Что нужно учесть при покупке автомобиля с рук. Как оформить двигатель в казахстане

Что нужно учесть при покупке автомобиля «с рук»

Существует немало «подводных камней», ожидающих будущего автовладельца при совершении сделки купли-продажи подержанного авто.

На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано почти 3 миллиона 830 тысяч легковых авто. Из них более 2 миллионов старше 10 лет. Большинство казахстанцев просто не могут позволить себе покупку новой машины, а потому приобретают подержанные. Что нередко влечет за собой множество проблем как в юридическом, так и в техническом плане. На какие нюансы при совершении сделки купли-продажи следует обратить внимание автовладельцу, попытался разобраться журналист Zakon.kz.

Не доверяй и проверяй

Как отметил автоюрист Данияр Байгабатов, по закону право собственности на автомобиль возникает с момента его постановки на регистрационный учет в ОВД. А потому сделку купли-продажи авто следует проводить только в спецЦОНе и требовать от автовладельца, чтобы он при вас официально снял своего «железного коня» с учета, или предоставил подтверждающие документы. Это поможет избежать многих возможных проблем в будущем.

Например, нередко бывает, что из России или других стран пригоняют машины, которые числятся в угоне или использовались при совершении каких-то преступлений. Или вдруг может выясниться, что предыдущий автовладелец задолжал деньги банку и на автомобиль судом наложен арест. Поэтому прежде чем заключать сделку купли-продажи, необходимо проверить юридическое прошлое машины.

«Когда будущий владелец машины ставит ее на учет в спецЦОНе, то она обязательно проверяется на криминальное прошлое по соответствующей базе данных МВД. Также при снятии с учета автомобиля автоматически проверяется, не находится ли эта машина в аресте и не выступает ли как залоговое имущество банка. Кроме того, проверяются все наложенные на автовладельца штрафы, и он никак не сможет снять автомобиль с регистрационного учета, пока их полностью не оплатит», – поясняет автоюрист.

Управлять не значит быть владельцем

В общем, всучить вам «проблемный» автомобиль в спецЦОНе не так-то просто. Зато это можно сделать, минуя все юридические формальности.

Дело в том, что хотя такого документа как «генеральная доверенность» сейчас нет, само понятие доверенности на право управления осталось. Обычно продавец просто оформляет у нотариуса доверенность на право управления и продажи автомобиля на имя покупателя, и после регистрации данной доверенности в полиции покупатель считает себя полноправным владельцем автомобиля.

При этом немногие знают, что сама по себе доверенность сделкой купли-продажи не является, и покупатель не становится собственником машины, а получает лишь полномочия на управление и продажу автомобиля. Собственником же продолжает оставаться тот человек, чьи данные указаны в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Поэтому именно он обязан уплачивать транспортный налог, и если новый автовладелец не станет этого делать, то все претензии «налоговики» предъявят именно к собственнику. А ведь автомобиль может поменять нескольких хозяев и найти первого уже вряд ли получится. Зато официальному автовладельцу налоги и пеня могут начисляться годами, и никакие оправдания о том, что машина продана, не помогут.

При этом немало проблем может возникнуть и у покупателя авто по доверенности.

«Например, на автомобиль может быть наложен арест по долгам фактического автовладельца, даже если эти долги возникли после передачи машины покупателю. Также собственник авто вправе в любое время отменить выданную доверенность, не объясняя причин. А учитывая, что обычно сумма, за которую продан автомобиль, нигде не отражается, будет нелегко доказать, что он вообще был продан. Соответственно, выплаченные деньги покупателю никто не вернет. Также супруг или супруга доверителя могут заявить, что машина продана без их согласия, и суд запросто может признать сделку купли-продажи недействительной. Если же официальный автовладелец умрет, то действие доверенности автоматически прекращается. За новой придется обращаться к наследникам собственника автомобиля, а они, в общем-то, вполне могут отказать, и заставить их никто не сможет», – разъяснил автоюрист.

Когда экономия времени выходит боком

Кроме того, законом об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств официально предусмотрена передача управлением автомобилем через страховой полис.

То есть, снимать машину с регистрационного учета в этом случае не надо, и продавец авто просто вписывает имя покупателя в страховой полис. На этом основании тот имеет законное право управлять транспортным средством. И даже страховые компании в случае ДТП возмещают ущерб третьим лицам на основании этой страховки. Но при этом немногие покупатели знают, что на самом деле владельцами авто на основании этого документа они не являются.

«В последнее время люди, чтобы не терять время на переоформление машины и лишние деньги не тратить, просто выписывают страховку на покупателя и тот спокойно на ней ездит. Но при этой сделке возникают определенные минусы. Во-первых, у непосредственного собственника автомобиля сохраняется право собственности. Соответственно все налоги и штрафы приходят на его имя. Так как юридически он эту машину не отчуждал, и она по-прежнему является его собственностью. Во-вторых, покупатель не сможет продать эту машину кому-то еще, так как юридически не является ее собственником. И вписать кого-то в этот страховой полис он тоже не сможет это может сделать лишь собственник авто. Тоже касается снятия автомобиля с учета. Кроме того, покупателю ежегодно придется просить первого владельца, чтобы он продлил страховой полис на его имя. Поэтому покупать автомобиль по страховке я категорически не советую», – говорит Д. Байгабатов.

Проще — не всегда лучше

К слову существует еще одна законная форма купли-продажи авто, которой лучше не пользоваться. Это так называемая «простая письменная форма сделки», которая сейчас широко используется в спецЦОНе.

«Это действительная форма сделки, которая предусмотрена Гражданским Кодексом и имеет юридическую силу. Но при этом она никак не защищает ни продавцов, ни покупателей. Да, на основании этой письменной формы сделки автомобиль можно поставить на учет или снять с учета. Обычно нотариально ее не заверяют, так как на документе и так ставится печать, что сделка удостоверена определенным сотрудником спецЦОНа. Но дело в том, что в простой форме письменной сделки, условия купли-продажи практически не указываются. Более того, там даже сумма зачастую указывается по договоренности, чтобы платить меньше налогов. Но при этом люди не защищают себя юридически в плане возможных последствий. Например, если человек купил сломанную машину, то ему будет очень сложно доказать, что она в момент продажи находилась в неисправном состоянии. Поэтому я бы советовал заключать у нотариуса официальный договор купли-продажи и обязательно вписать туда по пунктам все возможные последствия совершенной сделки, компенсации по ненадлежащему качеству товара, условия его возврата или обмена и т.д. Тогда в случае каких-либо неприятностей с купленной машиной, будет гораздо проще взыскать причиненный ущерб в суде», – подытожил Д. Байгабатов.

