К чему приведет разрыв базовых договоров между Россией и Украиной. Договор о правовой помощи между рф и сша

К чему приведет разрыв базовых договоров между Россией и Украиной

Долгий путь к расторжению

Украинский парламент в среду прекратил действие Договора о дружбе и сотрудничестве с Россией, ратифицированного в январе 1998 года. За денонсацию соглашения проголосовало 277 народных депутатов, против — 20.

Не голосовали — 34. В частности, не присутствовала на голосовании лидер партии «Батькивщина» и главный кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко. Украинские депутаты обратили внимание, что Тимошенко отсутствует во время всех голосований по принятию важных антироссийских решений.

В парламенте отметили, что прекращение действия Договора освобождает Украину от любого обязательства по его выполнению, не влияя при этом на права, обязательства или правовое положение, возникшие в результате его выполнения. Несколькими днями ранее, 3 декабря, в МИД Украины заявили, что новый договор о дружбе и сотрудничестве с Россией будет заключен только тогда, когда последняя возместит все убытки, причиненные агрессией против Украины.

Действие договора, по решению Рады, будет прекращено лишь с апреля 2019 года. В целом же украинские политики не спешили его разорвать. Президент Петр Порошенко еще 28 августа поручил МИД Украины подготовить пакет документов для начала процедуры расторжения договора. Он назвал договор «анахронизмом» и напомнил, что для Киева важно добиться экономической и энергетической независимости от Москвы. «Мы продолжаем нить за нитью рвать ту паутину, которой русский царизм, а позже красный большевизм долгие века методично опутывали свободолюбивую украинскую душу», — заявил Порошенко.

Но тогда его главным предложением было законодательно закрепить ориентацию Украины на вступление в ЕС и НАТО. Украинские политики на этом и сосредоточились: каждый старался доказать, что он более проевропейский, чем сам Порошенко.

17 сентября президент Украины подписал указ о прекращении Договора о дружбе. Но это тоже не имело особого резонанса.

К теме вернулись только после инцидента в Керченском проливе 25 ноября и введения в части Украины военного положения. Порошенко внес соответствующий законопроект 3 декабря, назвав документ «неотложным».

Договор о дружбе, который назвали «Большим договором», был подписан тогдашними президентами двух стран Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным 31 мая 1997 года. Страны официально признали границы друг друга и закрепили принципы стратегического партнерства и уважения территориальной целостности. Документ включает 41 пункт, в которых Киев и Москва дали друг другу ряд гарантий. Например, договор гласит, что стороны «обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории». Кроме того, Москва и Киев договорились развивать «равноправное и взаимовыгодное» сотрудничество в экономике, воздерживаясь от нанесения друг другу экономического ущерба, и обеспечивать свободу транзита через территории друг друга.

И в Москве, и в Киеве сейчас пытаются просчитать, какой эффект расторжение договоров для обеих стран будет иметь в ближайшее время и долгосрочной перспективе. На договор опиралось немало экономических и социальных соглашений с Россией: взаимное признание пенсий, дипломов, решений судебных органов, соглашения о сотрудничестве во многих областях.

«Будут такие последствия, как проблемы с юридическим статусом граждан Украины, находящихся на территории России, и граждан РФ на территории Украины, — цитирует ТАСС эксперта Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олега Неменского, — У нас украинцев миллионы, нужно будет придумать какие-то юридические способы облегчить для них последствия. России невыгодно ухудшать юридические условия для украинцев, которые пребывают на территории России, будут придуманы компенсационные меры, сильных последствий это иметь не будет».

Отсутствие официального признания Россией границ с Украиной сильно помешает ей в переговорах с НАТО и ЕС: эти структуры требуют иметь границы, признанные соседями. У НАТО и ЕС появится дополнительный аргумент для отказа Украине в интеграционных перспективах.

«Отказавшись продлевать Договор о дружбе и сотрудничестве с РФ, Украина потеряет очень многие юридические возможности на будущее — ведь это был рамочный договор, на базе которого уже прописывались разные механизмы работы транспорта, пограничного и таможенного контроля, торговых и прочих договоренностей, — сказал в комментарии для «Открытых медиа» Микола Ривницкий, доцент кафедры политических наук Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. — А значит, далее двусторонние отношения будут регулироваться базовыми нормами международного права. В каждом конкретном случае, по каждому аспекту взаимоотношений, это будет иметь свои последствия. Просчитать их сегодня не возьмется ни один юрист. Но я уверен, что, например, станет сложнее судиться из-за газа в Стокгольмском арбитраже и в судах Лондона».

Ранее глава украинского МИД объяснял, что Киев не спешил с расторжением Договора о дружбе потому, что он «работал» на Украину во всех международных судебных тяжбах Киева, включая Стокгольмский арбитраж.

Впрочем, в МИД Украины уверены, что прекращение Договора о дружбе не повлияет на ход судебных процессов против РФ, которые сейчас рассматриваются в международных судах. «Поскольку все судебные процедуры, необходимые для регистрации наших исков, завершены, этот документ утратил ту ценность, которую имел прежде», — сказал на парламентских слушаниях замглавы МИД Василий Бондарчук.

