Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года. С 11 октября 2019 года осаго

Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года. И что точно изменится осенью

Президент подписал очередной пакет поправок в закон об ОСАГО. Часть из них вступила в силу с 1 мая, что-то заработает в сентябре и октябре. Если у вас есть машина, это для вас. Вот основные поправки для водителей и пешеходов.

По некоторым поправкам еще будут выходить разъяснения и меняться правила страхования. По закону на это есть несколько месяцев. Нужные программы тоже пока в разработке, или к ним есть вопросы. Будем следить за официальными новостями, но уже сейчас вводим вас в курс дела по поводу дат вступления в силу.

Что меняется Когда заработает
Виновные в ДТП пешеходы не будут возмещать ущерб, если пострадали в ДТП с 1 мая
Регресса не будет, даже если виновник аварии по европротоколу вовремя не передал извещение страховщику с 1 мая
Европротокол можно оформить через госуслуги с 1 сентября
Возмещение по европротоколу вырастет до 400 тысяч по всей России, но только если использовать средства контроля ГЛОНАСС или специальное программное обеспечение с 1 октября
За отказ от освидетельствования и алкоголь после ДТП могут предъявить регрессное требование — то есть заставят компенсировать выплату пострадавшему даже при наличии полиса ОСАГО с 29 октября
При ДТП с участием иностранной машины при наличии у нее ОСАГО или зеленой карты можно оформить европротокол и получить прямое возмещение убытков с 29 октября
При оформлении ОСАГО на машину без регистрации нужно подтвердить право собственности с 29 октября
Бумажный полис необязательно возить с собой, хватит электронного. Их уравняли, но штраф пока не отменили с 29 октября
Для возмещения вреда начнут принимать документы из МЧС и от скорой с 29 октября

Пешеходы не будут возмещать ущерб, если они пострадали в ДТП, — с 1 мая

По ОСАГО ответственность страхуют владельцы транспорта. А пешеходы — нет. Но иногда авария происходит по вине пешехода. Тогда страховая возмещала вред владельцу машины и могла требовать компенсацию с виноватого пешехода. Например, если две машины столкнулись из-за того, что одному водителю пришлось уходить от столкновения с пешеходом.

Уже с 1 мая пешеходы не обязаны ничего возмещать, если они сами пострадали в ДТП. А если пешеход погиб, регрессное требование нельзя предъявить его наследникам.

Виновник аварии не будет платить, если вовремя не предоставил страховщику европротокол, — с 1 мая

Еще один повод для регресса — если виновник аварии, которую оформили по европротоколу, не отправил страховой компании заполненное извещение. Для этого был установлен срок — 5 рабочих дней после ДТП.

С 1 мая это условие не работает. При этом обязанность сообщать в страховую о ДТП в течение пяти дней не отменяли. То есть если водитель не успел затормозить и стукнул бампер чьей-то машины, то он виновник ДТП. Так как ущерб небольшой, можно не вызывать инспекторов и оформить европротокол на месте. А потом оба водителя должны передать извещения в страховую компанию. Раньше, если виновник не успевал сделать это за пять дней, страховая могла предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму возмещения за ремонт бампера. Теперь только из-за нарушения сроков так сделать нельзя, но извещение все равно лучше отправлять вовремя.

Европротокол можно оформлять на госуслугах — с 1 сентября

Если в ДТП пострадали только машины, у водителей нет разногласий и сумма ущерба не превышает установленный лимит, можно не вызывать полицию, а оформить аварию по европротоколу. Для этого заполняют извещение и передают его страховщикам.

Сейчас извещение нужно заполнять на бумаге. Еще существует приложение для оформления аварии без полиции, но когда мы его тестировали, было много вопросов к надежности такого варианта. С 1 сентября на портале госуслуг должен появиться сервис, через который можно будет заполнить европротокол в электронном виде.

Скорее всего, он будет работать как подача заявления в загс: там нужна подтвержденная учетная запись и жениху, и невесте. А в случае с ОСАГО подтверждение потребуется от всех участников ДТП. Когда такой сервис появится, мы его проверим и расскажем, как все работает. Пока лучше оформлять извещение на бумаге или спросить у своей страховой компании, как получить возмещение без лишних документов.

Европротокол до 400 тысяч будет действовать по всей России, но не сейчас, а с 1 октября

Сейчас по европротоколу без полиции можно оформить ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области сумма выше — до 400 тысяч рублей. Но нужна фиксация с помощью специальных программ и средств контроля, которые не дадут исправить фото повреждений и отметят координаты. По факту отсутствуют обеспечивающие механику процесса нормальные сервисы и программное обеспечение, поэтому пока даже в Москве при крупном ущербе надежнее вызвать полицию.

С 1 октября ограничение по регионам упраздняется. Теоретически по всей стране можно будет оформлять европротокол при ущербе до 400 тысяч рублей — при условии, что будут сделаны нормальные инструменты для граждан, обеспечивающие механику передачи данных в РСА.

Но не спешите. С этим еще предстоит разобраться, оформление при крупном ущербе не такое, как при возмещении до 100 тысяч рублей. Там не получится заполнить извещение и разъехаться. Да и сейчас эти поправки еще не работают: они официально не вступили в силу. Но юристы в своих каналах уже написали, что новые условия европротокола заработали с 1 мая по всей стране. Это неправда. Если вы этому поверите и не вызовете полицию при крупном ущербе, то сможете рассчитывать максимум на 100 тысяч рублей, а то и вовсе останетесь без ремонта.

Когда все заработает на практике, мы расскажем, чем фиксировать ДТП и как передавать информацию страховщикам. Пока в любой непонятной ситуации, в том числе при сомнениях по величине ущерба, вызывайте ГИБДД и оформляйте аварию с полным пакетом документов.

Прямое возмещение ущерба можно получить при ДТП с участием иностранной машины с зеленой картой — с 29 октября

Владелец автомобиля, зарегистрированного в другой стране, должен иметь полис страхования гражданской ответственности, если въезжает на территорию России. Это может быть полис ОСАГО, оформленный по российскому федеральному закону, или договор, заключенный в рамках международных систем страхования гражданской ответственности автовладельцев, — так называемая зеленая карта.

С 29 октября после ДТП с участием иностранной машины и при наличии полиса «зеленая карта» можно будет обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев — Российскому союзу автостраховщиков. Также можно будет оформлять европротокол по стандартным правилам, действующим для ОСАГО.

Если отказаться от освидетельствования, придется возмещать ущерб — с 29 октября

Есть случаи, когда страховщик выплачивает потерпевшему возмещение, а потом предъявляет регрессное требование виновнику аварии. И хотя его ответственность застрахована и платить он вроде бы ничего не должен — придется. Список случаев, когда страховая компания заставит возвращать деньги, — в статье 14 закона об ОСАГО.

