Административное правонарушение понятие состав и признаки. Административное правонарушение понятие состав и признаки

Правонарушения — что это, каковы их признаки, виды и состав

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В некоторых источниках указано, что причина правонарушения – это несовершенство человеческой природы.

Однако на 2019 год индекс преступности в Венесуэле составляет 82.38, в России – 43.63, а в Японии – 12.69. Почему цифры так отличаются?

Потому что к игнорированию правовых норм приводят не только недостатки человека, но и общества, в котором он живёт. В этой статье вы ближе познакомитесь с понятием правонарушения, научитесь отличать его от других поступков.

Что же это такое правонарушение, если прочитать и обобщить приведенные чуть ниже его признаки?

Правонарушение — это виновное деяние волевого субъекта, которое не соответствует правовым нормам, реально причиняет или создаёт возможность причинения вреда обществу.

5 признаков правонарушения

В самом названии уже заложена суть понятия – «нарушение права». Какие признаки правонарушения выделяют юристы?

  • Наличие волевого субъекта.
    Не могут нарушать право младенцы, духовно больные люди (и другие недееспособные личности), животные и птицы. Например, корова пробралась в чужой огород, уничтожила рассаду на грядках, сломала теплицы. Кто здесь правонарушитель? Хозяин, который не изолировал вредную корову.
  • Выражается в деянии.
    Деяние – это внешнее поведение человека. Действие или бездействие. В последнем случае правонарушитель не совершает то, что обязан делать по закону. Например, воспитывать ребёнка, платить налоги. Правонарушениями не считаются отрицательные мысли, чувства, желания и намерения.
  • Идёт вразрез с правовыми нормами.
    Правонарушения и юридическая ответственность – две стороны одной медали. Во всех правовых нормах прописаны правила, которым нужно соответствовать. Но формально правонарушение имеет место только при наличии санкции (что это?).

    Например, за дискриминацию (что это?) в статье 5.62 КоАП предусмотрен штраф. А вот в статье 43 федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу. Санкций нет. Поэтому формально двоечник хоть и поступает вразрез с нормой права (что это?), но не считается правонарушителем.
    Способно причинять вред обществу.
    В некоторых источниках указано, что правонарушение всегда порождает вредоносные последствия. Не совсем.

    Достаточно наличия потенциальной возможности. Например, гражданин перешёл дорогу на красный свет, пока не было автомобилей. Никто не пострадал. Так в чём потенциальный вред?

    Другие увидели, как человек нарушил правила. При этом остался целым, невредимым и безнаказанным. Значит, в будущем они тоже могут перейти на красный. Если много людей так поступят, то обстановка на дорогах станет напряжённой.
    Виновность.
    Не всегда для наступления юридической ответственности требуется вина. За проступки детей часто отвечают родители.

    Но сами правонарушители всегда виноваты в том, что делают или не делают.

    Состав правонарушений

    Как государственные органы выявляют и наказывают правонарушителей? В этом им помогает состав правонарушения – 4 обязательных элемента деяния.

  • Объект.
    Отношения, интересы или ценности, которым причиняется вред. Убийство – это посягательство на жизнь, кража – на собственность.
  • Объективная сторона.
    Само вредное деяние. Между ним и наступившими последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, во время распития водки один мужчина стукнул другого по голове кулаком. Последний попал в больницу и умер спустя 2 недели. Но из-за обострения совсем другой болезни и халатности врачей. Получается, участника драки нельзя привлечь за убийство или причинение смерти по неосторожности.
  • Субъект.
    Лицо, о котором писалось выше (признак № 1 правонарушения).

    Форма Психологическое отношение правонарушителя к последствиям своего деяния Пример
    Прямой умысел Желает причинить вред Убийство с целью отомстить
    Косвенный умысел Знает, что поступает неправильно, но относится к последствиям безразлично Избиение очевидца кражи (вору всё равно, выживет ли жертва, но цель – не убийство, а сокрытие другого преступления)
    Легкомыслие Надеется, что ничего страшного не случится («авось, пронесёт») ДТП со смертельным исходом
    Небрежность Не предвидит вредоносных последствий, хотя может и должен Нарушение правил техники безопасности, которое повлекло аварию на производстве

    Состав правонарушений обязательно закреплён в нормативных правовых актах (НПА). Как правило, кодифицированных – КоАП, УК.