Как правильно выбрать подержанный автомобиль

Конечно, помимо юридического оформления сделки купли-продажи, следует уделить немало внимания и техсостоянию приобретаемого автомобиля. Ведь в отличие от новой машины, приобретенной в автосалоне, автомобиль, «пробегавший» тысячи километров, не может быть абсолютно исправным. А потому недобросовестным продавцам приходится прибегать к различным уловкам, чтобы преподнести свой товар в наиболее выгодном свете.

За время работы в журналистике мне не раз приходилось общаться с профессиональными автодиллерами, механиками и другими автоспециалистами. Основываясь на их рассказах, можно дать несколько практических советов потенциальным владельцам подержанных автомашин:

1. Не стоит выбирать автомобиль в одиночку. Постарайтесь взять с собою если не специалиста, то хотя бы автолюбителя имеющего представление об устройстве авто. Понятно, что любой продавец будет всячески расхваливать свой товар, и вдвоем вам будет легче выдержать это психологическое давление. К тому же, чем больше глаз увидит машину, тем выше вероятность обнаружить какие-то скрытые дефекты.

2. Также нужно учесть, что хорошая машина дешево стоить не может, а потому лучше покупать ее на максимальную сумму, которой вы располагаете. Это поможет избежать больших затрат в будущем или по крайней мере не даст повод сожалеть о собственной жадности.

3. При выборе автомобиля следует обращать внимание не только на само авто, но и на продавца. Излишняя вежливость, фамильярность, желание втереться в доверие, свидетельствуют скорее всего о том, что с этим авто в будущем возможны проблемы.

4. Нередко продавцы умело «скручивают» реальный пробег автомобиля, тем самым продлевая регламентный ресурс многих узлов и агрегатов «на словах». А потому, если вам попалась машина, к примеру, 1997 года выпуска с пробегом в 50 тысяч километров, то не слушайте сказок о дедушке-инвалиде раз в месяц ездившим на этой машине, а лучше выберите другое авто с большим, но зато реальным пробегом.

5. Часто днище «гнилой» машины подкрашивают снизу черной краской, а различные «навороты» вроде новой резины и титановых дисков на старом автомобиле, полированный кузов, тщательно отмытый «движок» и мотор, также, скорее всего, имеют цель отвлечь покупателя от более существенных дефектов. Кроме того, различные наклейки, рисунки и надписи также зачастую являются не просто украшением, а наносятся с целью скрыть дефекты кузова. Грязь на лонжеронах и в других местах также часто является маскировкой скрывающей различные дефекты.

6. Обязательно обратите внимание, не перекрашивался ли автомобиль целиком или частями. Сравните краску в подкапотном пространстве и на крыльях. Внимательно осмотрите резиновые и пластиковые детали кузова, трубки и провода двигателя. Если где-то замечены следы краски, то это авто перекрашивалось, и скорее всего, было подвергнуто кузовному ремонту. О ремонте кузова может свидетельствовать и различная ширина дверных зазоров. Кроме того, все двери должны закрываться одинаково с одним и тем же звуком и усилием Внимательно осмотрите пространство под резиновыми уплотнениями стекол, дверей и багажника обычно именно отсюда машина начинает ржаветь.

7. Никогда не проверяйте состояние машины на СТО, которое вам советует продавец. Скорее всего, он заранее договорился с мастером, и тот даже «ведро с гайками» признает лучшим автомобилем в мире. Поэтому нужно проводить полную диагностику на том СТО, которому вы доверяете, а еще лучше обратиться в компанию, которая за определенную плату осуществляет полную проверку по кузову и агрегатам автомобиля и выдает диагностический лист, где указано, что именно и где повреждено. Адреса и контакты таких фирм можно запросто найти в интернете.

Как купить автомобиль в Казахстане с вывозом и без: подробная инструкция

Всем доброго времени суток.

Темой сегодняшней публикации станет покупка авто в Казахстане и связанные с ней особенности для разных случаев.

Российское и Казахстанское автомобильные законодательства схожи, т. к. основаны на общей юридической базе советского периода, но к настоящему времени между ними появились и различия.

Без знания юридических особенностей проведения сделок купли-продажи автомобилей в Республике Казахстан (РК), люди, привыкшие ориентироваться на российские правила, рискуют столкнуться с серьезными проблемами, которые могут привести не только к большим потерям времени и денег, но и к полному аннулированию заключенного договора с конфискацией автомобиля, без возмещения потраченных на него средств.

Нововведения в автомобильном законодательстве Казахстана

Казахстанское автомобильное законодательство постоянно развивается, правда не с такой стремительной скоростью как это произошло в России за последние 5-6 лет. Тут к замене старых правил на новые подходят с такой постепенностью, что уловить резкие перемены в данной сфере едва ли удается.

Но все же за пятилетний период накопился ряд существенных новшеств о которых стоит упомянуть, прежде чем я перейду к основной части статьи.

Отменена справка-счет

Согласно старым «Правилам регистрации ТС в РК» за № 343 (от 1998 г.), справка-счет являлась одним из основных документов, которые удостоверяли право собственности на транспортное средство (ТС).

Смотрите еще:  Увольнение по соглашению сторон. Увольнение по соглашению сторон последствия

Их выдавали юридические лица, реализовывавшие автотранспорт за отдельную и довольно существенную плату.

В начале 2010 г. были приняты новые «Правила госрегистрации отдельных видов ТС» (Приказ МВДРК №90 от 26.02.2010 г.), а в конце этого же года Постановлением Правительства РК (№1485 от 31.12.2010 г.) принят Госстандарт услуг для «Регистрации и перерегистрации ТС». Этими нормативами справка-счет была исключена из списка документации для удостоверения прав собственности на приобретенное ТС.