Один из таких случаев — если виновник аварии был пьян. С 29 октября появится уточнение — регрессное требование предъявят не только пьяным, но и тем, кто:

  1. отказался от медицинского освидетельствования;
  2. выпил после ДТП, в котором участвовал.

Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности — с 29 октября

В закон об ОСАГО внесли уточнение, что полис покупает владелец машины, а не просто любой гражданин, выступающий страхователем. С 29 октября при заключении договора ОСАГО на еще не зарегистрированную машину нужно будет подтвердить право собственности. Для этого можно предъявить договор купли-продажи или другой документ.

Бумажный и электронный полис станут равнозначными — с 29 октября

Полис ОСАГО на специальном бланке будет приравнен к электронному договору ОСАГО — вариант выбирает тот, кто страхует. У каждого полиса есть уникальный номер, а все данные от страховой компании хранятся в общей базе Российского союза автостраховщиков.

С 29 октября необязательно возить с собой бумажный полис или распечатку электронного. Полис ОСАГО можно предъявить в электронном виде. В законе нет уточнения, что такое электронный документ и может ли им быть снимок на экране смартфона. Возможно, это будет куар-код или еще какой-то формат. Ближе к осени при покупке полиса на всякий случай уточните в страховой компании, а пока возите бумажный документ.

С октября сотрудник ГИБДД сможет и сам проверить наличие полиса по общей базе. Они и сейчас это делают, но бумагу все равно требуют. Теперь в законе будет условие, что бумажная копия электронного полиса — это вариант, а не обязательное требование. И оштрафовать за это не смогут. К тому времени, как поправки в закон об ОСАГО вступят в силу, еще должны появиться изменения в КоАП, который до сих пор содержит требование предъявлять полис сотруднику ГИБДД.

штраф за отсутствие при себе полиса ОСАГО

Документы для выплаты может оформить не только полиция, но и спасатели с врачами — с 29 октября

Сейчас в законе упоминаются только документы от полиции или европротокол. Хотя справки ГИБДД уже давно не выдает и страховые компании не могут их требовать. Основной документ — это извещение. С 29 октября факт наступления страхового случая будет подтверждать справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники выезжали на место происшествия.

Пригодится тем, у кого из-за аварии пострадало здоровье. Пешеходы и пассажиры тоже имеют право на возмещение вреда за счет ОСАГО. Но непонятно, что это будут за документы и у кого их просить. Справка из больницы не может заменить документы о ДТП. Как обычно, ждем разъяснений.

С 11 октября 2019 года осаго

Мы создали новое приложение. Оно стало гораздо быстрее и комфортнее.

Комментировать стало проще

У нас хорошие новости для читателей, которые любят комментировать новости! Теперь не нужно подтверждать, что ты не робот и выбирать светофоры или витрины на картинках — наши разработчики избавили Вас от этих моментов.

Друзья! Теперь можно посмотреть подробности об авторах материалов — они стали кликабельны на сайте под текстами.

У каждого указана личная почта — пишите напрямую журналисту, которому доверяете!

«Впечатляет. Удачи вам. Держитесь»: губернатор Усс слетал в затопленный Канск

Киллеры зарезали директора фирмы по продаже пылесосов «Кирби». Рассказываем, к кому тянутся нити

В Красноярске повысились цены на электроэнергию

Места для ЗОЖ: где в Красноярске можно бесплатно тренироваться на свежем воздухе

«Это показательное дело»: близкие обвиненного в насилии над девочками вожатого рассказали о суде

В строительной сфере начались сокращения и рост цен

Выпускники лицея в Красноярске оставили послание себе в будущее через 10 лет

«Без длительной жары»: синоптики дали прогноз на июль

Если в путешествие, то всей семьей: универсал SKODA SUPERB COMBI готов покорять пространство

Автобус до аэропорта Красноярска с ж/д вокзала отменили

Авария на трассе с 8 пострадавшими: подробности и первые версии

Девушка на Mark II протаранила микроавтобус с семьей на мокрой трассе. Пострадало 8 человек

Краевое правительство задумало снизить налоги для предприятий-загрязнителей воздуха

Пассажирка «Везет» нашла на заднем сиденье такси телефон и оставила себе. Ее судили за кражу

Раздельный сбор мусора, незаконные свалки и новые баки: левобережный оператор подвёл итоги работы

Комнаты в жилом общежитии горели на правом берегу

«Вода пахнет гнилью и опасна»: эксперты забраковали воду на городском пляже острова Отдыха

Турист сорвался со скалы на «Столбах» и сломал обе ноги

В Канске из-за паводка подтопило 59 жилых домов: вода выше критической отметки почти на метр

Фотограф из Красноярска переучился на пилота гражданской авиации в США и стал летать

Школьник из Красноярска придумал сигнализацию для отпугивания воров

Человеческую руку заметили в Енисее возле моста «777»

Дороги в Красноярске впервые начали застилать новым по составу асфальтом

Водитель из Иркутска устроил дрифт-шоу на пустой парковке ТРЦ «Планета»

Что нас ждёт в июле: в России повысили «коммуналку» и разрешили не платить ипотеку

Вечерний дождь затопил дороги в Красноярске

Курс ниже — выгода выше: как инвестировать с умом в новую Toyota

Вода идет на Канск. Как город переживает наводнение. Фото и видео

Отбойник «прошил» иномарку на пустой развязке у Енисейского тракта. Водитель скончался на месте

Ночью в 5 районах Красноярска отключат горячую воду

Пекло, град, грозы: начало июля удивит красноярцев изменчивой погодой

Летящий из Японии в Польшу Boeing экстренно сел в Красноярске из-за приступа пассажира

Неравнодушный прохожий разбудил и вывел из огня жильцов дома в Лесосибирске

После серии поджогов и дебошей отдыхающих в парке «Гремячая грива» появился полицейский велопатруль

Иркутский потоп отрезал восточную часть России. Вода идет к Канску, на востоке края огромные пробки

Спасатели в жару вывели со «Столбов» туристку с приступом

Выжигает, как лупа: красноярцы пожаловались на пекло в пластиковых остановках

Отрежьте мне руку, пожалуйста: как делают торты, которые не похожи на еду

Едем со скидкой: где в Красноярске купить транспортную карту или восстановить, если потеряли

Дырявое ОСАГО подлатали: страховым запретили ловить клиентов на мелочах

Новый закон об автогражданке снимает массу популярных противоречий

Законотворцы закрыли ряд лазеек, которые позволяли страховым необоснованно обогащаться, а заодно уточнили порядок компенсации, если страховые участников обанкротились

Новая редакция закона об ОСАГО вступает в силу постепенно: первая порция изменений работает уже с 1 мая, часть пунктов — с 1 июня, но в течение года нас ждут еще три «апгрейда». Мы познакомились с новым законом и обнаружили, что изменения решают ряд больных вопросов как для автомобилистов, так и для страховых.

