Бухгалтерская финансовая отчетность считается составленной. Бухгалтерская финансовая отчетность считается составленной

Бухгалтерская финансовая отчетность считается составленной

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность подписал генеральный директор ООО, но учредители еще не утвердили эту отчетность. Может ли быть аудиторское заключение датировано более ранней датой, чем дата утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности на общем собрании участников ООО?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку утверждение отчетности должно происходить после ознакомления участников ООО с аудиторским заключением.

Обоснование вывода:
Аудиторское заключение является официальным документом, который предназначен для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон N 307-ФЗ).
Отметим, что с 01.01.2019 аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (далее — МСА), а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (ч. 1 ст. 7 Закона N 307-ФЗ, приказы Минфина России от 09.11.2016 N 207н, от 24.10.2016 N 192н, информационное сообщение Минфина России от 27.11.2017 N ИС-аудит-19).
Согласно п. 49 МСА 700 аудиторское заключение не должно быть датировано более ранним числом, чем дата получения аудитором достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых основано мнение аудитора о финансовой отчетности, включая доказательства того, что:
— подготовлены все отчеты, составляющие финансовую отчетность с соответствующими примечаниями;
— лица, имеющие полномочия, подтвердили, что несут ответственность за данную финансовую отчетность.
По сути, указанная дата — это день завершения аудиторской проверки.
Дата подписания аудиторского заключения не может быть ранее даты подписания годовой бухгалтерской отчетности. После подписания отчетность считается составленной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ)). Вместе с тем допускается совпадение даты аудиторского заключения и даты подписания годовой бухгалтерской отчетности (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Общее собрание участников, на котором утверждается годовой бухгалтерский баланс, проводится в сроки, определенные уставом общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года, то есть в период между 1 марта и 30 апреля каждого года (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон N 14-ФЗ).
Как следует из положений п.п. 3 и 4 ст. 36, ст. 48 Закона N 14-ФЗ, если ООО для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности привлекало аудитора, то до проведения общего собрания участников заключение аудитора по результатам такой проверки должно быть предоставлено участникам. По общему правилу заключение (наряду с другими материалами, подлежащими предоставлению участникам ООО) направляется участникам вместе с уведомлением о проведении общего собрания. Также в течение тридцати дней до проведения собрания аудиторское заключение должно быть представлено всем участникам ООО для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Более короткие сроки могут быть предусмотрены уставом ООО.
Иными словами, ООО обязано обеспечить своим участникам возможность ознакомиться с аудиторским заключением до проведения общего собрания. В связи с этим полагаем, что дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку в силу п.п. 3 и 4 ст. 36 Закона N 14-ФЗ утверждение отчетности на общем собрании должно происходить уже после ознакомления участников ООО в том числе с аудиторским заключением.
Таким образом, проведение аудиторской проверки ООО с предоставлением участникам общества заключения аудитора по результатам такой проверки должно предшествовать утверждению годового отчета и годового бухгалтерского баланса.
Так, в постановлении Третьего ААС от 06.02.2019 N 03АП-7648/17 было отмечено, что из норм права и положений Устава ООО следует, что аудиторская проверка должна быть проведена и по ее результатам должно быть получено аудиторское заключение к тому моменту, когда информация будет доступна участникам (акционерам) перед проведением собрания, на котором будет утверждаться годовая бухгалтерская отчетность*(1).
Законодательством предусмотрено представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (т.е. до 31 марта года, следующего за отчетным):
— в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч.ч. 1 и 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, смотрите также Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финан
совой) отчетности, утвержденный приказом Росстата от 31.03.2014 N 220);
— в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Положения Закона N 402-ФЗ не увязывают между собой процедуры представления и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчётности. В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона N 402-ФЗ утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены соответствующими федеральными законами*(2).
Таким образом, даже если по состоянию на 31 марта (года, следующего за отчетным) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО еще не утверждена, она все равно должна быть представлена в налоговый орган и в орган государственной статистики в установленные сроки.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:
— вместе с такой отчетностью;
— либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерская отчетность ООО;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Предоставление участникам ООО информации и материалов для подготовки к общему собранию;
— Энциклопедия решений. Подписание, утверждение и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Здесь же судьи пришли к выводу, что утверждение годовой отчетности ООО в отсутствие аудиторского заключения является существенным нарушением порядка организации общего собрания участников. Доводы ответчика об отсутствии в законе запрета на утверждение годовой отчетности общества в отсутствие аудиторского заключения не основаны на нормах Закона N 14-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6214/11 по делу N А46-20739/2009.
Смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2019 N Ф02-834/18 по делу N А33-6761/2017.
*(2) В абзаце 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (действовавшего до 01.01.2013), содержалось требование о том, что представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