Однако тут нужно иметь в виду, что данный документ не отменен полностью как таковой, просто он уже не касается всего легкового и некоторого другого транспорта. А вот для ТС относящихся к сельскохозяйственной технике справка-счет применяется по сей день.

Такая частичная отмена необходимости оформления справки-счет вступила в силу с 05.04.2011 г. и теперь номинально регистрация основной массы автотранспорта в РК происходит бесплатно. Именно номинально, т. к. внесение госпошлин никто не отменял.

Принятие единой формы паспорта транспортного средства

В конце 2014 года в экономическом пространстве Евразийского союза была введена единая форма паспорта транспортного средства (ПТС), на основе документа российского образца, как самого близкого к современным европейским стандартам.

Теперь автомобилистам Казахстана, России, Беларуси, а также Армении и Киргизии будет много легче совершать сделки купли-продажи на территории сопредельных стран-членов ЕАС. Данные паспорта будут иметь два официальных дублирующих друг друга профиля: бумажный и электронный, что поможет создать эффективную информационную базу идентификации ТС и самих документов, что повысит уровень борьбы с поддельными ПТС, с теневыми и мошенническими схемами сбыта автотранспорта, намного упростит и ускорит проверки.

Правила покупки автомобилей в Казахстане

Думаю, что полезно будет вкратце остановиться на том, каким образом совершалась купля-продажа авто до отмены справки-счет. Ее отмена не единственное примененное тогда нововведение, хотя и наиболее значимое.

Ранее же оформление и процедура регистрации как новых машин из салона, так и подержанных с рук было весьма и весьма трудоемким делом, забиравшим немало времени и нервов.

Процесс этот выглядел примерно так:

  • Хозяин авто являлся в МРЭП (Межрайонное регистрационно-экзаменационное подразделение – так называется МРЭО в Казахстане) со всеми документами и ожидал в очереди на первичную проверку. Или мог подать документы без очереди за «божескую» таксу в районе сотни долларов.
  • Потом нужно было дождаться результатов по розыску криминала/обременений и выдачи квитанций.
  • С результатами розыска по базам Дорожной полиции (ДП) водитель шел на досмотровую площадку, где опять становился в очередь, дожидался проверки и снятия номеров.
  • Потом нужно было выстоять в очереди для оплаты квитанций.
  • После чего приходилось отстаивать еще одну очередь для сдачи всех документов в окно на снятие с учета.
  • Потом было ожидание вызова к окну для получения транзитных номеров.
  • И только после этого можно было приступать к составлению договора купли-продажи.
  • После совершения сделки уже покупатель вынужден был проходить примерно такую же вереницу очередей.

    На все это уходило очень много времени. Сейчас же описанную процедуру переработали и она проходит быстрее (от 2-х и до 6-и часов), хотя до российского упрощенного образца купли-продажи ей еще далеко.

    Как это делается по новым правилам

    Новые правила купли-продажи автотранспорта в РК находятся в процессе доработки. И одно из ключевых отличий от российской процедуры тут вот какое: для россиян снятие ТС с учета фактически отменили (авто нельзя просто так снять с учета даже при всем желании).

    А вот в Казахстане, в некоторых случаях, можно заключать сделку не снимая авто с учета, а в некоторых это придется сделать обязательно.

    Общие правила сделок для республики Казахстан

  • В Казахстане сделка купли-продажи ТС не может быть полноценно совершена только сдельщиками между собой – присутствие инспектора МРЭП или нотариуса обязательно. Обязательно и присутствие обоих сдельщиков, но только в случае заключения сделки в МРЭП, а при нотариальном оформлении вместо одного из сдельщиков может выступать его доверенное лицо. Основу ДКП, в свободной форме, но без подписей, сдельщики теперь могут составить сами, вне официальных учреждений.
  • Сделку можно провести без снятия автомобиля с учета, но только если она заключается в нотариальной форме. Все сделки через МРЭП предполагают обязательное снятие машины с учета. Если сдельщики из одного города, то процедура снятия/постановки проходит в ускоренном режиме.
  • Если для проведения сделки выбрана нотариальная форма, а авто находится в совместной собственности, то обязательно нужно или присутствие обоих супругов, или соответствующее разрешительное заявление от отсутствующей стороны. Что интересно: при заключении сделки в МРЭП данного требования нет – ни супружеской стороны, ни разрешительного заявления не нужно, что говорит о недоработке законодательства.
  • Если сделка заключается на межрегиональном уровне в МРЭП, то провести ее в один день не удастся: покупателю придется добираться до своего региона на транзитных номерах и уже у себя вновь ставить машину на учет.
  • Если авто приобреталось по генеральной доверенности, а первоначального хозяина найти нельзя, то по истечении срока действия полномочий доверенного лица (3 года) какие-либо регистрационные действия с автомобилем провести будет невозможно. Единственный вариант: обращение в суд за признанием прав собственности в судебном порядке.
  • В Казахстане с недавних пор существует и третье место, где можно оформить сделку купли-продажи автомобиля. Это т. н. спецЦОНы. Там давно уже существуют центры обслуживания населения (ЦОН), где граждане могут быстро оформлять разнообразную документацию. А теперь в каждом регионе планируется открыть по одному специальному ЦОНу для удобства автомобилистов (несколько таких автоЦОН уже успешно функционируют). Затея, конечно, очень хорошая.
  • Теперь я приведу примерный алгоритм для купли-продажи автомобиля в Казахстане.