О регрессе пешеходам и ответственности РСА

Например, мы рассказывали о популярной уловке страховых при выплате по системе «европротокол»: если виновник в течение пяти дней не передал страховщикам свой экземпляр извещения о ДТП, сумму выплаты с него взыскивали в порядке регресса. Фактически виновника ловили на мелкой бюрократической ошибке, а затем вынуждали оплачивать ущерб, как если бы у него не было ОСАГО. Теперь эту лавочку прикрыли.

— Не знаю, кто был инициатором этих поправок, но нужно поставить памятник, — смеётся автоюрист Лев Воропаев. — Инцидентов такого рода было много, и для страховых такая практика была, безусловно, выгодна.

При наезде на пешехода, который выскочил под колёса с нарушением правил, водитель обязан компенсировать вред вне зависимости от своей виновности — этого требует статья 1079 Гражданского кодекса РФ, которая относит автомобиль к источникам повышенной опасности. При наличии страховки вред компенсировался страховой (в пределах лимитов), но, если пешеход был всё-таки виновен, позже страховая могла предъявить к нему регрессные требования. Новая редакция закона запрещает делать это, хотя автомобилист по-прежнему может через суд взыскать с виновного пешехода ущерб, причинённый автомобилю.

Довольно часто после ДТП выясняется, что страховая одной из сторон обанкротилась или потеряла лицензию. Новый закон уточняет ряд моментов, связанных с компенсационной выплатой, которую делает Российский союз автостраховщиков (РСА) из резервного фонда.

— Допустим, виновник ДТП был пьяным, а обе страховые участников происшествия потеряли лицензии, — объясняет на примере эксперт Кирилл Смолин. — В этом случае РСА возместит ущерб пострадавшей стороне, но затем сможет взыскать всю сумму с инициатора аварии в порядке регресса: теперь закон это предусматривает.

Если же потерпевший застрахован в компании, которая обанкротилась, он должен обращаться в страховую компанию виновника.

— В законе прописали чётко, что в случае, если страховая виновника работает, пострадавший претендует на её прямую выплату, а не компенсационную выплату от РСА, — объясняет Кирилл Смолин.

Проще говоря, выплаты от РСА оставлены на крайний случай, когда ни одна из страховых на момент ДТП не функционирует.

В законе также прописали, что, если в аварии пострадал человек, а виновников несколько, их страховщики возмещают ущерб в равных долях в пределах страховой суммы.

— Раньше страховая каждого участника ДТП должна была компенсировать вред здоровью или жизни в полном размере, то есть пострадавший получал, грубо говоря, двойную выплату, — напоминает Лев Воропаев. — Теперь же страховые делят эту ответственность, то есть суммарная выплата будет равна ущербу, который нанесён здоровью или жизни.

Описанные выше изменения действуют уже в мае.

Ущерб переходит по наследству

С 1 июня этого года нас ждет еще одна порция изменений. Так, оформление по европротоколу разрешили при ДТП с автомобилем, зарегистрированным за границей, если у него есть «Зелёная карта» (аналог ОСАГО). Также уточнили, что расчёт неустойки ведётся со следующего дня за истечением срока, который отводится на выплату по закону.

С июня же нас ждет изменение, которое грозит забюрокрачиванием споров по ОСАГО, потому что появляется новое звено — омбудсмен.

— По инициативе ЦБ РФ все имущественные споры по ОСАГО в обязательном порядке будет рассматривать финансовый уполномоченный (омбудсмен), — поясняет специалист Ярослав Королев. — Потребителю, недовольному выплатой, перед подачей иска к страховщику придется обратиться сначала к омбудсмену, который обязан рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней. Для потребителя эта услуга бесплатна, а страховщики и автоюристы будут оплачивать работу уполномоченного, причем суммы достаточно внушительные: до 45 тысяч в первом случае и до 15 тысяч рублей во втором. Как именно станет работать этот механизм, пока не вполне понятно, тем более специальной защищенной системы документооборота для работы омбудсменов, как я понимаю, пока нет.

Еще одно отличие новой редакции закона — это возможность обратиться за компенсацией вреда здоровью в РСА не только потерпевшему, но и его наследнику.

— Раньше сделать это мог лишь сам пострадавший или его иждивенцы, но теперь в список добавили и наследников, — объясняет Кирилл Смолин.

За компенсационной выплатой в РСА нужно обратиться в течение трёх лет, причём этот срок отсчитывается от разных событий.

— Это зависит от характера ущерба, например, если был вред здоровью, ждут выздоровления человека, чтобы уточнить характер травм, и уже с этого момента отсчитывают три года, — говорит Кирилл Смолин.

Новая редакция закона позволяет взыскивать с РСА пени за просрочки платежа, но выводит компенсационные выплаты из-под действия закона «О защите прав потребителей».

— Все штрафные санкции прописаны в законе об ОСАГО, поэтому речь идёт лишь о том, что к РСА нельзя будет предъявить требования компенсации морального вреда — именно эта возможность регулировалась законом «О защите прав потребителей», — уточняет Лев Воропаев.

С октября европротокол должен стать основным способом оформления ДТП с двумя автомобилями и без пострадавших: лимит выплат возрастает в четыре раза

Европротокол станет щедрее

С 4 августа 2019 года изменятся правила регистрации автомобилей, например, возвращается «приписка» к региону: ставить машину на учёт можно будет только по месту прописки владельца, а код региона будет родным. Параллельно уточнено, что, если владелец совершает регистрационные действия, не связанные со сменой собственника, полис ОСАГО не требуется. То есть восстанавливать утерянные документы или менять данные о регистрации можно и без страховки.

С сентября упраздняется понятие «Бланк извещения о ДТП», поскольку страховщики переходят на электронный документооборот с помощью портала госуслуг.

А систему «европротокол» ждёт своеобразная революция в октябре этого года. Так, если водители не имеют разногласий, а обстоятельства ДТП зафиксированы с помощью технических средств, лимит по выплатам возрастает для всех регионов до 400 тысяч рублей. При отсутствии видеофиксации лимит остаётся прежним — 100 тысяч.

— Под техническими средствами понимаются две системы: либо ЭРА-ГЛОНАСС, если она установлена в автомобиле, либо средства видеозаписи вроде смартфона, но с установленным приложением РСА, которое исключает корректировку передаваемых данных, включая дату и место происшествия, — добавляет Лев Воропаев.