Письмо Минфина России от 02.04.2019 N 02-06-05/22824

Вопрос: О подписании бухгалтерской (финансовой) отчетности при передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 апреля 2019 г. N 02-06-05/22824

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 27.02.2019 по вопросу подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетов, сведений, составляющих отчетность) при передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии, сообщает следующее.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обращаем внимание, что при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности положения Закона N 402-ФЗ применяются с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получатель бюджетных средств на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Согласно статье 7 Закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 7 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, в случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии) ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности субъекта учета осуществляются структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 13 бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н (далее — СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), в случае передачи руководителем учреждения ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации централизованной бухгалтерии, бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и бухгалтером — специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета.
Пунктом 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее — Инструкция N 191н), предусмотрены аналогичные положения.
Таким образом, самостоятельное дополнение форм отчетности наименованием должности «руководитель централизованной бухгалтерии» (по аналогии со Справкой по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) или Справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130)) не противоречит положениям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 191н.
Дополнительно отмечаем, что соответствующие уточнения будут внесены в формы бюджетной отчетности, предусмотренные Инструкцией N 191н.
Департамент благодарит за внимательное рассмотрение нормативных пр
авовых актов Минфина России и будет признателен за участие в обсуждении их проектов, размещаемых на официальном сайте Минфина России, в установленном порядке.

Смотрите еще:  Постановление Президиума Верховного Суда РФ от N 283П18 Требование: О возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств. Судебная практика ст.295 ук рф

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
02.04.2019

Куда и как сдавать бухгалтерскую отчетность в 2019 году?

ФНС России напомнила всем организациям, что законодательством РФ предусмотрена обязанность экономических субъектов, которые ведут бухгалтерский учет, представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по общему правилу:

Кроме этого, прочими законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае осуществления организацией отдельных видов экономической деятельности, в другие надзорные органы, например Центробанк РФ. Но для подавляющего большинства организаций была убрана избыточная административная нагрузка. Теперь финансовую годовую отчетность они могут сдавать по принципу «одного окна». Впервые отчитываться по такой схеме экономические субъекты будут за 2019 год. Поэтому ФНС разъяснила, как это работает.

Как работает принцип «одного окна» по приему бухгалтерской отчетности

В Федеральный закон № 402?ФЗ были внесены изменения о порядке сдачи годовой финансовой отчетности. Всего главных поправок две:

  1. Теперь организации должны предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
  2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной не после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта, а просто после подписания ее руководителем, в том числе и в электронном виде с помощью квалифицированной электронной подписи.

Дело в том, что через год, с 1 января 2020 года, будет начато формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности по требованию статьи 18 Федерального закона № 402?ФЗ в новой редакции. В этот реестр попадут:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность всех экономических субъектов, обязанных ее составлять;
  • аудиторские заключения по этой отчетности, в случаях, если она подлежит обязательному аудиту.
  • В связи с этим для формирования реестра организации обязаны сдавать один экземпляр отчетности в органы ФНН, которая является оператором данного реестра. Все остальные органы смогут получать необходимые данные либо в самом реестре, либо у налоговиков. То есть в другие органы, включая Росстат, сдавать бухгалтерский баланс больше не нужно.

    Данное правило не распространяется на такие организации, как:

    • компании государственного сектора;
    • Центральный банк РФ;
    • религиозные организации;
    • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ;
    • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;
    • прочие компании, в случаях, установленных Правительством РФ.
    • Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то вместе с ней необходимо направить аудиторское заключение в виде электронного документа. Форматы и порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов будут утверждены налоговой службой позднее. За 2019 год отчитаться и предоставить аудиторское заключение можно на бумаге. Рекомендуемые форматы представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 20.03.2017 № ММВ-7-6/[email protected]

      Росстат при этом прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров бухгалтерской отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2019 года и отчетные периоды, истекшие до этой даты. Соответствующие изменения также внесены в статью 23 Налогового кодекса РФ .

      Ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

      Минфин России разработал проект поправок в КоАП РФ , уточняющих ответственность организаций и их должностных лиц за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы ФНС России.

      Дело в том, что действующая редакция статьи 19.7 КоАП РФ , по мнению чиновников, содержит незначительные размеры штрафов за непредставление информации в государственные органы — от 3000 до 5000 рублей. Для повышения эффективности мер предупреждения несдачи отчетности Минфин предлагает их увеличить. Но чтобы новые штрафы, размер которых достигает 500 000 рублей, вступили в силу, за них должна проголосовать Госдума. Поэтому пока организации, которая своевременно не сдала бухгалтерский баланс, по-прежнему грозит ответственность в размере 5000 рублей.

      Срок предоставления баланса и сопутствующих форм — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. То есть отчитаться необходимо до 31 марта 2019 года. Так как это воскресенье, то окончательный срок — 1 апреля 2019 года. Аудиторское заключение нужно предоставить не позднее 31 декабря 2019 года.

      Принцип «одного окна» для годовой бухгалтерской отчетности

      Автор: Зобова Е. П., редактор журнала

      В соответствии с действующим законодательством РФ экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы: по общему правилу – в Росстат и налоговые органы. Кроме этого, иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы и органы надзора. Законодатель решил убрать избыточную административную нагрузку на отчитывающиеся субъекты, дублирование функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      О том, какие конкретно изменения внесены в порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и куда представлять данную отчетность за 2019 год, – в нашем материале.

      Изменения, внесенные в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

      Федеральный закон № 444-ФЗ[1] внес следующие изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ[2]. Отметим, что изменения имеют разные сроки вступления в силу, при этом начало действия документа – 28.11.2019.

      Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности несколько изменились.

      Во-первых, уточнено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа. Статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ дополнена п. 7.1.

      Во-вторых, до рассматриваемых поправок бухгалтерская (финансовая) отчетность считалась составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Теперь это правило обновлено: бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после ее подписания руководителем экономического субъекта (изменения внесены в п. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Соответственно, сделать это можно и в электронном виде, распечатывать на бумажном носителе больше не обязательно.

      В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора, новые положения п. 7.1 и 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ применяются с 01.01.2020.

      Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      С 01.01.2020 будет начато формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в новом порядке (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ будет действовать в новой редакции).

      Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИР) – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять названную отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

      Органом, ответственным за ведение и формирование ГИР, будет ФНС.

      Обязательный экземпляр отчетности.

      В целях формирования ГИР экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

      От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

      организации государственного сектора;

      организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ;

      организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

      организации в случаях, установленных Правительством РФ.

      ЦБ РФ будет передавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность контролируемых им организаций в ФНС в особом порядке.

      Организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и организации, указанные в перечне Правительства РФ, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный для представления обязательного экземпляра отчетности (см. далее).

      Сроки и способ представления отчетности. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

      При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой
      аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

      Форматы и порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов будут утверждены ФНС.

      Правила пользования ГИР. Поскольку администрировать ГИР будет ФНС, она и будет устанавливать правила пользования ресурсом.

      Законодатель установил, что заинтересованным лицам будет обеспечен доступ к информации, содержащейся в ГИР.

      Что касается платы за информацию, содержащуюся в ресурсе, по общему правилу данная информация будет платной. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы будут установлены Правительством РФ. Бесплатно информация будет предоставляться государственным органам, органам местного самоуправления, ЦБ РФ.

      Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации юридического лица, указанную в п. 4 ст. 16 Федерального закона № 402-ФЗ, требования ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ не распространяются.

      Аналогичный порядок установлен в случае ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 17 Федерального закона № 402-ФЗ).

      Переходные положения.

      Обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный новым п. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ, но в несколько ином порядке.

      По общему правилу экономические субъекты должны представлять обязательный экземпляр отчетности в виде электронного документа, однако для субъектов малого предпринимательства сделано исключение – они смогут представить отчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа. Но только за 2019 год!

      Установлено, что с 01.01.2020 Росстат:

      осуществляет полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды
      2014 – 2019 годов до истечения срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного п. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ, – не менее пяти лет;

      прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2019 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019.

      Изменения, внесенные в НК РФ.

