Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство РФ и как его правильно писать в анкете. Смысл понятия гражданство республики беларусь

Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство РФ и как его правильно писать в анкете

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все люди на планете являются гражданами какой-либо страны, иногда даже нескольких стран.

Гражданство как социальный статус дается с момента рождения. Иногда люди его меняют, выбирая для постоянного места жительства (ПМЖ) другую страну.

Как можно получить гражданство помимо способа «по рождению», какие варианты бывают, и что нужно предпринять иностранцам, чтобы стать гражданином Российской Федерации? Рассмотрим эти и другие вопросы в статье далее.

Смысл гражданства (юридическое понятие)

Гражданство – это правовая связь физического лица и государства (что это?). Выражается в совокупности определенных прав и обязанностей как со стороны гражданина, так и со стороны государства.

Каждая из стран мирового сообщества самостоятельно определяет свод прав и обязанностей в своем государстве. Например, гражданин РФ имеет следующие права и обязанности:

Государство же, в свою очередь, обязуется признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина, применяя для этого все инструменты политической и экономической власти.

Важно: государство блюдет права не только своих граждан, но и людей иного гражданства, находящихся на его территории.

Например, иностранцы в РФ, как и россияне, находятся под защитой правоохранительных органов, могут получать бесплатную неотложную медицинскую помощь. Но и иностранцы обязаны, находясь в России, соблюдать законы нашей страны.

Нарушение установленных законов (уголовных, административных, моральных) влечет наказание в соответствии с законодательством. При этом факт, что иностранец не знал о существующем законе, во внимание не принимается.

Закон о гражданстве Российской Федерации

Основными законами, регламентирующими юридические и правовые аспекты гражданства в РФ, являются:

Все, что прописано в данных законодательных сводах, подлежит точному исполнению.

Например, в ст. 9 (п. 2) ФЗ № 62-ФЗ сказано, что при приобретении или изменении гражданства молодым человеком от 14 до 18 лет (от получения паспорта и до совершеннолетия) в обязательном порядке требуется его согласие. Как бы родители не хотели, но в РФ в этом возрасте изменить гражданство ребенка без его согласия невозможно.

Документы, подтверждающие гражданство РФ

В разных странах гражданство может идентифицироваться различными документами, но основным всегда является паспорт гражданина данного государства.

В России перечень документов, по которым определяется гражданство РФ, утвержден Президентом Указом № 1325 в редакции от 2 октября 2019 года:

  • внутренним или заграничным паспортом;
  • дипломатическим или служебным паспортом;
  • военным билетом;
  • свидетельством о рождении (если в нем есть отметка о гражданстве ребенка или же указано гражданство родителей или одного из них).
  • Чем отличается гражданство от национальности

    Важно знать, что гражданство и национальность – это не одно и то же. Так, украинец может быть гражданином РФ, а русский – гражданином Украины.

    Если гражданство – это правовая взаимосвязь человека и государства, на территории которого он проживает, то национальность – это принадлежность человека к определенной этнической группе.

    Та или иная национальность означает, что данный индивидуум имеет общность с определенным человеческим сообществом по следующим общим признакам:

    При этом неважно, к какой расе принадлежит человек. Например, темнокожий ребенок, родившийся в России от русской матери и отца из Нигерии, проживающий в нашей стране и воспитывающийся в русских традициях, по полному праву может считаться русским.

    Право выбора национальности остается за родителями ребенка или же за ним самим по достижении совершеннолетия. Об этом говорится в 26 статье Конституции РФ.

    Как писать гражданство в анкете и других документах

    Правильное оформление документов – гарантия оперативного решения вопроса, для которого данный документ составляется. Поэтому важно знать, как правильно указывать гражданство в анкете или ином документе.

    Если нужно заполнить графу «Гражданство», то наши соотечественники должны написать: «Российская Федерация».

    Если анкета заполняется на английском языке, то писать следует Russian Federation:

    Это официальное название нашей страны, склонение по падежам или сокращение не допускается. Если такой же документ заполняет гражданин Грузии, то он должен написать «Грузия».

    Нельзя указывать в графе о гражданстве свою национальность, например «русский».

    Если такие сведения необходимы, то в анкете (заявлении и т. д.) выделяется особая графа «Национальность».

    Нюансы понятия «гражданство»

    Рассмотрим еще несколько интересных вопросов, касающихся гражданства. Часто упомянутые далее моменты имеют в сознании людей некоторую неопределенность. Как говорится: «Расставим точки над i».

    Чем гражданство отличается от подданства

    Многие полагают, что подданство и гражданство – это одно и то же. Но это не так. Существуют государства демократические (власть народа), а есть страны с монархическим укладом. То есть власть в таких государствах (иногда только номинально) принадлежит одному человеку – монарху.

    Есть монарх, значит, есть и его подданные. Поэтому правовые отношения в таких странах существуют в рамках «монарх – подданные», а в демократических – «государство – граждане».

    Примером, где граждане страны являются одновременно и подданными Ее Величества, является Великобритания. Постепенно грань между этими понятиями размывается, но употреблять понятие «подданные» в стране с демократическим политическим устройством в корне неверно.

    Чем отличается второе гражданство от двойного

    Двойное и второе (множественное) гражданство предполагают совершенно разный правовой статус. В чем различия?

    Человек, имеющий двойное гражданство, является гражданином двух стран. Свои обязанности по отношению к государству он выполняет только в стране, где в настоящее время проживает. Такой же принцип выполнения своих обязанностей и у государств по отношению к данному лицу.