Мы регулярно пишем о подводных камнях обязательной страховки. Так, при покупке ОСАГО страховщики могут применить систему «Единый агент», обязав застраховаться в иногородней компании. Это может спровоцировать ряд сложностей при получении выплат.

С начала года расширились тарифные коридоры по ОСАГО: страховым разрешили как поднять максимальную стоимость страховки, так и более активно демпинговать. Вот как изменились цены на ОСАГО.

Изменения в ОСАГО от 1 мая: что изменилось, и когда вступает в силу?

И з пункта 12 статьи 13 закона № 4015-1 «Об организации страхового дела» исключили запрет на перестрахование обязательств страховщиков по договорам ОСАГО. Этот пункт никак не влияет непосредственно на автовладельцев, страхующих свои машины – он лишь наделяет страховые компании возможностью разделить ответственность по страховым компенсациям при ДТП. Учитывая, что страховая сумма, предусмотренная ОСАГО, невелика (400 тысяч за ущерб имуществу и 500 за ущерб здоровью и жизни), крупные страховщики способны без проблем осуществлять компенсацию самостоятельно. А вот небольшие страховые компании теперь могут «перестраховаться» во всех смыслах, при этом обязательно передавая 10% рисков в Российскую национальную перестраховочную компанию, учрежденную Банком России.

Этот пункт вступает в силу с 29 октября 2019 года.

Новый закон также вносит изменения в ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Так, новый абзац пункта 1 статьи 4 гласит, что «владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования». Нового здесь немного: закон и ранее предусматривал наличие у «машин-иностранцев» либо наличие страховки по местным правилам, либо полис, действующий в рамках международных систем страхования. Сейчас же в формулировке появилось и уточнение о въезде в страну – оно перекликается с пунктом 1 статьи 32 того же Федерального закона, гласящим, что «при пересечении Государственной границы Российской Федерации водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования».

Ранее подпункт «б» пункта 3 статьи 4 ФЗ № 40 официально освобождал от ответственности владельцев транспортных средств, «на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении». При этом владельцы мопедов, к примеру, могут двигаться по правому краю проезжей части в один ряд – но на них освобождение формально не распространялось. Новая формулировка исправляет и упрощает описание «бесстраховочных» категорий ТС, но фактических нововведений не приносит.

Раньше пункт 3 статьи 10 ФЗ № 40 предусматривал возможность приобрести краткосрочный договор страхования на срок не более 20 дней в двух случаях: для следования к месту регистрации после приобретения машины, а также для следования к месту проведения техосмотра, после которого возможно заключение «полноценного» договора ОСАГО сроком на год. Теперь первый вариант исключен: временную страховку без диагностической карты можно приобрести только для того, чтобы доехать до оператора техосмотра. Это изменение тоже скорее формальное: на регистрацию автомобиля, для которой требуется полис ОСАГО и, соответственно, действующая диагностическая карта, выделено 10 суток после приобретения, и покупка временного полиса и без того была нецелесообразна.

Пункт 5 статьи 11 ФЗ № 40 раньше указывал, что для получения страхового возмещения страховщику нужно было предоставить «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», с отсылкой к методическим рекомендациям для инспекторов по оформлению и выдаче таких справок. Однако, как мы рассказывали в инструкции по действиям при ДТП, ГИБДД этих справок больше не выдает, и главным документом для предъявления в страховую компанию становится извещение о ДТП. Теперь же пункт 5 будет изложен в еще более «вольной» форме: «документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями». На практике это должно означать, что к извещению о ДТП можно будет приложить бумаги, выданные спасателями и медиками – это будет подтверждать факт ДТП и наличия пострадавших. Однако требовать от них каких-то отдельных «справок о ДТП», конечно, нельзя.

Изменения подпункта «в» пункта 1 статьи 11.1 ФЗ № 40 и новая редакция пункта 6 той же статьи вносят важные изменения в оформлении ДТП по европротоколу, без вызова сотрудников полиции. Теперь максимальная сумма возмещения ущерба имуществу в таких случаях будет составлять не 100, а 400 тысяч по всей России – раньше это условие действовало на территории Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей. При этом сохраняется требование к фиксации ДТП с помощью «технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации», но к нему добавится еще и специальное программное обеспечение. Теперь можно будет фиксировать ДТП с помощью ПО, «в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия». Сложная формулировка подразумевает стандартизированное приложение для заполнения извещения о ДТП онлайн.

Этот пункт вступает в силу с 1 октября 2019 года.

Одним из обязательных условий оформления европротокола было отсутствие разногласий между водителями относительно виновника ДТП и объема повреждений. Теперь же разъехаться без инспектора можно будет даже «при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств». Однако здесь будут действовать два условия: во-первых, ДТП обязательно должно быть оформлено с использованием средств контроля или специального ПО, описанных в предыдущем пункте, а во-вторых, страховое возмещение в таких случаях будет ограничиваться 100 тысячами рублей.

Это новшество уже описано выше, однако на него стоит обратить отдельное внимание. Упомянутое выше программное обеспечение пока находится в стадии разработки и должно быть выпущено к 1 октября, когда изменения в Федеральный закон вступят в силу. Приложение должно облегчить жизнь водителей, поскольку позволит отказаться от заполнения бумажных извещений о ДТП, а заодно сразу приложить к электронному извещению фотографии ДТП.

Статья 12 ФЗ № 40 теперь дополнена абзацем 9.1, который предусматривает возможность выплаты компенсации пострадавшим несколькими страховыми компаниями в случае установления нескольких виновников: «в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда». Однако общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной законом – то есть, 500 тысяч рублей.

В некоторых случаях страховая компания виновника ДТП вправе требовать от него компенсации выплаченного пострадавшим ущерба – к примеру, если ущерб был нанесен умышленно, если виновник скрылся и так далее. Однако раньше подпункт «б» пункта 1 статьи 14 ФЗ № 40 предусматривал возможность такого регрессного требования при условии опьянения у виновника аварии – но если виновник просто отказывался от освидетельствования, штрафные санкции на него не распространялись. Это упущение было исправлено: теперь, как и в случае обычной проверки инспектором, отказ от освидетельствования приравнен к факту опьянения и включен в тот же подпункт «б».

Еще один подпункт пункта 1 статьи 14 того же закона обязывал виновников ДТП, оформивших его по европротоколу, направить извещение о ДТП своей страховой компании, а при нарушении этого условия давал страховщикам возможность требовать от виновника компенсации выплаченного пострадавшим ущерба. Теперь это право на регрессное возмещение ущерба отменено.

Этот пункт вступил в силу с 1 мая 2019 года.

