Компенсация за безаварийную езду. Компенсация за безаварийную езду

Предусмотрены ли какие-нибудь льготы для граждан по оплате полиса ОСАГО?

Статьей 17 Закона об ОСАГО установлены компенсации инвалидам, оплатившим страховую премию по договору ОСАГО, в размере 50% от страховой премии. Компенсация осуществляется органами государственной власти после оплаты страховой премии. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать иные категории граждан, которым осуществляется частичная или полная компенсация оплаченной страховой премии.

Также граждане вправе заключить договор ОСАГО с учетом ограниченного использования транспортного средства (например, в целях использования транспортного средства только в летний период), что влечет существенное уменьшение размера страховой премии.

Необходимо действовать в соответствии с Правилами дорожного движения, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие – вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь. Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить как можно больше следов происшествия. В соответствии с Правилами дорожного движения, если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать – сообщайте в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) и следуйте указаниям сотрудника полиции, полученным по телефону.

Если возмещение вреда в натуральной форме (ремонт) осуществляется по договору ОСАГО, заключенному 29 апреля 2017 года и позднее, при условии, что потерпевший является гражданином Российской Федерации и автомобиль, которому причинен вред, является легковым, доплат от потерпевшего не требуется, кроме случаев, когда стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму по договору ОСАГО или максимальный размер страхового возмещения для ДТП, оформленных в рамках так называемого «Европротокола», а также в случае, если в ДТП имела место «обоюдная» вина и потерпевший не имеет права на возмещение вреда в полном объеме в силу того, что несет определенную долю ответственности за произошедшее ДТП.

В случае если натуральная форма возмещения с учетом установленных Законом об ОСАГО условий не является обязательной, но тем не менее по согласованию со страховщиком выбрана потерпевшим, доплата от потерпевшего может потребоваться в случае необходимости оплаты СТОА суммы износа деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене в рамках восстановительного ремонта.

Предполагаемый размер доплаты должен быть указан в направлении на ремонт.

Вы можете отказаться от ремонта в случае если в вашей ситуации натуральная форма возмещения вреда в рамках ОСАГО не является обязательной с учетом установленных Законом об ОСАГО критериев (договор ОСАГО заключен до 29 апреля 2017 года, транспортное средство принадлежит юридическому лицу и пр.), а также в случае, если получение возмещения в денежной форме согласовано со страховщиком.

В этом случае необходимо обращаться к страховщику с претензией по качеству ремонта.

Какой срок постановки на ремонт после предоставления направления СК?

В ситуации, когда у страховщика нет договора со СТОА, на которой может быть осуществлен восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО, страховое возмещение осуществляется в денежной форме.

Закон об ОСАГО не вынуждает безаварийных водителей оплачивать издержки водителей-аварийщиков. Каждый водитель платит за свой индивидуальный риск, который учитывает не только технические характеристики и назначение транспортных средств, возраст и стаж водителей, но и безаварийную езду.

При расчете страховой премии при заключении договора ОСАГО применяется система Бонус-Малус, учитывающая аккуратность вождения за прошедший период. К аккуратному водителю применяется «бонус», как следствие, безаварийные водители платят за обязательное страхование намного меньше водителей-аварийщиков.

А если сегодня безаварийный водитель завтра станет виновником ДТП? Вот тут и приходит на помощь обязательное страхование, позволяющее переложить с водителя на страховщика риск несения расходов по возмещению вреда, причиненного потерпевшему.

Страховая компания выдает направление на СТОА, которая соответствует установленным пунктом 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО требованиям в части доступности и порядка проведения ремонта, с которой у страховой компании имеется договор. Потерпевший может провести ремонт на иной СТОА только при условии отсутствия у страховщика договора с СТОА, соответствующей требованиям Закона об ОСАГО, на которой может быть осуществлен ремонт транспортного средства потерпевшего, а также только при наличии соответствующего согласия на это страховой компании. При этом решение о возможности осуществить ремонт в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО на предложенной потерпевшим СТОА и выдаче направления на эту СТОА принимает страховщик. В случае отсутствия согласия страховщика на осуществление ремонта на СТОА, предложенной потерпевшим, возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

После представления потерпевшим в страховую компанию полного комплекта документов согласно требованиям Правил ОСАГО, а также проведения осмотра поврежденного ТС, в течение 20 календарных дней страховщик обязан произвести страховую выплату или выдать потерпевшему направление на ремонт либо направить мотивированный отказ в осуществлении страхового возмещения. Срок рассмотрения претензии в рамках досудебного порядка разрешения споров составляет десять календарных дней со дня поступления претензии в страховую компанию.

Какой срок и порядок проведения осмотра / независимой технической экспертизы?

Осмотр страховщиком поврежденного транспортного средства потерпевшего должен быть организован и проведен в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с Правилами ОСАГО документов. При этом страховщик обязан организовать и провести осмотр или независимую техническую экспертизу, а потерпевший обязан представить поврежденное транспортное средство для осмотра. Страховщиком и потерпевшим может быть согласован иной срок проведения такого осмотра.

Куда обращаться, если виновник ДТП скрылся (не установлен)? Кто возместит ущерб?

В данной ситуации, если причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, пунктом 1 статьи 18 Закона об ОСАГО предусмотрено осуществление компенсационной выплаты, т.е. потерпевший (его наследники) вправе обратиться в РСА.