    Так, человек с двойным гражданством платит налоги и служит в армии только в одном государстве, где постоянно живет и (или) работает. Это условие достигается путем заключения особых соглашений между конкретными странами.

    Например, у России подобный договор на сегодняшний день заключен только с Таджикистаном. До 18.05.2015 года такой договор был оформлен еще и с Туркменией. Поэтому двойное гражданство с этой страной, полученное до указанной даты, считается законным.

    Не нужно двойное гражданство путать с четырехсторонним соглашением о гражданстве между РФ, Беларусью, Киргизией и Казахстаном, вступившим в силу в 2000 году. Данное соглашение узаконивает не двойное гражданство, а упрощенную схему получения гражданства для населения этих государств в странах-участницах договора (с условием аннулирования текущего гражданства).

    Рассмотрим в таблице некоторые крупные страны, где запрещено и разрешено получение двойного гражданства:

    Разрешено Запрещено
    Аргентина (только для Испании и Италии) Германия
    Греция Индия
    Доминикана Китай
    Израиль Норвегия
    Испания США
    Латвия Южная Корея
    Литва Япония

    Второе (множественное)

    Теперь поговорим о втором гражданстве, иначе его называют множественным, потому что физическое лицо может быть гражданином (или подданным, если речь идет о монархическом государстве) двух и более стран.

    Данный статус предполагает, что лицо, имеющее несколько гражданств, обязано исполнять обязанности по отношению ко всем государствам, гражданином которых он является (платить налоги, исполнять воинский долг, если законодательство страны это предусматривает).

    Получить гражданство можно практически во всех странах, это зависит лишь от желания человека и особенностей предоставления статуса гражданина конкретным государством.

    Важно: каждая из стран, гражданином которой является человек, рассматривает его только как своего резидента, то есть наделяет его правами и обязанностями, независимо от того, паспорта каких стран он имеет еще.

    Согласно 62 статье Конституции, гражданин РФ вправе самоопределяться в вопросах выбора гражданства, т. е. получить двойное гражданство или множественное.

    Лицо без гражданства

    Лицо без гражданства называется апатридом. Это человек, вынужденно или добровольно не имеющий гражданства ни одной из стран. Пример, когда население целой страны юридически стало апатридами: распад СССР.

    До тех пор, пока граждане не получили паспорта своих государств, они являлись апатридами. Есть люди, которые сознательно отказываются от получения гражданства по религиозным или политическим мотивам.

    Способы приобретения (получения) гражданства

    Гражданство может быть получено несколькими способами:

    Поясним некоторые термины:

    Способ приобретения гражданства по рождению (называется филиация) имеет вариации:

  • принцип «крови» – по гражданству родителей ребенка (т. е. по происхождению). Применяется во многих странах Европы и Азии;
  • принцип «почвы» – учитывается страна, где родился ребенок (т. е. по рождению). Применяется в большинстве стран Латинской Америки;
  • смешанный – сочетание вышеописанных принципов. Это значит, что гражданство могут получить дети собственных граждан, независимо от места рождения, и дети иностранцев, родившихся в государствах, где применяется право «почвы». Пример: США, Великобритания, Франция;
  • Способ приобретения гражданства по международному договору тоже имеет вариации:

    1. оптация – выбор страны гражданином, имеющим такое право (при двойном гражданстве, при смене страной своей государственной принадлежности, например, разделение одного государства на несколько);
    2. трансферт – переход в другое гражданство вследствие передачи территории (или ее части) одного государства другому.
    3. Как получить гражданство РФ иностранцам

      Чаще всего в повседневной жизни смена гражданства совершеннолетними людьми совершается способом натурализации, т. е. посредством заключения брака с гражданином данной страны либо при усыновлении гражданина другой страны, либо путем осознанного решения принять гражданство конкретного государства.

      Миграционные процессы в РФ, в частности, связанные с притоком граждан из менее развитых в экономическом плане стран, очень интенсивны.

      Порядок пребывания иностранного гражданина в России:

      иностранцы могут находиться на территории страны на законных основаниях до тех пор, пока не закончится срок пребывания, ограниченный въездной визой или миграционной картой;

    чтобы оставаться на территории России, иностранцу необходимо получить регистрацию временного проживания (РВП).

    если иностранный гражданин планирует находиться в РФ дольше 3 лет, то он может уже через 6 месяцев после получения РВП подать заявление на получение вида на жительство (ВНЖ).

    при желании иностранец, имеющий ВНЖ в России не менее 5 лет, может подать заявление на получение российского гражданства.

    Кроме этого условия, кандидат на получение гражданства должен отвечать следующим требованиям:

  • знать русский язык,
  • соблюдать законы, действующие на территории РФ,
  • иметь постоянную или временную регистрацию в любом из субъектов РФ,
  • иметь работу или иной подтвержденный источник дохода,
  • не болеть социально-опасными заболеваниями (ВИЧ, сифилис, лепра, туберкулез, инфекционный статус, вызванный ВИЧ).
  • Все этапы получения РВП, ВНЖ и российского гражданства осуществляются посредством территориального отделения ГУВМ МВД (Главное Управление по вопросам миграции, ранее называвшееся УФМС).