Политические последствия

«Главные политические аргументы против расторжения Большого договора были такими: в нем Крым и Донбасс признаются украинскими территориями, то есть это важная правовая основа территориальной целостности Украины и основанием для обращения в международные суды в случае чего. Если мы отказываемся от договора, Москва это может трактовать так, что Украина отказывается от прав на Крым и Донбасс. Вдовесок можем получить обвинения в срыве мирных переговоров по Минским соглашениям, — считает специалист адвокатского бюро «Теремчук и партнеры» Вадим Лукинов. — В свою очередь, для России договор был доказательством отсутствия конфликта. Действующий договор с Украиной о дружбе был для Москвы формальным доказательством, что между странами нет конфликта. Дескать, Крым изменил свой статус благодаря «всенародному референдуму», а в Донбассе вообще идет гражданская война между украинцами. После денонсации Большого договора Россия становится беззащитна перед претензиями мирового сообщества в свой адрес».

С ним не согласен киевский юрист-международник Сергей Панченко: «Расторжение Договора о дружбе никак не повлияет на права и обязательства Украины, возникшие в период его действия. То есть все международные иски к России, связанные с нарушением ею действовавшего Договора, остаются в силе. А все разговоры о том, что границы между Украиной и Россией были прописаны только в «большом договоре», и что его расторжение лишит Украину правовых оснований для борьбы за возврат Крыма и оккупированной части Донбасса полностью лишены оснований».

Наконец, один из важнейших тезисов расторгаемого договора, — неразмещение на своей территории военных объектов, враждебных Украине или России. Здесь прямая увязка с НАТО, и теперь Украина сможет совершенно спокойно приглашать к себе военных Альянса на постоянной основе.

Разрыв других договоров

Еще 3 сентября глава украинского МИД Павел Климкин заявил: «Мы должны в корне пересмотреть всю договорно-правовую базу с Россией. То, что мы сейчас делаем в рамках СНГ, этот анализ готовится… есть соответствующая координация. То же самое должно быть с Россией».

По его словам, это невозможно сделать «одним моментом». «Но это будет сделано, поскольку мы не можем держаться на той договорно-правовой базе, которая была в предыдущей реальности. Будут в ближайшее время и дальнейшие шаги, я их сказать не могу», — добавил Климкин.

В декабре, при внесении законопроекта о разрыве Договора о дружбе, Климкин напомнил, что готовится проект расторжения и других соглашений: «У нас есть внутренний план, как и когда мы будем это делать. Но если мы этот план объявим уже сейчас, то Россия использует это против нас в судебных процессах».

В качестве примера министр привёл договор с Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года. «Договор касательно Азова, конечно, не будет работать в будущем. Когда мы это сделаем? Это вопрос чёткой стратегии», — сказал Климкин.

По мнению Шевченко, Киев не случайно не торопится с разрывом этого соглашения. Если Украина расторгнет договор с Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года, это ударит по самому Киеву, поскольку окончательно развяжет российским военным руки в Азовском море. После ноябрьского «морского боя» Керченский пролив был практически закрыт для прохода судов по украинским флагом и лишь на днях он был разблокирован.

Простое решение: почему США предпочитают выходить из невыгодных международных соглашений

Советник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон объявил, что США выходят из двух международных соглашений. Поводом стало обращение Палестины и Ирана в Международный суд с жалобой на политику Вашингтона. Международный суд ООН удовлетворил иск Тегерана, предписав американской стороне не вводить санкции против Ирана в сферах гуманитарной помощи и безопасности гражданской авиации.

Чтобы не выполнять решения суда, Вашингтон вышел из Факультативного протокола об обязательном разрешении споров к Венской конвенции 1961 года и договора о дружбе с Ираном 1955 года.

Однако это далеко не первый случай, когда Соединённые Штаты просто покидают международные соглашения, чтобы не выполнять их условия.

Ещё в начале своей президентской кампании Дональд Трамп заявил, что выведет США из Парижских соглашений по климату, соглашения по Транстихоокеанскому партнёрству и договора о зоне свободной торговле (NAFTA). Первые два обещания Трамп выполнил, а договор о NAFTA под давлением его администрации был пересмотрен на более выгодных для США условиях.

  • США разрывают договоры из-за «политизированных и необоснованных» обвинений Международного суда ООН

«Часть политической традиции»

В беседе с RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулёв заявил, что в отношении своих международных обязательств Вашингтон придерживается двух фундаментальных правил: сохранение глобального доминирования и защита национальных интересов. В связи с этим Соединённые Штаты позволяют себе игнорировать даже императивные нормы международного права.

«Существуют десятки примеров, когда США пересматривали международные соглашения, отказывались отвечать перед международными судебными инстанциями, развязывали войны в обход Совбеза ООН. Может показаться, что именно при Трампе это вошло в привычку. Но это не так. Подобное поведение — часть политической традиции, которую соблюдали все постояльцы Белого дома», — подчеркнул Рогулёв.

По словам политолога, яркий пример типичного отношения Соединённых Штатов к международному праву — недавние угрозы Трампа и постпреда Никки Хейли в адрес ООН. Рогулёв пояснил, что в Вашингтоне вполне искренне недоумевают, как всемирная организация может не поддерживать инициативы США, получая при этом американские деньги (Соединённые Штаты являются основным донором ООН. — RT).

Смотрите еще:  Почему ипотека на долгий срок. Где выгоднее оформить ипотеку

Также собеседник RT обратил внимание на то, что Вашингтон готов выходить из международных соглашений в угоду текущим предпочтениям главы Белого дома. В частности, Трамп не скрывал своего раздражения ядерной сделкой с Ираном, которую его предшественник Барак Обама называл главной внешнеполитической победой. Помимо этого 45-го президента Соединённых Штатов явно тяготила «излишняя благосклонность» Обамы к Палестине, считает Рогулёв.