Если вред причинен имуществу потерпевшего, например, автомобилю, при этом виновник ДТП не установлен, то возместить причиненный вред некому, восстанавливать такой автомобиль придется самому потерпевшему.

Потерпевшему, который застрахован по ОСАГО, следует обращаться в страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО.

Потерпевшему, который не застрахован по ОСАГО, следует обращаться в страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность виновника.

Как действовать, если компания нарушает сроки выплаты?

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства потерпевшему рекомендуется первоначально обратиться в страховую компанию с досудебной претензией. Если претензия остается без ответа, можно обратиться в РСА или Банк России.

Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Определение размера страховой выплаты при причинении вреда потерпевшим производится страховщиком согласно требованиям Правил обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 263 от 7 мая 2003 года. Правилами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств определен перечень документов, который необходимо представить в страховую компанию для получения страховой выплаты, и действия потерпевшего и страховщика для определения ее размера.

В каком документе сотрудники ГИБДД должны указать о повреждении иного имущества?

В случае если в результате ДТП вред причинен ТС и/или иному имуществу — сведения о повреждениях ТС и иного имущества должны содержаться в первичных процессуальных документах, оформленных уполномоченными сотрудниками полиции (протокол об административном правонарушении/постановление по делу об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении).

Что делать если в период рассмотрения заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков у компании отозвали лицензию? Как получить назад документы по ДТП?

Отзыв лицензии не влечет одномоментное прекращение деятельности страховщика. Соответственно, страховая компания обязана урегулировать заявленный до момента отзыва лицензии страховой случай. В случае необходимости получить представленные страховщику документы нужно обратиться с письменным заявлением об этом в страховую компанию, в которую были поданы документы. Если по каким-либо причинам получение этих документов от страховщика невозможно, для обращения за возмещением повторно (например, к страховщику причинителя вреда или РСА) необходимо восстановить требуемые документы (документы о ДТП). При этом в случае отсутствия возможности проведения осмотра поврежденного транспортного средства у страховщика причинителя вреда (РСА) не будет возможности установить размер подлежащего возмещению вреда, что приведет к невозможности осуществить страховую выплату.

Порядок и условия оформления Европротокола изложены здесь.

В соответствии с Правилами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств возмещению подлежат следующие виды расходов, связанных с причинением вреда жизни потерпевшего:

  • расходы, связанные с погребением потерпевшего;
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
  • При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:

    • утраченный заработок/доход;
    • расходы на лечение и приобретение лекарств, на бесплатное получение которых потерпевший не имеет право (в том числе сверх базовой программы обязательного медицинского страхования);
    • дополнительно понесенные потерпевшим расходы:
      • на дополнительное питание;
      • на протезирование;
      • на посторонний уход;
      • на санаторно-курортное лечение;
      • на приобретение специального транспортного средства;
      • расходы, связанные с необходимостью профессиональной потерпевшего.
      • Согласно статье 35 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае разногласий, возникших между потерпевшим и страховщиком, и невозможности их урегулирования в досудебном порядке, споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным судом или третейским судом в соответствии с их компетенцией.

        Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Таким образом, если потерпевший или его родственники считают, что страховщик нарушает их права и не выполняет свои обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, они имеют право обратиться в суд для защиты своих прав.

        Компенсационная выплата в счет возмещения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего производится в случае, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена из-за отзыва лицензии или банкротства страховщика.

        Кроме этого, компенсационная выплата в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего производится в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена в связи с неизвестностью лица, ответственного за причинение вреда, или в случае отсутствия у причинителя вреда договора ОСАГО.

        Одним из основных принципов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
        Обеспечение такой гарантии достигается, в том числе, с помощью механизма компенсационных выплат.

        Размеры компенсационных выплат определяют многочисленные параметры — наличие и величина заработка (дохода) потерпевшего, наличие дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья в результате ДТП и т.д. В каждом отдельном случае на основании персональных данных рассчитывается размер суммы, подлежащей возмещению.

        Сумма, в пределах которой РСА имеет право осуществить компенсационные выплаты потерпевшим по одному ДТП, составляет:

      • Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен начиная с 1 апреля 2015 года
        — не более 500 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего.
      • Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен до 1 апреля 2015 года
        — не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего.
      • Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен начиная с 1 октября 2014 года
        — не более 400 тысяч рублей, при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего.
      • Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен до 1 октября 2014 года
        — 160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших;
        — не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

      Для оформления документов на получение компенсационной выплаты потерпевшему необходимо обратиться непосредственно в РСА или в региональные представительства РСА в федеральных округах либо в уполномоченные страховые организации заполнить заявление установленного образца и приложить все необходимые документы.

      Для получения подробной информации о порядке действий, необходимых для получения компенсационной выплаты, можно обратиться в информационный центр РСА.

      Законодательством предусмотрена процедура проведения независимой экспертизы, на основании которой и осуществляется возмещение вреда потерпевшему. В случае если потерпевший не согласен с результатами независимой экспертизы, организованной страховщиком, то он вправе провести свою экспертизу. В данном случае страховщик будет обязан возместить вред в неоспариваемой части. В дальнейшем, если суд признает обоснованность требований потерпевшего, страховщик будет обязан не только произвести доплату, но и возместить все расходы, которые потерпевший понес в связи с обращением в суд.

      Дополнительную информацию по организации и проведению независимой технической экспертизы транспортных средств можно найти в разделе .

      Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ установлены компенсации инвалидам, оплатившим страховую премию по договору обязательного страхования, в размере 50% от страховой премии. Компенсация осуществляется органами государственной власти после оплаты страховой премии. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать иные категории граждан, которым осуществляется частичная или полная компенсация оплаченной страховой премии.

      Также граждане вправе заключить договор обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства (например, в целях использования транспортного средства только в летний период), что влечет существенное уменьшение размера страховой премии.

      В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению по договору ОСАГО.

      Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить каждому потерпевшему причиненный вред, составляет 500 тысяч рублей.

      Да. В состав функций РСА входит защита связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших и рассмотрение их жалоб на действия страховщиков. Одной из основных обязанностей профессионального объединения страховщиков, установленных законом об обязательном страховании, является осуществление компенсационных выплат потерпевшим, в том числе, в случае банкротства страховщика.

      Если компания нарушает действующее законодательство, то потерпевший вправе пожаловаться в РСА или ЦБ РФ или подать на страховщика в суд.

      В исполнительном аппарате РСА функционирует Контрольно-аналитическое управление — структурное подразделение, осуществляющее контроль за деятельностью членов Союза и операторов технического осмотра. Основными задачами Контрольно-аналитического управления являются:

      1. Выявление нарушений законодательства РФ, Устава РСА, правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения членами РСА и операторами технического осмотра;
      2. Проведение проверок деятельности членов РСА по обязательному страхованию и проведение проверок операторов технического осмотра;
      3. Применение мер дисциплинарного воздействия к членам Союза по выявленным нарушениям (финансовые санкции, исключение из членов Союза и др.);
      4. Приостановление и аннулирование действия аттестата аккредитации оператора технического осмотра;
      5. Обобщение и систематизация выявленных нарушений в деятельности членов РСА и операторов технического осмотра.

      Свернуть

      В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона об ОСАГО к отношениям между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются в сроки, предусмотренные Правилами ОСАГО, т.е. в течение 20 календарных дней.

      В соответствии с подпунктом «б» части 2 статьи 18 закона об ОСАГО компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, либо применения к страховщику процедуры банкротства.

      Обращаем внимание, что РСА не является правопреемником страховщиков, у которых отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, следовательно, не имеет правовых оснований исполнять решения суда, вынесенного не в отношении РСА. Таким образом, Вы имеете право получить компенсационную выплату, в том числе на основании решения суда, только при предоставлении в РСА полного пакета документов, предусмотренного правилами ОСАГО.

      В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона о техническом осмотре не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении легковых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона о техническом осмотре).

      В соответствии с Законом об ОСАГО, владельцы транспортных средств при возникновении права владения транспортным средством (в том числе в случае покупки) обязаны застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Таким образом, в течение указанного срока можно доехать до пункта технического осмотра без полиса ОСАГО, пройти технический осмотр приобретенного транспортного средства, после чего заключить договор ОСАГО.

      В России вступили в силу новые тарифы ОСАГО

      С 9 января вступили в суилу новые тарифы ОСАГО. Как говорится в указании Центробанка , тарифный коридор расширен на 20 процентов вверх и вниз. Диапазон базовых ставок составляет от 2 746 до 4 942 рублей вместо прежних 3 432 — 4 118 тысячи. » КП » уже сообщала ранее, как может измениться ОСАГО в 2019 году.

      Вступили в силу новые тарифы ОСАГО и выросли цены на бензин и дизтопливо

      ЧТО НЕ УСТРАИВАЕТ АВТОМОБИЛИСТОВ В НЫНЕШНЕЙ СИСТЕМЕ ОСАГО:

      Поборы. Страховщики часто пытаются продать полис, навязывая в нагрузку ненужную страховку жизни или жилища. Порой даже прямые жалобы в Центробанк не помогают поставить коммерсантов на место.

      Жадность. Компенсации легко может не хватить на нормальный ремонт.

      Ошибки. Бывает, скидку за безаварийную езду рассчитывают неправильно — «КП» писала как можно снизить стоимость ОСАГО на 30%, заставив страховую уточнить в расчетах коэффициент бонус- малус (тот самый дисконт за езду без ДТП ).

      Самим страховщикам нынешнее положение тоже не нравится — выплаты по ОСАГО растут каждый год, а тарифы не меняются. В 20 регионах страховщики платят по договорам больше, чем получают от водителей — бизнес буквально теряет деньги.

      Центробанк в 2019 году разработал реформу системы ОСАГО. По мнению регулятора, поправки сделают рынок автострахования более справедливым.

      КОГДА ЖДАТЬ ПЕРЕМЕН?

      Еще 30 ноября 2019 года пресс-служба ЦБ : «Совет директоров Банка России утвердил указание о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. В ближайшее время документ будет направлен на регистрацию в Министерство юстиции».

      По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, Центробанк до самого конца декабря не передавал в Минюст документы по ОСАГО.

      — Если ЦБ успеет это сделать до Нового года, то министерство сможет принять поправки уже в начале января 2019 года, — рассказал «КП» Юргенс. — Регулятор может передать документы после январских праздников. Тогда Минюст зарегистрирует изменения ближе к началу февраля. В любом случае, остались формальные бюрократические процедуры. Все положения реформы ОСАГО, подготовленные Центробанком, уже утверждены.

