Ассорти вопросов по имущественным налогам. Как считается налог на землю для физических лиц

Ассорти вопросов по имущественным налогам

Автор: Гусаров Д. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ранее мы уже не раз обращались к теме имущественных налогов – налогу на имущество (уплачиваемому исходя из кадастровой стоимости по объектам недвижимости) и земельному налогу (см., например, материалы А. А. Суркова «Об уплате земельного налога по участку с более чем одним видом разрешенного использования», О. П. Гришиной «Уплата налога на имущество организациями и ИП в рамках УСНО»). И это не случайно, поскольку «упрощенцы» платят данные налоги наравне с плательщиками налога на прибыль. В консультации мы также проанализируем ряд вопросов, связанных с исчислением и уплатой названных налогов: эти нюансы нужно учесть при составлении налоговой отчетности в текущем, 2019 году.

Законодательные новации 2019 года

Вначале несколько слов скажем о законодательной новации, которая будет действовать с 1 января 2019 года в отношении и налога на имущество, и земельного налога. Федеральным законом от 03.08.2019 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены поправки в ст. 378.2 и 391 НК РФ: в первой – в новой редакции изложен п. 15, во второй – добавлен п. 1.1. Эти поправки касаются налоговой базы – кадастровой стоимости налогооблагаемых объектов недвижимости и являются идентичными. Их суть такова.

1. Если изменились количественные и (или) качественные характеристики объекта налогообложения, повлиявшие на его кадастровую стоимость, – изменения учитываются при определении налоговой базы, начиная со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

2. Если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась в результате выявления в ЕГРН технической ошибки (а также при исправлении ошибок, допущенных при ее определении (при уменьшении кадастровой стоимости), на основании решения комиссии, рассматривающей споры, или суда (если при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения)) – изменения учитываются с даты начала применения измененной стоимости для целей налогообложения.

3. Если кадастровая стоимость изменилась на основании установления рыночной стоимости объекта налогообложения (по решению комиссии по рассмотрению споров или суда) – изменения учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения спорной кадастровой стоимости.

Как разграничить движимое и недвижимое имущество?

Разграничение имущества на движимое и недвижимое – острый вопрос для плательщиков налога на имущество (поскольку четких критериев законодательством не установлено). «Упрощенцы» в данном случае не являются исключением.

В связи с этим заслуживает внимания Письмо от 02.08.2019 № БС-4-21/[email protected], в котором специалисты ФНС указали, на наш взгляд, на универсальный критерий для отнесения того или иного объекта к недвижимому имуществу, подлежащему налогообложению по кадастровой стоимости.

Как пояснили авторы письма, при разрешении обозначенного вопроса налогоплательщикам следует руководствоваться положениями гражданского законодательства. В частности, согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из ч. 1 названной статьи к недвижимым вещам относятся земля, недра и все, что тесно связано с землей. При этом право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи фиксируются в ЕГРН (ч. 1 ст. 131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ)).

К сведению: к недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Таким образом, запись в ЕГРН об объекте имущества, по мнению налоговиков, имеет определяющее значение для квалификации вида объектов имущества (движимое или недвижимое). Соответственно, если такой записи в реестре нет, но имущество отвечает требованиям Гражданского кодекса, то оно признается недвижимым при условии, что данный факт подтверждают:

проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках;

документы технического учета или технической инвентаризации;

разрешение на строительство или введение в эксплуатацию.

Помимо разъяснений, приведенных в Письме ФНС России № БС-4-21/[email protected], полагаем, «упрощенцам» стоит обратить внимание на Письмо от 21.12.2017 № БС-4-21/[email protected], в котором специалисты налогового ведомства, анализируя вопрос о налогообложении инженерных сетей, входящих в состав здания, облагаемого налогом исходя из кадастровой стоимости, отметили следующее.

1. Согласно действующему законодательству и здания, и сооружения представляют собой объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ (п. 6, 20, 21, 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», введение к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), введеного в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2019-ст).