Взамен утратившего силу подпункта, описанного выше, в списке поводов для регрессного требования страховщика появился новый: использование прицепа при условии, что это не было отражено в договоре ОСАГО. Важно отметить, что условие не распространяется на прицепы к легковым машинам: страховая компания вправе требовать компенсации своих затрат, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям».

Это, пожалуй, одно из самых любопытных и важных изменений: новый пункт 5 статьи 14 гласит, что «регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства». Проще говоря, если пешеход пострадал (или погиб) в ДТП, страховая компания не вправе требовать от него (или его наследников) компенсации выплаты водителю, чей автомобиль был поврежден в аварии. Водителей этот пункт не касается – если виновным в ДТП был признан пешеход, автовладелец по-прежнему получит компенсацию ущерба от страховой компании. Единственными «проигравшими» здесь оказываются как раз страховщики.

Новая редакция пункта 7 статьи 15 предусматривает возможность получения автовладельцем не только бумажного полиса ОСАГО, но и электронного: «заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа». Кроме того, по просьбе страхователя электронный документ, высылаемый ему по почте, также «может быть распечатан на бумажном носителе».

Что ждать автовладельцам от новых тарифов ОСАГО? Итоги онлайн-конференции

ОСАГО станет более индивидуальным.

С 9 января начался первый этап либерализации тарифов ОСАГО. Банк России расширил тарифный коридор вверх и вниз на 20%, а также реформировал коэффициент возраста и стажа, увеличив число его градаций с 4 до 58. В результате тарифная политика стала более гибкой и справедливой, а многие автовладельцы почувствовали на себе, что ОСАГО стало дешевле. Далее тариф должен будет стать еще более индивидуальным для каждого автовладельца.

Однако эта система вызывает много вопрсоов. На самые распространенные ответил на онлайн-конференции «АиФ» президент Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс.

1. Не могли бы вы подробно и понятно объяснить, как и по какому принципу будут формироваться цены на ОСАГО сейчас?

Принципы формирования цены ОСАГО сейчас почти не изменились по сравнению с теми, что действовали раньше. Как и прежде, страховщик берет базовую ставку тарифа, которую он сейчас вправе устанавливать самостоятельно для каждого региона и типа транспортного средства. Диапазон, в котором это можно делать, строго закреплен Банком России. С 9 января он стал несколько шире: теперь тариф может меняться в диапазоне 2746–4942 рубля, а раньше этот диапазон был 3432–4118 рублей.

Эту базовую ставку он умножает на ряд коэффициентов. Все эти коэффициенты жестко установлены Банком России и изменены страховщиком по своей воле быть не могут. Это:

  • региональный коэффициент (например, для водителя-физлица из Череповца он равен 1,8);
  • коэффициент бонус-малус (он дает ежегодную скидку автовладельцам, которые в предыдущем году не становились виновниками ДТП, сейчас скидку на ОСАГО благодаря этому коэффициенту имеют около 80% автовладельцев);
  • коэффициент возраста и стажа (этот коэффициент претерпел в этом году наибольшие изменения: вместо применявшихся ранее 4 градаций их стало 58. В результате, например, автовладельцы старше 35 лет со стажем вождения от трех лет имеют скидку, которая ранее не была предусмотрена);
  • коэффициент, который применяется при отсутствии ограничений на количество и состав водителей, допущенных к управлению транспортным средством (сейчас в этом случае тариф умножается на 1,87);
  • коэффициент мощности двигателя (например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя от 50 до 70 лошадиных сил он равен 1);
  • коэффициент сезонности использования (им пользуются те автовладельцы, которые не используют автомобиль круглый год, а, например, ездят на нем только в летний сезон);
  • коэффициент грубых нарушений (он равен 1,5 и применяется, если недобросовестный клиент сообщил страховщику заведомо ложные данные при заключении договора, был «пойман за руку» на страховом мошенничестве и т. п.);
  • коэффициент для транспортных средств с прицепом (для легковых автомобилей физлиц он равен 1).

Думаю, автовладельцам интересны не столько сами по себе формулы расчета премии по ОСАГО, сколько то, какую сумму в итоге придется отдать за полис. Согласно данным нашего мониторинга, большинство автовладельцев уже в этом году платят за ОСАГО немного меньше. Так, в начале этого года снижение средней цены ОСАГО в размере до 7% зафиксировано для автовладельцев-физлиц в 61 регионе, где проживает почти 90% всех автовладельцев.

То, что происходит с ценами на ОСАГО, никак нельзя назвать повышением. Напротив, с момента вступления в силу 9 января этого года нового указания Банка России о тарифах на ОСАГО мы фиксируем снижение стоимости страховки для большей части автовладельцев. Произошло это по двум причинам: во-первых, расширение тарифного коридора позволило дотарифицировать те территории, которые были недотарифицированы, в результате выросла конкуренция между страховщиками, а во-вторых, был реформирован коэффициент «возраст-стаж», который позволил сделать тариф более индивидуальным для автовладельцев.

В том же русле — появление новых коэффициентов, которые позволяют учитывать характеристики вождения конкретного автовладельца, и отмена тех коэффициентов, которые приводят в той или иной степени к «уравниловке», а также расширение тарифного коридора, увеличивающее маневренность страховщика при назначении тарифа. Реформа будет проходить и дальше. Если говорить о названии, то правильнее было бы называть ее даже не либерализацией, а индивидуализацией тарифа на ОСАГО.

3. И что изменилось? Цены на ОСАГО падают или все-таки растут?

По нашим наблюдениям, цена полиса ОСАГО для большей части автовладельцев несколько снизилась. 9 января этого года вступило в силу указание ЦБ, которое расширило тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также реформировало коэффициент «возраст-стаж». В результате вместо использовавшихся ранее 4 градаций возраста и стажа их стало 58. Согласно новой сетке коэффициентов, автовладельцы старше 35 лет со стажем свыше трех лет получат скидки, а те, что моложе и имеют относительно небольшой стаж, получат некоторые надбавки. РСА внимательно следит за тем, как развивается ситуация со средней ценой полиса ОСАГО, в том числе для разных типов машин и в разных регионах. Сейчас мы с большим удовлетворением отмечаем, что наши прогнозы относительно того, как будет вести себя цена на обязательную «автогражданку», сбываются: для большей части автовладельцев она стала несколько ниже. Выше я уже называл эти цифры: некоторое снижение стоимости полиса ощутили на себе жители как минимум 61 региона, где проживает около 90% всех автовладельцев РФ.

4. Как по новым правилам можно будет получить скидки? Будет ли действовать система скидок, которая работала до сих пор?

