Каким образом в соответствии с действующим законодательством в некоммерческих партнерствах должны быть оформлены сделки с заинтересованностью? Какой орган должен давать одобрение. Федеральный закон n 7-фз о некоммерческих организациях

Каким образом в соответствии с действующим законодательством в некоммерческих партнерствах должны быть оформлены сделки с заинтересованностью? Какой орган должен давать одобрение?

Ответ: Некоммерческие организации образуются и действуют на основании устава НКО и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Учитывая, что процедура заключения сделки с заинтересованностью в Законе N 7-ФЗ детально не прописана, применяются общие положения законодательства и устав партнерства.

Следовательно, уставом некоммерческого партнерства должна быть предусмотрена процедура одобрения сделки с заинтересованностью. В нем партнерство должно обозначить круг лиц, признаваемых заинтересованными, определить орган, осуществляющий одобрение сделки с заинтересованностью, и порядок уведомления данного органа о заинтересованности. Причем органом, осуществляющим одобрение сделки с заинтересованностью, может быть как орган управления некоммерческой организацией (общее собрание), так и орган надзора.

Обоснование: В соответствии со ст. 27 Закона N 7-ФЗ для целей данного Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

— оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки;

— сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований данной статьи, может быть признана судом недействительной.

Особо обращаем внимание на то, что в соответствии с указанной статьей Закона N 7-ФЗ заинтересованным лицом могут быть признаны руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, лица, входящие в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью. При этом процедура заключения сделки с заинтересованностью в Законе N 7-ФЗ детально не прописана: если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки; сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью.

Учитывая, что некоммерческие организации образуются и действуют на основании устава НКО и федерального законодательства, в случае если правовыми нормами тот или иной вопрос не урегулирован, применяются общие положения законодательства и устав партнерства.

Следовательно, процедура одобрения сделки с заинтересованностью должна быть прописана в уставе НКО, актах некоммерческого партнерства.

В соответствии со ст. 29 Закона N 7-ФЗ высшим органом управления некоммерческого партнерства в соответствии с его учредительными документами является общее собрание членов некоммерческого партнерства.

Согласно ст. 30 Закона N 7-ФЗ исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Однако в Законе N 7-ФЗ о специальных надзорных органах некоммерческого партнерства не упоминается, не упоминается об этом и в других правовых актах. Что не мешает в силу прямого упоминания в законе некоммерческим партнерствам самостоятельно принимать решение об учреждении в партнерстве надзорных органов, деятельность которых регулируется внутренними (локальными) актами партнерства. При отсутствии надзорных органов в партнерстве их функции может выполнять общее собрание членов партнерства.

Таким образом, уставом, актами некоммерческого партнерства должна быть предусмотрена процедура одобрения сделки с заинтересованностью. В таких документах партнерство должно обозначить круг лиц, признаваемых заинтересованными, определить орган, осуществляющий одобрение сделки с заинтересованностью, и порядок уведомления данного органа о заинтересованности уполномоченного лица. Причем органом, осуществляющим одобрение сделки с заинтересованностью, может быть как орган управления некоммерческой организацией (общее собрание), так и орган надзора.

Отклонение или уклонение от установленной процедуры одобрения сделки может повлечь признание сделки недействительной в рамках судебного процесса.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Планируется создание физическим лицом автономной некоммерческой организации (далее — НКО) с целью осуществления деятельности — предоставление услуг в сфере культуры.
Какова процедура регистрации НКО с организационно-правовой формой «автономная некоммерческая организация» в сфере культуры, а также обязательные сведения, необходимые для включения в учредительные документы?