2. Фундаменты под ними, а также сети и системы инженерно-технического обеспечения, необходимые для эксплуатации зданий (кроме жилых) (код группировки ОКОФ 210) и сооружений (код группировки ОКОФ 220), входят в состав названных объектов (встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям).

3. Для целей налогообложения эти объекты представляют собой единый конструктивный объект недвижимого имущества. Поэтому налоговая база по ним определяется в соответствии с п. 1 или 2 ст. 375 НК РФ – как кадастровая стоимость (в порядке ст. 378.2 НК РФ) или как среднегодовая стоимость (в отношении иного имущества).

Таким образом, являющиеся неотъемлемой частью здания (налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость в порядке ст. 378.2 НК РФ) сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания. Иначе говоря, п. 1 ст. 375 НК РФ к сетям и системам инженерно-технического обеспечения не применяется (см. Письмо № БС-4-21/[email protected]). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 04.07.2017 № 03-05-05-01/42244, от 15.06.2015 № 03-05-05-01/34323.

И наоборот. Движимое имущество, учтенное как самостоятельный инвентарный объект, не облагается налогом, если составляет единый конструктивный объект со зданием, которое не является объектом налогообложения. К примеру, системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учтенные в качестве отдельных инвентарных объектов), являющиеся частью здания – объекта культурного наследия (пп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ), не признаются отдельным объектом налогообложения (см. Письмо Минфина России от 10.06.2014 № 03-05-05-01/28039).

Если сведения в реестре есть, а здание снесено

Несмотря на то, что запись в ЕГРН об объекте имущества имеет определяющее значение для квалификации вида объектов имущества (движимое или недвижимое) (такой вывод следует из вышеупомянутого Письма ФНС России № БС-4-21/[email protected]), на практике все-таки бывают ситуации, когда этот критерий не работает. Характерный пример – спор по делу № А40-154449/2017, рассмотренному судьями АС МО в Постановлении от 28.04.2019 № Ф05-5266/2019.

Поясним вкратце суть спора. Основанием для доначисления обществу налога на имущество послужил факт наличия у него в рассматриваемый период зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества (здание), что подтверждено сведениями из ЕГРН. Данное здание включено в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2015 год определялась как их кадастровая стоимость.

По мнению общества, доначисление налога неправомерно, поскольку спорный объект был снесен в отчетном периоде 2015 года, что подтверждает соответствующий акт обследования от 15.04.2015. Общество настаивало, что…

К сведению: «…фактический снос (разрушение) здания свидетельствует о выбытии основного средства (имущества, признаваемого объектом налогообложения) и, как следствие, об отсутствии оснований для доначисления налога на имущество. Ведь ст. 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения для российских организаций признается в том числе недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основного средства в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета».

Между тем суды (все три инстанции), руководствуясь положениями ст. 374, 378.2, 382 НК РФ, ст. 131, 235 ГК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом № 218-ФЗ, исходили из того, что в отношении недвижимого имущества, указанного в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, допустимыми для исчисления налога на имущество признаются только сведения ЕГРН. На этом основании арбитры поддержали решение налогового органа, подчеркнув, что…

К сведению: «…налог на имущество по спорному объекту в 2015 году должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости до момента регистрации прекращения права собственности и снятия с государственного кадастрового учета объекта, следовательно, в отношении объекта недвижимости заявителя порядок определения налоговой базы по налогу на имущество иной, нежели установленный правилами бухгалтерского учета».