«Логика здесь простая — американцы могут пренебречь любыми обязательствами, запретами и предписаниями, если они по тем или иным причинам противоречат государственным интересам. Нежелание США искать компромисс и учитывать чужие мнения во многом стало причиной наблюдаемой сегодня напряжённости в мире», — подчеркнул Рогулёв.

Как отмечают эксперты, история неуважительного отношения США к международным договорам насчитывает уже почти 100 лет.

Версальский договор 1919 года

28-й президент США Вудро Вильсон считается одним из архитекторов Версальского мирного договора между союзниками и кайзеровской Германией. Вильсон заявил, что подписание договора заставит государства «признать Америку спасительницей мира».

Однако участие США в Версальском договоре было встречено сильным сопротивлением со стороны членов конгресса, и в итоге Вашингтон его так и не ратифицировал. Кроме того, разногласия Вильсона с американским парламентом привели к тому, что Соединённые Штаты до 1921 года формально находились в состоянии войны с Германией и прекратившей своё существование Австро-Венгерской империей.

Международная конвенция организации труда 1949 года

Конвенция, предложенная Международной организацией труда, предлагала признать право рабочих на свободу ассоциаций. Этот документ был подписан 154 государствами, включая США, однако из-за опасений распространения коммунизма среди профсоюзных организаций так и не был ратифицирован конгрессом. Во всём мире конвенция вступила в силу в 1950 году.

Женевские соглашения 1954 года

Версальский договор был не единственным соглашением о прекращении боевых действий, который США отказалась подписывать после первоначального согласия. Женевская конференция 1954 года была созвана для того, чтобы положить конец корейской войне. Итоговый документ конференции подписали Советский Союз, Великобритания, Франция, Китай и Вьетнам. Несмотря на то что США участвовали в переговорах и конференции как сторона конфликта, их представители подписывать соглашения отказались.

Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1979 года

Сегодня США известны как государство с самыми широкими взглядами на феминизм и защиту прав женщин. Однако наиболее известный международный договор по этому вопросу так и не был ратифицирован конгрессом. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин CEDAW была подписана от лица Америки президентом Джимми Картером в 1980 году. Однако недовольство конгресса политикой Картера во время энергетического кризиса привело к тому, что документ так и не был ратифицирован.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года

Генеральная ассамблея ООН приняла соглашение о запрете ядерных испытаний в 1996 году, оно было ратифицировано 166 государствами. Этот договор так и не вступил в силу из-за восьми ключевых государств, которые его до сих пор не ратифицировали. В их число входят и США.

Киотский протокол 1997 года

Несмотря на то что Билл Клинтон в 1997 году подписал Киотский протокол, американский сенат принял резолюцию Бёрда — Хагеля, которая фактически заявляла о том, что сенаторы не намерены ратифицировать протокол. Сменивший Клинтона на президентском посту Джордж Буш — младший в 2000 году заявил, что его администрация самым серьёзным образом относится к проблеме изменения климата, однако сам он выступает против подписания Киотского протокола из-за опасения нанести вред американской экономике.

Римский статут Международного уголовного суда 1998 года

Договор о Римском статуте, который регламентировал деятельность Международного уголовного суда, был создан в 1998 году. 42-й президент США Билл Клинтон подписал документ в 2000 году, однако не отправил его на ратификацию конгрессом под предлогом того, что Вашингтону нужно сперва провести наблюдение за тем, как будет идти работа суда. В 2002 году договор вступил в полную силу и был ратифицирован 60 странами. Однако сменивший Клинтона на посту президента Джордж Буш — младший сообщил ООН, что Соединённые Штаты больше не намерены участвовать в работе суда.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН О РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

Подписан 18 января 2005 года в Москве Президентом России В.Путиным и Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым

Российская Федерация и Республика Казахстан, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в частности, принципами территориальной целостности и нерушимости границ, положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года, Декларации между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года, принимая во внимание Совместное заявление Президентов Российской Федерации и Республики Казахстан от 6 июля 1998 года и Протокол относительно намерений по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 12 октября 1998 года,

в целях определения прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан,

договорились о нижеследующем:

В настоящем Договоре под термином «государственная граница» понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Российской Федерации и Республики Казахстан на суше, водах, в недрах и воздушном пространстве.

Начальная точка российско-казахстанской государственной границы определяется отдельным договором между Сторонами.

Государственная граница между Российской Федерацией и Республикой Казахстан проходит так, как это указано в Описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Приложение 1) и изображено сплошной линией красного цвета на Карте государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Приложение 2).

Упомянутые приложения составляют неотъемлемые части настоящего Договора.

Любые естественные изменения русел пограничных рек, ручьев, а также береговой линии водоемов не влекут за собой изменений в положении определенной настоящим Договором государственной границы, если Стороны не договорятся об ином.

Для установления и обозначения в соответствии с настоящим Договором государственной границы на местности, подготовки проектов документов демаркации Стороны образуют на паритетных началах Совместную российско-казахстанскую демаркационную комиссию.

Режим государственной границы определяется отдельными договорами между Сторонами.