    Если в совершённом проступке не хватает хотя бы одного из четырёх элементов, правонарушения нет.

    По степени вреда для общества выделяют два вида правонарушений:

    Виды преступлений закреплены в УК. За их совершение предусмотрены суровые наказания, в том числе лишение свободы.

    Преступления наносят серьёзный урон обществу. Примеры уголовных правонарушений – грабёж, незаконное хранение огнестрельного оружия.

    К проступкам относятся все остальные противоправные деяния. Они не так опасны для общества, как преступления.

    В зависимости от отраслевой принадлежности объекта посягательства выделяют следующие виды правонарушений типа «проступок»:

  • дисциплинарные;
  • гражданские;
  • процессуальные;
  • международные.
  • Административные правонарушения

    Самая обширная группа проступков – это административные правонарушения (примеры – самовольное занятие земельного участка, безбилетный проезд). Это деяния, посягающие на общественный правопорядок.

    Признаки административного правонарушения такие же, как и правонарушения в целом.

    При этом нарушители затрагивают сферы общественной жизни, которые охраняются мерами административной ответственности, в частности:

    1. государственное управление;
    2. дорожное движение;
    3. здоровье населения;
    4. налоги и финансы;
    5. таможенное регулирование;
    6. информационное пространство и другие.
    7. Соответственно, выделяют виды административных правонарушений по отраслям. Им посвящены отдельные главы КоАП. Состав административного правонарушения прописывается в отдельной статье Особенной части кодекса.

      Конкретное деяние может в одних государствах считаться правонарушением, в других – нет. Например, неуплата налогов с микродоходов, проституция, хранение марихуаны.

      Различаются подходы к возрасту уголовной ответственности, вине коллективных субъектов (юридических лиц, государств).

      Таким образом, правонарушение – изменчивое явление. Это деяние, которое члены общества считают реально или потенциально вредным в определённый отрезок времени.

      Автор статьи: Белоусова Наталья

      Административное правонарушение понятие, виды, признаки

      При совершении противоправного административного правонарушения следует наказание. Чаще всего при этом речь идёт о штрафе.

      Административное правонарушение это один из наиболее часто встречающихся видов нарушения закона. Более подробно об ответственности в этой сфере расскажет данная статья.

      Понятие и признаки административного правонарушения

      Если сделать определение кратко, то под такого рода правонарушением подразумевается совершение противоправного и виновного действия, за которое административным кодексом предусмотрено наказание.

      Перечислим некоторые признаки:

    8. Такому поступку присущ характер противоправности. Это означает, что при его совершении произошло то или другое нарушение норм права. Если же данное условие не соблюдено, значит не может идти речь о факте правонарушения.
    9. Важно понимать, что для того, чтобы поступок можно было рассматривать в таковом качестве, нужно, чтобы данное лицо имело виновность. Если данное условие не выполнено, никакому административному наказанию действие не подлежит. Вина в рассматриваемых обстоятельствах может существовать в двух различных формах: в виде неосторожности или наличия умысла.
    10. Ещё один существенный признак состоит в наличии наказания, предусмотренного законодательством при совершении рассматриваемого проступка.

    Если для нарушения характерна повторность, тяжесть наказания будет увеличиваться.

    Состав административного правонарушения

    Данное понятие позволяет более подробно рассмотреть данный тип нарушения. Это понятие можно рассматривать в качестве небольшой таблицы или схемы.

    Смотрите еще:  Леонид Голованов на собственном примере рассказывает, как можно улучшить звучание домашних и автомобильных аудиосистем. Домашняя экспертиза все выпуски

    В этом качестве в административном законодательстве выступают общественные отношения. При этом имеются в виду те, которые урегулированы законами и охраняются ими. При этом для совершивших такие правонарушения предусмотрены меры административного воздействия.