Точку в этом споре должна поставить Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (см. Определение от 26.07.2019 № 305-КГ18-9064). Какие из вышеприведенных доводов (налогоплательщика или налоговиков с арбитрами) служители Фемиды сочтут убедительными, станет ясно 19 сентября 2019 года (на эту дату назначено заседание коллегии), а пока лишь отметим, что в позиции налогоплательщика есть определенный резон. Ведь странно, согласитесь, платить налог на имущество по объекту налогообложения, который физически не существует. Это противоречит основному принципу налогообложения (ст. 17 НК РФ) и специальным правилам, установленным гл. 30 НК РФ. Хотя, с другой стороны, что помешало налогоплательщику своевременно подать сведения в ЕГРН о ликвидации спорного объекта? Кстати, Минфин в Письме от 11.07.2019 № 03-05-06-01/48273, как и АС МО, счел, что исчисление налога на имущество физических лиц в отношении квартир, расположенных в многоквартирном доме, подлежащем сносу, производится до внесения в ЕГРН сведений о прекращении прав собственности на такие квартиры. Поэтому анализируемая ситуация представляет не только коммерческий, но и личный интерес для плательщиков налога на имущество.

Новая декларация по земельному налогу

Начиная с отчетности за 2019 год, плательщики земельного налога должны подавать в налоговый орган декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.03.2019 № ММВ-7-21/[email protected] Этим же приказом утвержден Порядок заполнения декларации.

Потребность в новой форме декларации обусловлена новой редакцией п. 7.1 ст. 396 НК РФ (действует с 1 января 2019 года), который определяет порядок расчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости участка.

Напомним: в общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Но если стоимость изменилась из-за изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то новая кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

Земельный налог (или авансовый платеж по нему) в этом случае рассчитывается с учетом коэффициента пользования – Ки, который представляет собой соотношение количества месяцев, прошедших с момента перевода земельного участка в другую категорию земель или изменения вида разрешенного использования, и числа календарных месяцев налогового (отчетного) периода.

В новой форме декларации коэффициент Ки указывается по строке 145 разд. 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Согласно п. 5.1 Порядка заполнения декларации более одного разд. 2 в отношении одного земельного участка заполняется в том случае, если в налоговом периоде изменялась кадастровая стоимость участка (вследствие изменения вида его разрешенного использования, его перевода из одной категории земель в другую или изменения его площади).

Пример 1.

Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, являющиеся основанием для определения его кадастровой стоимости, внесены его собственником в ЕГРН в октябре 2019 года.

Здесь возможны два варианта, они обусловлены нормой п. 7 ст. 396 НК РФ.

1. Изменения внесены до 15 октября.

При заполнении разд. 2 декларации плательщик земельного налога в строке 145 должен указать:

с первоначальной кадастровой стоимостью – Ки = 0,75 (9 мес. / 12 мес.);

с измененной кадастровой стоимостью – Ки = 0,25 (3 мес. / 12 мес.).

2. Изменения внесены до 15 октября.

с первоначальной кадастровой стоимостью – Ки = 0,8333 (10 мес. / 12 мес.);

  • с измененной кадастровой стоимостью – Ки = 0,1667 (2 мес. / 12 мес.).
  • К сведению: контрольные соотношения для новой декларации по земельному налогу приведены в Письме ФНС России от 07.05.2019 № БС-4-21/8648.

    Расчет земельного налога в отдельных случаях

    Как исчислить земельный налог в ситуации, когда в одном налоговом периоде одновременно произошли два события – появление (исчезновение) права собственности на земельный участок и изменение его кадастровой стоимости, пояснено в Письме ФНС России от 14.06.2019 № БС-4-21/[email protected] (см. также Письмо от 19.06.2019 № БС-4-21/11751).

    Напомним, что порядок действий налогоплательщика в каждой из рассмотренных налоговиками ситуаций по отдельности определен законодательно:

    Смотрите еще:  Как получить свидетельство о рождении ребенка в 2019 году. Как оформить свидетельство о рождении без паспорта отца

    в первом случае – в п. 7 ст. 396 НК РФ, определяющем порядок расчета налога с применением коэффициента Кв (для учета появления или прекращения прав на участок в налоговом периоде). Кв определяется как соотношение количества полных месяцев пользования участком к 12 месяцам (в декларации он показывается в строке 140 разд. 2);

    во втором случае – в п. 1 ст. 391 НК РФ, определяющем порядок расчета налога с применением коэффициента Ки (для учета изменений кадастровой стоимости участка, произошедшей, например, в результате изменения вида разрешенного использования участка, его перевода из одной категории в другую).