    Заключение договора купли-продажи

    Вот общая схема заключение договора купли-продажи:

  • Встреча сдельщиков, обследование авто, торг, согласование цены, способа и даты заключения договора.
  • Составление договора купли-продажи (ДКП) и его подписание у нотариуса, в ЦОН или в МРЭП.
  • Гражданские паспорта сдельщиков;
  • Документация на автомобиль;
  • Разрешительное заявление от супруга(и);
  • Два экземпляра акта приема-передачи;
  • Три экземпляра ДКП;
  • Финансовая расписка.
  • Процесс переоформления автомобиля

    Переоформление автомобиля примерно выглядит следующим образом:

  • В МРЭП или ЦОН продавец и покупатель подают заявления: одно на снятие, другое о постановке на учет продаваемой автомашины. Вместе с заявлениями подаются ксерокопии паспортов и соответствующих адресной регистрации страниц домовых книг.
  • В окошке берутся квитанции для оплаты пошлин и узнаются суммы платежей. Все заполняется и оплачивается.
  • Автомашина проходит сверку кузовных номеров и съемку номерных знаков. Тут инспектору нужно особо указать, что авто будет сразу же поставлено на учет. Тогда он сделает нужную запись и покупателю не придется повторно проходить эту процедуру.
  • Номерные знаки, заключение о сверке номеров, квитанции об оплате, один оригинал подписанного ДКП, ПТС, техпаспорт (аналог российского СТС), справка об уплате (или отсутствии) штрафов и транспортного налога подаются в окошко для обработки данных, проверки на криминал и изготовления новых госномеров с техпаспортом.
  • После ожидания покупателя вызовут в нужное окно и выдадут ему новые госномера, новый техпаспорт и ПТС с внесенными новыми данными.
    • Два заявления на снятие и постановку ТС на учет;
    • Справка об отсутствии задолженностей по налоговой и по штрафам;
    • Квитанции об оплате госпошлин;
    • Заключение эксперта о сверке кузовных номеров;
    • Ксерокопии паспортов сдельщиков и их домовых книг;
    • Оригинал ДКП;
    • ПТС и старый техпаспорт;
    • Снятые госномера.
    • Оплата пошлин в Казахстане рассчитывается от коэффициента МРП:

    • Госномера (ГРНЗ) – 280% (МРП);
    • Техпаспорт – 125% (МРП);
    • Госсбор за регистрацию – 25% (МРП);
    • Транзиты (если нужны) – 35% (МРП).
    • После выдачи документов и госномеров новому владельцу остается только решить вопрос с полисом ОСАГО, что можно сделать на месте во всех ЦОН и в некоторых МРЭП.

      Покупка машин в Казахстане с вывозом в Россию

      На настоящий момент покупка машин в Казахстане для их перегона в Россию существенно упростилась. Ранее нужно было уплачивать пошлины, получать новый ПТС на российской таможне, заполнять и собирать больше документов.

      Сейчас необходимость в получении нового ПТС отпала, т. к. для пространства ЕАС введена единая форма паспортов транспортных средств. А дублирующая электронная форма ПТС упрощает проверку и предоставление данных для таможенных органов.

      Также для внутренних границ пространства Евразийского союза была отменена уплата таможенных пошлин. В промежуточный период с 2010 по 2013 г. существовал перечень проходных и непроходных автомобилей. За непроходные авто, при их ввозе в Россию, нужно было платить некоторую сумму пошлины и проходить процедуру растаможки. С 2013 г. все эти сложности устранены и теперь ввоз товаров из Казахстана в Россию полностью беспошлинный.

      Внимание! Даже из стран-участниц ЕАС в Россию допускается ввоз автомобилей возрастом до 10 лет.

      Вот такие вот на сегодняшний день имеются плюсы, согласитесь, весьма существенные.

      Схема покупки авто в РК для вывоза в Россию

      Приведу примерную схему действий по покупке автомобиля в Казахстане для его вывоза в Россию:

    • Находите привлекательный для вас вариант покупки через интернет и договариваетесь с владельцем о сроках и месте проведении сделки. Тут желательно сразу определить границы возможной стоимости, чтобы потом не было проблем при окончательном торге. Еще, как вариант, можно искать нужное вам авто уже находясь в Казахстане, что дает больше возможностей и по проверке, и по торгу.
    • Перед поездкой можно зачислить необходимую сумму на карту Сбербанка (в Казахстане он работает и филиалов очень много). Если деньги нужно будет обналичивать, то вы потеряете некоторый процент, зато выиграете в безопасности, что очень немаловажно при провозе крупных сумм наличности через границу, да и излишних пояснений таможне не потребуется. Деньги зачислять лучше всего в долларах и уже в Казахстане перевести их в тенге, т. к. все автосделки проводятся в национальной валюте.
    • Договор купли-продажи для вывоза машины за пределы Казахстана нужно будет заключать в нотариальной форме. Кстати, автомобильные ЦОНы имеют для этих целей штатного и недорогого нотариуса.
    • После заключения ДКП снимаете машину с учета и устанавливаете транзитные номера.
    • Проверяете действительность техосмотра (чтобы не штрафовали до границы), покупаете временный казахстанский полис ОСАГО (на 15 дней), проверяете все нужные документы и выезжаете к таможне.
    • На таможне сдаете всю документацию для проверки. Если все нормально, то пересекаете границу. Далее нужно будет получить российский полис ОСАГО и как обычно зарегистрировать машину в МРЭО на себя.
    • Необходимые документы

      Вот весь перечень документов, которые могут понадобиться:

    • Договор купли-продажи оформленный с нотариальным заверением;
    • Паспорт транспортного средства;
    • Техпаспорт (аналог СТС) прежнего владельца для вывоза авто за пределы Казахстана – он выдается вам на руки в разламинированном и разрезанном надвое состоянии, с внесением вашей фамилии как нового владельца (потом его можно выкинуть, но лучше сохранить на всякий случай);
    • Справка о снятии авто с учета;
    • Транзитные номера;
    • Временный казахстанский полис ОСАГО (на российской таможне его можно поменять на временный российский, сроком в 20 суток);
    • Действующий талон техосмотра;
    • Экологический сертификат соответствия машины стандарту Евро-4;
    • Справка о ввозе авто в РФ (выдается на российской таможне).
    • Правила ввоза и вывоза автомобилей между странами-членами ЕАС продолжают совершенствовать и в будущем возможна полная отмена таможенного контроля по типу ЕС.

      Если вы покупаете новое авто из салона, то ПТС, транзиты и остальной набор документации вам предоставят там.

      При покупке автомобиля в Казахстане проверку на кредитную и залоговую обремененность, а также на криминал осуществляют комплексно по ходу общего процесса снятия с учета, что весьма удобно – одной головной болью меньше. Вам лишь остается проверить машину на предмет битости и дефектов. При покупке машины с автоматической коробкой передач не забывайте отдельно проверить этот уязвимый узел на работоспособность.