Система скидок, которая работала в прошлом году, останется и в этом, но с небольшими исключениями. Стоимость ОСАГО рассчитывается как ставка тарифа, умноженная на несколько коэффициентов. Из-за того, что с 9 января тарифный коридор стал шире на 20%, то есть была повышена его верхняя планка и понижена нижняя, возможная стоимость ОСАГО также теперь понижена. К тому же с 1 апреля 2019 года изменится расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), который присваивается за безаварийную езду. КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Согласно указанию ЦБ РФ, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.

Также, помимо КБМ, как я говорил ранее, есть и другие коэффициенты, которые влияют на стоимость полиса и могут дать автовладельцу хорошую скидку. Например, коэффициент «возраст-стаж». То есть чем больше стаж вождения и возраст водителя, тем ниже показатель этого коэффициента. Если вы используете машину не весь год, можно приобрести полис ОСАГО лишь на три месяца, так будет дешевле. На стоимость полиса влияет и коэффициент территории: в крупных городах его значение, как правило, выше, чем в небольших.

Напомню, что проверить свой КБМ можно на сайте РСА по ссылке >>

Согласно новой системе расчета коэффициента «возраст-стаж», ваш показатель составляет 1,77 (и он не самый высокий). Ранее значение коэффициента составляло бы 1,7. При прочих равных стоимость ОСАГО для вас изменится совсем незначительно. Коэффициент аварийности — это бонус-малус, именно он показывает, насколько вы аккуратно ездили. Если вы не попадали в аварии, то при заключении договора на следующий год получите скидку.

6. Государство отдает цены на откуп страховым компаниям? Не приведет ли это к дальнейшему росту стоимости ОСАГО?

Сейчас государство не регулирует цены практически ни на какие товары, потребляемые гражданами, и это не делает цены выше. Напротив, конкуренция между разными производителями и продавцами заставляет их эти цены снижать. После того как тарифы по ОСАГО будут индивидуализированы, конкуренция между страховыми компаниями усилится и на этом рынке.

В результате стоимость полиса будет зависеть напрямую от характеристик вождения конкретного автовладельца.

Банк России как регулятор будет осуществлять мониторинг работы страховщиков на рынке ОСАГО, чтобы выявлять ситуации, когда компании необоснованно завышают или занижают стоимость полиса. Неисполнение требований ЦБ чревато для страховой компании отзывом лицензии.

Согласно нашим данным, сокращение стоимости ОСАГО для легковых автомобилей граждан до 7% зафиксировано в 61 регионе России. На эти регионы приходится почти 90% всех выдаваемых в РФ полисов ОСАГО. Это пока данные за первые полтора месяца нашего мониторинга. В целом по стране средняя премия для легковых автомобилей физлиц снизилась на 1,7%, до 5,6 тыс. рублей.

7. Как либерализация сказалась на ценах на «автогражданку»? Нам обещали, что цены не изменятся или даже снизятся, а как оказалось на деле? Можно ли привести какие-то свежие данные?

По данным РСА, средняя цена полиса ОСАГО для физлиц стала ниже в 61 регионе, где проживает в общей сложности почти 90% автовладельцев. Например, в Республике Коми, Татарстане, Мордовии, в Мурманской, Пензенской и Брянской областях снижение составило 5-7%. Более чем на 3% понизились средние премии в Чеченской Республике, Ульяновской, Тульской, Саратовской, Ивановской, Псковской, Вологодской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе.

Более чем на 2% средние премии снизились в Тюменской, Новгородской, Самарской, Воронежской, Курской, Кировской, Свердловской, Оренбургской, Томской, Костромской, Владимирской областях, республиках Марий Эл и Алтай, Еврейском, Чукотском, Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Забайкальском и Пермском краях.

На 1% уменьшилось значение средних премий в Республике Башкортостан, Кемеровской, Рязанской, Калининградской, Краснодарской, Орловской, Архангельской, Челябинской, Тамбовской областях, Алтайском, Ставропольском, Камчатском и Красноярском краях.

В Москве и Санкт-Петербурге в среднем цена сократилась на 1%, но это «средняя температура по больнице», потому что отдельные страховщики заявляли о снижении цены и на 5-15%. Одна из крупнейших страховых компаний, работающих с ОСАГО, и вовсе сообщила, что намерена сохранить без изменений или снизить стоимость «автогражданки» почти на 100 территориях РФ.

И сейчас стоимость полиса зависит от коэффициента «возраст-стаж», просто он стал более индивидуальным, потому что для его определения теперь применяется 58 градаций вместо 4, а это значит, что более опытные и взрослые водители не платят за молодых и неопытных.

Границы тарифного коридора были расширены, но это не значит, что все страховщики установили тарифы по самой высокой планке. Наоборот, в 61 регионе средняя цена полиса ОСАГО для физлица несколько снизилась. Например, в Санкт-Петербурге она снизилась примерно на 1%, некоторые страховщики заявляли о снижении стоимости ОСАГО в этом городе до 10%. А в целом для легковых автомобилей физлиц средняя стоимость полиса ОСАГО, если взять все полисы, которые приобретались в России, снизилась на 1,7%: с 5 667 до 5 645 рублей.

9. Я в прошлом попадал в аварии, виноват был. То затормозить на льду не мог, то занесло на луже. На что мне теперь рассчитывать в плане повышения цен? В 2, в 3 раза станет дороже?

Максимальный возможный коэффициент системы «бонус-малус» равен 2,45, то есть если вы становитесь виновником ДТП каждый год на протяжении нескольких лет, то стоимость полиса ОСАГО станет для вас в 2,45 раза выше. К слову, значения этого коэффициента неизменны с момента вступления в силу закона об ОСАГО в 2013 году. Однако и для вас есть хорошая новость: если у вас несколько коэффициентов КБМ (например, вы были вписаны в разные полисы ОСАГО), а последний год вы проездили без аварий, то 1 апреля 2019 года вам будет присвоен самый низкий из закрепленных за вами КБМ. Я бы посоветовал вам ездить аккуратнее: в дальнейшем, когда тариф на обязательную «автогражданку» станет индивидуальным, ваш стиль вождения будет влиять на стоимость ОСАГО еще больше, чем сейчас.

10. У меня два КБМ. Как теперь будут рассчитываться цены на ОСАГО, по какому из них?

С 1 апреля 2019 КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у вас в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то вам будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Согласно указанию ЦБ РФ, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.

11. При планировании изменений в ОСАГО как-то учитывался опыт западных стран? Как у других работает эта система?

Вы правы. При расчетах Банк России, Минфин и РСА опирались в том числе и на опыт других стран. Безусловно, адаптируя его к российским реалиям.

Например, в Польше по итогам расчетов так же, как и в России, было выявлено, что наибольшую угрозу на дорогах представляют молодые водители из возрастной группы от 18 до 24 лет, которые спровоцировали 21% от всех происшествий.