    Но как рассчитать земельный налог при одновременном наступлении обоих событий, в гл. 31 НК РФ не уточнено. Порядок действий плательщика земельного налога контролеры пояснили на конкретном примере (см. Письмо № БС-4-21/[email protected]).

    Пример 2.

    Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составила 10 млн руб. 16 февраля 2019 года в ЕГРН внесены изменения, согласно которым стоимость участка изменилась и с указанной даты стала равна 8 млн руб. А вскоре – 23 марта – в ЕГРН была внесена запись о прекращении прав на владение этим участком. Ставка налога – 1,5%.

    Налоговики считают (см. Письмо № БС-4-21/[email protected]), что земельный налог за 2019 год налогоплательщик в описанной ситуации должен рассчитать путем сложения сумм налога, исчисленных исходя из стоимости участка по первоначальной и измененной кадастровой стоимости с учетом периода эксплуатации участка. Параметры показаны в таблице.

    Наименование

    Расчет налога по кадастровой стоимости на 01.01.2019

    Расчет налога по измененной кадастровой стоимости на 16.02.2019

    Формула для расчета налога

    10 млн руб. х Кв х Ки х 1,5%, где:

    – Ки – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.)

    8 млн руб. х Кв х Ки х 1,5%, где:

    – Кв – 0,25 (3 мес. / 12 мес.);

    – Ки – 0,3333 (1 мес. / 3 мес.)

    Сумма налога, руб.

    Итоговая сумма налога за 2019 год, руб.*

    35 000,25 (25 001,25 + 9 999)

    * Аналогичный порядок должен применяться, по мнению ФНС, и при исчислении сумм авансовых платежей в случае необходимости одновременного применения коэффициентов КВ и КИ, значение каждого из которых отлично от единицы.

    Налог на землю в 2019-2019 году для физических лиц

    Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.

    В 2019 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.

    Какой налог на землю в 2019 году

    В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

    Что же поменялось с наступлением 2019 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.

    Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.

    Ставка земельного налога составляет 0,3% для:

  • участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
  • земель сельскохозяйственного назначения,
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.
  • Остальные облагаются по ставке 1,5%.

    Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

    В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?

    Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.

    Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.

    Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.

    Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.

    Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.

    Льготы на оплату земельного налога

    Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.

    К некоторым относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы.
  • Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

    Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

    Изменения с 1 января 2019 года

    Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

    Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

    Для расчета земельного налога применяется единая формула:

    Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

    • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
    • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.
    • Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

      Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

      Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

      Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2019 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

      Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный онлайн калькулятор земельного налога.

      Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

      Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

      Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

      Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

      8 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

      Уплата земельного налога 2019

      Уплата земельного налога 2019 производится юридическими и физическими лицами, обладающими земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Сумма уплачиваемого налога исчисляется по истечении года как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (сумма, с которой исчисляется налог).

      При расчете налоговой базы необходимо учитывать установленные Налоговым кодексом правила, с учетом внесенных изменений в законодательство.

      В частности при расчете налоговой базы учитывается срок владения (пользования) земельным участком.

      В случае возникновения либо прекращения у в течение года права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок сумма налога (а для юридических лиц и сумма авансового платежа по налогу) рассчитывается в отношении данного земельного участка с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) к числу календарных месяцев в году.

      Причем, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

      Если же право на земельный участок возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

      По общему правилу, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, за который производится уплата налога.

      В отношении земельного участка, образованного в течение года, налоговая база в определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

      В последнее время налогоплательщики все чаще оспаривают кадастровую стоимость земельных участков, так как основное влияние на размер уплачиваемого налога оказывает именно стоимость земельного участка.