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ, далее — Закон о некоммерческих организациях).
Автономной некоммерческой организацией (далее — АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. АНО может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов (ч. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
НКО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее — Закон о госрегистрации) с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации НКО (ч. 1 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
Решение о государственной регистрации (об отказе в регистрации) НКО принимается Министерством юстиции РФ (далее — Минюст) или его территориальным органом (ч. 1 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях; Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании НКО осуществляется Федеральной налоговой службой (далее — ФНС) на основании принимаемого Минюстом (территориальным органом) решения о регистрации (ч. 3 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях; постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Документы, необходимые для регистрации, представляются в Минюст или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании НКО. К таким документам отнесены:
1) заявление по форме N Р11001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов.
Заявителем при создании юридического лица может выступать учредитель (учредители), либо руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, а также иное физическое лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пп. «б», «в» и «д» п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, письмо ФНС России от 14.05.2014 N СА-4-14/9238);
2) учредительные документы НКО в трех экземплярах.
Для АНО, учредителем которой является гражданин, таким документом является устав (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Требования к уставу НКО установлены п. 2 ст. 123.24 ГК РФ и ст. 14 Закона о некоммерческих организациях.
Устав АНО должен содержать сведения о:
— наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация» и указание на характер ее деятельности (Законом также могут быть установлены определенные требования (запреты) к использованию некоторых слов, указывающих на род деятельности, в наименовании юридического лица);
— месте нахождения;
— предмете и целях ее деятельности (основной целью деятельности не может быть извлечение прибыли);
— составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
— филиалах и представительствах;
— источниках формирования имущества НКО;
— порядок внесения изменений в устав, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО и иные положения, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами;
3) решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины.
Это может быть платежное поручение с отметкой банка, квитанция, выдаваемая плательщику банком. Вместе с тем такие документы могут не представляться, если информация об уплате государственной пошлины содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (п. 3 ст. 333.18 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, пп. 2 п. 30 и п. 47 Административного регламента, смотрите также разъяснения специалистов ФНС России).
Госпошлина уплачивается в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 4000 рублей;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО.
Минюст (его территориальный орган) при отсутствии установленных ст. 23.1 Закона о неко
ммерческих организациях оснований для отказа (приостановления) в регистрации не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о регистрации и направляет в ФНС сведения и документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ.
ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст (его территориальный орган). Минюст (его территориальный орган) не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от ФНС выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Червинская Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

7 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Федеральный закон n 7-фз о некоммерческих организациях

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Необходимо изменить наименование автономной некоммерческой организации.
Какие необходимы документы для внесения изменений и каков порядок действий?

В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) учредительным документом автономной некоммерческой организации (далее — АНО) является устав. Данный документ, помимо прочего, должен содержать наименование некоммерческой организации, включающее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Соответственно, изменение наименования организации потребует внесения изменений в ее устав.
Данные изменения вносятся коллегиальным высшим органом управления (п.п. 3 и 4 ст. 14, п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ): принимается соответствующее решение, утверждаются сами изменения в устав либо устав в новой редакции (указанные действия могут быть оформлены одним протоколом).
В соответствии с п. 6 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. При этом согласно п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
В свою очередь, п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Регистрирующим органом в данной ситуации выступает территориальный орган Министерства юстиции РФ.
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-6/[email protected]), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с этой нормой и с учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе АНО необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), следующие документы:
— заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]; если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
— решение (протокол) о внесении изменений в устав АНО;
— изменения, вносимые в устав АНО, либо устав в новой редакции — в 2 экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
— документ об уплате государственной пошлины (в размере 800 руб. — подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
На основании этих документов производится государственная регистрация соответствующих изменений в уставе АНО и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Заявителем в данном случае выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа АНО или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени организации.
При заполнении заявления формы N Р13001 необходимо руководствоваться Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (утверждены Приказом N ММВ-7-6/[email protected], далее — Требования), в частности разделом I «Общие требования к оформлению представляемых документов» и разделом V «Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001)» указанных Требований.
Отметим, что уведомлять о внесении изменений в устав автономной некоммерческой организации ФСС РФ и ПФР не требуется. Соответствующую информацию они получают через систему межведомственного взаимодействия (п. 9 ст. 6 Закона N 129-ФЗ, а также раздел III приказа Минфина России от 18.02.2015 N 25н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра ю
ридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам»).

Смотрите еще:  Оформление возврата 13 процентов с покупки квартиры в 2019 году. Возврат 13 процентов за покупку квартиры в 2019

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2019 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Особенности некоммерческих организаций.

Могут создаваться в любых формах, которые предусмотрены Гражданским кодексом и другими законами.

Вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами.

Вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению поставленных целей.

Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Наряду с вышеперечисленными, социально ориентированными могут признаться и другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Таковыми эти виды деятельности могут признаваться федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», СОНКО имеют право называться следующие образования: Объединения юр. лиц. Религиозные организации. Автономные некоммерческие объединения. Общественные организации. Казачьи общества. Фонды некоммерческого партнерства. Общины малочисленных и коренных народов РФ.

Такие организации в нашей стране заняты: 25,4 % (более 11 тыс. учреждений) — образование, наука, просвещение. 21,9 % (около 9,6 тыс. учреждений) — социальная поддержка и защита населения. 17,9 % (более 7,8 тыс. учреждений) — спорт, физическая культура. 14,7 % (более 6,4 тыс. учреждений) — патриотическое, военно-патриотическое воспитание.

В долях от 13 % до 4 % распространены следующие виды деятельности: Благотворительность. Здравоохранение, пропаганда здорового образа жизни. Искусство и культура. Духовное развитие граждан. Льготная или безвозмездная юридическая помощь, правовая защита населения. Повышение качества жизни пожилых граждан. Соц. адаптация инвалидов. Поддержка материнства, профилактика сиротства.

Деятельность СОНКО Помощь гражданам от муниципальной программы СОНКО выражается в основном в следующем: Социальные услуги. Благотворительность в натуральном виде. Благотворительность в денежной форме. Льготная, безвозмездная юридическая поддержка. Источники пополнения бюджета и развития СОНКО следующие: Прибыль от реализации собственных товаров, оказания услуг, выполнения работ. Гранты от физических лиц, некоммерческих организаций. Поступления от коммерческих фирм. Выделения из госказны, внебюджетных фондов РФ. Гранты от зарубежных государств, иностранных граждан, компаний.

Помощь СОНКО ПО ФЗ №7 помощь социально ориентированным некоммерческим организациям населению может выражаться в следующем: Консультационная, имущественная, информационная, денежная поддержка. Помощь в обучении и подготовке сотрудников СОНКО. Представление организации ряда льгот по уплате налогов и других сборов. Осуществление закупок товаров, услуг, работ для муниципальных и госнужд. Представление лицам, оказывающим поддержку СОНКО, налоговых льгот. От муниципальных образований, субъектов РФ — субсидии, ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета. Передача во владение или пользование муниципального или государственного имущества. Но только для использования в определенных целях.

Виды некоммерческих организаций.

1) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Цели создания: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные.

Нет членства и участников

Ликвидация только по суду

Устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом

Надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)

2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Цели создания — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.

Учредители теряют право на переданное имущество

Осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано

Учредители вправе пользоваться услугами организации наравне с другими

3) Союзы и Ассоциации – объединение юридических лиц и (или) граждан.

Цели создания — представление и защиты общих имущественных интересов.

Члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам

При выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение двух лет

Члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

4) Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ путем принятия федерального закона на основе имущественного взноса.

Цели создания — осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Для создания не требуется учредительных документов

5) Частные учреждения – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом).

Цели создания — осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества

6) Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства.

Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Объединение паевых взносов членов

Члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

7) Общины коренных малочисленных народов РФ – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому принципам.

Цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы

Члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества

8) Общественные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов в установленном законом порядке.

Цели создания – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей.

Считаются созданными с момента учредительного собрания

Могут существовать без государственной регистрации

Приобретают статус юридического лица с момента регистрации

Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы

Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

9) Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов.

Цели создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей.

10) Казачьи общества – форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов.

Цели создания — возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано

Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества

11) Государственная компания – некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов.

Цели создания — оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании.

Сводная таблица с видами и особенностями некоммерческих организаций.