    Узнать более подробную информацию и скачать бланки заявления на получение гражданства можно на официальном сайте ГУВД.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    Аналитические задания

    1. Гражданство Российской Федерации — это (выберите правильные варианты ответа и проанализируйте их): а) правовое состояние лиц, постоянно проживающих на законных основаниях на территории РФ; б) устойчивая правовая связь человека и Российского государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей; в) правовая принадлежность человека к Российской Федерации как государству. Аргументируйте свой выбор. [1]

    регистрации детей, рожденными за пределами больниц. Махинации с детьми, к примеру, происходили в Астраханской, Новосибирской, Пензенской и Рязанской областях. Авторы проекта указывали на попытки зарегистрировать несуществующих детей или младенцев, имеющих гражданство других стран. Чаще всего мошенники идут на преступления, чтобы получить материнский капитал. Сейчас детей, рожденных за пределами больниц, регистрируют в органе записи актов гражданского состояния на основании заявлений свидетелей родов. В Министерстве не считают это достаточным основанием для регистрации и предложили разрешить регистрацию детей, которые появились на свет вне больниц, только в труднодоступных и малонаселенных местах. Список таких мест, по плану ведомства, установит Правительство РФ. Какой статус получит ребенок, рожденный в густонаселенной местности, но не в медицинской организации, в законопроекте нс уточняется. Соответствует ли предложенный законопроект принципу равного гражданства, установленному в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»?

  • 3. Иностранный гражданин П. хотел приобрести российское гражданство на том основании, что он уже более трех лет состоит в браке с гражданкой Российской Федерации. Ему отказали в приеме документов, поскольку супруги проживают за границей. Правомерен ли отказ? Обоснуйте свою позицию, сославшись на положения Конституции РФ и федерального законодательства.
  • 4. Гражданка России Н. вышла замуж за гражданина иностранного государства Г. и уехала к нему на родину. Согласно законодательству этого государства супруга иностранного гражданина автоматически приобретает гражданство данного иностранного государства. Но вскоре Н. свой брак расторгла и решила вернуться в Россию. Изменилось ли ее гражданство автоматически и может ли она вернуться на Родину как гражданка Российской Федерации?
  • 5. Гражданин Ж. проживал с родителями на Украине до 25 лег, там же он получил паспорт. В 2004 г. он переехал к бабушке в Россию и вскоре женился на гражданке Российской Федерации. Каким способом может приобрести гражданство Российской Федерации данный гражданин и в какие органы он должен обратиться для получения российского гражданства, прожив в России свыше четырех лет?
  • 6. Гражданин СССР К. в 1989 г. уехал с семьей на постоянное жительство в ФРГ. В 2008 г. его сын М., являясь уже гражданином Германии, решил вернуться в Россию. В каком порядке он сможет получить российское гражданство?
  • 7. Осужденный за кражу Б. (гражданин России) отбывал наказание в колонии строгого режима в г. Ростове. Он обратился с просьбой о выходе из российского гражданства и приеме его в гражданство Беларуси. Какие органы должны рассмотреть заявление Б.? Действует ли Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства»? Применимы ли его положения к разрешению данной ситуации?
  • 8. Семья Т. в 1997 г. усыновила трехлетнего мальчика. Через пять лет супруги оформили развод, и бывший муж уехал на постоянное жительство в США. Через год он потребовал отдать ему сына, гарантировав ребенку получение в дальнейшем американского гражданства. Как в соответствии с российским законодательством может быть разрешен данный вопрос? [2]
  • семьи III, если: а) сын отказался уезжать, так как хочет жить в России? б) сын согласен на выезд в США, но не хочет менять российское гражданство?

  • 10. Гражданка России С. и гражданин Германии П. расторгли свой брак в установленном порядке. Родившийся в этом браке ребенок является гражданином Российской Федерации. Может ли расторжение брака между указанными лицами повлечь изменение гражданства их ребенка? Какие для этого требуются условия?
  • 11. Во дворе одного из домов г. Москвы в коляске был найден младенец. Вызванные по данному обстоятельству жителями подъезда сотрудники полиции доставили младенца в соответствующие органы. При малыше нс было найдено документов. Сославшись на нормы федерального законодательства, раскройте, как будет решен вопрос относительно гражданства данного ребенка, если его родители не объявятся?
  • 12. В соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 23 ранее действовавшего Закона о гражданстве 1991 г. запрещался выход из гражданства «после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания». В действующем Законе о гражданстве речь конкретно не идет об обязанности срочной службы в Вооруженных Силах РФ или альтернативной гражданской службе. Можно ли, следуя конституционной обязанности, наложить ограничение на выход из гражданства в связи с наступившим моментом призыва на действительную военную службу?
  • 13. Гражданин Российской Федерации Д. приобрел гражданство Израиля. В октябре 2007 г. он получил повестку, обязывающую его явиться для несения воинской обязанности в Вооруженных Силах РФ. Однако в ноябре этого же года посольство Израиля направило ему аналогичное требование — выполнить воинский долг в государстве Израиль. Правомерно ли требование Российского государства и как следует поступить в данном случае с Д.? Имеется ли между Россией и Израилем соглашение о двойном гражданстве?
  • 14. Паспорт гражданина США Эдварда Сноудена, обвиненного в государственном шпионаже, был аннулирован. Это было сделано принудительно, против воли его обладателя, находившегося в это время за пределами США, что фактически означало лишение его гражданства США. Возможна ли подобная ситуация в Российской Федерации? Какие действия завершают процедуру добровольного выхода из гражданства Российской Федерации?
  • 15. Прием в российское гражданство граждан Республики Казахстан, прибывших на постоянное жительство на территорию РФ, осуществлялся на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства 1999 г. С 1 января 2009 г. по инициативе казахстанской Стороны было прекращено действие Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию 1995 г. Каковы правовые последствия прекращения действия соглашения: для граждан Российской Федерации, прибывших на постоянное жительство на территорию РФ и для граждан Республики Казахстан, прибывших на постоянное жительство на территорию РФ?
  • На данной странице собрана информация о путях оформления гражданства для россиян в различных странах Европы и мира. Страны представлены в алфавитном порядке.