      Немаловажно знать, начиная с какого периода учитывается изменение кадастровой стоимости, установленное по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

      Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением ситуаций, определенных законодателем.

      Например, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

      В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда измененная стоимость участка учитывается при определении налоговой базы начиная с года, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменений стоимости в ЕГРН.

      А вот изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН, то есть в отношении таких участков при расчете налога будет применяться коэффициент, учитывающий срок владения (пользования) участком.

      Земельный налог для юридических лиц в 2019 году

      Уплата земельного налога 2019 года юридическими лицами производится в несколько этапов частями.

      Для юридических лиц помимо налогового периода, которым является календарный год, установлен отчетный период, который определяется как квартал.

      Такие лица самостоятельно исчисляют сумму земельного налога, а также суммы авансовых платежей.

      Суммы авансовых платежей рассчитываются по истечении первого, второго и третьего квартала года как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог.

      По итогам 2019 года юридические лица обязаны будут сдать налоговую декларацию и уплатить земельный налог не позднее 1 февраля 2019 года.

      Земельный налог для физических лиц в 2019 году

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

      Срок уплаты земельного налога в 2019 года для физических лиц — не позднее 1 декабря 2019 года. Уведомление об уплате такого налога должно быть направлено налоговой инспекцией не позднее чем за месяц до установленного срока уплаты.

      Ставка земельного налога на 2019 год

      Земельный налог является местным налогом. Поэтому налоговые ставки для уплаты земельного налога 2019 года устанавливаются муниципальными образованиями.

      Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

      В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

      Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

      При изменении количественных и качественных характеристик объекта

      В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

      При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
      Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

    • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.
    • Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

      По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

      При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

      Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

      Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

      С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

      Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

      Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

      Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

      Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
      Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

      Другие новшества по налогу на имущество физлиц

      С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2019 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

      Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

      Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

      Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

      В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

      В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

      В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

      Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

      В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

      Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

      Поправки по имущественным налогам: нужно ли спешить с оспариванием кадастровой стоимости

      Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»
      Е.В. Шестакова, А.А. Жиркова

      Налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц в отношении офисной и торговой недвижимости в настоящий момент исчисляется по кадастровой стоимости. Ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости и балансовой стоимости соответственно. Сейчас кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной цене. Но встречаются случаи, когда она превышает рыночную: из-за неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете, в связи с падением рыночной стоимости объекта.

      Переоценка стоимости и ее оспаривание сегодня

      В настоящее время переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 ФЗ от 2.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

      Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

      жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

      жилое помещение (квартира, комната);

      единый недвижимый комплекс;

      объект незавершенного строительства;

      иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

      В том случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец недвижимости может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог.

      Однако в 2019 году приняли поправки, которые не выгодны налогоплательщикам, так пересчет налога осуществляется с момента внесения данных в реестр. Но фактически налогоплательщик должен переплачивать за те ошибки, которые допустил не он, а бюрократическая система, ведь с момента обнаружения неправильно установленной стоимости до внесения сведений в реестр может пройти значительное время.

      Существует три варианта внесения правок в ЕГРН:

      если пакет документов с неправильной информацией поступил о ОКУ от собственника во время постановки участка на учет, то исправление данных осуществляется в порядке, установленном законом №218-ФЗ;

      если ОКУ был извещен об ошибке в Реестре в порядке информационного взаимодействия, то неточность устраняется так же в порядке информационного взаимодействия;

      если правки, которые нужно внести в Реестр, затрагивают интересы третьих лиц, либо в иных спорных ситуациях, то изменения вносятся по решению суда.

      Для этого необходимо доказать факт неверного определения кадастровой стоимости.

      Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра: необходимо знать кадастровый номер или адрес.

      Важно! Кадастровую стоимость необходимо сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. Например, если на 2016 год кадастровая стоимость недвижимости составляла 6 млн. руб., а реальная стоимость — 5 млн. руб., то кадастровая оценка превышает рыночную на 1 млн. руб. Если получится это доказать, то размер налоговой базы уменьшится.

