Дача взятки и получение взятки — что делать если вас обвиняют. Преступность получение взятки

Дача взятки и получение взятки — что делать если вас обвиняют?

Дача и получение взятки — что делать если вас обвиняют?

Прежде всего, необходимо отметить, что в случае подозрения Вас в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291 УК РФ (получение и дача взятки) необходимо как можно быстрей обратиться за помощью к адвокату, так как данная категория преступлений является сложной, имеет ряд особенностей расследования, доказывания и квалификации. В большинстве случаев сбор и закрепление доказательств осуществляется следователем сразу после задержания лица, зачастую основываясь на оперативно-розыскных мероприятиях и поэтому очень важно участие защитника как можно раньше, чтобы была возможность сразу зафиксировать возможные нарушения, провокацию или иные ошибки и не соответствующие законодательству действия правоохранителей. Так же важно понимать, что в уголовном кодексе имеются схожие (но менее тяжкие) составы преступлений, например ст. ст. 159 (мошенничество), 204 (коммерческий подкуп) УК РФ и зачастую следователи допускают неправильную квалификацию действий лиц по уголовным делам, вменяя более тяжкие преступления и избирая более строгие меры пресечения. Далее отмечу, что уголовный кодекс содержит важное примечание к ст. 291 УК РФ (дача взятки) — лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Ну и так же нужно упомянуть обстоятельство, исключающее преступность деяния в виде получения взятки, которым является наличие факта провокации указанных противоправных действий, например оперативными сотрудниками в ходе оперативного мероприятия. Другими словами если имело место подстрекательство, активное побуждение к совершению получения взятки, то лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, а если уголовное дело возбуждено, оно должно подлежать прекращению. Поэтому очень важное значение имеет присутствие грамотного защитника как можно раньше с момента задержания или подозрения вас в совершении указанных преступлений, так как это может помочь избежать более тяжкой квалификации или вообще способствовать прекращению уголовного преследования.

В практике достаточно часто встречаются уголовные дела по которым следователи квалифицируют действия подозреваемого по более тяжкой, например, ч.6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), тогда как соответствующей уголовному закону, правильной квалификацией будет — ч.3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере). Санкции данных статей сильно разнятся — от 8 до 15 лет лишения свободы в первом случае и от 0 до 10 лет во втором случае. Соответсвенно и категории преступлений тоже разные — в первом случае имеет место особо тяжкое преступление, во втором случае — тяжкое преступление.

При разграничении данных видов преступлений, очень важно понимать, что в соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом РФ в п. №17 постановления Пленума ВС РФ №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК РФ, судам необходимо иметь ввиду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: 1. за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействий) в пользу взяткодателя 2. за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию) 3. за общее покровительство или попустительство по службе 4. за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

При этом под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия, которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорения принятия должностным лицом соответствующего решения и пр.). Таким образом, если из установленных фактических обстоятельств дела следует, что подозреваемый (должностное лицо) никаких конкретных действий в пользу взяткодателя не совершал и не мог совершить, в силу отсутствия на то определенных полномочий, и фактически использовал свое служебное положение, пытаясь с помощью обмана завладеть денежными средствами якобы взяткодателя, такие действия необходимо квалифицировать по менее тяжкой статье — мошенничество (ст. 159 УК РФ). Более того, если лицо было задержано на месте преступления (сразу после получения денег), то оно не имело реальной возможности ими распорядиться, и действия подозреваемого необходимо квалифицировать как покушение на мошенничество.

При разграничении ст. 290 УК РФ от 204 УК РФ (коммерческий подкуп) необходимо понимать, что главное отличие здесь в субъекте преступления. В первом случае это может быть только должностное лицо, а при коммерческом подкупе — лицо выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Указанные особенности данных составов преступлений являются основными и их прежде всего необходимо знать и учитывать при работе адвоката по данной категории уголовных дел.

Если вам нужна помощь по вашему делу — звоните нам, предварительная консультация и оценка перспективы вашего дела по телефону будут честными и бесплатными!

Преступность получение взятки

Трое мужчин осуждены за получение взятки, посредничество и превышение должностных полномочий

Сегодня, 29 августа 2019 года, Одинцовский городской суд Московской области вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бизнесмена Геннадия Манаширова, а также теперь уже бывшего следователя по особо важным делам следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве Владимира Андриевского и бывшего заведующего отделением одной из столичных клинических больниц Вадима Окутова. В зависимости от роли и степени участия в совершении преступлений они обвиняются по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере), ч. 3 ст. 33, ч.1 ст. 286 УК РФ (организация превышения должностных полномочий), ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу лично, в особо крупном размере), ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере), п. «б» ч. 4 ст. 291 (дача взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий, в крупном размере).