Может преобразоваться в

Дополнительные норм. акты

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

— нет членства и участников
— ликвидация только по суду
— устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
— надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)

безотзывная копилка с имуществом для использования в некоммерческих целях

Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ

«О центрах исторического наследия президентов российской федерации, прекративших исполнение своих полномочий»

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности….»,

Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Автономная некоммерческая организация

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

— нет членства
— учредители теряют право на переданное АНО имущество
— осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
— учредители вправе пользоваться услугами АНО наравне с другими

похожа на фонд, но создана для осуществления видов деятельности: третейские суды, учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности

Некоммерческие партнерства (далее НП)

Основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей

— основана на членстве
— осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано, за исключением саморегулируемых организаций
— члены передают часть своего имущества в собственность НП
— член партнерства может быть исключен из него, за исключением саморегулируемой организации
— члены получают часть своего имущества в пределах вклада, за исключением членских взносов, при выходе из состава НП или при ликвидации НП, кроме саморегулируемой организации

— фонд
— АНО
— хозяйственное общество

администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии,

садоводческие, дачные и огороднические партнерства, саморегулируемые организации, коллегии адвокатов

Союзы или Ассоциации (коммерческих организаций)

Объединения коммерческих организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

— членами Союзов могут быть только коммерческие организации
— не вправе вести предпринимательскую деятельность
— члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
— при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет
— члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

— фонд
— АНО
— хозяйственное общество
— товарищество
— некоммерческое партнерство

форма объединения коммерческих организаций

Союзы или Ассоцииации (некоммерческих организаций)

Объединения некоммерческих организаций.

— членами Союзов могут быть только некоммерческие организации
— не вправе вести предпринимательскую деятельность
— члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
— при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет
— члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

форма объединения некоммерческих организаций

Государственная корпорация (ГК)

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

— нет членства
— для создания не требуется учредительных документов
— ст. 7.1. содержит требования к закону в соответствии с которым ГК создается

создает государство для больших проектов (вместо министерства) Ростехнологии, Росатом, Нанотехнологии и др.

Смотрите еще:  Амнистия и иск. Амнистия и иск

Частные учреждения (ЧУ)

Некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

— имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
— государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным Учреждением.
— частные и бюджетные Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества

благотворительные учреждения, образовательные учреждения, ВУЗы, музеи, библиотеки, Академии наук, юридические консультации

Федеральный закон «Об автономных учреждениях»

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

— объединение паевых взносов членов
— члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса
— члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

потребительские общества, жилищно-, дачно-, гаражно-строительные, а также жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические и иные кооперативы.

N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»

N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»

ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации . »

Общины коренных малочисленных народов РФ

Признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

— осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
— члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»

Общественные объединения

Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

— считаются созданными с момента учредительного собрания
могут существовать без государственной регистрации
— приобретают статус юридического лица с момента регистрации
— учредителями могут быть только юридические лица общественные организации или физические лица
— не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
— вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

— не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
— вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

— казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
— казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
— имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества

Федеральный закон 05.12.2005 ФЗ 154ФЗ «О государственной службе российского казачества»

Не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании

Федеральный закон от 17.07.2009 № 145ФЗ «О гос. компании «Российские автомобильные дороги»

+ к вышеперечисленным:

Виды некоммерческих организаций:

Автономная некоммерческая организация.

Адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация).

Ассоциация и союз (в том числе биржевой).

Государственное и муниципальное автономное, бюджетное и казённое учреждение.

Национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник.

Кондоминиум, ТСЖ, ЖК, ГК.

Общественное объединение (Политическая партия, общественная организация (в том числе инвалидов), общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, Профсоюз).

Общество взаимного страхования.

Объединения юридических лиц.

Община коренных малочисленных народов.

Потребительские кооперативы (в том числе Кредитный потребительский кооператив (граждан, первого и второго уровня), Сельскохозяйственный потребительский кооператив (перерабатывающий, сбытовой (торговый), обслуживающий, снабженческий, садоводческий, огороднический, животноводческий), Жилищный накопительный кооператив.

Религиозная организация /объединение (религиозная организация (местная и централизованная), религиозная группа).

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Учреждение (в том числе частное).

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

Реестры СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры).

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

В целях автоматизации деятельности органов государственной власти в области реализации государственной политики по поддержке СОНКО на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения сведений о лучших практиках деятельности СОНКО, информационного и методического сопровождения деятельности СОНКО на государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная http://nko.economy.gov.ru/

Большое внимание информационной поддержке некоммерческих организаций уделяется общественной палатой Российской Федерации. Так, в Общественной палате Российской Федерации (http://oprf.ru) 9.12.2016 прошла IX конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», направленная на распространение эффективных технологий работы некоммерческих организаций и лучших практик их привлечения к оказанию услуг в социальной сфере. В рамках конференции эксперты обсудили проблемы, связанные с обеспечением доступа НКО к бюджетным средствам и выходом третьего сектора на рынок социальных услуг.