      Федеральный закон № 447-ФЗ[3] вносит изменения в ст. 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков скорректированы в связи с созданием ГИР.

      Во-первых, исключена обязанность представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность – соответствующие изменения внесены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

      Во-вторых, введена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую ГИР бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно Федеральному закону № 402-ФЗ, указанную отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (введен пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

      ЦБ РФ представляет в ФНС годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.

      Статья 23 НК РФ в новой редакции применяется с 01.01.2020.

      Последствия принятых новшеств.

      Рассмотренные новшества относительно порядка представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подготовлены на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления данной отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами РФ. Основными целями указанных нововведений являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. В целом охват организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность после вступления в силу рассмотренных поправок, останется неизменным по сравнению с действующими требованиями.

      Сегодня по общему правилу экономический субъект обязан представить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как минимум, в два места – в Росстат и в налоговый орган. Начиная с 2020 года в Росстат представлять бухгалтерскую отчетность больше не нужно, обязательной будет только подача в налоговый орган по месту регистрации. Обязанность представлять данную отчетность в Росстат сохранится только у организаций, отчетность которых содержит отнесенные к государственной тайне сведения, а также у других организаций в случаях, установленных Правительством РФ.

      Начиная с 2020 года формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивать доступ к нему для иных государственных органов и заинтересованных лиц будет ФНС. Если сегодня получить данные о бухгалтерской отчетности из Росстата можно бесплатно, то у налоговиков это будет платной услугой. Размер платы утвердит Правительство РФ. При этом данные за 2019 год и ранее, представленные до 01.01.2020, можно будет получить в Росстате.

      Важным моментом в данном случае является то, что представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган нужно будет в виде электронного документа. И только субъекты малого предпринимательства будут вправе представить названную отчетность на бумажном носителе за 2019 год, а в дальнейшем – исключительно в электронном виде.

      По данным разработчиков рассматриваемых поправок, большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год в органы государственной статистики в электронной форме представили 79 % малых предприятий. Остальным малым предприятиям дается год на перевод всей отчетности в электронный формат.

      Ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИР

      Минфин разработал проект федерального закона, устанавливающего ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс.

      ГИР носит публичный характер, обеспечивает заинтересованных пользователей (граждан, организаций) актуальной, надежной, достоверной и полной информацией, реализуя их конституционное право на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Сформированный ГИР позволяет также получать данные о финансовом состоянии контрагентов и о добросовестности выполнения ими действующего законодательства.

      По данным Росстата, в 2017 году поступило более 8 млн запросов на получение информации из государственного информационного ресурса[4].

      Государственный информационный ресурс является исключительно важным источником информации, который используется государством для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики, поддержки малого предпринимательства, расчетов в системе национального счетоводства.

      Между тем в законодательстве РФ отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за непредставление или несвое-временное представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней для формирования ГИР.

      По мнению разработчиков рассматриваемого законопроекта, установленные ст. 19.7 КоАП РФ размеры штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за непредставление информации в государственные органы, незначительны (от 3 000 до 5 000 руб.). Соответственно, они не могут служить эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований, а также несоразмерны с уроном, который может быть нанесен заинтересованным пользователям в связи с отсутствием в ГИР информации.

      Предлагается ввести новую ст. 15.11.1 КоАП РФ и следующие административные штрафы:

      за несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, или представление указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленного порядка ее представления на должностных лиц налагается штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб.;

      за те же нарушения, если отчетность подлежит обязательному аудиту, на должностных лиц налагается штраф в размере от 80 000 до 100 000 руб., на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб.

      Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная отчетность, включительно влечет следующие административные штрафы:

      для организации, отчетность которой не подлежит обязательному аудиту, – на должностных лиц налагается штраф в размере от 80 000 до 100 000 руб., на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.;

      для организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, – на должностных лиц налагается штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб., на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 руб.

      Прямо скажем, штрафы предлагаются весьма существенные.

      Планируется, что изменения в КоАП РФ вступят в силу с 01.01.2021.

      Представление годовой (финансовой) бухгалтерской отчетности за 2019 год.

      Поскольку новый порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности начнет действовать с 2020 года, за 2019 год обязательный экземпляр данной отчетности нужно представить по действовавшим ранее правилам в Росстат и в налоговый орган.