    Гражданство. Пути и возможности!

    Базовые права человека, как и его обязанности, универсальны для всех, независимо от места проживания. Но каждая страна устанавливает круг дополнительных условий для своих граждан, и именно они дают шанс социально-политической реализации личности в рамках отдельного государства.

    Самые яркие примеры – избирательное право и возможность занимать должности в государственном аппарате.

    Поэтому в процессах иммиграции и полноценной интеграции в новую общность, проблема получения гражданства имеет первостепенное значение.

    Что такое гражданство

    Определение и принципы

    Гражданство – это устойчивые связи, носящие правовой характер, возникающие между государством и человеком, в неразрывной совокупности взаимных прав и обязанностей, а также ответственности друг перед другом и мерах ее реализации.

  • Как правило, закрепляется в конституции и дополняется другими законодательными актами.
  • Государство в лице его властных структур:
  • признает и обеспечивает гарантии прав и свобод;
  • защищает и оказывает протекторат во время пребывания лица за пределами.
  • Граждане:
    1. неукоснительно соблюдают все требования, закрепленные в законодательстве; добросовестно выполняет обязанности; несет административную, криминальную и другие виды ответственности за нарушение.
    2. В своей совокупности эта система отношений определяет правовой, политический и социальный статус гражданина, отличая его от лиц, не имеющих гражданства и иностранцев.
    3. Формы подтверждения статуса гражданина:
    4. например, в Великобритании лицо вправе отказаться от получения какого-либо удостоверяющего документа;
    5. в ЕС обязано иметь ID-карточку;
    6. в иных странах предусмотрено наличие многостраничного паспорта на бумажном носителе.
    7. Отличия понятий гражданства и подданства

      В своей природе эти два понятия подобны, но не тождественны. Подданство характерно для монархий, и отличается тем, что в этом случае закрепляет связь личности не с государства в целом, а непосредственно с монархом.

    8. Возможность иметь второе или даже третье (и более) гражданство устанавливается внутренним законодательством. Например:
    9. жесткий запрет с предусмотренными процедурами отслеживания, с наличием ответственности или без таковой;
    10. межгосударственные соглашения о двойном гражданстве;
    11. нельзя, но не нет жесткого требования об обязательном уведомлении и/или выходе из предыдущего.
    12. Страна может устанавливать ограничения относительно прав такого лица. Например, на занятие государственных должностей, как это сделано в РФ.
    13. Лиц имеющих паспорта более чем одного государства называют бипатридами.
    14. Способы получения гражданства

      По рождению (филиация):

      Вид Основания
      По праву крови Наличие одного или двух родителей, имеющих гражданство, вне зависимости от места рождения.
      По праву почвы Повод для получения паспорта – факт рождения на территории. В данном случае присутствие крови не играет никакой роли.

      Практически нельзя отказаться от такого гражданства, кроме того, затруднены процедуры его лишения. В случае утраты легко восстанавливается.

      Как пример можно привести США, что приводит к тому, что туда стекается масса беременных женщин на сносях, на чем даже строится определённый бизнес родильных клиник. По наследству Довольно редкая форма, присущая некоторым странам в Европе. В отличие от первой разновидности, в данном случае на гражданство имеют любые потомки по прямой линии, даже если предки умерли до рождения претендента.

      В качестве иллюстрации можно упомянуть Латвию, где точкой отсчета для гражданского статуса новорожденного берется дата 17.07.1940 относительно того, были ли гражданами его предки.

      Подобная схема применяется и в Румынии.

    15. Этот способ еще называют укоренением.
    16. Повод для ходатайства – желание заявителя.
    17. Порядок и требования устанавливается местным законодательством, и, как правило, включает:
    18. Владение языком.
    19. Хорошее знание местной истории и культуры, традиций и бытовых особенностей.
    20. Определенное количество прожитых на территории страны лет. В данном аспекте исключение делается только для тех заявителей, кто вступает в брак с местными жителями, но не во всех странах.
    21. Возможные разновидности:
    22. 1. На общих основаниях С соблюдением всех усыновленных условий и требований.
      2. Регистрация Без каких-либо условий по заявлению претендента. Перечень категорий лиц, имеющих такую возможность, обычно устанавливают на уровне закона.
      3. Дарование Почетный акт, подчеркивающий заслуги лица перед данным государством.

      Есть такая практика в Австрии и Болгарии.

      Процедура выбора гражданства в случае изменения границ. Регулируется двусторонними соглашениями стран, участвующих в таких политико-географических событиях.

      В качестве примера можно назвать процессы, происходящие во время распада СССР или изменение юрисдикции Гонконга.

      Массовый переход населения из одного гражданства в другое в связи с изменением юрисдикции территорий. Последний яркий пример – Крым.

      В последнее время распространённый способ привлечения инвестиционных средств в экономику. Им не брезгуют пользоваться многие страны, включая и вполне развитые, например, Британия или Австрия.

      Условием получения паспорта, причем без проволочек и лишних бюрократических препон могут выступать такие виды вложений:

    23. приобретение недвижимости;
    24. крупные пакеты ценных бумаг (государственных займов и/или эмитированных местными компаниями);
    25. банковские депозиты;
    26. долевое участие в бизнесе с резидентами;
    27. создание собственной компании, иногда с условием создания рабочих мест для граждан этой страны;
    28. просто пожертвование определенных сумм в государственную казну.
    29. Восстановление гражданства:

      Вид Суть процесса
      Реинтеграция Предусмотрена для тех лиц, кто по каким-то причинам лишился гражданства, но потом выразил желание его вернуть.