С материалами, освещающими тему доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а также с примерами привлечения СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере можно ознакомиться на Портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов.

Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «не распределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов: закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Смотрите еще:  Требования пнаэ. Требования пнаэ

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Как создать некоммерческую организацию: НКО

Существуют определенные правила регистрации, учреждений, организаций, общественных объединений, кооперативов на территории России.

Для создания некоммерческой организации вам будет необходимо подготовить пакет документов, установленный 7-ФЗ — Федеральным законом «О некоммерческих организациях», и подать его в уполномоченный орган для регистрации.

Регистрация представляет собой анализ документов, принятие решения о регистрации, внесение сведений о новой некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В среднем на регистрацию уходит менее месяца.

заявление о создании некоммерческой организации;

три экземпляра учредительных документов;

решение учредителей о создании некоммерческой организации;

сведения об учредителях;

квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию;

сведения об адресе постоянно действующего органа некоммерческой организации.

Пример социальных некоммерческих организаций: СО НКО

Предоставляю Вам актуальный список СО НКО осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области в 2017 г.:

Автономная некоммерческая организация социальной поддержки семьи «СЕМЬЯ»

Автономная некоммерческая организация «Центр помощи населению «Солнечный дом»

Автономная некоммерческая организация «Речевой центр «Дискурс»

Автономная некоммерческая организация «Крылатые качели»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания «Милосердие»

Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населению «Золотая осень»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Забота»

Благотворительный Фонд поддержки русской культуры «Соборникъ»

Волгоградский областной общественный благотворительный фонд «Дети в беде»

Межрегиональная благотворительная общественная организация «Комитет по защите гражданских прав»

Межрегиональная общественная организация «Центр семейного права»

Межрегиональная общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Опора»

Филиал «Живое сердце» Фонда содействия развитию муниципального образования город Волгоград «Живой город»

Волгоградская региональная общественная организация «ЛУЧ» по оказанию социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья

Волгоградское региональное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд»

Автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания населения «ДОВЕРИЕ»

Alisa Психолого-консультативный центр (не зарегистрированное название), юридическое ИП Мануйлова Л.В.

Межрегиональная общественная организация «Кредитный правозащитник»

Общественная организация «Волгоградский областной Союз женщин»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Территория добра»

Волжский общественный благотворительный фонд «Дети в беде»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «БлагоДать»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания «Интеграция»

Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Содействие»

Источники финансирования: для НКО, учредитель которых государство – государственный бюджет; для негосударственных — заемный капитал, выручка от коммерческой (предпринимательской) деятельности (но с ограничениями); инвестиции, пожертвования. Многие НКО (чаще всего — товарищества собственников) ведут свою деятельность только на членские взносы и не обращаются к иным источникам финансирования. Возможно также финансирование за счет средств грантов (включая государственные). Многие НКО (например, научные, культурные организации) ведут свою деятельность только на гранты и не обращаются к иным источникам финансирования.

Регистрация НКО в 2019. Правила и сроки регистрации некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (НКО) не имеют в ходе своего функционирования цели получить прибыль. Они отличаются от других хозяйствующих субъектов своей нестандартностью, разнообразием видов. На практике бывает сложно подобрать подходящую под конкретное направление деятельности форму. Важно грамотно подготовить учредительные документы, Устав и пройти регистрационные мероприятия. Расскажем в статье, как происходит регистрация НКО, в какие сроки.

Условия регистрации некоммерческих организаций

Основным документом, регламентирующим создание и работу НКО, является Закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 (далее — Закон). Учредителями НКО могут быть дееспособные лица или организации. Участниками объединения не могут быть:

Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, пребывание которых в РФ по закону является нежелательным;

Лица и организации, причастные к экстремизму или терроризму;

Религиозные объединения, работа которых временно прекращена в связи с подозрением в экстремизме;

Лица, не соответствующие выдвигаемым требованиям законодательства к учредителям.