Смотрите еще:  Мостотрест» может получить контракт на строительство самой дорогой дороги в России. Строительство дорог пособие

Установлено, что Манаширов и Андриевский, в корыстных целях использовали информацию об уголовном преследовании двоих коммерсантов. Зная о заинтересованности фигурантов уголовного дела добиться изменения меры пресечения на иную, не связанную с содержанием под стражей, они совершили посредничество во взяточничестве в особо крупном размере.

В ходе телефонных переговоров Манаширов сообщил одному из коммерсантов о возможности изменения меры пресечения ему и его брату в случае передачи через него должностным лицам ГУ МВД России по г. Москве взятки в виде денежных средств на общую сумму 5 млн долларов США.

Получив согласие на передачу денежных средств, Манаширов и Андриевский организовали принятие следователем, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, за денежное вознаграждение решения о направлении обвиняемых по уголовному делу на медицинское освидетельствование для их дальнейшего освобождения из-под стражи и избрания им более мягкой меры пресечения.

В период с 2 сентября 2013 года по 22 марта 2014 года соучастники получили от подследственных денежные средства на общую сумму не менее 138 млн рублей, часть из которых впоследствии поэтапно в качестве посредников передали в качестве взятки следователю. В дальнейшем Манаширов и Андриевский также выступили в качестве посредников между вторым обвиняемым по уголовному делу и следователем, которому передали взятку в размере 2 млн рублей, за принятие решения о прекращении уголовного преследования.

Медицинские освидетельствования фигурантам уголовного дела провел Окутов, который совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, и предоставил в распоряжение органа предварительного следствия заведомо ложное медицинское заключение о якобы имеющихся у подследственных тяжелых заболеваниях, препятствующих дальнейшему содержанию под стражей, что повлекло нарушение охраняемых законом интересов общества и государства и освобождение обвиняемых из-под стражи.

Кроме того, в период с 10 июня по 7 августа 2014 года Манаширов с целью оказания психологического давления на ранее знакомых предпринимателей, проходивших по одному из уголовных дел, находящихся в производстве того же следователя, договорился о передаче должностному лицу взятки за проведение следственных действий в отношении предпринимателей, а равно в отношении иных лиц, имеющих к ним отношение.

Будучи задержанным за совершение указанных преступлений, Манаширов, находясь под стражей в ФКУ СИЗО-2 ФСИН России, в феврале 2016 года неоднократно предлагал и в дальнейшем передал через посредника должностному лицу следственного изолятора 300 тыс. рублей за предоставление мобильного телефона.

С учетом позиции государственного обвинителя прокуратуры г. Москвы суд приговорил Манаширова к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с лишением прав занимать административно-хозяйственные и распорядительные должности в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях в течение трех лет, со штрафом в размере 220 млн. рублей, Андриевского – к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 19 млн. рублей. Суд также лишил его специального звания «подполковника полиции» и права занимать должности в правоохранительных органах, государственных и муниципальных учреждениях в течение 2 лет и 6 месяцев. Окутова суд приговорил к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. На основании Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», он освобожден от наказания.

10 млн за дело: следователя задержали за взятку

Следователь задержана в Самаре после получения 10 млн рублей взятки

По подозрению в получении взятки в размере 10 млн рублей задержана руководительница отдела по расследованию преступлений в области экономики ГСУ ГУ МВД по Самарской области Вера Рабинович. По данным Следственного комитета, она получила только половину основной суммы. Следователи считают, что за эти деньги Рабинович должна была способствовать передаче уголовного дела в суд.

Руководителя отдела по расследованию преступлений в области экономики ГСУ ГУ МВД по Самарской области Веру Рабинович задержали в аэропорту Самары. Ее подозревают в получении взятки, передает ФАН.

По информации следствия, сотрудники Федеральной службы безопасности задержали полковника полиции в ночь на 18 декабря в самарском аэропорту «Курумоч» сразу после получения ею 10 млн рублей. По предварительным данным, денежные средства были предназначены для принятия процессуального решения о направлении уголовного дела в суд.

Как сообщили в Следственном комитете (СК) РФ, общая сумма взятки в деле самарского следователя составляет 20 млн рублей — перед задержанием Рабинович успела получить только половину суммы.

Однако в ФСБ ранее сообщили, что общее «вознаграждение» должно было составить 15 млн рублей.