      В одних странах существует в виде отдельной процедуры, в других рассматривается как разновидность натурализации с дополнительным основанием. Репатриация Возвращение в родную страну, покинутую в результате неких событий глобального или частного характера, в результате чего было добровольно или принудительно утрачено гражданство.

      Обычно применяется к следующим категориям лиц:

      • перемещенные лица;
      • военнопленные;
      • беженцы;
      • эмигранты;
      • люди, имеющие национальные корни, общность культуры и/или языка.
      • Выход из гражданства

        Эта процедура предусмотрена законодательствами большинства стран, хотя в некоторых случаях с ограничениями и при наличии определенных условий.

        Отказ Инициатива заявителя. Например, в России существует ограничение. Ходатай должен представить доказательные аргументы о том, что он получил паспорт иной страны.
        Лишение По решению государства. Для этого должны быть веские основания, поскольку международным правом предусмотрено, что если человек не имеет второго гражданства, лишить его единственного нельзя. Эта норма также закреплена в Конституции РФ.

        Исключение – доказанные случаи терроризма. Для этого в России был принят специальный закон (29.07.2017), вступивший в силу 1-го сентября того же года.

        Экспатриация Разновидность лишения в результате выдворения из страны. В действующем российском законодательстве не предусмотрена, однако, широко применялась во времена СССР, в качестве примера можно вспомнить прецеденты с писателем А. Солженицыным или музыкантами М. Ростроповичем и Г. Вишневской.
        Смена Добровольный или принудительный переход из одного в другое. На практике может применяться в виде отказа в пользу уже имеющегося второго гражданства либо в процессах оптации или трансферта.

        Типовой порядок получения при натурализации

        Наиболее широко применяется натурализация, поскольку доступна большинству лиц, желающих сменить родину или приобрести еще одну.

        Как правило, весь процесс предполагает несколько этапов:

        Стадия Название и суть Типичные основания
        ВНЖ
        1. Временный вид на жительство.
        2. Дает право находиться в стране долгое время с возможностью осуществления деятельности, способной принести доходы.
        3. Обычно его дают на год с последующим продлением, если для этого есть желание и веские причины.
        1. работа по контракту;
        2. учеба;
        3. долговременное лечение и/или последующая реабилитация в лечебных учреждениях;
        4. инвестиционные программы;
        5. воссоединение семьи;
        6. беженство по политическим или иным веским причинам.
        ПМЖ
        • Постоянное место жительства.
        • Срок до момента прошения – 3–7 лет, в зависимости от обстоятельств (например, брак может сократить этот период, в некоторых странах до нескольких дней).
        • В условия входят:
        • факт законопослушности и отсутствие судимостей и правонарушений в течение предыдущего периода;
        • доказательства надежности и легальности источников дохода;
        • наличие жилья.
        Аналогично.
        Паспорт Гражданство.

        На этом этапе придется пройти тесты на владение языком, знание истории, и традиционной культуры.

        Срок от получения ПМЖ – 5–7 лет, с возможными требованиями по беспрерывному нахождению в пределах территории.

        Общее время натурализации – 7–12 лет.

        Аналогично.

        Существует мнение, что в странах, где предусмотрено получение гражданства по праву почвы, женщина, родившая ребенка автоматически и одновременно с ним, имеет право на паспорт. Это миф. В самых комплементарных случаях она имеет право на ПМЖ с последующей полноценной процедурой натурализации.

        Как облегчить процесс получения другого гражданства

        Репатриация по признаку национальной и/или культурной (религиозной) принадлежности

        Наиболее просто способ, однако, доступны только для тех, у кого есть соответствующие национальные корни.

        Эта страна ведет весьма интенсивную миграционную политику, предлагая множество программ, в том числе и основанных на национальном принципе.

        Для этнических немцев программа называется «Для поздних переселенцев» и регламентируется специальным законом, принятым в 1990-м году.

        Для выходцев из России и других регионов СНГ процедура выглядит следующим образом:

      • Подача заявления в Федеральное административное ведомство, находящееся в городе Фридланд.
      • Там проверяются:
      • знание языка на бытовом уровне;
      • немецкое происхождение;
      • факт притеснений (для выходцев из постсоветского пространства принимается по умолчанию).
        • После этого выдается извещение о положительном решении.
        • Этот документ – основание для оформления визы по облегченной процедуре, для чего понадобится недлинный перечень документов:
        • биометрия на всех членов семьи 12+;
        • загранпаспорта со сроком действия более полугода;
        • общегражданские паспорта отметкой о том, что проведена процедура снятия с регистрации (для ребенка – лист убытия);
        • документы в оригинале, свидетельствующие о немецких корнях;
        • извещение федерального административного ведомства (оригинал).
        • Интересно, что подобная программа существует не только для немцев, но и для евреев, поскольку Германия таким способом пытается искупить вину за холокост.

          По закону о репатриации от 2000 года есть два варианта подтверждения своих польских корней:

        • Наличие в родословной, как минимум одного прямого родственника по прямой мужской или женской линии до третьего колена:
      • мать/бабка/прабабка;
      • отец/дед/прадед.
      • Претендент может удостоверить:
      • владение языком на приличном уровне;
      • знание традиций, истории и культуры;
      • разделение ценностей, принятых в польском обществе;
      • связи с польскими родственниками.
      • Сам претендент находился в польском гражданстве ранее, и у него есть прямой родственник также, как в первом варианте.