    К ней относится система установленных статьями Административного Кодекса элементов материального состава правонарушений, а также способ совершения нарушения.

    При этом рассматривается общая характеристика противоправного действия (или бездействия), а также связь с последствиями, которые наступают. При этом требуется установить между ними причинную связь.

    В данном качестве могут выступать физические или юридические лица, которые являются совершившими нарушение.

    Обратите внимание: граждане в рассматриваемом случае несут ответственность только в случае, если они являются достигшими к моменту действия 16 лет или больше.

    Субъективная сторона

    В этом понятии выражается отношение, которое имеется у субъекта к совершённому правонарушению, а также наличие вины.

    Виды административных правонарушений

    Существует несколько разновидностей таких нарушений, которые подлежат административному наказанию:

    • относящиеся к сфере нарушений прав граждан,
    • правонарушения, направленные против здоровья,
    • административные проступки, нарушающие права собственности,
    • в сфере животноводства, растениеводства и других отраслей сельского хозяйства,
    • промышленность, строительство и энергетика,
    • вождение машин,
    • нарушения, которые относятся к налоговой сфере,
    • входящие в сферу связи и информации,
    • относящиеся к таможенной сфере,
    • другие сферы.
    • Отличие от преступления

      Вот основные различия:

    • Понятие «преступление» выработано в сфере уголовного законодательства. В этом случае речь идёт о действии, за совершение которого предусмотрено наказание согласно Уголовному Кодексу. Административные правонарушения рассматриваются Административным Кодексом. Это один из моментов, в котором они отличаются.
    • Деяние становится преступным в том случае, если речь идёт о нанесении вреда людям, организациям или государству. Если такая опасность имеется, то речь идёт о преступлении.
    • Основным признаком административного проступка является относительно небольшая степень нанесённого вреда по сравнению с преступлениями.
    • Наказанием за уголовные преступления часто становится лишение свободы. За административные проступки часто речь идёт о наложении штрафа. В некоторых случаях такого рода правонарушения могут счесть малозначительными и не наказывать за них из-за отсутствия состава нарушения. В уголовном праве так поступить в связи с незначительностью преступления нельзя.
    • Возраст для уголовной ответственности больше, чем для административной.
    • Примеры административных проступков

      Здесь будут применены примеры из жизни.

      В сфере охраны собственности

      По ст. 7.17 КоАП нарушением признается такое событие, как повреждение, а также уничтожение чужой собственности.

      В сфере охраны окружающей среды

      Ст. 8.41 КоАП включает в себя наказание за нарушение порядка платы за вредные выбросы, сделанные предприятиями.

      В строительстве и промышленности

      Если строится трубопровод, но при этом имеют место нарушения техники безопасности — это является наказуемым административным правонарушением (ст. 11.20 КоАП), за которое устанавливается наказание.

      В сфере дорожного движения

      Если водитель проехал на красный свет, то этот поступок справедливо рассматривать как умышленный. Также является нарушением, когда цвет светофора не был виден, и машина поехала, хотя было бы справедливо предположить, что там горел красный свет.

      В сфере связи и информации

      Если человек получил кредитную историю (свою или чужую) или распространяет её незаконным образом, это отражено в ст. 5.53 КоАП.

      Если предоставить декларацию по НДФЛ с нарушением срока, который установлен законодательством, то это является административным правонарушением (ст. 15.5 КоАП).

      Административная ответственность

      Для наказания лиц, совершивших правонарушения, применяются следующие виды ответственности:

    • предупреждение,
    • может быть назначен штраф,
    • изъятие предмета, который был оружием правонарушения,
    • отмена на определённый срок или навсегда специального права, предоставленного ранее,
    • проведение административного ареста,
    • административное выдворение за пределы страны,
    • лишение права занимать определённые должности на конкретный срок,
    • приостановление деятельности фирмы,
    • запрет посещать места спортивных состязаний при их проведении.
    • Хорошо понимая, что такое административное правонарушение, какова ответственность за него, надо сделать всё возможное, чтобы избежать его совершения.

      Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

      Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Понятие административного правонарушения законодательно закреплено административно-правовой нормой КоАП и содержит все признаки административного правонарушения. Несмотря на это, многие ученые не учитывают изложенную позицию законодателя и выдвигают свои формулировки признаков. Установленные же законодателем правила поведения являются общеобязательными и подлежат охране со стороны государства.

      Исходным в характеристике указанных признаков является деяние. Это акт волевого поведения, который выражается в действии либо бездействии. Законодатель установил, что правонарушением может быть только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека. Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает выводи о невозможности привлечения к административной ответственности за мысли и убеждения.

      Деяние может быть выражено в форме действия — активного поведения, противоречащего установленной административно-правовой норме, либо бездействия — пассивного поведения — невыполнения предписанных законом правил поведения лицом, на которое возложена обязанность действовать определенным образом.

      Признак противоправности заключается в совершении деяния, нарушающего или не выполняющего административно-правовые нормы.

      Виновность деяния означает, что оно должно быть совершено умышленно или по неосторожности. Административно-правовой нормой установлены именно две эти формы.Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

      Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

      Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, ее отсутствие исключает признание деяния административным правонарушением, даже при формальном обладании признака противоправности.

      Административной ответственностью является наступление неизбежного юридического последствия — назначение административного наказания, установленного КоАП, законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

      Признаки, содержащиеся в понятии административного правонарушения, необходимо рассматривать в совокупности с его юридическим составом. Так, деяние, обладающее всеми признаками административного правонарушения, может не обладать юридическим составом.

      Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение. Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Несмотря на то что признаки состава административного Правонарушения представляют собой неделимое целое, они группируются по элементам состава.

      Элементом состава административного правонарушения является Однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Элементами административного правонарушения являются:

    • объект правонарушения;
    • объективная сторона правонарушения;
    • субъект правонарушения;
    • субъективная сторона правонарушения.

    Объект правонарушения — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности, на которые посягает деяние. Объект правонарушения по широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, подразделяется на общий, родовой и видовой объект.

    Смотрите еще:  Собственность - это законный способ кражи земных благ. Семейная частная собственность

    Общий объект — вся совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права, возникающих в сфере государственного управления, а в ряде случаев — конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

    Родовым объектом являются группы однородных, близких по содержанию общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных деяний. Родовые объекты перечислены в ст. 1.2 КоАП и сформулированы в главах Особенной части раздела II КоАП (права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность и др.). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

    Видовой объект представляет собой непосредственно охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на материальные и формальные. Состав административного правонарушения материальный, если в формулировке диспозиции правовой нормы административного правонарушения указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними. При формальном составе наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

    Объективная сторона правонарушения — специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием). Факультативными признаками объективной стороны являются место, время, способ, средство совершения правонарушения если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки, как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

    Субъектом правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение и способное понести административную ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП), а также юридическое лицо.

    Субъективная сторона правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Факультативные признаки выступают в виде цели и мотива и служат квалифицирующими признаками правонарушения, если содержатся в диспозиции нормы.

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

    Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

    В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

    В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

    Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)
  • Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

    Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

    Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

    Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

    Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

    Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

    Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

    Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

    Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

    Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

    Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

    Примером родового объекта административного правонарушения может служить

    • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
    • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
    • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
    • иные.
    • Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

      Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

      Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

      Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

      Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

      Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

      Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

      Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

      Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

      Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

      Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

      Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

      Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

      Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

      Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

      При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

      Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

      Понятие и признаки административного правонарушения

      Рубрика: Юриспруденция

      Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(37)

      Понятие и признаки административного правонарушения

      Аннотация. Актуальность проблемы настоящей статьи в настоящее время является очевидной. Автор предпринял попытку обобщить основные признаки административного правонарушения и дать определение данного понятия.