      ЧТО ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ ЦБ

      У регулятора страховой отрасли три глобальных предложения:

      — Улучшить расчет скидок за безаварийную езду (коэффициент бонус-малус). КБМ будет присваиваться раз в год, 1 января. Сейчас у водителя может возникнуть так называемое «задвоение» коэффициента, когда их у клиента получается два (например, в одной страховой один, в другой — другой). Так вот, останется единственный КБМ — в случае спорной ситуации, страховая обязана будет выбрать тот коэффициент, который выгоднее водителю.

      — Возраст и стаж сильнее будут влиять на стоимость страховки нежели сейчас — появятся 50 разных категорий, связанных с ними. Всем более-менее молодым водителям придется платить больше. Например, у автомобилиста возрастом 25-29 лет и стажем вождения 9 лет коэффициент будет 1,04. То есть базовая цена полиса увеличится на 4%.

      У автомобилиста старше 30 лет с безаварийным стажем больше 10 лет ставка будет: 0,96. То есть, полис станет на 4% дешевле. Сейчас в обоих случаях действует ставка 1.

      — Минимальную базовую стоимость полиса уменьшат на 20%, максимальную увеличат на 20%. Сейчас базовая ставка полиса на легковушку (без коэффициентов) может колебаться с 3432 до 4118 руб. Границы расширят — с 2746 до 4942 руб.

      Зампред ЦБ Владимир Чистюхин, во время обсуждения реформы ОСАГО в Госдуме заявил, что тарифы станут более справедливыми. Сейчас полис и для лихача, и для аккуратного водителя стоит примерно одинаково. Разница есть, но не радикальная.

      — Для 80% автомобилистов цена ОСАГО не изменится, — считает Игорь Юргенс. — Для 15% страховка подешевеет. 5% опасных водителей станут платить больше.

      ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ ОТ МИНФИНА

      Поправки в систему ОСАГО от Центробанка фактически утверждены. Но реформой автогражданки занималось и министерство финансов. У ведомства есть свои поправки, которые могут заработать в 2020-2021 годах.

      Минфин в будущем хочет перейти на индивидуальные тарифы.

      — Просто поднять лимиты по выплатам нельзя, — заявил в Госдуме на обсуждении поправок в ОСАГО замминистра финансов Алексей Моисеев . — Тогда надо будет повышать стоимость полиса, а делать этого не хотелось бы. Мы будет поэтапно переходить к индивидуальным тарифам. Тогда для каждого водителя ОСАГО будет стоить по-разному.

      Резон в позиции Минфина есть. Сейчас добросовестные водители оплачивают ущерб от езды лихачей. 70% собранных денег уходит на выплаты по авариям 5% автомобилистов.

      — 2-3% водителей относятся к категории маргиналов, — рассказал координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Эти автомобилисты агрессивно водят, часто попадают в ДТП. Вспомним пресловутую Мару Багдасарян .

      Нынешние правила ОСАГО не позволяют для условной Багдасарян сделать бесконечно дорогую страховку, учитывая ее опасное поведение на дороге. Даже поправки от Центробанка тут не помогут. Страховка для Мары подорожает, но не кардинально. Для того, чтобы лихача ударить рублем по-настоящему нужна полноценная либерализация.

      Похожая история с таксистами. По статистике, средний водитель попадает в аварию раз в 20 лет. Средний таксист — раз в полтора года. При этом, у таксистов полис не настолько уж дороже.

      Считаем: ОСАГО на год для таксиста в Москве стоит примерно 24 тыс. руб. Средний ущерб от одного ДТП: 70 тыс. руб. За полтора года таксист отдаст страховой около 36 тыс. руб., а заплатить за него по полису придется 70 тыс. руб. Для бизнеса — чистый убыток. Но действующая система автогражданки не позволяет это учесть.

      — При либерализации тарифа опытный водитель в Москве станет платить меньше. Молодой южанин, у которого зашкаливает тестостерон, вероятно начнет платить больше, — сказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — На страховом рынке достаточно конкурентная ситуация — соперничество бизнеса сдержит возможный рост цен.

      По мнению экспертов, при либерализации тарифов на стоимость страховки будет влиять много факторов:

      — Количество штрафов. Чем чаще водитель нарушает правила, тем дороже страховка.

      — Серьезность аварий. Есть разница, автомобилист поцарапал на парковке чужой бампер или разнес на дороге три автомобиля.

      — Манера езды. Сейчас некоторые страховщики для расчета стоимости КАСКО используют датчики, измеряющие манеру вождения. Резкие старты, торможения, превышения скорости влияют на цену полиса. Этот же принцип можно использовать в ОСАГО.

      От некоторых коэффициентов, наоборот, решено отказаться. Например, объем двигателя не будет влиять на стоимость страховки. Статистически нет никакой связи между объемом мотора и количеством ДТП.

      В Минфине считают, что надо уходить от региональных коэффициентов, повышающий цену ОСАГО. Раз тариф страховки рассчитывается индивидуально, то какая разница, где водитель ездит без аварий, в Москве или Рязани ?

      По словам Алексея Моисеева, его ведомство готово одобрить обязательную видеосъемку покупки ОСАГО. Если страховщики будут отказывать в продаже полиса без допуслуг, запись станет доказательством правоты автомобилиста. Ведь водителю обязаны продать страховку.

      ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

      Как я сэкономил на ОСАГО 30%

      Ходить в Госдуму иногда бывает весьма полезно. Недавно я посетил парламентское обсуждение грядущей реформы ОСАГО. Перед депутатами с трибуны выступал зампред Центробанка Владимир Чистюхин.