        Процедура репатриации похожа на предыдущие. Помимо достоверных доказательств факта происхождения, необходимо сдавать экзамен по языку.

        По законодательству на репатриацию имеют все граждане, имеющие еврейские корни, однако, не для всех условия одинаковые.

        Проще тем, у кого евреи оба родителя либо мать (галаха), поскольку национальность определяется в этой культуре по женской линии.

        Сложность только в том, чтобы представить убедительные доказательства. Если только отец, то процедура более длительная и трудная.

        Для членов семьи тоже есть различия:

      • дети заявителя, вне зависимости от того рождены ли они еврейкой или женщиной другой национальности, получают гражданство одновременно с ним;
      • супруг сначала имеет право на ПМЖ с пятилетним сроком натурализации при условии сдачи теста по разговорному и письменному ивриту.
      • предоставляется возможность выучить язык уже после приезда в страну на бесплатных курсах. Выделяются средства на обустройство;
      • необходимо только придерживаться одного условия – безвыездное пребывание на протяжении полугода.
      • Следует иметь в виду, что Верховным Судом Израиля было принято решение, запрещающие получение гражданства этническими евреями, если они практикуют любую другую религию, кроме Иудаизма. Поэтому для атеистов получение паспорта дело возможное, а вот христианам, буддистам, мусульманам ничего не светит.

        Испания и Португалия

        Законы в этих государствах предусматривают сокращение сроков натурализации с 10 до 2 лет для граждан стран, в прошлом бывших колониями, где сохраняется язык и культурные традиции.

        Для россиян это интересно тем, что если иммигрировать в одну из латиноамериканских стран, по инвестиционной программе или покупке недвижимости, то в отдельных случаях можно получить гражданство довольно быстро. Например, в Боливии в течение года. И после чего дорога в ЕС открыта.

        Есть свои программы и в некоторых других странах, причем без особых требований к знанию языка на момент переезда:

        Страны, где проще всего получить паспорт за инвестиции

        Здесь придется вложить полмиллиона долларов в стартап, что несет за собой большие риски любой венчурной инвестиции. Гражданство же можно получить только после пяти — шести лет успешного функционирования компании, конечно, в том случае, если до тех пор она не обанкротится.

        О понятии «инвестиционный договор» в законодательстве Республики Беларусь

        Рассматривая инвестиционный договор в законодательстве Республики Беларусь, нельзя не отметить, что Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон) и Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет), а также иные акты законодательства Республики Беларусь не содержат точной дефиниции инвестиционного договора по праву Республики Беларусь.

        При этом, правда, несмотря на указанное в предыдущем абзаце, все-таки и Закон (и ранее Инвестиционный кодекс Республики Беларусь), а также Декрет содержат определенные основополагающие черты указанного договора, из которых можно попробовать «сложить остов его существа и даже правовую дефиницию».

        Рассматривая указанные законодательные положения, отмечаем, что часть вторая ст. 17 Закона, определяя инвестиционный договор (а точнее законодательную цель его заключения (каузу), отмечает, что он заключается для создания дополнительных условий осуществления инвестиций инвестором или инвесторами.

        (Несколько иначе указанные отношения определялись ранее ст. 44 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, а именно в силу данной статьи инвестиционный договор мог быть заключен в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь).

        Декрет в подпункте 1.1 определяет инвестиционный договор как договор, заключаемый между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых Декретом и иными актами законодательства.

        При этом приоритетными видами деятельности (секторами экономики) для осуществления инвестиций в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2016 г. № 372 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики) для осуществления инвестиций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. № 197» (далее – постановление) являются виды деятельности (секторы экономики), в которых по решению Президента Республики Беларусь реализуются инвестиционные проекты (на период их реализации, указанный в решении Президента Республики Беларусь), а также в которых инвестиционные проекты реализуются в рамках государственных программ (на период реализации этих проектов).

        Кроме того, согласно постановлению приоритетными секторами экономики для целей, связанных с возможностью совершения инвестиционных договоров, являются: (а) информационно-коммуникационные технологии; (б) создание и развитие логистической системы; (в) железнодорожный и воздушный транспорт; (г) строительство, (д) реконструкция и оснащение пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и других объектов органов пограничной службы Республики Беларусь; строительство, реконструкция и оснащение объектов органов пограничной службы Республики Беларусь; (е) зерноперерабатывающая промышленность; (ж) металлургия; (з) машиностроение; (и) производство электротехнической, оптико-механической, приборостроительной продукции, бытовой техники и электроники; (к) текстильная промышленность; (л) кожевенно-обувная промышленность; (м) сахарная отрасль, кондитерская отрасль; (н) консервная отрасль; (о) масложировая отрасль; (п) деятельность в сфере оказания услуг населению; (р) деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов; (с) культура.

        Что же касается приоритетных видов деятельности для целей, связанных с возможностью совершения инвестиционных договоров, то к таковым в соответствии все с тем же постановлением в частности относятся: сельское, лесное и рыбное хозяйство; ряд видов деятельности горнодобывающей промышленности; производство продуктов питания, напитков и табачных изделий; производство текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха; производство изделий из дерева и бумаги; полиграфическая деятельность; производство химических продуктов; производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов; производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов; ряд видов деятельности в рамках металлургического производства; производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры; производство электрооборудования; производство машин и оборудования, производство мебели; производство музыкальных инструментов; производство спортивных товаров; производство игр и игрушек; производство медицинских и стоматологических инструментов и принадлежностей; строительство; оптовая и розничная торговля; транспортная деятельность, финансовая и страховая деятельность; профессиональная, научная и техническая деятельность: деятельность в области права, бухгалтерского учета, управления, образование; здравоохранение и социальные услуги и т.д.