      Представление бухгалтерской отчетности в Росстат. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в Росстат[5] не изменились:

      представляется один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

      место представления – орган государственной статистики по месту государственной регистрации;

      срок представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Соответственно, за 2019 год обязательный экземпляр нужно представить не позднее 01.04.2019, аудиторское заключение – не позднее
      31.12.2019;

      отчетность представить можно как в электронном виде, так и на бумажном носителе;

      способы представления могут быть разные – в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, в электронном виде по ТКС или лично непосредственно в органы государственной статистики.

      Также рекомендуется сопровождать отчетность контактной информацией (номером контактного телефона, адресом (адресами) электронной почты (при наличии)), позволяющей органам государственной статистики при необходимости оперативно связаться с представителями экономического субъекта.

      Представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган. Порядок и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в 2019 году также не изменятся:

      представляется один экземпляр отчетности;

      сроки представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, соответственно, за 2019 год это нужно сделать не позднее 01.04.2019.

      Отметим, что НК РФ не определяет особенности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соответственно, бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена в налоговый орган в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи и (или) на бумажном носителе. Такая отчетность на бумажном носителе может быть подана организацией в налоговый орган непосредственно (через ее представителя) либо направлена по почте (Письмо Минфина России от 13.02.2019 № 03-02-07/1/8624).

      Рекомендуемые форматы представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 № ММВ-7-6/[email protected]

      В соответствии с Приказом ФНС России № ММВ-7-6/[email protected][6] обеспечивается возможность представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде через официальный сайт ФНС.

      [1] Федеральный закон от 28.11.2019 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

      [2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

      [3] Федеральный закон от 28.11.2019 № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

      [4] Данные представлены на сайте www.regulation.gov.ru.

      [5] Утверждены Приказом Росстата от 31.03.2014 № 220.

      [6] Приказ ФНС России от 27.08.2014 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении рекомендуемых форм и форматов документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».

      РАЗЪЯСНЕНИЕ
      практики применения законодательства Российской Федерации
      и иных нормативных правовых актов,
      которые регулируют аудиторскую деятельность
      (ППЗ 13 — 2019)

      «О концепции подготовки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности [1] в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»
      (одобрено Советом по аудиторской деятельности от 28 марта 2019 г., протокол № 46)

      1. В соответствии с пунктом 13 Международного стандарта аудита (МСА) 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» применимая концепция подготовки финансовой отчетности – концепция подготовки финансовой отчетности, принятая руководством, а также, если уместно, лицами, отвечающими за корпоративное управление, организации и используемая при подготовке финансовой отчетности.

      1.1. Термин «концепция достоверного представления» используется для обозначения концепции подготовки финансовой отчетности, которая предусматривает соответствие требованиям этой концепции и:

      (i) признает в явной форме или подразумевает, что обеспечение достоверного представления финансовой отчетности может потребовать от руководства раскрытия информации в большем объеме, чем предусмотрено этой концепцией, или

      (ii) признает в явной форме, что от руководства может потребоваться отступление от требований концепции, чтобы обеспечить достоверное представление финансовой отчетности. Ожидается, что такие отступления могут потребоваться только в исключительно редких обстоятельствах.

      1.2. Термин «концепция соответствия» используется для обозначения концепции подготовки финансовой отчетности, которая предусматривает соответствие требованиям этой концепции, но не содержит утверждений, изложенных в пунктах (i) или (ii) пункта 1.1 настоящего Разъяснения.

      2. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, нормативные акты Банка России, предусмотренные частью 6 указанной статьи [2] (далее — нормативные акты Банка России), рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта (организации).

      2.1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных данным Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу указанного Федерального закона. В соответствии с частью 1.1 статьи 30 указанного Федерального закона положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 г. до дня вступления в силу указанного Федерального закона, признаются для целей Федерального закона «О бухгалтерском учете» федеральными стандартами бухгалтерского учета.

      2.2. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

      Исходя из статьи 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правила бухгалтерского учета и отчетности, правила составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленные Банком России для кредитных организаций, обязательны для этих организаций. Исходя из статьи 76.6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» порядок составления и представления отчетности, установленный Банком России для некредитных финансовых организаций, обязателен для этих организаций.

