Российской Федерации ввезено в разы больше, порядка 30 тысяч – это 35-40%. «Раньше были другие времена. Ведь, кроме всего прочего, республика была транзитной страной: мы с Запада ввозили бывшие в употреблении иномарки и поставляли их на рынок восточной соседки. Сейчас все наоборот. Возможно, приток автомобилей по указу №140 с запада позволит минимизировать такой же бизнес перекупов, но только со стороны России», — предположил Варивода.

Белорусская автомобильная ассоциация будет следить за статистикой и ежеквартально ее публиковать. «Но у меня ощущение, что этот указ не будет долговечным. Если опасения реализуются и появятся первые признаки нанесения ущерба местным автопроизводителям и легальным операторам рынка, думаю, действия указа прекратят», — поделился мнением собеседник.

Он также отметил, что финансовые потоки, завязанные на автомобильный бизнес, очень разнонаправленные и касаются не только взаимоотношений участников рынка с бюджетом Беларуси. «Когда мы говорим о таможенных платежах, мы касаемся отношений с бюджетом, в том числе, Евразийского экономического союза. А у нас пока явный дефицит во взаимоотношениях с этим бюджетом: Беларусь платит, но получает меньше. Похоже, нам навстречу никто не торопится идти, и, возможно, в этой ситуации было бы целесообразно предоставить определенные преференции гражданам Беларуси, а не платить деньги в бюджеты и косвенно в карманы граждан других стран», — заявил представитель Белорусской автомобильной ассоциации.

Он полагает, что законодатель прекрасно понимал, какие риски несет принятие указа, и допускал, что в обществе его могут раскритиковать. «Я призываю людей не воспринимать все очень примитивно и буквально. Поживем – увидим. Цыплят по осени считают. Вот осенью и начнем подводить итоги», — заключил Варивода.