Вопросы, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых, эксплуатацией инженерных сооружений, коммуникаций и других объектов инфраструктуры, пересекаемых государственной границей или проходящих по ней, а также вопросы сохранения и использования биологических ресурсов, водопользования и охраны природной среды регулируются отдельными соглашениями.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу со дня обмена ратификационными грамотами.

Совершено в городе Москва 18 января 2005 года, в двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Сообщение пресс-службы Президента России

РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 г.

Двустороннее сотрудничество регулируются обширной договорно-правовой базой (подписано более 300 договоров и соглашений). Базовые российско-казахстанские документы – Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г., Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 г., Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 г.

Двусторонние связи с Казахстаном в экономической сфере развиваются на базе Программы долгосрочного экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан до 2020 г. 4 октября 2016 г. президенты двух стран утвердили План совместных действий России и Казахстана на 2016-2019 гг. – стратегический документ, определяющий первоочередные задачи двустороннего сотрудничества.

Между двумя странами поддерживаются интенсивные политические контакты. Регулярно проводятся телефонные разговоры лидеров двух стран и глав правительств. В 2017 году президенты России и Казахстана виделись 6 раз, главы правительств – 7 раз.

Поддерживаются межпарламентские связи. 24-28 февраля 2019 г. состоялся визит в Москву делегации Сената Парламента Республики Казахстан во главе с Председателем Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Д.Н.Назарбаевой. Прошли ее переговоры с председателями Государственной Думы В.В.Володиным и Совета Федерации В.И.Матвиенко.

20-21 мая 2019 г. состоялся официальный визит Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Н.З.Нигматулина в Москву, в ходе которого прошла его беседа с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным в узком составе, а также встреча представителей партийных фракций «Нур Отан», КНПК и «Ак жол» Мажилиса Парламента Казахстана с фракциями партий «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

По приглашению председателя Организационного комитета Евразийского Медиа Форума (ЕАМФ) Д.Н.Назарбаевой председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации К.И.Косачев принял участие в XV конференции ЕАМФ «15 лет Эволюции: как меняется мир и как мир меняет нас» 22-24 мая 2019 г. в Алма-Ате.

21-22 июня 2019 г. в Алтайском крае состоялось очередное заседание Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации И.М.-С.Умаханова и заместителя Председателя Сената Парламента Республики Казахстан С.Н.Громова.

4-5 июня 2019 г. делегация Республики Казахстан во главе с заместителем Председателя Мажилиса Парламента В.К.Божко приняла активное участие в международном форуме «Развитие парламентаризма», организованном Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и МИД России.

Парламентарии двух стран активно взаимодействуют на площадках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Межпарламентского союза.

С 1997 г. функционирует Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (МПК). Сопредседатели – А.Г.Силуанов и Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан А.У.Мамин. 19-е заседание МПК состоялось 16 ноября 2017 г. в Актобе, следующее состоится в 2019 г. в России.

В рамках МПК работают подкомиссии по транспорту, межрегиональному и приграничному сотрудничеству, инвестиционному и банковскому сотрудничеству, ВТС, по сотрудничеству в сфере науки и новых технологий, в области ТЭК, в области промышленности.

Ключевая область экономического взаимодействия – топливно-энергетический комплекс. Развивается сотрудничество в сферах электроэнергетики (энергосистемы России и Казахстана работают в параллельном режиме) и атомной энергетики (совместная разработка урановых месторождений в Казахстане), в нефтегазовой отрасли (транзит казахстанской нефти через Россию на внешние рынки, закупка и маркетинг казахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализация совместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия).

Осуществляется сотрудничество в космической области. Россия арендует расположенный в Казахстане комплекс «Байконур». На основе подписанных в 2004 г. и в 2005 г. двусторонних межправительственных соглашений на космодроме «Байконур» создается российско-казахстанский космический ракетный комплекс «Байтерек». Активно работает Российско-Казахстанская Межправительственная комиссия по комплексу «Байконур». Казахстанский сопредседатель – Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан А.У.Мамин. Российским сопредседателем не назначен. Пятое заседание состоялось 13 июня 2017 г. в Байконуре, шестое запланировано на 2019 г. в России.

Смотрите еще:  Корпоративное мошенничество: слабые места компаний, методы предотвращения и расследования. Уголовный кодекс рф статья о мошенничестве

Россия и Казахстан сотрудничают в военной и военно-технической областях. Осуществляются поставки в Казахстан вооружения российского производства, оказывается содействие в ремонте и модернизации казахстанской военной техники, проводится подготовка казахстанских военнослужащихв российских военно-учебных заведениях. Россия арендует на территории Казахстана военно-испытательные полигоны.

24 декабря 2013 г. президенты России и Казахстана подписали Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве.

Традиционным стало проведение тематических ежегодных форумов межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств. XIV Форум по теме «Развитие человеческого капитала» состоялся 9 ноября 2017 г. в Челябинске, в ходе которого было принято «Совместное заявление президентов Российской Федерации и Республики Казахстан по случаю 25-летия установления дипотношений между двумя странами». В выступлении Президента России была отмечена высокая интенсивность межрегиональных контактов (в 2017 г. Казахстан посетили более 20 делегаций во главе с руководителями субъектов Российской Федерации). Достигнуты конкретные договоренности, нацеленные на расширение многопланового регионального сотрудничества, инвестиционного потенциала и кооперации. Особое внимание было уделено созданию совместных вузовских исследовательских центров, углублению взаимодействия учебных заведений, в том числе, профессионально-технических.