При создании общественных организаций требуется не менее трех учредителей, для ассоциаций и союзов — двух, для автономных НКО — одного.

Протокол о создании объединения необходим при регистрации. В нем содержатся данные об учредителях, рабочих органах, суть принятых решений, итоги голосования, данные об источниках образования активов, подписи ответственных лиц. Основной учредительный документ — это Устав. Он содержит сведения о названии НКО, организационно-правовой форме (ОПФ), адресе, целях работы, правах, обязанностях членов, порядке образования активов, их распределения при ликвидации и т. д.

Виды деятельности по Уставу должны соответствовать указанным в заявлении на регистрацию. Два экземпляра из трех, подаваемых в Минюст, должны пронумеровываться, прошиваться, на обороте последнего листа необходимо приклеить бумажку с подписью учредителя. Читайте также статью: > «Особенности регистрации ассоциаций, ведение отчетности и бухучета».

Пошаговая инструкция по регистрации

После госрегистрации НКО наделяется правами юридического лица. Она может осуществлять хозяйственную деятельность и обязана отчитываться по ее результатам. Вопросы учета находятся в компетенции территориальных отделений министерства юстиции РФ. Также данная структура занимается проблемами реорганизации и ликвидации.

Данная организация вправе вносить изменения в уставные бумаги некоммерческого объединения, включать сведения об НКО в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).Процедура регистрации НКО включает несколько этапов.

Шаг 1. Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Шаг 2. Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Пример. Подтверждение адреса НКО. Юридический адрес объединения может подтверждаться гарантийным письмом собственника помещения следующего содержания:

И. И. Иванов гарантирует предоставление помещение для работы постояннодействующего исполнительного собрания НКО «Темп». Оно находится по адресу г. Москва, ул. Кременчугская, 55. Помещение принадлежит мне на праве собственности: свидетельство I – ОБ № 123547 от 18.05.2007.

Приложение: копия свидетельства I – ОБ № 123547 от 18.05.07.

Шаг 3. Выбор наименования для НКО

По законодательству РФ название НКО должно содержать ссылку на правовую модель и вид деятельности. Главным является соответствие формы НКО и направления деятельности. Правильное указание этих данных влияет на положительное решение о постановке объединения на учет.

Шаг 4. Составление Устава организации

Данный документ должен содержать следующие сведения:

Порядок вступления и выхода учредителей;

Источники образования имущества и распоряжение им;

Порядок внесения поправок в учредительные бумаги;

Обстоятельства реорганизации и закрытия;

Схему созыва и проведения собраний участников;

Шаг 5. Подача заявления для регистрации

Документ имеет типовую форму Р11001. Бланк есть в интернете, можно воспользоваться специальной программой на сайте налоговой. Заявление пишется в двух экземплярах, один из которых заверяется у нотариуса. Копии регистрирующий орган не принимает. Затем заявление передается в уполномоченный орган. При наличии ошибок и неточностей в регистрации откажут.

Шаг 6. Оплата государственной пошлины

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. Ее размеры для разных форм НКО приведены в таблице.

НКО

Сумма, рублей

Политические партии и их региональные отделения

Общероссийские организации инвалидов и их подразделения

Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций

Внесение данных в госреестр микрофинансовых организаций

Пошлину можно оплатить в любом банке. Реквизиты есть в Минюсте или на его официальном сайте. В квитанции на уплату пошлины должны фигурировать данные того лица, которое будет подавать документы на регистрацию.

Последующие шаги выглядят так:

Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе.

Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.

Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.

Открытие счета. Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Способы регистрации НКО

Некоммерческое объединение может создаваться двумя способами: регистрацией нового или реорганизацией существующего (ст. 13 Закона). При регистрации НКО путем реорганизации процедура более длительная, чем при обычной регистрации нового объединения. Сначала в Минюст подается уведомление о реорганизации формы Р12003 и соответствующее решение. Бумаги сдают в 2 экземплярах. Сведения о реорганизации НКО должна дважды опубликовать в СМИ. Читайте также статью: > «Способы и формы реорганизации некоммерческих организаций».