        Исходя из указанного, видны отличия в подходе к интересующему нас правовому явлению между Законом и Декретом.

        А именно Закон «считает», что инвестиционный договор совершается, прежде всего, в связи с тем (а возможно даже и «лишь в связи с тем»), что необходимо создать дополнительные условия осуществления инвестором инвестиций на территории Республики Беларусь.

        Иными словами, в соответствии с указанным Законом инвестиционный договор направлен на предоставление «дополнительных льгот и преференций» инвестору по сравнению с предусмотренными законодательством Республики Беларусь общими условиями осуществления инвестиционной деятельности.

        Таким образом, инвестиционный договор в понимании этого явления Законом – это дополнительное регулирование инвестиционной деятельности, но лишь в части тех «дополнительных привилегий» инвестору, которые ему предоставляются в индивидуальном порядке и которые не носят общего характера.

        Тем самым инвестиционный договор «в представлении» Закона – это специальное изъятие из общего законодательного регулирования соответствующих отношений, «направленное лишь в пользу инвестора».

        При этом, исходя из подхода Закона, напрямую не усматривается возможность возложения на инвестора дополнительных обязанностей наряду с приобретаемыми дополнительными правами.

        В отличие от изложенного выше подхода Закона Декрет «видит» инвестиционный договор как соглашение, направленное исключительно на реализацию на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному для осуществления инвестиций виду деятельности или сектору экономики.

        Таким образом, Декрет:

        с одной стороны:

        не допускает возможность совершения инвестиционного договора вне рамок реализации конкретного инвестиционного проекта (а);

        мало этого, требует, чтобы инвестиционный договор был соглашением между Республикой Беларусь и инвестором не в отношении любого инвестиционного проекта, а исключительно в отношении инвестиционного проекта в рамках приоритетного сектора экономики или вида деятельности (б);

        с другой стороны, и в этом нам видится главное отличие между подходом к интересующему нас явлению Закона и Декрета, Декрет предусматривает наличие в инвестиционном договоре не только условий, направленных на предоставление инвестору «индивидуальных льгот и преференций» (по сравнению с общеустановленным законодательным подходом), но и условий, в рамках которых Республика Беларусь возлагает на инвестора ряд дополнительных обязанностей в связи с реализацией инвестиционного проекта.

        Другими словами, если в соответствии с Законом речь идет фактически об «улице с односторонним движением», причем это «движение направленно лишь в сторону инвестора», то Декрет рассматривает инвестиционный договор как «улицу с двухсторонним движением».

        При этом, исходя из законодательных норм, абсолютно не следует вывод о том, что «движение в сторону инвестора должно быть более интенсивным, чем движение в сторону Республики Беларусь». Хотя все-таки «большее удовлетворение» интересов инвестора предполагается, исходя из существа инвестиционного договора. Но в силу норм Декрета возможны инвестиционные договора, в рамках которых «уровень обязательств» инвестора, принимаемых по такому договору, будет, как минимум, «не меньше, а возможно и больше» уровня тех обязательств, которые дополнительно принимаются на себя Республикой Беларусь.

        В связи с рассматриваемым разным подходом законодательных актов Республики Беларусь к интересующему нас правовому явлению нельзя не отметить, что принятое в развитие Декрета постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее – постановление № 563), в том числе утвержденное данным постановлением Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, «ничего не добавляет» к указанным выше «оценкам» инвестиционного договора по праву Республики Беларусь.

        Единственное, что «вытекает» из указанного выше постановления № 563 (и то не напрямую, а косвенно, так как в данном постановлении не содержится не только дефиниция инвестиционного договора, но и его существенные правовые характеристики), так это то, что инвестиционный договор – это договор, заключаемый Республикой Беларусь в лице соответствующих государственных органов или органов местного управления с инвестором (инвесторами) на основании решения соответствующего государственного органа (органа местного управления) и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора.

        И наконец, сравнивая ранее действовавшее и ныне действующее законодательное регулирование понятия инвестиционного договора, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что «законодательная цель» заключения инвестиционного договора в Законе и в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь различна.

        А именно инвестиционный договор в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь заключался исключительно для оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь; в силу же Закона инвестиционный договор может заключаться просто для создания дополнительных условий при осуществлении инвестиций инвесторами (инвестором).

        Таким образом, наблюдается различие и между ранее действовавшим и ныне действующим законодательными подходами, которое заключается, во-первых, в том, что в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь речь шла об оказании «особой государственной поддержки» в рамках инвестиционного договора; в силу же Закона наблюдается лишь «создание дополнительных условий инвестору».

        Правда, исходя из общего подхода, значительной разницы между понятиями «государственная поддержка» и «дополнительные условия» в анализируемом нами контексте нет, т.к. и в том, и в другом случае речь идет о получении инвестором (инвесторами) каких-то «дополнительных преференций» по сравнению с общим законодательным подходом при регламентации соответствующих отношений.

        Иными словами, инвестор (инвесторы), заключившие инвестиционный договор, получают указанные «дополнительные преференции» по сравнению с инвестором (инвесторами), не являющимися стороной рассматриваемого нами договора.

        Однако и с этимологической позиции, и исходя из экономического существа отношений «государственная поддержка» представляется нечем более значимым по сравнению с «дополнительными условиями».