XV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана по теме «Новые подходы и тенденции в развитии туризма России и Казахстана» пройдет в г. Петропавловске (Республика Казахстан) 9 ноября 2019 г.

Весомый вклад в углубление двустороннего сотрудничества внесла Международная специализированная выставка «Экспо-2017» по теме «Энергия будущего» с участием 115 стран (Астана, 10 июня — 10 сентября 2017 г.). На открытии выставки присутствовал В.В.Путин. На «площадке» российского павильона «Русская Арктика» прошли многочисленные дни и бизнес-миссии субъектов Российской Федерации. В рамках выставки состоялось заседание Евразийского межправительственного совета с участием Д.А.Медведева, международный Форум «Евразийская неделя», саммит губернаторов ЕАЭС и День России с участием высокопоставленных российских представителей.

Совпадение или близость позиций России и Казахстана по основным международным и региональным проблемам создают основу для сотрудничества на международной арене, в том числе в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций.

Осуществляется взаимодействие между Россией и Казахстаном в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и ШОС, а также в СВМДА. С 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия объединились в Таможенный союз. С 1 января 2012 г. действует Единое экономическое пространство, что придало дополнительный импульс более широким интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Активно развивается сотрудничество в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 г. в Астане.

Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках переговорного процесса прикаспийских государств по вопросам урегулирования правового статуса Каспийского моря. В июле 1998 г. сторонами подписано Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

Завершена делимитация границы между Россией и Казахстаном (протяженность – более 7,5 тыс. км). 18 января 2005 г. в Москве главами государств подписан Договор о российско-казахстанской государственной границе. Ведется работа по демаркации границы, на местности обозначено 81,8% от всей протяженности госграницы.

В Астане действует Посольство России в Казахстане. В Алма-Ате, Уральске и Усть-Каменогорске – генконсульства России. Казахстанская сторона, наряду с Посольством в Москве, имеет генконсульства в Санкт-Петербурге и Казани, консульства в Астрахани и Омске.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Государство, расположенное на севере Центральной Азии. На суше Казахстан граничит с Россией, Китаем, Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном, на Каспийском море – с Россией, Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. Территория – 2724,9 тыс. кв. км (второе после России по площади государство в СНГ и девятое – в мире). Столица (с 1997 г.) – Астана (более 1 млн. чел.). Прежняя столица – Алма-Ата – сохранила свое значение в качестве финансово-экономического, общественного и культурного центра страны. Крупные города – Шымкент, Караганда, Актобе (ранее Актюбинск), Тараз (ранее Джамбул), Павлодар, Усть-Каменогорск. Численность населения (на 1 апреля 2019 г.) – 18,212 млн. человек. Национальный состав (на начало 2019 г.): казахи (67,46%), русские (19,76%; 23,29% в начале 2010 г.), узбеки (3,18%), украинцы (1,53%), уйгуры (1,46%), татары (1,11%) и т.д. Всего в республике проживает свыше 120 национальностей.

В административно-территориальном отношении республика делится на 14 областей и 3 самостоятельные административно-территориальные единицы – столица Астана, города республиканского значения Алма-Ата и Шымкент. Государственный язык – казахский. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Религия (по данным переписи 2009 г.): мусульмане (преимущественно сунниты) – 70,2%, христиане (преимущественно православные) – 26,3%, атеисты – 2,6%.

Денежная единица – тенге (на 7 августа 2019 г. 1 долл.США = 348,8 тенге). Годовая инфляция – около 6%. Национальный праздник День независимости, отмечается 16 декабря с 1992 г.

По Конституции 1995 г. Казахстан является республикой с президентской формой правления. Президент – Н.А.Назарбаев, занимает пост с 1 декабря 1991 г. На состоявшихся 26 апреля 2015 г. внеочередных президентских выборах был переизбран, набрав 97,75% голосов избирателей. Официально вступил в должность 29 апреля 2015 г. С 5 июля 2019 г. за Н.А.Назарбаевым пожизненно закреплена должность Председателя Совета Безопасности Республики Казахстан – одного из ключевых органов исполнительной власти с широкими полномочиями в сферах национальной безопасности, внутренней и внешней политики, правопорядка и др. Премьер-министр – Б.А.Сагинтаев (с 9 сентября 2016 г.). Министр иностранных дел – К.К.Абдрахманов (с 28 декабря 2016 г.). Законодательный орган – двухпалатный Парламент. Верхняя палата – Сенат (47 депутатов, из них 32 избираются от регионов на собрании маслихатов – органов местного самоуправления, 15 – назначаются Президентом Республики). 16 депутатов Сената избрано 28 июня 2017 года. Председатель Сената – К.-Ж.К.Токаев (с 15 октября 2013 г., переизбран на этот пост 14 сентября 2017 г.).

Нижняя палата – Мажилис (107 депутатов, из них 98 избираются по партийным спискам, 9 – от Ассамблеи народа Казахстана). 20 марта 2016 г. состоялись внеочередные выборы в Мажилис, победу одержала Народно-демократическая партия «Нур Отан» («Свет Отечества»), возглавляемая Президентом РК Н.А.Назарбаевым и набравшая 82,2% голосов избирателей. В новый состав нижней палаты Парламента РК вошли также Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» («Светлый путь», 7,18% голосов) и Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14% голосов). В результате «Нур Отан» получил 84 депутатских мандата, «Ак жол» – 7, КНПК – 7.