      • При оформлении документации в некоторых подразделениях МРЭП с вас могут потребовать отдельную довольно немаленькую оплату за пробивку машины на залоговые и кредитные обременения. Знайте, что такое требование незаконно и вы в полном праве не оплачивать данную квитанцию.
      • При заключении сделки в Казахстане желательно в любом случае попросить хозяина заготовить для вас разрешительное заявление от супруга(и), если авто находится в совместной собственности, несмотря на то, что данное условие можно обойти. Ведь по закону без такого разрешения супруг(а) имеет право в течение года опротестовать в суде заключенный ДКП со всеми шансами на выигрыш дела.
      • Имейте в виду, что Дорожная полиция Казахстана к транзитным номерам имеет особо предвзятое отношение и останавливает подобные авто очень часто. Не грубите на этот счет сотрудникам полиции и тогда до границы вы доедите без проблем.
      • Знайте, что задний транзитный номер в Казахстане полагается наклеивать исключительно снаружи, а не изнутри салона. Если на стекле имеется какая-то тонировка, то штраф в приличную сумму вам обеспечен, но если даже стекло чистое, то все равно вам укажут на нарушение порядка временной маркировки.
      • Теперь вы имеете представление о том, как приобретать автомобили в Казахстане как для внутреннего использования, так и для вывоза в РФ. Сравнение старых и новых правил показало, что в данной области наблюдается несомненный прогресс, обеспечивающий много меньшие затраты времени и денег.

        А был ли у вас какой-либо опыт, связанный с приобретением автомашин в Казахстане? Если таковой имеется, то будет здорово если вы его опишите в комментариях.

        Все, конечно, слышали о водных лыжах и захватывающем дух драйве, который они приносят. Но мало кто знает, что существует и подводный вариант этого спортивного развлечения. Само приспособление, правда, на лыжи мало похоже, но оно также дает возможность ощутить слияние с водной стихией в движении. Посмотрите сами на то, как это все происходит:

        На этом я завершаю сегодняшнюю статью. У кого еще нет подписки на блог – оформляйте, лишнее удобство вам не помешает. А понравившимися вам публикациями вы можете смело делиться в социальных сетях через расположенные ниже соцкнопки.

        В Таможенном союзе появился новый способ ввоза подержанных авто

        Лишь с виду все автомобили одинаковые. Однако каждый из них иногда скрывает под своим капотом насыщенную историю, в которой может найтись место и мошенническим аферам, и вполне законным, но непростым способам преодоления государственных границ.

        Итак, в странах Таможенного союза появился новый способ ввоза подержанных автомобилей. Подойдет ли он казахстанскому авторынку?

        Откуда «дровишки»?

        Сесть за руль собственного авто и выехать на нем не с территории авторынка, а из ворот престижного автосалона — об этом мечтает каждый водитель. Но так ли велик процент людей, которые могут позволить себе «масловую тачку»? Вопрос по большей части риторический.

        Политики кричат с высоких трибун, что нужно брать пример с Европы и избавляться от старых, смердящих дымом машин, так сказать, омолаживать автопарк. Однако наши реалии таковы, что стоимость нового автомобиля несопоставима с доходами так называемого среднестатистического казахстанца. В стране зарегистрировано более 3,8 миллиона легковых авто. Из них 2,4 миллиона — старше 10 лет! То есть больше половины — 63 процента! Это о чем-то, наверное, говорит…

        Возможно, когда ситуация на валютном рынке развернется в обратную сторону и доходы казахстанцев сравняются с уровнем зарплат в Европе, что-то и изменится. Пока же остается довольствоваться тем, что есть.

        А первое, что предлагает рынок развивающихся стран, — это вторичный парк автомобилей, то есть подержанные и откровенно старые машины. Однако и он может быть разным.

        Уже практически забыты далекие 90-е, когда автоперегонщики «таскали» машины из Германии и стран Прибалтики. В те годы и валюта стоила смешных, по сегодняшним меркам, отечественных денег, и в Европе было много доступного транспорта возрастом старше десяти лет, от которого, например, баварцы с радостью избавлялись.

        Тогда и таможня, как говорится, «давала добро» и никаких сложностей с формлением ввозимых автомобилей не возникало. В этой ситуации вроде бы всех все устраивало: немцы избавлялись от старых, по западным меркам, машин, за которые им на родине приходилось платить львиные налоги, наш неприхотливый брат имел возможность за 700-1000 евро приобрести отличный, только уже по казахстанским меркам, автомобиль.

        Однако впоследствии «лавочку» прикрыли, и по мере ввода стандартов Евро-2, 3… и так далее, которые запретили ввоз старых авто, европейский коридор закрыли.

        Автолюбителям 2000-е годы, конечно, запомнились знатными японками — автомобилями с правым рулем, завезенными из Страны восходящего солнца. Эти машины значительно превосходили европейских собратьев как по техническому оснащению, так и по состоянию, которое нередко приравнивалось к уровню нового автомобиля.

        Их единственным недостатком было расположение руля, которое и стало причиной, а точнее поводом для запрета на их ввоз, который вступил в силу с 1 января 2007 года.

        Благо, что ввезенные автомобили разрешили эксплуатировать до полного износа. Сегодня «японки» — это уже небольшая каста автомобилей, которая постепенно выми- рает, как те мамонты из ледникового периода. Одни уходят на свалку по техническим причинам, другие — после серьезных ДТП.

        Не пилите сгоряча

        И если европейский рынок за продолжительный срок взаимного сотрудничества успел полностью обновиться, то восточный не полностью. Японцы по-прежнему рады избавляться от 5-,10-летних автомобилей, поскольку у них в стране налог на транспорт растет пропорционально старению авто.

        Только вот в целом виде они уже стали не востребованы. По мере затухания импорта полноценных автомобилей резко подскочил оборот автозапчастей. Собственно говоря, эта нитка и раньше дышала полной грудью, ведь опытному автомобилисту хорошо известно, что в большинстве случаев качество подержанных запчастей из Японии и Европы намного выше новых китайских. Конечно, можно покупать запчасти и в официальных автоцентрах, но там ценники настолько высоки, что некоторые запчасти даже официальные представители не заво-зят, а реализуют товар только под заказ.