        А именно, если речь идет о первом действии («государственной поддержке»), то видится «защита государством реализуемого инвестиционного проекта» по всем возможным направлениям, в рамках которых понадобится указанная защита; если же рассматривать второе явление («дополнительные условия»), то речь, скорее всего, идет о каких-то «частных шагах и направлениях», связанных с осуществлением инвестиций.

        Другими словами, применительно к «государственной поддержке» «внешне» представляется «общее явление»; применительно к «дополнительным условиям» «внешне» видится явление «частное».

        Хотя еще раз подчеркнем, что, скорее всего, исходя из сути отношений, и в одном, и во втором случае речь идет примерно о сходных действиях. Однако исходя из положений действующего в настоящее время Закона, законодатель желает подчеркнуть, что «всеобъемлющей государственной поддержкой» определенный инвестиционный проект только в силу инвестиционного договора обладать не должен; на основании указанного Закона видится, что государство «готово перейти» от «всеобъемлющей государственной поддержки» к «поддержке определенных отдельных действий в рамках реализации инвестиций» конкретным инвестором.

        Во-вторых, еще одно различие между излагаемыми законодательными подходами применительно к законодательно определенной цели заключения инвестиционного договора заключается в том, что Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, как уже отмечено выше, предусматривал в рамках инвестиционного договора оказание государственной поддержки лишь при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь.

        В отличие от изложенного подхода, Закон указывает на то, что инвестор (инвесторы) имеют право рассчитывать на создание для них государством дополнительных условий при осуществлении любых инвестиций.

        Иными словами, применительно к Закону для заключения инвестиционного договора нет необходимости в том, чтобы определенный инвестиционный проект имел важное значение для экономики Республики Беларусь; вполне достаточно, чтобы соответствующий проект действительно был инвестиционным, то есть действия соответствующего субъекта отношений подпадали под понятие «инвестиции» (ст. 1 Закона) и способы осуществления инвестиций (ст. 4 Закона). И уже на основании лишь данных обстоятельств инвестор (инвесторы) имеют право на заключение инвестиционного договора.

        Таким образом, мы все-таки констатируем разность подходов Инвестиционного кодекса и Закона к цели (задачам) заключения инвестиционного договора.

        (Однако указанное отличие не играет никакой роли в связи с признанием утратившим силу Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

        При этом указанные два законодательных акта одинаковым образом подходят к сторонам инвестиционного договора, предусматривая, соответственно, в ст. 45 Инвестиционного кодекса и в ст. 17 Закона, что сторонами указанного договора являются инвестор (инвесторы) и Республика Беларусь.

        Причем и один, и другой законодательный акт под инвесторами понимает не только иностранных инвесторов, но и национальных инвесторов, то есть правом на заключение инвестиционного договора обладают не только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, иностранные и международные организации, не являющиеся юридическими лицами, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь, но и граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (в том числе индивидуальные предприниматели по праву Республики Беларусь), а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

        Однако применительно ко второй стороне договора, а именно к Республике Беларусь, ст. 45 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь указывала на то, что она (Республика Беларусь) действует в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления или государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь. Статья 17 Закона в своей части третьей указывает на то, что инвестиционный договор с Республикой Беларусь заключается на основании решения государственного органа или иной государственной организации, определенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

        Правда, изложенное в предыдущем абзаце законодательное отличие между положениями Инвестиционного кодекса и Закона не играет никакой роли в связи с признанием утратившим силу Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. А кроме того, оно нивелируется в настоящее время нормами Декрета, который и является тем законодательным актом, в соответствии с которым определяется, кто вправе действовать от имени Республики Беларусь при заключении инвестиционного договора.

        При этом в связи с изложенным последним необходимо указать, как разрешается в рамках национальной правовой системы коллизия между нормами Закона и положениями Декрета в том случае, когда нормы указанных законодательных актов не полностью коррелируются.

        Итак, в соответствии со сложившимся в правовой системе Республики Беларусь подходом (о его законодательной основе – см. ниже) при коллизии (конфликте) норм Декрета Президента Республики Беларусь и положений Закона Республики Беларусь нормы Декрета Президента Республики Беларусь превалируют над положениями Закона Республики Беларусь.

        Правда, если исходить из общих норм Конституции Республики Беларусь и определенных норм Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», то нормы Декрета Президента Республики Беларусь и нормы закона Республики Беларусь имеют равную юридическую силу.

        А именно в силу ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент Республики Беларусь издает декреты, имеющие силу законов. То же фактически (да и юридически) присутствует и в ст. 2 Закона, в соответствии с которой Декрет Президента Республики Беларусь – это нормативно-правовой акт Главы государства, имеющий силу Закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

        Однако в силу специальных положений ст. 137 Конституции Республики Беларусь в случае расхождения Декрета Президента Республики Беларусь с законом такой закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета были предоставлены законом. Абсолютно тождественное положение предусмотрено и в ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

        Таким образом, приведенные последними законодательные положения показывают, что, несмотря на то, что Декрет Президента Республики Беларусь обладает силой закона, в действительности его юридическая сила выше силы закона.

        Именно последнее обстоятельство и позволило нам сделать вывод о том, что применительно к определению существа и сторон инвестиционного договора именно положения Декрета «представляют истинный интерес».

        Функ Я.И., доктор юридических наук, профессор, Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

        Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 января 2019 г.

        Смотрите еще:  Получаем технический паспорт на квартиру в МФЦ - инструкция на 2019 год. Технический паспорт на квартиру как получить 2019 год