В Германии либерализация принесла потребителям не только снижение стоимости полиса: на рынке начали появляться новые продукты, сервисы и услуги, страховщики также начали предлагать ассистанс и возмещение судебных расходов, чтобы привлечь клиентов. Зачатки этого процесса мы можем наблюдать и на российском рынке ОСАГО.

Показателен опыт Великобритании. Там никогда не было специальных органов надзора за страховыми компаниями, а тариф на «автогражданку» был свободен с самого начала. Несмотря на такую свободу в установлении стоимости полиса и правил страхования, качество услуг там не хуже, а цены ниже, чем в других государствах. При хорошей езде можно получить скидку на полис около 10%, при плохой придется заплатить за полис вдвое больше.

Так что индивидуализация тарифа ОСАГО — это общемировая и вполне эффективная практика. Я верю, что и мы можем к этому прийти.

Если мы обратимся к нашей статистике, то увидим, что за первые полтора месяца этого года стоимость ОСАГО сократилась в среднем на 1,7% для владельцев легковых автомобилей, более чем в два раза, с 950 до 429 рублей, — для мотоциклов и мотороллеров. Средняя премия по ОСАГО для автомобилей юридических лиц снизилась на 12,8%: с 7 869 рублей до 6 860 рублей. Ощутимо — на 9,2% (с 8 159 до 7 407 рублей) — снизилась средняя цена полиса ОСАГО для грузовиков.

Расчет стоимости полиса ОСАГО достаточно прозрачен. Он зависит в том числе от нескольких коэффициентов. Самые важные из них — это коэффициент территории, коэффициент «возраст-стаж» и коэффициент бонус-малус.

С 9 января изменился подход к расчёту коэффициента «возраст-стаж». Вместо 4 градаций он имеет теперь 58, что помогает индивидуализировать риски каждого водителя, а не размывать их на все полисы.

Если посмотреть новые значения, станет ясно, что для водителей младше 30 лет со стажем менее 10 лет этот коэффициент вырастет. Чем младше водитель и меньше его стаж, тем больше будет коэффициент. А вот для водителей старшего возраста и с большим стажем коэффициент, наоборот, станет понижающим. Например, водители в возрасте 30-34 года со стажем 10-14 лет, водители старше 35 лет со стажем более 3 лет.

Таким образом, для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше, — 0,93 — что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста. В то же время, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87.

Опасений насчет того, что либерализация тарифов ОСАГО заставит водителей отказаться от покупки полиса, у нас нет. Наоборот, эта реформа призвана сократить аварийность на наших дорогах. К тому же за первые полтора месяца средняя стоимость полисов ОСАГО снизилась в 61 регионе, снижение составило до 7%. Я уверен, что снижение средней цены ОСАГО продолжится из-за роста конкуренции страховщиков между собой на этом рынке.

13. В Краснодаре несколько лет назад было нельзя купить полисы ОСАГО, были большие очереди. Нужно было занимать очереди с утра. Сейчас страховщики заявляют, что цены на ОСАГО будут снижаться, значит, продавать полисы им станет еще менее выгодно. Какова вероятность того, что в регионы опять вернется дефицит полисов?

Дефицит полисов в некоторых регионах был серьезной проблемой несколько лет назад. Для ее решения потребовалось ввести обязательную продажу электронных полисов ОСАГО с начала 2017 года, а также запустить системы «Е-Гарант» и «Единый агент». Сейчас жалобы на невозможность купить полис обязательной «автогражданки» единичны.

Мы полагаем, что если либерализация тарифов ОСАГО пойдет так, как она запланирована, то с такой проблемой автовладельцы больше не столкнутся. Суть ее в том, чтобы позволить страховщикам самостоятельно назначать более высокий тариф для аварийных автовладельцев, а безаварийных, напротив, привлекать, устанавливая им более низкий тариф на полис ОСАГО.

Первый шаг в реализации этой реформы был сделан 9 января, когда Банк России, в частности, расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также реформировал коэффициент «возраст-стаж», введя вместо 4 градаций 58.

Результаты мониторинга, который мы ведем с начала реформы, кажутся нам позитивными: для большой части автовладельцев стоимость обязательной «автогражданки» снизилась. Так, цена полиса ОСАГО для всех легковых автомобилей (как граждан, так и компаний) уменьшилась на 2,5%: с 5 817 до 5 673 рублей. В вашем регионе — в Челябинской области — цена на ОСАГО сократилась более чем на 1%.

14. Меня беспокоит, что могут мошенники всякие активизироваться, вдруг перекупать полисы начнут и перепродавать. Что тогда делать?

К сожалению, подобный вид мошенничества существует и сейчас. С начала обязательных продаж электронных полисов два года назад мы столкнулись с новой проблемой: подделкой сайтов страховщиков. Мы всячески боремся с этими подделками, за это время было заблокировано более 700 ресурсов. Банк России совместно с «Яндексом» начал маркировать официальные сайты страховщиков в поисковой системе специальной синей галочкой.

Приобретая полис ОСАГО, обязательно проверьте: страховая компания должна иметь лицензию на право осуществления ОСАГО (эту информацию можно найти на сайте Банка России). Оформляйте полис только в официальных офисах продаж страховых компаний или у уполномоченных представителей. Также проверяйте информацию о принадлежности полиса ОСАГО конкретной страховой компании на сайте РСА по ссылке >>

Автовладелец, который в прошлом получил штраф за отсутствие полиса ОСАГО (сегодня он составляет 800 рублей), не будет платить больше за «автогражданку». Такого пункта нет ни в указании Банка России, ни (во всяком случае, в явном виде) в готовящемся законопроекте Минфина, который станет следующим этапом индивидуализации цены полисов ОСАГО.

Однако РСА поддерживает предложения о повышении размера штрафов за езду без полиса обязательной «автогражданки». ОСАГО является защитой обоих участников ДТП. Оно обеспечивает гарантированную выплату для пострадавшего и гарантирует защиту для виновника. Если автовладелец не имеет полиса, он представляет реальную угрозу для добропорядочных водителей, которые соблюдают закон и приобретают ОСАГО. Порой выплаты за чью-то разбитую в ДТП машину составляют огромные суммы, которые человек самостоятельно просто не сможет оплатить. А это значит, что водитель, который пострадал из-за наезда другого автомобилиста без полиса ОСАГО, может вообще остаться без каких-либо выплат.

Например, в США езда без страховки очень дорого обходится водителю: штраф доходит до 1000 долларов (65 000 рублей). В Испании эта сумма составляет 1000 евро (75 000. рублей). Я думаю, что такая практика точно заставляет недобросовестных водителей задуматься о покупке полиса «автогражданки».

16. А есть какая-то привязка либерализации к регионам? Где быстрее начнется? Будут ли эксперименты какие-то?