      — Каждый год к нам поступают десятки тысяч жалоб на систему страхования гражданской ответственности. Больше половины обращений касаются расчета коэффициента бонус-малус (это скидка за безаварийную езду – Авт.), — рассказал финансист (подробности)

      Восстановление КМБ по ОСАГО и получение компенсации за сумму страховки при его восстановлении

      Вначале мы пару фраз скажем об известном. О догмах и аксиомах, которые применяются для водителей, в случае управления ТС. ПДД, а еще точнее п.2.1.1. «Общие обязанности водителей», предписывает иметь при себе и по требованию инспекторов ГИБДД предъявлять ряд документов, в которые входит и «страховка», полис ОСАГО. Отсутствие такого полиса возможно лишь в первые 10 дней, после покупки машины. Об этом в статье «Сколько дней можно ездить без полиса ОСАГО (страховки) после покупки машины». В противном случае водителю будет грозить штраф, об этом в статье «Штраф за управление (езду) без страховки (с просроченной страховкой) ОСАГО, если водитель не вписан в страховку (Статья 12.37 КоАП РФ)».

      То есть из этого мы делаем заключение, что полноценное и длительное вождение машины без «страховки» невозможно. Однако с оформлением такой «страховки», полисом ОСАГО, могут быть связаны неприятные ситуации. Когда, скажем, водителю насчитали некорректный коэффициент бонус-малус. Именно этот КМБ отвечает за то, что водитель может остаться без скидки за безаварийную езду, которую он копил годами. Вот только несколько ситуаций, которые могут повлиять на потерю КМБ за безаварийное вождение ТС.

      Как может потеряться КМБ по ОСАГО (страховке)

      Вариант 1

      Чаще всего это проявление безответственности со стороны страховой компании, которая желает выставить чуть повышенный коэффициент (КМБ), а значит получить чуть больше денег, чем положено.
      Однако здесь стоит обратиться к «Правилам обязательного страхования автогражданской ответственности» В них в п. 20 сказано:

      …При заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра…

      То есть изменение КМБ или его обнуление, является нарушением «Правил обязательного страхования, на что и следует делать упор при восстановлении КМБ».

      Вариант 2

      Еще более худшим вариантом является случай, когда сведения о повышенном КМБ уже были внесены предыдущей страховой компанией в автоматизированную систему. В этом случае, даже если вы придете в «новую» страховую, то они просто не увидят значение, которое было до этого. В этом случае необходимо будет запросить значение КМБ или подтвердить его предыдущими полисами ОСАГО, которое было во время на период страхования, а также данные о том, что у вас не было ДТП, а затем идти в другую страховую.
      Сейчас мы и постараемся разобрать в подробности варианты восстановления КМБ от «А» до «Я».

      Как восстановить КМБ для ОСАГО (страховки)

      Если в вашем случае страховая компания просто проигнорировала обращение к базе данных автоматизированной системе, то это один из самых простых вариантов. Здесь необходимо будет написать заявление примерно следующего содержания. Можно даже по электронной почте, если такой способ доступен на сайте страховой компании.

      Здравствуйте. У меня, из-за ошибки Вашего страхового агента потерялась скидка по ОСАГО и изменился КБМ со значения 8 на значение 3. Он заполнил полис с нарушениями, не сверив КБМ в автоматизированной системе страхования, и дал на подпись девушке.
      Согласно Постановлению правительства РФ №263 от 7 мая 2003 г. «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — (ред. от 30.12.2011):

      Выдержка из п.20

      При заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

      Полис РЕСО-Гарантия ВВВ 0628******.

      Прошу исправить значение КБМ на верный текущий, девятый.
      ФИО: Антон Петрович. ВУ: 77** ******.
      Подтверждением служат полис (ы) ОСАГО :

      . приложить фото предыдущих полисов с правильной скидкой. В принципе, этого уже будет достаточно, чтобы восстановить скидку, то есть КМБ в полном объеме.
      Второй вариант, как мы уже говорили, это обращение в страховую компанию за информацией об отсутствии ДТП с вашей стороны. В этом случае пишем заявление следующего содержания.

      В страховую компанию ООО «Росгосстрах»
      от Иванова Ивана Ивановича
      зарегистрирован 111222 Москва, ул. Гагарина, д. 99, кв 99
      Паспорт 9999 №458522
      Выдан УВД г. Москвы 01.01.2001
      телефон. 89999999999

      12.11.2013. между мной и вашей компанией был заключен договор страхования ОСАГО, полис ВВВ 1548******.
      В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», гласящей: «При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее — сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона».

      Прошу вас предоставить вышеуказанные сведения за период с 00.00.2000 по 00.00.2000 о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования по форме Приложения 4 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

      Ответ прошу направить заказным письмом.

      Дата: 00.00.2000 Подпись: Иванов И.И.

      В итоге, получаем нечто подобное.

      Далее с этим документом можно идти в другую страховую компанию, не забыв про предыдущие полисы. Скидку при оформлении полиса должны восстановить.