      Ключевые слова: административное правонарушение, противоправность, наказуемость, виновность

      Конституция Российской Федерации [1] определяет наше государство, как демократическое правовое с республиканской формой правления. В статье 2 Основного закона нашей страны говорится о высшей ценности прав и свобод человека в России.

      В качестве одной из обязанностей государства, таким образом, отмечается соблюдение и защита прав каждого человека. Институт административной ответственности, при этом, является существенным гарантом прав и свобод граждан, а также гарантом правопорядка и публичных интересов человека и гражданина. Будучи многоаспектным и многогранным правовым явлением, юридическая ответственность является одним из действенных способов социального регулирования.

      До недавнего времени вопрос определения понятия административного правонарушения в отечественной юридической литературе являлся мало разработанным.

      То же самое касается и признаков административного правонарушения, которые, зачастую, описываются авторами в отдельных работах, касающихся признаков преступления.

      Многими авторами высказываются точки зрения, что административное правонарушение имеет сходства с преступлением. Таким образом, представляется актуальным исследовать понятие и признаки административного правонарушения, а также определить особенности и специфические черты, которые позволяют отличить административное правонарушение от преступления.

      Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение.

      Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность [3].

      В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [2].

      Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов отмечают, что противоправное действие и противоправное бездействие представляют собой два возможных варианта противоправного деяния, иными словами противоправного поведения юридического либо физического лица.

      При этом действие представляет собой активное невыполнение законного требования, какой-либо обязанности или же нарушение установленного законом запрета, а бездействие представляет собой пассивное невыполнение той обязанности, которая была возложена на юридическое или физическое лицо [8].

      По мнению А.Н. Никитиной, противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда [7].

      Как отмечает А.Е. Миронов, с учетом имеющегося в законодательстве определения административной ответственности, можно выделить следующие ее основные признаки:

      · во-первых, противоправное деяние;

      · во-вторых, действие (бездействие) физического или юридического лица;

      · в-третьих, виновное действие, за которое установлена административная ответственность [6].

      Как отмечает Е.А. Канунникова, общественная опасность административного правонарушения означает, что в результате его совершения наносится вред правам и законным интересам граждан, а также самому государству и обществу. Именно общественная опасность административного правонарушения представляет собой одно из непременных условий наступления административной ответственности за его совершение. При отсутствии указанного признака, следует говорить и об отсутствии самого административного правонарушения [4].

      Автор Н.А. Маркова, исследуя общие черты административного правонарушения и преступления, приходит к выводу, что общими признаками преступлений и административных правонарушений являются вредоносность, противоправность, виновность и наказуемость.

      Как отмечает автор, «преступление и административное правонарушение – это деяния противоправные, виновные и наказуемые. Однако общность преступлений и адми­нистративных правонарушений не ограничивается вышеперечисленными признаками» [5].

      Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов отмечают, что с учетом анализа понятия административного правонарушения необходимо выделять следующие три его признака:

      · в-третьих, наказуемость [8]

      При этом под противоправностью следует понимать то обстоятельство, что при совершении данного деяния были нарушены какие-либо правовые нормы. Никакое деяние (как действие, так и бездействие) не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

      Что касается второго признака – «виновность деяния», то следует отметить, что он подразумевает, что административное правонарушение было совершено при наличии вины.

      Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением.

      Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

      Что касается третьего признака – «наказуемость деяния», то данный признак означает, что за совершение данного деяния обязательно должна быть установлена административная ответственность физическому или юридическому лицу (нормами КоАП РФ или положениями законов субъектов России об административных правонарушениях).

      Следует заметить, что за многие неосторожные или же умышленные противоправные деяния предусмотрена не административная ответственность, а другая, например, дисциплинарная ответственность.

      К сожалению, имеется также достаточное количество случаев, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая юридическая ответственность.

      В таких случаях деяние, несмотря на его виновность и противоправность, не может быть признано административным правонарушением.

      Смотрите еще:  Больничный на один день. Приказ от 31 декабря 2019 года 1208н