Председатель Мажилиса VI созыва – Н.З.Нигматулин (с 22 июня 2016 г.). Срок полномочий депутатов Мажилиса – 5 лет, Сената – 6 лет (половина сенаторов переизбирается каждые 3 года).

К другим действующим основным общественно-политическим объединениям относятся: политическая партия «Бирлик» («Единство»), Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» («Село»), Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) и Демократическая партия Казахстана «Азат» («Свободная»).

Вектор долгосрочного развития Казахстана в XXI веке определяет принятая в декабре 2012 г. Стратегия «Казахстан – 2050».

Вооруженные силы включают в себя органы военного управления (Верховный Главнокомандующий ВС РК — Президент Казахстана), Сухопутные войска, Силы воздушной обороны (ВВС и войска ПВО), Военно-морские силы, Ракетные войска и артиллерию, Специальные войска, Тыл ВС РК, военно-учебные заведения и военно-научные учреждения. Основное тактическое соединение сухопутных войск — бригада, в бригаде — 8-10 батальонов (дивизионов). ВС РК насчитывают порядка 77 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск состоят около 1 тыс. танков, 3 тыс. боевых бронированных машин, ВВС – порядка 200 самолетов, 100 боевых вертолетов и около 30 комплексов ПВО. В составе формируемых военно-морских сил на Каспийском море – 18 патрульных катеров. На случай военного времени в состав Вооруженных сил Казахстана для усиления передаются соединения, части и подразделения пограничной службы Комитета национальной безопасности, Национальной гвардии и Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД, Республиканской гвардии, формирования территориальной обороны.

Экономика. Ведущие отрасли промышленности – нефтегазодобывающая, горнодобывающая, угольная, химическая, цветная и черная металлургия, машиностроение, легкая, пищевая; сельского хозяйства – производство зерна и животноводство.

Казахстан богат природными ресурсами. Недра страны содержат примерно 1/15 часть разведанных мировых запасов полезных ископаемых. Республика занимает 12-ое место в мире по разведанным запасам нефти, первое – по запасам урана и вольфрама, второе – хромитов и фосфоритов, третье – марганцевых руд, четвертое – свинца и молибдена.

Экономика Казахстана продолжает восстановление после замедления в 2015-2016 гг., вызванного снижением цен на нефть и темпов роста внешнего спроса со стороны основных торговых партнеров (прежде всего – России, Китая). Рост ВВП за 2017 год составил 4,0% год к году (1,1% – в 2016 г., 1,2 % – в 2015 г.), почти достигнув показателя 2014 г. (4,3%).

По данным на июнь 2019 г., среднемесячный размер начисленной заработной платы составил 455 долл. США, численность занятых в экономике – 8,6 млн. чел., средний размер пенсии – 204 долл.США, численность получателей пенсий – 2,2 млн. чел. Безработица – 2,3%.

Стабилизации экономического роста способствовали структурные реформы. Ключевую роль среди них сыграла запущенная в 2015 г. инфраструктурная (транспорт, ЖКХ, социальная инфраструктура) программа «Нурлы жол» (Светлый путь), на которую были выделены значительные бюджетные ресурсы (около 3% от ВВП в 2016 г.). С 2017 г. действует госпрограмма «Нурлы жер» (Светлая земля), нацеленная на повышение доступности жилья широким слоям населения.

25 декабря 2015 года Правительством Республики Казахстан одобрен новый комплексный план приватизации на 2016-2020 годы в целях повышения эффективности национальной экономики. В настоящее время в Казахстане проходит вторая волна приватизации государственных компаний, активное участие в котором принимает АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-?азына» как оператор большого объема госактивов («Самрук-?азына» управляет 215 активами из 877, реализуемых в рамках приватизации).

В дополнение к указанным мерам 20 февраля 2019 г. Н.А.Назарбаев утвердил «Стратегию 2025», нацеленную на улучшение экономической ситуации и повышение уровня жизни населения к 2025 году.

Внешнеэкономические связи. Казахстан поддерживает торговые связи с более чем 120 государствами. По данным казахстанского Министерства национальной экономики, Россия – крупнейший торговый партнер Казахстана с долей в объеме внешней торговли республики в 2017 году в размере 20,6% (39,2% в импорте, 9,3% в экспорте). На втором месте – Китай (13,5% во внешнеторговом обороте, 12% в экспорте, 16% в импорте). Далее следуют Италия (соответственно, 12,4%, 17,9% и 3,2%) и Нидерланды (соответственно, 6,5%, 9,8% и 1,0%).

Основные виды экспортируемой Казахстаном продукции – черные и цветные металлы, рудное сырье, нефть и др. В структуре импорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, потребительские товары.

Внешняя политика. Казахстан установил дипотношения со 183 государствами. В 64 странах мира действует 92 посольства и дипломатических представительства РК. В Казахстане аккредитовано 69 зарубежных дипмиссий и 28 представительств международных организаций, большинство из которых находятся в Астане.

Смотрите еще:  Как оформить страховую пенсию по старости в 2019 году. Как оформить пенсию по старости в спб

Активный член СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, Таможенного союза, участник Единого экономического пространства, входит в Шанхайскую организацию сотрудничества. Казахстан – инициатор Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. 30 ноября 2015 г. Казахстан стал полноправным членом ВТО.