Первый этап либерализации — то есть расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, а также увеличение градаций при расчете коэффициента «возраст-стаж» с 4 до 58 — вступил в силу одновременно по всей России с 9 января 2019 года. Это произошло без экспериментов и пилотных территорий, но это не значит, что мы не проводили исследования. Банк России делал несколько актуарных расчетов, мы также изучали практику либерализации в Германии, Франции, Великобритании, Китае, Чехии, Польше, Малайзии, заказывали глобальное исследование у Финансового университета.

Если говорить о тенденции изменения цены на полисы ОСАГО на каких-то отдельных территориях, то в первую очередь цены снижались на территориях так называемой «зеленой зоны», где убыточность по ОСАГО находится на низком уровне. Сейчас, спустя месяц после старта реформы, снижение цены произошло в 61 регионе, причем где-то цена сократилась на 7%.

17. И сколько самый дешевый ОСАГО будет стоить теперь?

Если мы говорим о полисе со сроком один год, то самый дешевый полис будет стоить 870 рублей. Такую цену может получить водитель из Крыма с мощностью автомобиля до 100 лошадиных сил, который также имеет самое низкое значение КБМ (0,5), то есть не попадает в аварии, его возраст составляет 30-50 лет, а стаж вождения от 10 лет.

18. Пожалуйста, распишите по срокам (хотя бы приблизительно) остальные этапы реформы. Когда их ждать и как конкретно они будут сказываться на стоимости ОСАГО? Пока, вопреки мнению многочисленных «экспертов», цены вроде не растут, а кто-то даже массово снижает: «Ингосстрах», «Росгосстрах». Но какие перспективы дальше? Будет ли усиливаться конкуренция?

Первый этап вступил в силу с 9 января 2019 года указанием Банка России: это расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз и увеличение градаций коэффициента «возраст-стаж» с 4 до 58 для более индивидуального подхода к расчету стоимости ОСАГО. С 1 апреля 2019 года также вступят в силу новые правила расчета коэффициента бонус-малус.

Как вы верно отметили, уже на начальном этапе страховщики начали снижать стоимость полисов ОСАГО, это коснулось большинства регионов. Так, средняя стоимость полиса сократилась до 7% в 61 регионе нашей страны. Мы уверены, что конкуренция будет усиливаться. Мы увидим это в ближайшее время. Пока с начала либерализации тарифов прошло всего два неполных месяца, но уже сейчас заметны положительные результаты.

Вторым этапом реформы станут уже законодательные изменения. В ближайшем будущем Минфин планирует внести регламентирующий их документ на рассмотрение в правительство, а затем он будет направлен в Государственную думу. Пока какие-либо сроки вступления в силу этого закона называть преждевременно. Известно лишь, что увеличение лимита выплат за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тыс. рублей до 2 млн рублей, согласно последней редакции документа, планируется с 1 января 2020 года. С этой же даты предполагается отмена коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства, а с 1 октября 2020 года — отмена коэффициента мощности транспортного средства. Коэффициент, учитывающий соблюдение водителем правил дорожного движения, вступает в силу через 90 дней после принятия закона и его официального опубликования.

Также планируется дальнейшее расширение тарифного коридора на 30% и 40%, но сроки зависят от сроков рассмотрения законопроекта правительством и Государственной думой.

Таким образом, процесс продолжится. Введение этих норм приведет к тому, что аккуратный водитель, который не попадает в аварии, станет платить за полис меньше, а злостному нарушителю ПДД придется увеличить свои расходы на покупку «автогражданки».

Что касается конкуренции, то на это и нацелена реформа. Как показывает опыт зарубежных стран, например, Германии, который мы, безусловно, учитывали при создании теоретической базы индивидуализации ОСАГО, либерализация привела к усилению конкуренции на рынке, что естественным образом заставило страховщиков «охотиться» за покупателями и снижать тарифы, а также создавать для них новые удобные сервисы.

19. Как водитель ответственный (у меня нет аварий вообще) я, естественно, хочу, чтобы каждый платил за себя, за свой стиль вождения. Кто без ДТП — тот меньше, кто лихачит — больше. Насколько я понимаю, первые шаги в этом направлении в рамках реформы ОСАГО уже сделаны. Но что дальше будет предприниматься в плане индивидуализации тарифа?

Дальше тарифный коридор, в рамках которого страховщики смогут устанавливать тарифы, будет постепенно расширяться: сначала — на 30% вверх и вниз, а потом — на 40%.

Помимо этого, ближайшее изменение — это новые правила расчета коэффициента бонус-малус, нормы вступят в силу уже с 1 апреля этого года. КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них.

Затем — в перспективе нескольких лет — планируется полностью отказаться от коэффициентов территории и мощности автомобиля, а вместо них ввести коэффициент манеры вождения, который будет определяться исходя из частоты грубых нарушений ПДД, резкости торможения и перестроения, частоты и длительности использования машины. Мы надеемся, что этот коэффициент сможет повилять и на сокращение аварийности на дорогах.

То есть постепенно мы придем к индивидуальной системе расчета стоимости ОСАГО, когда будут учитываться не общие параметры, а частные.

20. В результате реформы ОСАГО нам обещали снижение стоимости полиса, потому что страховые, как говорилось, должны были начать конкурировать между собой за рынок. Реформа им такую возможность предоставила, расширив тарифный коридор. Однако, почему-то не все спешат устраивать борьбу за клиента. Собирается ли как-то государство отслеживать эти процессы и не допускать монопольных сговоров на рынке?

И Банк России, и РСА проводят постоянный мониторинг тарифов страховщиков по ОСАГО. Цель реформы, к которой стремятся и страховщики, и регулятор, — уйти от «уравниловки» и сделать тариф на обязательную «автогражданку» справедливым для каждого автовладельца. В результате для большей части автовладельцев тариф должен понизиться. Как я уже сообщал, пока все идет в соответствии с нашими ожиданиями: после изменения тарифов на ОСАГО мы зафиксировали снижение средней цены полиса ОСАГО в 61 регионе РФ, где проживает почти 90% всех водителей, покупающих полисы обязательной «автогражданки».

Сейчас мы наблюдаем усиление конкуренции на рынке ОСАГО. Вряд ли в таких условиях возможен монопольный сговор между страховщиками. В то же время за реформой внимательнейшим образом следят и Банк России, и депутаты Государственной думы: думский Комитет по финансовому рынку во главе с Анатолием Аксаковым, который запрашивает информацию у РСА и ЦБ РФ о состоянии цен на рынке ОСАГО. Будьте уверены, реформа находится под очень жестким контролем.

Смотрите еще:  Гараж какой налог. Гараж какой налог