      Можно ли сделать перерасчет полиса ОСАГО и получить возврат средств на действующую страховку

      Надо отметить тот факт, что все вышеописанные процедуры длятся неделями, а порой и месяцами. А ездить надо каждый день. Именно из-за этого многие автомобилисты вынуждены брать полис ОСАГО с завышенным КМБ, а затем просто не разбираются с дальнейшим делопроизводством. Однако изменением КМБ, а также последующим получение перерасчета можно заниматься при действительном полисе. В этом случае вы восстанавливаете КМБ, всеми теми способами, которые мы описали выше. Мы описали наиболее вероятные варианты и заявления, которые придется написать. А затем можно подать и заявление подобного образца.

      Само собой, что заявление должно быть заполнено. После этого ждем перечислений в течение месяца. Вот так можно не только восстановить КМБ, но и получить возврат за переплату по нему.

      Подводя итог о восстановлении КМБ для полиса ОСАГО

      В первую очередь необходимо отметить, что не стоит выбрасывать «старые» полисы, если у вас насчитан неправильный КМБ, так как именно они и заявление об отсутствии ДТП, станет основанием для восстановления этого коэффициента.
      Да, процедура это порой муторная, особенно в больших городах, когда с представителями страховой компании не получается общаться по телефону и электронной почте, а значит приходится приезжать на место. Однако плюсы при восстановлении КМБ тоже «на лицо». Это даже не единичная выгода, а возможность год от года оформлять полис ОСАГО с пониженным коэффициентом, если вы конечно не участвовали в ДТП по вашей вине. В этом случае общая сумма уже составит непросто годовую компенсацию, а будет суммироваться за весь последующий период лет.

      «Каждый должен получать то, что заслужил»: реформа ОСАГО воздаст за дорожные грехи?

      Вместо четырех категорий водителей теперь будет 58. И у ЦБ еще много идей на будущее — например, убрать региональный коэффициент

      Сегодня вступили в силу изменения тарифов ОСАГО: коридор тарифа увеличился по 20% вверх и вниз, расширен коэффициент «возраст-стаж», реформирован коэффициент «бонус-малус». Татарстанские страховщики уверены, что большинство автолюбителей не заметят изменений, и считают нововведения справедливыми: «Для нормальных водителей будет снижение тарифов, потому что за них развернется реальная борьба». Мнения покупателей полисов в страховых офисах Казани узнавал «БИЗНЕС Online».

      Сегодня вступили в силу изменения по ОСАГО: коридор тарифа увеличился по 20% вверх и вниз, расширен коэффициент «возраст-стаж», реформирован коэффициент «бонус-малус» Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

      ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОСАГО

      Сегодня вступили в силу изменения по ОСАГО — первый шаг по пути так называемой либерализации тарифов автогражданки. Как заверяют страховщики, в результате стоимость полиса будет более индивидуальной, учитывающей особенности каждого конкретного водителя. Теперь тарифный коридор расширен на 20% вверх и на 20% вниз. Так, например, диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей граждан установлен Центробанком от 2746 до 4942 рублей (ранее было 3432–4118 рублей), для мотоциклистов — 694–1047 рублей, для машин юрлиц — диапазон с 2058 до 2911 рублей, а для таксистов — и вовсе от 4110 до 7399 рублей.

      «Указание Банка России — первый и важный шаг регулятора на пути к либерализации ОСАГО. В результате тарифы на обязательную автогражданку станут более справедливыми для автовладельцев, и безаварийные водители станут меньше платить. При этом автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять в лучшую сторону», — цитирует пресс-служба слова президента российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса.

      При этом, как заявлял в интервью «БИЗНЕС Online» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, расширение тарифного коридора позволит страховщикам в проблемных регионах поднять тарифы, чтобы тем самым «обратить внимание местных властей» на проблему с мошенниками. «Зато в „хороших“ регионах, где страховщики продают с удовольствием, для безубыточных сегментов можно не повышать тариф, а даже ставить среднюю или минимальную границу», — заверял он.

      Серьезные изменения претерпела система коэффициентов «возраст-стаж». Если раньше страховщики делили всех автомобилистов на четыре категории, то теперь выделены 58 возможных вариантов. При этом самый худший коэффициент получат молодые водители от 16 до 21 года — 1,87, тогда как раньше этот показатель для них равнялся 1,8. А вот возрастных водителей от 59 лет со стажем вождения от 6 лет, напротив, коэффициент «возраст-стаж» решено снизить — до 0,93. Или, например, для автомобилиста в возрасте 25–29 лет со стажем вождения 9 лет коэффициент по новым правилам составит 1,04, то есть на 4% больше базового тарифа. А вот для тех, кому за 30 лет и чей безаварийный стаж больше 10 лет, наоборот, ставка тарифа меньше на 4% — 0,96. При этом для обеих категорий раньше устанавливался коэффициент 1.

      Юргенс не раз утверждал, что 80% водителей разницы от нововведений не почувствуют. Стоимость ОСАГО изменится только для 20% автолюбителей: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5% – подорожает Фото: Алексей Белкин

      В то же время, наконец, Центробанк добрался до реформы индивидуального коэффициента «бонус-малус» (КБМ), на который чаще всего жаловались автовладельцы. Теперь КБМ будет присваиваться раз в год — с 1 апреля, а не на день завершения предыдущего полиса. Раньше у водителя мог быть разный КБМ, если он был «вписан» в разные машины, теперь же за человеком на весь год будет закреплен единый коэффициент. На время переходного периода при наличии нескольких КБМ на разные машины будет выбираться лучший для водителя показатель. А вот если к управлению машиной допущены три-четыре человека, то на машину коэффициент «бонус-малус», наоборот, будет выбираться худший из тех, которые есть у кого-то из водителей. Например, если у человека в полис вписан сын, у которого стаж вождения полгода, возраст 20 лет и было ДТП, то КБМ будет самым жестким, каким бы примерным водителем ни был отец. Для юрлиц будет присваиваться единый КБМ — для всех машин в автопарке. Это, уверены в РСА, упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