        И больше всего приток автозапчастей почувствовали таможенные службы Владивостока. Там в автомобильном бизнесе работают целые синдикаты посерьезнее тех, что промышляют в Сибири на золотоносных рудниках. Однако эта сторона вопроса проходит в стороне от этого материала. Мы сконцентрируем внимание на хитрых изощрениях, которые позволили продолжить насыщать рынки СНГ подержанными автомобилями.

        Итак, праворульный автомобиль невозможно завести ни в Казахстан, ни в Россию, ни в Белоруссию — это факт. Однако запчасти от этих же праворулек завозить никто не запрещал. И этот аспект стал лазейкой для предприимчивых бизнесменов. Дело в том, что если кузов автомобиля распилить пополам, то в таможенной декларации он пройдет не как полноценный автомобиль из двух частей, а как две запасные части.

        То есть на японской стороне его аккуратно распиливают и демонтируют некоторые агрегаты автомобиля. В Стране восходящего солнца есть целый ряд компаний, которые занимаются переработкой авто в контрактные запчасти. По прибытии в порт это железо проходит таможенную очистку, а дальше в каком-нибудь гаражном кооперативе мастер набитой рукой аккуратно сваривает две разрезанные части в единое целое.

        Остается только замаскировать швы и провести монтаж всех тех узлов, которые сняли в Японии, и вуаля — свеженький автомобиль может колесить по дорогам Российской Федерации. Правда, есть одно «но» — поставить такую машину на учет не получится, и вот тут вновь подключаются различные и, естественно, незаконные схемы, начиная от перебивки номеров и заканчивая оформлением на машины-двойники.

        Эти авто, как правило, значительно дешевле своих цельных собратьев, что и подкупает. Но здесь поддаваться соблазну не стоит. Ведь «распил» рано или поздно вылезет боком его владельцу. Самое безобидное — автомобиль изымут автоинспекторы в рамках уголовного дела. В худшем — ДТП.

        При аварии такие «распилы» приводят к необратимым последствиям: кузов вместо того, чтобы принять на себя удар и деформироваться, разрывается по шву, и две половинки автомобиля разлетаются в разные стороны. Понятно, что у пассажиров и водителя такого автомобиля шансов на жизнь остается значительно меньше, чем если бы они ехали в нормальной машине.

        Сборная железная солянка

        Теперь же появился еще один способ ввоза второсортных авто. На этот раз в Беларуси. В Таможенном союзе отменили заградительную пошлину на ввоз кузовов. Ранее она составляла 15 процентов от таможенной стоимости, но не менее 2907 евро, сейчас приписку про евро убрали — осталось только 15 процентов. Другими словами, кузовы подержанных автомобилей стало дешевле ввозить в разы. И что это значит?

        Для россиян, по сути, ничего не изменилось, так как регистрацию замены кузова в их ГИБДД запретили. Однако в Беларуси, как и в Казахстане, можно совершенно легально зарегистрировать замену кузова. В частности, в РК этот порядок регламентирован в соответствии с пунктом 53 «Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства», утвержденных приказом министра внутренних дел 2 декабря 2014 года. И в случае замены кузова легкового автомобиля в СРТС (техпаспорте) ставят прежние год выпуска, марку, модель транспортного средства, а также делают пометку о замене кузова.

        Для чего это нужно? В теории, если машина попала в серьезное ДТП и кузов повело винтом, то не на одном СТО полностью выровнять металл не смогут. Однако, если все запчасти переставить на другой, ровный кузов, то машина еще будет служить. Эта операция не из дешевых, однако по стоимости в разы ниже покупки другого автомобиля. Но хороших кузовов (не «распилов») до недавнего времени попросту не было.

        Но есть и другое применение нововведению — можно разобрать авто, не проходящее по стандарту «Евро» за рубежом, ввезти его по запчастям и собрать. Такие машины в народе называют «конструкторами», схема по их пригону аналогична схеме распилов: ввозят отдельно агрегаты от кузова. Или просто ввозят кузов, а агрегаты ставят от другой машины уже в точке назначения.

        Поставить ее на учет как ввезенный автомобиль не получится, однако если переоформить документы о замене кузова, скажем, подыскав такой же, но разбитый в хлам автомобиль — это можно. Замену двигателя и подвески можно делать без какой-либо перерегистрации.

        Причем под кузовом понимается отнюдь не только голый металл. В товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) говорится, что «кузов может быть полностью укомплектован (то есть со всеми своими конструктивными элементами и принадлежностями, такими как приборные щитки, багажники, сиденья и подушки, коврики, багажные полки и электрооборудование)».

        Раньше привозить «конструкторы» было невыгодно даже для криминальных манипуляций с VIN-номером, так как действовала заградительная пошлина: сначала в размере минимум 5000 евро, а затем — минимум 3000 евро. Поэтому в том же Владивостоке существовала схема с так называемыми «распилами». Но сейчас заградительной пошлины не стало, растаможка кузова упала в разы.

        Причем требования более чем адекватные. Машина должна быть того же модельного года, такого же типа кузова, при этом совпадение цвета не обязательно. При постановке на учет на сверке должны быть представлены две машины: кузов донор и машина, находящаяся на учете в конкретной стране.

        VIN в новом техпаспорте будет от нового кузова, но будет стоять пометка о замене.

        И если для белорусов такой вариант выглядит заманчивым, поскольку страна граничит сразу с несколькими странами Евросоюза, то для казахстанских предпринимателей схема уже не так привлекательна.

        Во-первых, чтобы добраться до стран, где еще можно купить старые авто в хорошем состоянии, нужно преодолеть Россию и ту же Беларусь, а следовательно, увеличиваются расходы на транспортировку. Во-вторых, уже ушли те времена, когда автомобиль на ходу в Германии можно было приобрести за символические 500 евро. В-третьих, курс тенге, который практически ежедневно ослабевает по отношению к иностранной валюте, превращает эту идею в абсурд.

        В Беларуси кузовы предлагают за 3-4 тысячи евро, это без двигателя и шасси. Если перевести эту сумму на наши деньги, то получится 1,7 миллиона тенге (по курсу на день написания статьи — 440 тенге за евро).