Отдавая в области двусторонних связей приоритет отношениям с Россией и другими странами СНГ, Астана активно развивает сотрудничество с КНР, США, ФРГ, Великобританией, Францией, Турцией. Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии по развитию военно-политического сотрудничества с НАТО. В декабре 2015 г. было подписано Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским Союзом, направленное на углубление взаимодействия по ряду направлений и увеличение финансирования программ для РК по линии ЕС.

В январе 2019 г. Казахстан председательствовал в СБ ООН. Центральным мероприятием стало заседание с участием Президента РК Н.А.Назарбаева на тему: «Нераспространение ОМУ: меры доверия». К выступлению в Нью-Йорке был также приурочен официальный визит Н.А.Назарбаева в США.

В январе 2017 г. в Астане создана площадка для проведения международных встреч по сирийскому урегулированию с участием стран-гарантов (Россия, Турция, Иран) и привлечением делегаций правительства Сирии и вооруженной оппозиции. Проведено 9 заседаний.

Ответ Москвы на выход США из ДРСМД вызвал истерику на Западе

МИД РФ в ответ на официальную ноту США о приостановке соблюдения ДРСМД заявил, что Москва открыта к диалогу при условии, что Вашингтон пересмотрит свою позицию. Ведомство называет решение США «сокрушительным ударом» по всей системе контроля над вооружениями. На Западе считают иначе. Европейские политики ожидаемо поддерживают США ? партнера по НАТО, а пресса пестрит заголовками о российской угрозе.

Обращаясь к министрам обороны и иностранных дел, Владимир Путин четко обозначил позицию России на выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности: ответ будет зеркальным, при этом втягиваться в новую дорогостоящую гонку вооружений, затеянную Соединенными Штатами или выходить за рамки бюджета мы не намерены, как и инициировать новые переговоры. Москва устала от безответственности Вашингтона.

Владимир Путин, президент РФ: «Мы многократно в течение многих лет постоянно ставим вопрос о проведении содержательных переговоров по разоруженческой тематике, причем практически по всем ее аспектам. И за последние годы мы видим, что наши инициативы партнерами не поддерживаются. Напротив, все время изыскиваются предлоги для демонтажа уже созданной системы международной безопасности».

Президент заявил, что Россия готова продолжать диалог, но теперь пусть уж американские партнеры созревают для него. При этом приостановка участия России в договоре не значит, что мы намерены размещать ракетные системы в Европе первыми. Это будет ответная мера в случае подобных действий со стороны США. Владимир Путин говорил о такой возможности и раньше, прекрасно понимая, что вся вина за новый виток гонки вооружений теперь ляжет на Вашингтон.

На встрече с министрами президент подчеркнул, что намерен лично проконтролировать работу по постановке на боевое дежурство современных российских оборонных комплексов. Речь идет о ставших знаменитыми на весь мир после мартовского послания Федеральному собранию гиперзвуковых комплексах «Кинжал», «Авангард», подводном беспилотнике «Посейдон» и баллистической ракете «Сармат», которая пришла на смену разработанному еще в СССР комплексу «Воевода».

Все эти системы Россия вынуждена разрабатывать в ответ на нарушения американцами условий соглашения по ракетам средней и меньшей дальности на протяжении нескольких лет. Еще за два года до того, как США обвинили Россию в том, что ее ракета 9М729 для комплекса «Искандер» якобы летит дальше прописанных 500 километров, на заводе в городе Тусоне (штат Аризона) стартовала программа модернизации производственных мощностей.

Министерство обороны России обнародовало фото, на котором видно, как расширялся завод. А американский Конгресс еще в ноябре 2017 года выделил Пентагону первый транш в 58 миллионов долларов, прямо указывая, что средства направляются «на разработку наземной ракеты средней дальности». Другими словами, договор об РСМД только связывал руки американцам. Теперь, сваливая всю вину на Россию, США, как говорят эксперты, получают новые возможности.

Константин Сивков, член президиума Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук: «Никакого другого инструмента для сохранения доминирования в мире, кроме как ядерный шантаж, у США уже не осталось. Поэтому США предпринимают все меры для того, чтобы избавиться от всех договорных ограничений».

Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова, Ассоциация военных политологов: «Полномочия США как жандарма планеты снижаются. И не потому что США становятся слабее, а потому что поднимаются другие полюса ? экономические, финансовые, военные. Формула многополярности требует и новых подходов в обеспечении безопасности».

Заявления российского президента в ответ на выход США из договора уже вызвали бурную реакцию в западной прессе. При этом обвинения в адрес Москвы ? это уже как само собой разумеющееся.

Британская пресса: гонка ядерных вооружений уже началась, поскольку Россия нарушает ключевой ядерный договор. Немецкий Der Spiegel: миру грозит неконтролируемая гонка ядерных вооружений. Канадская LaPresse: решение Москвы не является неожиданным, учитывая неудачные дипломатические усилия Соединенных Штатов, направленные на то, чтобы убедить Россию соблюдать условия договора. Канцлер Германии ожидаемо на стороне партнеров по НАТО.

Ангела Меркель, канцлер ФРГ: «Я считаю, что мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы использовать этот период в 6 месяцев, если договор действительно сегодня будет остановлен, для дальнейших переговоров. Для нас очевидно, что Россия этот договор нарушила. Именно поэтому мы должны говорить с Россией».

Китай, который разрабатывает свои ракеты и никогда не подписывал никаких договоров, заявляет о своем сожалении по поводу действий руководства США.