      Впрочем, наверняка автовладельцев больше всего интересует вопрос — как изменится стоимость полиса? В мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин указывал, что для среднеобобщенного водителя цена автогражданки вырастет с 5,8 тыс. до 7 тыс. рублей. Но уже в ноябре он пересмотрел свои оценки и заверял, что стоимость ОСАГО вырастет максимум на 1,5%. При этом Уфимцев доказывал нашему изданию, что если стоимость полиса и увеличится, то «буквально на первые два-три месяца, а потом опять откатится назад». «Страховщикам надо свои сбытовые сети поменять, заново что-то сделать и вложиться», — объяснял он временное подорожание автогражданки. Однако Юргенс не раз утверждал, что основная масса водителей — 80% — разницы от нововведений не почувствуют. Стоимость ОСАГО изменится только для 20% автолюбителей: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5%, напротив, подорожает.

      Пока продажа полисов ОСАГО в республике идет по прошлогодним тарифам
      Фото: «БИЗНЕС Online»

      «СУТЬ ВСЕХ ПОПРАВОК — РАЗГРУЗИТЬ «ХОРОШИХ» ВОДИТЕЛЕЙ»

      Директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РТ Игорь Волчков в беседе с «БИЗНЕС Online» рассказал, что решение по новой стоимости полисов ОСАГО в компании сейчас принимается в Москве, оно ожидается в начале следующей недели, так что пока продажа полисов в республике идет по прошлогодним тарифам. «Как ожидается, для тех, у кого плохая страховая история, у кого много ДТП, тариф поднимется. Это однозначно будет, это суть всех поправок — разгрузить „хороших“ водителей от платы за „плохих“ водителей. Средняя по рынку стоимость полисов ОСАГО от этого сильно не изменится, она может как остаться прежней, так и быть плюс или минус 5 процентов, потому что водителей с плохой историей примерно 6 процентов от общего числа», — говорит Волчков.

      Волчков напоминает, что в ближайшие годы ЦБ продолжит дальнейшее изменение системы расчета стоимости ОСАГО. Он считает, что за рубежом существует схожая практика, когда страховщики борются за хороших водителей, предлагая им лучшие условия, а тем, кто постоянно попадает в аварии, будут предлагаться более высокие тарифы, что, в свою очередь, простимулирует водителей к хорошей езде. «Все, что сейчас делается, делается не в рамках повышения прибыльности страховых компаний, а для того, чтобы более прозрачно и четко делать расчеты для клиентов. Каждый должен получать то, что заслужил. Так что все это в интересах и клиентов, и страховых компаний», — заключает Волчков.

      Вице-президент союза страховщиков Татарстана, директор ООО «Полиссервисконсалтинг» Рустэм Сабиров тоже считает, что система стала более справедливой. «То есть нельзя говорить о повышении тарифов, как пишут некоторые СМИ, — подчеркивает Сабиров. — Точно так же можно говорить и о снижении! Для нормальных водителей будет снижение тарифов, потому что за них развернется реальная борьба».

      Он считает, что в зоне риска повышения тарифа в первую очередь те, кто много ездит — «Газели» и такси. «Это очередной шаг к свободному ценообразованию, когда страховые компании будут смотреть: господин Иванов 20 лет ездит без одной аварии, а студент Петров в год попадает в 10 аварий. Поэтому страховые компании скажут: „Иванову за 1 тысячу полис продадим, а Петрову — за 100 тысяч“, — потому что компании в год по 500 тысяч за него платят. А на следующий год страховые выставят ему тариф вообще в 1 миллион, и пусть Петров ходит пешком», — обрисовывает идеальный вариант Сабиров.

      Сегодня же, по его словам, этому студенту Петрову дороже 15 тыс. рублей полис не продадут. «Это неправильно, потому что Иванов платит за Петрова», — возмущается Сабиров. Он считает расширение коридора по ОСАГО шагом к свободному рынку, а следующим шагом необходимо отменить коэффициент мощности, поскольку более мощные машины реже попадают в аварии. «Самый аварийный автомобиль — „Ока“, зато у него самая маленькая мощность. За рулем этих авто, как правило, неопытные юноши, которые хотят показать мастер-класс для своей девушки и доказать, что они тоже чего-то стоят. Так что в данном случае мощность двигателя влияет на убыточность страховых компаний в обратную сторону», — приводит пример Сабиров.

      Он предсказывает небольшое снижение прибыльности на рынке ОСАГО для страховых компаний, работающих в Татарстане, в 2019 году, но ситуацию в республике в целом он оценивает как неплохую. По его словам, в Татарстане страховые компании закончили 2019 год с положительным результатом по рынку ОСАГО, так что они собираются увеличивать объемы страхования. «Во многих сегментах ОСАГО стало интересным видом страхования, но не во всех регионах», — замечает Сабиров. В России в целом убыточность на рынке ОСАГО за последние полтора-два года снизилась — это связано с тем, что появилась возможность «платить не деньгами, а ремонтом», также рынок ОСАГО был расчищен от автомошенников.