      Основаниями для пересмотра кадастровой стоимости являются:

      недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ошибки, допущенные при проведении оценки);

      установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

      Не получится оспорить кадастровую оценку жителям тех регионов, в которых налог до сих пор исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6). Так же резкое падение стоимости недвижимости, которое произошло позже установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.

      Не так давно изменился сам порядок оспаривания кадастровой стоимости: сейчас можно обратится в комиссию или суд (ранее сначала необходимо было в досудебном порядке обратиться в комиссию, которая занимается пересмотром кадастровой стоимости и если она отказывала в уменьшении показателя, то потом можно было обратиться в суд).

      Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо обратиться:

      в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течении 1 месяца; срок сообщения о поступлении заявления в комиссии составляет 7 дней; комиссия обязана уведомить лицо, обладающее правом на недвижимость в течении 5 дней; решения комиссии могут быть оспорены в суде;

      в суд (п. 2 ст. 403 НК РФ) — процедура регламентирована гл. 25 КАС РФ; можно оспорить результаты оценки кадастровой стоимости и решение комиссии; ограничение сроков по оспариванию кадастровой стоимости (5 лет с момента внесения в гос. кадастр оспариваемых результатов); дела рассматриваются 2 месяца, из-за сложности дела может быть продлен еще на месяц; принятое судом решение может быть обжаловано в течении одного месяца.

      Важно! Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

      Эффективнее всего оспаривать кадастровую оценку сразу же, как только обнаружено, что она завышена, потому что сроки рассмотрения могут занять до 6 месяцев. А сумма налога рассчитывается по данным предыдущего года: если не начать процедуру оспаривания до конца 2019 года, то весь 2019 год необходимо будет уплачивать налог в соответствии с завышенной налоговой базой.

      Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем

      Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

      В 2019 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

      Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.

      В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).

      Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.

      Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.

      Законопроектом также предусматривается:

      1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

      2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

      3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

      То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.

      Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:

      1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

      2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

      3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.

      предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

      Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.

      Инструкция для оспаривания кадастровой стоимости

      1) Проверить сроки — не более 5 лет от даты опубликования установленной кадастровой стоимости.

      2) Собрать все необходимые документы.

      3) Рассмотрение заявления (7 — 14 дней).

      4) Решение комиссии.

      5) Судебное разбирательство (если не устраивает решение комиссии).

      Оспаривать кадастровую стоимость имеет смысл, если это экономически выгодно, т.е. если экономия на налогах вследствие снижения кадастровой стоимости будет превышать расходы на ее снижение.

      Также стоит учесть, что с 2019 года стало сложнее оспорить кадастровую стоимость. Уже в 2017 году вступили в силу поправки, которые изменили порядок снижения кадастровой стоимости (сейчас идет подготовительный этап к переоценке недвижимости в 2020 году). В настоящее время необходимо привести юридические дела в порядок и разобраться в стоимости своей недвижимости. Сейчас за основу берется кадастровая стоимость, определенная на январь 2014 года или кадастровая стоимость, уменьшенная позже через суд.

      Перечень документов, которые необходимы для обращения в комиссию:

      выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;

      документ, подтверждающий, что вы собственник;

      данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

      заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам (для подачи иска в суд).

      Также изменения коснулись и деятельности оценщиков. Сейчас создаются специализированные бюджетные учреждения, которые будут самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов (ранее проводился конкурс на отбор независимых экспертов). За новыми органами осуществлять надзор будет Росреестр.

      Спешить с оспариванием кадастровой стоимости необходимо из-за того, что: налог будет пересчитан начиная с периода в котором подано заявление; налог будет расти дальше; возрастет стоимость услуг оценщиков; вероятность введения моратория на кадастровые споры.

      А вот в будущем порядок оспаривания несколько изменится.