Через 3 месяца после записи в ЕГРЮЛ о реорганизации представитель объединения подает на регистрацию пакет документов:

Заявление (2 экз.);

Учредительные бумаги (3 экз.);

Договор о слиянии, присоединении (2 экз.);

Акт передачи или разделительный баланс (2 экз.);

Квитанцию об уплате пошлины (кроме присоединения);

Документ о представлении сведений о страховых взносах и стаже (необязателен).

Сравнение двух вариантов образования НКО приведено в таблице.

Показатель

Создание

Реорганизация

Методические рекомендации, утв. Приказом № 108 от 01.06.07.

Слияние, разделение, выделение, пр6еобразование

1 этап — регистрация

2 этапа — реорганизация и регистрация

НКО считается реорганизованной с даты регистрации вновь созданного объединения.

Документы, необходимые для регистрации

Бумаги должны быть переданы в Минюст в течение 3 месяцев со дня решения о создании НКО. Перечень документов приведен в таблице (п. 5 ст. 13.1 Закона).

Наименование документа

Число экземпляров/копий

Решение о создании

Сведения об участниках

Квитанция на пошлину

Данные об адресе

Если название объединения содержит имя человека, символы, относящиеся к интеллектуальной собственности РФ, наименование иной организации, то нужно представить документы на право использования названия. Иные бумаги Минюст не вправе требовать при регистрации объединения.

Перерегистрация некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов.

Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Пример. Пошлина за перерегистрацию

РОО «Федерация бокса» сменила юридический адрес. Впервые организация регистрировалась в 2014 году и платила госпошлину в размере 4 000 рублей. При перерегистрации нужно заплатить следующую сумму:

4 000 * 20% = 800 р.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

Отказ в регистрации — по каким причинам

Минюст может отказать в регистрации НКО по основаниям (ст. 23.1 Закона):

Поданные документы идут вразрез с Конституцией и законами РФ;

Существует объединение с аналогичным наименованием;

Название является оскорбительным по отношению к нравственности, национальности, религии граждан;

Представлен неполный пакет документов;

Учредитель НКО не вправе занимать данную должность по закону;

Решение о реорганизации, изменении учредительных бумаг принимало неуполномоченное на то лицо;

Установлена недостоверность представленной информации;

Заявитель не исправил ошибки, из-за которых регистрация ранее была приостановлена.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

При отказе в регистрации представители НКО могут согласиться с данным решением. В этом случае они вправе устранить указанные недочеты и вновь подать бумаги в том же порядке. При несогласии с отказом можно написать жалобу в вышестоящую инстанцию или подать в суд для обжалования принятого Минюстом решения.

Сроки оформления всех документов

При отсутствии оснований для отказа Минюст принимает окончательное решение в течение 14 дней с момента получения документов. При положительном исходе регистрирующая структура направляет бумаги в налоговую инспекцию. Здесь данные вносятся в ЕГРЮЛ в течение 5 рабочих дней.

На следующий день налоговая сообщает об этом в Минюст. Последний в течение 3 дней информирует зарегистрированную НКО о возможности получить регистрационное свидетельство. Читайте также статью: > «Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто вправе быть учредителем военного ВУЗа?

Только Правительство РФ.

Вопрос №2. Кто управляет НКО?

Высшим управляющим органом является съезд либо общее собрание.

Вопрос №3. По каким причинам банк может отказать в открытии счета?

Это возможно в случае, если НКО не расположена по заявленному адресу либо на него зарегистрировано несколько иных организаций. При этом банк вправе требовать подтверждающие документы, например, договор аренды, свидетельство. Также он может провести выездную ревизию адреса НКО.

Вопрос №4. В какие сроки нужно уведомить налоговую об открытии счета?

С мая 2014 года оповещать инспекцию об открытии счета не нужно.

Вопрос №5. Может ли госслужащий стать учредителем НКО?

Может. Для данных лиц существуют ограничения на занятие предпринимательством. Согласно Закону о госслужбе в РФ, они не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, находиться в руководстве коммерческих структур. Закон не запрещает им быть учредителями НКО.

Итак, процедура регистрации НКО достаточно трудоемкая. Она требует своевременного обращения в Минюст и грамотного составления необходимых документов. После получения свидетельства объединение может приступать к ведению деятельности. Важно следить за изменениями законодательства, знать свои права и обязанности.