«Двадцать миллионов рублей потерпевшему предложили заплатить за направление в суд уголовного дела, по которому он являлся потерпевшим. При передаче денег и муляжа денежных средств на общую сумму в 10 миллионов рублей посредников и высокопоставленную сотрудницу МВД задержали с поличным сотрудники УФСБ России по Самарской области», — подчеркивается в сообщении Следкома.

В данный момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Подобные происшествия в структуре МВД случаются нередко. Так, 7 декабря в Москве были задержаны трое сотрудников ведомства, в частности, начальник 12-го отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Москве и начальник отделения управления «Ц» главного управления собственной безопасности МВД.

Они проходят по подозрению в получении взятки в размере 15 млн рублей. Сообщается, что они получили деньги за «прекращение проверочных мероприятий» в отношении третьего лица. Задержанные действовали в составе преступной группы.

В последние годы сотрудники главного управления экономической безопасности МВД слишком часто для своих постов становились фигурантами уголовных дел. Одним из самых громких стало дело генерала Дениса Сугробова — экс-генерала МВД. «Дело Сугробова и Колесникова» возбудили 14 февраля 2014 года, а спустя неделю, 21 февраля, президент России Владимир Путин указом освободил первого от занимаемой должности. Звание генерал-майора полиции Сугробову присвоили в 36 лет.

Изначально основное обвинение выдвигалось именно в адрес Бориса Колесникова — заместителя экс-генерала. Сугробов же проходил как свидетель.

По версии следствия, в период с ноября 2013 до февраля 2014 года преступная группа совершила не менее 10 тяжких преступлений. В частности, офицеры предпринимали попытки спровоцировать на получение взятки заместителя начальника 6-й службы 9-го управления (управления собственной безопасности) ФСБ Игоря Демина. При этом они нарушали статьи закона об оперативно-розыскной деятельности и ряд других законодательных актов.

Смотрите еще:  Ходатайство о вызове свидетелей. Ходатайство о вызове истца по гражданскому делу образец

8 мая 2014 года Сугробова задержали и через неделю предъявили обвинение в организации преступной группировки, превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия, а также в организации провокации взятки. Потерпевшими по этому делу признали гражданина Германии бизнесмена Владимира Райзвиха, экс-сити-менеджера Смоленска Константина Лазарева и бывшего директора департамента Счетной палаты Александра Михайлика. Согласно материалам дела, последних двоих сотрудники МВД спровоцировали на получение взятки. Потерпевшей также признали чиновницу Росреестра Ольгу Жданову.

В июне 2014 года второй фигурант дела — заместитель экс-генерала Колесников — погиб. Бывший адвокат Колесникова заявила, что генерал подвергался физическому воздействию в СИЗО и дважды получил черепно-мозговую травму. По словам очевидцев процесса, на последнем перед гибелью заседании суда по вопросу продления ареста Колесников пребывал в полувменяемом состоянии и с трудом отвечал на вопросы судьи.

Следователи хотели закрыть дело Колесникова в связи с его смертью, но родственники обвиняемого настояли на его продолжении, пытаясь доказать невиновность офицера. Их план не осуществился — судья Мосгорсуда Елена Гученкова постановила признать Колесникова виновным в совершении преступления, прекратила уголовное дело и сняла арест с его имущества.

27 апреля 2017 года Мосгорсуд огласил приговор экс-генералу Сугробову и его подчиненным. Все восемь человек, в том числе погибший генерал Колесников, были признаны виновными.

Суд признал экс-генерала виновным во всех 19 преступных эпизодах. Сугробова приговорили к 22 годам колонии строгого режима.

Впрочем, через некоторое время Верховный суд снизил наказание для экс-генерала МВД, его бывшим подчиненным и гражданскому соучастнику. «Приговор Мосгорсуда изменить, смягчить приговор Сугробову по совокупности преступлений до 12 лет колонии строгого режима», — постановила судебная коллегия.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым

Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или, тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую?то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому?то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Смотрите еще:  Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. Фз закон о полиции глава 5

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким?то причинам невозможно.

За жесты под солнцем: Минобороны описало способы получения и виды взяток

Минобороны разработало специальное пособие о том, как не брать взятки. Практические рекомендации оформлены в качестве книжки-методички, но их закрепят ведомственным приказом. Военные подошли к составлению методички обстоятельно: в ней есть целый раздел, посвященный безопасному поведению с потенциальным взяткодателем. Например, как вести себя при приеме посетителей, как не допустить того, чтобы тебе положили взятку в карман или подбросили на стол. При обнаружении взятки с ней надо обращаться как с бомбой: ничего не трогать, ограничить доступ лиц к помещению, выставить охрану и вызвать компетентные органы.

Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, им были разработаны «Методические рекомендации должностным лицам по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Миноброны РФ». В преамбуле к методичке говорится, что она составлена не только для офицеров, но и гражданского персонала воинских частей, а также работников «организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны РФ».

Случайных выигрышей не бывает

Методичка (есть в распоряжении «Известий») состоит из нескольких разделов. В первом из них рассказывается, что взятка – «одно из самых опасных должностных преступлений». Далее перечисляются виды «благодарности» за противоправные услуги. В частности, взяткой могут быть деньги, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгметаллов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары. А также квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

«Отблагодарить» могут и услугами. Например, организовав лечение, санаторные или турпоездки, ремонт или строительные работы, или оплатив развлечения. Взятка может носить «завуалированные формы». Например, в виде заключения фиктивных договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, а также оплаты товаров по завышенной стоимости, снижения процентов по кредиту и даже «случайный» выигрыш в казино.

Театр мимики и жеста

Военнослужащих и гражданских сотрудников Минобороны предупреждают, что разговор о взятке, как правило, носит «иносказательный характер». В ходе беседы взяткодатель «жестами и мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения спорного вопроса в другой обстановке». Сумма при этом не озвучивается. Соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, калькуляторе или компьютере.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, разработчики советуют вести прием посетителей, обратившихся с целью решения личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц. При это вести себя «крайне осторожно, вежливо, без заискиваний» и не допускать «опрометчивых высказываний», которые могли бы трактоваться как согласие на получение денег.

При этом со стола надо убрать все «документы и предметы, под которые можно незаметно положить деньги». В том случае, если взяткодатель насильно пытается вручит «подарок», надо «громко, недвусмысленно, словами и жестами» показать свое негативное отношение к происходящему.

При обнаружении взятки с ней советуют обращаться так же осторожно, как с бомбой. Неизвестный сверток или коробку на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола или в карманах одежды нельзя трогать. Надо тут же ограничить доступ в кабинет посторонних лиц. После этого — проинформировать о нахождении предмета непосредственного начальника и правоохранительные органы. Если деньги или ценности пытались вручить или подкинуть вне служебного помещения и во внеслужебное время, об этом тут же следует сообщить в правоохранительные органы.

В первую очередь с попытками подкупа могут сталкиваться офицеры, отвечающие за материальные ценности, или гражданские служащие Минобороны, занимающиеся закупками, отметил глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

— Методичка безусловна нужна, – рассказал «Известиям» Кирилл Кабанов. — Люди должны знать, что можно, а что нельзя делать. В 1990-е году в стране сложились определенные традиции, которые нарушают закон. Например, просьбы провести ремонт помещений учреждений или воинских частей. В методичке совершенно справедливо говорится, что это уголовное преступление.

Методичка — попытка Минобороны активизировать борьбу с коррупцией. Насколько она будет эффективна, это другой вопрос, рассказал «Известиям» председатель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— Лишний раз не помешает напомнить военнослужащим об их правах и обязанностях, — размышляет эксперт. – Уровень общеправовой культуры и в обществе, и в армии у нас невысокий. Главное, чтобы эти рекомендации не превратились в дежурную отписку в свете борьбы с коррупцией.

Мелкие коррупционеры

Методичка была разработана не случайно. В Минобороны сообщают, что в 2017–2019 годаъ удалось снизить уровень коррупционной преступности на 12%. При этом число преступлений, связанных с получением взяток, с 2016 года увеличилось. Этот вид преступлений в общем числе коррупционных правонарушений составляет 48,5%.

В 2017 году зарегистрирован рост преступлений, предусмотренных ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки» УК в частях тыла, Воздушно-десантных войсках, Западном и Восточном военных округах, Северном флоте. Также были выявлены факты взяточничества при реализации гособоронного заказа. Взятки брали и должностные лица, на которых возлагались контрольно-надзорные функции при строительстве военных объектов.

Превалируют факты мелкого взяточничества. Фиксировались получение взяток даже командирами ротно-батальонного звена. В 2017 году почти половину всех выявленных преступлений подпадало под ст. 291.2 «Мелкое взяточничество». Взводные брали мзду за освобождение от исполнения обязанностей военной службы, предоставление увольнений и отпусков, решение служебно-бытовых вопросов.