      Старую кадастровую стоимость оспорить нельзя (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, ч. 10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Поэтому рекомендуется уже сегодня узнать, будет ли изменяться стоимость в 2019 году.

      В порядке перерасчета имущественных налогов произойдут следующие изменения:

      1) при изменении количественных и качественных характеристик объекта (например, площадь), налог на имущество организаций и физических лиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. По новой оценке нужно определить сумму за полные месяцы после изменения и до конца года, по старой оценке — сумму за полные месяцы с начала года до изменения.

      2) изменение кадастровой стоимости в результате обжалования или исправления ошибки, можно пересчитать налог на имущество за периоды, когда для его расчета применяли ошибочную (оспоренную) стоимость (т.е. можно вернуть или зачесть налог и за предыдущие годы; сейчас можно уменьшить налог начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании).

      Перерасчет налога по проекту будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2019 года. Некоторые налогоплательщики смогут вернуть деньги за 2015-2019 годы.

      В качестве рекомендаций, нужно выяснить с какого года действует текущая оценка. Если же она действует ранее декабря 2017 года, то заявление следует подать в 2019 году, тогда пересчет налога будет с года, когда установлена текущая кадастровая стоимость. Если она применяется с 2019 года, то заявление можно подать как в 2019, так и в 2019 году. Пересчитать налог в обоих случаях можно будет с 2019 года.

      Важно! Заявление о возврате налога можно подать не позднее 3 лет со дня его уплаты. Для граждан есть дополнительное ограничение: вернуть налоги можно только за 3 года, предшествующих году направления инспекцией уведомления с перерасчетом.

      Основными ошибками при оспаривании кадастровой стоимости являются:

      отчет не соответствует ст. 11 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет не соответствует принципу однозначности (комиссия не указывает, в чем конкретно отчет не соответствуют указанному принципу);

      неверно примененная методология (например, исключение НДС из рыночной стоимости объекта капитального строительства; по сложившейся практике и исходя из судебных решений некорректно сравнивать две стоимости (кадастровую и рыночную), если у них разные базы, т.к. одна стоимость учитывает налог на добавленную стоимость, а другая нет);

      при определении рыночной стоимости земельного участка определяется право долгосрочной аренды, без поправки на передаваемые права;

      в отчете по определению кадастровой стоимости земельных участков рассчитана стоимость права собственности, отсутствие поправки на передаваемые права считается ошибкой, как в комиссии, так и в суде;

      нет описания строений, расположенных на оцениваемом участке;

      в комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости по Московской области ошибкой считается отсутствие расчетов рыночной стоимости земельных участков в рамках доходного подхода независимо от разрешенного использования и от того, застроен участок или свободен от строений.

      противоположного мнения придерживается, например, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области, которая в своем отказе указывает, что отчет не соответствует ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ, требованиям, установленным федеральным стандартам, так как в отчете об оценке при определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод остатка в рамках доходного подхода. Исполнителю ставиться в вину, что в отчете об оценке оценщик «произвел расчет рыночной стоимости замещения улучшений, фактически построенных на оцениваемых земельных участках и результаты этого расчета явились базой для расчета рыночной стоимости земельных участков. Таким образом, оценщик составивший отчет об оценке, произвел расчет рыночной стоимости земельных участков как застроенных, чем нарушил п. 20 ФСО № 7»;

      ошибка с датой оценки, на которую следует определить рыночную стоимость объекта;

      при кадастровой оценке стоимость земельных участков определяется без учета обременений, исходя из данного допущения, следует определять и рыночную стоимость объекта.

      Поэтому посмотрите, есть ли у вас проблемы с кадастровой стоимостью, увеличилась ли Ваша стоимость или планируется ее пересмотр, и в соответствии с этими данными выбирайте тактику оспаривания стоимости.

      Смотрите еще:  Ходатайство о переносе судебного заседания. Ходатайство в суд об отложении дела образец