      Серьезные изменения претерпела система коэффициентов «возраст-стаж». Если раньше страховщики делили всех автомобилистов на четыре категории, то теперь выделены 58 Фото: «БИЗНЕС Online»

      УРОВЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ — «КОПЕЙКИ»

      Корреспондент «БИЗНЕС Online» прошелся по казанским офисам страховых компаний, продающих ОСАГО. По словам одного из сотрудников этой СК, Эдуарда, пока еще первый день работы после праздников, идут первые клиенты и трудно делать какие-то выводы. «Получается, что нам дали диапазон и каждая компания будет работать в рамках своего диапазона. Но практика такова, что все компании будут делать максимальные базовые ставки. А что касается изменений, то они большей частью идут по коэффициенту, и получается подорожание для молодых и менее опытных водителей… Что изменится в нашей работе? Денег будем больше собирать», — предполагает Эдуард.

      Чуть позже, выходя со мной во двор покурить, молодой человек дает более развернутый анализ происходящего.

      «В принципе, изменения не такие уж и глобальные», — отмечает он. По его словам, ситуация складывается таким образом, что более молодые водители будут за ОСАГО платить чуть больше, а более взрослые и опытные — чуть меньше.

      «Вот мне 26 лет и трехлетний опыт вождения. У меня ОСАГО подорожает. Потому что от 26 до 29 лет идет повышающий коэффициент. А дальше, чем старше — уже понижающий. То есть люди старше 40 лет будут платить меньше», — отмечает он.

      Но уровень изменений наш собеседник называет копейками, говоря, что на себе он их практически не почувствовал.

      «Это, конечно, первая волна изменений, потом планируются более глобальные», — констатирует он.

      Один из клиентов НАСКО — Дамир — говорит, что изменение в новых тарифах по ОСАГО он почувствовал в том, что заплатил меньше, чем обычно. «Семь процентов мне скостили по возрасту и за безаварийное вождение. Все остальное, по-моему, осталось так же. Я пока не вникал в подробности. По деньгам получилось меньше рублей на 500», — говорит он. Поэтому автолюбитель своего страховщика менять не собирается. Да и в целом политику автострахования в нашей стране он считает нормальной.

      «Судя по всему, страховщики стараются, что называется, быть ближе к народу», — говорит наш собеседник.

      Клиент другой страховой фирмы — «Россгостраха» на улице Некрасова — Мансур в офис компании приехал совсем с другими целями: полис ОСАГО он оформил еще в конце прошлого года, так что нововведения его не коснулись. О новых правилах он уже слышал и, в принципе, относится к ним положительно. «То, что для опытных водителей ОСАГО стало подешевле, — это точно правильно. ОСАГО, конечно, нужно, но ведь и КАСКО подорожало. Я раньше по КАСКО страховал машину каждый год, а сейчас не страхую», — говорит он. По мнению Мансура, пришло время и для изменений в КАСКО, чтобы их условия были более либеральными.

      Диапазон ставок базового тарифа для легковых автомобилей граждан установлен Центробанком от 2746 до 4942 рублей (ранее было 3432–4118 рублей), для мотоциклистов — 694–1047 рублей, для машин юрлиц — диапазон с 2058 до 2911 рублей, а для таксистов — и вовсе от 4110 до 7399 рублей Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

      «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК — ЗЛОСТНЫЙ НАРУШИТЕЛЬ, ТО И СТРАХОВКА У НЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ ДОРОЖЕ»

      Как уже было сказано, на этом комплексе изменений ОСАГО Центробанк останавливаться не собирается. Так, в интервью «Российской газете» начальник управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка ГУ Банка России по ЦФО Кирилл Табаков рассказал, что, например, в 2020 году ЦБ планирует отменить территориальный коэффициент, который сейчас влияет на стоимость полиса напрямую. Однако, по словам Табакова, косвенное влияние все же останется. «В Банке России убеждены, что страховщик сам должен смотреть: какова плотность движения в данном поселке, качество дорог и многое другое. Возможно, место жительства будет и в будущем влиять на тариф, но это будет менее формально, чем сейчас», — пояснил он.

      Кроме того, на 2021 год запланирована отмена коэффициента мощности автомобиля. Например, сейчас для владельца машины с более чем 120 «лошадками» тариф вырастает на 40%, а при мощности более 150 л. с. — на 60%. «Прошли те времена, когда автомобиль с мощностью 120 лошадиных сил считался гоночным. Согласно статистике, самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил, а для них все еще действует повышающий тариф», — пояснил Табаков. По его словам, после отмены коэффициента мощности страховщики смогут увеличивать тариф не более чем на 40%, однако должна появиться и возможность дополнительной скидки на все те же 40%. В ЦБ считают, что страховые компании могут сами решать, учитывать ли марку автомобиля или же внимательнее присматриваться к тем, кто за рулем. Однако Банк России, как заверил Табаков, будет рекомендовать страховщикам пользоваться телематикой, то есть когда на машину устанавливается специальный прибор, который фиксирует скорость разгона, резкость торможения и другие особенности вождения — все те факторы, которые влияют на вероятность попадания в ДТП. «Необходимо использовать и статистику ГИБДД. Если человек — злостный нарушитель ПДД, то и страховка у него должна быть дороже», — уверен представитель ЦБ.

      Смотрите еще:  Льготы ветеранам труда в 2019 году: изменения и новости. Будет ли отменены льготы ветеранам труда