Из выпуска новостей канала CCTV: «Китай выступает против выхода США из ДРСМД и призывает Соединенные Штаты и Россию должным образом урегулировать разногласия путем конструктивного диалога».

Между тем официальный представитель Совета национальной безопасности Белого дома заявил, что США передали России свои условия для возобновления переговоров по договору. Это якобы список конкретных шагов, которые Москва может предпринять для спасения договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Как отмечается, Вашингтон не предложил ничего нового и призвал Москву уничтожить ракету 9М729. В общем, американские партнеры еще не созрели.

США готовят санкции против российских правоохранителей

США хотят ограничить право России на розыск через Интерпол?

В Конгрессе США Россию обвинили в «злоупотреблении» механизмом объявления в международный розыск лиц по линии Интерпола и предложили ограничить Москве такое право. Соответствующие нормы содержатся в тексте законопроекта о резком ужесточении американских санкций в отношении России. Кроме того, сенаторы выразили убеждения в том, что лицам, объявленным в розыск Интерполом по запросу России, не должен ограничиваться въезд в США

В Конгрессе США заявили о необходимости ограничить право России на использование механизма объявление в международный розыск лиц по линии Интерпола из-за того, что Москва якобы злоупотребляет этой опцией, передает ТАСС со ссылкой на источник на Капитолийском холме.

Соответствующие нормы содержатся в тексте законопроекта о резком ужесточении американских санкций в отношении России. Американские сенаторы заявили, что Москва злоупотребляла механизмом «красных уведомлений» международной полиции с преимущественно политическими целями и для осуществления допросов и преследования своих политических оппонентов.

«Генпрокурору в координации с министром внутренней безопасности следует использовать влияние Соединенных Штатов в Интерполе для ограничения и пресечения злоупотребления правительством РФ механизмами Интерпола, включая временный запрет на использование правительством Российской Федерации механизма «красных уведомлений», — говорится в документе.

Кроме того, в Конгрессе выразили убеждения в том, что лицам, объявленным в розыск Интерполом по запросу России, не должен ограничиваться въезд в США, а также за ними нужно закрепить право подавать документы на получение политического убежища.

Неделей ранее заместитель официального представителя МИД России Артем Кожин заявил, что Москва заявила Вашингтону протест в связи со следственными действиями в отношении россиянки Марии Бутиной. По словам дипломата, на Бутину оказывали «жесточайшее психологическое давление», передает НСН.

«Чего стоит хотя бы восьмичасовой обыск при аресте, когда ворвавшиеся в арендованную квартиру агенты ФБР, вооруженные автоматами,

в буквальном смысле ломали мебель, перетряхивали и даже рвали вещи, вскрывали полы и стены. Ничего предосудительного они не нашли, но, несмотря на полное отсутствие доказательств вины, ей отказано в освобождении», — подчеркнул Кожин.

В посольстве России в США, в свою очередь, заявили, что расследование об отравлении бывшего полковника ГРУ Минобороны РФ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери проходит в том же стиле, что и расследование дела обвиненной в шпионаже Марии Бутиной.

«Вызывает удивление позиция стороны обвинения, которая настойчиво ходатайствует о засекречивании материалов дела, тем самым стремится ограничить доступ общественности к деталям ведущегося разбирательства. Аналогичную тактику, как мы видим, используют британские спецслужбы в деле Скрипалей», — указывалось в сообщении дипмиссии.

В коммюнике также подчеркивалось, что власти США не предоставили фактов, которые свидетельствовали бы о причастности Бутиной к незаконной деятельности на территории Соединенных Штатов. Российские дипломаты заверили, что гражданке России будет оказываться вся необходимая помощь и поддержка.

В феврале нынешнего года российское посольство в США призвало Вашингтона прекратить похищать россиян по всему миру, заявил представитель дипломатического ведомства. Диппредставительство призвало власти США наладить взаимодействие между компетентными органами Москвы и Вашингтона по Договору о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1999 года, передает ФАН.

Как отметили в посольстве, в настоящее время российская сторона добивается от США данных о местонахождении россиянина Петра Левашова, которого экстрадировали из Испании в Соединенные Штаты. В ведомстве отметили, что продолжают оказывать всестороннюю помощь гражданам РФ, попавшим в беду.

Позднее спецпрокурор США по «российскому вмешательству в выборы» Роберт Мюллер обвинил 13 физических и три юридических лица из России в возможном влиянии на исход президентской гонки в Соединенных Штатах в 2016 году. Однако Россия подчеркнула, что обвинения являются голословными, никаких фактов, подтверждающих их, американская сторона так и не привела.

Президент России Владимир Путин в интервью NBC заявил, что Москва не выдаст Вашингтону своих граждан, обвиненных во вмешательстве в президентские выборы.

«Никогда. Россия вообще не экстрадирует своих граждан кому-либо, так же, как и США», — подчеркнул российский лидер.

Он добавил, что обвиненные в США россияне не представляли власти РФ. Глава государства подчеркнул, что не имеет понятия, что сделали обвиняемые граждане РФ, и призвал Соединенные Штаты направить Москве доказательства.

«Если они сделали что-то, то, может быть, это американские коллеги что-то рассказывают. Пусть они не с прессой разговаривают, а предоставят нам материалы, детали, данные. Мы готовы посмотреть на это и поговорить об этом», — заявил Путин.