        Мы вбили на сайте продаж автомобилей этот финансовый рубеж, и только по Алматы ресурс выдал боле 10 000 предложений. Даже отфильтровав все автомобили старше 2000 года выпуска, к выбору остались 1800 авто — машины, которые не нужно разбирать и собирать, везти за тридевять земель. Их можно купить здесь и сейчас.

        Стоит ли овчинка выделки? Вопрос риторический. Скорее всего ни Брест, ни Алматы не станут вторым Владивостоком. Во всяком случае, в обозримом будущем.

        Казахстанским автовладельцам нужно будет оформлять еще один документ

        В июле 2019 года в Казахстане начнут оформлять паспорта транспортных средств и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники, сообщает Kolesa.kz.

        Паспорта транспортных средств не заменят техпаспорт (СРТС). Как поясняется, техпаспорта или свидетельства о регистрации транспортного средства, выдаваемые сегодня МВД РК, являются основанием для допуска машин к участию в дорожном движении. По закону, не имея техпаспорта, вы можете хранить автомобиль у себя во дворе, но как только соберётесь выехать на улицу, этот документ вам понадобится.

        ПТС — это свидетельство о рождении автомобиля, в котором станут прописывать всю техническую информацию (год выпуска или ввоза на территорию ЕАЭС, габариты, массу, объём двигателя и т. д.), а также дополнительные сведения:

      • информацию о владельце транспортного средства;
      • о техническом осмотре;
      • об ограничениях (обременениях);
      • о дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобиля (дата, время и место, описание повреждений, показания одометра);
      • о произведённом ремонте (где, когда делался, наименование и вид работ, показания одометра).
      • Дополнительные сведения, кроме информации о ремонте, будут обязательны для заполнения. В целях достоверности данные в базу ПТС станут вносить из информационных систем соответствующих уполномоченных органов (МВД РК, Комитет транспорта МИР РК, Минюст и т. д.). Персональные данные — только с согласия собственника.

        Как рассказали сотрудники Министерства по инвестициям и развитию РК, действовать электронные ПТС будут на всей территории Евразийского экономического союза. В проекте Правил планируется утвердить пороговую стоимость оформления электронных паспортов в пределах 4 500 тенге (возможно, сумма будет снижена или привязана к МРП). При этом за каждое внесение изменений в ПТС придётся заплатить 3 300 тенге.

        На автомобили, бывшие в эксплуатации до введения системы, электронные паспорта станут оформлять при их перерегистрации (перепродажа). Естественно, платно. Вся информация о машине будет храниться в базе данных национального оператора техпаспортов и собственнику авто выдаваться в виде выписки на специальном бланке. По словам сотрудников МИР РК, в настоящее время также рассматривается возможность предоставления сведений об автомобиле третьим лицам. (К примеру, покупателям, чтобы те имели возможность выяснить, когда машина была ввезена, участвовала ли в ДТП и т. д.) Предполагается, что получить эти данные можно будет платно (сумма пока не определена) по заявке, заверенной электронной подписью.

        Китай представил свой первый водородный автомобиль с рекордным запасом хода

        BMW представила четырехдверное Gran Coupe

        Конкурент пикапа Tesla сможет заряжать аккумулятор от других автомобилей

        Узбекистан вернет свои автомобили в Азербайджан

        Сколько автомобилей купили казахстанцы за месяц

        Читайте в этой рубрике

        Arkana: Ожидания VS Реальность

        Узбекистан планирует снизить пошлины на импортируемые автомобили

        Ford сократит 12 тыс. рабочих мест в Европе

        Какие авто чаще всего покупают казахстанцы

        В Казахстане снизятся продажи автобусов

        Первый казахстанский автопробег электромобилей по маршруту Нур-Султан – Бурабай – Нур-Султан возглавляли JAC отечественной сборки. Ивент должен был продемонстрировать, что 300 км без подзарядки для электрокаров уже не проблема.

        Рынок электромобилей находится в стадии становления: на конец 2019 года в мире было зарегистрировано 5,6 млн электрокаров (в это число входят и гибриды). Доля электрокаров в общем объеме транспортных средств пока достаточно мала, но постоянно растет, говорит глава отдела сотрудничества представительства ЕС в РК Йоханнес Стенбек Мадсен.

        «В 2017 году из 262 млн транспортных средств, зарегистрированных в Евросоюзе,около 2 млн классифицировались либо как электромобили, либо как гибридные электромобили, – сообщил Мадсен на круглом столе по продвижению альтернативных видов транспорта. – Но в последние годы мы наблюдаем постоянный рост числа электро- и гибридных автомобилей, зарегистрированных в ЕС. Так, гибридных электромобилей в 2017 году было уже в 7 раз больше, чем в 2013 году».

        В Норвегии сейчас 4 из 10 автомобилей оснащены электродвигателями, в Исландии – 12 из 100. На ведущие позиции претендуют и два лидера по продажам электрокаров в последние несколько лет – Китай и США. В США на конец 2019 года было зарегистрировано 1,1 млн электромобилей, а в Поднебесной – 2,6 млн электрокаров, то есть почти половина от общемирового количества электромобилей ездит как раз по Китаю.

        В Казахстане зарегистрировано 696 транспортных средств на электротяге (для сравнения: в уже упомянутой Норвегии – 298 тыс.). По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», непосредственно легковых электрокаров в республике всего около 200. По мнению экспертов, автолюбители РК не спешат менять авто с двигателем внутреннего сгорания на авто с электродвигателем по двум причинам. Это стоимость электрокаров, которая делает их пока неконкурентоспособными на казахстанском рынке, и отсутствие развитой инфраструктуры для их эксплуатации. Прежде всего – зарядных станций.

        Электрокары требуют субсидий

        Председатель «КазАвтоПром» Олег Алферов, выступая пару месяцев назад на пресс-конференции, был категоричен: «Спрос на эту категорию транспорта по той цене, по которой она предлагается на рынке, не только на рынке Казахстана, но и на глобальном, отсутствует. При отсутствии спроса нет экономического смысла в производстве. И на данном этапе мы уже не можем пенять на отсутствие инфраструктуры».

        Цена, о которой говорил Алферов, – свыше $100 тыс. за электромобили марки Tesla.

        Вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева предлагает альтернативу – китайский электромобиль JAC S3 примерно за $20 тыс. Более того, у казахстанских производителей, занимающихся сборкой JAC (их собирает в Костанае «СарыаркаАвтоПром»), есть предложение по снижению и этой цены при помощи государства. «Мы сейчас стараемся добиться того, чтобы цена на JAC S3 начиналась от $15 тыс. Мы хотим, чтобы субсидировалось до $5 тыс.», – говорит Макашева.

        Эта мера – вместе с разрешением электрокарам ездить по выделенным автобусным линиям – заложена в дорожную карту по развитию производства электромобилей. Документ обсуждается с правительством, и в АКАБ рассчитывают на принятие решения по нему уже к концу года.

        Батарея «садится» в цене

        Электрокары могут подешеветь и без субсидий. Примерно 40% цены электромобиля – это стоимость его батареи. Жомарт Шаймерденов, генеральный директор компании – производителя электробусов и спецтехники на электротяге HigerQuazar, сам эксплуатирует электрическую Tesla. Шаймерденов отмечает, что американский производитель достаточно дорогой техники значительно продвинулся в вопросе удешевления батареи в последние два года. «Я думаю, что ценовая политика скоро изменится. Цена батареи – это была основная проблема, средний киловатт-час на Tesla еще года два назад стоил около $500, то есть батарея в 100 киловатт стоила около $50 тыс. Вот буквально в апреле этого года цена киловатта упала до $170, а у китайских производителей – до $120, и есть прогнозы, что к концу года она упадет ниже $100. В этом случае электромобиль будет если не дешевле обычного, то, по крайней мере, сопоставим с ним по цене», – прогнозирует Шаймерденов.

        «Ценовую войну» с двигателями внутреннего сгорания электрокары могли бы выиграть и при уже случившемся снижении стоимости батарей. В эксплуатации, по оценке экспертов ТОО «Оператор ЭЗС», они обходятся в 6–7 раз дешевле бензиновых аналогов – хотя бы за счет того, что не надо менять масло, свечи, фильтры и т. д. Помимо этого электричество в стране изначально дешевле бензина, а обладателям электрокаров в Нур-Султане и Алматы оно при зарядке электромобиля вообще ничего не стоит – бесплатная зарядка на ЭЗС входит в пакет льгот наравне с нулевой ставкой растаможки при ввозе импортного электрокара в Казахстан, освобождением от уплаты транспортного налога, вдвое меньшим (по сравнению с ДВС) регистрационным сбором, уплачиваемым при первичной постановке на учет, и минимальным размером утилизационного сбора.

        Однако все эти стимулы и эксплуатационные преимущества не увеличивают число приобретаемых казахстанцами электрокаров. По данным «КазАвтоПрома», в Казахстане в 2016 году на учет было поставлено 35 новых легковых автотранспортных средств на электрической тяге, в 2017-м – 36, в 2019-м – вновь 35. За пять месяцев 2019 года на учет поставлено всего семь новых электрокаров.

        Илон Макс и ПРООН в помощь

        Преимущество электромобиля в том, что его можно заряжать и от обычной розетки. Недостаток – время такой зарядки: оно составляет от 10 до 12 часов. Зарядка электрокаров на паркингах и заправочных станциях позволяет сократить время полной зарядки до 0,5–4 часов. Даже получасовое ожидание «полного бака» на специализированной станции – это огромный потребительский минус в сравнении с бензиновым аналогом, бак которого заполняется до отказа за считаные минуты. А если количество мест, где электрокар можно зарядить хотя бы за полчаса, ограниченно, то это не менее серьезный сдерживающий фактор, чем заоблачная для массового потребителя цена машины.

        Без подзарядки электрокары сейчас в среднем покрывают расстояние от 300 до 400 км. И без уверенности в том, что подзарядиться можно на каждом углу, массово пересаживаться на электрокары потребитель не станет. В Казахстане специализированные заправки пока централизованно устанавливаются далеко не во всех регионах. «На сегодня в Нур-Султане установлено 47 зарядных станций, в Алматы – 30, в Боровом одну скоростную зарядную станцию установили», – говорит гендиректор ТОО «Оператор ЭЗС» Руслан Дюсенов.

        Стоимость строительства ЭЗС зависит от имеющейся инфраструктуры – например, от расстояния до имеющихся энергосетей. Скоростная станция обойдется примерно в $25 тыс., станция с трехфазной сетью в паркинге – около $4,5 тыс. «Мы планируем довести количество станций в итоге до сотни, но без поддержки государства, в частности административной, такие вещи не продвигаются. Одновременно мы пытаемся развивать и некоторые другие инфраструктурные вещи – сейчас мы тестируем софт, который позволит дистанционно выбирать себе подходящую ЭЗС, резервировать себе место для зарядки там, видеть статистику расхода и управлять, таким образом, всем процессом зарядки», – продолжает Дюсенов.

        Представитель «Оператора ЭЗС» обращает внимание на то, что Казахстану рано или поздно придется разворачивать зарядную сеть не только для легкового автотранспорта казахстанцев, но и для грузовых электрокаров из Европы и Китая. «Инфраструктура грузовых электромобилей также развивается, в Европе уже тестируются целые участки дорог, где грузовые автомобили ездят по аналогии с троллейбусами – подпитываясь от сетей на ходу, – отмечает Дюсенов. – Соответственно, если Европа и Китай перейдут на электротранспорт, чтобы быть транзитной связкой между этими двумя регионами, нужно будет предоставлять им инфраструктуру. И это возможности привлекать инвестиции и зарабатывать на продажах электроэнергии, поэтому вопрос программы по разворачиванию зарядной инфраструктуры надо поднимать на уровне государственной программы».

        Помощь «Оператору ЭЗС» в этом может прийти откуда не ждали: на прошлой неделе глава компании Tesla Илон Маск в Twitter пообещал уже в этом году построить скоростные зарядные станции для автомобилей Tesla в Казахстане. А координатор проектов ПРООН/ГЭФ и правительства РК по энергоэффективности Александр Белый не исключает, что одним из совместных проектов будет внесение в строительные нормы требования об обязательном строительстве зарядных станций для электрокаров в подземных паркингах.

        Смотрите еще:  Спор википедия. Спор википедия