      2.2.1. В соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

      2.3. В контексте МСА 200 требования, указанные в пункте 2.2 настоящего Разъяснения, означают, что совокупность требований к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, установленных федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, а также нормативными актами Банка России (далее вместе – российские правила составления бухгалтерской (финансовой) отчетности), определена законодательством Российской Федерации в качестве концепции подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      3. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

      3.1. Согласно пункту 6 ПБУ 4/99 если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

      3.2. Согласно пункту 1 Положения Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П «О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» при применении этого Положения кредитные организации руководствуются Международными стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 Приложения 1 к Указанию Банка России от 6 декабря 2017 года № 4638-У «О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности» при формировании пояснительной информации кредитные организации руководствуются данным приложением и требованиями МСФО и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации.

      Согласно пункту 1.5 Положения Банка России от 28 декабря 2015 года № 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования» (далее — Положение № 526-П), пункту 1.5 Положения Банка России от 28 декабря 2015 года № 527-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов» (далее — Положение № 527-П), пункту 1.5 Положения Банка России от 3 декабря 2016 года № 532-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров» (далее — Положение № 532-П) в указанных положениях применяются требования отдельных МСФО, в том числе МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».

      Согласно пункту 10.1 Положения № 526-П, пункту 11.1 Положения № 527-П, пункту 9.1 Положения № 532-П, пункту 5.1 Положения Банка России от 25 октября 2017 года № 614-П «О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности» [3] (далее — Положения № 614-П), пункту 4.1 Положения Банка России от 25 октября 2017 года № 613-П «О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности» [4] (далее — Положение № 613-П) при применении указанных положений соответствующие некредитные финансовые организации руководствуются МСФО и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации.

      3.2.1. Согласно пункту 15 МСФО (IAS) 1 финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации. Предполагается, что применение МСФО, вместе с раскрытием дополнительной информации при необходимости, позволяет сформировать финансовую отчетность, обеспечивающую достоверность представления. Согласно пункту 17(с) МСФО (IAS) 1 для обеспечения достоверного представления организация должна раскрывать дополнительную информацию в случаях, когда соблюдение конкретных требований МСФО не является достаточным для того, чтобы пользователи могли понять влияние определенных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты организации.

      3.3. В контексте МСА 200 приведенные требования ПБУ 4/99 и МСФО (IAS) 1 означают соответственно, что:

      3.3.1) ПБУ признают в явной форме, что обеспечение полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в бухгалтерской отчетности может потребовать от руководства организации раскрытия информации в объеме, большем, чем предусмотрено правилами, установленными ПБУ;

      3.3.2) отраслевые стандарты бухгалтерского учета, утвержденные Банком России, и нормативные акты Банка России подразумевают, что обеспечение достоверного представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности может потребовать от руководства кредитной или некредитной финансовой организации раскрытия информации в объеме, большем чем предусмотрено этими отраслевыми стандартами и нормативными актами Банка России.

      3.4. Согласно пункту 6 ПБУ 4/99 если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

      В контексте МСА 200 данное требование ПБУ 4/99 означает признание нормативными актами по бухгалтерскому учету в явной форме того, что в исключительных случаях для обеспечения достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении может потребоваться отступление от требований правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

      4. Таким образом, для целей МСА годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, считается подготовленной в соответствии с концепций достоверного представления.

      [1] За исключением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора.

      [2] Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.

      [3] Положение № 614-П применяется микрофинансовыми организациями, начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2019 г., а по состоянию на 31 марта 2019 г., кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, ломбардами, начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за первый квартал 2022 г. по состоянию на 31 марта 2022 г. До установленных дат указанные некредитные финансовые организации при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности применяют ПБУ.

      [4] Положение № 613-П применяется микрокредитными компаниями, страховыми брокерами, кредитными рейтинговыми агентствами, бюро кредитных историй начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г., кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Данное Положение распространяется на указанные некредитные финансовые организации, если они не обязаны публиковать свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность, их акции или долговые ценные бумаги не обращаются на открытом рынке и если они не находятся в процессе выпуска таких ценных бумаг для торговли на открытом рынке (национальная или иностранная фондовая биржа или внебиржевой рынок, допускающий обращение ценных бумаг среди неограниченного круга лиц). До установленных дат указанные некредитные финансовые организации при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности применяют ПБУ.

      Смотрите еще:  Образец заявление на полдня за свой счет. Заявление на несколько часов за свой счет образец